Программа аттестационных испытаний




Скачать 129.11 Kb.
НазваниеПрограмма аттестационных испытаний
Дата15.10.2012
Размер129.11 Kb.
ТипПрограмма
Программа аттестационных испытаний

Факультет Дошкольной педагогики и психологии


Бакалавриат по направлению «Педагогическое образование»,

профили Дошкольное образование и Музыка


2 и 3 курсы


Профильный экзамен в форме музыкального прослушивания. Музыкальное прослушивание включает в себя:

Исполнение на фортепиано программы:

Исполнить наизусть одно классическое произведение по выбору абитуриента:

1) полифоническое произведение (трехголосные инвенции И.С. Баха, сонатная форма (И. Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен)

2) 6-8 пьес из сборников: С.М.Майкапар «Бирюльки», А.Т.Гречанинов «Детский альбом», А.Т.Гречанинов «Бусинки»


Бакалавриат по направлению «Педагогическое образование», профиль Дошкольное образование / Дошкольное образование и Иностранный язык


2 курс «Педагогика»

Педагогика как наука. Важнейшие этапы развития педагогики. Основные категории педагогики.

Целостный педагогический процесс как единство обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса, их характеристика. Этапы педагогического процесса.

Роль и значение воспитания в целостном педагогическом процессе. Воспитание как создание условий для развития человека как субъекта деятельности, личности, индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Личностный подход в воспитании.

Задачи, содержание и результат воспитания. Гуманистическая направленность методов воспитания, их классификация. Взаимосвязь методов воспитания. Целостность их применения.

Обучение как подсистема целостного педагогического процесса. Модели и технологии обучения. Сущность и принципы проектирования учебных технологий. Тенденции развития современных образовательных технологий. Виды обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, программированный), их взаимосвязь. Двусторонний характер обучения. Гуманистическая направленность и личностный характер обучения.

Структура усвоения детьми учебного материала. Единство и связь образования, самообразования и взаимообучения.

Формы организации учебной работы. Урок - основная форма обучения. Задачи урока: воспитательные, образовательные, развивающие. Многообразие типов и структуры уроков.

Особенности проведения дополнительных занятий. Домашняя самостоятельная работа. Учебные экскурсии, виды, методика проведения.

Методы обучения и их классификация: по источнику информации (И.Т.Огородников); по характеру мыслительной деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер); по этапам формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). Характеристика методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых.

Приемы и средства обучения. Классификация средств обучения. Учебники и учебные пособия, наглядные и технические средства обучения.

Методы учета и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Виды и критерии оценки (полнота, правильность, осознанность, действенность, прочность, готовность к творческому использованию).

Понятие содержания образования. Соответствие содержания образования уровню развития науки, техники, культуры. Федеральный государственный образовательный стандарт.

Психолого-педагогические, методические требования к разработке учебных планов, программ, учебников. Соотношение единства целей и задач школы с многообразием ее типов, вариативностью учебных планов, программ и учебников.

Рекомендуемая литература:

1.Ситаров В.А. Дидактика М. – Магистр, 2003. – 353 с.

2.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед.. – М.: Школа-Пресс, 2003. – 376 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: общие основы. М.: Владос, 2001. Т. 1– 2.

4.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под. ред. С.А. Смирнова М. – Академия 2001. – 509 с.

5.Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А.. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 96 с.


3 курс «Дошкольная педагогика»


Дошкольная педагогика как наука. Методы педагогического исследования. Образовательные программы для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание дошкольников. Режим дня в дошкольном учреждении. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Теоретические основы обучения. Воспитание у детей умственной активности. Современные подходы к организации обучения в ДОУ. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Формирование нравственных чувств, представлений, привычек и опыта нравственного поведения дошкольников. Воспитание нравственно-волевых качеств личности. Воспитание у дошкольников гуманных чувств. Трудовое воспитание дошкольников. Виды труда детей и формы его организации. Развитие эстетического восприятия и чувства в дошкольном возрасте.

Сущность и структура целостного педагогического процесса. Гуманизация педагогического процесса на современном этапе.


Рекомендуемая литература:

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М., 2007.

  2. Буре Р.С. Воспитатель и дети. – М., 2001

  3. Драгунова О. В. Дошкольная педагогика. Часть 1. Чебоксары, 2003.

  4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

  5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998.

  6. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.

  7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

  8. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих/Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А.Коротковой. – М., 2003.

  9. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – 2-е изд. – Екатеринбург, 1999.

  10. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. – М., 2000.

  11. Оценка знаний студентов по дисциплинам предметной подготовки.// Под ред. Т.А. Макеевой, Е.А. Сурудиной М., 2004.

  12. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие (1—3 года). – М., 2000.

  13. Педагогика раннего возраста./ Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.И. Котовой, Д.В. Сергеевой. – М., 1998.

  14. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003.

  15. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике /Под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. -М., 2000.

  16. Современные образовательные программы дошкольных учреждений./Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2002.

  17. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.



Бакалавриат по направлению «Психология»


2 курс «Общая психология»

Ощущение, классификация ощущений, их свойства и физиологические основы. Понятие о восприятии. Исследования восприятия в гештальпсихологии, законы построения образа. Основные свойства восприятия. Развитие восприятия, связь восприятия с мышлением в первые годы жизни ребенка. Восприятие пространства, движения и времени. Восприятие и установка.

Понятие памяти, основные виды и типы памяти (общая характеристика). Основные процессы памяти. Физиологические основы памяти. Методы исследования памяти в ассоциативной психологии, эксперименты Эббингауза. Развитие ассоциативной памяти.

Трехкомпанентная теория памяти Атконсона и др. Понятие о мнемической деятельности, способы развитие памяти. Схематическая и эйдейтическая память, их характеристика.

Понятие оперативной памяти, память и деятельность, память и установка. Механическая и опосредованная память. Связь памяти и мышления. Понятие о внешнем и внутреннем знаке и их роли в развитии памяти человека. Произвольная и непроизвольная память, влияние установки на длительность запоминания. Роль деятельности в развитии непроизвольного запоминания.

Виды и типы мышления, их характеристика. Основные формы мышления. Связь мышления с другими психическими процессами. Подход к мышлению в основных психологических школах и направлениях (вюрцбургская школа, бихевиоризм, гештальтпсихология, теория Пиаже, теория Выготского, когнитивная психология). Основные операции мышления, связь мышления с деятельностью. Творческое мышление. Задача и проблемная ситуация, мышление и решение задач.

Мышление и речь, их взаимосвязь. Значение слова, понятие знака и символа, их характеристика. Понятие о речи и языке, их характеристика. Язык как средство мышления. Основные составные элементы кодов языка. Психологическая структура речи, ее основные виды и функции. Основные закономерности генезиса речи.

Виды воображения, их общая характеристика. Операции воображения. Конвергентное и дивергентное, логическое и интуитивное мышление, их связь с воображением. Воображение и креативность. Проблема развития творчества, надсознательное и бессознательное в творчестве.

Понятие внимания, виды внимания. Физиологическая основа внимания. Основные свойства внимания, их характеристика. Индивидуальные особенности внимания.

Мотивы и потребности, их роль в регуляции деятельности. Виды мотивов, сознательные и бессознательные мотивы, понятие установки (Узнадзе). Ситуативное развитие мотивации. Проблема смыслообразования. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Развитие мотивов и понятие направленности личности.

Понятие об эмоциях. Динамический, когнитивный и физиологический подходы к пониманию эмоций. Динамический и когнитивный подходы к развитию эмоций. Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций и чувств в регуляции активности человека. Стрессы и аффекты, общие черты и отличия в их психологической характеристике. Фрустрация и ее связь с эмоциональными состояниями человека. Эмотивность как индивидуальная особенность человека.

Понятие о воле, структура волевого акта. Проблема волевой регуляции действия. Мотивация и воля, борьба мотивов. Проблема свободы воли в психологии.


Рекомендуемая литература

Андерсон Д. Р. Когнитивная психология. СПб., Питер, 2002, 496 с.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., Прогресс, 1980, 318 с.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., МГУ, 1990, 321 с.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1996, 432 с.

Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб., Питер, 2002, 320 с.

Изард К. Психология эмоций. Спб, 2000. 464 с.

Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. М., 1978

Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975, 231 с.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики .М., МГУ, 1981, 432 с.

Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., МГУ, 1990, 345 с.

Тихомиров О.К. Психология мышления. М., МГУ, 1989, 274 с.


Бакалавриат по направлению «Психолого-педагогическое образование» (на базе педколледжа)


2 курс «Педагогика»


Педагогика как наука. Важнейшие этапы развития педагогики. Основные категории педагогики.

Целостный педагогический процесс как единство обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса, их характеристика. Этапы педагогического процесса.

Роль и значение воспитания в целостном педагогическом процессе. Воспитание как создание условий для развития человека как субъекта деятельности, личности, индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Личностный подход в воспитании.

Задачи, содержание и результат воспитания. Гуманистическая направленность методов воспитания, их классификация. Взаимосвязь методов воспитания. Целостность их применения.

Обучение как подсистема целостного педагогического процесса. Модели и технологии обучения. Сущность и принципы проектирования учебных технологий. Тенденции развития современных образовательных технологий. Виды обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, программированный), их взаимосвязь. Двусторонний характер обучения. Гуманистическая направленность и личностный характер обучения.

Структура усвоения детьми учебного материала. Единство и связь образования, самообразования и взаимообучения.

Формы организации учебной работы. Урок - основная форма обучения. Задачи урока: воспитательные, образовательные, развивающие. Многообразие типов и структуры уроков.

Особенности проведения дополнительных занятий. Домашняя самостоятельная работа. Учебные экскурсии, виды, методика проведения.

Методы обучения и их классификация: по источнику информации (И.Т.Огородников); по характеру мыслительной деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер); по этапам формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). Характеристика методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых.

Приемы и средства обучения. Классификация средств обучения. Учебники и учебные пособия, наглядные и технические средства обучения.

Методы учета и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Виды и критерии оценки (полнота, правильность, осознанность, действенность, прочность, готовность к творческому использованию).

Понятие содержания образования. Соответствие содержания образования уровню развития науки, техники, культуры. Государственный образовательный стандарт.

Психолого-педагогические, методические требования к разработке учебных планов, программ, учебников. Соотношение единства целей и задач школы с многообразием ее типов, вариативностью учебных планов, программ и учебников.

Рекомендуемая литература:

1.Ситаров В.А. Дидактика М. – Магистр, 2003. – 353 с.

2.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед.. – М.: Школа-Пресс, 2003. – 376 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: общие основы. М.: Владос, 2001. Т. 1– 2.

4.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под. ред. С.А. Смирнова М. – Академия 2001. – 509 с.

5.Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А.. Тренинговые и контрольные задания по дидактике. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 96 с.


3 курс «Детская психология»


Психологическая характеристика онтогенеза на разных этапах развития общества. Происхождение периодов детства. Детская психология как учение о периодах детского развития. единица анализа детской психологии – возраст.

Нормативный подход к развитию психики ребенка и характеристика методов исследования. Система диагностики детского и подросткового возраста А. Гезелла. Понятие возрастной нормы. Вариативность психического развития, понятие индивидуальной нормы и индивидуального стиля жизни.

Созревание и развитие, понятие об эволюционном и революционном путях развития. Законы психического развития. Социальная ситуация развития и ее роль в процессе становления психики. Соотношение обучения и развития. Понятие о развивающем обучении. Периодизация психического развития, генетическая и функциональная периодизация. Соотношение роста и развития, особенности понимания генезиса психики ведущими психологами. Основные этапы развития психики в онтогенезе. Соотнесение филогенеза и онтогенеза. Теория рекапитуляции и логического соответствия.

Основные понятия и стадии психо-социального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. Понятие идентичности, ее виды.

Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии В. Штерна. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления. Стадии интеллектуального развития.

Учение Л.С. Выготского о предмете детской психологии, единице анализа психики и методе ее исследования. Проблема периодизации в работах Л.С. Выготского: понятие возраста, значение кризисов в психическом развитии ребенка. Понятие "зоны ближайшего развития", его теоретическое и практическое значение. Проблема сензитивных периодов. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для психологии.

Понятие ведущей деятельности. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина. Закон периодизации детского развития.

Проблема обучения и развития в современной отечественной психологии. Теория В.В. Давыдова о развивающем обучении. Связь содержания обучения и психического развития.

Новорожденный. Коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постнатальному детству. Безусловные и ранние условные рефлексы. Комплекс "оживления". Развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой. Формирование потребности в общении. Феномен госпитализма. Основные новообразования раннего возраста. Характеристика кризиса первого года жизни.

Орудийно-предметная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. Развитие восприятия, памяти, мышления в раннем возрасте. Воспитание раннего возраста.

Овладение речью как орудием совместной деятельности ребенка и взрослого. Общая характеристика психологических особенностей ребенка. Характеристика кризиса трех лет.

Игра - ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Теории детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности. Творческие сюжетно-ролевые игры, их особенности, значение в воспитании детей. Театрализованные игры детей как разновидность творческих игр. Строительно-конструктивные игры, их особенности, руководство ими. Дидактические игры как средство воспитания и форма обучения детей дошкольного возраста.

Развитие памяти, мышления и речи в дошкольном возрасте. Формирование умственных действий и понятий в дошкольном возрасте. Феномены детского мышления: эгоцентризм, синкретизм, анимизм, артификализм, глобальность.

Изменение мотивов и форм отношений со сверстниками на протяжении дошкольного возраста. Появление самооценки. Характеристика кризиса семи лет. Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте, проблема готовности ребенка к школьному обучению. Подготовка детей к школе в детском саду и семье. Преемственность работы между дошкольным образовательным учреждением и школой.

Учение как ведущая деятельность младшего школьника. Проблема обучения и психического развития в младшем школьном возрасте. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий. Учебная деятельность и развитие личности в младшем школьном возрасте. Основные новообразования младшего школьного возраста.


Рекомендуемая литература:

Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. М., Просвещение, 1982-83.

Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.

Крайг Г.. Психология развития. СПб., 1999.

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., Линка-пресс, 1997.

Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., Владос, 1998.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – 2-е изд. – Екатеринбург, 1999.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., Тривола, 1995.

Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие (1—3 года). – М., 2000.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., Педагогика-пресс, 1994.

Психология развития. Под ред. Т.Д.Марцинковской. М., Академия, 2001.

Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., Школа-пресс.2002.

Эльконин Д.Б. Избранное - М., Академия педагогических и социальных наук, 1996.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Похожие:

Программа аттестационных испытаний iconПрограмма аттестационных испытаний «Психология»
Программы аттестационных испытаний при приеме на второй им последующие курсы, при переводах
Программа аттестационных испытаний iconРасписание вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний и аттестационных испытаний (предмет, дата, время, экзаменационная группа и место проведения экзамена,
Перечнем вступительных испытаний в вуз, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №505 от 28 октября...
Программа аттестационных испытаний iconПрограмма аттестационных испытаний при приеме студентов на 2 -й и последующие курсы
Программа аттестационных испытаний при приеме студентов на 2 –й и последующие курсы
Программа аттестационных испытаний iconПрограмма аттестационных испытаний
Системы обеспечения движения поездов 190402. 65 Автоматика, телемеханика и связь на
Программа аттестационных испытаний iconПрограмма аттестационных испытаний
Электрический транспорт железных дорог 190205. 65 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование
Программа аттестационных испытаний iconПрограмма аттестационных испытаний
Бакалавриат по направлению «Филология», профиль Зарубежная филология (английский язык и литература)
Программа аттестационных испытаний iconРасписание 5 этапа вступительных (аттестационных) испытаний

Программа аттестационных испытаний iconПрограмма аттестационных испытаний по химии биолого химический факультет
Печатается по решению учебно-методической комиссии биолого-химического факультета
Программа аттестационных испытаний iconРоманович Ж. А., Калачев С. Л. Сервисная деятельность: Учебник / Под общей ред проф. Ж. А. Романовича
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на второй и последующие курсы
Программа аттестационных испытаний iconПрограмма аттестационных испытаний в 2010 году по специальности 030602
Слушатели параллельного обучения по второй основной образовательной программе высшего профессионального образования на договорной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница