Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008




НазваниеМетодические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008
страница1/7
Дата15.10.2012
Размер0.99 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. Г. Горького


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


“Физическая реабилитация"


(для студентов 4 курса медицинских факультетов)


Донецк 2008


Методические указания к практическим занятиям по физической реабилитации (для студентов 4 курса медицинских факультетов) / Под ред. В.Н.Сокрута.- Донецк, 2008.- с.


Авторы Сокрут В.Н., Середенко Л.П., Поважная Е.С.,

Пеклун И.В., Гурбич Е.А., Лыков А.А., Терещенко И.В.,

Попов В.М., Яцукненко Е.И., Карлова И.В.


Предложенные методические указания к практическим занятиям предназначены для самостоятельной работы студентов и способсьвуют лучшему усвоению знаний-умений при изучении модуля: “Физическая реабилитация" (для студентов 4 курса медицинских факультетов)


Рецензенты:


Линевский Ю.В. доктор медицинских наук, профессор кафедры внутренней медицины №1


Басий Р.В. кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека, зав. учебно-методическим кабинетом

Пархоменко Т.А. кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренней медицины № 2, методист по терапевтическим дисциплинам


ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ И СПОРТСМЕНОВ. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ВРАЧЕБНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА»


Актуальность. Медицинское обеспечение рационального использования методов физической культуры для гармоничного развития человека, укрепляет ее здоровье, повышает эффективность занятий для улучшения работоспособности и творческого долголетия. Проведение спортивного отбора, изучение болезней, которые связаны со спортом значительно повышает спортивную работоспособность.

Для разрешения заданий врачебного контроля, каждый человек, который занимается физической культурой и спортом, должен пройти врачебное обследование. Правильная оценка физического развития человека приводит к правильному подбору методик кинезотерапии, спорта, физической культуры.

Общая цель: уметь оценить уровень физического развития человека, относительно занятий физкультурой и спортом или для назначения ЛФК.

Для реализации общей цели Вам нужно уметь:

Конкретные цели:

знаний - умений:

  • Знать цель, задания и особенности врачебного контроля при оздоровительной и спортивной тренировке

  • Определить антропометрические показатели при помощи соответствующих внешних признаков (кожи, осанки, и тому подобное).

  • Оценить уровень физического развития и тип телосложения.

Программа выходного уровня

  • Оценить изменения функционального состояния органов и систем при различных патологических состояниях (кафедра патологической физиологии)

  • Интерпретировать отдельные показатели физического развития, стоматоскопических данных, методики /Кафедра пропедевтичной терапии, кафедра пропедевтики детских болезней/.

  • Уметь внедрять методы статистической обработки физиологических показателей. /Кафедра социальной медицины, кафедра гигиены и экологии/.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

Задание 1

Для распределения детей на медицинские группы для занятий физкультурой определяют развитие ребенка. Какой основной показатель физического развития детей и подростков?

А. Рост

В. Масса тела

C. Окружность грудной клетки

Д. Жизненная емкость легких

Э. Мускульная сила

Эталон ответа: А


Задание 2

Во время медицинского обследования студентов и курса на кафедре физического воспитания антропометрические показатели оценивали с учетом сигмальных отклонений. Какой метод оценки был применен

А. Стандартов

В. Корреляции

С. Индексов

Д. Профилей

Э. Перцентилей

Эталон ответа: А

Задание 3


На врачебное обследование прибыл спортсмен-легкоатлет 27 лет. Для сбора анамнеза врачу необходимо выяснить

А. Вес родных

В. Хирургические операции в прошлом

С. Наличие братьев и сестер

Д. Годы жизни дедушек и бабушек

Е. Образование.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ

НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1. Нормальная физиология / Под ред. проф. В.И. Филимонова.-К.: Здоровье, 1994.-С.25-53

2. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. - Г.: Медицина, 1985.-С.67-79

3. Василенко В.Х. Пропедевтика внутренних болезней.- г.: Медицина, 1989.-С.155-271

4. Социальная медицина и охрана здоровья /Под ред. Вороненко Ю.В., Москаленко В.Ф. - Тернополь: Укр. мед. книга, 2000. - С.247-269

5. Гигиена детей и подростков /Под ред. В.Н. Кордашенко. - Г.: Медицина, 1988.-С.115-138


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ

ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Определения СМ как клинической дисциплины. Основные направления СМ. Понятие о врачебном контроле. Цель и задание врачебного контроля. Виды врачебных наблюдений. Особенности врачебного контроля за лицами различного пола и возраста.

2. Методика комплексного врачебного обследования физкультурников и спортсменов, виды врачебных обследований

3. Определение «физическое развитие». Факторы, которые определяют физическое развитие человека. Методы исследования и оценки физического развития и состояния опорно-двигательного аппарата.


ИСТОЧНИКИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ОСНОВНЫЕ:

1. Лечебная физкульура и спортивная медицина /Клапчук В.В., Дзяк Г.В., Муравов І.В. и др.; за ред. В.В. Клапчука, И.В. Дзяка. - К,: Здоров, я, 1995. - С.30-45

2. Лечебная физкультура и врачебный контроль / Под ред. В.К. Епифанова,

Г.А. Апанасенко. - Г.: Медицина, 1990. - С. 10-28

3. Лекция по соответствующей теме.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

1. Детская спортивная медицина / Под ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хрущева -М: Медицина, 1980.-С. 144-165

2. Физическое развитие детей и подростков /Апанасенко Г.Л. - К.: Здоров, я, 1985. 80 с.

3. А.В. Чоговадзе, М.М. Круглый. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорите. Г.: Медицина, 1977 - С.3-75.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Задание 1

Врач проводит обследование студентов, которые занимаются физкультурой. Определяет плотность занятия. Квалифицировано проведенное занятие имеет плотность

А. 30-40%

В. 40-50 %

С. 50-60%

Д. 60-70%

Э. 70-80%


Задание 2

У студента 18 лет гиперстенический тип телосложения, рост ниже среднего, широкие прямые плечи, широкая грудная клетка, тупой надчеревный угол, имеет место преимущество поперечных размеров тела над продольными, конечности короткие, широкие кисти с короткими пальцами, короткая толстая шея, крепкая эластичная кожа. Какие основные признаки гиперстенического типа телосложения?

А. Преимущество поперечных размеров тела

В. Низкий рост, короткие конечности, короткие пальцы

С. Широкие плечи. Широкая грудная клетка

Д. «Тяжелый костяк»

Э. «Тяжелый костяк», широкие плечи, широкая грудная клетка


Задание 3

Спортсмен с легкой атлетики имеет рост 180 см (отклонение от среднестатистического на +1,2&), масса тела отличается на +1,0&, окружность грудной клетки на +1Д&, ЖЕЛ на +1,5&, кистевая динамометрия правой руки на +1,3&, левой на +1,0&,. Какой уровень физического развития у спортсмена по методу стандартов?

А. Высокий

В. Выше среднего

С Средний

Д. Ниже среднего

Э. Низкий


Задание 4

Ученик 10 класса средней школы имеет рост 176 см (+0Д&) массу тела 67 кг (- 0Д&), окружность грудной клетки 93 см (+00,2&), ЖЕЛ 5700 мл (- 0,8&), кистевая динамометрия правой руки 52 кг (+0,3&), левой 50 кг (+0,5&). К какой медицинской группе для занятий физической культурой назначить ученика по данным физического развития?

А. Основной

В. Подготовительной

C. Специальной


КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к работе студентов на практическом занятии

В начале занятия проводится проверка начального уровня знаний студентов. После этого студенты измеряют основные антропометрические показатели и определяют уровень физического развития при помощи метода стандартов. Потом полученные результаты заносят в карту (форма № 067 в).

В конце занятия студенты решают тестовые задания. При подведении итогов занятия осуществляется анализ выполненной работы.


ТЕМА: «ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМ ПРИ ПОМОЩИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЛЕКСНОГО ВРАЧЕБНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. ВРАЧЕБНЫЙ ВЫВОД»


Актуальность темы: состояние здоровья и уровень физического развития человека влияют на возможности и характер физических тренировок относительно занятий физкультурой, спортом, а также большое значение для физической реабилитации больных. Функциональные возможности организма наиболее полно отражают функционально-динамические пробы с физической нагрузкой. Врач на основании полученных показателей предоставляет рекомендации относительно занятий физкультурой, спортом, а больным назначает лечебную физкультуру.

Общая цель: уметь оценить уровень функционального состояния человека, относительно занятий физкультурой и спортом или для назначения ЛФК.

Для реализации общей цели Вам нужно уметь:


Конкретные цели:

знаний - умений:

  • Определить основные задания функционального обследования

  • Проводить функциональные пробы с задержкой дыхания (Штанге, Генчи), нагрузочно-дыхательные пробы, пробы с изменением положения тела в пространстве (ортостатическая, клиностатическая).

  • Оценить типы реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку

Программа выходного уровня

  • Оценить изменения функционального состояния органов и систем при различных патологических состояниях (кафедра патологической физиологии)

  • Уметь собирать показатели функции сердечно-сосудистой, дыхательной систем /Кафедра пропедевтики, кафедра пропедевтики детских болезней/.

  • Интерпретировать отдельные показатели функции сердечно-сосудистой системы /Кафедра пропедевтики, кафедра пропедевтики детских болезней/.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВЫХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

Задание 1

У больного В., 46 лет, рабочего металлургического завода, поставлен диагноз хронический обструктивный бронхит, фаза ремиссии, ДН І-ІІА ст. Показано проведение функциональных проб для назначения кинезотерапии. Какие особенности патогенеза заболевания обеспечивают его хронический характер?

А. Изменения структурно-функциональных свойств слизистой оболочки бронхов

В. Воспаление слизистой оболочки бронхов

С. Нарушение дренажной функции бронхов

Д. Снижение реактивности организма

Э. Пребывание в условиях действия патогенных факторов внешней среды

Эталон ответа: Д


Задание 2

Во время медицинского обследования детей на кафедре физического воспитания изучали функцию дыхательной системы. К особенностям функционирования дыхательной системы при физической нагрузке у детей по сравнению со взрослыми относится:

А. Усиление дыхания за счет повышения частоты

В. Менее эффективная компенсация функций

С. Бвстрое возобновление дыхания после нагрузки

Д. Усиление дыхания за счет повышения глубины


Задание 3

Больной лечится в стационаре по предлогу острого инфаркта миокарда. К возможным осложнениям, которые связаны с длительным пребыванием больного в кровати, относят

А. Гипостатическая пневмония и атония кишечника

В. Флебит и тромбозы сосудов

С. Нарушение водно-солевого обмена

Д. Трофические нарушения мягких тканей


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ

1. Нормальная физиология /Под ред. проф. В.И. Филимонова.-К.: Здоровье, 1994.-С.25-53

2. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. - Г.: Медицина, 1985.-С.67-79

3. Василенко В.Х. Пропедевтика внутренних болезней.- г.: Медицина, 1989.-С.155-271

4. Социальная медицина и здравоохранение /Под ред. Вороненко Ю.В., Москаленко В.Ф. - Тернополь: Укр. мед. книга, 2000. - С.247-269


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ

ЦЕЛЕВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. Понятие о функциональных пробах и их значениях в функциональной диагностике. Виды функциональных проб.

2. Методика проб (20 приседаний за 30 с, 15-секундный бег на месте в максимальном темпе, 3-хв. бег на месте в темпе 180 шагов за мин., Летунова и тому подобное).

3. Типы реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.


ИСТОЧНИКИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ


ОСНОВНЫЕ:

1. Лечебная физкульура и спортивная медицина /Клапчук В.В., Дзяк Г.В., Муравов І.В. и др.; за ред. В.В. Клапчука, И.В. Дзяка. - К,: Здоров, я, 1995. - С.30-45

2. Лечебная физкультура и врачебный контроль / Под ред. В.К. Епифанова, Г.А. Апанасенко. - Г.: Медицина, 1990. - С. 25-41

3. Графлогічна структура темы

4. Лекция за соответствующей темой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

1. Детская спортивная медицина /Под ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хрущева -М: Медицина, 1980.-С. 144-165

2. Физическое развитие детей и подростков /Апанасенко Г.Л. - К.: Здоров, я, 1985. - 80с.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Задание 1

К функциональным пробам, которые характеризуют возбудимость вегетативной нервной системы относятся все, кроме:

А. Клиноортостатические пробы

В. Глазодвигательный рефлекс Ашнера.

С. Пробы Ромберга.

Д. Пробы Генча

Э. Пробы Штанге.


Задание 2

Спортсмен с легкой атлетики перенес грипп. При проведении пробы Мартине был обнаруженное снижение диастолического артериального давления до „0". Для какой патологической реакции это характерно?

А. Нормотонической

В. Гипертонической

C. Астенической

Д. Дистонической

Э. Ступенчатой


Задание 3

Для определения адаптации организма к физической нагрузке пациенту было предложено выполнить стандартную пробу (20 приседаний за 30 с). После нагрузки прирост ЧСС составлял 110%, AД систолическое существенно не изменилось, диастолическое давление повысилось на 10 мм рт.ст., пульсовое давление уменьшилось, время восстановления продолжалось 3 мин. 40 с

Какому типу реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку отвечают приведенные изменения

А. Нормотоническому

В. Гипертоническому

C. Астеническому

Д. Дистоничному

Э. Ступенчаому


Задание 4

Ученик 10 класса средней школы имеет рост 176 см (+0Д&) массу тела 67 кг. (-0Д&), окружность грудной клетки 93 см (+00,2&), ЖЕЛ - 5700 мл (- 0,8&), кистевая динамометрия правой руки 52 кг (+0,3&), левой 50 кг (+0,5&). Реакция на 20 приседаний за 30 секунд - нормотоническая.

К какой медицинской группе для занятий физической культурой назначить ученика по данным физического развития и реакции на физическую нагрузку?

А. Основной

В. Подготовительной

C. Специальной


КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к работе студентов на практическом занятии


В начале занятия проводится проверка начального уровня знаний студентов. После этого студенты проводят функциональные пробы с задержкой дыхания (Штанге, Генчи), нагрузочно-дыхательные пробы, пробы с изменением положения тела в пространстве (ортостатическая, клиностатическая). Потом проводят оценку типов реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку. В конце занятия студенты решают тестовые задания. При подведении итогов занятия осуществляется анализ выполненной работы.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008 iconМетодические указания “общая физиотерапия (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008
Методические указания к практическим занятиям с общей физиотерапия (для студентов 4 курса медицинских факультетов) /Под ред. В. Н....
Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008 iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям для студентов 1 курса всех факультетов
История Украины: методические указания для подготовки к практическим занятиям для студентов 1 курса всех факультетов. – Донецк: днму,...
Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008 iconСамостоятельная работа по истории физической культуры для студентов I курса дневного отделения тренерского и педагогического факультетов
Методические рекомендации предназначены для студентов нгу им. П. Ф. Лесгафта очной формы обучения по направлению «Физическая культура»...
Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008 iconМетодические указания к практическим занятиям и рабочая тетрадь по ботанике для студентов фармацевтического факультета
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов...
Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008 iconМетодические указания к практическим занятиям по биологии и рабочая тетрадь для студентов фармацевтического факультета
Методические указания составлены в соответствии с “Программой по биологии для фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов...
Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008 iconМетодические указания и контольные работы по английскому языку для студентов-заочников 1 курса исторического факультета
Учебно-методические указания разработаны преподавателем кафедры английского языка гуманитарных факультетов В. В. Гогенко, преподавателем...
Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008 iconМетодические указания и контольные работы по английскому языку для студентов-заочников 1 курса исторического факультета
Учебно-методические указания разработаны преподавателем кафедры английского языка гуманитарных факультетов В. В. Гогенко, преподавателем...
Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №2)
...
Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008 icon«Хирургические болезни» для студентов 5 курса Педиатрического факультета
Рабочая программа составлена на основании «Программы по хирургическим болезням для студентов лечебных факультетов медицинских высших...
Методические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса медицинских факультетов) Донецк 2008 iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов 5 курса к практическим занятиям по детской хирургии донецк 2011
Рекомендует Ученым советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, протокол № от г
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница