План. Из истории вопроса. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков




Скачать 347.21 Kb.
НазваниеПлан. Из истории вопроса. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков
страница1/3
Дата14.10.2012
Размер347.21 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Тема: Проблема «трудных» в педагогике.


План.

1. Из истории вопроса.

2. Источники опасности для взрослеющего подростка.

«Риски» развития и саморазвития подростков.

4. Общие причины возникновения «трудновоспитуемости».

3. Современное понимание «трудновоспитуемости».

Признаки и общая характеристика.

5. Общая логика и стадии проявления и закрепления

«трудновоспитуемости»

6. Работа педагогов с «трудными» подростками.

Педагогическая поддержка. Приёмы взаимодействия.

7. Проблема агрессивности подростков.

8. Проблема школьной дисциплины.


.


1. Из истории вопроса.

Проблема «трудны» подростков-школьников,- одна из сложных педагогических проблем, которая волнует не только педагогов, но и родителей, общественность, страну в целом.

Термин «трудновоспитуемость» вошёл в науку в 20ые-30ые годы 20века, и в общем понимании означал невосприимчивость к педагогическому влиянию и сопротивляемость ему со стороны воспитанника.

Так, Блонский П.П. писал: «…с объективной точки зрения, трудный ученик- такой ученик, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик- такой ученик, с которым учителю трудно, тягостно заниматься; который требует от учителя много работы».

Педагог и психолог Мясищев В.Н., определяя характерные, наиболее типичные черты трудных подростков, перечисляет их более десятка, среди которых:

-отвращение к школе; -вражда с учителем;

-отсутствие всякого интереса к школьной работе;

-влечение к неорганизованному досугу;

-интерес к ярким впечатлениям улицы; склонность к азарту, зрелищам, и удовлетворение этой своей тяги любыми средствами;

-неумение и нежелание подчиняться школьному режиму и общим правилам с демонстративным нарушением их;

-дезорганизация общей работы грубыми, дерзкими и циничными выходками; и пр.

В.А.Сухомлинский писал:

«Трудные – это не только те, кто оступился в жизни, кто встал на неправильный путь…, -это не всегда хулиганы…, - трудные- это сложная и интересная натура, иной раз неловко и больно задетая локтем в жизни. «Трудный»- это не сразу понятая, но чаще всего своеобразная личность, требующая к себе индивидуального подхода. «Трудный»- это чаще всего тот, до которого не доходят руки учителя.»


Что же приводит взрослеющего подростка в категорию «трудных»?


2. Источники опасности для взрослеющего подростка.

«Риски» развития и саморазвития подростков.

Проф. Мудрик А.В. считает, что в школьном возрасте,-т.е. в детстве, отрочестве и юности,- взрослеющий подросток сталкивается с определёнными опасностями, влияющими на его становление.

Наиболее типичными и серьёзными источниками опасности для взрослеющего ребёнка являются: *семья, *общество сверстников, *воспитательные организации. Именно эти опасности рождают ряд индивидуальных проблем, в решении которых ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка.

Опасности, исходящие от *семьи, порождают у ребёнка:

- ощущение заброшенности, или сопротивление гиперопеке;

- неприятие родителей или одного из них: либо в связи с их личностными свойствами, либо из-за их стиля жизни, либо из-за отношениям к детям или другому родителю;

- неготовность к обучению, нежелание учиться;

- агрессивность к родителям и/или к окружающим:

- низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя;

- антисоциальные и саморазрушительные способы приспособления к родителям и к жизни, друние формы компенсации.

Опасности, исходящие от *общества сверстников порождают ряд вышеназванных проблем, а также:

- просоциальную адаптацию в обществе сверстников;

- использование антисоциальных и саморазрушительных способов приспособления к обществу сверстников;

- противоправные формы самоутверждения;

- полоролевой кризис;

- отвержение сверстниками, что порождает ощущение одиночества;

- сексуальные и иные виды насилия.

Часть этих проблем являются следствием контактов с асоциальными взрослыми.

Опасности, исходящие от *воспитательных организаций как сообщества сверстников, - рождают вышеназванные проблемы, и проблемы, исходящие от специфики этих организаций.

Опасности, исходящие от воспитательных организаций как учреждений, порождают проблемы:

- конфликтность со взрослыми, агрессивность по отношению к ним;

- агрессивное поведение в организации/учреждении;

- внутриличностные конфликты, в основе которых лежит неуспех в тех или иных сферах жизнедеятельности, значимых для ребёнка или окружающих;

- потеря ощущения самоценности, низкое самоуважение, неприятие себя;

- отсутствие или потеря перспектив.


Столкновение с этими опасностями зачастую и приводит подростка в категорию «трудных». Об этом должен знать и помнить педагог.

Должен от также понимать, что на пути своего развития подросток встречается также с определёнными «рисками», которые для него самого важно прожить. Это:

Физические риски. Практически каждый подросток подвергает себя в той или иной степени реальному физическому риску (забавы на стройках, игры на крышах и чердаках, костры и петарды, и пр.). И делают это… специально: испытывают реальный страх, преодолевают его, а потом- сладкое чувство облегчения и преодоления: доказал! Что это даёт подростку? Чувство физической опасности вызывает чувство «настоящего» себя, чувство реальности своего «Я»: «Если я могу умереть, значит Я есть!»- вот краткая формула самоутверждения, являющаяся своеобразным «топливом» его самосознания, самоощущений, его развития. Ответив себе на вопрос «А есть ли Я?», подросток дальше должен ответить на вопрос «Какой Я?». Ведь если в ситуации физического риска ты сделал что-то, то ты- такой то, а не сделал,- совсем другой. Каким то своим поступком можно похвалиться, а о каком то – лучше промолчать. Т.е. либо чем-то гордиться, либо- чего-то стыдиться. Вывод: рискованные игры, физический риск, которому подросток подвергает себя добровольно – это та цена, которую он платит за своё развитие, за «строительство» своего «Я».

Социальные риски. Это риски, связанные с подростковыми сообществами и с взаимоотношениями со взрослыми. Подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самим себе. Их сообщества вырабатывают некие ценности и нормы поведения, которым нужно соответствовать. С одной стороны – это поддержка, а с другой- подчинённость группе. Негативные ценности подросткового социума могут выражаться в отрицании социально одобряемых взрослых норм (не учить уроки, не ходить в школьной форме, и пр.).

Позитивные ценности могут не отрицать ценности других, но быть не всегда уместны (например, ценность юмора может приводить к высмеиванию любых ситуаций, и пр.). Отличают подростковые контактные группы и внешние поведенческие признаки (одежда, походка, сленг, и пр.). Вывод: социальный риск связан с тем, что следование групповым ценностям, или их отвержение,- в каждом конкретном случае являются критериями оценки подростка со стороны как взрослых, так и сверстников.

Оценка же сверстников, в силу её значимости, превращается в самооценку. И это обуславливает другие риски.


Риск несоответствия. Принимая групповые ценности в качестве составной части своего идеального «Я» и критерия самооценки, подросток рискует оказаться им несоответствующим. Например, ценностями в его группе могут быть физическая сила, спортивность, манера одеваться, фирменные кроссовки, сексуальные ценности, соответствующие анекдоты, и т.п. Исследования показывают, что

приняв групповые ценности, подросток автоматически попадает в ситуацию риска: существует прямая зависимость уровня принятия себя

и уровня самооценки от социометрического статуса подростка в референтной группе. Переживание несоответствия требует осознания того, в чём именно оно состоит, что в свою очередь рождает такой элемент образа «Я», как «моя черта характера». Переживания несоответствия – это одна из моделей личностного кризиса, который может быть разным по силе и по масштабу. И тогда включаются разные виды психологической защиты от этого несоответствия , которые могут стать опасными для самого подростка, если они закрепляются и в сознании, и в поведении (напр, роль шута, или дерзкой девчонки и т.п.). И только когда подросток, обретая опыт, начинает делать осознанные выборы ценностей и своего поведения, тогда это- шаг к саморазвитию.

Риск выбора. Подросток оказывается перед лицом выбора в ситуациях, когда необходимо соответствовать двум или большему числу ценностей (или системам ценностей), когда внутренние критерии самооценки начинают конкурировать друг с другом, когда нужно выбирать то или иное поведение, друзей, компанию, совершать тот или иной поступок.

Риск самораскрытия. Подросток становится скрытным. Это связано с открытием подростком в себе своего глубинного «Я», которое отличает его от других людей. И оно безусловно является ценностью. Раскрыться – значит предстать перед внешней оценкой. Однако при всей рискованности самораскрытия, подросток часто идёт на такой шаг. А на пороге юности самораскрытие становится одной из личностных потребностей, которая реализуется в интимной дружбе. Кроме того, самораскрытие, т.е. открытие себя другим людям, помогает человеку открыть себя себе самому.


Общий итог: личностный риск является одним из необходимых условий развития и саморазвития взрослеющего подростка.

Оказываясь в ситуации риска случайно или рискуя сознательно, подросток обретает опыт, необходимый для строительства своего «Я», делая своё «Я» ощутимым, настоящим.

Риск также активизирует рефлексивные процессы самосознания, позволяющие подростку заниматься более осознанным и целенаправленным самостроительством. Рискуя, подросток освобождается от диктата групповых норм, других ценностей, моделей поведения и эмоционального реагирования. Он становится автономным и ответственным за своё «Я» субъектом. (Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности.-Рига-Москва.: 1997. ).


Однако, проживание этих рисков,- так или иначе связано с сопротивлением воспитанию, а значит, с возможностью попадания подростка в категорию «трудных».

И только педагог-мастер, знающий и понимающий все опасности и риски, стоящие на пути взросления ребёнка, может помочь их обойти и с ними справиться.


См. также материал о факторах (причинах) девиантного поведения в соотв.лекции.


3. Общие причины возникновения «трудновоспитуемости».


Обобщим и выделим вслед за Кочетовым А.И. и Зюбиным Л.М. основные причины возникновения трудновоспитуемости.

1группа причин: недостатки семейного воспитания:

- установка родителей на «золотое детство» («Всё лучшее- детям»);

- переоценка истинных способностей и сил своего ребёнка («Мой ребёнок талантливее других»);

- установка на то, что детство должно быть без трудностей и без постоянных обязанностей («Успеет, наработается ещё»);

- ложное мнение, что главное воспитание даёт школа («Нам некогда, мы работаем, а учителя за это зарплату получают,- пусть и воспитывают»);

- когда вина за все недостатки и проступки детей перекладываются на школу и на улицу («В семье плохому не научат»);

- пренебрежительное отношение к окружающим, как к более низшим или никчемным, чванство и кичливость своим положением, достатком;

- отношение к собственным детям как к собственности, принуждение к подчинению, рождающие страх, безволие или агрессию; либо- полное безразличие, рождающее ощущение заброшенности и ненужности, что переносится на всех взрослых, в том числе и на учителей;

- отрицательные ценности семьи и отрицательные примеры поведения родителей, приводящие либо к принятию антиценностей, либо- к уходу из семьи, бродяжничеству и пр.;

- неуважение к собственным детям, отказ в доверии им и их друзьям;

а также- неуважение к трудностям учения и взросления; и пр.


2группа причин: возрастные и индивидуальные особенности самих детей:

- возрастные особенности переходного возраста, трудности взросления и познания окружающего мира и людей (см. особенности возраста);

- трудности и отклонения в поведении (упрямство, гиперактивность, замкнутость, лживость, агрессивность, грубость, воровство и пр.,). А также- возможная задержка психического развития. Всё вместе- ориентирует педагогов и родителей искать причины, выявлять мотивы, т.е пользоваться диагностикой, прибегая к помощи соответствующих специалистов;

- неспособность подростков всегда правильно оценивать ситуацию и своё поведение в ней;

- недостаток жизненного опыта у взрослеющих подростков, неумение предвидеть последствия своих действий и поступков;

- преувеличение влияния сообщества сверстников, референтной группы; следование коллективным ценностям (которые могут быть антиценностями);

- индивидуальные особенности характера и темперамента, которые могут ослаблять воспитательные воздействия, сопротивляться им.


3группа причин: неправильная, нецелесообразная работа школы, других воспитательных учреждений:

- поверхностное знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- конфликтные отношения родителей и педагогов;

- стремление сломать сопротивление ученика педагогическим давлением, угрозой, жалобой родителям;

- злоупотребление словесными методами воздействия, неумение пользоваться активными, игровыми и коллективными методами; неумение убеждать и переубеждать без принуждения;

- отсутствие единых педагогических требований;

- неуважительные отношения между учащимися, а также- между учителями и учащимися;

- не привлечение к коллективной деятельности в школе, способствующее уходу подростков в иные, в том числе,- уличные компании;

- отсутствие в школе условий для развития способностей и удовлетворения разнообразных интересов учащихся;

- антидемократичная и конфликтная атмосфера в классном и школьном коллективах; отсутствие традиций и «изюминок» в школьной жизни;

- низкий профессионализм педагогов, не владеющих современными технологиями организации творческой развивающей деятельности;

- отсутствие веры в ребёнка, его успех, и пр.


Таковы в общих чертах причины возникновения трудновоспитуемости.

Однако, нужно понимать, что нет ПРЯМОЙ зависимости между какой-либо одной причиной и о появлением отрицательных свойств личности, ведущих к сопротивлению воспитанию.

Трудновоспитуемость всегда создаётся КОМПЛЕКСОМ ПРИЧИН.

Перечисленное же выше- есть внешние предпосылки негативизма.

К внутренним- можно отнести возникновение неразрешимого конфликта, обусловленного противоречиями между сознанием и поведением, потребностями и возможностями, между требованиями взрослых и возможностями ребёнка, и т.д.

3. Современное понимание «трудновоспитуемости».

Признаки и общая характеристика.


Проблема «трудных» подростков-школьников- одна из сложных педагогических проблем, которая волнует не только педагогов, но и родителей, общественность, всю страну.

В современной литературе «трудными» обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.

Отсюда- синомимичный термин: «трудновоспитуемость». Он означает: невосприимчивость подростка к педагогическому влиянию и активное ему сопротивление со стороны воспитанника.

В словаре Ожегова С.И. под «трудновоспитуемым» понимается подросток, с трудом поддающийся воспитанию.

В юридических словарях «трудное» поведение трактуется как поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

В словарях по психологии- как отклоняющееся (девиантное- от deviatio=отклонение) поведение, действие, которое не соответствует тем или иным нормам, критериям, социотрадициям.

В педагогической литературе «трудных» подростков называют ещё «нравственно-аномальными» (С.И.Андреев), «педагогически запущенными» (А.И.Кочетов), правонарушителями (И.А.Адемаскин), трудновоспитуемыми (А.С.Белкин).

Василькова Ю.В. трактует «трудных» подростков как педагогически запущенных детей, физически здоровых, но не воспитанных и не обученных. «Они отстают от своих сверстников в учёбе, т.к.у них не развиты память, мышление и воображение. Они не любят трудиться, не могут заставить себя что-то делать, не могут заниматься систематически, делают только то, что интересно. Трудные подростки нарушают в школе дисциплину и порядок, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, зачастую бросают школу, считают себя неудачниками.»

Все подобные определения имеют право на существование.

Итак, «трудные» школьники- это педагогически запущенные дети, у которых: а)-не сложились правильные взаимоотношения с учителями, родителями или сверстниками; и- б)-которые не нашли своего места в школьном коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нём.

«Трудные» дети- это дети, «выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания». К таковым (т.е. «трудным») относятся подростки и старшеклассники, которые характеризуются:

а)- определёнными отклонениями в духовно-нравственном развитии;

б)- наличием закреплённых отрицательных форм поведения;

в)- недисциплинированностью;

г)- либо- крайней замкнутостью.


Существуют различные классификации «трудновоспитуемости».

Например, Умарова Э.А. выделяет:

- детей с педагогической запущенностью,

- детей с социальной запущенностью,

- нравственно-испорченных детей.

- детей с крайней социальной запущенностью.


Костяшкин Э.Г. выделяет 3 группы «трудных» по типу высшей нервной деят-ти:

- психоневротики; -педагогически запущенные; -с недостатками умственного развития.


Зюбин Л.М. выделяет 7 групп трудновоспитуемых:

- положительно ориентированные, но неустойчивые, легко попадающие под чужое влияние;

- старательные, но неразвитые дети, хронически отстающие от сверстников;

- пассивные, безынициативные, ленивые;

- неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные;

- недисциплинированные, непослушные, грубые, дезорганизаторы, нарушающие дисциплину, отрицательно влияющие на сверстников;

- испорченные неправильным воспитанием и отрицательным примером родителей, с трудным неуживчивым характером;

- импульсивные, с неустойчивым, часто меняющимся настроением, с трудно предсказуемым поведением, дисгармоничные.


Типология «трудных» имеется в трудах А.И.Долгова, А.Г.Ковалёва, А.Б.Сахарова, Д.И.Фельдштейна и др.


Остановимся на обобщённой типологии и выделим всего три основные группы «трудных» подростков:

1) «Трудные» подростки, или педагогически запущенные, трудновоспитуемые подростки, отличающиеся девиантным поведением.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.

То есть, этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

Поведение, которое не согласуется с социальными и моральными нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.

Типичные проявления девиантного поведения:

- демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учёбы или трудовой деятельности;

- систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм;

- ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия;

- антиобщественные действия сексуального характера;

- попытки суицида.

2) Подростки-правонарушители, отличающиеся делинквентным поведением. (от delinquens =правонарушитель).

Делинквентное поведение – поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящие к правонарушениям и асоциальным поступкам, однако- не влекущие уголовной ответственности.

Типичные проявления делинквентного поведения:

- агрессивно-насильственное поведение: оскорбления, побои, поджоги, садистские действия и пр.,

- корыстное поведение: мелкие кражи, вымогательство, угоны машин ,

- распространение и продажа наркотиков, и пр.

Всё это приводит к деформации ценностных ориентаций, к ослаблению внутреннего контроля, к личностным изменениям.

3) Малолетние преступники, отличающиеся криминальным поведением.

Криминальное поведение- противоправные проступки, нарушающие закон и ведущие к возбуждению уголовного дела по конкретным статьям уголовного кодекса.

При этом, конечно, следует помнить, что дети не рождаются правонарушителями. Они становятся ими: а)под влиянием условий, в которых они живут; б)в результате недостатков и ошибок в обучении и воспитании как в семье, так и в школе, т.е. по вине родителей и педагогов; в)под влиянием отрицательной микросреды, «старших друзей» и пр.

У каждой из этих трёх групп- разные причины, обстоятельства, проявления, а значит, и работать с ними нужно по-разному.

Таким образом, диапазон поступков «трудных» крайне широк:

от устойчивых проявлений отрицательных качеств и черт (упрямство, грубость, недисциплинированность и пр.), - до- асоциальных форм поведения и поступков.

Кочетов А.И. выделяет основные признаки трудновоспитуемости:

1)- наличие эгоистической направленности личности подростка, или её крайняя неустойчивость (когда поведение ученика нередко определяют сиюминутные желания, капризы, прихоти);

2)- столкновение, конфликт положительных и негативных компонентов в структуре личности подростков (например, интерес к технике с одной стороны и склонность к воровству с другой,- могут привести к угону автомобиля, краже и пр., т.е к криминальному поведению);

3)- неадекватность поведения принятым нормам (стремление вести себя «не как все», эпатировать окружающих и пр.);

4)- наличие аномальных потребностей или аномального способа удовлетворения естественных потребностей (склонность к наркомании, токсикомании, проституции, половым извращениям);

5)- неумение и нежелание признавать свои ошибки, неспособность к самоисправлению без помощи извне;

6)- противодействие воспитательным влияниям (стремление сделать что-либо «назло» педагогу);

7)- стремление сохранить свои отрицательные привычки и нездоровый образ жизни (испытывая удовлетворение, или выражая таким образом уход от проблем);

8)- поиск оправдательных причин любого своего поступка («я не мог поступить неправильно…», «это не я…», «я не хотел, но….»).

9)- желание спрятаться за спину взрослых, или уверенность, что с их помощью всё «сойдёт с рук»;

10)- завышенная самооценка, взгляд на других «свысока», неумение считаться с другими, прислушиваться к иному мнению.


Любой из этих признаков затрудняет учебно-воспитательную работу с учащимися и может стать первым шагом к т.н. трудновоспитуемости.

И о таких детях сегодня всё чаще говорят: «ребёнок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации», стараясь уйти от определения «трудный».

  1   2   3

Похожие:

План. Из истории вопроса. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков iconУрок для родителей «Психология подростков»
Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние...
План. Из истории вопроса. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков iconКруг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения
Специфика общения подростка со сверстниками и взрослыми. Окружение подростка, образ его мыслей и поведения
План. Из истории вопроса. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков iconЛекция: источники химической и биологической опасности, характер формирования химической и биологической обстановки при чс, её выявление и оценка
Вопросы: Источники химической и биологической опасности, характер их формирования и принцип обнаружения
План. Из истории вопроса. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков iconЗадачи убедить подростков в важности нравственно-гигиениче­ского поведения; способствовать влиянию на подростков с целью избавления их от негативных стерео­типов поведения
Цель: выявить проблемы здоровья подростка, косвенно или напрямую связанные с модой
План. Из истории вопроса. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков iconРабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности
Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Источники опасности, детерминизм...
План. Из истории вопроса. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков iconПлан работы методического объединения учителей биологии, географии, химии на 2011/12 учебный год
Методическая тема: «Личностно-ориентированное обучение как средство развития гимназии и саморазвития личности»
План. Из истории вопроса. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков iconОписание профессии
Также этот документ предназначен для ознакомления работников с условиями труда на рабочем месте. В информационных картах перечислены...
План. Из истории вопроса. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков iconСоздание условий для формирования у подростков мотивации к здоровому образу жизни. Новое качество образовательной системы как ожидаемый результат проекта
...
План. Из истории вопроса. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков iconСегодняшней нашей встречи
Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию...
План. Из истории вопроса. Источники опасности для взрослеющего подростка. «Риски» развития и саморазвития подростков iconУчебно-методический комплекс дисциплины безопасность жизнедеятельности Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации»
Опасности, вредные и травмирующие факторы, опасности естественного происхождения, опасности антропогенного происхождения, опасности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница