Изложение своего педагогического опыта




Скачать 204.27 Kb.
НазваниеИзложение своего педагогического опыта
Дата14.10.2012
Размер204.27 Kb.
ТипИзложение
Концептуальное изложение своего педагогического опыта


Тема: Коррекция фонетических недостатков при тяжелых нарушениях речи у детей посредством логопедического массажа


Учитель - логопед

Бубырь Валентина Анатольевна

МАУДО «Детский сад № 7»

г.Ялуторовск, ул. Карбышева 6


2011 г.


Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться говорить.

Душа живая и вот эти руки

Помогут детям не за день и не за два

Исправить все неправильные звуки,

Сложить их в слоги, а затем в слова.

Учитель-логопед Н.А. Серова


В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с проблемами в развитии речи.

Актуальность: в нашем детском саду так же становится всё больше детей с речевыми нарушениями, так в 2008 – 2009 учебном году при обследовании у 61% детей старшего дошкольного возраста выявлена речевая патология различной степени тяжести, в 2009-2010 году – у 67, 7%, в 2010 – 2011г. выявлено 74,5% нуждающихся в логопедической помощи. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной работы.

Причиной тяжелых речевых расстройств является увеличение числа патологий беременности, увеличение количества родовых травм. Среди наиболее частых речевых патологий на первом месте стоит дизартрия. Дизартрия – нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающая в результате поражений отделов мозга. И, как следствие – ограничение подвижности мягкого нёба, языка, губ. Существует несколько форм дизартрии, наиболее частая форма дизартрии - псевдобульбарная (поражение двигательных путей, которые идут от коры головного мозга к ядрам черепно - мозговых нервов).

Целью моей работы при коррекции нарушений речи является устранение фонетических недостатков.

При таких речевых патологиях как дизартрия, алалия, ринолалия, заикание добиться хорошей подвижности органов артикуляции только артикуляционными упражнениями очень сложно. Здесь основным методом воздействия на моторику мышц (не считая медикаментозного лечения) выступает массаж, который представляет собой совокупность приёмов механического воздействия на артикуляционную мускулатуру. Использование логопедического массажа целесообразно, ибо массаж изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов артикуляционного аппарата.

Теоретическое обоснование логопедического массажа в России встречается в работах О. В. Правдиной, Е. М. Мастюковой. В последние годы появились публикации, в которых дается теория логопедического массажа и подробное описание приемов расслабляющего, активизирующего, точечного массажа:  Е. Ф Архипова, Е. А. Дьякова, Е. В. Новикова, И. В. Блыскина. Авторы методик по логопедическому массажу Е.А. Дьякова, Е.В. Новикова доказали эффективность воздействия массажа на фонетические нарушения при дизартриях. Прослеживается противоречие: для того, чтобы достичь желаемого эффекта, необходимы продолжительные сеансы массажа (до 60 минут), но применение таких продолжительных по времени сеансов нереально в условиях неспециализированного детского сада. Новизна моего опыта заключается в том, что я включила логопедический массаж в занятия, не меняя ничего в расписании деятельности логопункта. Не более семи минут на занятии уделяется различным видам массажа.

У нас в детском саду используется методика Новиковой Е. В. (зондовый массаж), классическая методика (ручной массаж), самомассаж Среди всех детей, взятых на логопункт, у 58,1 % наблюдаются нарушения мышечного тонуса в артикуляционной и мимической мускулатуре. Так, на коррекционные занятия в 2008-2009 году было взято в течение года 36 детей, из них у 5 (13,8 %) человек диагностированы тяжелые нарушения речи (дизартрии и моторная алалия), при которых показан логопедический массаж. Уже в следующем учебном году 2009-2010 17,3 % детей с тяжелыми нарушениями речи получают коррекцию на логопункте, а в 2010 – 2011 году ТНР у 20,9 % детей

( Диаграмма № 1).

Диаграмма № 1

Количество детей с тяжелыми нарушениями речи

(период с 2008 по 2011 годы)



Из диаграммы видно, что количество детей с тяжелыми нарушениями речи растёт с каждым годом. Это ещё раз объясняет использование логопедического массажа в коррекции речевых нарушений в нашем детском саду.

Я планирую индивидуальные занятия с использованием массажа три раза в неделю. Итак, используя массаж, как один из основных методов коррекционного воздействия, я ставлю перед собой следующие задачи:

1.Устранение патологических симптомов в артикуляционной и мимической мускулатуре;

2.Нормализация тонуса собственно мышц языка и косвенных мышц;

3.Формирование новых положительных кинестезий.

Система логопедического массажа адаптирована мной к условиям практической работы и вписывается в структуру индивидуального занятия (Приложение № 1).

Структура индивидуального занятия:

  1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры методом ручного, зондового массажа и самомассажа.

  2. Активная артикуляционная гимнастика.

  3. Развитие голоса и дыхательная гимнастика.

  4. Развитие слухового внимания.

  5. Формирование звукового анализа, формирование слоговой структуры слова, автоматизация ранее поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, с последующей дифференциацией с оппозиционными звуками.

Во время процедуры массажа для развития слухового внимания ребёнка использую проговаривание потешек для сопровождения массажных движений. Так же вторым этапом в занятии использую активную артикуляционную гимнастику, в помощь имею картотеку сказок о Весёлом язычке. Следующим этапом является развитие голоса с применением приёмов биоэнергопластики (Приложение № 1). Структура занятия меняется после того, когда начинается процесс автоматизации поставленных звуков:

- повторяем акустико-артикуляционный образ звука на пособии «Клоун»

(Приложение № 2);

- произносим звук с помощью звуковых дорожек с целью автоматизации звука, формирования длительной воздушной струи (Приложение № 3);

- с целью развития слухового внимания и автоматизации звуков использую упражнение «Послушай и повтори».

Выбор последовательности массажных движений и приёмов их выполнения определяю состоянием тонуса пораженных мышц. Применение различных приёмов массажа постепенно позволяет понизить тонус мышц при их спастичности, и, напротив, повысить его при паретичности. Нормализация мышечного тонуса благотворно влияет на постановку звуков. Из таблиц (Приложение № 5) видно, как меняется звукопроизношение в речи детей благодаря массажу; большинство из них в самостоятельной речи стали употреблять поставленные звуки, хотя еще требуется контроль за их автоматизацией.

На оценку состояния мышечного тонуса влияют следующие признаки: 1. Мышцы паретичны, рот приоткрыт, язык бледный. Из-за слабости мышц. артикуляционные позы не удерживаются, сопровождаются усиленным слюноотделением. 2. Гипертонус в мышцах сопровождается синкинезиями, язык малоподвижен.

3. Возможны гиперкинезы, цианоз языка.

4. Выявляется неспособность переключения с одной артикуляционной позы на другую.

В зависимости от тонуса в артикуляционной и мимической мускулатуре выполняю или расслабляющий, или активизирующий массаж: сначала ручной, затем зондовый по методике Новиковой и в заключение самомассаж.

Основной целью расслабляющего массажа является снятие напряжения в мышцах (движения лёгкие, осторожные, поглаживающие). При активизирующем массаже повышается тонус в мышцах (движения ритмичные, глубокие, с вибрацией).

При систематическом использовании элементов массажа на занятиях у детей наблюдается положительная динамика в коррекции звукопроизношения (Диаграмма № 2).


Сравнительная диаграмма

динамики коррекции произношения с помощью применения методики классического и зондового массажа

(за 2008-2009,2009-2010, 2010 – 2011 годы)



Из диаграммы видно, что на протяжении трёх учебных годов отмечается положительная динамика в коррекции звукопроизношения на фоне логопедического массажа у детей с ТНР: так, в начале 2008 года у детей наблюдалось нарушение произношения 5 групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных твёрдых и мягких), к концу учебного года нарушения в произношении остаются у одной группы звуков; в начале 2009 года у детей с ТНР наблюдалось нарушение 6 групп звуков (звуков раннего онтогенеза, свистящих, шипящих, сонорных), к концу учебного года остаются дефекты в произношении двух групп звуков, в начале 2010 года у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается нарушение произношения 4 групп звуков, уже к середине учебного года прослеживается положительная динамика в коррекции звукопроизношения (поставлены и находятся на стадии автоматизации 2 группы звуков).

Для меня использование массажа как метода коррекции, является неотъемлемой частью работы. В частности, использование зондов не обременительно. На логопункте имеется три комплекта зондов Новиковой (Приложение № 6). Наш детский сад оснащен сухожаровым шкафом для стерилизационной обработки инструментов (Приложение № 7). Использованные зонды в начале подвергаются дезинфекции (3% раствор «Самаровки» на 30 мин.) и предстерилизационной обработке 70% спиртом, затем инструменты помещаются в сухожаровой шкаф на дальнейшую стерилизацию при 180 градусах на 60 мин., далее инструменты хранятся в крафт.бумаге (СанПиН 2.4.1.2660-10). Так же зонды Новиковой используются для массажа мимической мускулатуры:

- обкалывание «вилочковым» зондом губ и щек (Приложение № 6);

- для «утопающих» движений в щечных мышцах и мышцах губ предназначен зонд «восьмёрочка» (Приложение № 6);

- для скольжения с нажимом – зонды «саночки» (Приложение № 6);

- для интенсивного нажима используется «крестовина», «топорик», «толкачик» (Приложение № 6).

В коррекционном процессе вместе со мной участвуют родители. Главной целью работы с родителями считаю научить их адекватно оценивать речь своего ребёнка и активно способствовать её развитию. Считаю очень важным донести до сознания родителей, что коррекционная работа даёт положительные результаты только при согласованном действии логопеда, воспитателей и родителей. Поэтому, при первых встречах с родителями в октябре месяце, я довожу до их сведения речевое заключение, знакомлю с предстоящим планом нашей совместной работы в коррекции недостатков речи ребёнка. Акцентирую внимание родителей на том, что без их помощи мои результаты, как логопеда, могут оказаться нулевыми. Показываю приёмы ежедневной артикуляционной гимнастики, массажа мимических мышц, упражнения из цикла «Самомассаж» - «Расческа», «Накажем непослушный язычок» и др. Вовлекая родителей в коррекционный процесс, чувствую себя гораздо уверенней в достижении конечного результата.

Применяя в течение трех лет массаж как активный и один из главных методов коррекции речевых расстройств, считаю, что метод массажа доступен, а личностно ориентированный подход в работе с ребенком дает отличный эффект. Он способствует выбору наиболее оптимального и результативного метода, применимого к данному ребенку. При этом он заметно усиливает эффект моей работы.

Планирую в дальнейшем максимально развить методику массажа, заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на речевые функциональные системы ребенка.

Известна методика точечного массажа – как один из видов рефлексотерапии, состоящий в механическом воздействии пальцами или заменяющим их инструментом. Точечный массаж обладает значительно большей прицельностью и избирательностью воздействия, позволяя одновременно расслаблять одни мышцы и стимулировать другие, что особенно важно при центральных спастических параличах.

В будущем возможно овладение этим видом массажа для достижения более высоких результатов.


Литература:

1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., 1997. – С. 35- 39.

2. Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2007 . – С.59-69.

3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004. - С. 28 – 56.

4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе / М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 128 с.

5. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений.- 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.25 – 59.

6. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 64с.

7. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Наглядно – практическое пособие: «ГНОМ и Д», 2010. – С. 5-43

8. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА – ПРЕСС Образование», 2003. – С.212- 223.

9. Приложение к журналу «Логопед» для ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 23-37.

10. Учебное издание Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ, Издательство «Просвещение», 2008.

11. «Формирование артикуляторной моторики у детей» Горчакова А.М

Журнал «Логопед в детском саду» № 4 2010 год - С. 9-22


Приложение № 1

Структура индивидуального занятия

Тема: Звук А. Зима.


Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Развитие голоса;

4. Развитие слухового внимания;

5. Формирование звукового анализа;

Оборудование:

Напальчники для массажа, присыпка, чистый носовой платок, массажные зонды Новиковой.

карточки – символы звука А, сюжетные картинки «Девочка с котом», «Зима», флажки.


Ход занятия:

  1. Массаж

Пальцами и зондами массируются мышцы мимические:

лобная мышца, круговая мышца глаз, носовые мышцы, круговая мышца рта, скуловые мышцы; мышцы, поднимающая верхнюю губу; мышцы, поднимающие нижнюю губу; мышца, поднимающая угол рта; мышца, опускающая угол рта; подбородочная мышца ; щечные мышцы ушные мышцы.

Так же массируются косвенные мышцы языка: мышца шеи, грудино – ключично – сосцевидная мышца; мышцы, участвующие в опускании нижней челюсти и в движениях языка (надподъязычная, челюстно – подъязычная, шилоподъязычная).

Сопровождение массажных движений словами:

Ходит пальчик по дорожке: вверх-вниз, вверх – вниз,

Будут розовыми щечки: вверх-вниз, вверх- вниз.

Далее массажу подвергаются собственно мышцы языка :

1. Внешние – подбородочно-язычная (отвечает за движения языка вперёд и вниз), шило-язычная (тянет язык вверх и назад), подъязычно- язычная и хряще – язычная (тянут язык назад и вниз).

2. Внутренние – отвечающие за изменение формы языка :

верхняя и нижняя продольные мышцы (укорачивает язык и поднимает кончик верхняя мышца; укорачивает и опускает кончик нижняя мышца);

поперечная мышца (суживает язык, выгибает его вверх);

вертикальная (делает язык плоским);

Во время манипуляции массажа ребёнок обычно закрывает глаза, чтобы он чувствовал себя комфортнее , я сопровождаю свои движения стихами (в этот же момент я добиваюсь ещё одной цели – развиваю слуховое внимание ребёнка и привлекаю ребёнка к пониманию новых ощущений ):

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы (поглаживаю вперёд-назад и влево - вправо).

Ехал поезд запоздалый (язык двигаю вперёд-назад).

Ехал с горы на гору,

Ехал с горы на гору (то опускаю кончик языка, то поднимаю)

Вверх да вниз,

Вверх да вниз (то опускаю кончик языка, то поднимаю).

А потом всё наверх и наверх (язык тяну всё выше).

Качало вагончики из стороны в сторону (2 раза – перекручиваю язык)

Из последнего вагона вдруг посыпался горох (лёгкое постукивание по языку).

Пришли куры – поклевали (3 раза произвожу точечное нажатие по всей поверхности языка),

Пришли гуси – пощипали (3 раза пощипываю края языка),

Прибежала кошка – слизнула немножко (поглаживаю по диагонали к кончику языка),

А потом ещё немножко (поглаживаю по диагонали к корню).

Прибежала свинка. Нос пятачком, хвостик крючком, повалялась бочком,

Повалялась, повалялась, повалялась…(поглаживаю из стороны в сторону от корня к кончику языка).

Вдруг бежит щенок – звонкий голосок,

Хвостиком смахнул горох. Всё разлетелось! (растираю боковые края языка).

Тут пришёл слон, всё потоптал – три раза (спиралевидные движения по всей поверхности языка).

А дворник всех метлой прогнал (язык потягиваю из стороны в сторону).

2.Активная артикуляционная гимнастика

После массажа переходим к активной артикуляционной гимнастике (для гимнастики имею небольшую картотеку сказочек о весёлом языке, тема для сказок выбирается с учетом прохождения накануне лексических тем).

Упражнения для языка

Сосулька.

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

Санки-ледянки.

Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.

Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

  3.Голосовая гимнастика

Затем голосовой тренинг на основе гласных звуков: развиваем высоту и силу голоса, продолжительность выдоха с произнесением гласных звуков с элементами

биоэнергопластики (указательный и большой пальчик сомкнуты в колечко размыкаем колечко и вытягиваем пальцы в «ниточку»- АААА), далее чистоговорки : «А – А – А –Аня глАдилА котА», «А-А-А – холодная зимА».

Вьюга.

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

4.Развитие слухового внимания

Игры на развитие слухового внимания: игра «Хлопай – не зевай», «Сигнальщики» на выделение звука из ряда гласных звуков. Так же игры на формирование звукового анализа «Хлопни тогда, когда звук «А» услышишь в конце слога (ребёнок выделяет хлопком услышанный звук А из цепочки звуков: У, И., О, А, И, М, К, А, П, О, А).

Далее закрепляем произношение гласного в сочетании с согласными звуками в слоговых цепочках с ударением на определённый слог

СА-са-са,

са– СА – са,

са – са – СА

АС – ас- ас

ас – АС – ас

ас – ас – СА

5.Развитие лексико-грамматических средств языка

Деление слов на слоги - игра «Паровозик»: слова с одним слогом едут в первом вагончике, с двумя – во втором, с тремя – в третьем (ананас, аист, антенна, акула)

Составление предложений по сюжетным картинкам: «Аист сел на крышу»

Подведение итогов О каком звуке мы сегодня говорили? Что делает язычок когда поётся песенка звука А?.


Приложение № 2

Дидактическое пособие «Клоун»


Использование приёма бионергопластики в постановке звуков





Приложение № 3

Дидактичекое пособие «Звуковые дорожки»

Цель: формирование длительной воздушной струи на базе поставленного звука;

развитие мелкой моторики рук





Приложение № 4

Дидактические пособия «Паровозик», «Ёжик»

Цель: развитие навыков звуко – слогового анализа






Приложение № 5

Характеристика

состояния мышечного тонуса у детей со сложными речевыми нарушениями

Таблица № 1

2008-2009 уч. год

Логопедические характеристки детей

Состояние мышечного тонуса/ вид массажа

Начало года

Конец года

Ребёнок с ОНР 3 уровня с тяжелой формой дизартрии (подг. гр)

(межзубный парасигматизм шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм)


Мышечный тонус понижен, рот приоткрыт, нет полного смыкания губ, звуки назализированы, артикуляционные позы не удерживаются.

Массаж активизирующий – мимической мускулатуры, собственно мышц языка продольных , поперечной мышцы

Удерживает губы сомкнутыми, улучшения в артикуляционной моторики. Поставлены и автоматизированы [Ш] [Ж] [Р], на стадии автоматизации [Л]

Ребёнок с ОНР 2 уровня с тяжелой формой дизартрии (старшая)

(парасигматизм свистящих и шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм)

Мышечный тонус повышен: язык оттянут кзади, удерживание позы открытого рта затруднено .

Выполнялся расслабляющий массаж мимической и артикуляционной мускулатуры

Тонус мышц языка нормализовался, поставлены и дифференцированы свистящие и шипящие звуки

Ребёнок с ОНР 1 уровня с моторной алалией, осложненной тяжелой формой дизартрии (ср.гр.) присутствуют звуки [м],[п], [а],[у], [о]

Мышечный тонус понижен: отсутствует нёбно-глоточный рефлекс, повышена саливация, язык массивный, распластанный. Удержание артикуляционных поз затруднено, отмечается назализация звуков.

Выполняется активизирующий массаж мышц артикуляции и мимических мышц

Получаются позы «Иголочка», «Парус», «Чашечка», «Часики»



Таблица № 2

200од20092009 – 2010 уч. год

Логопедические характеристики детей

Состояние мышечного тонуса / вид массажа

Начало года

Конец года

Ребёнок с ОНР 3 ур. со стертой формой дизартрии (старш. гр.) (парасигматизм свистящих и шипящих звуков, отсутствие звуков [д] [т], ламбдацизм, ротацизм)


Тонус мышц резко снижен : рот приоткрыт, язык вне полости рта бледный, исчерчен полосками. Лицо одутловато.

Применялся активизирующий массаж пальцевый и зондовый мышц артикуляционного аппарата и мимических мышц.

Состояние мышечного тонуса улучшилось. Поставлены, автоматизированы, дифференцированы свистящие и шипящие звуки. Поставлен [Л].

Ребёнок с ФФН со стёртой дизартрией (старш.) парасигматизм свистящих и шипящих звуков, отсутствие звуков [д] [т], ламбдацизм, ротацизм)



Тонус мышц нерезко понижен : язык малоподвижен, лицо одутловато. Артикуляционные упражнения выполнял с трудом.

Активизирующий пальцевый и зондовый массаж

Тонус мышц нормализовался. Поставлены и автоматизированы , дифференцированы свистящие, шипящие звуки, поставлены соноры [Л] [Р]

Ребёнок с ОНР 3 уровня с тяжелой формой дизартрии (старш.гр)

(сигматизм шипящих, ламбдацизм, ротацизм)


Тонус мышц повышен. При выполнении артикуляционных позиций наблюдаются гиперкинезы, цианоз языка.

Применяется расслабляющий пальцевый и зондовый массаж

Поставлены и на стадии автоматизации шипящие звуки

Ребёнок с ОНР 2 ур. с тяжелой формой дизартрии (подг.гр.) (ротацизм) – выход на 3 уровень ОНР


Твердый и мягкий [Л] на стадии автоматизации

Автоматизированы и дифференцированы твёрдый и мягкий Л.


Ребёнок с ОНР 1 уровня с моторной алалией, осложненной тяжелой степенью дизартрии

(старш. гр.)


Возможно отраженное повторение словосочетаний, стали возможными позы «Парус», «Чашечка», «Киска сердится», «Иголочка»

Возможно проговаривание односложных слов с опорой на картинки



Таблица № 3

2010 – 2011 уч.год

Логопедические характеристики детей

Состояние мышечного тонуса/ вид массажа

Начало года

Середина года

Ребёнок с ОНР 1 ур. (подг.гр.) – выход на 2 уровень ОНР (сигматизм шипящих, ламбдацизм, ротацизм)



Индивидуальные занятия с применением массажа продолжаются (активизирующий массаж)

Составляет простые предложения с опорой на сюжетные картинки

Ребёнок с ОНР 3 ур. Со стертой формой псевдобульбарной дизартрии (подг. Гр.) – выход на 4 уровень ОНР звукопроизношение в норме

Звуки поставлены, тонус нормализовался, продолжается работа по формированию лексико-грамматических средств языка

Продолжается работа по формированию лексико-грамматических средств языка

Ребёнок с ОНР 3 ур. (подг.гр)- ротацизм

выход на 4 уровень ОНР

Продолжается работа по прививанию новых кинестезий с помощью массажа расслабляющего

Звук [Л] автоматизируется, отрабатывается артикуляционная моторика для звука Р

Ребёнок с ОНР 3 ур. (старш. Гр.) (призубный парасигматизм свистящих и шипящих, ламбдацизм, ротацизм)

Тонус понижен, гиперсаливация, лицо одутловато. Артикуляционные позы удерживает с трудом. Проводятся индивидуальные занятия с активизирующим массажем

Дифференцируются звуки [С] и [Ш], поставлен [Л]

Ребёнок с ОНР 3 ур. (старш. гр.)ламбдацизм, ротацизм


Тонус языка снижен, рот приоткрыт, гиперсаливация в состоянии речевого покоя и при речевой нагрузке. Язык бледный , позы артикуляционные удерживать неспособен. Проводятся индивидуальные занятия с элементами активизирующего массажа

Поставлен Л, автоматизируется

Ребёнок с ОНР 3 ур. (старш. Гр.)призубный парасигматизм свистящих и шипящих звуков, ротацизм

Тонус понижен, язык находится между зубами, повышена саливация

Посещает занятия с активизирующем массажем

Поставлен [Ш], автоматизируется, отрабатывается артикуляционные упражнения для постановки Р



Приложение № 6

Массажные зонды Новиковой


Похожие:

Изложение своего педагогического опыта iconПедагогического опыта учителя: Использование информационных технологий на уроках французского языка
Представление инновационного педагогического опыта учителя, победителя областного конкурса в рамках пhпо
Изложение своего педагогического опыта iconОбобщения опыта
Содержит краткое описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов,...
Изложение своего педагогического опыта iconГородской методический кабинет адреса передового педагогического опыта информационно-методический
У вас в руках 3 выпуск брошюры «Адреса передового педагогического опыта» информационно-методический бюллетень Городского методического...
Изложение своего педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Информационное представление опыта: профильное образование, метод проектов, объектно-ориентированное программирование, исследование...
Изложение своего педагогического опыта iconПлан работы муниципальных Ресурсных центров по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме егэ на базе образовательных учреждений города Казани
План работы муниципальных Ресурсных центров по распространению педагогического опыта
Изложение своего педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Информационная карта инновационного опыта образовательного учреждения 587 гимназия
Изложение своего педагогического опыта iconДиагностика результативности актуального педагогического опыта является самой слабой частью материалов апо, рекомендуемых для внесения в областной банк данных
Кабинет педагогического мастерства предлагает примерный список литературы для ознакомления с теорией проблематики педагогического...
Изложение своего педагогического опыта icon2010 г. Положение о внесении передового педагогического опыта в городской банк данных
Настоящее положение определяет порядок внесении передового педагогического опыта в городской банк данных
Изложение своего педагогического опыта iconПрезентация опыта работы Открытый урок, самоанализ и анализ март Кондровская сош №1 2 Бирюкова Валентина Георгиевна, моу «Кондровская сош №3»
Обобщение собственного педагогического опыта по программе «Речь и культура общения»
Изложение своего педагогического опыта iconЗадача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.
Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагога
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница