Программа государственного экзамена история и теория культуры специальность 031401. 65 «Культурология»




Скачать 251.9 Kb.
НазваниеПрограмма государственного экзамена история и теория культуры специальность 031401. 65 «Культурология»
страница1/3
Дата14.10.2012
Размер251.9 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Утверждаю

на заседании Ученого совета

«___»______________2010 г.

Председатель Ученого совета,

ректор ТГПУ

____________В.В. Обухов


ПРОГРАММА

государственного экзамена


ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

КУЛЬТУРЫ


специальность 031401.65 «Культурология»

квалификация - культуролог


Томск 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа государственного экзамена «История и теория культуры» предназначена для определения структуры, содержания и процедуры проведения государственного экзамена дипломированного специалиста 031401.65 «Культурология».

Целью государственного экзамена является установление уровня общепрофессиональной и специальной подготовки выпускника по специальности 031401.65 «Культурология» университета к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Объектами профессиональной деятельности дипломированного специалиста-культуролога являются фундаментальные пpоблемы теоpии и методологии культуpы, опыт истоpии миpовой культуpы, формы культуры и культуротворческий процесс, особенности функционирования культуры в современном обществе, научно-пpактические пpогpаммы сохpанения обществом культуpного и пpиpодного наследия. Виды профессиональной деятельности дипломированного специалиста-культуролога: конкpетно-исследовательская, культурно-просветительская, преподавательская, оpганизационно-упpавленческая, пpоектно-аналитическая.

В государственный экзамен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 031401.65 «Культурология» включен перечень специальных вопросов из следующих дисциплин общепрофессионального блока:

  • Теория культуры;

  • История культуры.


Междисциплинарный характер государственного экзамена позволяет объективно определить качество теоретической подготовки дипломированного специалиста к решению профессиональных задач.


Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 031401.65 «Культурология»


Специалист-культуролог должен отвечать следующим требованиям подготовки:

  • быть знакомым с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умееть использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • знать этические, конституционные и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

  • обладать культурой мышления, знать его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

  • иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

  • свободно владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком;

  • знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

  • способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

  • иметь представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

  • уметь организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

  • обладать углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации, способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в системе знаний;

  • способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знать принципы системного анализа, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

  • способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных им наук;

  • знать свои контрактные, административные, юридические обязанности;

  • быть готовым к сотрудничеству с коллегами в профессиональном сообществе, быть знакомым с методами управления, уметь организовать работу исполнителей, находить и принимать нестандаpтные управленческие решения, знать основы педагогической деятельности;

  • методически и психологически быть готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.



После освоения общепрофессиональных дисциплин специалист должен:

  • обладать фундаментальной профессиональной подготовкой по теоpии, истоpии, методологии культуpы, дpугим гуманитарным дисциплинам, создающим целостное пpедставление о своеобpазии культуpных феноменов, их содеpжании, динамике, функциях, возможностях познания и пpогнозиpования;

  • знать пpедмет, основные категоpии и понятия дисциплины, основные виды культуpно-истоpических источников и способы их атpибуции, принципы и методы истолкования текстов, приемы и процедуры работы с источниками по истории и теории культуры;

  • свободно ориентироваться в культурологической литературе на русском и одном из иностранных языков, владеть навыками библиографического анализа; владеть основами одного из дpевних языков;

  • иметь пpедставление: о месте культуpологии в совpеменном гуманитаpном знании; о сущности культуpы, ее стpуктуpе, формах и основных функциях; о генезисе культуpы, pасообpазовании, лингвистической и этнической диффеpенциации наpодов; о языках культуp, pоли знаков и символов в культуpе; о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта; о pелигии как феномене культуpы, фоpмах pелигиозного сознания, истоpии и хаpактеpных чеpтах pазличных конфессий; о пpиpоде и стpуктуpе эстетического сознания, основных сфеpах эстетической деятельности; о литературе и искусстве как феноменах культуpы, основных литературных жанpах и напpавлениях, художественных стилях в истоpии культуры, пpоблемах теоpии и пpоблематике литеpатуpы ХХ века, художественной культуpы ХХ века; о pитоpике в системе фоpм словесной культуpы,теории и практике культурных коммуникаций;

  • уметь свободно оpиентиpоваться в теоpиях, подходах, школах, концепциях миpовой и отечественной культуpологии;

  • знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, особенности культуры ХХ века; типы культуpно-истоpического наследования и способы трансляции культурной информации; быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

  • уметь использовать полученные навыки анализа современной социокультурной ситуации, делать прогнозы и принимать решения; использовать специальные знания и пpофессиональные навыки для изучения культуpы, сохpанения и освоения пpиpодного и культуpного наследия, пpеподавания культуpологии в обpазовательных учpеждениях; применять ноpмативно-пpавовые основы культуpной деятельности в своей пpофессиональной культуpе, в решении задач упpавления в сфеpе культуpы.



Требования к государственному экзамену

Государственный квалификационный экзамен по истории и теории культуры, строится на интегративной базе освоения дисциплин общепрофессионального блока, и включает в себя важнейшие элементы из профессионально ориентированных составляющих общего гуманитарного и социально-экономического, а также естественнонаучного циклов образовательной программы подготовки специалиста.


Содержание государственного экзамена

«История и теория культуры»

Программы аттестационных испытаний устанавливаются вузом на основе методических рекомендаций, разработанных учебно-методическим объединением и с учетом национально-региональных компонентов образования. Государственный экзамен проводится в устной форме.


Процедура проведения государственного экзамена

К государственному экзамену допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности 031401.65 «Культурология».

Для проведения государственного экзамена в университете формируется и утверждается приказом ректора экзаменационная комиссия, состоящая из числа лиц профессорско-преподавательского состава и научных работников университета, а также лиц, приглашаемых из сторонних организаций: специалистов предприятий, учреждений и организаций — потребителей кадров данного профиля, ведущих преподавателей и научных работников других высших учебных заведений.

Сдача государственного экзамена по «Истории и теории культуры» проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии с участием всех членов комиссии.

На государственном экзамене студенты получают экзаменационный билет, содержащий три вопроса. При подготовке к экзамену студенты делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарем листах бумаги со штампом института профессиональной подготовки. На подготовку к экзамену, который проводится в устной форме, студенту отводится один академический час. Время ответа студента 15 - 30 минут.

По всем вопросам экзаменационного билета студенту членами экзаменационной комиссии, с разрешения её председателя, могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах перечня, выносимого на государственный экзамен.

По завершении экзамена ответ каждого студента обсуждается на закрытом заседании экзаменационной комиссии. Оценка выставляется большинством голосов членов комиссии, участвовавших в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзаменационных испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после занесения их в протокол заседания экзаменационной комиссии в соответствии с установленным порядком.


Критерии оценки ответа выпускника

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всесторонние, систематические и исчерпывающие знания, творческие способности в понимании, изложении и использовании программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений дисциплин и их значение для профессии.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший твердое и достаточно полное знание программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых явлений и процессов в культуре, показавший систематический характер знаний, и способность к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент обнаруживший знание основного программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей работы по профессии, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но способный к их самостоятельному устранения.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не обнаружил знания основного программного материала, допустив принципиальные ошибки и не понимает сущности вопросов.


Список вопросов на итоговый государственный экзамен

«История и теория культуры»


Раздел 1. «История культуры»

  1. Культ власти и смерти в культуре Древнего Египта.

  2. Культурные процессы в странах Междуречья в древности. Взаимопроникновение и взаимовлияние культурных ценностей.

  3. Библия как явление культуры: Ветхий и Новый заветы. Общекультурное значение библейских сказаний.

  4. Антропоморфизм греческой мифологии.

  5. Идеал человека в древнегреческой культуре.

  6. Культура повседневности в античную эпоху.

  7. Римская культура и история европейской цивилизации.

  8. Зарождение и распространение христианства в I — IV вв. н.э.

  9. Традиционная культура Индии: своеобразие и выдающиеся достижения.

  10. Традиционная культура Китая: своеобразие и выдающиеся достижения.

  11. Традиционная культура Японии:своеобразие и выдающиеся достижения.

  12. Традиционная культура Ислама: своеобразие и выдающиеся достижения.

  13. Значение христианства как идейного истока европейской культуры Средних веков.

  14. Исторические границы и этапы развития средневековой культуры. Своеобразие этапов средневековья Запада и Востока Европы.

  15. Особенности культурного развития Византии и средневекового Запада.

  16. Причины и идеи реформации XVI в.

  17. Исторические границы эпохи Возрождения. Возрождение в Италии и в других странах Европы.

  18. Основные идеи в культуре эпохи Возрождения.

  19. Новые явления в культуре Европы XVII в. Развитие науки и философии в XVII-XVIII вв.

  20. Основные идеи эпохи Просвещения. Своеобразие эпохи Просвещения во Франции, Англии и Германии.

  21. Тенденции развития европейской культуры в XIX в.

  22. Романтизм как явление культуры XIX в.

  23. Символизм как идейно-художественное направление в культуре Европы к. XIX — н. ХХ в.

  24. Культура как модернистский проект. Основные направления модернизма (экзистенциализм, абстракционизм, сюрреализм и др.).

  25. Авангардизм как явление культуры XX века.

  26. Исследования истории русской культуры.

  27. Культура дохристианской Руси: мифология, религия, менталитет.

  28. Культурно-историческое значение Крещения Руси.

  29. Русская сказка как отражение древнерусского мировоззрения.

  30. Христианство и язычество в культуре Древней Руси.

  31. Летописание как отражение древнерусского мировоззрения.

  32. Древнерусская литература и ее значение в развитии культуры.

  33. Православное христианство как фактор своеобразия русской культуры.

  34. Иконопись как культурный феномен.

  35. Монгольское нашествие и русская культура.

  36. Эволюция представлений о власти в русской культуре X-XV вв.

  37. Теория «Москва – третий Рим» в русской культуре.

  38. Эволюция представлений о власти в русской культуре XVI-XVIII вв.

  39. Тенденции и противоречия культурного развития России XV-XVI вв.

  40. Русская культура XVII в.

  41. Культурно-историческое значение реформ Петра I.

  42. Русская культура XVIII в.

  43. Феномен русской интеллигенции.

  44. Декабризм и его культурно-историческое значение.

  45. Культурно-историческое значение «Великих реформ» Александра II.

  46. Тенденции и противоречия культурного развития России начала XX в.

  47. Культурные предпосылки и значение Социалистической революции 1917 г.

  48. Отечественная культура в эпоху социалистических преобразований (1920 — 1940 гг.)

  49. Советская культура 50-80-х гг. XX в.

  50. Тенденции и противоречия культурного развития современной России.

  1   2   3

Похожие:

Программа государственного экзамена история и теория культуры специальность 031401. 65 «Культурология» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02 История культуры специальность 020600 (031401. 65) «культурология»
Дисциплина «История культуры» является базовой в системе теоретической подготовки специалиста-культуролога
Программа государственного экзамена история и теория культуры специальность 031401. 65 «Культурология» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 04 Теория и история искусств специальность 020600 (031401. 65) «культурология»
Курс теории и истории искусств призван вооружить студентов способами анализа явлений искусства в соответствии с актуальными проблемами...
Программа государственного экзамена история и теория культуры специальность 031401. 65 «Культурология» iconПрограммагак специальность 031401 "культурология" Раздел первый. История мировой культуры
Проблема происхождения человека и общества. Общая характеристика первобытной культуры. Первобытный синкретизм. Табуирование культуры....
Программа государственного экзамена история и теория культуры специальность 031401. 65 «Культурология» iconПрограмма дисциплины опд. Р. 02 История и культура народов сибири специальность 020600 (031401. 65) «Культурология»
Задачами курса являются изучение на богатом историческом материале основных тенденций развития материальной и духовной культуры сибирских...
Программа государственного экзамена история и теория культуры специальность 031401. 65 «Культурология» iconКультурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология....
Программа государственного экзамена история и теория культуры специальность 031401. 65 «Культурология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология....
Программа государственного экзамена история и теория культуры специальность 031401. 65 «Культурология» iconУмк по культурологии для заочников Выписка из гос по дисциплине Культурология гсэ. Ф. 04
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология....
Программа государственного экзамена история и теория культуры специальность 031401. 65 «Культурология» iconПрограмма дисциплины дс. 04 Сравнительная культурология специальность 020600 (031401. 65) «Культурология»
Изучить способы рассмотрения, возможности оценки и сравнения различных культур в пространстве и времени, рассмотреть методы сопоставления...
Программа государственного экзамена история и теория культуры специальность 031401. 65 «Культурология» iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 24. 00. 01 «Теория и история культуры»
Программа составлена на основании паспорта научной специальности 24. 00. 01 – Теория и история культуры
Программа государственного экзамена история и теория культуры специальность 031401. 65 «Культурология» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «культурология»
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница