О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году




Скачать 127.21 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Дата14.10.2012
Размер127.21 Kb.
ТипДокументы

Согласовано

Начальник

Управления общего образования

и социальной поддержки детей

Министерства образования и науки

Челябинской области

___________________ Т.В. Абрамова




Утверждаю

Ректор ГОУ ДПО

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации

работников образования»


_________________ В.Н. Кеспиков
















Руководителям

муниципальных органов

управления образованием

Руководителям

муниципальных методических служб

Руководителям

муниципальных общеобразовательных

учреждений

О преподавании учебного предмета

«Обществознание»

в общеобразовательных учреждениях

Челябинской области

в 2008/2009 учебном году









Система обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области охватывает вторую и третью ступени общего образования. Федеральный образовательный стандарт по обществознанию разработан с учетом изменения места предмета в учебном плане. Если ранее на его изучение в основной школе отводилось лишь 2 часа в неделю и только в 9-м классе, то теперь планируется по 1-му часу с 6-го по 9-ый класс. Кроме того, в Областном базисном учебном плане предусмотрено выделение дополнительного учебного времени на изучение пропедевтического (вводного) курса обществознания в 5 классе в объеме 1-го часа в неделю. Таким образом, созданы минимально необходимые условия непрерывного воздействия средствами учебного предмета на процесс социализации учащихся, охватывающий весь период с 10 до 15 лет. На базовый курс в 10-11-х классах вместо прежних 105 часов отводится 140 часов, что позволяет успешнее решать современные задачи обществоведческого образования.

В профильных 10-11-х классах предусмотрен интегрированный курс “Обществознание”, включающий вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии, на 210 часов за два года. Здесь же в качестве самостоятельных планируются курсы “Экономика” (140 час.) и “Право” (140 час.). Содержание, необходимое для приобщения к гражданской и духовной культуре, для освоения базовых социальных компетенций, должно в классах социально-гуманитарного профиля обрасти той содержательной “оболочкой”, которая будет адекватна задачам и специфическим условиям этих классов. Они ориентированы на широкую историко-обществоведческую подготовку, создающую условия для самостоятельного выбора выпускниками любого из тех вузов (или факультетов), которые относятся к социально-гуманитарному профилю (исторические, юридические, социологические, философские факультеты, а также на факультеты журналистики, управления, педагогики и психологии и т.п.). В таких классах целесообразно иметь, наряду с профильным предметом “Обществознание”, курсы “История” и “Право”, а в социально-экономических классах – ещё и профильный курс “Экономика”.

В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и запросов их родителей, готовности учителей или возможностей привлечения специалистов учебный план общеобразовательного учреждения включает элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания, получаемые в профильных курсах. Это могут быть курсы, во-первых, позволяющие более обстоятельно изучить какой-либо раздел профильного курса (“Предпринимательство”, “Менеджмент”, и т.п.). Во-вторых, возможны курсы, отражающие “пограничные” области знаний (“Экономическая социология”, “Политическая психология” и т.д.). В-третьих, целесообразно разработать междисциплинарные курсы, объединяющие знания из курсов истории и теоретических дисциплин (например, “Современный мир”, “Философия истории”, “История государства и права”), или знания об определенном объекте (например, курс “Человек”, объединяющий знания из философской и социальной антропологии, социологии, социальной психологии, этики, культурологи). В-четвертых, было бы полезно организовать изучение в классах социально-гуманитарного профиля курсов, дающих знания по областям знаний, не представленным в стандартах (например, логики или общей психологии).

Интегрированный курс “Обществознание” могут вести преподаватели истории (при соответствующем повышении квалификации). А для преподавания профильных курсов экономики и права необходима дополнительная специальная подготовка учителя (с получением соответствующего документа) или привлечение преподавателей из профессиональных учебных заведений. В ЧИППКРО ежегодно проводятся специальные курсы повышения квалификации как для учителей, преподающих базовый курс обществознания, так и для преподавателей экономики и права.

Обзор действующих учебно-методических комплектов

Учебники по обществознанию (или разделам обществознания) издательства «Просвещение» широко используются в общеобразовательных учреждениях. Наряду с обновленными «традиционными» учебниками, издательством завершены линии учебников по обществознанию и праву для средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Научным редактором учебников является известный методист, член-корреспондент РАО Л. Н. Боголюбов.

Учебники издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова) также широко используются в общеобразовательных учреждениях. В качестве наиболее «удачных» учителя и методисты ЧИППКРО считают учебники издательства для основной школы, имеющие необходимое методическое обеспечение.

Издательство «Вентана-Граф» разрабатывает новую линию учебников. Издательство проводит активную работу по продвижению учебников в Челябинской области. Следует обратить внимание, что выпускники 11 классов общеобразовательных учреждений, использующих учебники «Обществознание» (Е. Н. Салыгин, Ю. Г. Салыгина), традиционно показывают наилучшие результаты на государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ. Это можно объяснить тем, что в Челябинской области в 2002-2005 гг. проводилась массовая апробация данных учебников под руководством авторов УМК, методистов издательства и специалистов ЧИППКРО, в которой участвовали наиболее квалифицированные учителя обществознания.

Учебники издательства «Дрофа» фрагментарно используются в общеобразовательных учреждениях Челябинской области. Автор учебников А. Ф.  Никитин является специалистом по праву, и соответствующий раздел в учебниках считается наиболее проработанным в содержательном плане. Учебники могут использоваться в качестве дополнительной литературы для учителей и учащихся по данным темам. ЧИППКРО заключен договор о проведении в 2008 г. семинара для учителей Челябинской области с участием авторов учебников данного издательства.

Учебники издательства «Мнемозина» рекомендуются для использования в лицеях, гимназиях, классах социально-гуманитарного профиля. Автор учебников (П. С. Гуревич) является ведущим специалистом по культурологии и философской антропологии, соответствующие разделы в учебниках считаются наиболее проработанным в содержательном плане. Учебники могут использоваться в качестве дополнительной литературы для учителей и учащихся по данным темам. В 2008/2009 учебном году в соответствии с договором с издательством планируется апробация данного учебника в общеобразовательных учреждениях Челябинской области.

Учебники издательства «Вита-Пресс» рекомендуются для использования в лицеях, гимназиях, классах социально-экономического и социально-правового профилей. Для работы с учебниками данного издательства по экономике и праву требуется системное повышение квалификации учителей обществознания.

Особенности преподавания обществознания в 2008/2009 учебном году

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 19.02.2008 г. № ИК-272/03, письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 02 апреля 2008 г. № 07-1698 в предстоящем учебном году происходят существенные изменения в преподавании обществознания на старшей ступени общего образования. Необходимость разработки нового курса обществознания объясняется тем, что становящееся информационное общество предъявляет новые требования к входящим в жизнь поколениям. В современном глобальном мире большое значение приобретает консолидация людей на уровне региона и страны. Интегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы межпредметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой. Эффективное преподавание обществознания невозможно без активных и интерактивных стратегий. Одно из ключевых понятий курса – «суверенная демократия» – позволяет совместить патриотизм и гражданственность. Цель инновационного курса – создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.

В указанных письмах подчеркивается необходимость обеспечения всех общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой. По гранту администрации Президента РФ издательством «Просвещение» подготовлен новый учебно-методический комплект «Глобальный мир в XXI веке», включающий программу, книгу для учителя и учебник. Среди авторов пособий – специалисты по соответствующим областям обществознания В. В. Федоров, К. В. Симонов, Л. Г. Ионин, А. И. Неклесса, В. Л. Жарихин, руководитель авторского коллектива – Л. В. Поляков. Автором методического аппарата учебника является известный российский методист по гражданскому образованию А. Н. Иоффе. В 2007/2008 учебном году была проведена успешная апробацию данного УМК в МОУ лицее № 11 г. Челябинска (директор А. Г. Гостев). В процессе реализации комплекса исследовательских работ по апробации учителем обществознания Т. В. Дробининой были подготовлены методические разработки уроков «Основные функции и подсистемы общества», «Общественное сознание и его формы», «Западные теории мироустройства», опубликованные на сайте издательства «Просвещение» www.prosv.ru.

При планировании преподавания курса обществознания в 10 – 11 классах учителям рекомендуется предусмотреть время на изучение учебника «Глобальный мир в XXI веке» в объеме 35 часов (базовый уровень) или 70 часов (профильный уровень) – вне зависимости от того, по каким программам и учебникам изучается предмет в данном общеобразовательном учреждении. Указанные темы могут изучаться как отдельно – в качестве самостоятельного модуля (второе полугодие 11 класса), так и включаться в соответствующие разделы курса «Обществознание» на базовом и профильном уровне.

Нормативные документы предусматривают обеспечение возможности для всех педагогов изучить новые подходы к преподаванию обществознания через систему повышения квалификации. В июне 2007 г. прошла Всероссийская конференция «Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания и разработки государственного образовательного стандарта общего образования», в которой участвовали представители ЧИППКРО и ЧГПУ (В. М. Кузнецов, М. С. Салмина, Л. Е. Фурен). В сентябре – октябре 2007 г. прошли конференции по данной проблеме во всех Федеральных округах, в т.ч. в Екатеринбурге; где также была представлена делегация учителей и преподавателей обществознания Челябинской области. Слушатели плановых курсов повышения квалификации в ЧИППКРО в обязательном порядке знакомились с новыми пособиями в рамках теоретико-практических семинаров на базе МОУ СОШ № 59 г.Челябинска (Ю. Г. Сепетёров, С. Н. Петрушин, М. С. Салмина). В декабре 2007 г. в Челябинске, Златоусте и Троицке ЧИППКРО совместно с Фондом «Сивитас» были проведены теоретико-практические семинары «Активные методы в гражданском образовании» с участием А. Н. Иоффе и Н. Ф. Крицкой. В 2008/2009 учебном году в АППКПРО (г. Москва) планируется подготовка по 12 тьюторов для каждого субъекта РФ, в ЧИППКРО будут развернуты дистанционные курсы по использованию нового УМК в преподавании обществознания (Т. В. Якубовская, Е. В. Киприянова, С. Н. Петрушин).

Теоретические проблемы и вопросы обновления содержания социокультурного образования, формирование гражданско-правовой культуры учащихся, различные модели культуросообразного образования, культурологический подход в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин, опыт реализации этнокультурного и краеведческого образования обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует ЧИППКРО. Материалы конференции опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией кандидатов ист. наук Г. А. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 12 декабря 2008 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования.

Электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области»

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с факультетом информатики ЧГПУ, а также учителями обществознания общеобразовательных учреждений №№ 11, 48, 59, 120 и 151 г. Челябинска (Е. В. Киприянова, И. П. Батурина, С. Н. Петрушин, О. Н. Полякова, В. Г. Бондарева) подготовлена электронная модель содержания образования по обществознанию – составная часть Образовательной программы Челябинской области, рекомендованной к внедрению в общеобразовательных учреждениях приказом Министерства образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13 февраля 2008 г. № 01-80. В данном электронном ресурсе представлены Федеральный компонент основного и среднего полного (базовый и профильный уровень) общего образования по обществознанию; а также варианты учебных планов для общеобразовательных учреждений разных видов (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия), в т.ч. для классов социально-гуманитарного, социально-правового и социально-экономического профилей.

Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметных линий по обществознанию, включая в тематическое планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету (учебно-методический комплекс).

Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлено по одному варианту тематического планирования по обществознанию, составленного в соответствии с Примерными программами для основной и средней (полной) школы. В тематическое планирование включен региональный компонент содержания обществоведческого образования, выделены часы на изучение учебника «Глобальный мир в XXI веке» и определена система тематического и промежуточного контроля – за счет распределения резервного учебного времени. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с избранным учебно-методическим комплектом (предметной линией).

В электронной модели содержания образования представлены также образцы элективных курсов по обществознанию: «Выбери успех!» для основной школы (12 ч.), разработанный С. В. Баныкиной (ИПК и ПРНО Московской области) и «Введение в философию» для средней (полной) школы (36 ч.), разработанный Ю. И. Аверьяновым (НИИ СиМО РАО, г.Москва).

Организация внеклассной работы по предмету

Обществознание представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В 2008/2009 учебном году планируется проведение традиционных мероприятий для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области, что позволит старшеклассникам составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»). На заседании районных (городских) методических объединениях учителей обществознания рекомендуется проанализировать результаты Всероссийской олимпиады по предмету, организовать обмен опытом по проведению школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях. Издательством «Просвещение» в серии «Пять колец» издано пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, которое содержит характеристику типов заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по обществознанию с ответами и комментариями.

2008 год объявлен Годом традиционной культуры в Челябинской области. Предстоящий 2009 год пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 75-летию Челябинской области. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ГОУ ВПО ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению доклада губернатора Челябинской области П. И. Сумина на заседании Законодательного Собрания «Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2007 году и задачах на 2008 год» (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 19 марта 2008 г. № 153). В серии «Гражданско-правовое и патриотическое воспитание» издан сборник методических рекомендаций, разработок учебных занятий и внеклассных мероприятий «Главные праздники Современной России и Малой Родины» (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков).

Учителя обществознания активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. Информационная карта инновационного педагогического опыта по формированию гражданской позиции старшеклассников средствами воспитательной системы образовательного учреждения учителя обществознания гимназии № 80 г. Челябинска М. В. Богомаз опубликована в сборнике «Опыт лучших учителей Челябинской области, победителей конкурса приоритетного национального проекта "Образование"». Указом Президента РФ В. В. Путина в 2007 г. утверждена программа подготовки к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 г. В 2008/2009 учебном году рекомендуется провести конкурсы «Символы России» и «Гроза 12-го года» с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по предмету

В целях совершенствования обществоведческого образования в основной и средней (полной) школе и введения единой независимой системы оценки качества подготовки выпускников IX и XI классов руководителям методических объединений на совещаниях-семинарах рекомендуется проанализировать результаты итоговой аттестации по обществознанию 2008 г., сравнить их с результатами 2005-2007 гг. и определить меры по улучшению качества подготовки учащихся. Учителям обществознания необходимо совершенствовать технологию диалогических форм учебных занятий: дискуссий, круглых столов и др.), совершенствовать методику текущего, тематического, поэтапного повторения и контроля, сочетать в нём разные формы устной и письменной проверки.

Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к итоговой аттестации. Таких пособий много, но не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru). В связи с неодинаковой представленностью и раскрытием в отдельных учебниках содержательных элементов курса обществознания, зафиксированных в нормативных документах, определяющих содержание экзаменационной работы, рекомендуется использовать, помимо основного, один – два дополнительных учебника из Федерального перечня, рабочие тетради, практикумы, сборники КИМов. В издательстве «ВЛАДОС» (г. Москва) вышло в печать пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, подготовленное авторским коллективом ЧИППКРО и лицея № 11 г.Челябинска (Е. В. Киприянова, Т. В. Дробинина, Т. В. Якубовская).

Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения, направленная на достижение целей обществоведческого образования.


Заведующий кафедрой

общественных и гуманитарных

дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО

канд.ист.наук, доцент

В.М.Кузнецов

8(351)263-43-71

kraeved_74@mail.ru




Похожие:

О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном году
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
На базовый курс в 10-11-х классах вместо прежних 105 часов отводится 140 часов, что позволяет успешнее решать современные задачи...
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Государственного образовательного стандарта общего образования, завершения перехода на Областной базисный учебный план в общеобразовательных...
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Реализация вышеуказанных направлений модернизации российского образования определяет место и роль химии как учебного предмета в образовательной...
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании "Обществознания" в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
Законодательная и нормативная база методических рекомендаций о преподавании учебного предмета "Обществознание"
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «История» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
Составитель: Харитонова Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Технология» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
В 2008-2009 учебном году общеобразовательные учреждения области будут работать в 1-3х, 5-7х, 10-11х классах по базисному учебному...
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее...
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году
«Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница