Пояснительная записка Военно-полевая хирургия




Скачать 143.36 Kb.
НазваниеПояснительная записка Военно-полевая хирургия
Дата14.10.2012
Размер143.36 Kb.
ТипПояснительная записка




СоставителИ:

В.Е. Корик, начальник кафедры военно-полевой хирургии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент, полковник медицинской службы;

В.Г. Богдан, заместитель начальника кафедры военно-полевой хирургии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент, подполковник медицинской службы

Рецензенты:

Кафедра травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

Ю.М. Гаин, проректор по научной работе, профессор кафедры неотложной хирургии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой военно-полевой хирургии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 2 от 06.09.2010);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 22.12.2010);

Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 1 от 23.12.2010)

Пояснительная записка

Военно-полевая хирургия – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о патологии боевых повреждений, их диагностике, клиническом течении и методах лечения, а также организации оказания хирургической помощи раненым и пораженным на этапах медицинской эвакуации.

Разработка новых видов оружия, применяемых в локальных конфликтах и крупномасштабных войнах, увеличение масштабов санитарных потерь и изменение их структуры неуклонно повышают значение организации хирургической помощи раненым и пораженным. На современном этапе развития общества лечение раненых невозможно без участия врачей-специалистов системы здравоохранения. Эти обстоятельства и обуславливают актуальность изучения военно-полевой хирургии.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02 мая 2008 г. № 40:

  • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

Типовая учебная программа дисциплины «Военно-полевая хирургия» включает новейшие научные данные по разделам хирургии и военной медицины.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Военно-полевая хирургия» состоит в формировании у студентов и приобретении ими знаний и умений об особенностях возникновения, течения и диагностики современной боевой хирургической травмы, о порядке, силах и средствах оказания хирургической помощи на этапах медицинской эвакуации.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

  • особенностей возникновения, течения и диагностики современных огнестрельных ранений, закрытых, сочетанных и множественных повреждений, комбинированных поражений;

  • клиники, диагностики, профилактики и лечения раневой инфекции, травматического шока, синдрома длительного сдавления и массивной кровопотери на этапах медицинской эвакуации;

  • важнейших особенностей обследования раненого в терминальном состоянии;

  • организации хирургической помощи в военное время;

  • видов и объема хирургической помощи на этапах медицинской эвакуации.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:

  • теоретических и практических вопросов военно-полевой хирургии, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;

  • принципов организации оказания хирургической помощи раненым и пораженным на этапах медицинской эвакуации;

Требованием профессиональной компетенции является приобретение специальных знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Военно-полевая хирургия» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Анатомия человека: анатомия органов и систем (кровоснабжение, иннервация).

Биологическая химия: биохимические показатели изучаемых систем и состояний в норме и при патологии.

Патологическая физиология: травматический и геморрагический шок.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия: топография черепа, грудной клетки, живота, проекция сосудов и нервов конечностей на кожные покровы.

Фармакология: лекарственные средства, применяемые при лечении хирургических заболеваний, принципы рациональной фармакотерапии.

Структура учебной программы дисциплины «Военно-полевая хирургия» предусматривает изучение 9 тем.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • этиологию, классификацию, патогенез, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику боевых повреждений у взрослых пациентов в мирное и военное время;

  • основы медицинской сортировки и порядок оказания хирургической помощи на этапах медицинской эвакуации.

Студент должен уметь:

  • диагностировать огнестрельные ранения, нанесенные современным оружием, закрытые, сочетанные и множественные повреждения, раневую инфекцию, травматический шок, синдром длительного сдавления, массивную кровопотерю;

  • организовывать и проводить медицинскую сортировку раненых при массовом их поступлении на медицинский пункт части;

  • оказывать первую, доврачебную и первую врачебную помощь в полном объеме при всех видах боевой хирургической травмы.

Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций, электронных учебников), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

На практических занятиях студенты изучают комплекты, аппараты (наборы), предназначенные для оказания раненым первой, доврачебной, первой врачебной и квалифицированной хирургической помощи. Занятия проводятся в составе учебной группы. В ходе занятий рекомендуется использовать фрагменты учебных кинофильмов.

Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач, участием в проведении обходов, проведением под руководством преподавателей курации тематических пациентов, присутствием на диагностических и лечебных процедурах (операционная, перевязочная, кабинеты функциональной диагностики и т.п.), ознакомлением с информационными стендами и методическими материалами кафедры (слайды, фильмы, наборы рентгенограмм и т.п.).

Студентов знакомят с методами диагностики и лечения современных боевых хирургических повреждений, безопасными условиями труда в перевязочных и операционных, международными требованиями и этическими нормами при проведении лечебных и профилактических методов.

Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путём устного опроса и выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий. Текущим контролем охватываются все обучаемые с обязательной оценкой их знаний и навыков.

Самостоятельная внеаудиторная работа студента заключается в подготовке к каждой теме изучаемой дисциплины в соответствии с учебным заданием.

Текущая аттестация проводится в форме зачета.


Распределение бюджета учебного времени по семестрам

Шифр, название специальности

Семестр

Количество часов аудиторных занятий

Формы аттестации

всего

в т.ч. аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

1

2

3

4

5

6

7

9

1-79 01 03 Медико-профилактическое дело

6

52

35

10

-

25

зачет



Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

практических

1. Современная боевая хирургическая травма. Организация хирургической помощи в действующей армии и в чрезвычайных ситуациях

2

2

2. Огнестрельная рана и принципы ее лечения на этапах медицинской эвакуации

2

3

3. Раневая инфекция. Анаэробная инфекция ран. Столбняк

2

2

4. Повреждения кровеносных сосудов. Кровотечения, кровопотеря. Помощь на этапах медицинской эвакуации

-

3

5. Травматический шок. Синдром длительного сдавления

2

3

6. Боевые повреждения черепа и позвоночника

-

2

7. Боевые повреждения груди, живота и таза

-

5

8. Боевые повреждения конечностей и суставов. Минно-взрывная травма

-

2

9. Термические поражения

2

3

Всего часов

10

25


Содержание учебного материала

1. Современная боевая хирургическая травма. Организация хирургической помощи в действующей армии и в чрезвычайных ситуациях

Определение и содержание военно-полевой хирургии. Основные этапы развития военно-полевой хирургии. Н.И. Пирогов – основоположник научной военно-полевой хирургии. Роль советских хирургов в организации современной системы этапного лечения раненых с эвакуацией по назначению (Ахутин Н.А., Бурденко Н.Н., Куприянов П.А., Банайтис С.И., Еланский Н.Н., Шамов В.Н.).

Развитие военно-полевой хирургии в послевоенный период. Перспективы и дальнейшее совершенствование оказания хирургической помощи раненым на войне.

Современная боевая хирургическая травма. Общая характеристика современного оружия и современных боевых поражений. Влияние современных ранений и поражений на организацию этапного лечения раненых.

Объем работы и объем медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.

Значение медицинской сортировки в организации этапного лечения раненых. Организация хирургической помощи в чрезвычайных ситуациях – актуальная проблема военно-полевой хирургии в настоящее время.

2. Огнестрельная рана и принципы ее лечения на этапах медицинской эвакуации

Современные виды огнестрельного оружия. Раневая баллистика и механизм действия ранящего снаряда.

Морфологические и функциональные изменения в тканях при огнестрельном ранении. Особенности поражающего действия современного огнестрельного, высокоточного, минно-взрывного и др. видов оружия.

Зоны повреждения тканей при огнестрельном ранении. Морфология раневого канала (входные и выходные отверстия, характеристика зон).

Понятие о первичном и вторичном микробном загрязнении ран. Медицинская помощь при огнестрельных ранениях на поле боя и войсковых этапах медицинской эвакуации. Ранняя профилактика инфекционных осложнений ран.

Современные взгляды на хирургическую обработку.

3. Раневая инфекция. Анаэробная инфекция ран. Столбняк

Понятие о раневой инфекции. Факторы, способствующие возникновению раневой инфекции. Микрофлора раны.

Местная гнойная инфекция. Лечение гнойных осложнений огнестрельных ран на этапах медицинской эвакуации.

Анаэробная инфекция ран. Сроки возникновения, местные и общие проявления. Характеристика различных клинических форм. Специфическое и неспецифическое лечение на этапах медицинской эвакуации. Профилактика анаэробной инфекции.

Столбняк, его этиология и патогенез. Диагностика, профилактика и принципы лечения столбняка на этапах медицинской эвакуации. Осложнения и исход.

4. Повреждения кровеносных сосудов. Кровотечения, кровопотеря. Помощь на этапах медицинской эвакуации

Повреждения кровеносных сосудов. Способы временной и окончательной остановки кровотечения.

Показания к переливанию крови. Классификация трансфузионных и инфузионных средств и показания к их применению.

Возможные осложнения при переливании крови, их профилактика и лечение. Методики расчета величины кровопотери.

5. Травматический шок. Синдром длительного сдавления

Определение понятия «травматический шок». Частота и тяжесть шока на войне.

Современные представления об этиологии и патогенезе травматического шока по степени тяжести.

Клинические проявления шока при различных локализациях ранений.

Современные методы коррекции нарушений гемодинамики, дыхания, обмена. Содержание противошоковых мероприятий на этапах медицинской эвакуации. Ранняя профилактика шока.

Синдром длительного сдавления, этиология и патогенез. Классификация. Периоды развития. Клиника. Современные методы лечения на этапах медицинской эвакуации.

6. Боевые повреждения черепа и позвоночника

Частота ранений и закрытых повреждений. Классификация по характеру ранения и клиническим проявлениям. Клиническое течение и диагностика. Осложнения.

Первая помощь при ранениях черепа на поле боя и в очагах массового поражения. Содержание первой врачебной и квалификационной хирургиче­ской помощи.

Классификация ранений и закрытых повреждений позвоночника и спинного мозга. Симптомы и диагностика.

Первая помощь на поле боя (в очаге массового по­ражения). Содержание первой врачебной и квалификационной хирургиче­ской помощи.

7. Боевые повреждения груди, живота и таза

Частота и классификация повреждений груди.

Клинические проявления различных видов ранений и повреждений, их диагностика.

Гемоторакс.

Пневмоторакс (закрытый, открытый, клапанный), подкожная и медиастинальная эмфиземы.

Патофизиологические особенности развития этих осложнений.

Закрытые травмы грудной клетки и вероятность численного увеличения их в современной войне.

Множественные переломы ребер с образованием «реберного клапана».

Частота и классификация ранений и повреждений живота. Клинические проявления открытых повреждений живота.

Шок, кровопотеря и перитонит, их значение в определении исходов проникающих ранений.

Клиническая картина закрытых повреждений живота. Диагностика проникающих ранений и закрытых повреждений живота.

Медицинская помощь при закрытых повреждениях и ранениях живота на этапах медицинской эвакуации.

Ранения и закрытые повреждения таза и тазовых органов. Классификация ранений таза. Симптомы и диагностика огнестрельных переломов костей таза с повреждением и без повреждения тазовых органов. Осложнения при огнестрельных повреждениях таза. Транспортная иммобилизация при повреждениях таза. Объем медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.

8. Боевые повреждения конечностей и суставов. Минно-взрывная травма

Общая характеристика и частота травм конечностей. Классификация травм конечно­стей.

Клиническая картина и диагностика повреждений со­судов верхних и нижних конечностей.

Симптомы повреждения магистральных сосудов и нервов конечностей.

Организация помощи, лечение раненых в конечности на этапах медицинской эвакуации.

Общая характеристика и частота минно-взрывной травмы по материалам различных военных конфлик­тов. Патогенез и патоморфология повреждения органов и тканей при минно-взрывной травме.

Клиническая картина при ранениях и повреждениях черепа, позвоночника и спинного мозга, грудной клетки, живота и таза, конечностей взрывным оружием.

Диагностика и алгоритм обследова­ния пострадавших с минно-взрывной травмой.

Раневая (травматическая) болезнь при минно-взрывной травме, понятие, ее особенности, периоды, принципы лечения.

Оказание медицинской помощи при минно-взрывной травме на этапах медицинской эвакуации.

9. Термические поражения

Местные и общие патологические проявления термических ожогов.

Классификация ожогов по глубине поражения.

Периоды ожоговой болезни (ожоговый шок, острая токсемия, ожоговая септикотоксемия, реконвалесценция).

Поражения световым излучением ядерного взрыва, зажигательными огнесмесями.

Медицинская сортировка, объем и содержание медицинской помощи при ожогах на этапах медицинской эвакуации.

Отморожения и замерзания.


ИНФОРМАЦИОННо-методическАЯ ЧАСТЬ


Литература

Основная:

  1. Военно-полевая хирургия: учебник / С.А. Жидков [и др.]; под ред. С.А. Жидкова и С.Н. Шнитко. – Минск: БГМУ, 2008. – 350 с.

Дополнительная:

2. Практикум по военно-полевой хирургии: учебное пособие / под ред. проф. Е.К. Гуманенко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400с.

3. Лечение боевой хирургической травмы на этапах медицинской эвакуации: практикум / В.Н. Гречко [и др.]. – Н.Новгород: НГМА, 2008. – 144с.

4. Жидков, С.А. Боевая хирургическая травма: методические указания, утвержденные начальником военно-медицинского управления Министерства обороны / С.А. Жидков, В.Е. Корик, В.Г. Богдан; под ред. к.м.н., доц., п-ка м/с С.А. Жидкова. – Мн., 2007. – 36с.

5. Военно-полевая хирургия: учебник / под ред. проф. Е.К. Гуманенко. – СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2005. – 464с.

6. Военно-полевая хирургия: учебное пособие / под ред. С.А. Жидкова, С.Н. Шнитко. – Мн.: БГМУ, 2001. – 308с.


Оглавление





Похожие:

Пояснительная записка Военно-полевая хирургия iconПояснительная записка Военно-полевая хирургия
В. Е. Корик, начальник кафедры военно-полевой хирургии военно-медицинского факультета в Учреждении образования «Белорусский государственный...
Пояснительная записка Военно-полевая хирургия iconПояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования к врачу-хирургу 17 Информационная часть 20 пояснительная записка программа клинической ординатуры по специальности «Хирургия»
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк
Пояснительная записка Военно-полевая хирургия iconПояснительная записка Цель клинической ординатуры по специальности «Детская хирургия»
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В. И. Аверин
Пояснительная записка Военно-полевая хирургия iconЛитература 24 Вопросы к квалификационному экзамену 27 Приложение 1 37 Приложение 2 38 Приложение 3 39 пояснительная записка специальность интернатуры «Детская хирургия»
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент В. И. Аверин
Пояснительная записка Военно-полевая хирургия iconРабочая программа учебной дисциплины госпитальная хирургия, детская хирургия Наименование дисциплины (модуля) Специальность «Лечебное дело»
Целями освоения учебной дисциплины Госпитальная хирургия, детская хирургия являются: получение знаний по этиологии, патогенезу, клинической...
Пояснительная записка Военно-полевая хирургия iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Электротехника и электроника»
Пояснительная записка 19 с., 9 рис., 2 табл., 6 источников, 2 л графического материала
Пояснительная записка Военно-полевая хирургия iconПояснительная записка к Комплексной (Сводной) программе повышения безопасности энергоблоков
Пояснительная записка …
Пояснительная записка Военно-полевая хирургия iconПриказ от 26 февраля 1989 г. N 90 о введении в действие правил приема в военно-учебные заведения министерства обороны СССР
Заместителям Министра обороны ссср, командирам войсковой части полевая почта 40314
Пояснительная записка Военно-полевая хирургия iconПояснительная записка Посылаем материал на конкурс "Дистанционный урок"
...
Пояснительная записка Военно-полевая хирургия iconПояснительная записка 3 пояснительная записка
Охватывает: требования, предъявляемые к персоналу
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница