Название урока Гигиена зрения




Скачать 204.82 Kb.
НазваниеНазвание урока Гигиена зрения
Дата14.10.2012
Размер204.82 Kb.
ТипУрок

1.Возрастная категория

-для учащихся 9-10 лет

2.Название урока

Гигиена зрения:

«Чтобы были вы, ребята, зоркими как соколята!»

3. Фамилия имя отчество автора

Алла Александровна Жигалкина

4.Полное название организации, в которой работает заявитель

МБОУ СОШ № 82 Дзержинского района города Новосибирска

5.Адрес, телефон, электронная почта организации

г.Новосибирск улица Гоголя 195 т. 2780005

sch_82_nsk@nios.ru




Информационная карта урока


Автор: Алла Александровна Жигалкина, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №82 Дзержинского района город Новосибирска.

Предмет – Урок Здоровьесбережения

Тема: Гигиена зрения: «Чтобы были вы, ребята, зоркими как соколята!»

Класс – третий - четвертый (1-4)

Образовательное учреждение – г.Новосибирск МБОУ СОШ № 82

Оборудование:

  1. Авторский медиапродукт – презентация из 18 слайдов (среда Smard Berd) и вариант организации части урока о витаминах для глаз слайды с 14 по 22 (среда POWER POINT);

  2. Офтальмологический тренажер.

  3. Конторки Базарного.

  4. Модель глаза;

  5. Зеркала, фонарики для детей;

  6. Правила гигиены органов зрения;

  7. Памятка с упражнениями для снятия усталости.


Тип урока: урок освоения новых знаний с практикой проектной деятельности.

Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, оздоровительные техники по системе Базарного (смена динамических поз);

Цель:

Развивать культуру здоровьясбережения через приобщение к здоровому образу жизни, формированию положительных привычек и выработку навыков гигиены зрения.

Задачи (шаги достижения целей):

развивающие:

  • Организовать пространство диалога, творчества в поисковой проектной деятельности на уроке.

  • Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развитию умения делать выводы, переключать внимание.

воспитательные:

  • Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.

  • Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

здоровьесберегающие:

  • Развивать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья.

  • Способствовать формированию мотивации соблюдения гигиенического поведения детей.

  • Учить навыкам соблюдения правил гигиены, заботиться о своём здоровье.

План урока (с указанием времени):

  1. Организационный момент. (Мобилизующий этап)– 2 минуты 20 секунд

  2. Повторение пройденного ( с минипроектом )– 10 минут

  3. Сообщение темы, постановка цели. —5 минуты

  4. Офтальмологическая разминка --40 секунд

  5. Работа по теме урока. ---18 минут

  6. Физминутка во время работы над темой урока -- 1 минута (20мин. +20 мин.+20 мин.)

  7. Работа по закреплению знаний. – 2 минуты

  8. Физминутка --1 минута

  9. Итог урока. -- 5 минут

Время урока: 45 минут


План урока

Этап урока

Что делают

Использование интерактивных средств, примечание

(с указанием времени)

Учитель

Ученики




Учитель

Ученики




I.Организационный момент.

(2 минуты 20 секунд)


II. Повторение пройденного

-10 минут




Учитель:

Сейчас у нас урок не простой,

И вот чем: его целью, считаю здоровьесбережение!

Вам знаком персонаж Доктор Здоровейкин?

Послушайте его послание для Вас

Учитель включает послание Доктора Здоровейкина:

Рано утром просыпайся,

Себе, людям улыбайся,

И зарядкой занимайся,

Обливайся, обтирайся,

Всегда правильно питайся!

Аккуратно одевайся,

Никогда не сомневайся-

В школу смело отправляйся!

Гигиену соблюдай.

Быть здоровым обещай!

Учитель: К чему Вас призывает доктор Здоровейкин?


Учитель: Прежде чем мы придем к новой увлекательной теме, напомните мне, о чём мы говорили на прошлом уроке Доктора Здоровейкина?

Учитель: На данном этапе урока нам предстоит разработать и защитить минипроект под названием «Здоровый человек» и его результатом должна быть модель здорового человека.

Учитель: Но сначала повторим, про какие составляющие части здоровья мы говорили.

Что такое здоровье для вас?



Ученики: Сохранять своё здоровье, заниматься спортом, соблюдая нормы гигиены.

(Учащиеся, под руководством учителя вспоминают материал прошлого урока, где говорилось о четырёх составляющих здоровья)

Дети: Здоровье бывает физическое, моральное, духовное, социальное.

Физическое - это здоровье тела, которое нам даёт возможность не болеть, переносить работу, учёбу.

Моральное – здоровье психики, когда человек спокоен и уверен в себе, своих возможностях.

Духовное - здоровье нашего духа, совести, нравственности, не способности на плохие поступки и умение дарить добро окружающим.

Социальное - это способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания.


Детям предстоит спроектировать и защитить минипроект - модель здорового человека, указав составляющие части здоровья (каждой группе достаётся лишь одно направление здоровья: физическое , моральное, духовное, социальное)

2 минуты 20 секунд)


Расстановка по одному из каждой группы детей за конторками (Базарного)

Слайд №1 Музыкальное сопровождение начала урока- песня Владимира Володина, из к/ф - «Закаляйся, если хочешь быть здоров»

(музыкальная метка в левом нижним углу заголовка слайда, запустить щелчком мыши)


Слайд №2

Учитель включает послание Доктора Здоровейкина

(звуковая метка в нижнем правом углу изображения доктора, запустить щелчком мыши)


10 минут

( Данный этап урока проводится, как исполнение и краткая защита мини проектов в результате групповых работ:

«Проект здорового человека».

Класс делится на 4 группы по количеству направлений здоровья и каждая группа получает лист проекта с вопросами и моделью человека.

Защиту нужно организовать таким образом, чтобы создалась общая картина качеств здорового человека и условий достижения результата).


(Над минипроектами дети работают 5 минут. На защиту даётся каждой группе по минуте).

Слайдподдержка:

Слайды с № 2 по №7

(каждый слайд отвечает за одно из направлений здоровья, дополняя и систематизируя то. что говорят дети и учитель, итог- слайд №7)

(на каждом слайде есть интерактивные заслонки, расширяющие понятие, которые учитель может использовать по своему усмотрению или же предложить это сделать ученикам)





III.Сообщение темы, постановка цели.

5 минут


IV.Офтальмологическая разминка --40 секунд

Учитель:

- Как человек общается с окружающей средой?

- Что ему в этом помогает?


Учитель:

Какие внешние органы человека за это отвечают?

Слайд №8

Сегодня же речь пойдёт о том, что скрыто в загадках, расположенных у вас на столах и у меня на слайде.

( у каждой группы своя загадка):


Учитель:

Как вы думаете, дети, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?


Учитель: Как замечателен мир, который различает наш глаз, всмотритесь и задумайтесь о том, какой это дар, видеть, воспринимать всю красоту Земли!

Учитель: Сегодня речь пойдёт о том,

как видит глаз,

О том, как он устроен,

что внутри, ну сам скорее посмотри его модель (появляется модель глаза, скрываемая ранее на столе тканевой салфеткой и на экране Слайд №9)


Учитель: какую цель вы поставите, как ученики перед собой на этом уроке, ознакомившись с целью, которую я , как учитель поставила перед собой?


Учитель

Работает с детьми по офтальмологическому тренажеру Базарного по схеме расслабления и активизации глазных мышц.

Дети:

С помощью 5 органов чувств - осязания, зрения, слуха, обоняния, вкуса.


Кожа, глаза, нос, язы..


1гр.: Два соседа- непоседы, день на работе, ночь на отдыхе.

2гр.: Живёт мой братец за горой, не может встретиться со мной.

3гр.: Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг друга не видят.

4гр.:На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами закрываются

Дети отгадывают загадки, приходят к выводу, что отгадкой во всех загадках является слово: глаз.


Учащиеся: Мы будем говорить об органах зрения человека, о глазах.


Дети зачитывают цель урока и предлагают свои варианты целеполагания по данной теме. (Развивать культуру здоровьясбережения и выработку навыков гигиены зрения).


Дети работают по указаниям учителя

2 минуты


Смена детей за конторками (Базарного)


Слайд №8

(отгадки за интерактивными заслонками - бирюзовыми овалами)


Публикация к уроку (просим одного ребёнка прочитать понятие: Глаз)

Слайд №9 ( на слайде расположен понятийный материал и изображение глаза)


3 минуты

(по ссылке Oceanlab - Miracle.avi шелчком переходим к минутному просмотру видеоролика «Чудо»)


Слайд №9

(У каждой группы на столе лежит Публикация, где есть стихотворения о строении глаз, его изображение, стихи о том, как он защищён природой).


40 секунд

Экран на время офтальмологической разминки

учитель затемняет.



V.Работа по теме урока


1) Как устроен глаз?

5 минут


2) Гигиена зрения

8 минут




Учитель просит двух представителя от каждой группы поочерёдно выйти к доске.


Учитель подводит итог того, о чём говорили дети:

Что можно обнаружить в глазу, когда его рассматриваешь вблизи?

Да, это цветное колечко называется «радужка».

От неё зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая плёнка Как она называется?-«роговица».

В центре глаза мы видим чёрную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это что?- «зрачок». Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Проведение опыта с зеркалом

(учитель рассказывает детям порядок проведения опыта и следит за тем, как дети его выполняют)


Учитель читает стихотворение Натальи Орловой «Как видит глаз» :

Очень хрупок круглый дом!

Тонки, нежны стенки в нём,

А прозрачное окно

Ставней не защищено.

Если тронешь роговицу-

Глаз сейчас же разболится,

Если ранится хрусталик-

Помутнеет чудный шарик,

Станет тёмным дом навек

И ослепнет человек!


Ткани глаза очень нежные, поэтому глаза от природы у человека хорошо защищены.


- Какие части глаза помогают в защите? (Веки, ресницы)



Один ученик читает отрывок из стихотворения Натальи Орловой «Как устроен глаз», а второй показывает то, о чём говорится на макете, либо на изображении глаза (на доске).

1группа:

Глаз- волшебный теремок,

Круглый, маленький домок,

Хитро он устроен-

Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон

Белой стенкой окружён,

Стенку эту белую

Называют склерою.

2 группа:

Обойдём же дом скорей-

Ни крылечка, ни дверей,

впереди кружочек тонкий-

Роговица словно плёнка,

Вся прозрачна, как стекло-

В мир чудесное окно,

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

3 группа:

Глаз бывает синий, серый:

Впереди , пред белой склерой

Яркой радужки кружок.

В центре радужки- зрачок.

Чёрный маленький кружок.

4 группа:

Лишь стемнеет- наш зрачок

Станет сразу же широк,

Коль светло- зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит маленький хрусталик,

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.


Дети: радужку.


Дети: роговица.


Дети: зрачок


Дети: проводя опыт , наблюдают над изменением размера зрачка, делают вывод о том, что Яркий свет-зрачок сужается, слабый свет- расширяется.


Ученик:

Читает стихотворение о защитной функции бровей, ресниц и век.

Брови, ресницы и веки

Не просто даны человеку.

Глаз, как стражи, они охраняют,

От влаги и пыли его защищают.

Орган зрения – это глаз,

В нем три оболочки.

…………………………..

Слой второй – в нем есть сосуды,

Впереди он радужка.

В ней отверстие – зрачок,

И пигменты разные.

Рецепторы в сетчатке, в глубине,

Все четко помогают видеть мне.


Всего:

18 минут:


4 минут

Слайд №9


Слайды №9 и №10


Экран затемняется учителем

Используем зеркала и фонарики для данного опыта, предварительно проведя минутку техники безопасности с данными предметами.


2 минута


Публикация к уроку (просим учащихся следить по тексту стихотворения и назвать: Какую опасность несёт для человека помутнение хрусталика?)


Включаем презентацию:

На слайде № 10

(отодвинуть объект с изображением глаза с голубой радужкой и открыть тем самым текст стихотворения о бровях, ресницах, веках).

Физминутка, включающая работу с офтальмологическим тренажером--

40 секунд

Учитель проводит весёлую , динамичную физминутку


Учитель проводит работу с офтальмологическим тренажером




20 секунд


20 секунд


Гигиена зрения


Учитель раздаёт стихи Натальи Орловой детям:

1 группа: «Соринка» и «Про Аллу»

2 группа: «Телевизор» и

«В сумерках»

3 группа: «Во дворе» (про коньюктивит)

4 группа: «Наблюдатели» и

«О сладком»

(смотри в приложении)

О чём автор стихотворения Наталья Орлова нас предупреждает?


Учащиеся каждой группы получают опасные ситуации для здоровья глаз, описанные в стихах Натальи Орловой

читают и обсуждают их, зарисовывая к каждой из ситуации плакат, который бы предостерегал людей от поступков, ведущих к нарушению зрения.


Дети: О том, что зрение человека, его глаза очень хрупки и их повреждение может привести к слепоте.

6 минут.

Групповая работа по обсуждению ситуации, опасной для здоровья глаз (по стихам Натальи Орловой)

Плакаты через камеру проецируются поочерёдно на доску, а представители групп их озвучивают строками из стихов

3) Витамины для глаз

Как питаться детям для сохранения хорошего зрения?


В питании любого ребенка должны обязательно быть свежие молочные продукты, мясо, нежирная рыба. Клетчатка в виде любимых вами, дети свежих овощей и фруктов также обязательна.

Отдавайте предпочтение натуральным продуктам, с малым сроком хранения, что говорит о ненасыщенности их консервантами.

Не стоит налегать на биологически активные добавки.

Во-первых, не все из них проходят качественную проверку. Во-вторых, от некоторых из них, даже качественных и хороших, у Вас, дети может появиться аллергия и дисбаланс в обмене веществ

Дети высказываются по тому как понимают здоровое питание

2 минуты

Слайд №11, №12

Физминутка

Учитель проводит весёлую , динамичную физминутку





20 секунд

Смена учеников за конторками (Базарного)

4) Про очки

2 минуты

Учитель:

С плохим, ребята зрением

Жить без очков мучение!

Врач очки назначил Майе

И при этом ей сказал:

«Ты носи их не снимая,

Чтоб не портились глаза».

Стала Майя говорить:

Я не буду их носить!»

Дети в школе будут часто называть меня очкастой!

А кто знает какой врач назначил Майе очки?

Дети, чего испугалась девочка Майя?

А часто случается такое?

Можно ли дразнить людей, носящих очки? И почему?

Послушайте продолжение истории:

Но когда очки надела,

Жалко стало их снимать,

Сквозь очки на свете белом

Можно много увидать!

И по улице идёт, всех знакомых узнает!




Дети: окулист.


Она испугалась того, что её будут в школе дразнить!


(ответы детей)


Дети зачитывают на Слайде №14:


В очках ходить не стыдно

И вовсе не обидно.

Хоть вы не старички,

Но коль плохое зрение,

Носите без стеснения

Хорошие очки!


3 минуты

Слайд №13

( за картинкой очков находятся советы людям, носящим очки)

VI. Работа по закреплению знаний.

Поиграем в игру «Полезно – вредно». Если ваша команда считает, что действие вредно для зрения, то показываете красную карточку, если не вредно, то зелёную карточку.

Итак,

        • · читать лёжа, в сумерках

        • обсыпаться песком на пляже

        • · смотреть на яркий свет

        • · оберегать глаза от ударов

        • · смотреть близко телевизор

        • · промывать по утрам глаза

        • · тереть глаза грязными руками

        • · читать сидя

        • · есть полезную пищу, витамины

        • · обращаться к врачу-окулисту

        • · выполнять гимнастику для глаз во время уроков, дома

        • · соблюдать режим дня






Дети внимательно слушают фразы и показывают либо красную, либо зелёную карточки.

2 минуты

Физминутка

«Гимнастика для глаз».

Внимательно просмотрите предложенные доктором Здоровейкиным для вас упражнения.

Для чего, по вашему мнению, нужно делать зарядку для глаз?


Правильно от ежедневной гимнастики укрепятся не только мышцы тела, но и глаз.





(ответы детей)


На парте у каждого лежит памятка «Гимнастика для глаз».

Дети выполняют стоя у парты комплекс упражнений для глаз.

1 минута



VII.Итог урока. -- 5 минут


От чего человек может потерять зрение?

Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Что носят люди с недостатками зрения?


Учитель:

Давайте вместе выведем правила бережного отношения к зрению:


Учитель:

читает стихотворение Натальи Орловой: «Береги свои глаза»

Прислушайся, когда хотят,

Чтоб вещь служила нам без срока,

Недаром люди говорят:

«Храните, как зеницу ока!»

И чтоб глаза твои, дружок,

Могли надолго сохраниться,

Запомни два десятка строк

На заключительной странице:

Глаз поранить очень просто-

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лёжа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя-

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть-

Упрекать не стану,

Но пожалуйста не лезь

К самому экрану.

И смотри не всё подрят.

Не пиши, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра-

От стола, экрана и до глаз

Должно быть сорок сантиметров!

Я ХОЧУ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ:
НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ!


  • О чём сегодня шла речь?

  • Что интересного, важного для вас узнали?

  • С какими новыми словами встретились?

  • Что они означают?

  • О чём расскажете дома?

  • Достигли ли мы поставленной цели урока?


Учитель: Я ХОЧУ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ:
НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ!





(ответы детей)


*умываться по утрам

* смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день

*сидеть не ближе 3 м от телевизора, подальше от монитора компьютера

*не читать лежа, в транспорте

*беречь глаза от попадания инородных предметов

*при чтении и письме свет должен падать слева

*употреблять в пищу витамины, морковь, лук, сладкий перец, помидоры, петрушку.

*ежедневно делать гимнастику для глаз

*укреплять глаза, глядя на восход или закат


(очи, радужка, веки, зрачок, роговица, врач - окулист).



5 минут


Слайд № 15


Слайды №16, №17, 18




Приложение:

  • Упражнения для глаз

«Мечталка».

Такие упражнения снимают спазм цилиарных мышц.

Закрыть глаза, положить на них тёплые ладошки, но не давить на веки. Расслабиться и, всматриваясь в темноту перед глазами, представить, что разглядываешь тёмное небо. (30-40 сек.).

Открыть глаза, широко и радостно улыбнуться (до 5 сек.)


«Смотрелки».

Закрыть глаза, сильно зажмуриться на 15-20 сек.

Открыть глаза, посмотреть вдаль, т.е. задуматься.

При открытых глазах сделать массаж двух точек (внутренний конец бровей): погладить точки (до 5 сек.) а потом надавить на них (20-30 сек.).

Закрыть глаза, вдох – носом: шумный, мощный короткий; выдох – со звуком «ах», «ух».

Расслабить мышцы лица, т.е. отпустить нижнюю челюсть, дышать спокойно.


«Рисовать брови».

Закрыть глаза, тёплыми пальцами «нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-15 раз).

«Рисовать» так же, но над бровями.

Открыть глаза, посмотреть вдаль.


«Глаза устали» (выполняются стоя или сидя).

Закрыть глаза зажмуриться. Открыть глаза, смотреть вдаль. Дыхание ритмичное. Упражнение выполняется 3 раза.

Не поворачивая голову смотреть: вправо 1сек. – вдаль 3 сек.; влево 1 сек. – вдаль 3 сек.; вниз 1 сек. – вдаль 3 сек.; вверх 1 сек. – вдаль 3 сек.;

Смотреть на переносицу 2 сек.; смотреть вдаль 3 сек.. Повторить 3 раза.

Не поворачивая голову медленно смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратную сторону – потом вдаль .

Смотреть на палец вытянутой руки 2 сек. – потом вдаль 3-4 сек.


  • Презентация из 22 слайдов(среда POWER POINT) для возможности вариативности в организации подачи материала.

  • Публикация


Похожие:

Название урока Гигиена зрения iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 07 «Гигиена» по медицинским и биологическим наукам
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: гигиена окружающей среды; коммунальная гигиена; гигиена труда; гигиена...
Название урока Гигиена зрения iconРазработка урока на тему «Личная гигиена полости рта и уход за зубами»
Цель урока – формирование знаний в области профилактики и лечения заболеваний полости рта
Название урока Гигиена зрения iconДеловая игра «Гигиена зрения»
Сегодня, мы вспомним, что на внеклассных занятиях, на уроках, о чём конкретно пойдёт речь, мы узнаем из загадок
Название урока Гигиена зрения iconКонспект урока по теме «Поэзия звуков»
Цель урока: сформировать у учащихся целостное представление о звуке с точки зрения физики
Название урока Гигиена зрения iconНазвание образовательного
Название урока, мероприятия, классного часа, в рамках которого будет использоваться презентация
Название урока Гигиена зрения iconПрактические занятия утверждаю
Экзамены: общая гигиена и военная гигиена; микробиология, вирусология, иммунология
Название урока Гигиена зрения iconПлан-конспект урока по теме «Дисперсия света»
Цель урока: дать понятие о дисперсии света и объяснить её с точки зрения электромагнитной теории
Название урока Гигиена зрения iconНазвание образовательного
Название урока, мероприятия, классного часа, в рамках которого будет использоваться презентация : «Японское хокку. Утаавасэ – поэтический...
Название урока Гигиена зрения iconГигиена, задачи гигиены
Происхождение термина гигиена связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога медицины Эскулапа
Название урока Гигиена зрения iconПлан – конспект урока биологии в 8 классе
Тема: Заболевания, гигиена и доврачебная помощь при повреждениях опорно- двигательной системы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница