А. А. Недоступ 4 ноября 2011 г




Скачать 357.36 Kb.
НазваниеА. А. Недоступ 4 ноября 2011 г
Дата02.09.2012
Размер357.36 Kb.
ТипДокументы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Утверждаю

Проректор по учебно-

методической работе

А.А.Недоступ

4 ноября 2011 г.


Рабочая программа дисциплины


Русский язык и культура речи

(Наименование дисциплины)


Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть

(Цикл дисциплины и его часть)


Направление подготовки

080100 –Экономика

(наименование ООП ВПО направления подготовки с указанием кода)


Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

очная, заочная


Факультет гуманитарной подготовки

(название факультета)


Кафедра - разработчик кафедра русского языка

(название кафедры)


Калининград 2011


1 Цели освоения дисциплины

Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» – формирование современной языковой личности, развитие коммуникативной компетенции как необходимой составляющей профессиональной компетенции выпускника технического вуза.

В связи с этим учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» должна решать следующие задачи:

  • познакомить с системой норм русского литературного языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом уровне;

  • дать теоретические знания в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в деловом и научном общении;

  • сформировать практические навыки и умения в области составления и продуцирования различных типов текстов, предотвращения и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, адаптации текстов для устного или письменного изложения;

  • сформировать умения, развить навыки общения в различных ситуациях общения;

  • сформировать у студентов сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи на основе изучения её коммуникативных качеств.



2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Русский язык и культура речи» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла вариативной части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080100 –Экономика , квалификация - бакалавр. Дисциплина занимает особое место как в системе социогуманитарных, так и в системе общепрофессиональных и специальных наук. Курс формирует различные компетенции: языковую, лингвистическую, риторическую и коммуникативную. Эти компетенции являются залогом успешной профессиональной деятельности выпускника вуза. Дисциплина «Русский язык и культура речи» опирается на знания, полученные студентами на предыдущем этапе обучения, и тесно связана с социогуманитарными предметами, изучаемыми на первом курсе университета («Отечественная история», «Иностранный язык», «Культурология»). Преподавание в университете ведётся на русском языке, который является государственным языком РФ. Таким образом, курс «Русский язык и культура речи» связан со всеми дисциплинами учебного плана.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: специфические черты функциональных стилей; технологию подготовки публичного выступления; нормы литературного языка; способы компрессии текста.

Уметь: выбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной интенцией и ситуацией общения; находить и корректировать речевые ошибки; составлять план, конспект, аннотацию, реферат; составлять личные деловые бумаги.

Владеть: навыками работы с ортологическими словарями; навыками сбора материала для публичного выступления; навыками адаптации текстов для устного или письменного изложения.


4 Структура и содержание дисциплины «Русский язык и культура речи»


4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Аудиторные занятия - 30 часов (14 часов – лекции, 16 часов - практические занятия), самостоятельная работа - 42 часа.






п/п12345678№

п/п12345678№

п/п

п/п12345678№ п/п




п/п12345678№

п/п135№

п/п№

п/п12345678



Раздел

дисциплиныВведение.

Культура речи как раздел лингвистики и как личностная характеристика человека.Язык, речь, общение.

.Языковая норма как центральное понятие культуры речи. Современная концепция культуры речи: функциональные разновидности литературного языка. Научный стиль.

Письменные жанры научного стиля.

Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.Основы ораторского искусства. Подготовка к зачетуИТОГО:ТемаВведение.

Культура речи как раздел лингвистики и как личностная характеристика человека.Язык, речь, общение.

.Языковая норма как центральное понятие культуры речи. Современная концепция культуры речи: функциональные разновидности литературного языка. Научный стиль.

Письменные жанры научного стиля.

Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.Основы ораторского искусства. № темы

1234578ТемаСтановление культуры речи как лингвистической дисциплины. Связь культуры речи с риторикой и стилистикой.

Коммуникативные качества речи. Точность.Невербальные средства общения.

Территориальный и социальный диалект, просторечие: языковые особенности.

Устная и письменная разновидности русского литературного языка

Типы лексических ошибок.Становление и развитие литературного языка до 20 века. Тенденции развития русского литературного языка в конце 20-начале 21 века. Языковая норма и ее источники. Нормализация. Пуризм. Объективизм.


Морфологические нормы. Категория рода, числа и падежа имён существительных. Полная и краткая формы прилагательного, образование сравнительной степени ;

Употребление местоимений себя и свой; сам и самый; каждый, всякий, любой;

Недостаточные и изобилующие глаголы.


Синтаксические нормы. Трудности в управлении слов – беспредложном и предложном; в координации подлежащего и сказуемого; в согласовании определения и определяемого слова; в построении предложений с однородными членами; в «нанизывании» падежей;

в употреблении деепричастного оборота; в употреблении причастного оборота.

Факторы уместности речи: адресат, тема общения, цель общения, типовая ситуация общения, социальные отношения участников коммуникации, форма общения, количество участников коммуникации и т.д. Литературный язык и язык художественной литературы: взаимосвязь и взаимодействие.

Разговорная речь как некодифицированная сфера общения.

История становления научного стиля речи. Термины и терминосистема.

Академическое красноречие.

Научно-популярный подстиль и его особенности Трансформация первичных научных текстов.

История становления официально-делового стиля.

Личные деловые бумаги.

Резюме как жанр самохарактеристики. Деловые письма.Возникновение и становление публицистического стиля в России.

Публицистический стиль и язык СМИ.

Образные средства русского языка.

Понятие об ораторском искусстве. Основные приемы поиска материала. Начало, завершение и развертывание речи.Подготовка в зачетуИтогоВопрос и варианты ответов к немуУкажите правильные варианты ответов

Волюнтативная функция языка заключается в

передаче информации слушателю

воздействии на слушателя

наименовании предметов и явлений

формировании мышления индивидаУкажите правильные варианты ответов

Территориальные диалекты имеют особенности на уровне:

морфологии

стилистики

фонетики

пунктуацииУкажите правильные варианты ответов

Литературный язык

полифункционален

не имеет признаков системной организации

нормативен

реализуется в устной и письменной формеУкажите правильные варианты ответов

Признаки языковой нормы:

общеупотребительность

неизменяемость

общеобязательность

историчность

Какие из перечисленных характеристик являются обязательными для научного стиля

отвлеченность

официальность

точность

объективностьИсточниками изменения норм литературного языка являются

ученые-лингвисты

языковая политика государства

просторечие

местные говорыОпределите значение слова «раритет»:

адвокат

вид орнамента

краска для волос

редкостьУкажите предложения, в которых допущены нарушения лексических норм:

Играя, юноша забывал об очках

Для ванны мы купили зеркало с полочкой.

Юноша стремительно взбежал по лестнице на третий этаж и постучал в дверь.

Незнакомец вышел из дома и огляделся.Укажите словосочетания, в которых нарушены грамматические нормы:

Окружен тысячью солдат

Вопреки желанию

В руке он держал туфель

Встретил обоих сестер

Укажите правильные варианты ответов

Просторечие как нелитературный вариант языка имеет характерные особенности на уровне:

фонетики

лексики

орфографии

синтаксиса.

Раздел

дисциплиныВведение.

Культура речи как раздел лингвистики и как личностная характеристика человека.Язык, речь, общение.

.Языковая норма как центральное понятие культуры речи. Современная концепция культуры речи: функциональные разновидности литературного языка. Научный стиль.

Письменные жанры научного стиля.

Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.Основы ораторского искусства. Подготовка к зачетуИТОГО:ТемаВведение.

Культура речи как раздел лингвистики и как личностная характеристика человека.Языковая норма как центральное понятие культуры речи. Научный стиль.

Письменные жанры научного стиля.

Итого№ темы

257ТемаСтановление культуры речи как лингвистической дисциплины. Связь культуры речи с риторикой и стилистикой.

Коммуникативные качества речи. Точность.Невербальные средства общения.

Территориальный и социальный диалект, просторечие: языковые особенности.

Устная и письменная разновидности русского литературного языка

Типы лексических ошибок.Становление и развитие литературного языка до 20 века. Тенденции развития русского литературного языка в конце 20-начале 21 века. Языковая норма и ее источники. Нормализация. Пуризм. Объективизм.


Морфологические нормы. Категория рода, числа и падежа имён существительных. Полная и краткая формы прилагательного, образование сравнительной степени ;

Употребление местоимений себя и свой; сам и самый; каждый, всякий, любой;

Недостаточные и изобилующие глаголы.


Синтаксические нормы. Трудности в управлении слов – беспредложном и предложном; в координации подлежащего и сказуемого; в согласовании определения и определяемого слова; в построении предложений с однородными членами; в «нанизывании» падежей;

в употреблении деепричастного оборота; в употреблении причастного оборота.

Факторы уместности речи: адресат, тема общения, цель общения, типовая ситуация общения, социальные отношения участников коммуникации, форма общения, количество участников коммуникации и т.д. Литературный язык и язык художественной литературы: взаимосвязь и взаимодействие.

Разговорная речь как некодифицированная сфера общения.

История становления научного стиля речи. Термины и терминосистема.

Академическое красноречие.

Научно-популярный подстиль и его особенности Трансформация первичных научных текстов.

История становления официально-делового стиля.

Личные деловые бумаги.

Резюме как жанр самохарактеристики. Деловые письма.Возникновение и становление публицистического стиля в России.

Публицистический стиль и язык СМИ.

Образные средства русского языка.

Понятие об ораторском искусстве. Основные приемы поиска материала. Начало, завершение и развертывание речи.Подготовка в зачетуИтого

Семестр2СодержаниеПредмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».

Культура речи изучает такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и речевого этикета позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Ортология. Речевой этикет. Культура речи – раздел науки о языке, изучающий систему коммуникативных качеств речи.

Языковая личность. Типы речевой культуры. Языковой вкус.Вербальные и невербальные средства общения. Основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Феномен человеческого языка. Языки живые и мертвые, естественные и искусственные. Единицы языка. Функции языка и речи.

Положение русского языка в современном мире. Русский язык как национальный язык русского народа, как государственный язык, как язык межнационального общения, как мировой язык.

Формы существования национального русского языка: просторечие, территориальные и социальные диалекты, литературный язык.Основные этапы становления литературного языка. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка. Классификация языковых норм по количеству вариантов употребления: императивные и вариантные (диспозитивные). Источники изменения нормы. Типы эволюции нормы. Классификация норм по уровням языка. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы.Уместность как качество речи. Понятие стиля. М.В.Ломоносов и теория трех стилей.

Функциональные разновидности литературного языка. Стилеобразующие факторы. Функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический.

Язык художественной литературы и его специфика. Разговорная речь как некодифицированная функциональная разновидность литературного языка. Нормы разговорной речи.Научный стиль. Специфические черты научного стиля. Термин и терминосистема. Языковые нормы. Академическое красноречие.

Научный стиль в его письменной разновидности. Научная статья и её структура. Компрессия первичного научного текста. Вторичные жанры: тезисы, реферат, конспект. Аннотация. Оформление научной работы: список источников, ссылки, цитирование.

Деловое общение и его особенности. Специфические черты официально-делового стиля. Языковые и текстовые нормы. Документ, формуляр, реквизит.

Классификация жанров официально-делового стиля. Личные деловые бумаги: заявление, доверенность, резюме. Деловые письма.

Особенности русской и международной школы делового письма.Становление публицистического стиля в России. Публицистический стиль и язык СМИ. Отбор языковых средств в публицистическом стиле. Образные средства русского языка.

Рекламные жанры: презентация, реклама. Способы выражения оценки в русском языке. Языковая «игра» в рекламе.

Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория. Этапы подготовки публичной речи: выбор темы, цель речи, поиск материала; осмысление и записи прочитанного, выработка собственной позиции. Способы словесного оформления публичного выступления. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.Темы практических занятийКонстатирующий срез по орфографии, пунктуации, культуре речи. Коммуникативные качества хорошей речи. Точность и богатство речи (выбор слова и фразеологического оборота, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы)Лексические нормы. Экспрессивно-стилистическая дифференциация лексики. Типы лексических ошибок. Практикум по орфографии и пунктуации.Морфологические нормы. Случаи их нарушения. Орфоэпические нормы. Синтаксические нормы. Случаи их нарушения. Тестирование.Научный стиль в его письменной разновидности. Языковые нормы научного стиля. Трансформация текстов, изменение их структуры и содержательные изменения: план, тезисы, конспект. Аннотация и реферат как вторичные жанры научного стиля. Практикум по орфографии и пунктуации.Деловые бумаги. Деловые письма. Этикетные формулы делового стиля. Практикум по орфографии и пунктуации.Публичное выступление как разновидность ораторской прозыИтогоКол-во часов446264241042ОтветыСеместр2СодержаниеПредмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».

Культура речи изучает такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и речевого этикета позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический..Основные этапы становления литературного языка. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка. Классификация языковых норм по количеству вариантов употребления: императивные и вариантные (диспозитивные). Источники изменения нормы. Типы эволюции нормы. Классификация норм по уровням языка. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы.Научный стиль. Специфические черты научного стиля.. Языковые нормы.

Темы практических занятийЛексические нормы. Экспрессивно-стилистическая дифференциация лексики. Типы лексических ошибок.

Морфологические нормы. Случаи их нарушения. Орфоэпические нормы. Синтаксические нормы. Случаи их нарушения. ТестированиеНаучный стиль в его письменной разновидности. Языковые нормы научного стиля. Трансформация текстов, изменение их структуры и содержательные изменения: план, тезисы, конспект. Аннотация и реферат как вторичные жанры научного стиля. Практикум по орфографии и пунктуации.Деловые бумаги. Деловые письма. Этикетные формулы делового стиля. ИтогоКол-во часов78104107371066

Неделя семестра1,23,45,6,789,

10,1112,131414,15Кол-во часов2222221114Кол-во часов222242216Формы контроляОпрос

домашнее задание

работа со словарямиОпрос

домашнее задание

работа со словарями

подготовка публичного выступления

практикумОпрос

домашнее задание

работа со словарями

подготовка публичного выступления

практикум

тестОпрос

подготовка публичного выступления

Опрос

домашнее задание

работа со словарями

подготовка публичного выступления

практикум

Опрос

домашнее задание

подготовка публичного выступления

тест

Опрос

подготовка публичного выступления

Опрос

домашнее задание

работа со словарями

подготовка публичного выступления

практикум

зачет


6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


6.2.1. Вопросы для контроля самостоятельной работы


Тема 1. Культура речи как раздел лингвистики и как личностная характеристика человека (образец)

1. Какие явления были характерны для русского языка в 20 годы ХХ века?

2. Расскажите об этапах развития культуры речи как лингвистической дисциплины.

3. Что такое риторика?

4. Когда возникла риторика?

5. Что такое риторический идеал?

6. Какова риторическая модель речевого акта?

7. Какие вы знаете этапы в развитии русской риторики?

8. Что общего между риторикой и культурой речи?

9. Что такое стилистика?

10. Что общего между стилистикой и культурой речи?

11. Расскажите о явлениях, характерных для русского языка конца ХХ - начала ХХI.


6.2.2.Темы публичных выступлений


Тема 2. Язык, речь, общение (образец)


Невербальные средства коммуникации

Общение: коммуникативные барьеры и способы их преодоления.

Молодежный жаргон и его специфика.

Национальная специфика невербальной коммуникации.

Национальная специфика вербальной коммуникации.

Условия эффективного речевого воздействия.

Коммуникативные барьеры.

Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего.


6.2.3. Вопросы для подготовки к зачету


Язык и речь. Основные функции языка. Устная и письменная разновидности речи.

Культура речи как раздел науки о языке. Предмет и задачи культуры речи.

Роль культуры речи в личностной характеристике.

Три аспекта культуры речи как лингвистической дисциплины.

Коммуникативные качества речи.

Литературный язык и нелитературные варианты языка.

Понятие нормы. Классификация норм. Источники изменения нормы.

Орфоэпические нормы и их возможные нарушения. Особенности русского ударения.

Лексические нормы, их возможные нарушения (многозначность и омонимия).

Лексические нормы, их возможные нарушения (плеоназм и лаконизм).

Лексические нормы, их возможные нарушения (сочетаемость слов, синонимия, антонимия).

Морфологические нормы, их возможные нарушения.

Синтаксические нормы, их возможные нарушения.

Фразеологические нормы, их возможные нарушения.

Функциональные разновидности языка. Функциональные стили.

Разговорная речь. Нормы разговорной речи.

Официально-деловой стиль. Общая характеристика.

Текстовые нормы официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля.

Языковые нормы официально-делового стиля.

Классификации жанров официально-делового стиля. Характеристика личных документов.

Классификации жанров официально-делового стиля. Деловые письма, общая характеристика.

Научный стиль. Общая характеристика.

Первичные и вторичные жанры научного стиля. Реферат и его структура.

Языковые нормы научного стиля.

Лексические особенности научного стиля. Термины. Профессионализмы.

Публицистический стиль. Общая характеристика.

Подготовка публичной речи: этапы, особенности.

Понятие об ораторском искусстве.


7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи»


а) основная литература:


Драгилева Л.Г. Русский язык. Практические занятия по русскому языку и культуре речи: Учебное пособие / Л.Г. Драгилева. – Калининград: КГТУ, 2007.

Калинникова Л.Н. и др. Русский язык и культура речи: Конспекты лекций. Учебное пособие / Л.Н. Калинникова и др. – Калининград, 2008. – 242с.

Культура русской речи / С.И. Виноградов, Л.К.Граудина, В.П. Даниленко и др.; Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. – М.: Норма, 2000.

Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001.

Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002.

Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов/ М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. - М.: Флинта, 2000.-2007.

б) дополнительная литература:

Учебники, учебные пособия


Введенская А.А. Русский язык и культура речи/ А.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.- М.: Логос, 2001.

Драгилева Л.Г. Русский язык. Практические занятия по русскому языку и культуре речи. Книга для преподавателя: учеб. пособие / Л.Г. Драгилева.– Калининград, 2008. – 295с.

Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм.- М.: Флинта; Наука, 2002.

Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи.- М.: Флинта: Наука, 2002.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум/ Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др.; Под. ред. И.М.Рожковой и др. - М.: Флинта; Наука, 2006.

Львов М.Р. Риторика. Культура речи.- М.: ИЦ «Академия», 2002.

Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка)/ И.Г.Проскурякова, В.В.Кудряшова, Н.А.Егоренкова и др. – СПб.: СПбГПУ, 2003.

Паршакова Н.А. Русский язык и культура речи. Самостоятельная работа: учеб. пособие / Н.А. Паршакова.- Калининград, 2008. - 46с.

Паршакова Н.А. Русский язык и культура речи. Контрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для студентов заочной, очно-заочной и дистанционной форм обучения/Н.А. Паршакова.- Калининград, 2010.- 74 с.

Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля/ Проскурякова И.Г., Боженкова Р.К., Волошина Т.Ю. и др.– М.: Флинта, 2004.

Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская, Т.Ю.Волошина, Н.В. Анисина и др.; Под ред. Ганапольской Е.В., Хохлова А.В. – СПб.: Питер, 2005.

Сидорова М.Ю. Русский язык и культура речи. Курс лекций для студентов нефилологических вузов/ М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев – М.: Проект, 2002.

Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций/ М.Ю.Сидорова, В.С.Савельев.- М.: Айрис-пресс, 2007.

Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи/ Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. – М.: ИЦ «Академия», 2002.

Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. – М.: Флинта, 2004.


Словари, справочники


Агеенко Ф.Л. Словарь ударений русского языка/ Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва - М.: Русский язык, 1993.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М.: Русский язык,1990.

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Русский язык, 1976.

Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения/ Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина – М.: Русский язык, 1998.

Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка/ Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева – М.: Русский язык, 1994.

Большой словарь иностранных слов. – М.: ЮНВЕС, 1999.

Букчина В.З. Орфографический словарь русского языка// В.З. Букчина, И.К. Сазонова, Чельцова Л.К. – М.: «АСТ – Пресс», 2008.

Валгина Н.С. Орфография и пунктуация: Справочник / Н.С. Валгина, В.Н.Светлышева. – М.: Высшая школа, 1994.

Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты/ Под ред. А.П. Сковородникова. – М.: Флинта: Наука, 2005.

Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов / Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. – М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ , 2004.

Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. – СПб.: РАН, 1996.

Горбачевич К.С Словарь синонимов русского языка.- М.: Эксмо, 2005.

Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка/ Т.Ф. Ефремова, В.Г.Костомаров – М.: Русский язык, 1993.

Жуков В.П. Словарь фразеологических синонимов русского языка/ В.П. Жуков, М.И. Сидоренко, В.Т. Шкляров – М.: Русский язык, 1987.

Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. – М.: «Аст-Пресс», 2008.

Иванова Т.Ф. Русская речь в эфире. Комплексный справочник/ Т.Ф. Иванова, Т.А.Черкасова - М.: Русский язык, 2002.

Каленчук М.Л. Словарь трудностей русского языка/ М.Л.Каленчук, Р.Ф.Касаткина. – М.: Русский язык, 1997.

Комплексный словарь русского языка/ Тихонов А.Н. и др. Под ред. А.Н.Тихонова. – М.: Русский язык, 2001.

Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

Лопатин В.В. Прописная или строчная? Орфографический словарь/ В.В.Лопатин, И.В.Нечаева, Л.К.Чельцова.- М.: Эксмо, 2007.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка/ Под ред. Л.А.Новикова.- М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Минск: Современный литератор, 2006.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1988.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1992.

Орфографический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1996.

Орфоэпический словарь русского языка./ Под ред. Р.И. Аванесова. - М.: Русский язык, 1990.

Резниченко И.П. /Словарь ударений русского языка. – М.: « АСТ- Пресс», 2008.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М.: Айрис, 1998.

Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь: Вып. Первый/ И.С. Брилева, Н.П. Вольская, Д.Б.Гудков, И.В. Захаренко, В.В. Красных.- М.: Гнозис, 2004.

Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник./ Под ред. Р.И.Аванесова и С.И. Ожегова. - М.: Русский язык, 1960.

Семушкина Л.Н. Культура русской устной речи: Справочник-практикум.- М.: Айрис-пресс, 2007.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М: ИЦ «Академия», 2003.

Скляровская Г.Н. Словарь сокращений современного русского языка.- М.: Эксмо, 2006.

Словарь иностранных слов / Под ред. А.Г.Спиркина. – М.: Русский язык, 1987.

Словарь иностранных слов / Отв.ред. В.В.Бурцева, Н.М.Семенова. – М.: Русский язык - Медиа, 2007.

Словарь иностранных слов и выражений/ Е.С.Зенович.- М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. Д.Э. Розенталя.- М.: Русский язык, 1990.

Современный словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1993.

Соловьев Н.В. Орфографический словарь русского языка/ ИЛИ РАН.- М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2006.

Телия В.Н. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. – М.: «Аст-Пресс», 2008.

Толковый словарь современного русского языка начала ХХI века. Актуальная лексика / Под ред. Г. Н. Скляревской.- М.: Эксмо, 2006.

Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т./ Сост. А.И.Федоров. – М.: Цитадель, 1997.

Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова - М.: АСТ: Астрель, 2006.

Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка/ Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. – М.: Прозерпина, 1994.

Юганов И. Словарь русского сленга (сленговые слова и выражения 60-90-х годов) / И. Юганов, Ф. Юганова; Под ред. А.Н.Баранова. – М.: Метатекст, 1997.


в) программное обеспечение и интернет-ресурсы


1. Программа тестирования по дисциплине «Русский язык и культура речи» (составитель доцент кафедры русского языка Л.Г. Драгилева)


2.http://lib.aldebaran.ru/author/maksimov_vladimir/maksimov_vladimir_russkii_yazyk_i_kultura_rechi_uchebnik_dlya_tehnicheskih_vuzov/

http://revolution.allbest.ru/languages/00044962_0.html

http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm

http://www.gramma.ru/

www.gramota.ru.

http://fictionbook.ru/author/darya_golovanova/russkiyi_yaziyk_i_kultura_rechi/read_online.html?page=1

http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm

http://shpora07.narod.ru/

http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl21.html

http://www.twirpx.com/files/languages/rus/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Аудиторные занятия проводятся в общих аудиториях, в том числе в аудиториях, оснащенных мультимедийным оборудованием, в главном учебном корпусе, а также в учебных корпусах №1, №2 ФГОУ ВПО «КГТУ» согласно учебному плану. Консультационные и индивидуальные занятия проводятся в кабинетах №№ 329, 386, 387, 326 кафедры русского языка главного учебного корпуса КГТУ в соответствии с графиком консультаций преподавателей.

Для самостоятельной работы в распоряжении студента имеются читальный зал периодических изданий (аудитория № 275), читальный зал гуманитарных наук (аудитория 273 главного учебного корпуса).


Особенности изучения дисциплины при заочной форме обучения

9.1. Структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Аудиторные занятия - 6 часов (2 часа – лекции, 4 часа - практические занятия), самостоятельная работа – 66 часов. На заочном отделении предусмотрено выполнение контрольной работы.


Неделя семестра111Кол-во часов10,50,52Кол-во часов1.51.514Формы контроляОпрос

работа со словарямиОпрос

контрольная работа

работа со словарями

Опрос

контрольная работа

Опрос

контрольная работа

Опрос

работа со словарями

контрольная работа

Опрос

контрольная работа

тест

Опрос

контрольная работа


Опрос

контрольная работа

работа со словарями

подготовка публичного выступления

зачет

Виды учебной работы,

включая самостоятельную

работу студентов и

трудоемкость (часы)Лекции2222221114

4.3 Практические занятия


4.4 Самостоятельная работа


4.3. Лабораторные работы не предусмотрены

4.4. Курсовые работы не предусмотрены


5 Образовательные технологии

Курс состоит из аудиторной (лекции и практические занятия) и самостоятельной работы. На лекциях рассматриваются важнейшие, узловые темы курса: вопросы динамики норм литературного языка, система функциональных разновидностей русского языка, культура научной и деловой речи, соотнесение коммуникативных качеств речи с уровнями языковой системы.

Практические занятия как вид аудиторной деятельности направлены на углубление научных лингвистических знаний, овладение коммуникативными умениями и совершенствование ортологических навыков. В ходе практических занятий студенты учатся свободно оперировать лингвистическими терминами, излагать самостоятельно изученный теоретический материал, готовить публичное выступление на заданную преподавателем тему, а также анализировать и оценивать выступления других; выполняют упражнения по лексике и фразеологии, грамматике и орфоэпии. На занятиях применяются активные формы и методы обучения.

Во время самостоятельной работы студенты изучают необходимую для понимания курса основную и дополнительную литературу, готовят доклады и сообщения, выполняют практические задания в письменной форме. Помимо регулярной работы с лексикографическими изданиями, студентам рекомендуется знакомство с интернет-порталами www.gramma.ru и www.gramota.ru.


В процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» при чтении лекций и проведении практических занятий используются следующие методы:

компьютерное тестирование (входной, текущий и итоговый тесты);

использование мультимедийных программ при чтении лекций и проведении практических занятий;

развитие у студентов навыков самостоятельной творческой научной работы в области русского языка и культуры речи;

организация дискуссий на заданную преподавателем тему;

речевой тренинг;

подготовка студентами докладов и публичных выступлений, обсуждение докладов;

консультации преподавателей и индивидуальная работа со студентами;

самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему и итоговому контролю.


6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


6.1 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


6.1.1. Констатирующий тест по орфографии, пунктуации, культуре речи (образец)


Задание 1. Восстановите текст: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.


Я русский человек и с самого ра...его детства конечно говорю (по)русски. (Н…)кто н...разу (не)сделал мне замечания что я совсем (не)знаю русского языка, но в письме...ых работах я часто допускаю ошибки в след...щих словах: собач...нка, навзнич..., раз...яренный, в...юга, пя...десят, оди...адцать, восе...надцать, ра...чет, ра...четливый, ра...читывать, и...ти, (в)общем, в...бще, опас…ность, ст...пендия, пр…зидиум, инт...л...генция, ...нциклопедия, гу...анизм, иску...ный, уча...твовать.

Иногда я сомневаюсь в правописании слов: солом...нка, больш…нство, перево...ики, гру...ики, ра...каз....ики — этих казалось (бы) простых существительных. Зато в прил...гательных: кури...ый, серебр...ый, оловя...ый, кожа...ый, стари...ый, комари...ый я (н…)когда (н...) …делаю ошибки. Еще меня тревожат наречия с приставкой «по» и частицами «не» и «ни» а именно (по) братски, (по) тихоньку, (ни) откуда, (по) весе...ему, (по) новому, (по) гречески, (по) латын..., (по) (алма)атински.

Труднее всего усвоить правописание наречий потому (что) они (в) отличи... от существительных пишут...ся то слитно то раздельно то чере... ч...рточку. (По) этому следует заучить такие слова снов..., сначал..., (по) одиночке, изредк..., начист..., сплош..., лиш..., насте..., точь (в) точь, бок (о) бок, (по) долгу, чере…чур, мало (по) малу, (на) миг, (в) миг, по...час, (тот) час, (в) (по) следстви..., при...ти (во) время, (на) утро, (не) (в) далеке, (в) дали от города, (от) куда (н...) возьмись.

Так (же) трудно разобрат...ся в правописании предложных сочетаний (в) течени... года, (в) следстви... этого, (в) виду того, иметь (в) виду, (не) смотря на пр...пя...ствия, сказать (в) заключени... их (то) же лу...ше заучить.


Задание 2. Расставьте ударения:


1. Языковые (ошибки) 11. Зубчатый

2. Гастрономия 12. Гофрированный

3. Средства 13. Приговор

4. Баловать 14. Трубопровод

5. Красивее 15. Дозвонишься

6. Новорожденный 16. Ходатайство

7. Договорные 17. Алкоголь

8. Эксперт 18. Каталог

9. Ходатайство 19. Вероисповедание

10. Кухонный 20. Дефис


Задание 3. Найдите в тексте 11 стилистических ошибок, отредактируйте его, перепишите в исправленном виде.

В произведениях Пушкина и Лермонтова два главные героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их, нам стало понятно. как благодаря реакции, обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которая вынудила молодёжь отказаться от активной политической деятельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.


6.1.2. Промежуточный тест (образец)


1. Отметьте неверное высказывание.

Тексты – это принятые в определённых ситуациях и предназначенные для передачи определённого содержания типовые способы построения речи.

С точки зрения формы речь может быть письменной и устной.

С точки зрения количества говорящих речь может быть монологом, диалогом, полилогом.

2. Найдите ошибки, связанные с нарушением орфоэпических норм. Укажите слова, в которых неправильно поставлено ударение.

диа′лог

жесто′ко

изба′ловать

ка′учук

зло′ба


3. Найдите ошибки, связанные с нарушением лексических норм. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки.

На выставке была представлена плеяда новейших компьютеров.

Началась избирательная фиеста.

Приоритет принимать законы принадлежит Государственной Думе России.


4. Найдите ошибки, связанные с нарушением морфологических норм. Отметьте предложение, не имеющее ошибок.

1. Из-за шторма танкеры не могли перекочевать нефть. 2. Он вышел из каюты, в которой просидел полторы сутки. 3. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.

5. Найдите ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки.

В четверг необходимо предоставить данные о прохождении медосмотра.

Мне бы не хотелось потерпеть фиаско на глазах многочисленных учеников.

Поддерживая банк «Согласие», мы приняли участие своим присутствием и приобрели 40% акций.


6.1.3. Итоговый тест (образец)

Виды учебной работы,

включая самостоятельную

работу студентов и

трудоемкость (часы)Лекции1-0,5 -0,5-2

9.3 Практические занятия


9.4. Самостоятельная работа


9.5. Контрольная работа

Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» состоит из четырех тематических частей, соответствующих дидактическим единицам учебного курса «Русский язык и культура речи»: культура речи; стилистика; деловой русский язык; риторика.


Вариант 1 (образец)

Задание 1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

Нет с...мнения что он создал наш п...этический наш лит...ратурный язык и что нам и нашим п...томкам остаётся только идти (по)пути пр...ложе...ому его гением. Из (выше)сказа...ных нами слов вы уже могли убедит...ся что мы н... в с...стояни... ра...делять мнения тех к...нечно (добро)совес...ных людей к...торые утв...рждают что наст...ящего ру...ского лит...ратурного языка (во)все (н...)существу...т; что нам его даст один пр...стой народ вместе с другими сп...сительными уч...реждениями. Мы напротив находим в языке созда...ом Пушкин...м все условия ж...вучести ру...ское творчество и ру...ская в...сприимчивость строго слились в этом в...ликолепном языке и Пушкин сам был в...ликолепный ру...ский художник.

Име...но ру...ский! Сама сущность все свойства его поэзии с...впадают со свойствами сущностью нашего народа. (Н...)говоря уже о муж...стве...ной прел...сти силе и яс...ности его языка эта пр...модушная правда отсутстви... лжи и фразы пр...стота эта ...ткрове...ность и чес...ность ощущений все эти х...рошие черты х...роших ру...ских людей п...ражают в тв...рениях Пушкина (н...)одних нас его соотечестве...ников но и тех из ин...земцев к...торым он стал д...ступен.

И.А.Тургенев


Задание 2. Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Составьте с этими словами предложения.

А´тлас –атла´с, ту´фля – туфля´, до´говор - догово´р, ква´ртал – кварта´л, во´льно –вольно´, прави´ло - правило´, и´кать - ика´ть.


Задание 3. Образуйте словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

(Интеллигентная, интеллигентская) слабость, философское (обоснование, основание), компания (военная, воинственная), крестьянская (овчарка, овчарня), вышивка (искусственная, искусная), кисель (водный, водянистый), (рыбий, рыбный) глаз.


Задание 4. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

  1. Нас приятно удивил прейскурант цен в новом кафе.

  2. В фарш для пельменей кладут мясо свинины и говядины.

  3. Мне неприятен напыщенный пафос речей этого политика.

  4. Благодаря спешке мы оставили дома билеты на спектакль.

  5. Ревизионная комиссия раскрыла все аферы и махинации директора фирмы.

  6. В понедельник новый губернатор займётся незаконными вырубками деревьев.


Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Словарь (Брокгауз и Ефрон), мемуары (Бернард Шоу), о произведениях (Саломея Нерис), для скульптора (Этьен Морис Фальконе), к ироничному (Пьер Ферма), под (Бородино), для (Елизавета Кот), от (Александра и Евгений Лещ).


Задание 6. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.

  1. В ремонт надо сдать (двое, пару) часов.

  2. В обсуждении доклада приняло участие (шесть, шестеро) академиков.

  3. Я окончила школу в (тысяча, тысячу) девятьсот восемьдесят четвёртом году.

  4. Дом лесника находится в (полутора километрах, полтора километра) от дороги.

  5. Ураган бушевал в течение (трёх, три) суток.

  6. (Трое студенток, три студентки) не присутствовали на семинаре.


Задание 7. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Яблоня, куча, пекарня, цапля, снадобье, ватты, куранты, рентгены, ток.


Задание 8. Закончите предложения.

  1. Помолчав ещё немного…

  2. Глядя в упор на врага…

  3. Стараясь уловить хоть тень беспокойства…

  4. Купив в магазине продукты…

  5. Войдя в комнату…


Задание 9. Перепишите предложения, исправляя грамматические ошибки.

  1. Переползая поле возле деревни, шальная пуля угодила ему в голову.

  2. С романом «Обломовым» школьники знакомятся в старших классах.

  3. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана помощь.

  4. Бабушка любила и гордилась единственной внучкой.

  5. Не рассчитывая на помощь, задачи были решены студентами самостоятельно.


Задание 10. Прочитайте приведенный ниже отрывок и определите, к какому функциональному стилю он относится. Аргументируйте своё мнение (перечислите особенности данного стиля с примерами из текста).


«По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.

Чеховский интеллигент был человеком, сочетающим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное. Таков человек, проходящий в обличии врача, студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова…

Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить».


Задание 11. Составьте развернутые тезисы параграфа «Спор как форма человеческого общения» из учебника «Культура русской речи» [12, с. 158 -163].


Задание 12. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

  1. Если в Вашем регионе спрос на Вашу продукцию удовлетворен и Вы ищете новые возможности на новых рынках, то мы готовы Вам помочь организовать сбыт Вашей продукции в нашей сбытовой системе.

  2. Решили: произвести поэтапное оформление земельных отводов с оформлением права собственности.

  3. Ссылаясь на нашу договоренность, платеж будет проведен через инкассо.

  4. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

  5. Для старшеклассников запланировано проведение диспута на тему: «Свободное время подростка и как его убить».


Задание 13. При поступлении на работу Вам необходимо сообщить сведения о себе. Напишите резюме.


Задание 14. Прочтите 10 заповедей человечности, которые выработал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева

1. Не убий и не начинай войны

2. Не помысли народ свой врагом других народов

3. Не укради и не присваивай труда брата своего

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

5. Уважай мысли и чувства братьев своих

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

7. Чти природу как матерь свою и помощницу

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

10. Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным


Напишите текст публичной убеждающей речи, адресованной Вашим сверстникам, на основе заповеди: «Не убий и не начинай войны». Объем текста от 60 до 100 слов.


Лист согласования рабочей программы дисциплины


Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 -Экономика уровня бакалавр (утвержден 21.12.2009 № 747), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом.

Авторы программы – Калинникова Л.Н., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой русского языка, Паршакова Н.А., к.п.н., доцент кафедры русского языка.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русского языка (рецензент – Ваулина С.С., доктор филологических наук, профессор, протокол № 8 от «11» апреля 2011 г.).


Заведующий кафедрой Калинникова Л.Н.


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета гуманитарной подготовки, протокол №8 от 26 апреля 2011 г.).


Председатель комиссии Архангельский О.И.


Директор ИМЭП А.Г. Мнацаканян




Согласовано:


Начальник учебно- Загородняя Д.Ю.

методического отдела



Формы текущего

контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)Практические занятияСамостоятельная работа Всего часов248констатирующий

срез

опрос248Опрос

домашнее задание

работа со словарями

подготовка публичного выступления

практикум

4612Опрос

домашнее задание

работа со словарями

подготовка публичного выступления

практикум

тест (1 рубежный контроль)

24опрос4612Опрос

домашнее задание

работа со словарями

подготовка публичного выступления

практикум

248Опрос

домашнее задание

подготовка публичного выступления

тест (2 рубежный контроль)23Опрос

подготовка публичного выступления

247Опрос

домашнее задание

работа со словарями

подготовка публичного выступления

практикум

1010зачет164272

4.2 Теоретические занятия (лекции)

Формы текущего

контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)Практические занятияСамостоятельная работа Всего часов-78Опрос

работа со словарями-88Опрос

контрольная работа

работа со словарями

1.51012Опрос

контрольная работа

-44Опрос

контрольная работа

1.51012Опрос

работа со словарями

контрольная работа

178Опрос

контрольная работа

тест

33Опрос

контрольная работа


77Опрос

контрольная работа

работа со словарями

подготовка текста публичного выступления

1010зачет46672

9.2 Теоретические занятия (лекции)


Похожие:

А. А. Недоступ 4 ноября 2011 г iconА. А. Недоступ «04» ноября 2011 г
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
А. А. Недоступ 4 ноября 2011 г iconА. А. Недоступ «07» ноября 2011 г
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
А. А. Недоступ 4 ноября 2011 г iconА. А. Недоступ «04» ноября 2011 г
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
А. А. Недоступ 4 ноября 2011 г iconА. А. Недоступ «04» ноября 2011 г
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
А. А. Недоступ 4 ноября 2011 г iconА. А. Недоступ «18» ноября 2011 г
Освоение методов работы с ключами для определения беспозвоночных и позвоночных животных
А. А. Недоступ 4 ноября 2011 г iconА. А. Недоступ «28» ноября 2011 г
Цель освоения дисциплины – базовая общетеоретическая подготовка специалиста-учёного к научной и практической деятельности в области...
А. А. Недоступ 4 ноября 2011 г iconА. А. Недоступ «29» ноября 2011 г
Основной целью освоения раздела «Основы информационной культуры» является обучение самостоятельному поиску информации для научной,...
А. А. Недоступ 4 ноября 2011 г iconУтверждаю проректор по учебно-методической работе А. А. Недоступ 11 ноября 2011 г
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский Государственный...
А. А. Недоступ 4 ноября 2011 г iconА. А. Недоступ «7» ноября 2011 г
В современной науке и технике математика играет все большую роль. Математика является мощным средством решения прикладных задач и...
А. А. Недоступ 4 ноября 2011 г iconА. А. Недоступ «15» ноября 2011 г
Целями освоения дисциплины «Органическая и биологическая химия» являются усвоение обучающимися теоретических основ данной дисциплины,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница