«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины




Скачать 262.68 Kb.
Название«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
страница1/2
Дата13.10.2012
Размер262.68 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ДПП.01.1 Русская литература (1/2 XIX в.)


1. Цели и задачи дисциплины.


В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении в вузе необходимо:

- осмысление русской литературы в культурной ситуации России начала и середины ХIХ века, выявление ее контактов с западноевропейской культурой;

- формирование понятия о логике литературного процесса данной эпохи, его вершинных явлениях и достижениях;

- выработка представления о выдающихся русских поэтах и писателях (В. Жуковский, К. Батюшков, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, А. Герцен, И. Гончаров, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Чернышевский) как о творческих индивидуальностях с их неповторимым образным мировидением, специфическим стилем;

- осознание органичного восприятия и творческого развития в русской литературе ХIХ века основных достижений русской литературы ХVIII века (формирование литературного языка, становление русского стихосложения, первых литературных направлений, жанровое и стилевое развитие).

Изучение дисциплины предполагает:

- продолжение работы над выработкой системного подхода при осмыслении фактов литературной жизни определенной исторической эпохи;

- закрепление и усовершенствование навыков литературоведческого анализа художественных произведений;

- развитие навыков самостоятельной работы с монографической и критической литературой.


2. Требование к уровню освоения содержания дисциплины.


В результате изучения дисциплины студент должен:

- усвоить своеобразие романтизма и критического реализма как творческих методов;

- уметь понять и обосновать особенности русского романтизма;

- усвоить жанровую и стилевую динамику в связи со сменяемостью творческих методов;

- иметь четкое представление о личности и творчестве писателя не только с точки зрения типологии творчества, но и как явлении глубоко индивидуальном и самобытном;

- осознать высочайшую эстетическую и нравственную ценность классической русской литературы;

- закрепить навыки работы с текстом художественного произведения, его литературоведческого анализа;

- уметь соотнести оценку того или иного явления литературы, содержащуюся в нескольких литературоведческих источниках (монографии, критические статьи), владеть навыком рефлексивного восприятия;

- знать на память отрывки из произведений выдающихся русских художников слова ХIХ века (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет).


3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины.

116

5










Аудиторные занятия.

72













Лекции.

54













Практические занятия (ПЗ).

18













Самостоятельная работа.

44













Вид итогового контроля (зачет, экзамен).

Экзамен














4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Самостояте-льная работа

1.

Литературный процесс в России начала ХIХ века.

2




4

2.

Романтизм как общеевропейское направление в литературе и искусстве конца ХVIII-ХIХ вв. Особенности русского романтизма.

10

4

20

3.

Многоаспектность литературной жизни первых десятилетий ХIХ века. Движение от романтизма к реализму. Становление критического реализма.

22

8

10

4.

Идеологические дискуссии, эстетические концепции и литературный процесс второй трети ХIХ века.

20

6

10


5. Лабораторный практикум (не предусмотрен).

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


6.1. Рекомендуемая литература.

а). Основная литература.

  1. Аношкина-Касаткина, Вера Николаевна. Православные основы русской литературы XIX века [Текст] /В. Н. Аношкина-Касаткина ; [худож. В. В. Покатов].- М.: Пашков дом,2011.-383 с.

  2. Глушаков, Евгений Борисович. Великие судьбы русской поэзии : XIX век [Текст]/Е. Б. Глушаков. - М.: Флинта [и др.],2009.-211, [1] с.:

  3. Пушкинская энциклопедия [Текст]:произведения/Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН ; [ред. кол. : М. Н. Виролайнен и др.]. - СПб.: Нестор-История. Вып. 1:А - Д.-2009.-517, [2] с.,

  4. Фортунатов, Николай Михайлович. Русская литература XIX века [Текст]:учебное пособие для вузов/Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под ред. Н. М. Фортунатова. -М.: Высшая школа,2008.-670, [1] с.


б). Дополнительная литература.

  1. А. С. Пушкин [Текст]:документы к биографии, 1830 - 1837/[сост. С. В. Березкиной, И. В. Васильевой, А. В. Дубровского и др. ; примеч. С. В. Березкиной] ; Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом).-СПб.: Пушкинский Дом,2010.-1025, [2] с.

  2. Белинский, Виссарион Григорьевич. Избранное [Текст]/В. Г. Белинский ; сост., авт. вступ. ст., коммент. Е. Ю. Тихонова ; Институт общественной мысли.-М.:РОССПЭН,2010.-710, [1] с.

  3. Гоголь и Томск [Текст]:[сборник]/сост. Э. К. Майданюк ; Томская областная универсальная библиотека.-Томск:Д-Принт,2009.-218, [1] с.

  4. Канунова, Фаина Зиновьевна. Эстетика и поэтика переводов В. А. Жуковского 1820 - 1840-х гг. : проблемы диалога, нарратива, мифопоэтики [Текст]/Ф.З. Канунова, И. А. Айзикова, Н. Е. Никонова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГУ. - Томск: Издательство ТГУ,2009.-437 с.Манн, Юрий Владимирович. Гоголь. Завершение пути : 1845 - 1852 [Текст]/Юрий Манн.-М.:Аспект Пресс,2009.-303, [1] с.

  5. Медный всадник [Текст]:литературно-художественный альманах/Петровская академия наук и искусств ; [гл. ред. Л. А. Майборода].-СПб.:Сударыня,2009.-144 с.

  6. Н. В. Гоголь : материалы и исследования [Текст]/[отв. ред. Е. Е. Дмитриева, ред. кол. Ю. В. Манн, Е. Г. Падерина] ; Учреждение РАН Институт мировой литературы. - М.:ИМЛИ РАН. Вып. 2.-2009.-375 с.

  7. Падерина, Е. Г. К творческой истории "Игроков" Гоголя [Текст]:история текста и поэтика/Е. Г. Падерина ; Учреждение РАН Институт мировой литературы.- М.: ИМЛИ РАН,2009.-447 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Книжный фонд библиотеки ТГПУ. Книжный фонд областной библиотеки им. А.С. Пушкина. Копии отрывков из программных текстов для анализа. Тематические сборники, монографии, критические статьи.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Портреты и другие видеоматериалы к творческой биографии писателей

Иллюстрации к художественным произведениям

Аудиоматериалы (изучаемые произведения в чтении артистов)

Фильмы по изучаемым произведениям


  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Наряду с лекционным способом подачи материала предполагается деятельность студентов в формах чтения программных художественных текстов и учебно-справочной литературы, конспектирования теоретических источников, написания рефератов, заучивания наизусть стихотворений, подбора иллюстративного материала о биографии и творчестве изучаемых авторов и о культуре эпохи.


8.1. Перечень заданий и контрольных вопросов для самостоятельной работы.

Изучение разделов курса, не освещаемых на аудиторных занятиях

Анализ художественного текста

Заучивание наизусть лирических стихотворений и фрагментов произведений крупной формы

Конспектирование критических и литературоведческих работ

Чтение дополнительной учебной и научной литературы


  1. Басенное творчество И.А. Крылова.

  2. Драматургия Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор».

  3. Проблема героя в комедии А.С. Грибоедова „Горе от ума“ и в романе А.С. Пушкина „Евгений Онегин.

  4. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина.

  5. Поэзия А. Кольцова. А. Кольцов в оценке В.Г. Белинского.

  6. Роман А.И. Герцена „Кто виноват?“. Проблематика и поэтика романа.

  7. Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова.

  8. Поэма Н.А. Некрасова „Кому на Руси жить хорошо“. Жанровое и стилистическое своеобразие.

  9. Роман Н.Г. Чернышевского „Что делать?“. Проблематика, художественное своеобразие.

  10. Натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева.

  11. Любовная лирика Ф.И. Тютчева.

  12. Лирика А.А. Фета (проблематика, особенности поэтики).


8.2. Примерная тематика рефератов.

  1. Судьба классицизма, сентиментализма в России начала ХIХ века.

  2. Полемика вокруг языковой реформы Н.М. Карамзина.

  3. Проблема искусства и художника в романтической эстетике.

  4. Принцип контрастного изображения в романтическом искусстве, его природа и сфера проявления.

  5. Мир природы в творчестве романтиков.

  6. Поэтический мир баллад В.А. Жуковского.

  7. Эпикурейские мотивы в лирике К.Н. Батюшкова.

  8. Романтический стиль думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака».

  9. Лирический герой поэзии В.А. Жуковского и К.Ф. Рылеева.

  10. Басенное творчество И.А. Крылова в оценке В.Г. Белинского.

  11. Обновление жанра басни в творчестве И.А. Крылова (сравнить с А.П. Сумароковым, И.И. Дмитриевым).

  12. «Горе от ума» А.С. Грибоедова в оценках В.Г. Белинского, А.С. Пушкина, И.А. Гончарова.

  13. Проблема ума в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  14. Традиции классицизма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  15. Полемика А.С. Пушкина с В.А. Жуковским в поэме «Руслан и Людмила».

  16. Проблематика и поэтическое своеобразие лирики А.С. Пушкина петербургского периода.

  17. «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина как романтическая поэма.

  18. Что сближает и что различает героев произведений А.С. Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», «Евгений Онегин».

  19. Влияние романтической эстетики в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  20. Проблема искусства и художника в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

  21. Образ Скупого у Мольера и А.С. Пушкина (сравнительный анализ).

  22. Пушкинские принципы историзма в романе «Арап Петра Великого».

  23. Образ Петра I в «Арапе Петра Великого» и в «Полтаве» А.С. Пушкина (сравнительный анализ).

  24. Образ повествователя в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  25. Лирика М.Ю. Лермонтова в обосновании В.Г. Белинского и А.И. Герцена.

  26. Мастерство психологического анализа М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени».

  27. Суть дискуссии о творческом методе М.Ю. Лермонтова в современном литературоведении.

  28. Особенности поэтического стиля «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.

  29. Проблема искусства в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»и «Портрет».

  30. Время и пространство в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

  31. Диалогический конфликт в романах «натуральной школы» («Обыкновенная история» Гончарова, «Кто виноват?» Герцена).

  32. «Сон Обломова» как художественное целое.

  33. Мир природы в творчестве Ф.И. Тютчева.

  34. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.


8.3. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету).


  1. Литературный процесс в России первой половины ХIХ века.

  2. Эстетические признаки романтизма. Особенности русского романтизма начала ХIХ века.

  3. Романтизм В.А. Жуковского. Жанр элегии и баллады в творчестве В.А. Жуковского.

  4. Основные этапы творчества К.Н. Батюшкова.

  5. Эстетика декабристского романтизма. Творчество К.Ф. Рылеева.

  6. Басенное творчество И.А. Крылова.

  7. Основные этапы развития творчества А.С. Пушкина. Лирика А.С. Пушкина лицейского периода.

  8. Лирика А.С. Пушкина петербургского периода. В.Г. Белинский о лирике А.С. Пушкина.

  9. Поэма А.С. Пушкина „Кавказский пленник“.

  10. „Бахчисарайский фонтан“ А.С. Пушкина как романтическая поэма.

  11. Поэма А.С. Пушкина „Цыганы“ (движение от романтизма к реализму).

  12. Тема творца и творчества в лирике А.С. Пушкина 1830-х гг.

  13. Роман А.С. Пушкина „Евгений Онегин“ (жанрово-стилевое своеобразие, метатекстовая структура романа).

  14. Трагедия А.С. Пушкина „Борис Годунов“: особенности драматургического метода, нравственно-философская проблематика.

  15. „Маленькие трагедии“ А.С. Пушкина (проблематика, метод, жанр).

  16. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина.

  17. „Арап Петра Великого“ А.С. Пушкина (образ Петра I, пушкинские принципы историзма).

  18. Поэма А.С. Пушкина „Полтава“ (образ Петра I, жанровое и стилевое своеобразие).

  19. Поэма А.С. Пушкина „Медный всадник“ (проблематика, конфликт, композиция, жанровое и стилевое своебразие).

  20. „Повести Белкина“ А.С. Пушкина (полемика с романтической прозой, тема „маленького человека“).

  21. Комедия А.С. Грибоедова „Горе от ума“: проблематика, (проблема героя в комедии, решение проблемы ума), оценка образа Чацкого в русской критике; традиционное и новаторское в комедии.

  22. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

  23. „Мцыри“ М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.

  24. Поэма М.Ю. Лермонтова „Демон“. Проблематика и поэтика.

  25. „Капитанская дочка“ А.С. Пушкина (принципы историзма А.С. Пушкина, образ повествователя).

  26. Роман М.Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“ (особенности метода, тип героя, мастерство психологического анализа). В.Г. Белинский и С.П. Шевырев о романе.

  27. Поэзия А. Кольцова. А. Кольцов в оценке В.Г. Белинского.

  28. Рецепция творчества Н.В. Гоголя в современном зарубежном и отечественном литературоведении.

  29. „Вечера на хуторе близ Диканьки“ Н.В. Гоголя (тематика, особенности творческого метода и стиля).

  30. „Миргород“ Н.В. Гоголя как единое художественное целое.

  31. „Петербургские повести“ Н.В. Гоголя (проблематика, особенности творческого метода и стиля).

  32. Поэма Н.В. Гоголя „Мертвые души“ (история создания, жанровое и стилевое своеобразие, особенности сюжета и конфликта, средства создания образов помещиков, Чичикова).

  33. Драматургия Н.В. Гоголя. Комедия „Ревизор“.

  34. Становление реализма в русской литературе ХIХ века. Западничество и славянофильство как общественно-литературная проблема 40-60-х годов ХIХ века.

  35. Натуральная школа: история возникновения, органы издания, особенности творческого метода, тематики, жанровая динамика в творчестве писателей „натуральной школы“.

  36. Роман А.И. Герцена „Кто виноват?“. Проблематика и поэтика романа.

  37. Роман И.А. Гончарова „Обломов“. Проблематика и художественное своеобразие. Обломов как национальный тип. Н.А. Добролюбов об Обломове и „обломовщине“.

  38. Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова.

  39. Поэма Н.А. Некрасова „Кому на Руси жить хорошо“. Жанровое и стилистическое своеобразие.

  40. Роман Н.Г. Чернышевского „Что делать?“. Проблематика, художественное своеобразие.

  41. Натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева.

  42. Любовная лирика Ф.И. Тютчева.

  43. Лирика А.А. Фета (проблематика, особенности поэтики).



Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050300.62 Филологическое образование, квалификация – бакалавр филологического образования


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к.ф.н., доцентом кафедры литературы ИФФ С.В. Бурмистровой


Приложение 1


I Художественные тексты (минимум)


В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Людмила. Светлана. Певец во стане русских воинов. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Певец во Кремле. Мотылек. Славянка. Кольцо души-девицы. Узник. Лесной царь. Граф Габсбургский. Невыразимое. Шильонский узник. Таинственный посетитель. Море. Мотылек и цветы. Кубок. Перчатка. Покаяние. Сказки.

К.Н. Батюшков. Совет друзьям. Выздоровление. К Тассу. Видение на брегах Леты. Воспоминания 1807 года. Весёлый час. Приведение. Тибуллова элегия Х-я. Радость. Мои пенаты. К Д.В. Дашкову. Переход русских войск через Неман. Переход через Рейн. Разлука. Таврида. Воспоминания. Вакханка. Беседка муз. К престарелой красавице.

И.А. Крылов. Модная лавка. Урок дочкам. Басни: Разборчивая невеста. Ворона и Лисица. Мартышка и Очки. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Щука и Кот. Обоз. Кот и Повар. Гуси. Листы и Корни. Пруд и Река. Свинья под дубом. Рыбья пляска. Волк и Овцы. Лжец. Муха и Дорожные. Музыканты. Волк и Ягненок. Осел и Соловей. Ворона и Курица. Слон на воеводстве. Крестьянин и Река.

К.Ф. Рылеев. К временщику. А.П. Ермолову. Гражданское мужество. На смерть Байрона. Ты посетить, мой друг, желала. На смерть Чернова. Гражданин. Думы (Дмитрий Донской. Смерть Ермака. Дмитрий Самозванец. Иван Сусанин. Богдан Хмельницкий. Волынский, Державин). Войнаровский. Наливайко. Ах, тошно мне. Уж как шёл кузнец.

А.С. Грибоедов. Горе от ума. 1812 год. Грузинская ночь.

А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском селе. К Лицинию. Товарищам. Вольность. Ответ на вызов написать стихи. Деревня. Чёрная шаль. Редеет облаков летучая гряда. К Чаадаеву. Кинжал. Песня о вещем Олеге. Узник. Послание цензору. Простишь ли мне. К морю. Ненастный день потух. Ночной зефир. К А.П. Керн. Вакхическая песня. 19 октября 1825 г. Пророк. Стансы. Зимняя дорога. В Сибирь. Арион. Поэт. 19 октября 1827 г. Сцена из «Фауста». Няне. Утопленник. Анчар. Чернь. Кавказ. Обвал. Зимнее утро. Я вас любил. Брожу ли я. Поэту. Бесы. Элегия. Моя родословная. Для берегов отчизны дальной. Клеветникам России. Эхо. Осень. Вновь я посетил. Туча. На выздоровление Лукулла. Пир Петра Великого. Я памятник себе воздвиг. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Братья-разбойники. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Евгений Онегин. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Пиковая дама. Дубровский. Капитанская дочка. Рославлев. Сказки. Маленькие трагедии. Русалка. Сцены из рыцарских времен.

А.А. Дельвиг. Первая встреча. Цефиз. Моя хижина. Соловей мой, соловей. Домик. Ах ты, ночь ли. Только узнал я тебя. Прекрасный день. Подражание Беранже. Дамон. Купальницы. Пела, пела пташечка. Конец золотого века. Отставной солдат.

Е.А. Баратынский. Бал. Цыганка. Буря. Стансы. Истина (ода). Две доли. Осень. Рифма. Разуверение.

П.А. Вяземский. Первый снег. Негодование. Петербург. Русский бог. Тройка. Коляска. Зимние карикатуры.

Д.В. Давыдов. Голова и Ноги. Река и Зеркало. Моя песня. Сон. Бурцову. Гусарский пир. Песня. Элегия. Современная песня.

Н.М. Языков. Моя родина. Песня (Полней стаканы). Н.Д. Киселеву (В стране, где я забыл мирские наслажденья). Родина. Новгородская песнь. Не вы ль, убранство наших дней. Всему человечеству. Из страны, страны далекой. Пусть свободны и легки. Пловец. К Рейну. К не нашим. Послание к Чаадаеву.

М.Ю. Лермонтов. Жалоба турка. Парус. Два великана. Беглец. Бородино. Три пальмы. Смерть поэта. Ветка Палестины. Узник. Когда волнуется желтеющая нива. Гляжу на будущность с боязнью. Кинжал. Дума. Поэт. 1-е января. И скушно и грустно. Тучи. Прощай, немытая Россия. Родина. Утёс. Спор. Тамара. Свиданье. Выхожу один я на дорогу. Песня про… купца Калашникова. Маскарад. Мцыри. Демон. Вадим. Герой нашего времени.

А.В. Кольцов. Косарь. Лес. Крестьянская пирушка. Песня пахаря. Размышление поселянина. Не шуми ты, рожь. Урожай. Цветок. Раздумье селянина. Горькая доля. Первая песня Лихача Кудрявича. Русская песня (Ах, зачем меня). Последний поцелуй. Стенька Разин. Бегство. Горе. Тоска по воле. Хуторок. Деревенская беда. Что ты спишь, мужичок? Дума сокола. Разлука. На заре туманной юности.

Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Вечер накануне Ивана Купала. Пропавшая грамота. Майская ночь или утопленница. Ночь перед Рождеством. Страшная месть. Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка. Заколдованное место. Старосветские помещики. Тарас Бульба. Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Невский проспект. Нос. Портрет. Шинель. Записки сумасшедшего. Ревизор. Женитьба. Театральный разъезд. Игроки. Мертвые души.

А.И. Герцен. Кто виноват? Сорока-воровка. Былое и думы.

И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.

Н.Г.Чернышевский. Эстетические отношения искусства к действительности. Что делать?

Н.А. Некрасов. В дороге. Огородник. Тройка. Родина. Псовая охота. Еду ли ночью. Нравственный человек. Вчерашний день часу в шестом. Блажен незлобивый поэт. В деревне. Несжатая полоса. Влас. Саша. Внимая ужасам Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушки. Бунт. Рыцарь на час. Деревенские новости. Плач детей. Крестьянские дети. Коробейники. Свобода. Зеленый шум. В полном разгаре страда деревенская. Орина, мать солдатская. Мороз, Красный нос. Памяти Добролюбова. Железная дорога. Катерина. Дедушка Мазай и зайцы. Русские женщины. Смолкли честные. Элегия. Из поэмы «Современники». Сеятелям. Кому на Руси жить хорошо.

Ф.И. Тютчев. Сумерки. Весенняя гроза. Mal’aria. О чем ты воешь… Silentium! Не то, что мните вы, природа. Фонтан. Душа моя – элизнум теней. Поэзия. Слезы. О, как убийственно мы любим. Эти бедные селенья. О, вещая душа моя. Смотри, как роща зеленеет. Есть в осени первоначальной. Я встретил Вас. Славянам.Умом Россию не понять.

А.А. Фет. Ласточки. Ночь и я. Люби меня. Как беден наш язык. Туманное утро. Музе. А.А. Фет. Ласточки. Ночь и я. Люби меня. Как беден наш язык. Туманное цутро. Муза. Музе. Смерть. Смерти. Какое счастие. Лес. Бабочка. Первый ландыш. Я пришел к тебе с приветом. Шепот… Это утро. Весенний дождь. На заре ты её не буди. Уснуло озеро. Я тебе ничего не скажу.

Смерти. Какое счастие. Лес. Бабочка. Первый ландыш. Я пришел к тебе с приветом. Шепот… Это утро. Весенний дождь. На заре ты её не буди. Уснуло озеро. Я тебе ничего не скажу.


II Произведения, рекомендуемые для заучивания на память (примерно)


В.А. Жуковский

Вечер. Певец во стане русских воинов (отрывок «Отчизне кубок сей, друзья …»). Лесной царь. Невыразимое. Море.

К.Н. Батюшков

Совет друзьям (отрывок). Весёлый час (отрывок). Послание к Дашкову (отрывок). Вакханка.

И.А. Крылов

Ворона и Лисица. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Листы и Корни. Волк и Ягненок.

К.Ф. Рылеев

Гражданин. Наливайко (отрывок мне – погибель ждет… ). Иван Сусанин (Отрывок). К временщику.

А.С. Грибоедов

Горе от ума (монолог Фамусова. Чацкого).

А.С. Пушкин

Песнь о Вещем Олеге. К Чаадаеву. В Сибирь. Вакхическая песня. Зимняя дорога. Осень (отрывок). Зимнее утро. Я помню чудное мгновенье. Я вас любил. На холмах Грузии. Евгений Онегин (отрывок). Медный всадник (отрывок). Элегия (Безумных лет унесшее веселье…). Памятник.

М.Ю. Лермонтов

Парус. Бородино. Смерть поэта. И скучно, и грустно. Тучи. Прощай, немытая Россия. Родина. Утес. Выхожу один я на дорогу. Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (Отрывок). Мцыри (отрывок).

А.В. Кольцов

Косарь. Песня пахаря. На заре туманной юности. Не шуми ты рожь.

Н.В. Гоголь

«Мертвые души» (один из отрывков: о русском слове – конец V гл.; «И какой же русский не любит быстрой езды?..; «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»).

Ф.И. Тютчев Silentium. О, как убийственно мы любим. Я встретил вас. Умом Россию не понять.

Н.А. Некрасов Вчерашний день часу в шестом. Тройка. Мороз, Красный нос.

А.А. Фет На заре ты её не буди. Я тебе ничего не скажу. Как беден наш язык.

ПРИМЕЧАНИЕ: Из Жуковского, Батюшкова, Рылеева, Кольцова, Некрасова, Тютчева, Фета выучить 2 стихотворения или отрывка, подчеркнутое – обязательно.

Из Пушкина, Лермонтова 3 4 стихотворения или отрывка.

Данный перечень рекомендательного характера, можно выбрать то, что вам особенно нравится.


Приложение 2

Критические статьи, рекомендуемые для конспектирования


Пушкин А. С. О прозе; о романе; «Драма родилась на площади…».

Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине

Белинский В. Г.

Цикл статей о Пушкине. Статьи 5, 8, 9.

Стихотворения Лермонтова

Герой нашего времени

Статьи о «Мертвых душах»(2) Н. В. Гоголя

И. А. Крылов

О жизни и сочинениях А. Кольцова

Взгляд на русскую литературу 1846 года

Взгляд на русскую литературу 1847 года

Герцен А. И. О развитии революционных идей в России ( гл.5)

Гончаров И. А. Мильон терзаний

Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина?


Приложение 3

Практические занятия и семинары


Семинарское занятие № 1

  1   2

Похожие:

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая программа дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю директор ипп тгпу

«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Ректор тгпу
Программа вступительных испытаний по истории составлена в соответствии с образовательным стандартом среднего (полного) общего образования,...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»
Цель дисциплины – сформировать у студентов представление о физиологических механизмах психических функций
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
Цель курса – представить движение зарубежной и отечественной литературоведческой мысли ХХ века в его основных направлениях и наиболее...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины
Драма в творческой практике русских авторов и их рефлексии первой половины XIX в
«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю
Профиль подготовки (магистерская программа): Русская традиционная художественная культура
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница