Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза




НазваниеМетодические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза
страница1/5
Дата12.10.2012
Размер0.84 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5
Могилев А.В.

(Воронежский государственный педагогический университет)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего»

в практике педагогического ВУЗа


Введение


Раздел 1. Организационно-методические рекомендации по организации учебного процесса со студентами на основе основного учебника курса Intel Обучение для будущего и электронного приложения.

    1. Место курса «Обучение для будущего» в учебном плане педагогического вуза и его рабочая программа.

    2. Рекомендации по проведению занятий на основе учебника Intel «Обучение для будущего».


Раздел 2. Информация к размышлениям о курсе «Обучение для будущего» или материал для презентаций, лекций и проектов.


2.1. Какие изменения методов обучения несет курс «Обучение для будущего»?

2.2. Как обеспечивается включение в учебный процесс компьютеров, программных средств, Интернета?

2.3. Какие изменения позиции педагога по отношению к учащимся и отношениях учащихся заложены в курсе «Обучение для будущего»? Как изменяется позиция органов управления и администрации школ по отношению к педагогам?

2.4. Рекомендации по проведению опросов и анкетирований в ходе проектов.


Введение


С каждым годом российское образование становится все более открытым. Теперь уже немного работников вузов и школ остаются приверженцами того мифа, что «российское образование – самое лучшее в мире». Все больше расширяются прямые контакты между российскими и зарубежными вузами и школами. Все шире внедряются в России новые образовательные проекты, учебные курсы и даже образовательные программы, построенные на основе передового опыта западного, в первую очередь, американского образования и поддерживаемые международными организациями, транснациональными корпорациями или университетами. Благодаря этому происходит быстрое обогащение российского образования новым опытом, подходами, образовательными технологиями, повышающее «конвертируемость» в мире российских дипломов и аттестатов, инвариантность и в конечном итоге качество обучения в отечественных вузах и школах.


Заметным явлением для российского образования стала образовательная программа корпорации Intel «Обучение для будущего» (Teach to the Future), которая вслед за самими Соединенными Штатами, странами Европы и Азии (всего около 50 стран мира) с 2001 года распространилась и на Россию. Программа Intel получила признание и поддержку на уровне Министерства образования Российской Федерации, региональных органов управления образованием многих субъектов Федерации.


Корпорация Intel – один из крупнейших в мире производителей процессоров и микросхем для компьютеров, их комплектующих, предприятие высочайшего научно-технического и менеджерского уровня. Отметим, что в развитии и реализации этой программы компания Intel выступает не одна, а пользуется поддержкой другой, не менее известной во всем мире компании – Microsoft, являющейся ведущим производителем программного обеспечения для персональных компьютеров. Целью создания программы Intel «Обучение для будущего» является содействие в решении глобальной задачи программы корпорации Intel «Новаторство в образовании» (Innovation in Education): улучшение преподавания математики, естественных наук, техники и технологии во всем мире.


В образовательных программах Intel нашла выражение социальная миссия компании, ее стремление продвинуть передовые технологии в такую социально значимую сферу как образование. Отметим, что эти технологии, продвигаемые в образование, являются передовыми не только в отношении применения в них компьютерного оборудования, Интернет и соответствующего программного обеспечения. Конечно, эта образовательная программа предусматривает широкое применение компьютеров, Интернет, различных программных средств в обучении и продвижение их в школу, однако акцент эта программа ставит именно на учителе, его личности и профессионализме. Весьма интересна и актуальна для российской школы педагогическая сторона программы Intel Teach to the Future, ориентирующая на переход от авторитарной системы обучения, центрированной на учителе (teacher centered education) и передачу знаний (знаниевый подход), к демократическому обучению, центрированному на учащемся (student centered education), и предполагающему самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность учащихся.


Главным элементом программы Intel Teach to the Future является курс повышения квалификации учителей школы объемом 40 астрономических часов (и 20 часов самостоятельной работы), причем обучение по курсу проводится в течении 5 дней по 8 академических часов ежедневно («с отрывом» учителя от работы в школе) в форме занятий в составе небольшой группы в компьютерной лаборатории (классе). Содержание курса – подготовка учителями учебно-методических материалов для проектной работы со школьниками с использованием современных компьютерных технологий (программных средств Microsoft Word, Excel, PowerPoint, Publisher), в том числе Интернет. Для «закрепления» знаний и опыта, полученных учителями в ходе обучения программой предусматривается периодическое проведение последующих семинаров, а для того, чтобы сильнее заинтересовать учителей в участии в программе – конкурсы и награды.


Для реализации программы в России в 2001 году был проведен открытый конкурс на создание учебных центров Intel, который выиграли 9 организаций (среди которых были педагогические университеты, региональные институты и центры повышения квалификации в г. Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов на Дону, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Хабаровск), в которых к ноябрю 2003 года (моменту написания данного пособия) прошли обучение по курсу свыше 17 000 учителей различных предметов российских школ. Руководство центрами и их финансирование осуществляется дирекцией образовательных программ Intel в России (находится в Москве).


В качестве учебно-методического обеспечения программы выпущен учебник (летом 2003 года – 2-е, переработанное издание), компакт-диск (летом 2003 года – версия 3.0). Собственным экземпляром учебника и компакт-диска бесплатно обеспечивается каждый, проходящий учебный курс. Постоянно функционирует и обновляется сайт программы www.iteach.ru, работают проблемные форумы на нем, обеспечивающие поддержку обученных по программе с помощью Интернет. Помимо сайта, данная программа предусматривает и очную поддержку обученных – проведение послекурсовых семинаров, публикация научно-методических сборников, содержащих разработки учителей, проведение конференций, конкурсов.


В целях обеспечения успешности и эффективности программы, качества обучения в центрах Intel руководством программы с помощью внешних экспертов проводится непрерывный мониторинг – анкетирование инструкторов программы и обучаемых, наблюдение за проведением занятий и послекурсовых семинаров, анализ методических разработок выпускников программы.


Задачи, которые стоят перед программой Intel Teach to the Future в России в настоящее время - быстрое расширение круга подготовленных по курсу Интел российских педагогов с одновременным снижением расходов компаний-доноров в расчете на одного обученного, реальный переход в массе российских школ к использованию проектных методов обучения и информационных технологий на основе современных программных средств. Важным этапом развития программы в России должно явиться внедрение курса Intel в подготовку студентов педагогических вузов.


В 2003 году к программе Intel Teach to the Future подключилось 20 российских педагогических вузов в городах Пермь, Воронеж, Барнаул, Курск, Карачаевск и др. Они были отобраны на основе открытого конкурса заявок. Перед педагогическими вузами стоит задача внедрить курс Intel в структуру подготовки студентов – будущих педагогов как обычный учебный курс учебного плана. Очевидно, что реализация учебного курса, предназначенного для повышения квалификации учителей, в условиях педагогического вуза столкнется с определенными проблемами как методического, так и организационного порядка. Эти проблемы связаны с целым рядом причин, среди которых

- согласование курса Intel с образовательным стандартом и учебным планом вузов;

- необходимость ведения курса в соответствии с расписанием, предусматривающим лекции (не более 1-2 часа в неделю), лабораторные занятия (обычно 2 часа в неделю), т.е. «растянуть» курс на целый семестр, при этом раздробив его на двухчасовые занятия;

- недостаточная зрелость большинства студентов для того, чтобы воспринять педагогические идеи, лежащие в основе курса, разрабатывать планы проведения проектов, создавать примеры материалов проектов от лица школьников различных возрастов, достаточно серьезно проводить обсуждение различных идей и вопросов, предусмотренное по ходу обучения.


Однако, наличие этих проблем не является основанием для того, чтобы отказаться от курса Intel в педагогических вузах. Напротив, лишь внедрение инновационного курса в педагогическое образование способно привести спустя некоторое время к накоплению критической массы инноваций в образовании и повлиять на парадигму российского обучения. Кроме того, студенты обладают более высокой обучаемостью, чем опытные учителя, а также лучшей компьютерной подготовкой. Элементы курса могут найти внедрение в дисциплинах информационной подготовки и в курсах методики обучения по предметам. Все это делает внедрение курса Intel в педагогическое образование в России совершенно необходимым.


Настоящее пособие адресовано в первую очередь преподавателям, организаторам обучения по курсу Intel в российских педагогических вузах, во вторую – студентам, проходящим обучение по курсу. Его задача – облегчить использование учебника курса Intel и электронного приложения к нему в условия учебного процесса педагогического вуза, способствовать высокой эффективности этой программы в педагогическом образовании. Пособие состоит из 2-х разделов. Первый содержит организационно-методическим рекомендациям по организации учебного процесса со студентами на основе основного учебника курса Intel Обучение для будущего и электронного приложения к нему. Второй раздел посвящен педагогическим основам, идеологии курса Intel с тем, чтобы облегчить восприятие этого курса специалистами педагогических вузов, а также подготовку преподавателей курса к занятиям, их методическую помощь студентам в разработке проектов.


Коллектив специалистов и менеджеров, обеспечивающий продвижение курса Intel в Российское образование желает Вам не только освоить этот курс и пополнить свой профессиональный педагогический багаж. Мы уверены, что Вы получите истинное удовольствие от замечательных педагогических находок авторов курса, описанных на страницах учебника. Мы надеемся, что Вы включитесь в огромное сообщество педагогов всего мира, работающих на основе описанных в курсе инновационных подходов на благо образования и наших детей!


Раздел 1. Организационно-методические рекомендации по организации учебного процесса со студентами на основе основного учебника курса Intel Обучение для будущего и электронного приложения.


Реализация курса Intel «Обучение для будущего» именно в педагогическом вузе имеет особое значение. Не переучивать уже сложившихся, зрелых учителей, а готовить с самого начала будущих педагогов в соответствии с наиболее эффективными подходами к формированию педагогической компетентности в использовании технических средств в обучении, метода проектов – вот актуальная, насущная задача педагогического образования.

Рассмотрим нормативно-методическое обеспечение курса в педагогическом вузе и рекомендации по планированию и проведению занятий.


1.1. Место курса «Обучение для будущего» в учебном плане педагогического вуза и его рабочая программа.


Необходимо отметить, что для многих педагогических вузов характерны, с одной стороны, консерватизм и отсталость в отношении инновационных методов обучения, ориентация на репродуктивный подход, а с другой – достаточно хорошая оснащенность средствами вычислительной техники, продвинутая подготовка студентов в рамках базовых курсов информатики и информационных технологий.

В соответствии с действующими в настоящее время образовательными стандартами педагогического образования в учебных планах всех специальностей предусмотрены не только курсы информационной подготовки, но и курсы, связанные с обучением использованию техническими средств обучения. Кое-где для преподавания этих курсов сохраняются пленочные кинопроекционные аппараты, диаскопы, катушечные магнитофоны. Все это оборудование изготовления 60-80х годов прошлого века уже безнадежно морально (да и материально) устарело, и способно не то, чтобы привлечь педагогов и учащихся к использованию его в учебной работе, а напротив, оттолкнуть от использования на занятиях любых технических средств. Даже если в курсе имеется в виду видеотехника – это также устаревший подход. Сам раздел в образовательных стандартах, посвященный техническим средствам обучения, архаичен, и в новой редакции стандартов, работа над которой ведется, должен быть заменен курсом, ориентированным на применение в учебном процессе компьютеров, Интернета, мультимедийных учебных программных средств, другого цифрового оборудования, а также соответствующих педагогических подходов и технологий. Весьма удачно по своему содержанию и направленности сюда подходит курс «Обучение для будущего».

В тех педагогических вузах, где уже началось внедрение курса «Обучение для будущего», он заменил в учебных планах устаревший курс по техническим средствам обучения. Обычно это небольшой курс, продолжительностью в 1 семестр и объемом 16-18 часов лекций, 32-36 лабораторно-практических занятий и такое же в сумме (48-54 часов) количество часов самостоятельной работы. Отметим, что в данном случае учет ведется в академических часах по 45 минут, тогда как расчет в учебнике Интел «Обучение для будущего» расчет ведется в астрономических часах. Там объем курса 40 астрономических часов и 10 часов самостоятельной работы (что соответствует 50 академическим часам и 12 часам самостоятельной работы). Как видно, по объему курс «Обучение для будущего» вполне вписывается в план стандартного курса по техническим средствам обучения.

Имеется достаточно серьезное отличие в реализации курса «Обучение для будущего» в условиях переподготовки учителей и в условиях обучения студентов в педагогическом вузе. В первом случае идет интенсивное обучение монокурсу в течение 5 дней, происходит «погружение». Это обстоятельство создает определенный синергетический эффект, подъем и положительный эмоциональный фон, связанный с интенсивным обучением в высоком темпе, позволяющий уплотнять график обучения, экономить время на вводных и вспомогательных фазах занятий. Однако оборотной стороной погружения является невысокая прочность подготовки, то, что такая подготовка не приводит к формированию системы новых ценностей, установок и мировоззренческих взглядов. При интенсивной работе по курсу бывает трудно использовать ресурс времени самостоятельных занятий.

В структуре вузовского обучения курс «Обучение для будущего» оказывается «размазанным» по семестровому расписанию. Лекция проводятся 1 раз в 2 недели, практическое занятие – еженедельно по 2 академических часа. Синергетический эффект «погружения» при такой организации обучения исчезает. Однако в этом случае есть свои дополнительные, компенсирующие данный недостаток, преимущества:

1) студенты в целом более гибки и восприимчивы к новому учебному материалу и методам обучения, чем опытные учителя школ;

2) студенты в целом более подготовлены в отношении компьютерных технологий, чаще располагают возможностью пользоваться компьютерами, Интернетом дома или в других местах;

3) курс «Обучение для будущего» может быть поддержан другими курсами для студентов, в частности, курсами информационных технологий и предметных методик.

Можно рекомендовать на занятиях по информатике и информационным технологиям (обычно, они предшествуют в учебных планах педагогического вуза курсу технических средств обучения) рассмотреть все вопросы, связанные с использованием программных средств, Интернет-технологиям в объеме, необходимом для курса «Обучение для будущего». Крайне полезно такое обучение провести на основе проектного метода обучения, чтобы он был более знаком студентам, а его основные черты и преимущества были ими осознаны. При этом сами проекты должен разрабатывать и предлагать преподаватель курса. Такая преемственность курса «Обучение для будущего»

курсы информационной подготовки -> курс «Обучение для будущего» -> курсы предметных методик

обеспечивает прочное закрепление компетенций приобретенных в курсе, а также является пропедевтикой дальнейшего обучения предметным методикам обучения.

Определенный синергетический эффект оказывает преподавание всех модулей курса одним преподавателем. В условиях повышения квалификации учителей обучение по каждому модулю (или 2-м модулям), как правило, ведет отдельный преподаватель. Такая частая смена инструкторов может вести к затруднениям в восприятии материала курса слушателями, потерям времени, необходимого на адаптацию слушателей к особенностям дикции и поведения каждого преподавателя, и может примести в целом к нарушению преемственности модулей курса. Преподавание всех модулей одним преподавателем, безусловно, предъявляет повышенные требования к такому преподавателю, усложняет его задачу, но и позволяет экономить учебное время за счет исключения адаптации и улучшения преемственности модулей курса.

Имеют место пропуски занятий студентами. Если учитель, проходя курс повышения квалификации, редко пропускает занятия из-за каких-то личных обстоятельств, то при обучении в вузе в каждой группе находятся студенты, пропустившие по нескольку занятий. Однако, это не мешает им успешно завершить курс и защитить проект, используя возможности самоподготовки, время самостоятельной работы за компьютерами, в Интернете и т.д. При обучении в вузе зачет по результатам обучения играет роль мощного стимула (буквальный перевод с древнегреческого - палка, которой погоняли скот), который заставляет студентов в той или иной форме наверстывать пропущенные занятия и отчитываться за пройденный курс.

Вышеприведенный материал можно рассматривать как соображения для пояснительной записки рабочей программы курса. Рассмотрим подробнее тематику занятий (лекционных, лабораторно-практических, самостоятельных.

Отметим, что распределение материала и времени в учебнике «Обучение для будущего» между модулями, занятиями и их частями способно вызвать массу вопросов. Не пытаясь на них ответить, предлагаем следующую рабочую программу курса для преподавания в условиях семестрового расписания.


Темы лекций курса «Обучение для будущего»




Тема

Материал в учебнике

1.

Программа Intel «Образование для будущего». Характеристика, цели и содержание курса. Что требуется делать в ходе обучения?

Сущность проектного метода. Особенности организации обучения по курсу: организация проведения проекта в школе, обсуждения в парах, дискуссии, самостоятельная работа, планирование проекта от лица преподавателя, создание примеров материалов от лица школьников, подготовка проекта к защите.

Телекоммуникационные проекты, особенности, обзор типов проектов.

Конкурсы и гранты по учебным проектам.

Модуль 1, стр. 2-9.


Модуль 9, стр. 322 – 326,

Занятие 2, стр. 329 – 332.

2.

Требования к содержанию и организации учебного проекта. Поэтапная разработка проекта: формулировка темы и тем исследования учащихся, основополагающего вопроса и проблемных вопросов темы.

Модуль 1, занятие 1, часть 2, стр. 12-16,

Часть 3, стр.17-21,

Занятие 2, часть 1, стр.21-22, часть 2, стр 23-26.

3.

Виды самостоятельной деятельности учащихся в проекте. Планирование и организация деятельности учащихся. Распределение ролей.


Виды IT технологий, изучаемые и применяемые в курсе «Обучение для будущего». Структура и назначение папок для хранения материалов проекта. Типы файлов. Лист учета материалов к проекту.


Модуль 2, стр.47-50


Модуль 1, занятие 3, часть 1, стр.36-38, часть 2, стр.39,


4.

Элементы авторского права, библиографические правила цитирования источников. Приемы поиска информации в Интернете. Использование электронных энциклопедий для поиска учебной информации.


Модуль 2, стр. 51-54, занятие 1 стр. 55-59, занятие 2. стр.60-69,

Занятие 4, стр. 72 - 74


5.

Понятия мультимедиа, презентации. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе. Планирование сценариев презентаций. Возможности MS Power Point. Иллюстрирование презентаций, эффекты анимации, использование звуковых и видео-файлов. Требования к презентациям и оценивание презентаций по критериям.

Модуль 3, занятия 1, 2,

Стр.75 - 124.

6.

Понятие публикации, их разновидности. Использование публикаций в учебном процессе. Возможности издательской системы MS Publisher. Приемы планирования, создания и оформления публикаций. Требования к публикациям и оценивание публикаций по критериям.

Модуль 4,

Занятия 1, 2.

Стр. 125 – 167.

7.

Понятие электронной таблицы. Использование электронных таблиц для создания дидактических материалов и в проектной работе. Возможности MS Excel.

Разновидности дидактических материалов, активизация самостоятельной работы учащихся с помощью дидактических материалов. Возможности MS Word и MS Publisher для создания дидактических материалов.

Модуль 5, занятие 1, стр. 171 – 196.

Модуль 6,

Занятие 1, стр. 199 – 230.

8.

Использование Интернет в учебном процессе и проектной работе.

Описание и отражение проектов в Интернет. Телекоммуникационные проекты.

Электронная почта в учебных проектах. Приемы работы с электронными письмами в NS Outlook Express. Сетевой этикет.


Модуль 7,

Занятие 1, стр. 233 – 256,

Занятие 2, стр. 257 – 265.


9.

Функциональные особенности учебных веб-сайтов. Структура и содержание проектных веб-сайтов. Планирование и создание веб-сайта проекта средствами MS Publisher.


Анализ и оценка веб-сайтов проектов по критериям. Рекомендации по безопасному использованию Интернет.

Модуль 7,

занятие 3, стр. 266 – 270.

Модуль 8,

Занятие 1 ,

Стр. 271 – 311.

Занятие 2, стр. 312 – 315.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза iconБухаркина М. Ю., Лапшева Е. Е. и др. Intel® «Обучение для будущего»: Учебное пособие 9-изд., исправленное и дополненное
Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2006
Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза iconУчебно-тематический план курсовой подготовки по учебному модулю «Информационные технологии в образовании» по программе: " Intel Обучение для будущего"
«Информационные технологии в образовании»по программе: "Intel Обучение для будущего"
Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза iconПрограмма Intel® Курс «Обучение для будущего»
Название учебного проекта, раскрывающее его содержание. Бюджет семьи в рамках кризиса
Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза iconПрограмма Intel® Обучение для будущего
Название учебного проекта, раскрывающее его содержание: «Курение дань моде, привычка или болезнь»
Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза iconПрограмма Intel® Обучение для будущего
Предлагаемый проект проводится в рамках дисциплины «Экономика и социология труда» для студентов 2 курса
Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза iconОпыт реализации международной программы Intel «Обучение для будущего» в сгу 2003 2012 гг Е. В. Кудрина
Опыт реализации международной программы Intel «Обучение для будущего» в сгу 2003 – 2012гг
Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза iconСправка о творческой деятельности учителей моу «сош №172» п. Архара Амурской области, обученных по программе Intel тьютором Дзюба Г. И. в 2005-2006 уч году
Дзюба Галина Ивановна прошла краткосрочное обучение в Амурском иппк по проблеме «Реализация предпрофильной подготовки и профильного...
Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза iconПрограмма Intel® Обучение для будущего визитная карточка проекта
Проект реализуется в рамках элективного курса по химии «Химия в быту» и рассчитан на учащихся 9-х классов. Проект включает в себя...
Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза iconКонкурс «Новая глава в моем учебнике» для студентов будущих учителей на разработку учебного проекта
Студенты педуниверситетов и педколледжей — слушатели и выпускники программы Intel «Обучение для будущего». Заявка на участие может...
Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего» в практике педагогического вуза iconПрограмма Intel® Обучение для будущего
«Опасные знакомые» (ядовитые растения, встречающиеся в окрестностях села Карамышево)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница