071500 народная художественная культура




Скачать 240.37 Kb.
Название071500 народная художественная культура
Дата12.10.2012
Размер240.37 Kb.
ТипДокументы
ПРИЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

071500 НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

профиль подготовки
«Теория и история народной художественной культуры»



1. Вступительный экзамен по специальности является одним из видов проверки готовности абитуриента к обучению по данному направлению. Экзамен проводится в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания учебных программ общеобразовательных учреждений по дисциплинам «Мировая художественная культура», «Изобразительное искусство», «Изобразительное искусство и художественный труд», «История Отечества».

2. На экзамене по специальности на абитуриента отводится в среднем 15 минут. На подготовку к экзамену (ответы на вопросы) выделяется 30 минут.

3. Форма проведения экзамена – устная и состоит из ответа на два теоретических вопроса.

4. В критерии оценки уровня подготовки абитуриента входят:

  • уровень освоения абитуриентом материала, предусмотренного вышеназванными учебными программами;

  • умение использовать теоретические знания в процессе экзамена по данной дисциплине;

  • обоснованность, четность, краткость изложения ответа.

В процесс подготовки и сдачи экзамена по данной специализации абитуриент должен показать знания:

  • об основных этапах развития русской культуры, изобразительного искусства;

  • культурных доминантах различных эпох в России;

  • эстетических идеалах различных эпох в России;

  • основных стилях и направлениях видах и жанрах в художественной культуре, народной художественной культуре России;

  • национальных традициях в изобразительном народном и декоративно-прикладном искусстве;

  • искусстве и памятниках культуры Белгородчины;

  • основных центрах художественных ремесел и промыслов России и своего края;

  • основных художественных музеях России и своего региона;

  • о роли и месте классического наследия народной художественной культуры в художественной культуре современности.

Умения:

  • отличать произведения искусства различных стилей;

  • самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведений художников, скульпторов, архитекторов, мастеров с музыкальными и литературными произведениями;

  • объяснять непреходящую роль народного и классического искусства для духовного развития современного человека;

  • показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

  • сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

  • сформулировать свое оценочное суждение о народной художественной культуре, ее видах и жанрах;

  • выявлять отличительные особенности школ народного мастерства;

  • показать на конкретных примерах современные формы бытования, хранения, изучения и трансляции произведений народного художественного творчества;

  • пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.



Вопросы к вступительному экзамену

1. Понятие культуры. Виды культур.

2. Культура Киевской Руси (IX – XIII вв.)

3. Общая характеристика культуры языческой Руси.

4. Художественное ремесло Древней Руси (Развитие ремесел в русских городах).

5. Влияние христианства на развитие русской культуры.

6. Архитектура Древней Руси.

7. Традиции строительства соборов Св. Софии в русской архитектуре X – XIII вв.

8. Монументальная живопись Древней Руси (мозаики, фрески).

9. Древнерусская иконопись.

10. Творчество Андрея Рублева.

11. Сюжеты и образы древнерусской живописи.

12. Письменность и книга Древней Руси.

13. Архитектурный ансамбль Московского Кремля.

14. Русская живопись XVI – XVII вв.

15. Русская культура XVII века.

16. Новые явления в культуре, появившиеся в годы правления Петра I.

17. Портретная живопись петровского времени.

18. Елизаветинское рококо. Светский характер российской культуры XVIII века.

19. Отражение идей Просвещения в русском искусстве второй половины XVIII века.

20. Портретная живопись второй половины XVIII века.

21. Русская архитектура XVIII века.

22. Русская культура первой половины XIX века. Характеристика основных культурно-исторических событий.

23. Портретная живопись первой половины XIX века.

24. Библейская тема в творчестве Александра Иванова.

25. Критический реализм и романтизм в творчестве Павла Федотова.

26. Русская архитектура первой половины XIX века.

27. История Храма Христа Спасителя.

28. Русская культура второй половины XIX века. Характеристика основных культурно-исторических событий.

29. Возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок» и его деятельность.

30. Историческая и революционная тема в творчестве художников-«передвижников».

31. Портретная живопись художников-«передвижников».

32. Пейзаж в творчестве художников-«передвижников».

33. Русская культура рубежа XIX - XX вв.

34. Крупнейшие русские художники рубежа XIX - XX вв. – Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Врубель.

35. Творчество художников объединения «Мир искусства».

36. Характеристика метода социалистического реализма.

37. «Суровый стиль»: программа, эстетика, лидеры.

38. Основные виды и жанры народного художественного творчества.

39. Фольклор и народная культура.

40. Смеховая культура на Руси.

41. Мифологическая картина мира. Исторические типы мифов: древние и современные.

42. Дворянская культура и ее особенности.

43. Культура крестьянства и ее специфика.

44. Семейно-бытовая обрядность в традиционной русской культуре.

45. Народная художественная культура Белгородчины и ее особенности.

46. Взаимоотношения народной и массовой культуры в современном обществе.

47. Понятие народной культуры. Крестьянская и городская культура как исторические типы.

48. Понятие и структура народного художественного творчества.

49. Детский фольклор и его особенности.

50. Типы народной зрелищно-игровой культуры: обряды, хороводы, ряженье, клоунада.

51. Календарные праздники и обряды на Руси.

52. Традиционный народный костюм Белгородчины.

53. Этнические особенности народной художественной культуры.

54. Роль народного художественного творчества в воспитании подрастающего поколения: история и современность.

55. Музеи как социальный институт сохранения и пропаганды народной художественной культуры.


Литература

  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. М., 2002.с

  2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. Гвардия, 1991.-446 с.

  3. Гуревич А. Средневековый мир. Культура безмолствующего большинства.М., 1990.

  4. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. Б.,2000. 266 с.

  5. Зуева Т.В. Русский фольклор. М.: Флинта: Наука, 2002. -400с.

  6. Каргин А.С. Народная художественная культура. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. 1997. – 288 с.

  7. Лихачев Д.С., Панченко АМ., Понырко Н.В. Смех в древней Руси. Л.,Наука.1984. 296с

  8. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. С. – Петербург. 1994. 237 с.



профиль подготовки
«Руководство студией декоративно-прикладного творчества»


  1. На специальность принимаются лица, имеющие законченное среднее (полное) общее образование и художественную подготовку в объёме среднего профессионального образования.

  2. Лица, подающие заявления на специальность, проходят предварительный просмотр домашних работ с натуры (не менее 5 работ по рисунку и 5 работ по живописи)

  3. Предварительный просмотр проводится комиссией. В ходе предварительного просмотра определяется уровень художественной подготовки.

  4. Лист предварительного просмотра вместе с работами представляется комиссии, которая проводит просмотр домашних работ в установленное время. Протокол и лист предварительного просмотра подписываются председателем и членами предметной комиссии.

  5. Вступительные испытания по профилю подготовки «Руководство студией декоративно-прикладного творчества» проводятся в виде экзаменов по рисунку, живописи и композиции. Экзамены по рисунку, живописи и композиции являются конкурсными и оцениваются по стобалльной системе.

  6. Лица, допущенные к собеседованию согласно правилам приёма, проходят профессиональный тест по композиции.

  7. Экзамены по рисунку, живописи, композиции проводятся в отдельных аудиториях. Допуск на экзамены производится на основании экзаменационного листа.

  8. На каждого абитуриента оформляется титульный лист письменной работы.

  9. Для выполнения заданий по рисунку, живописи представляется один натурный объект на каждые 7-10 человек.

  10. На экзамене абитуриенты должны иметь бумагу ватман А-2, необходимые материалы для работы, экзаменационный лист.

  11. Абитуриенту запрещается подписывать выполненную работу, ставить какие-либо знаки, пометки. В конце каждого этапа экзамена работы сдаются в предметную комиссию и выдаются абитуриенту на следующий день для продолжения выполнения задания. В конце каждого экзамена работы собираются, шифруются и опечатываются предметной комиссией, шифр абитуриента проставляются на оборотной стороне листа.

  12. Для проверки работы развешиваются в аудитории и оцениваются предметной комиссией по стобалльной системе согласно установленным критериям. Оценка выставляется прописью на лицевой стороне работы. Работы расшифровываются, оценка проставляется в экзаменационную ведомость и в экзаменационный лист, после чего результаты объявляются абитуриентами. Проверенные работы остаются в этой же аудитории для проведения апелляции.

  13. Экзаменационные работы не возвращаются.

  14. Условия конкурса и зачисления в состав студентов проводятся согласно Правил приёма в Белгородский государственный институт культуры и искусств. При равенстве конкурсных баллов преимущественное право на зачисление имеют лица, получившие более высокий балл на экзамене по композиции.

  15. Эквивалент сто бальной системы:
    100 – 80 – равноценно «5».
    79 – 60 - равноценно «4».
    59 – 30 – равноценно «3».
    29 – 15 - равноценно «2»
    14 – 1 - равноценно «1».

Требования к экзаменационным работам

1. Экзамен по рисунку.

1.1.Экзамен по рисунку состоит из одного задания, выполняемого в академическом стиле.

Требования к натюрморту:

  • наличие одной или двух однотонных драпировок;

  • наличие одной или двух декоративных драпировок;

  • четыре-пять предметов ясных по форме, расположенных в разных плоскостях.

Натюрморты, предлагаемые в разных аудиториях должны иметь приблизительно одинаковую сложность. Допускается варьирование количества предметов и драпировок с точки зрения композиции натюрморта.

Задание:

Рисунок сложного натюрморта в интерьере.

Время работы - 12 часов(2 дня по 6 ч)

Материалы: бумага, карандаш; бумага формат 40х60 см

1.2. Критерии оценки экзаменационной работы по рисунку с натуры складываются из следующих параметров:

  • композиция в листе;

  • характер и пропорции натурного объекта;

  • выявление конструктивных особенностей с учетом линейной перспективы;

  • передача объёма и формы;

  • использование тона;

  • световоздушная перспектива и пространство;

  • общее художественное впечатление работы.

2. Экзамен по живописи.

2.1. Экзамен по живописи заключается в выполнении сложного натюрморта.

Требования к натюрморту:

  • наличие одной или двух однотонных драпировок;

  • наличие одной или двух декоративных драпировок;

  • четыре-пять предметов ясных по форме.

Натюрморты, предлагаемые в разных аудиториях, должны иметь приблизительно одинаковую сложность. Допускается варьирование количества предметов и драпировок с точки зрения композиции натюрморта.

Задание:

Выполнить этюд сложного натюрморта

Время выполнения задания равно 12 часам (2 дня по 6 часов).

Материалы: по выбору абитуриента, формат работы 40х60см.

2.2. Критерии оценки экзаменационной работы по живописи с натуры складываются из следующих параметров:

  • композиция;

  • характер и пропорции предметов;

  • постановка на плоскость;

  • большие локальные цветовые отношения;

  • передача объёма и формы цветом;

  • создание воздушной перспективы живописными средствами;

  • раскрытие технических особенностей выбранного материала;

  • общее художественное впечатление от работы.

3. Экзамен по композиции.

3.1. Экзамен по композиции включает выполнение двух заданий по профилю специальности на предложенную тему.

Время выполнения задания равно 8 часам (2 дня по 4 часа)

Материалы: бумага 40х60см, акварель, гуашь, темпера и т.д. . - по выбору абитуриента.

3.4. Темы заданий по композиции представляются приёмной комиссией в билетной форме

Задание 1.

Декоративный натюрморт. Билеты по первому заданию должны включать перечень предметов (5-6 шт.) и цветовую гамму, в которой должно быть выполнено задание.

Задание 2.

Декоративная тематическая композиция из заданных натурных элементов

Билеты по второму заданию должны включать мотив (1-2 шт.) и тему, в которой должна быть выполнена композиция.

3.5. Оценка по композиции выставляется как средний балл по двум заданиям.

3.6. Критерии оценки экзаменационной работы по композиции для первого задания складываются из следующих параметров:

  • уравновешенность композиции;

  • наличие композиционного центра;

  • цветовое решение;

  • тектоничность;

  • декоративность и степень стилизации предложенных предметов;

  • качество исполнения.

3.7. Критерии оценки экзаменационной работы по композиции для второго задания складываются из следующих параметров:

  • степень стилизации предложенного мотива;

  • уравновешенность композиции;

  • наличие композиционного центра;

  • пропорциональное соотношение цветовых пятен;

  • соответствие цветовой гаммы решаемой теме;

  • качество выполнения работы.



профиль подготовки
«Руководство хореографическим любительским коллективом»


Вступительный экзамен по специальности состоит из трех туров:

Первый тур

Практическая работа по постановке хореографического произведения должна быть осуществлена каждым абитуриентом самостоятельного и раскрывать:

  • четко выраженную тему, идею;

  • грамотно выстроенную драматургию;

  • выразительный лексический материал;

  • развернутый рисунок танца;

  • яркие хореографические образы.

Данный объем работы рассчитан на 5 дней в период проведения консультаций по специализации. Лица, не прошедшие 1 тур, к дальнейшей сдаче экзамена не допускаются.

Второй тур

Определение физических профессиональных данных

  • танцевальный шаг;

  • выворотность;

  • гибкость;

  • строение стопы;

  • прыжок

Лица, прошедшие второй тур, допускаются к третьему.

Третий тур

Задание на импровизацию по сочинению этюда на хореографический образ и актерское мастерство включает:

  • сочинение танцевального этюда с раскрытием стиля и характера предлагаемого музыкального материала;

  • исполнительское мастерство по созданию характера хореографического образа.

Время подготовки задания на импровизацию 30-45 минут. Абитуриенты, выполнившие условия второго тура, допускаются к собеседованию.

Четвертый тур

Собеседование по истории, теории и методике хореографического искусства включает в себя разделы:

Раздел I. «История хореографического искусства»

  1. Истоки русского балета.

  2. Становление русской балетной школы.

  3. Возникновение симфонического балета в России.

  4. Русский балетный театр начала XIXв., творчество И.И.Вальберха и К.Дидло.

  5. Русский романтический балет в начале XIX века.

  6. Русский балетный театр начала XX века.

  7. Русский балетный театр на современном этапе.



Раздел II. «Классический танец»

  1. Терминология и основные понятия классического танца.

  2. Методика построения урока классического танца.

  3. Классический танец, его цели и задачи в системе преподавания.

  4. Виды adagio в уроке классического танца.

  5. Allegro и его виды.

  6. Методика исполнения движений классического танца.

  7. Сочинение комбинации на основе движений классического танца



Раздел III. «Русский народный танец»

  1. Истоки русского танца.

  2. Методика построения урока русского танца.

  3. Русский танец, его цели и задачи в системе преподавания.

  4. Творчество ансамблей русского и народного танца России.

  5. Своеобразие манеры исполнения традиционной лексики Белгородской области.

  6. Методика исполнения движений русского танца.

  7. Сочинение комбинации на основе движений русского народного танца



профиль подготовки
«Руководство любительским театром»


Абитуриент, поступающий на профиль подготовки «Руководство любительским театром» на базе среднего (полного) общего образования в процессе экзамена по специальности проходит следующие испытания:

  • проверка творческих данных;

  • собеседование о замысле спектакля, на основе выбранной абитуриентом пьесы;

  • коллоквиум.

I. На экзамене абитуриент выявляет творческие данные, необходимые для овладения будущей профессией.

В целях выявления способностей абитуриента и диагностики его творческого потенциала, он подготавливает и исполняет в процессе занятий следующий репертуар:

1. Отрывок из прозаического произведения.

Выбор автора и чтение прозы должно быть продиктовано актуальностью темы. В исполнительском мастерстве чтеца должно четко прослеживаться раскрытие сущности описываемых явлений, обнаружение скрытых «пружин» (подтекстов) и внутренних закономерностей, поиск и передача сверхзадачи произведения.

Важным критерием оценки исполнителя является:

  • передача идейно-смысловой нагрузки;

  • владение логикой выразительности;

  • художественная выразительность;

  • поиски прямого общения со зрителем;

  • образ рассказчика, навык работы над рассказом от первого лица;

  • личная причастность исполнителя к материалу (автор, как единомышленник);

  • умение передавать в прозе тончайшие особенности психологии героев;

  • умение говорить и мыслить от имени человека другой эпохи, других убеждений, другого образа жизни как от своего собственного лица.

2. Стихотворение (автор на выбор абитуриента):

  • гражданская позиция и мировоззрение автора;

  • идейно-тематический замысел;

  • мелодия стиха, его метр и ритм, способ рифмовки;

  • осмысление пауз, кинолента видений, передача содержания;

  • объект внимания; художественная выразительность (голос, интонация, жест, темпо-ритм);

  • взаимодействие словесного действия и пластики;

  • смена мыслей и духовных состояний;

  • владение перспективой рассказывания.

3. Чтение басни:

  • моделирование образа на основе сюжета басни;

  • умение создавать характер и подчеркивать характерность персонажей;

  • сочетание слова и действия;

  • освоение сценического пространства;

  • яркий конфликт и контрастность;

  • импровизация в действии;

  • общение;

  • речевая и пластическая выразительность;

  • умение быстро перевоплощаться из одного образа в другой, не теряя «нить рассказа»;

  • способность нести свое отношение к событиям и персонажам.

4. Показ этюда.

Абитуриент подготавливает и показывает этюд, одиночный или с партнером на любую тему, выбранную самостоятельно или заданную педагогом. Этюд должен быть законченным, иметь в своей основе событие (факт произошедшего), конфликт и ярко выраженный характер персонажей. Четко должна просматриваться сверхзадача этюда, как призыв к чему-то.

II. Для собеседования о замысле своего будущего спектакля абитуриент выбирает любую пьесу, из всего разнообразия драматургического материала: классическую или современную, русскую или зарубежную.

На собеседовании абитуриент освещает следующие вопросы:

тема пьесы - это то, о чем пьеса. Определить тему - значит точно установить, о каких жизненных явлениях говорит именно эта пьеса;

идея пьесы - это то, что думает автор по поводу описанных им явлений. Определить идею - значит точно установить, что именно и с каким отношением автор говорит о явлениях, показанных в пьесе, что он утверждает.

Выявляя тему и идею пьесы, абитуриент осмысляет ее актуальность, основной конфликт, выделят узловые события.

III. Коллоквиум проходит в процессе всего экзамена, начиная с представления абитуриента («визитная карточка» - биография, мировоззрение, увлечения, хобби, навыки и умения) и далее в течение собеседования. Абитуриент демонстрирует свои способности, отвечая на вопросы педагогов, показывает уровень своих знаний в области культуры, русской и мировой драматургии, театра, музыки, живописи, свое стремление к овладению данной профессией, интеллект, речевую культуру.

1. Визитная карточка абитуриента:

  1. рассказ о себе (автобиографические данные);

  2. взаимодействие с искусством:

  1. участие в творческих коллективах,

  2. наличие творческих способностей (стихосложение, изодеятельность, хореография, декоративно- прикладное творчество и т.д.). Представить образцы работ.

2. Характеристика русской классической драматургии (в рамках школьной программы).

  • Ф.Фонвизин,

  • А.Грибоедов,

  • А.Пушкин,

  • Н.Островский,

  • Л.Толстой,

  • А.Чехов,

  • В.Маяковский,

  • М.Горький,

  • М.Булгаков.

3. История режиссуры.

  • К.С.Станиславский,

  • В.И.Немирович-Данченко,

  • Е.Вахтангов,

  • В.Мейерхольд,

  • мастера современной режиссуры.

4. Авторское искусство.

  • М.Щепкин,

  • М.Чехов,

  • В.Ф. Комиссаржевская,

  • М.Ермолова,

  • современные актеры.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахтин М. «Вопросы литературы и эстетики».

  2. Буров А.Г. «Режиссура и педагогика».

  3. Вахтангов Е.Б. «Материалы и статьи».

  4. Владимиров С. «У истоков режиссуры».

  5. Завадский Ю.А. «Учителя и ученики».

  6. Захава Б. «Мастерство актера и режиссера».

  7. Кнебель М.О. «Поэзия педагогики».

  8. Кнебель М.О. «Слово о творчестве актера».

  9. Козлянинова И.П., Промктова И.Ю.«Сценическая речь».

  10. Львов-Анохин Б.А. «Беседы режиссера».

  11. Немирович-Данченко В.И. «Из прошлого».

  12. Новицкая Л. «Уроки вдохновения».

  13. Охлопков Н.П. «Всем молодым».

  14. Петрова А. «Сценическая речь».

  15. Попов А.Д. «Художественная целостность спектакля».

  16. Савкова З.В. «Техника звучащего слова».

  17. Соколов Э. «Культура и личность».

  18. Станиславский К.С. «Работа актера над собой».

  19. Таиров А.Я. «Записки режиссера».

  20. Товстоногов Г.А. «Зеркало сцены».

  21. Чарели Э.М. «Учитесь говорить».

  22. Шоу Б.О. «О драме и театре».

  23. Эфрос А.В. «Профессия - режиссер».

Абитуриент, поступающий на профиль подготовки «Руководство любительским театром» на базе профильного среднего профессионального образования проходит собеседование о замысле спектакля, на основании выбранной абитуриентом пьесы.

Для собеседования о замысле своего будущего спектакля абитуриент выбирает любую пьесу из всего разнообразия драматургического материала: классическую или современную, русскую или зарубежную.

На собеседовании абитуриент освещает следующие вопросы:

тема пьесы – это то, о чем пьеса. Определить тему, значит точно установить о каких жизненных явлениях говорит именно эта пьеса;

идея пьесы – это то, что думает автор по поводу описанных им явлений. Определить идею – значит точно установить, что именно и с каким отношением автор говорит о явлениях, показанных в пьесе, что он утверждает.

Выявляя тему, идею пьесы, абитуриент обосновывает ее актуальность, основной конфликт, выделяет узловые события.

Сверхзадачу можно определить как призыв к чему-то.

Сверхзадача – компас для верного исследования пьесы.

Конфликт – понятие идейное, мировоззренческое. Борьба проявляется в том, что одни персонажи помогают в утверждении тех или иных идеалов, другие – препятствуют этому.

Событие – происшествие, то, что меняет действие, меняет линию поведения у всех персонажей. Но одно и то же событие вызывает у них разное отношение. Событие можно отыскать, отвечая на вопрос: что случилось? Что произошло?

Необходимо найти ряд последовательных событий (цепочку событий). При этом обязательно ответить себе на вопрос: с чего началось действие в пьесе? В каком событии происходит завязка? В какой – кульминация пьесы? Как осуществляется развязка?

Жанр – «угол зрения автора на действительность, преломленной в художественном образе» (Г.А. Товстоногов). Определить жанр пьесы – значит понять, какое отношение к конфликту, к событиям, поступкам героев хотел выразить автор.

Абитуриент должен выявить понимание системы взаимоотношений героев, понимание существа характера главных героев, представить основные компоненты будущего спектакля (декорации, музыка, свет т.д.).

На экзамене абитуриент устно делает разбор пьесы, по возможности подтверждая его материалами сценического оформления (макет, эскиз), демонстрируя способность к пространственному видению.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. К.С. Станиславский «Работа актера над собой».

    2. Б. Захава «Мастерство актера и режиссера».

    3. М.О. Кнебель «Поэзия педагогики».

    4. В.И. Немирович-Данченко «Из прошлого».

    5. Е.Б. Вахтангов «Материалы и статьи».

    6. А.Я. Таиров «Записки режиссера».

    7. Г.А. Товстоногов «Зеркало сцены».

    8. А.В. Эфрос «профессия – режиссер».

    9. Б.О. Шоу «О драме и театре».

    10. А.Д. Попов «Художественная целостность спектакля».

    11. Н.П. Охлопков «Всем молодым».

    12. Ю.А. Завадский «Учителя и ученики».

    13. Б.А. Львов-Анохин «Беседы режиссера».

    14. А.Г. Буров «Режиссура и педагогика».

    15. И.П. Козлянинова, И.Ю. Промктова «Сценическая речь».

    16. М.О. Кнебель «Слово о творчестве актера».

    17. З.В. Савкова «Техника звучащего слова».

    18. Э.М. Чарели «Учитесь говорить».

    19. А. Петрова «Сценическая речь».

    20. Л. Новицкая «Уроки вдохновения».

    21. М. Бахтин «Вопросы литературы и эстетики».

    22. С. Владимиров «У истоков режиссуры».

    23. Э. Соколов «Культура и личность».

профиль подготовки
«Руководство студией кино, фото- и видеотворчества»


Профиль подготовки «Руководство студией кино, фото- и видеотворчества» предполагает готовить специалистов, в равной степени свободно владеющих тремя кинематографическими профессиями. Это кино-и телережиссера, операторское мастерство и драматургия. Таким образом, предполагается, что выпускники института могут выступать при создании произведения в трех основных авторских ипостасях: драматурга, постановщика, оператора. В данном случае реализуется идея воспитания действительно универсального специалиста, идея создания подлинного авторского кино и телевидения.

Экзамен по специальности проходит в два этапа.

На первом этапе абитуриенты выполняют письменную работу – литературный драматургический этюд. Драматургический киноэтюд – небольшая, законченная по форме история, предназначенная для воплощения на экране. Это может быть история, которую абитуриенту довелось наблюдать, слышать от кого-то или пережить самому. Это может быть придуманная история, действие которой происходит в прошлом, настоящем или будущем. Тема драматургического этюда задается абитуриентам комиссией, ограничений в жанрах нет.

В каждой истории должен быть конфликт, перипетии, яркие события. Каждая история должна иметь свое начало, завязку, любые поступки – свое развитие, конфликт, то есть столкновение героев, наивысшую точку напряжения – кульминацию, и окончание – развязку. Необходимо, чтобы все происходящее можно было себе зримо представить. Число действующих лиц в киноэтюде, как правило, невелико: два-три персонажа.

Создавая киноэтюд, абитуриент должен проявить свое умение драматургически, монтажно мыслить, строить зримое пластическое пространство, проявить в полной мере фантазию и воображение. Эти способности необходимы будущему режиссеру, занимающемуся аудиовизуальным творчеством. Этюд равен по объему сцене, эпизоду в сценарии.

Второй этап экзамена по специальности представляет собой собеседование (коллоквиум) по целому ряду вопросов кино и телевидения. Основное внимание на устном экзамене будет уделяться выявлению способностей абитуриента к будущей профессии режиссера. Режиссура - это сложный предмет, она связана с огромным количеством разнообразных занятий и навыков.

На вступительном экзамене абитуриент должен показать знание основных этюдов развития отечественного кино, включая классические фильмы, творческие биографии выдающихся кинематографистов.

Абитуриентам необходимо в общих чертах (на уровне самых известных фильмов) знать творчество таких режиссеров, как С. Эйзештейн, А. Довженко, В. Будовкин, Г. Александров, И. Бырьев, М. Ромм, В. Шукшин, А. Тарковский, А. Герман, Н. Михалков и др.; драматургов: Н. Зархи, Е. Габриловича, А. Канлера, Г. Шпаликова, А. Адабашьяна, А. Миндадзе и др.; кинооператоров: П. Левицкого, А. Головни, А. Москвина, Б. Волчека, С. Урусевского, В. Юсова, Г. Рерберга, П. Лебешева и др.

Особое внимание следует уделить современному кинематографу, процессам происходящим в нем, новым именам, появившемся в 90-е годы в отечественном кино.

На устном экзамене абитуриентам может быть задан ряд вопросов о сущности и особенностях профессии оператора, функциональной деятельности фотографа.

Примерный перечень вопросов

  1. Каковы художественно-изобразительные средства оператора?

  2. Какова специфика творчества и производственная деятельность оператора?

  3. Ваши представления о композиции кадра, перспективе, фактуре, объеме, масштабе, точке съемки, ракурсе?

  4. Ваши представления о свете как технической и творческой основе операторского искусства?

  5. Что общего и в чем разница между кинотехнологией и видеотехнологией?

  6. Каковы особенности работы оператора в игровом и документальном кино?

  7. Какие основные задачи решает оператор, работая со светом в интерьере и на натуре?

На устный экзамен абитуриенты представляет не менее 15 творческих фоторабот основных жанров: фотопортрет, пейзаж, натюрморт, репортажная и жанровая фотография (минимальный размер 15 х 20 – для цветных фоторабот, для черно-белых 18 х 24 см.).

Фотоработы должны быть продуманы по композиции, с использованием основных выразительных средств фотографии. Снимки должны отражать уровень мастерства абитуриента как в творческом, так и в техническом плане.

Фотоработы должны быть наклеены на паспарту. На обратной стороне работы необходимо прикрепить негатив (если съёмка производилась аналоговой камерой) и сообщить следующее: фамилия, имя, отчество автора, название фотоаппарата, название и фокусное расстояние объектива, название пленки, параметры съемки и обработки материалов. Важным элементом работы является наличие названия, свидетельствующего о творческой фантазии автора.

Абитуриентам могут быть заданы вопросы по фототехнике. Например: принципиальная схема устройства фотоаппарата; понятие «фокусное расстояние»; характеристики объектива; строение фотопленок; характеристики фотопленок; виды освещения; понятие «экспозиция»; устройство и назначение фотоэкспонометра; процесс фотопечати и т. д.

Примерные вопросы к собеседованию

  1. Роль кино в современном мире.

  2. Роль фотографии в жизни человека, культуре.

  3. Отличие искусства кино от искусства фотографии.

  4. Что такое фотография?

  5. Какие существуют жанры фотографии?

  6. Какие бывают виды кино, жанры кино?

  7. Творчество С. Эйзенштейна.

  8. Творчество А. Довженко.

  9. Творчество В. Пудовкина.

  10. Творчество Г. Александрова.

  11. Творчество И. Пырьева.

  12. Творчество М. Ромма.

  13. Творчество В. Шукшина.

  14. Творчество С. Урусевского.

  15. Творчество Э. Тиссэ.

  16. Каковы художественно-изобразительные средства оператора?

  17. Какова специфика творчества и производственная деятельность оператора?

  18. Что такое композиция, каковы основные элементы композиции?

  19. Каковы особенности работы оператора в игровом и документальном кино?

  20. Ваше представление о свете как технической и творческой основе операторского искусства?

  21. Что общего и в чём разница между кинотехнологией и видеотехнологией?

  22. Каковы основные задачи работы оператора в интерьере и натуре?

  23. В чем заключается принципиальная схема устройства фотоаппарата?

  24. Каковы характеристики фотопленок?

  25. Какие бывают виды освещения?

  26. Каковы способы фотопечати, в чем их сходство и различие?

  27. Значение телевидения в современном мире, является ли телевидение искусством?

  28. Роль видео в формировании личности человека?

  29. Основные приёмы владения кино- и видеокамерой?

  30. Каково вспомогательное оборудование, применяемое при фотосъёмке?

  31. В чем заключаются особенности работы кинодраматурга?

  32. Творчество какого кинодраматурга вам нравится и почему?

Похожие:

071500 народная художественная культура iconПрограмма вступительного творческого экзамена по хореографии для абитуриентов уровня подготовки в учреждениях дополнительного образования детей, поступающих на направление 071500. 62 «Народная художественная культура»
«Народная художественная культура» профиль «Руководство хореографическим любительским коллективом»
071500 народная художественная культура iconУчебный курс «Народная художественная культура» состоит двух разделов содержания: раздел 1 «Народная художественная культура: истоки и формы»
Учебная дисциплина «Народная художественная культура» предназначена для реализации основной образовательной программы по специальности...
071500 народная художественная культура iconРабочая программа Дисциплины «История искусств»
Направление 071500. 62 «Народная художественная культура», 072500 «Дизайн», 050100 «Педагогическое образование»
071500 народная художественная культура iconПрограмма вступительного творческого экзамена для абитуриентов, поступающих на направление 071500. 62 «народная художественноеая культура»
Для абитуриентов, поступающих на направление 071500. 62 «народная художественноеая культура» профиль «руководство студией декоративно-прикладного...
071500 народная художественная культура iconУчебной программы дисциплины «Культура речи» «Информационно технологии в сфере художественного образования» для ооп «071500 Народная художественная культура»
Цель изучения дисциплины: повысить уровень коммуникативной компетенции студентов, что предполагает умение использовать средства языка...
071500 народная художественная культура iconОсновная образовательная программа: 071500 «Народная художественная культура», образовательный профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества» Квалификация (степень)
Нормативный срок освоения основной образовательной программы для очной формы обучения, включая последипломный отпуск – 4 года
071500 народная художественная культура iconОсновной образовательной программы направления подготовки 071500. 62 Народная художественная культура Образовательный профиль «Теория и история народной художественной культуры»
Освоение дисциплины «Философия» способствует достижению студентами уровня овладения философским инструментарием и ориентированием...
071500 народная художественная культура iconМагистерская программа «Русская традиционная художественная культура» по направлению 071300. 68 Народная художественная культура была открыта на философском факультете Омгпу в 2010 г.
Магистерская программа «Русская традиционная художественная культура» по направлению 071300. 68 Народная художественная культура...
071500 народная художественная культура iconКонспект Лекций Дисциплина народная художественная культура Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
071500 народная художественная культура iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» 9 класс
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница