Шанхайская организация сотрудничества и политика США в центральной азии




Скачать 481.1 Kb.
НазваниеШанхайская организация сотрудничества и политика США в центральной азии
страница1/4
Дата02.09.2012
Размер481.1 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4
УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ИНСТИТУТ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И КАНАДЫ


На правах рукописи


БАРАНОВ Антон Юрьевич


ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПОЛИТИКА США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ


Специальность 23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития


Автореферат

Диссертации на соискание учёной степени

кандидата политических наук


Москва

2011

Диссертация выполнена в Центре российско-американских отношений Института США и Канады РАН



Научный руководитель:

Руководитель Центра российско-американских отношений ИСК РАН,

кандидат исторических наук

Подлесный Павел Терентьевич


Официальные оппоненты:

Профессор кафедры политических наук факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, доктор политических наук

Грачев Михаил Николаевич


ведущий научный сотрудник ИСК РАН, кандидат исторических наук Берзин Леонид Борисович


Ведущая организация:

Институт Дальнего Востока РАН



Защита состоится «____» ___________ 2011 г. в ______ часов на заседании Диссертационного совета Д002.244.02 при Учреждении Российской академии наук Института США и Канады РАН по адресу: 123995, Москва, Хлебный пер. 2/3


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института США и Канады РАН.


Автореферат разослан «____» ___________ 2011 г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат политических наук

Гегелашвили Н.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день перед Россией стоит проблема поиска новых партнеров и союзников на мировой арене. Традиционно Россия проводит линию по выстраиванию долгосрочных взаимовыгодных отношений с западными партнёрами и активно развивающимися странами Азии. Налицо трудный поиск баланса в проведении своей международной политики. Российское руководство выступает за укрепление и развитие сотрудничества с США, в последнее десятилетие резко увеличившими своё присутствие в центральноазиатском регионе (ЦАР). Российско-американское взаимодействие рассматривается как важный элемент обеспечения глобальной стратегической стабильности. Однако последствия расширения НАТО на Восток, наращивание её военного присутствия в регионе и силовой риторики отдельных стран, увеличение очагов нестабильности по всему миру – в том числе в непосредственной близости от границ и зон жизненно важных интересов России – не могут не оказывать влияния на ход и развитие взаимоотношений между РФ и США. К тому же в последние годы одним из ключевых игроков на внешнеполитической арене в целом и, особенно, в азиатском регионе стала КНР, всё активнее отстаивающая свои внешнеполитические и внешнеэкономические интересы. Китай располагает мощной экономикой и колоссальными людскими ресурсами, что делает его одним из основных потенциальных соперников США в глазах политического истеблишмента обеих стран. В этой связи руководству Китая необходимы не просто добрососедские связи с сопредельными странами, а долгосрочные партнёрские соглашения. Этот фактор стал одной из главных причин создания в 1996 г. «шанхайской пятёрки», а затем Шанхайской организации сотрудничества, включающей, помимо России и КНР, центральноазиатские страны.

В настоящее время в ЦАР уже существует целый ряд интеграционных проектов, представляющих собой региональные и субрегиональные организации, с участием России или без неё. Здесь можно отметить многовекторный характер интеграционных инициатив, сложное переплетение интересов разных субъектов политики, от непосредственно стран региона и их соседей – России и Китая, до ведущих глобальных и региональных акторов – США, Европейского Союза, Японии, Турции, Южной Кореи. Большинство из указанных стран располагают четкой стратегией, определяющей их линию поведения и цели в центральноазиатском регионе, зафиксированных в соответствующих документах. Среди них: американский проект «Большая Центральная Азия», «Стратегия ЕС в отношении Центральной Азии», стратегия «Большого освоения Запада» как часть реализации теории «Гармоничного мира» КНР.

В Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой в июле 2008 года, содержатся лишь отдельные положения о приоритетах России в центральноазиатском регионе. В частности, в документе говорится о необходимости решать проблему Афганистана, укреплять российско-индийско-китайское взаимодействие, об особой роли СНГ в регионе. Более детально прописанной стратегии России в отношении Центральной Азии пока нет, однако необходимость наличия таковой становится все более очевидной.

В настоящее время в российской политической науке прослеживается актуальная необходимость в исследованиях, направленных на конкретизацию национальных интересов России в ЦАР, посвященных изучению динамики развития теоретических и практических аспектов международной региональной политики, а также анализу структуры, функций, целей и задач тех или иных региональных организаций. Интеграция в центральноазиатском регионе в рамках Шанхайской организации сотрудничества, обладающей достаточно серьезным конструктивным потенциалом, возможно, позволит в перспективе поставить ШОС в один ряд с ключевыми полюсами силы современного мира, такими как Европа, Северная Америка и Япония.

Стоит отметить, однако, что ШОС не является классическим интеграционным объединением. Среди основных приоритетов ШОС на передний план выступает экономическая интеграция. Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран ШОС рассчитана на 20 лет. Среди долгосрочных целей – создание зоны свободной торговли в рамках ШОС, а в краткосрочной перспективе – способствование увеличению потоков товаров в регионе. Многостороннее сотрудничество охватывает области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и пр., тесное военно-техническое сотрудничество также имеет место. Но о политической интеграции с созданием наднациональных органов управления речи, естественно, быть не может: Россия и Китай – не просто два независимых государства, это две разные цивилизации, между ними есть и, скорее всего, будут немалые расхождения в интересах. Однако есть общее, что их объединяет. Прежде всего, это общая потребность в постоянно действующих механизмах урегулирования отношений, как между собой, так и с другими странами ЦАР. Для России участие в ШОС позволяет выстроить так называемый «контур безопасности» на юго-восточных границах РФ и усилить коллективное противодействие традиционным и нетрадиционным угрозам в регионе. Кроме этого, ШОС создает дополнительные возможности для укрепления гуманитарных контактов, задает более широкий и эффективный формат, позволяющий согласовывать мнения участников и выступать единым голосом на международной арене. Сотрудничество с Китаем в рамках данного объединения придает организации экономическую мобильность, общую стратегическую динамику и возможность налаживания сотрудничества с США и прочими внерегиональными странами в области развития расширенного центральноазиатского региона.

Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества является исключительно важным региональным интеграционным объединением, находящемся в активном процессе становления и обладающим рядом специфических черт, а также собственной траекторией развития. Формирование подходов США к ШОС, а также процессы, происходящие внутри и вокруг этой организации представляют большой интерес для серьезного научного исследования и осмысления.

Степень разработанности научной задачи. В последние полвека значительное количество трудов было посвящено теории и отдельным практическим аспектам политической и экономической интеграции, в том числе конструированию идеальных моделей в отрыве от регионального контекста, осмыслению опыта Европейского Союза и перспектив его развития, теоретическому обобщению успехов экономической интеграции стран АСЕАН, анализу интеграционных тенденций на южноамериканском и африканском континентах. Эти темы широко представлены в работах и публикациях таких авторов, как: Марк Поллак1, Джордж Росс2, Бен Роуземонд3, Софи Мюнье и Кэтлин Макнамара4, Ханс Дитер Клингеман5, Люси Мэддокс6, Джордж Липшиц7, Атуро Эскобар8, Альберт Фишлоу9, Томас Скидмор10, Джон Кларк11, Дэвид Вильям Коэн12, Альберт Аду Бэхен13, Хань Фен и Чен Йи14, а также многих других исследователей современных интеграционных процессов в мире.

Стоит отметить, что само понятие «интеграция» появилось в общественно-политическом глоссарии сравнительно недавно, не раньше 40-х гг. XX века. А более узкий термин «политическая интеграция» вошел в научный оборот с конца 40-х-начала 50-х гг. В рамках либеральной концепции международных отношений «интеграция» нередко используется в качестве синонима таких понятий, как «интернационализация», «глобализация», а во многих случаях рассматривается как тождественное понятию «сотрудничество». Однако, если политическая интеграция означает передачу части суверенитета «в общий котел интегрирующихся государств»,15 то экономическая интеграция, как правило, не выходит за рамки, ограниченные правосубъектностью государств.

В то же время необходимо иметь в виду, что при наличии ряда определений термина «интеграция» с позиции теории функционализма, либерализма, теории коммуникации такие понятия, как «интеграционный потенциал», «интеграционное объединение» не всегда однозначны. Так, «интеграционный потенциал» многими авторами трактуется как возможность этнических меньшинств адаптироваться в инородной социокультурной среде. Об «интеграционном потенциале» говорят и тогда, когда хотят оценить степень взаимозависимости экономик для обеспечения их более качественного и стабильного роста.

В настоящей работе мы прежде всего обращаемся к тем направлениям теории, которые рассматривают интеграцию как процесс повышения уровня взаимозависимости и взаимодополняемости, поскольку такая трактовка наиболее соответствуют целям и задачам данного исследования.

Среди отечественных авторов, исследовавших теоретические и практические проблемы интеграции, следует отметить в первую очередь В.В Журкина16, В.И. Гантмана17, П. А. Цыганкова18, В. Г. Шемятенкова19, Ю. В. Шишкова20, Г. М. Костюнину21.

Кроме этого, междисциплинарный характер исследования проблемы взаимоотношений между США и ШОС потребовал изучения трудов российских, американских, китайских, европейских и других зарубежных авторов по более расширенной тематике, связанной с интеграционными процессами в центральноазиатском регионе.

Из русскоязычных работ, посвященных исследованию американо-российских, американо-китайских отношений, а также процессам интеграции в ЦАР, стоит, прежде всего, отметить исследования Г.А. Арбатова22, С.М. Рогова23, В.А. Кременюка24 25, П.Т. Подлесного26 27 28, а также Е.П. Бажанова29, С.Г. Лузянина30, А.В. Лукина31 32 и С.Ф. Санакоева33, Н.А. Гегелашвили34, С.И. Чернявского35, К.Ф. Затулина, А.В. Грозина, В.Н. Хлюпина36, А.И. Шумилина37, Ар.А. Улуняна38, А.Г. Ларина39 40, С.И. Лунева41, В.Н. Ремыги42, В.Н. Парамонова43 и С.М. Труша44 45.

Внимание российских ученых в основном сфокусировано на поиске перспектив развития американо-российского взаимодействия, выделению непростых взаимоотношений в «треугольнике» США–Россия–Китай в Центральной Азии, а также анализу обстановки в плане общей безопасности в центральноазиатском регионе. Российские авторы констатируют рост международной конкуренции за доступ к природным ресурсам ЦАР, отмечают потенциальную роль ШОС как силы, способной внести коррективы в ход этого соперничества. Стоит отметить, однако, что непосредственно о перспективах сотрудничества США и ШОС в Центральной Азии говорится не так много. Все работы написаны преимущественно в формате статей или разделов коллективных монографий, содержат общую характеристику партнеров или освещают отдельные аспекты этого вопроса.

Среди работ, посвященных рассмотрению всего комплекса проблем американо-российских и американо-китайских отношений, а также диалектике интересов этих стран в глобальном масштабе, особо стоит выделить работы А.А. Кокошина46, А.Д. Воскресенского47, Э.Я. Баталова48, В.И. Батюка49, М.В. Братерского50, А.С. Маныкина51 и М.Г. Носова52.

В иностранной литературе заслуживают внимания работы С. Коткина53, А. Коэна54 55, М. Бурлеса56, Э. Качинса57, Г. Глизона58, А. Хаймана59, Ж. Дэвис и М. Свини60, а также исследования китайских авторов, прежде всего Чжао Хуашена61, Син Гуаньчэна62, Юй Суя63, Сюй Тункая64, Пань Гуана65 и других.

Стоит особенно выделить обширную иллюстративную работу Стивена Коткина, директора отдела российских исследований Принстонского университета, под названием «Нестабильный треугольник». В ней автор, пожалуй, впервые в иностранной научной литературе66 вводит понятие «треугольник США–Россия–Китай» применительно к центральноазиатскому региону.

Суммируя выводы и оценки западных экспертов, следует отметить, что их большей частью интересует внешнеполитическая активность России и Китая в ЦАР, а экономическому аспекту отводится вспомогательно-иллюстративная роль. Выводы китайских специалистов призваны концептуально обосновать курс КНР на активизацию своей политики в ЦАР, которая, прежде всего, аргументируется историческим характером отношений Китая с центральноазиатскими странами, а также соображениями экономической взаимовыгоды. Отметим и преимущественно настороженный подход к оценкам политики США в ЦАР.

Комплексному сравнительному анализу интеграционных объединений в Центральной Азии, а также комплексным оценкам дальнейшего развития ШОС, посвящены работы А.А. Казанцева67, А.В. Малашенко68 и среднеазиатских авторов – Г.А. Тусупбаевой и Т.Т. Шаймергенова69, Б.К. Султанова70, М.Т. Лаумулина71, Ф.Ф. Толипова72, Е.Н. Оразалиева73, А.А. Князева74, М.Н. Суюнбаева75, Б.К. Казбекова76, К.Л. Сыроежкина77, С.Л. Притчина78 и других.

Особо отметим работу Г.А. Тусупбаевой и Т.Т. Шаймергенова «Роль международных структур в обеспечении региональной безопасности в Центральной Азии», в которой впервые был проведён обстоятельный анализ перспектив взаимодействия ШОС и НАТО в Центральной Азии, а также работу Вань Цзяня79, в которой проведён анализ альтернативных путей развития ШОС, и Чен-пён Чунг80 рассматривающего ШОС через призму взаимоотношений КНР, США и России в ЦАР. Лю Шилюнь81 при этом указывает на исключительную важность центральноазиатского региона для дальнейшего развития КНР.

К функциональному подходу можно отнести работы директора Центра ШОС Фуданьского университета (Шанхай, КНР) Чжао Хуашэна82. В работе Пань Гуана – сотрудника Центра ШОС Шанхайской академии общественных наук «Первая региональная организация "нового типа" в XXI веке. Комплексный подход к анализу ШОС»83 уделяется большое внимание гуманитарным аспектам интеграционного развития ШОС. Директор Института международных проблем КНР Ма Чжэньган считает, что именно большой интерес к ШОС со стороны российских и китайских политиков и учёных позволил «ШОС за последние несколько лет достигнуть очевидного прогресса в своём развитии».84

Необходимо отметить исследования, посвященные проблемами военно-политического и военно-технического сотрудничества в Центральной Азии, А.Ф. Клименко85, Л.Е. Васильева86, А.В. Болятко87, П.Б. Каменнова88, М. Ривкина89.

Следует отметить использование так называемого SWOT-анализа (метода анализа сильных, слабых сторон, возможностей и угроз) в работе В.А. Матвеева «Состояние и перспективы экономического развития стран Центральной Азии - членов ШОС»90 и обширный ситанализ «Современный Китай: вызов или открывающиеся возможности?», проведённый Советом по внешней и оборонной политике и Институтом внешней и оборонной политики под руководством С.А. Караганова 91.

Среди западных исследователей, рассматривающих проблемы политического диалога центральноазиатских республик с США и Евросоюзом, стоит выделить работы М. Оресмана92, М. Олкотт93, О. Антоненко94, С. Бленка95, Р. Эллисона96, Н. Сванстрома97 98, Дж. Бейлза и П. Дани99.

Исходя из анализа имеющейся литературы, можно сделать вывод, что, несмотря на наличие множества работ, посвященных развитию центральноазиатских республик, различным аспектам безопасности в ЦАР, сотрудничеству мировых держав в этом регионе, роли и значении ШОС для развития всей Центральной Азии, комплексные исследования политики США в отношении Шанхайской организации сотрудничества отсутствуют.

  1   2   3   4

Похожие:

Шанхайская организация сотрудничества и политика США в центральной азии icon-
Шанхайская Организация Сотрудничества в обеспечении безопасности в Центральной Азии
Шанхайская организация сотрудничества и политика США в центральной азии iconРабота посвящена современным водным и энергетическим проблемам в Центральной Азии. Особое внимание уделяется вопросу сотрудничества в центральноазиатском
Центральной Азии в области водных и энергетических ресурсов. В работе рассматриваются две основные проблемы: использование трансграничных...
Шанхайская организация сотрудничества и политика США в центральной азии iconПроект “eecalink”
Поддержка и продвижение международного сотрудничества со странами Восточной Европы и Центральной Азии”
Шанхайская организация сотрудничества и политика США в центральной азии icon«Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия
Ая политика и ЦентрАльнАя Азия в работе анализируется структура международных взаимодействий, сложившаяся в Центральной Азии в 1991-2008...
Шанхайская организация сотрудничества и политика США в центральной азии iconИнтегрированная модель управления водными ресурсами бассейна
Подготовлено для Миссии Агентства США по международному развитию в Центральной Азии
Шанхайская организация сотрудничества и политика США в центральной азии iconАмериканский Центр Университет в Социальных Центральной Азии Исследований
Центр социальных исследований Американского университета в Центральной Азии организует презентацию на тему
Шанхайская организация сотрудничества и политика США в центральной азии iconПрограмма малых грантов норвежского хельсинкского комитета в сфере продвижения прав человека и демократии в центральной азии
Госдепартамента США. Вы получаете данное сообщение потому, что Вы либо являетесь выпускником программы обмена, спонсируемой правительством...
Шанхайская организация сотрудничества и политика США в центральной азии iconГосударственная политика россии по обеспечению стратегических интересов в прикаспийском регионе на рубеже XX xxi вв
Охватывает западную часть Центральной Азии, Южную Россию, Северный и Южный Кавказ, Северный Иран
Шанхайская организация сотрудничества и политика США в центральной азии iconИстория народов Восточной и центральной Азии
Ашрафян, К. З.; Волков, С. В.: История народов Восточной и центральной Азии. Наука. Москва, 1986
Шанхайская организация сотрудничества и политика США в центральной азии iconСуб-региональной рабочей встречи по центрально-азиатской инициативе для устойчивого развития
Ально-Азиатская инициатива по устойчивому развитию (цаи) была признана платформой межсекторального диалога для представления интересов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница