Конспект урока химии в 9 классе моу сош №13




Скачать 128.47 Kb.
НазваниеКонспект урока химии в 9 классе моу сош №13
Дата30.08.2012
Размер128.47 Kb.
ТипКонспект
ПЛАН – КОНСПЕКТ


урока химии в 9 классе МОУ СОШ № 13


ТЕМА: Предмет органической химии.


Учитель: Шпикалева Татьяна Юрьевна


Копейск

  1. г.



ЗАДАЧИ УРОКА:


Учебный аспект:

  1. Сформировать понятие о предмете органической химии

  2. Рассмотреть особенности органических веществ.

  3. Раскрыть основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.



Развивающий аспект:

  1. Формирование навыков составления структурных формул



Воспитательный аспект:


  1. Воспитание активности, аккуратности, умения работать в сотрудничестве с другими.

  2. Активизация внимательности, настойчивости, упорства в достижении поставленной цели, заинтересованности в получении знаний;

  3. Точный аналитический подход к рассмотрению химического строения веществ.



ТИП УРОКА: изучение нового материала



этап урока

Вре

мя

деятельность

Методы обучения

Формы работы

Средства обучения и контроля

Учителя

учащихся

I. Организационный

3 мин



- проверить готовность к уроку;

- назвать тему, цели урока

- объявить план урока

Сегодня мы начинаем изучать органические вещества, общая численность которых в настоящее время составляет более 27 млн веществ, причем каждый год их число увеличивается на 200 – 300 тысяч новых соединений.

Общее число неорганических соединений не превышает 700 тысяч.

Таким образом число органических соединений превышает в десятки раз число неорганических соединений.

Чем обусловлено такое многообразие органических веществ? В чем их особенность? Ответы на эти вопросы вы получите при изучении нового раздела химической науки – органической химии




Приветствуют преподавателя.


Адаптируются к рабочему месту.


Осмысливают поставленные

преподавателем учебные цели.


Записывают в тетради дату, тему занятия.



Фронталь-ная



информационно-сооб-щающий



Слайд №№

1 - 3


Компьютер,

мультимедиа-

проектор.


Экран.


Шаростержневые модели молекул органических веществ


Крахмал, лимонная кислота, сахар, целлюлоза, уксусная к-такислота

Жиры

(твердый и жидкий)



II. Изучение нового материала




Возникновение органической химии как науки можно отнести к началу 19 века, когда в 1807 г известный шведский химик Иенс Яков Берцелиус впервые ввел понятия «органическая химия» и «органические вещества».

Внимательно слушают

Фронталь-ная

информационно-сооб-щающий

Габриелян О.С., Химия. 9 класс, М.:Дрофа,

2002, 2006



32 мин

Происхождение названия «органические вещества» - это вещества, которые в природе встречаются почти всегда в организмах животных или растениях, или же являются продуктами распада живых организмов.

Органические вещества отличаются от неорганических тем, что в их состав обязательно входит углерод, такие вещества и изучает органическая химия.

Органическая химия – это химия соединений углерода.

- Учение о витализме

Внимательно слушают









Слайд № 4


Слайд №5




С давних времен возникло естественное разделение всех веществ на неорганические (минеральные, неживые) и органические, то есть получаемые из живых организмов – растений, животных.

Позже это понятие расширилось, и в настоящее время к органическим веществам относят и такие, которые не имеют никакого отношения к живым организмам, например, полимеры, пластмассы, искусственные волокна и другие. Синтезированы вещества, которых нет вообще в природе, они получены искусственно.

Но главный критерий всегда остается – наличие в соединении хотя бы одного атома углерода.




Фронталь-ная

информационно-сооб-щающий

Слайд № 6




В состав органических веществ помимо углерода входят и другие атомы – С, Н, О, HaI, S, N.

Основные элементы в органических соединениях – это углерод и водород. Поэтому при их горении всегда образуются СО2 и Н2О


- Д!

органических веществ: Лимонная к – та

Уксусная к – та

Жиры: раст. масло

сливочн. масло

крахмал

целлюлоза


Все эти соединения состоят из атомов С, Н и О.

- Органические вещества построены более сложно, чем неорганические, и многие из них имеют огромную молекулярную массу. Это, например, те вещества, благодаря которым происходят жизненные процессы: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Внимательно слушают

Фронталь-ная

информационно-сооб-щающий

Слайд № 7






















Значение и роль органической химии в современной жизни:

В современной жизни органическая химия играет огромную роль, настолько, что трудно представить жизнь современного человека без ее достижений. Человек окружен органическими веществами на протяжении всей жизни, начиная с продуктов питания, одежды, обуви, синтетических материалов, полимеров, энергоносителей, лекарственных препаратов, множества синтетических моющих средств, различных красок, лаков, красителей. Можете ли вы представить свою жизнь без всего этого?

Внимательно слушают

Фронталь-ная

информационно-сооб-щающий


объясни-тельно-побужда-ющий



Слайд №8




Многообразие органических веществ, особенности их строения объяснил великий русский ученый А.М.Бутлеров. Он обобщил имеющиеся знания по органической химии и сформулировал основные положения теории строения органических веществ, которая была названа его именем –теория строения органических веществ А.М. Бутлерова.

Эта теория имеет для органической химии такое же большое значение, как для неорганической химии периодический закон Д.И.Менделеева.

Для того, чтобы нам познакомиться с теорией А.М.Бутлерова мы должны изучить некоторые новые понятия.

    1. Химическое строение вещества – это определенный порядок , последовательность соединения атомов в молекуле.

    2. Атомы в молекулы соединяются согласно их валентности.

ВАЛЕНТНОСТЬ – способность атомов химических элементов образовывать определенное число химических связей. Валентность определяется числом химических связей, которые образует данный атом с другими атомами в молекуле.

Н – CI – в молекуле хлороводорода одна ковалентная полярная связь, Н соединен одной связью с хлором, поэтому он одновалентен .Водород всегда имеет валентность 1.Хлор в данном случае также соединен одной химической связью с атомом водорода

Н – О

Н – О – Р О Н3РО4

Н – О


Н – О – О – Н Н2О2



Внимательно слушают

Фронталь-ная

информационно-сооб-щающий



Слайд № 9


Слайд №10






Водорода, поэтому он тоже в данном соединении одновалентен.

Работа с учебником - стр. 152 – старый учебник.

Что такое одна связь?


Н – О

Н – О – Р О Н3РО4

Н – О


Исходя из приведенной структурной формулы фосфорной кислоты определите валентности элементов: Н, Р, О.

Сосчитав число черточек (химических связей), исходящих от каждого элемента.

Валентность и степень окисления элемента не всегда численно совпадают.

Н – О – О – Н Н2О2


Степень окисления кислорода в пероксиде водорода равна -1. Постоянную валентность имеют:

Н – одновалентен

О – двухвалентен

С – в органических соединениях – четырехвалентен

- Почему углерод может образовывать четыре химических связи? Вспомните строение атома углерода.



Работают с учебником


Отвечают на вопросы


Внимательно слушают


Отвечают на вопросы

Фронталь-ная

информационно-сооб-щающий


объясни-тельно-побужда-ющий


проговари-вание, отве

ты на во-просы



Слайд № 11


Слайд № 12




Структурные формулы органических веществ. Химическое строение вещества – это определенный порядок, последовательность соединения атомов в молекуле согласно их валентности.

- Какую валентность имеет углерод в органических соединениях?


Атомы углерода способны соединяться друг с другом в цепи разной длинны. Этот порядок отображается с помощью структурных формул, в которых валентности атомов обозначаются черточками: каждая черточка соответствует единице валентности атома химического элемента.

Например для органического вещества метана, имеющего молекулярную формулу СН4, структурная формула его выглядит (слайд №13)

  • Проверь себя: Запишите структурную формулу этана – С2Н6


Д! Шаростержневая модель этана

  • Запишите структурную формулу бутана – С4Н10

  • Подумайте, только ли линейный вариант строения возможен для бутана?

(Д! шаростержневые молекулы , бутана, изобутана)

Кроме этого четыре атома углерода бутана могут


замыкаться в цепь (Д! шаростержневая молекула бутана)





Фронталь-ная

информационно-сооб-щающий


объясни-тельно-побужда-ющий


проговари-вание, отве

ты на во-просы



Слайд №13


Слайд 14


Слайд 15






Образовывать замкнутую цепь.

Д! циклобутан


Органические соединения с другим числом атомов углерода в цепи также может образовывать прямые, разветвленные и циклические цепи.












Слайд 16

III. Обобщение и систематизация знаний

4-5 мин

Проводит эвристическую беседу:


- К какому выводу мог прийти А.М. Бутлеров имея все эти знания?


- Как соединяются атомы химических элементов входящих в состав органических веществ?


- Влияет ли различное химическое строение молекул на свойства веществ?


Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова



Отвечают на поставленные вопросы;


Делают выводы

фронталь-ная

Эвристическая беседа



Слайды №№17,18

IV. закрепление , контроль приобретенных знаний



4 мин


Помогает учащимся в написании структурных формул веществ




Записывают структурные формулы предложенных веществ

Индиви

дуальная,


парная

Частич

но-поисковый


Исследо

ватель

ский


Слайд № 19

V. Домашнее задание с пояснениями

2 мин


Даёт домашнее задание, связанное с ключевыми моментами темы


Обязательно прочитывает задания вслух и вопросами «наталкивает» учащихся на правильное решение задач



Определяют местонахож-дение домашнего задания в учебнике.


Отвечают на вопросы преподавателя.


Анализируют полученное задание и намечают траекторию его решения в общем виде.

фронталь-ная


коллективная

Репродук-тивный и частично поисковый

Габриелян О.С., Химия. 9 класс, М.:Дрофа,

2002, 2006

Похожие:

Конспект урока химии в 9 классе моу сош №13 iconПлан-конспект урока изобразительного искусства в 1 классе моу «Саровская сош»
Цели: 1 познакомить учеников с одним из видов народных художественных промыслов хохломой
Конспект урока химии в 9 классе моу сош №13 iconКонспект урока физической культуры в 6 классе
Разработал: Киселев Андрей Вячеславович, учитель физической культуры моу сош №154 г. Челябинска
Конспект урока химии в 9 классе моу сош №13 iconУрок химии в 10 классе Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства»
Автор – составитель: Т. Л. Гвоздева, учитель химии мбоу сош №6 г. Озеры Московской области
Конспект урока химии в 9 классе моу сош №13 iconКонспект урока химии с использованием икт в 10 классе по теме: «Белки»
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых...
Конспект урока химии в 9 классе моу сош №13 iconУрока по химии в 8 классе по теме «Кристаллические решетки»
При этом чередуются различные виды деятельности учащихся, что позволяет соблюдать санитарно-гигиенические требования. Первым делом...
Конспект урока химии в 9 классе моу сош №13 iconПлан-конспект урока моу сош №4 города Костромы
Тема урока: «Решение простейших и некоторых типов тригонометрических уравнений и их применение»
Конспект урока химии в 9 классе моу сош №13 iconУрока № урока по теме Дата
Румянцева Н. Н., Волкова К. Н. Моу сош №5 города Костромы Тематическое планирование по информатике в 11 классе (Н. В. Макарова)
Конспект урока химии в 9 классе моу сош №13 iconКонспект урока химии в 9 классе
Тема «Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы. Щелочные металлы»
Конспект урока химии в 9 классе моу сош №13 iconКонспект урока по химии в 9 классе
Расширить знания учащихся о значении этих веществ, в природе и деятельности человека
Конспект урока химии в 9 классе моу сош №13 iconЗаседание гмо председатель Скурко М. В
Шорохов А. А. (Моу “сош №39” им. Г. А. Чернова), Скурко М. В. (Моу “сош №38”). (Кошкина А. П. (Моу “сош №35 с уиоп”), Янактаев Е....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница