И. П. Добаев исламский радикализм: генезис, эволюция, практика Ответственный редактор




НазваниеИ. П. Добаев исламский радикализм: генезис, эволюция, практика Ответственный редактор
страница1/26
Дата12.10.2012
Размер4.94 Mb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Ростовский государственный университет


Северо-Кавказская академия государственной службы


И.П. Добаев


ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ:

генезис, эволюция, практика


Ответственный редактор


доктор философских наук,


профессор Волков Ю.Г.


Ростов-на-Дону

Издательство СКНЦ ВШ

2002

ББК Э38 – 10 + Ю6

Д55


Печатается по решению кафедры социологии,

политологии и права ИППК при РГУ


Рецензенты:


Игнатенко А.А., доктор философских наук, профессор (Москва)

Малашенко А.В., доктор исторических наук, профессор (Москва)

Ханаху Р.А., доктор философских наук, профессор (Майкоп)



Д 55

И.П. Добаев Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Отв. редактор Ю.Г.Волков.– Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002. – _ с.

ISBN _______


Монография представляет собой попытку комплексного осмысления исламского радикализма как социально-философского явления, имеющего глубокие исторические, культурные, философские и собственно религиозно-догматические корни. Автор, используя многочисленные отечественные и зарубежные исследования, раскрывает генезис и современное состояние исламского радикализма в основных регионах мусульманского мира, а также его роль в глобальной и региональной геополитике. Показывает этапы исламизации северокавказских этносов, современное состояние и перспективы развития исламского движения в этом регионе, причины его радикализации в новейшее время, предлагает комплекс мер по практическому блокированию этого явления.

Научное издание адресовано регионоведам, религиоведам, политологам, государственным служащим, всем тем, кто интересуется проблемами cовременного ислама и Северного Кавказа.


Д-01(03)-2002. Без объявл. ББК Э38 - 10 + Ю6


ISBN


© И.П.Добаев, 2002


ПРЕДИСЛОВИЕ



Мусульмане составляют около 1 млрд. человек, а мусульманские общины зарегистрированы в более чем 120 странах, в 30 из которых ислам признан государственной религией.

Мусульманская умма динамична, ее численность и роль в мировой экономике, политике, культуре постоянно растет, в том числе в регионах еще недавно не затронутых сколько-нибудь значительно влиянием ислама. Возрождение мусульманской цивилизации – одного из важнейших проявлений общечеловеческой цивилизации – процесс объективный и неустранимый, императив для любого сценария, как глобального развития, так и будущего российской государственности.

Ислам, как и любой крупный социальный институт и процесс – явление сложное и противоречивое, включающее множество различных течений и толков. Тем не менее, среди мусульман существует глубокое убеждение о принадлежности, независимо от этнической, государственной идентичности, ориентации на суннизм или шиизм, различные религиозно-правовые школы (мазхабы), к единой общности людей, исповедующих общую веру, объединенных общими традициями, общими историческими корнями и единством интересов в современном мире. Ислам – не только вера, но и образ жизни, бытовые правила и обычаи, менталитет. Ислам в большей степени, чем другие мировые религии, включен в систему социального регулирования. Практически все стороны жизни мусульманина объявляются религиозно значимыми. Таким образом, создаются предпосылки для всесторонней политизации ислама, в результате чего фиксируются призывы к политической консолидации мусульман, к превращению религиозной общности всех мусульман в политическое единство того или иного уровня институциализации.

Современный социально-политический процесс во многом определяется глобализацией. Глобализация как универсализация основных достижений культуры представляет собой естественный процесс, который сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Значительная роль в этом процессе принадлежала исламу с момента его возникновения в начале VII века, в частности роль медиатора в эстафетной передаче античных достижений королевствам западной Европы. Новейший этап глобализации обладает новыми качественными характеристиками. Глобализация охватила все важнейшие сферы бытия человечества, ее доминирующей формой стали не стихийные процессы, а сознательное использование международных институтов, транснациональных компаний, а также синергетических концепций для разрешения проблем западной цивилизации через вестернизацию (американизацию) всего мира.

От того, как новое сверхобщество может сосуществовать с исламом, как исламский мир будет включен и адаптирован к современным социально-политическим процессам на глобальном, региональном и государственно-национальном уровнях во многом зависит будущее человечества. Настораживающим являются попытки демонизации ислама, исламофобия, охватившие США после трагических событий 11 сентября 2001 года. Силовые акции США в Афганистане, подготовка, вопреки позиции большинства стран, входящих в ООН, к агрессии против Ирака, тупиковая ситуация в Палестине, оккупированной Израилем, определяются некоторыми исследователями как первые признаки войны цивилизаций, пророком которой выступил в начале 90-х годов прошлого столетия американский политолог С. Хантингтон.

Не избежала проявлений исламофобии и Россия вследствие чеченского кризиса и агрессии со стороны международных террористических организаций. Для Российской Федерации, граждане-мусульмане в которой составляют пятую часть населения, окруженной государствами Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока с преобладающим мусульманским населением, отношения с миром ислама являются острейшей проблемой национальной безопасности. В связи с этим крайне важными представляются философское осмысление места и роли ислама в современном меняющемся мире, выработка критериев и индикаторов, позволяющих различать ислам как религиозную систему и экстремистские и идеологические течения и группы, выступающие от имени ислама и на этой основе разработать систему профилактики и искоренения экстремизма.

Феномен «радикального ислама» или исламизма является на протяжении ряда лет предметом исследований заместителя директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и Института социально-политических исследований РАН, кандидата политических наук Игоря Прокопьевича Добаева. Он пришел в науку в конце 90-х годов, имея за спиной богатый жизненный опыт. Служба в Афганистане и других мусульманских странах, непосредственное знакомство с многоликим миром ислама, его богатый культурой и в то же время трагическими последствиями акций террористов и экстремистов сформировали у И.П. Добаева потребность научного осмысления этого противоречивого феномена.

Уже первые публикации И.П.Добаева по проблемам политического ислама привлекли внимание ученых и широкого круга читателей тонким знанием объекта исследований, умением сочетать теоретический подход с вниманием к актуальным социально-политическим аспектам, ориентацией на возможность практического использования результатов научных исследований. В течение нескольких лет И.П.Добаевым опубликовано более 40 работ в зарубежных, центральных и региональных изданиях, в том числе 4 монографии: «Исламский радикализм в международной политике» (Ростов-на-Дону, 2000. –200с.), «Политические институты исламского мира: идеология и практика» (Ростов-на-Дону, 2001. –80с.), «Исламский радикализм: социально-философский анализ» (Ростов-на-Дону, 2002. –120с.), «Ислам в современных республиках Северного Кавказа» (Ростов-на-Дону, 2002. –180, в соавт.) Эти публикации закрепили за И.П.Добаевым репутацию ведущего специалиста по исламскому радикализму на Юге России, поставили его в один ряд с другими авторитетными отечественными исламоведами. Новая монография «Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика» в известной степени обобщает результаты научных исследований И.П.Добаева.

Исламизм или исламский радикализм рассматривается автором как самостоятельный феномен, не отождествляемый с собственно исламом или исключительно с каким-либо из его направлений (суннизм, шиизм), течений (традиционализм, фундаментализм, модернизм) или толками. В работе четко определены теоретико-методологические подходы к исследованию исламского радикализма как социально-философского и политического явления. И.П.Добаев предлагает, на мой взгляд, одно их наиболее точных и полных определений исламского радикализма: «это – идеологическая доктрина и основанная на ней социально-политическая практика, которые характеризуются нормативно-ценностным закреплением идеологического, политико-мировоззренческого и даже вооруженного противостояния мира «истинного ислама» по отношению к миру «неверных» вовне и миру «неистинной веры» внутри ислама и требуют абсолютного социального контроля и мобилизации (служения идее) своих сторонников».

Исламизм характеризуется в монографии комплексно. Системно раскрыты его историко-культурные, философские и религиозно-догматические корни. Значительное внимание в широком геополитическом контексте уделено показу исламизма как идеологии и социально-политической практики, которые конкретизированы применительно к современным этнополитическим процессам на Юге России. Несомненно, что рекомендации И.П.Добаева по противодействию и блокированию исламизма привлекут внимание не только ученых, экспертов, но органов власти и управления на федеральном и региональном уровне. Незаменимой станет книга и в преподавании курсов этнополитологии, конфликтологии и религиоведения.


Ю.Г.Волков

директор ИППК при РГУ,

вице-президент Академии гуманитарных наук,

доктор философских наук, профессор,

заслуженный деятель науки




Светлой памяти матери моей,

Любови Матвеевне Добаевой, посвящается



Введение

В течение достаточно продолжительного времени в разных районах мира формируется зона возрастающей многоуровневой нестабильности — социально-политической, этно-политической, военно-политической — с активной вовлеченностью в дестабилизационные процессы и акции радикальных исламских (исламистских) организаций, движений, группировок и режимов.

Для поликонфессиональной России проблема «исламского фактора» имеет как внутриполитическое, так и внешнеполитическое значение, поскольку от правильного его понимания и адекватного реагирования во многом зависит общественно-политическая ситуация в стране, характер отношений с большинством государств Ближнего, Среднего Востока, да и всего мира.

В настоящее время в нашей стране «исламский фактор» в наибольшей степени ощущается на Северном Кавказе, что обусловлено возросшим стратегическим значением данного региона в рамках Российской Федерации. Здесь столкнулись и пришли в противоречие интересы ряда мировых (США, Великобритания, Германия и др.), региональных (Иран, Саудовская Аравия, Турция и др.) держав и России. Ситуация осложняется стремлением определенных кругов США и их партнеров по НАТО переориентировать экспансию исламского экстремизма на Россию с таким расчетом, чтобы она оказалась на переднем крае противостояния христианской и мусульманской цивилизаций, начало чему положила нашумевшая теория «столкновения цивилизаций», автором которой является американский политолог С. Хантингтон.

Однако, несмотря на то, что исламский радикализм (как идеология и политическая практика), являясь существенным фактором современной политической жизни, реально воздействует на общероссийский социально-политический процесс и серьезно дестабилизирует обстановку в нашей стране, этот феномен изучен явно недостаточно, особенно применительно к условиям северокавказского региона, а потому нуждается в дополнительных исследованиях.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

И. П. Добаев исламский радикализм: генезис, эволюция, практика Ответственный редактор iconБадаев С. Э. С. Чеченское мухаджирство второй половины XIX века как следствие политики самодержавия на северном Кавказе
Добаев И. П. Исламский радикализм в контексте проблемы военно-политической безопасности на Северном Кавказе
И. П. Добаев исламский радикализм: генезис, эволюция, практика Ответственный редактор iconУчебное пособие 12. 12. 00. «Технология художественной обработки материалов» Иркутск 2006 Ответственный редактор
Ответственный редактор Р. М. Лобацкая – д-р геол минерал наук, профессор, проректор по развитию Иркутского государственного технического...
И. П. Добаев исламский радикализм: генезис, эволюция, практика Ответственный редактор iconИсламский радикализм как фактор дестабилизации мировой политической ситуации
Защита состоится «21» марта 2012 г в 15: 00 на заседании Диссертационного совета по политическим наукам д 501. 001. 47 при Московском...
И. П. Добаев исламский радикализм: генезис, эволюция, практика Ответственный редактор iconЗ. А. Махулова дагестан в современной кавказской геополитике россии отв редактор И. П. Добаев

И. П. Добаев исламский радикализм: генезис, эволюция, практика Ответственный редактор iconЗам ответственного редактора), И. Д. Ковальченко, И. И. Минц (ответственный редактор), В, А. Муравьев (ответственный секретарь), В. П. Наумов Рецензе н т ы
А. И. 'Зевелев, jj В. Е. Идлерицкий| (зам ответственного редактора), И. Д. Ковальченко, И. И. Минц (ответственный редактор), В, А....
И. П. Добаев исламский радикализм: генезис, эволюция, практика Ответственный редактор iconЕ. Э. Носенко Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе (их генезис эволюция и некоторые особенности в сефардских и восточных общинах)
Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе (их генезис эволюция и некоторые особенности в сефардских и восточных...
И. П. Добаев исламский радикализм: генезис, эволюция, практика Ответственный редактор iconВ. Б. Катаев (ответственный редактор)
Мир Чехова: звук, запах, цвет
И. П. Добаев исламский радикализм: генезис, эволюция, практика Ответственный редактор iconТамбовский государственный технический университет
Редакционная коллегия: проф. В. Ф. Калинин (ответственный редактор); доц. В. Я. Борщев (зам
И. П. Добаев исламский радикализм: генезис, эволюция, практика Ответственный редактор iconВ попов Ведущий редактор а борин Научный редактор э эидеиилпер Редамор в попов Художник обложки в шимкевич Корректор 1 Бршева Верстка н марчеикова ббк53 57
Теориям практика семейной психотерапии —СПб Питер, 2001 —352 с ил—(Серия «Золотой фонд психотерапии»)
И. П. Добаев исламский радикализм: генезис, эволюция, практика Ответственный редактор iconФгоу тверская государственная сельскохозяйственная академия
Ответственный редактор: д ф н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, А. А. Романов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница