Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)




Скачать 119.41 Kb.
НазваниеКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
Дата30.08.2012
Размер119.41 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока с использованием


информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)


Предмет: химия, урок-изучение новой темы

Тема: «Углерод» (9 класс)

Продолжительность: 1 урок по 45 минут

Класс: 9 класс

Технологии: созданные учителем презентация для объяснения новой темы «Углерод», презентации учащихся «Алмаз», «Углерод», тест «Углерод».

Аннотация:

Урок «Углерод» являются фрагментом уроков цикла «Углерод и его соединения», который разрабатывался для учащихся 9-ых классов по программе О. С. Габриелян и 11 классе при повторении темы «Неметаллы».

В представленном уроке учащиеся знакомятся с понятием адсорбция и его практическим применением, рассматривают аллотропные модификации углерода, выполняют лабораторные опыты на изучение адсорбционных свойств древесного угля.

Вводная часть урока, повторение материала, необходимого для изучения новой темы, а также объяснение и частично закрепление новой темы проводится с помощью презентации в программе Microsoft PowerPoint (демонстрация фотографий, рисунков, формул). При закреплении пройденного материала учащимися выполняется групповая работа на ноутбуках по тесту «Углерод (до 15 мин.), домашнее задание - с обязательным использованием компьютера и сети Internet для составления презентаций и выполнения опытов.

Для выполнения тестов используется также программа Microsoft Exсel, в которой учащиеся сами вводят варианты ответов, а затем проверяют правильность своих ответов, обсуждают результаты.

На уроке присутствует эксперимент «Изучение адсорбционных свойств древесного угля», а также эксперимент домашний «Изучение адсорбции активированным углем газов».

Практическая реализация:
  • Урок проводился в 9-ом классе. Созданная учителем Егоровой Н. С. методическая разработка к циклу уроков по теме «Углерод и его соединения» стала призером школьного Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», была представлена на открытом уроке для районного методобъединения учителей химии и биологии.

Замдиректора по ОД Григорьева К. И.




Конспект урока:

Цели урока:

  1. Повторить строение атома и аллотропию на примере углерода.

  2. Рассмотреть строение, сравнение свойств и применение алмаза и графита.

  3. Дать понятие об аморфном углероде и его сортах.

  4. Познакомиться с явлением адсорбции и его практическим значением.

  5. Разобрать химические свойства уг­лерода.

  6. Развить навыки работы на компьютере и использования информационных технологий при выполнении заданий на закрепление и домашних заданий.

Оборудование: Модели кристаллических решеток алмаза и графита, иллюстрации и фотографии сокровищ Алмазного фонда, образцы изделий из графита (карандаши, электроды и др.) и сажи (тушь, краски, резина и др.), древесный уголь, таблетки карболена, растворы чернил, вишневого компота, сока свеклы; одеколон. Стеклянная воронка, штатив, вата, речной песок, стакан, противогаз; ноутбуки с тестом «Углерод» (по 1 на каждую парту), компьютер, мультимедиапроектор.


Ход урока 1.

  1. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.

Урок начинается презентацией с анимационным сопровождением. После окончания - вступительное слово учителя (учащимся можно загадать загадку):

Сегодня мы приступим к изучению еще одного химического элемента ПС Д. И. Менделеева. Отгадайте, о чем идет речь.

Из меня состоит все живое,

Я – графит, антрацит и алмаз,

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас (Углерод). (см. слайд 2)

- Почему все живое состоит из углерода?

- Почему углерод – это графит, антрацит и алмаз?

На эти и другие вопросы мы с вами и ответим на этом уроке.

План нашего урока следующий (на доске):

    1. Строение атома и валентные возможности атома углерода.

    2. Аллотропия.

    3. Химические свойства углерода.

    4. Применение углерода.



  1. Изучение нового материала.

    1. Строение атома и валентные возможности атома углерода.

Повторение некоторых основных понятий, на которые будем опираться при разборе темы.

  1. Какие элементы относятся к подгруппе углерода?

  2. Каково положение элемента углерод в периодической системе Д. И. Менделеева?

Выполнение упражнений.

Упр. 1. Характеристика углерода по его положению в периодической системе элементов Д. И. Менделеева с последующей проверкой (см. слайд 4-5).

- Изобразите полную электронную формулу атома углерода (ученик изображает на доске).

- Атом углерода склонен к отдаче или принятию электронов? Почему?

- Какие свойства проявляет атом углерода, отдавая 4 электрона? Принимая 4 электрона?

У
чащиеся разбирают строение атома и прогнозируют окислительно-восстановительные свойства углерода:

Выполнение упражнений.

Упр. 2. Составление соответствующих уравнений химических реакций с последующей проверкой.

Учитель фотографирует выполненное упражнение у одного ученика, проецирует на экран, проводится совместный анализ работы.

    1. Аллотропия (см. слайд 6 со звуковым сопровождением)

Для углерода характерно явление аллотропии. Давайте вспомним определение этого явления и назовем его причины: для углерода — различное строение кристаллических решеток (учитель демонстрирует модели решеток алмаза и графита):

  1. алмаз имеет объемную тетраэдрическую атомную решетку;

  2. графит — плоскостную атомную кристаллическую решетку;

  3. карбин — линейную;

  4. фуллерен

В качестве экзотической модификации можно показать рисунок фуллерена (см. слайд 8).

Учащиеся записывают разновидности аллотропных модификаций.

Алмаз (см. слайд 9) — прозрачное, бесцветное вещество с сильной лучепреломляемостью. Его плотность 3,5 г/см3. Кристаллы алмаза отличаются особо прочной структурой, благодаря чему он обладает твердостью, превосходящей твердость всех известных в природе веществ. Он в 1000 раз тверже кварца, в 150 раз — корунда. Окраска алмазов обусловливается примесями: встречается даже черный алмаз. Алмазы красивой синей, зеленой и красноватой окраски весьма редки и ценятся очень высоко. Один из самых известных — алмаз «Гоппе» из Индии в 44,5 карата является одним из самых дорогих в мире.

- А что такое «карат»?

Заранее подготовленный ученик рассказывает об этой единице измерения драгоценных камней.

В аравийской пустыне рас­тет дерево Caratina silikva (каратина силиква), косточка плодов которого (их также называют царьградскими рожками) весит ровно 0,2 г. Этот точный вес косточки имеют всегда: в любой год и на любом дереве. Поэтому ювелиры древности и применяли для своих весов такие гирьки. Кстати, в некоторых странах проба зо­лота выражается также в каратах: она показывает, сколько каратов (т. е. 0,2 г) золота содержится в 24 каратах сплава.

Алмаз — химически очень устойчивое вещество, однако при достаточно высокой температуре (700—800 °С) в атмосфере кислорода он сгорает ослепительным пламенем до СО2. Алмаз впервые был сожжен в 1694 г. при помощи большого зажигательного стекла. Помещенный в фокус этого стекла, он тлел, как раскаленный докрасна уголь. В 1814 г. английские ученые Дэви и Фарадей также при помощи зажигательного стекла сожгли в кислороде алмаз, который при этом загорался и продолжал гореть спокойным ослепительным пламенем, даже будучи удален из фокуса зажигательного стекла. При этом единственным продуктом сгорания был углекислый газ.

- Знаете ли вы, как называются алмазы, которые были подвергнуты механической обработке?

- В каком музее хранятся бриллианты и бриллиантовые изделия в России?

Искусственно ограненные алмазы называются бриллиантами и являются предметом роскоши. В России бриллиантовый бум пришелся на правление Екатерины II. Чтобы судить о сказочности украшений приближенных императрицы, достаточно упомянуть появление Г. А. Потемкина, князя Таврического, фаворита Екатерины II на празднике в Таврическом дворце в парадной шляпе, которую из-за тяжести многочисленных брилли­антов было трудно носить на голове. Не отсюда ли и крылатое выражение о предшественнике императорской короны, о шапке Мономаха: «Тяжела ты, шапка Мономаха».

Шляпе Потемкина не уступал и усыпанный бриллиантами камзол одного из вельмож екатерининских времен, изображенный кистью В. Л. Боровиковского на портрете «Бриллиантового князя» (Русский музей, Санкт-Петербург).

Собрание исторических бриллиантов и изделий из них хранится в Алмазном фонде Оружейной палаты Московского Кремля и золотых кладовых Санкт-Петербургского Эрмитажа (см. слайд 10).

Далее учащимся предлагается выполнить упражнение на соотнесение описания алмаза с его иллюстрацией.

Упр. 3. Ознакомиться с описанием различных алмазов и бриллиантов, затем по снимкам распознать их (см. слайды 11 - 26).

Демонстрация. Учитель демонстрирует электрическую проводимость графита и его способность оставлять след на бумаге, а затем ставит перед учащимися проблемный вопрос.

- Почему графит оставляет след на бумаге?

- Почему графит проводит электрический ток? (демонстрирует кристаллическую решетку графита).

Графит (см. слайд 27)— вещество серо-стального цвета, мягок и жирен на ощупь. Удельный вес его 2,22—2,26 г/см3. Он является хоро­шим проводником электричества. Кристаллы графита имеют слоистую структуру (расстояние между отдельными атомами одного слоя меньше расстояний между слоями). Этим объясня­ется особое свойство графита: он оставляет след на бумаге. И эта же способность графита делиться на слои используется для из­готовления различных смазок.

К особенностям графита относится его способность гореть в кислороде с образованием СО2 (около 890 °С) при практически совершенной огнестойкости в воздухе. Благодаря исключительной жаропрочности и химической инертности графит ис­пользуется в реактивных двигателях, для изготовления электродов электрических печей, в ядерных реакторах.

«Аморфный углерод», (см. слайд 28) как было установлено исследованиями, не является еще одним аллотропным видоизменением углерода, а представляет собой мелкокристаллический графит. Если алмаз и графит имеют упорядоченную структуру, то в аморфном углероде межатомные связи беспорядочные, случайные. Сортами этого углерода являются древесный уголь, кокс и сажа.

Сажу получают преимущественно при разложении метана. Она используется для изготовления типографской краски, картриджей, резины, косметической туши и т. д.

Кокс представляет собой в основном свободный углерод, он по­лучается при нагревании каменного угля без доступа воздуха. Кокс применяется в доменных печах при выплавке чугуна из руд.

Древесный уголь получается при нагревании без доступа воздуха древесины. Он применяется в качестве топлива в куз­нечных горнах, жаровнях, самоварах, используется в метал­лургии при выплавке некоторых цветных металлов и особо чистых сортов чугуна, так как не содержит вредных примесей, имеющихся в коксе.

Демонстрация. Учитель демонстрирует коллекцию «Каменный уголь», активированный уголь (карболен).

Однако больше известно применение древесного угля, основанное на его способности к адсорбции — способности погло­щать (адсорбировать) различные вещества (газы, растворенные в воде краски и т. д.) (см. слайд 29).

Учащиеся записывают новое определение в тетради.

Демонстрация. Специально подготовленные учащиеся демонстрируют адсорбцию.

  1. В стеклянную трубочку (можно использовать пробирку без дна) или стеклянную воронку помещают рыхлый слой ваты, порошок растертого карболена (таблетки активированного угля) и небольшой слой предварительно промытого и высушенного речного песка. Трубку закрепляют в лапке штатива (воронку кладут на кольцо) и наливают в нее разбавленные растворы чернил, перманганата калия, медного купороса, вишневого компота, сока столовой свеклы и т. д. Для собирания жидкости, прошедшей через слой адсорбента, под трубку помещают стакан. В него стекает бесцветная, прозрачная жидкость.

  2. В колбу с бурым NО2 насыпают измельченный карболен или древесный уголь и несколько раз ее встряхивают. Бурая окраска исчезает.

  3. В сухую колбу капают одну каплю одеколона, и колбу нагревают до образования пара. В нее опускают немного измельченного древесного угля, и колбу встряхивают. Запах полностью исчезает.

Адсорбцию можно показать и с помощью обыкновенных кукурузных палочек.

4. Два цилиндра наполняют углекислым газом. В один — помещают несколько кукурузных палочек, и этот цилиндр встряхивают. Затем в два стакана приливают немного извест­ковой воды, а потом в них «переливают» углекислый газ из цилиндров. Раствор известковой воды мутнеет в том стакане, где нет палочек.

Учитель рассказывает, что открытое русским химиком Ловицем явление адсорбции широко используется для очистки сахара на рафинадных заводах от веществ, придаю­щих ему желтый цвет, для очистки спирта, для медицинских целей и т. д. Н. Д. Зелинский на основе адсорбционных свойств древесного угля разработал фильтрующий противогаз.

  1. шлем-маска;

  2. клапанно-распределительная коробка;

  3. фильтрующая коробка;

  4. активированный уголь;

  5. химический поглотитель;

  6. противодымный фильтр;

  7. вдыхательный клапан

Рис. Устройство фильтрующего противогаза





  1. Химические свойства углерода (см. слайд 31 со звуковым сопровождением)

Углерод является неметаллом. Наиболее реакционноспособным является аморфный углерод, затем следуют графит и алмаз. При обычных условиях углерод химически инертен, но при нагревании реагирует со многими соединениями.

Снова демонстрируется решение упражнения, снятое фотоаппаратом.

- В реакциях с какими веществами углерод проявляет себя как окислитель? (с металлами, водородом)

- Как восстановитель? (с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами) и записывают уравнения химических реакций.

Демонстрация восстановления меди из ее оксида углеродом (см. видео).

- Почему содержимое пробирки стало красным? Какое вещество образовалось в результате реакции?



  1. Применение углерода (см. слайд 32 со звуковым сопровождением).



  1. Закрепление знаний.

Учитель предлагает поработать учащимся в группах с использованием ноутбуков.

Самостоятельная индивидуальная работа с тестом «Углерод».

Подведем итоги урока и ответим на вопросы, которые прозвучали еще вначале урока.

Вопросы для закрепления (см. слайд 33):

1. Почему алмаз, графит, уголь называют «родными братьями»?

2. От чего зависит твердость алмаза и мягкость графита?

3. С помощью каких явлений, которые вы наблюдаете в жизни, можно доказать, что хлеб, мясо, молоко содержат углерод?

4. Для каких целей применяют алмаз и графит?



  1. Подведение итогов урока.

Выводы: (формулируют учащиеся) И алмаз, и графит, и уголь состоят из одного элемента – углерода, алмаз и графит являются аллотропными модификациями. Твердость алмаза и мягкость графита обусловлена различным строением их кристаллических решеток – тетраэдрической у алмаза и слоистой у графита. Хлеб, мясо, молоко содержат углерод, что видно, когда продукты подгорают при жарке – образуется уголь. Алмаз используют для резки, изготовления буров и ювелирных украшений, графит применяют в реактивных двигателях, для изготовления электродов электрических печей и смазок, в ядерных реакторах.

Выставляются оценки за работу на уроке: за составление электронной формулы , за составление уравнений химических реакций. Еще одна оценка ставится за парную работу с тестом «Углерод».

  1. Домашнее задание (см. слайд 34).

§28 стр. 133 упр. 3,5,8. Подготовиться к тестированию, повторить свойства графита и алмаза.

Используя дополнительные источники литературы и ссылки в сети интернет http://www.about-diamonds.ru/, подготовить электронные презентации на следующие темы:

    1. Графит (2 ученика)

    2. Алмаз (2 ученика)

При изготовлении презентации учащимся необходимо учитывать критерии оценки.

Провести эксперимент по адсорбции активированным углем газов. Описание методики опыта найдете на сайте учителя http://www.teach.ens.21309s01.edusite.ru (1 ученик).

На уроке 2 проводится защита электронных презентаций учащихся (по 5 мин).



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




  1. http://www.about-diamonds.ru/

  2. http://lib.aldebaran.ru/

  3. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002

  4. Химия 9 класс. – О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин. – М.: Дрофа, 2001

Похожие:

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно- коммуникационных технологий (икт)
Методика данного урока позволила проявить всем учащимся класса в течение всего урока познавательную активность и интерес. Использование...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
Чтобы обеспечить учащимся поиск нужной информации, в большей части собранного материала есть закладки
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий икт
...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Мультимедиа оборудование компьютер, мультимедиапроектор, экран, по: ms power Point 2003 для просмотра презентационного сопровождения...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
Тема: «Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида»
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
Аннотация: урок проходил по программе Министерства Образования РФ. Урок связан с темой эпохи средневековья, который имеет непосредственное...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconПриложение 2 Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании Предмет
Тема: Географическое положение и открытие Антарктиды. Современные исследования Антарктиды
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconКонспект урока с использованием информационно коммуникативных технологий (икт)
В ходе урока достигнуты: обучающая цель – сформированы понятия: «полис», «демос», «аристократия», «долговое рабство»; развивающая...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница