Конспект урока по физике в 7 кл




Скачать 93.51 Kb.
НазваниеКонспект урока по физике в 7 кл
Дата11.10.2012
Размер93.51 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока по физике в 7 кл.


Учитель – Пожитко А.И.

Тема: «Действие жидкости на погруженное тело»

Тип урока - урок–исследование


Цели урока:

Обучающие: изучить действие жидкости и газа на погруженное в них тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин.

Развивающие: развить навыки самостоятельной и групповой работы,

Воспитательные: воспитание чувство ответственности перед одноклассниками, уважение мнения других.


Оборудование: АРМ учителя, презентация «Действие жидкости». Мульфильм «Кот рыболов» Весы рычажные, укрепленные на штативе, по 2 стакана с водой, тела одного объема, но разные по массе (калориметрические тела), поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и картофелина, предварительно обвязанная ниткой).

План урока:


  1. Проверка домашнего задания

  2. Постановка целей и задач.

  3. Работа с учащимися по теме.

    1. Демонстрация;

    2. выдвижение гипотез;

    3. экспериментальная работа по группам;

    4. вывод формулы выталкивающей силы;

    5. закрепление;

    6. это интересно.

  4. Заключительно слово учителя.


Ход урока.

1.Проверка домашнего задания

Мы продолжаем изучение «Давления в жидкостях и газах». Тема нашего урока «Действие жидкости на погруженное тело».

Самостоятельная работа «Гидравлические машины» (Приложение 1)

2. Постановка целей и задач

Слайд №2

Учитель выходит из лаборантской в рыболовном костюме и забрасывает удочку в аквариум с живыми рыбками.


Сегодня на уроке мы должны с вами узнать:

Слайд №3


  • Почему поплавок плавает

  • Почему грузило тонет

  • Почему рыба свободно плавает

И чтобы ответить на эти вопросы мы проведем с вами исследовательскую работу в группах

Сегодня вы не просто учащиеся, а исследователи действия жидкости на погруженное тело. Именно этой проблеме посвящён наш урок и наша научная работа.


Не секрет, что предмет нашего исследования, для науки не новый, но уже подвергался изучению. Исследователем действия жидкости на погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед. Нам предстоит сегодня «переоткрыть» его закон.

«Сперва собрать факты и только после этого связать их мыслью», - советовал нам Аристотель. Прислушаемся к его совету.

II. Работа с учащимися по теме.

  1. Демонстрация.

По плану, записанному на доске, каждый ученик приступает к выполнению эксперимента:

    • Определите вес данного вам тела в воздухе;

    • Определите вес этого же тела в воде;

    • Сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: P0>Pв жидкости.

1) Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе? (Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вверх). Действительно, существует такая сила. Она называется выталкивающей или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда.

2) Как можно найти величину выталкивающей силы?

Слайд №4

  • Вес тела в воздухе Р0 =F = mg

  • Вес тела в воде Рв жидкости = Р0 –F арх

  • Выталкивающая сила

Fарх = Р0 – Рв жидкости


Ученики самостоятельно ставят перед собой цель: в ходе исследования узнать, от каких факторов зависит выталкивающая сила. Цель записывается в тетрадь.

  1. Выдвижение гипотез.

(Учащиеся предполагают, что) вталкивающая сила зависит:

  • от объема погруженного тела;

  • от веса (или массы);

  • от плотности жидкости;

  • от глубины погружения тела;

  • от формы тела.

(Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Все гипотезы записываются в тетрадь.)

  1. Экспериментальная работа в группах.

Слайд №5

Наш великий соотечественник М. В. Ломоносов говорил:

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы.

Задание 1 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от объема тела. Учащиеся группы подвешивают к рычагу два тела равной массы, но разного объема (цилиндр из алюминия и картофелину), добиваются ее равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдают нарушения равновесия, делают вывод о зависимости выталкивающей силы от объема тела:

ВЫВОД: Равновесие нарушилось. Чем больше объем- тем больше выталкивающая сила

Задание 2 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от веса (или массы тела). Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объема, но разной массы, добиваются его равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдают и делают вывод:

ВЫВОД: Равновесие не нарушилось. Выталкивающая сила не зависит от массы тела (или веса).

Задание 3 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от глубины погружения тела в жидкость. Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, одинакового объема, добиваются его равновесия, погружают тела в воду на разную глубину. Наблюдают и делают вывод:

ВЫВОД: Равновесие не нарушилось. выталкивающая сила от глубины погружения в жидкость не зависит.

Задание 4 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости. Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают одно тело в чистую воду, а другое – в насыщенный раствор поваренной соли. Наблюдают и делают вывод:

ВЫВОД: Равновесие нарушилось, выталкивающая сила зависит от плотности жидкости.

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем на доске в виде таблицы.

Слайд №6

Архимедова сила

Не зависит от:

  1. массы тела;

  2. глубины погружения тела.

Зависит от:

  1. объема тела;

  2. плотности жидкости.


Выталкивающая сила направлена вверх, а сила тяжести вниз при этом возможны случаи:

Слайд №7

  • тело всплывает

  • тело тонет

  • тело не тонет и не всплывает


Теперь мы можем с вами ответить на вопросы поставленные вначале урока:

Слайд №8


  • Почему поплавок плавает

  • Почему грузило тонет

  • Почему рыба свободно плавает

Слайд №9



Учащиеся отвечают на вопросы



  1. Закрепление.



Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научные исследования.

Решим у доски задачу на расчет архимедовой силы стр 145 №100.

III. Заключительное слово учителя.

Жидкости на тело давят,

Вверх его все поднимают,

При этом силу создают,

Что архимедовой зовут!

Ее считать умеем мы:

Надо знать лишь вес воды,

Что- то тело вытесняет –

Все закон нам объясняет.

Открыл его великий грек,

Ему имя – Архимед!

Спасибо, уважаемые коллеги, за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последнее наше научное исследование, мы еще не раз прокричим подобно Архимеду: «Эврика!»

Слайд №10


На дом: §46 №99 подготовить сообщение об Архимеде

Слайд №11


С
Приложение 1

Приложение 1
амостоятельная работа «
Гидравлические машины».


Вариант I

1. Какой закон используется в устройстве гидравли­ческих машин?

А. Закон всемирного тяготения.

Б. Закон Паскаля.

В. Закон Ломоносова.

Г. Закон Ньютона.

2. как называется прибор для измерения атмосферного давления

А. Спидометр-астероид

Б. Манометр

В. Принцометр

Г. Барометр-анероид

3. . Гидравлическая машина позволяет...

А. Получить выигрыш в силе.

Б. Совершить наиболь­шую работу.

В. Поднять любой груз.

Г. Противодейст­вовать всемирному тяготению.

4. Инженерные сооружения, служащие для снабжения водой население, а также зовов и фабрик называются

А. Гидравлический пресс

Б. Поршневой жидкостный насос.

В. Водопровод.

Г. Гидравлический тормоз.


5. В гидравлическом прессе на большой поршень площадью 30 см2 действует сила 900 Н. Какова площадь малого поршня, если на него действует сила 150 Н?

А. 4500 см2.

Б. 0,00022 см2.

В. 180 см2.

Г. 5 см2.

Д. 0,0055 см2.

Вариант 2

1. Основной частью гидравлической машины явля­ется...

А. Поршень.

Б. Жидкость (обычно минеральное мас­ло).

В. Два цилиндра разного диаметра, соединенные трубкой.

Г. Два цилиндра одинакового диаметра, снаб­женные поршнями.


2. Как называется прибор для измерения давления

А. Мануфактура

Б. Манометр

В. Спидометр


3. Машина для обработки материалов давлением называется

А. Гидравлический пресс

Б. Поршневой жидкостный насос.

В. Водопровод.

Г. Гидравлический тормоз.


4. . Гидравлическая машина состоит из...

А. Двух, не связанных между собой цилиндров.

Б. Двух сообщающихся между собой сосудов.

В. Двух поршней, лежащих на поверхности жидкости.


5. В гидравлической машине на малый поршень площадью 15 см2 действует сила 60 Н. Какова площадь большого поршня, если на него действу­ет сила 600 Н?

А. 1,5 см2.

Б. 150 см2.

В. 0,67 см2.

Г. 2400 см2.

Д. 0,00042 см2.
















Приложение 2

Задание 1 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от объема тела.

Подвесить к рычагу два тела равной массы, но разного объема (цилиндр из алюминия и картофелину), добиться его равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдать нарушения равновесия, делать вывод о зависимости выталкивающей силы от объема тела.

Сделать соответствующие записи в тетради.


Задача Вес тела в воздухе 150Н. Определите вес этого тела в масле, если на него действует выталкивающая сила 30 Н.


Задание 2 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от веса (или массы тела). Подвесить к рычагу два тела одного объема, но разной массы, добиваются его равновесия, а затем погрузить тела в воду.

Наблюдать нарушения равновесия, делать вывод о зависимости выталкивающей силы от массы тела.

Сделать соответствующие записи в тетради.


Задача Вес тела в воде 50Н. Определите вес этого тела в воздухе, если на него действует выталкивающая сила 20 Н.


Задание 3 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от глубины погружения тела в жидкость.

Подвесить к рычагу два одинаковых тела, одинакового объема, добиваются его равновесия, погружают тела в воду на разную глубину.

Наблюдать нарушения равновесия, делать вывод о зависимости выталкивающей силы от глубины погружения в жидкость.

Сделать соответствующие записи в тетради.

Задача Вес тела в воде 70 Н. Определите вес этого тела в воздухе, если на него действует выталкивающая сила 30 Н.


Задание 4 группе:

Проверить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости. Подвесить к рычагу два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают одно тело в чистую воду, а другое – в насыщенный раствор поваренной соли.

Наблюдать нарушения равновесия, делать вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости.

Сделать соответствующие записи в тетради


Задача Вес тела в воздухе 200Н. Определите вес этого тела в воде, если на него действует выталкивающая сила 50 Н.

Похожие:

Конспект урока по физике в 7 кл iconПлан-конспект урока по физике 7 класс. Учебник Физика. 7 класс
План-конспект урока по физике 7 класс. Учебник Физика. 7 класс. Перышкин А. В., Родина Н. А. М.: Просвещение, 1989
Конспект урока по физике в 7 кл iconПлан-конспект урока «Механическое движение»
Цель урока: ввести понятие механического движения как одного из видов движения в физике
Конспект урока по физике в 7 кл iconПлан-конспект урока по физике в 8 классе
Формы работы учащихся: устное решение практических задач, практическая работа с зеркалом, конспект, творческая работа учащихся (сообщения...
Конспект урока по физике в 7 кл iconПлан-конспект урока тепловые явления. Температура
Цель урока: Развивать интерес к физике, мотивировать необходимость изучения тепловых явлений, раскрывать на интересных и важных примерах...
Конспект урока по физике в 7 кл iconКонспект урока по физике+физиология питания
Обучающая: научить видеть и применять закон сохранения энергии в жизни, с его помощью объяснять изменения происходящие в организме...
Конспект урока по физике в 7 кл iconПлан-конспект урока по физике в 10 классе по теме «Газовые законы»
...
Конспект урока по физике в 7 кл iconКонспект урока по физике в 8 классе на тему: «Закон Ома для участка цепи. Короткое замыкание»
Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи
Конспект урока по физике в 7 кл iconКонспект урока игры по физике «Путешествие по Вселенной»
Галактике, ее возникновении, составе, расстояниях между звездами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового...
Конспект урока по физике в 7 кл iconКонспект открытого урока по литературе в 7 классе
Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: Меркин Г. С., конспект урока, диагностическая таблица, стенд...
Конспект урока по физике в 7 кл iconУрок "Белки" План конспект урока «Белки»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница