Легализация иностранных граждан в Российской Федерации




Скачать 350.81 Kb.
НазваниеЛегализация иностранных граждан в Российской Федерации
страница1/3
Дата11.10.2012
Размер350.81 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Соболев Игорь Дмитриевич


Легализация иностранных граждан в Российской Федерации


Специальность 12.00.14 – административное право,

финансовое право, информационное право


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук


Москва - 2009

Работа выполнена в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации


Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Ноздрачев Александр Филиппович


Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Колодкин Леонард Михайлович

кандидат юридических наук Спицына Елена Витальевна


Ведущая организация: Институт государства и права Российской академии наук


Защита состоится «13» мая 2009 года в 14 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 503.001.02 в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по адресу: 117218, Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.


Автореферат разослан «____» апреля 2009 года


Ученый секретарь

Диссертационного совета

Кандидат юридических наук, доцент А.Н. Чертков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью углубленного научного исследования особенностей административно-правового положения иностранных граждан1 и административно-правовых отношений с их участием. Совершенствование правовой базы, регулирующей положение иностранных граждан, в немалой степени зависит от активного использования научных достижений и теоретических разработок в различных областях знания. В этом отношении наука административного права может внести максимально полезный вклад в создание требующихся для этого теоретических оснований.

Административно-правовое регулирование положения иностранных граждан имеет особое значение, потому что в силу выбранного экономического курса иностранные граждане уже стали в российском обществе особой социальной группой. Несмотря на проблемы, возникающие в мировой и российской экономике в связи с кризисом, значение этой социальной группы в России будет сохраняться как по причине экономической выгодности использования труда иностранцев, так и в силу продолжающегося сокращения внутренних трудовых ресурсов. По расчетам экспертов Министерства экономического развития Российской Федерации нехватка трудовых ресурсов в ближайшие десятилетия станет одной из главных экономических проблем в России. Из этих объективных факторов должно исходить и административно-правовое регулирование положения иностранных граждан, и здесь, прежде всего, встает вопрос о его эффективности.

Основной проблемой действующего правового регулирования является несовершенство подходов к определению положения иностранных граждан в современных социально-экономических условиях. При развитии охранительной стороны административно-правового механизма его регулятивной (позитивной) стороне, которая в первую очередь и обеспечивает эффективность правового воздействия, не уделялось должного внимания. Общественная саморегуляция, на которой основывается современное социально-экономическое устройство, нуждается для своего существования и нормального развития в регулирующем воздействии государства. Поэтому административно-правовые механизмы в отношении иностранных граждан должны решать не только охранительные, но и регулятивные задачи. Неопределенность подхода к регулированию правового положения иностранных граждан, проявилась в недостаточной выраженности в законодательстве цели регулирования. Иностранец рассматривается, прежде всего, как потенциальный правонарушитель способный посягнуть на общественный порядок, безопасность или иные значимые сферы деятельности. При таких обстоятельствах иностранный гражданин, мало знакомый с порядками в государстве своего пребывания, предпочитает держаться в стороне от любых государственных органов и зачастую оказывается в числе незаконно пребывающих в стране лиц. В существующих условиях ни иностранный гражданин, ни его работодатель не имеют достаточного конструктивного интереса в контактах с государством.

Необходимо переосмысление роли административно-правового регулирования положения иностранных граждан. Поскольку по своей сути это регулирование не ограничивается охранительными мероприятиями, а имеет сложный комплексный характер, представляется целесообразным исследовать его в рамках особого административно-правового института легализации. Существо легализации заключается помимо охраны общественного порядка и безопасности, в установлении и поддержании между иностранным гражданином и Российской Федерацией позитивной правовой связи, обеспечивающей интеграцию иностранцев в систему социальных связей.

Недостаточная теоретическая исследованность в системе административного права правовых норм, касающихся иностранных граждан, приводит к их изолированному пониманию и применению, а также препятствует их эффективному развитию. Это касается положений затрагивающих вопросы въезда и выезда, пребывания, отношений с государством, трудовой деятельности и участия в общественной жизни. Требуется решить эти вопросы в едином административно-правовом комплексе взаимосвязанных между собой норм, тем самым обеспечив научное основание для эффективной деятельности исполнительных органов.

Цель диссертационной работы состоит в комплексном исследовании теоретических вопросов формирования и действия административно-правового института легализации иностранных граждан в Российской Федерации на основе анализа действующего в данной сфере правового регулирования.

Для достижения поставленной цели автором ставятся перед собой следующие задачи:

− анализ теоретических представлений об административно-правовом регулировании положения иностранных граждан и формулирование на его основе соответствующих понятий;

− определение соотношения публично-правового, частноправового, а также международно-правового регулирования отношений с участием иностранных граждан;

− выявление сущности и содержания общественных отношений, возникающих в сфере административно-правового регулирования положения иностранных граждан;

− разработка теоретически обоснованных предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего административно-правовое положение иностранных граждан.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся в результате установления, поддержания и прекращения правовой связи между иностранным гражданином и Российской Федерацией, формирования административно-правового статуса иностранного гражданина и обеспечения условий и порядка въезда, выезда и пребывания (проживания) иностранцев на территории Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования − теоретические и нормативно-правовые основы регулирования административно-правовых отношений с участием иностранных граждан.

Методологической основой исследования являются − как общенаучные, так и специальные приемы и методы, выработанные в правоведении. При проведении исследования особую роль играли системный, исторический, структурно-функциональный, формально-юридический и логический методы научного познания.

Теоретическая основа исследования. Теоретические вопросы правового регулирования положения иностранных граждан исследовались рядом специалистов в области конституционного, административного, гражданского, семейного, процессуального права. В диссертационном исследовании использовались монографии и иные работы: С.С. Алексеева, А.М. Арбузкина, М.М. Богуславского, В.П. Звекова, Л.Н. Галенской, К.А. Корсик, Л.А. Лунца, Н.И. Марышевой, О.Ф. Мураметс, А.В. Малько, Н.И. Матузова, А.А. Михайлова, А.А. Рубанова, Б.С. Эбзеева.

Основную базу диссертационного исследования составили труды следующих представителей науки административного права: В.Б. Аверьянова, А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, Р.Ф. Васильева, И.А. Галагана, М.Е. Еропкина, А.П. Клюшниченко, А.П. Коренева, Ю.М. Козлова, Л.М. Колодкина, Г.А. Кузьмичевой, А.В. Куракина, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, В.М. Марчука, В.М. Манохина, Г.И. Петрова, Л.Л. Попова, Б.В. Россинского, Ю.А. Старилова, М.С. Студеникиной, Ю.А. Тихомирова, Н.Ю. Хаманевой, О.М. Якубы, Ц.А. Ямпольской и ряда других. При освещении отдельных теоретических вопросов рассматривалась дореволюционная доктрина и законодательство, в частности сборник узаконений об иностранцах, составленный М.И. Мыш (1888).

Нормативную базу диссертационного исследования составили: Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», другие федеральные законы; указы Президента РФ, постановления Правительства РФ иные нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение иностранных граждан, а также международные конвенции. В работе использованы материалы практики Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, имеющие отношение к объекту исследования.

Степень научной разработанности темы. Проблема правового регулирования положения иностранных граждан нашла отражение в отдельных монографических работах, учебниках, комментариях к законодательству, научно-практических пособиях, научных статьях. Однако, в них, как правило, рассматриваются лишь некоторые аспекты правового регулирования положения иностранцев, либо эти проблемы рассматриваются лишь попутно, в связи с другими, более общими проблемами. Специального исследования легализационных отношений, направленных на установление и обеспечение правовой связи между иностранным гражданином и государством пребывания, не предпринималось. В диссертационных исследованиях рассматривались общие проблемы административно-правового статуса (положения) иностранных граждан, (В.Д. Яворский, 1977 г.; А.А. Михайлов, 1980 г.; С.В. Бойко, 2003 г.); проблемы административно-правового статуса иностранцев в связи с деятельностью органов исполнительной власти (А.В. Куракин, 2000 г.); правовое положение субъектов обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства (А.В. Степенко, 2006 г.; О.В. Хабибулина, 2006 г., А.А. Истратов, 2007 г.), отдельные виды административных наказаний в отношении иностранных граждан (М.С. Аскеров, 2006 г.).

Внесистемный подход существенно ограничивал возможности выявления и исследования сложных правовых комплексов в сфере административно-правового регулирования положения иностранных граждан, к которым, в частности, относится и совокупность правовых норм, формирующих институт легализации иностранных граждан.

Кроме того, большинство работ, связанных с вопросами административно-правового регулирования положения иностранных граждан, было написано еще до принятия существенно изменившего его порядок законодательства и принятых на его основе иных нормативно-правовых актов.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она представляет собой разработку нового подхода к решению проблемы административно-правового регулирования положения иностранных граждан. На основе теоретических положений, сложившихся в отечественной юридической литературе и доктрине, в контексте анализа проблем законодательного регулирования и юридической практики впервые формулируется и специально исследуется административно-правовой институт легализации иностранных граждан в Российской Федерации.

Обосновывается новый административно-правовой институт легализации иностранных граждан, сформулированы понятия административно-правового института, режима легализации иностранных граждан, легализационного административно-правового статуса иностранного гражданина, определена специфика правоотношений, возникающих в связи с обеспечением легализации иностранных граждан и их пребывания в Российской Федерации, представлены предложения по совершенствованию законодательства.

Положения, выносимые на защиту. Проведенное исследование позволило обосновать следующие теоретические и практические положения, выносимые на защиту:

  1. В административном праве существует ряд правоотношений между государственными органами Российской Федерации и иностранными гражданами, которые касаются исключительно вопросов определения правового положения иностранных граждан. Эти правоотношения, обеспечивающие правовую связь иностранных граждан с Российской Федерацией, охватываются особым административно-правовым институтом легализации. Специфический характер этих правоотношений не позволяет применить к ним регулирование, основанное на равенстве прав российских и иностранных граждан (национальный режим), поскольку между государственными органами Российской Федерации и российскими гражданами таких правоотношений не существует.

  2. Национальный режим, принятый в качестве основополагающего, упрощает и демократизирует положение иностранных граждан, но при этом не может снять проблему необходимости установления правовой связи между иностранным гражданином и принимающим государством, а это необходимое условие обеспечения его участия в правоотношениях под юрисдикцией принимающего государства. Данную задачу решает институт легализации, в рамках которого осуществляется узаконение правового положения иностранного гражданина под юрисдикцией Российской Федерации. Этой цели служат правовые нормы, регламентирующие отношения, связанные с въездом, пребыванием, проживанием, трудоустройством и выездом иностранных граждан. Таким образом, институт легализации иностранных граждан охватывает совокупность административно-правовых норм, обеспечивающих реализацию иностранным гражданином права выступать в правоотношениях под юрисдикцией Российской Федерации в качестве иностранного физического лица. Реализуется данное право иностранного гражданина путем установления, поддержания и прекращения особой временной правовой связи между государством и иностранным гражданином.

  3. Участие иностранного гражданина в правоотношениях под юрисдикцией Российской Федерации, его положение в качестве особого субъекта российского права и непосредственное установление, поддержание и прекращение правовой связи между иностранным гражданином и Российской Федерацией обеспечивается особым административно-правовым режимом легализации иностранных граждан.

  4. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, являющимися составной частью отечественной правовой системы, основу административно-правового регулирования положения иностранных граждан в России обеспечивает национальный режим, т.е. равенство прав российских и иностранных граждан, за исключениями, установленными федеральными законами. Правовой режим легализации иностранных граждан не затрагивает национальный режим, обеспечивая правовое регулирование в рамках целевого назначения легализационных отношений, не противоречит ему и не отменяет его действие в отношении иностранных граждан.

  5. Административно-правовой режим легализации иностранных граждан основывается на следующих принципах: 1) временный характер устанавливаемой правовой связи; 2) этапность формирования правовой связи; 3) обоснованность пребывания иностранца на территории Российской Федерации; 4) строгая ограниченность и регламентированность действия режима.

  6. Легализационный административно-правовой статус иностранного гражданина включает права, обязанности и ответственность, реализуемые в отношениях по установлению, поддержанию и прекращению правовых связей с государством пребывания в целях обеспечения его участия в иных правоотношениях под юрисдикцией Российской Федерации.

  7. В зависимости от условий и порядка возникновения правовой связи между иностранным гражданином и Российской Федерацией, а также соблюдения требований режима легализации иностранных граждан выделяются две разновидности легализационного административно-правового статуса: законного и незаконного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Административно-правовой статус законного пребывания на территории Российской Федерации приобретается после признания за иностранным гражданином со стороны Российской Федерации законности права выступать в правоотношениях под юрисдикцией Российской Федерации в статусе иностранного гражданина; для своего возникновения и поддержания он требует строгого соблюдения требований режима легализации. При отсутствии признания за иностранным гражданином права участвовать в правоотношениях под юрисдикцией Российской Федерации он оказывается в административно-правовом статусе незаконного пребывания на территории Российской Федерации. Административно-правовой статус незаконного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации возникает в случаях: 1) незаконного установления правовой связи, 2) незаконного проникновения на территорию Российской Федерации, 3) грубых нарушений требований режима легализации, исключающих возможность сохранения правовой связи с Российской Федерацией, 4) прекращения законных обстоятельств сохранения правовой связи с Российской Федерацией. Содержание этого статуса связано с юридической ответственностью за совершенное правонарушение.

  8. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (ст. 7, 9) следует выделять особое нелегальное состояние. Это состояние возникает у иностранного гражданина либо в случае выявления условий, препятствующих установлению между ним и Российской Федерацией правовой связи, либо в случае прекращения существовавшей правовой связи, вызванного правонарушением, совершенным данным иностранным гражданином. Нелегальное состояние препятствует установлению правовой связи и права участвовать в статусе иностранного гражданина в правоотношениях под юрисдикцией Российской Федерации. Сохраняется оно в зависимости от оснований возникновения, либо в течении определенного срока, либо до устранения причин его возникновения.

  9. В результате проведенного исследования предлагаются следующие изменения и дополнения действующего законодательства, а также практические предложения:

− закрепить в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понятие легализации и дополнить закон статьей, определяющей цель закона, заключающуюся в установлении правовой связи между иностранным гражданином и Российской Федерацией, определении основ правового положения иностранного гражданина и обеспечении условий его участия в правоотношениях на территории Российской Федерации;

− обеспечить в действующем законодательстве регулятивный (позитивный) аспект административно-правового механизма, определив в законе понятие, принципы и систему режима легализации иностранных граждан, структурировав на его основе специфическое нормативно-правовое регулирование положения иностранных граждан и деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц.

− для реализации законодательства по обеспечению социально-правовой адаптации и защите законных прав и интересов иностранных граждан временно и постоянно проживающих на территории России необходима скоординированная деятельность Министерства иностранных дел РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства внутренних дел РФ направленная на формирование сети специальных учебно-адаптационных, социально-культурных и досуговых центров, а также юридических консультаций, общежитий и других учреждений, занимающихся обучением иностранцев и членов их семей, созданием достойных условий жизни и полностью охватывающих их программами интеграции и ассимиляции.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Административно-правовое регулирование положения иностранных граждан рассматривается в работе комплексно, с выделением охранительной и регулятивной сторон административно-правового воздействия. Это позволяет впервые сформулировать и исследовать легализацию иностранных граждан как целостный административно-правовой институт, четко определяющий границы специального регулирования положения иностранных граждан и объединяющий эти нормы в единую, взаимосвязанную систему. Такой подход к административно-правовому регулированию положения иностранных граждан позволяет разрешить многие существующие теоретические и практические проблемы. В диссертации содержатся предложения по совершенствованию законодательства, которые могут быть полезны в процессе его дальнейшего развития. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций, а также для спецкурса по административно-правовому регулированию положения иностранных граждан в Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены и одобрены в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации на совместном заседании отделов административного законодательства и процесса и международного частного права, а также нашли отражение в статьях, опубликованных в «Журнале российского права» (2007, №3), «Журнале зарубежного законодательства и сравнительного правоведения» (2005, Третий выпуск) и в журнале «Законодательство и экономика» (2006, № 10).

Выводы, сделанные в диссертации, выносились на обсуждение на научно-практических конференциях молодых ученых, аспирантов и соискателей в 2004 и 2005 гг., использовались при подготовке заключений на законопроекты, поступавшие в Институт в 2004 - 2009 гг. и касавшиеся правового положения иностранных граждан.

Структура работы соответствует целям и задачам диссертационного исследования и состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и библиографии.

  1   2   3

Похожие:

Легализация иностранных граждан в Российской Федерации iconViii. Особенности проведения приема иностранных граждан по программам впо
Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской...
Легализация иностранных граждан в Российской Федерации iconДоклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Защита прав российских граждан за рубежом и иностранных граждан и лиц без гражданства в России
Легализация иностранных граждан в Российской Федерации iconЗакон от 7 февраля 2011 г. N 3-фз
...
Легализация иностранных граждан в Российской Федерации iconГраждан и лиц без гражданства на территории забайкальского края в соответствии с федеральными
Российской Федерации", учитывая постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 декабря 2007...
Легализация иностранных граждан в Российской Федерации iconЗакон от 28. 03. 1998 n 53-фз (ред от 08. 12. 2011)
Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную...
Легализация иностранных граждан в Российской Федерации icon8. Приём иностранных граждан в гау спо кст
Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации за счёт средств областного бюджета, а также по договорам...
Легализация иностранных граждан в Российской Федерации iconЗакон Камчатской области от 24 февраля 2004 г. N 159
Федерации правовые основы осуществления туристской деятельности на территории Камчатской области, обеспечивающие реализацию прав...
Легализация иностранных граждан в Российской Федерации iconРоссийская федерация федеральный закон об основах туристской деятельности в российской федерации
Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий,...
Легализация иностранных граждан в Российской Федерации iconДокумента
Комментарий к федеральному закону от 25 июля 2002 Г. N 115-фз "о правовом положении иностранных граждан в российской федерации"
Легализация иностранных граждан в Российской Федерации iconИнструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. №1441 “Об утверждении Положения о подготовке...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница