Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера




НазваниеМетодическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
страница1/6
Дата02.09.2012
Размер0.71 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5   6


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


Т Е М А № 5: «Действия сотрудников университета в условиях негативных и опасных факторов бытового характера».


Семинар

Время 2 часа (90 минут)


Учебные цели:


Изучить возможные негативные и опасные факторы бытового характера.

Разобрать правила действий:

  • по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе.

  • действия при дорожно-транспортных происшествиях, в быту и бытовых отравлениях, укусе животными.

  • безопасность при террористических актах.

  • правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом.

  • правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице.

  • способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений.


Метод: семинар


Время: 2 часа (90 учебных минут)


Место проведения: учебный класс


Учебные вопросы и расчёт времени:


Введение – 5 мин.

1. Возможные негативные и опасные факторы бытового характера – 5 минут.

2. Правила действия по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе. Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений - 25 минут

3. Правила действия при дорожно-транспортных происшествиях, бытовых отравлениях, укусе животными, правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице - 20 минут.

4. Правила действия при террористических актах – 5 минут.

5. Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом –25 минут

Заключение – 5 минуты


Литература:

1. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции ФЗ 122-ФЗ от 22.08.04.)

2. Министерство образования РФ Новосибирский государственный педагогический университет «Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи». Учебное пособие 2-е издание. 2004 год

3. Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий «Основы безопасности жизнедеятельности» 2000год.

4. Анатолий Гостюшин «Энциклопедия экстремальных ситуаций». Издательство «Зеркало» Москва 1994 год.

5. Современный гуманитарный университет «Безопасность жизнедеятельности» Москва 2002 год.

Организационно-методические указания



Перед началом занятия изучить рекомендуемую литературу. В ходе изложения учебного материала дать слушателям записать основные положения. При проведении занятия учитывать то обстоятельство, что данная категория слушателей является работающим населением района.

Изучить возможные негативные и опасные факторы бытового характера, разобрать правила действий по всем этим факторам.

  • по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе.

  • действия при дорожно-транспортных происшествиях, бытовых отравлениях, укусе животными.

  • правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом.

  • правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице.

  • способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений.



Введение


"С теми, кто воспринимает несчастный случай

как личное оскорбление, несчастный случай

не происходит."

Марио Пьюзо "Крестный отец"


Условия и ритмы современной жизни, высокий уровень механизации на производстве и в быту, стихийные бедствия нередко становятся причиной чрезвычайных ситуаций различного характера, которые влекут за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери, наносят ущерб здоровью людей и окружающей природе. Согласно Закону российской Федерации «О безопасности», безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Люди травмируются не только во время стихийных бедствий, в военных ситуациях, но и в быту, при транспортных катастрофах. При любой чрезвычайной ситуации важным является быстрое, четкое, правильные действия и умелое оказание первой медицинской помощи на месте происшествия. Чем Вы благополучнее, тем больше внимания Вы должны уделять своей безопасности, если хотите жить без ненужных пpиключений.


1 учебный вопрос

Возможные негативные и опасные факторы бытового характера.


Научно-технический прогресс существенно изменил и улучшил наш быт. Вместе с тем, следуя стремлению жить в условиях все большего комфорта, люди создают для себя качественно иную среду обитания, для которой характерны снижение безопасности и повышение риска. Рассмотрим некоторые экстремальные ситуации и меры безопасности в доме, на транспорте, на улице.


По опасным факторам :

  • механические воздействия;

  • тепловые воздействия;

  • электричество;

  • ядовитые вещества;

  • радиация;

  • болезни и т.д.

По обеспечиваемым потребностям:

питание; очищение; сон; темпеpатуpный режим и т.д.

Различные сочетания классификационных признаков дают ситуации, имеющие разную вероятность и значимость.

Классификация приемов выживания.

Приемы выживания можно классифицировать различным образом:

По источникам опасности:

  • стихийные бедствия;

  • технические аварии.

  • животные и растения;

  • другие люди;

  • Вы сами и т.д.


Организация сведений, относящихся к выживанию. В совокупности сведений, имеющих отношение к выживанию, можно выделить следующее:

  • нужное для всех и нужное для некоторых;

  • очевидное и неочевидное;

  • важное и неважное;

  • то, что надо удерживать в памяти,

  • что надо иметь под рукой,

  • про что надо знать, где можно найти при необходимости.

В памяти следует хранить то, что нужно часто или требуется в ситуациях, когда нет возможности заниматься чтением.


Предлагаем десять правил по преодолению непредвиденных обстоятельств.


Правила по преодолению непредвиденных обстоятельств:

  1. Принимать быстрое решение.

  2. Уметь импровизировать.

  3. Уметь постоянно и непрерывно контролировать себя.

  4. Уметь распознавать опасность.

  5. Уметь оценивать людей.

  6. Быть самостоятельным и независимым.

  7. Быть настойчивым и упрямым, когда это необходимо, но если нужно, уметь подчиниться.

  8. Признавать, не отчаиваться, пределы своих возможностей.

  9. Искать, когда, кажется, что возможностей больше нет, другие пути для выхода из положения, прежде чем сдаться окончательно.

  10. И даже тогда не сдаваться.



2 учебный вопрос

Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе.


1. Обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей

Бойтесь толпы в любом месте: в автобусе, на митинге, в очереди, в кинотеатре и т.д. стаpайтесь не мешаться с человеческой массой. Толпа лишает Вас маневpа в случае опасности, она может pаздавить Вас в веpтикальном положении, или уpонить и пройтись по Вашим pебpам, или выдавить Вами витpину, или сломать Вами поpучни, огpаждения. Толпу образуют следующие эмоции: ажиотаж, ненависть, поклонение, стpах. Распознайте начало "сгущения туч" и смените свое местонахождение.

Некоторые исследователи считают, что толпа – это особый биологический организм. Он действует по своим законам и не всегда учитывает интересы отдельных составляющих – в том числе и их сохранность.

Это становится понятным во время любой паники. Очень часто толпа становится опаснее стихийного бедствия или аварии, которые ее вызвали. Исследования американского ученого Карантелли показывают следующие характерные черты паники:

  • паническое бегство всегда направлено в сторону от опасности (не делается попыток как-то повлиять на наступление опасности);

  • направление бегства при панике не является случайным (выбор – за знакомой дорогой или той, которой бегут другие);

  • по своему характеру паническое бегство асоциально (самые сильные связи могут быть прерваны: мать может бросить ребенка, муж – жену и т.п.); люди становятся неожиданным источником опасности друг для друга;

  • человек, охваченный паникой, всегда верит, что обстановка крайне опасна (паническое бегство прекращается, когда человек думает, что находится вне опасной зоны);

  • человек, охваченный паникой, плохо соображает, но его мысли не являются неразумными (проблема скорее в том, что он не ищет альтернативных решений и не видит деталей своего решения, иногда – главных, как в типичном для пожаров случае: прыжке со смертельно большой высоты).

Из этого списка понятно, что остановить толпу может или сильнейший эмоциональный тормоз, или чудо. Среди таких чудес известны примеры, когда сильному волевому человеку удалось остановить толпу, которая его хорошо знала и верила ему. Среди средств категоричные команды, горячее убеждение в отсутствии опасности и даже расстрел паникеров. Сделать это, разумеется, не просто, так как лидер подвержен двум стрессам сразу – опасности самой ситуации плюс ответственности за людей. Лидер должен немедленно найти себе помощников, которые должны «рассекать толпу» - иногда и буквально: взявшись за руки и скандируя.

Основная психологическая картина толпы выглядит так:

Снижение интеллектуального начала и повышение эмоционального.

Резкий рост внушаемости и снижение способности к независимому мышлению. Толпе требуется лидер или объект ненависти, она с наслаждением будет подчиняться или громить; толпа способна как на страшную жестокость, так и на самопожертвование, в том числе и по отношению к самому лидеру. Толпа быстро выдыхается, добившись чего-то. Разрозненные на группы люди быстро приходят в себя и меняют свое поведение и оценку происходящего.

В жизни уличной толпы очень важны такие элементы, как первый камень и первая кровь. Эти ступени могут вывести толпу на принципиально иной уровень опасности, где коллективная безответственность превращает каждого члена толпы в преступника. Из такой толпы надо немедленно уходить.

Как уцелеть в толпе? Лучшее правило - далеко ее обойти. Если это невозможно, ни в коем случае не идти против толпы. Если толпа Вас увлекла, старайтесь избегать и ее центра, и края - опасного соседства витрин, решеток, оград набережной и т.д. Уклоняйтесь от всего неподвижного на пути – столбов, тумб, стен и деревьев. Иначе Вас могут просто раздавить или размазать. Не цепляйтесь ни за что руками – их могут сломать. Если есть возможность, застегнитесь. Ботинки на высоких каблуках могут стоить Вам жизни, так же, как и развязавшийся шнурок.

Выбросьте сумку, зонтик и т.д. Если у вас что-то упало (что угодно), ни в коем случае не пробуйте поднять – жизнь дороже. В плотной толпе при правильном поведении вероятность упасть не так велика, как вероятность сдавливания. Поэтому защитите диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди. Еще один прием – упруго согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу. Толчки сзади надо принимать на локти, диафрагму защищать напряжением рук.

Главная задача в толпе не упасть. Но если вы все же упали, следует защитить голову руками и немедленно вставать. Это очень трудно, но удается, применив такую технику: быстро подтяните к себе ноги, сгруппируйтесь и рывком попытайтесь встать. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся – Вас будут сбивать. Поэтому одной ногой надо упереться (полной подошвой) в землю и резко разогнуться, используя движение толпы. Но повторяю – вставать очень сложно, всегда эффективнее предварительные меры защиты. Это полностью относиться и к началу самой ситуации толпы. На концерте, стадионе заранее прикиньте, как Вы будете выходить (вовсе не обязательно тем же путем, что вошли).

Старайтесь не оказываться у сцены, раздевалки и т.д. – в «центре событий». Избегайте стен (особенно стеклянных), перегородок, сетки и т.д. На стадионе в Шеффилде (Англия) трагедия показала, что, главным образом люди гибли, раздавленные толпой на заградительных сетках. Если паника началась из-за террористического акта, не спешите своим движением усугублять беспорядок, не лишайте себя возможности оценить обстановку и принять верное решение. Используйте аутотренинг, вот несколько приемов, выберите подходящий: Ровное дыхание помогает ровному поведению. Сделайте несколько вдохов и выдохов. Посмотрите на что-то голубое или представьте себе насыщенный голубой фон. Задумайтесь об этом на секунду.

Произнесите по себя очень твердо и уверенно: «Не два!» Это поможет сбить начинающийся эмоциональный сумбур. Также можно спросить себя, назвав по имени «…, ты здесь?» И уверенно себе ответить: «Да! Я здесь!». Представьте себя телевизионной камерой, которая смотрит на Вас чуть сбоку и с высоты, оцените свою ситуацию как посторонний человек – что бы вы делали, будь вы вовлеченным в ситуацию?

Измените чувство масштаба. Взгляните на вечные облака. Сбейте страх неожиданной мыслью или воспоминанием. Обратитесь с молитвой к Богу.

Если толпа плотная, но неподвижная, из нее можно попробовать выбраться, используя психосоциальные приемы. Например, притвориться больным. Пьяным, сумашедшим, сделать вид, что вас тошнит, и т.д. Кротко говоря, надо заставить себя сохранять самообладание, быть информированным – и импровизировать.

Бывает. Что при разгоне толпы (демонстраций) применяются ликримогенные вещества (слезоточивые газы). «Черемуха» распадается за 1,5 – 2 часа. На открытом воздухе смертельных ее концентраций создать невозможно, но вероятны отравления различной степени. Вам повезло, если у вас на глазах контактные линзы. Рот и нос можно защитить платком, смоченным в любой жидкости (в любой!). Но эти средства помогают лишь в первые минуты. Если глаза оказались поражены, надо быстро-быстро моргать, чтобы слезы вымывали химическое средство. Предлагается и «народное средство» - потереть глаза мочой. В любом случае самое надежное – скорее покинуть место применения ликримогенных веществ, если у вас нет с собой противогаза.


2.Правила действий по обеспечению личной безопасности при пожаре

Пожар – это процесс горения, который вышел из-под контроля (уничтожаются материальные ценности, и создает угрозу жизни и здоровью людей). В России каждые 4-5 мин вспыхивает новый пожар и ежегодно от пожаров погибает около 12 тыс. человек.

Для предотвращения пожара или снижения его пагубных последствий:

  • дети должны уметь обращаться с огнем, а взрослые члены семьи – владеть простейшими способами тушения пожара;

  • хранить в доступном месте бытовой огнетушитель;

  • никогда не курить в постели;

  • не оставлять без присмотра электробытовые приборы и не использовать самодельные электрические устройства;

  • не разогревать лаки и краски на газовой плите, не стирать в бензине и не сушить белье над плитой;

  • предельно осторожно обращаться с праздничными фейерверками, хлопушками и свечами;

  • не захламлять пути возможной эвакуации и не складировать взрывопожароопасные вещества на чердаке и в подвале;

  • не устанавливать телевизор в мебельную стенку или под книжную полку, а также ближе 70-100 см от штор или занавесок.

Действия при пожаре.

При обнаружении возгорания быстро, не поддаваясь панике, приступайте к тушению пожара, используя все доступные средства – песок, воду, огнетушители и т.д. Если потушить огонь в кратчайшее время невозможно, отключите электричество, перекройте газ, вызовите пожарную охрану (по телефону 01), выведите из опасной зоны детей и пожилых людей.

При эвакуации в случае пожара нельзя пользоваться лифтами, кроме специальных пожарных лифтов. Перед началом индивидуальной эвакуации надо по возможность смочить одежду водой. Отсутствие противогаза частично компенсируется влажной тканью, наложенной на нос и рот. При отсутствии воды можно использовать для увлажнения собственную мочу.

при пожаре не тоpопитесь откpывать двеpи, окна: свежий воздух усилит гоpение. В начале тушения пожара выделение дыма может увеличиться. При распространении дыма через лестничные клетки наиболее задымленными оказываются, как правило, верхние этажи. Пpотивогаз защищает от дыма, но не защищает от угаpного газа, если не пpименять специальный гопкалитовый патpон. В сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись – в прилегающем к полу пространстве чистый воздух сохраняется дольше.

В зданиях с "коридорной" планировкой огонь распространяется по коридорам со скоростью до 5 метров в минуту. При высокой температуре пожара уменьшается прочность перекрытий, и они могут обрушиться. Обвал может случиться и после пожара, поскольку после снижения температуры прочность перекрытий уже не восстанавливается. Перекрытия обрушаются также из-за скопления на них воды, которой заливался огонь. При повреждении здания пожаром или взрывом входите в него осторожно, убедившись в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линей электро, газо-, и водоснабжения, утечек газа, очагов пожара. Не подходите к взрывоопасным предметам и не трогайте их. При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц.

Причиной гибели людей на пожарах чаще всего является не огонь и высокая температура, а отравление токсичными веществами, попавшими в воздух. Диоксид углерода CO2 в концентрации 3 процента опасен для жизни при вдыхании в течение 30 минут. Очень опасны синильная кислота, окислы азота. Особо много ядовитых веществ образуется при горении пластмасс. При концентрации кислорода ниже 10 % человек теряет сознание. От теплового излучения можно укрыться за каким-нибудь экранирующим препятствием. Толстая одежда защищает от излучения.

Отыскивая пострадавших, окликайте их. Если на человеке загорелась одежда, помогите сбросить ее либо накиньте на горящего любое покрывало и плотно прижмите. Не давайте человеку в горящей одежде бежать (сбейте с ног), можно облить водой. Окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

Последовательность выполнения мероприятий ПМП при ожогах:

  1. Прекращение действия травмирующего агента (вынос из огня, удаление горячих предметов, тушение пламени на одежде и т.д.). После того, как горевшая одежда потушена, не следует раздевать пострадавшего (во избежание охлаждения и инфицирования). Укрывая затем обожженного, следует предусмотреть все, чтобы избежать при этом дополнительного травмирования.

  2. Наиболее эффективным методом оказания ПМП при ожогах является как можно более быстрое охлаждение обоженных участков (холодная вода, снег, лед) в течение не менее 10-15 мин. Особенно действенно это мероприятие в том случае, когда оно проводится на протяжении первых 15 минут после получения травмы, ибо позволяет избежать повреждения глубоких слоев кожи.

  3. Во избежание развития ожогового шока необходимо провести обезболивание (анальгин, аспирин, цитрамон) и другие противошоковые мероприятия (см. тему «Кровотечения»).

  4. На обожженные участки наложить асептические косыночные повязки (без медикаментозных средств). С пострадавшего снять или срезать одежду. Накрыть обожженную поверхность чистой тканью (без медикаментозных средств).

  5. При глубоких или обширных повреждениях иммобилизировать (ограничить подвижность) поврежденную часть тела.

  6. Транспортировать пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  iconМетодическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Т е м а №3: «Действия сотрудников университета при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера»
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  iconПрограмма обучения рабочих и служащих в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Ы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и определяет...
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  iconПояснительная записка Обучение преподавателей, сотрудников и студентов, а так же должностных лиц в области гражданской обороне ( далее го) и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. 3 547 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций...
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  iconМетодическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера тема №7
Из числа всех погибших получили повреждения несовместимые с жизнью не более 20%. Таким образом, более 100 000 человек в России ежегодно...
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  iconМетодическая разработка для обучения сотрудников университета (населения) в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера тема №6: «Действия работников организаций при пожаре»
Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту. Инструктаж по пожарной безопасности. Инструкция по введению...
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  iconПостановление от 05. 04. 2012 №257 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Утвердить Положение о подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного...
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  iconРаспоряжение от 16 ноября 2010 г. N 990-ра об организации обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и
Правительства Российской Федерации от 02. 11. 2000 n 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской...
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  iconПостановление от 13 сентября 2011 г. N 120/429 об утверждении положения об организации обучения населения кировской области в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями, внесенными постановлениями...
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  iconГражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральными
Примерных программ обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, утвержденных Министром мчс россии 28. 03. 2006, и...
Методическая разработка для обучения сотрудников университета в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  iconМетодическая разработка для обучения сотрудников гоу впо «хгу им. Н. Ф. Катанова» в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
Т е м а №1: «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница