Программа курса по выбору «Наш дар бессмертный речь»




Скачать 95.38 Kb.
НазваниеПрограмма курса по выбору «Наш дар бессмертный речь»
Дата11.10.2012
Размер95.38 Kb.
ТипПрограмма курса
Етышинская средняя общеобразовательная школа


Программа курса по выбору

«Наш дар бессмертный – речь»


Автор программы:

Васильева Вера Николаевна,

учитель русского языка и

литературы

МОУ «Етышинская СОШ»

Чернушинского района

Пермского края

т. 2-27-17, 2-27-26


Пояснительная записка


Русския язык – неисчерпаемая сокровищница

несосчитанных самоцветов.

К. Бальмонт


Обучение русскому языку играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся, ибо язык – это национальное достояние.

Важно формировать у учащихся представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Перед каждым учителем-словесником, начинающим и опытным, стоит непростая задача: как донести русское слово с его точностью, краткостью до учеников, как научить их чувствовать язык, понимать его, «любоваться» им?

На наш взгляд, этому может способствовать курс по выбору «Наш дар бессмертный – речь», который рассчитан на 8 часов и включает в себя занятия, содержание которых направлено на формирование ценностного отношения к русскому языку. В основе занятий лежит чтение и анализ высказываний русских писателей и поэтов об эстетических качествах русского языка, а также образцовых текстов и цитат из них, наиболее совершенно отразивших эстетические черты русского языка: звучность, образность, гибкость, пластичность, стилистическое богатство. Чтобы формирование у школьников представлений о совершенстве русского языка было успешным, предполагается создание учащимися собственных высказываний о русском языке. В ходе занятий учащимся будет предложено вести тетрадь «Мудрые мысли», в которую будут записаны наиболее понравившиеся высказывания о русском языке. Это будет своего рода языковой «запас», которым ученик может воспользоваться в любое время.


Цель курса:

Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

В результате изучения данного курса учащиеся приобретут следующие умения и навыки:

  • познакомятся с художественными произведениями и высказываниями о русском языке, которые принадлежат видным русским писателям, поэтам, мыслителям;

  • приобретут навыки анализа художественного текст и высказывания о русском языке;

  • сформируют первоначальное представление о многообразии функций языка и речи;

  • обобщат знания о средствах речевой экспрессии;

  • создадут собственное высказывание о русском языке;


Курс по выбору «Наш дар бессмертный – речь» был апробирован в 9 и 11 классах в прошлом учебном году. Умения и навыки, приобретённые в процессе занятий, несомненно, положительно повлияли на результаты итоговой аттестации учащихся, что позволяет судить о практической значимости данного курса (11 класс – 100% успеваемость и 100 % качество; 9 класс – 100% успеваемость и 58% - качество).


Карта курса


Тема

Количество часов

Тип занятия

Вводное занятие – погружение «Самое прекрасное слово в русском языке».

1

Эвристическая беседа, практическая работа

Функции языка и речи.

2

Лекция, исследование

Художественно-изобразительные средства языка. Тропы.

1

Практикум

Фигуры речи.

1

Практикум

Звукопись.

1

Практикум

Анализ высказываний русских писателей и поэтов о русском языке.

1

Исследование

Создание миниатюры о русском языке.

1

Практическая работа



Материалы к занятиям

Мудрые мысли

  1. Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изложить чудные законы его… (Н.В. Гоголь)

  2. Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому. (Л.Н. Толстой)

  3. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н.В. Гоголь)

  4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

(И.С. Тургенев)

  1. Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)

  2. Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. (М.В. Ломоносов)

  3. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий… Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В.Г. Белинский)

  4. Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но, чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им. (Н.А. Добролюбов)

  5. Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. (П. Мериме)

  6. Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен всё выразить, изобразить и передать. (И. Ильин)

  7. Да будут же честь и слава нашему языку. (Н.М. Карамзин)

  8. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Г. Паустовский)


Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности.

  1. Шутила зрелость, пела юность.

  2. Литейный залили блузы и кепки.

  3. Редкая птица долетит до середины Днепра.

  4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы.

  5. Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля.

  6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.

  7. Весной, что внуки малые, С румяным солнцем-дедушкой Играют облака.

  8. Его (сонета) игру любил творец Макбета.

  9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх.

  10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория.

  11. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льёт печально свет она.

  12. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде.

  13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

  14. Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета.

  15. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

  16. Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни.

  17. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час.

  18. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.

  19. «Это верно, что дорого», - вздыхали рыжие панталоны.

  20. Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то вырастет тарантас.

  21. …И жаль зимы-старухи, И, проводив её блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом.

  22. Зелёная прическа, Девическая грудь, О, тонкая берёзка, Что загляделась в пруд?

  23. У Ивана Никифоровича <…> шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

  24. На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глухой, По домам идёт Европа, Пух перин над ней пургой.

  25. Телеграф охрип от траурного гуда. Слёзы снега с флажьих покрасневших век.

  26. Много за жизнь повымел Вилли – одних пылинок целый лес.

  27. Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнём Российским лечат молотком Изделье лёгкое Европы, Благославляя колеи И рвы отеческой земли.

  28. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнём волосы из головы своей и испустить ручьи… что я говорю! Реки, озёра, моря, океаны слёз!

  29. Если Ваня разойдётся, ему море по колено.

  30. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.

  31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками.

  32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив.

  33. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.

  34. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.

  35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет.

  36. Я видывал, как она косит: Что взмах, то готова копна.


Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности.

  1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!

  2. Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

  3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

  4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт

  5. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?

  6. В простом углу моём, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечный зритель.

  7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!

  8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне.

  9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается.

  10. Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную.

  11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка, тебя вижу: бедно, разбросанно и неуютно в тебе…

  12. Плакала Саша, как лес вырубали, Её и теперь его жалко до слёз. Сколько тут было кудрявых берёз!

  13. Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись.


Примеры использования приёмов звукописи в русской поэзии

Из стихотворений К.Бальмонта:

Аллитерация

  1. Ландыши, лютики. Ласки любовные. Ласточки лепет. Лобзанье лучей.

  2. Я вольный ветер, я вечно вею…

  3. В полночной тиши шуршат камыши.

  4. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся чуждый чарам чёрный чёлн.

Ассонанс

  1. День догорает. Закат загорается.

Шёпотом, ропотом рощи полны.

Новый восторг воскрешает для жителей

Сказочной, светлой, свободной страны.


Задание по теме «Фигуры речи»

Найдите соответствие между первой и второй колонками

  1. Сердце моё по-прежнему нежно,

Сердце обид не считает, не мерит,

Сердце по-прежнему любит и верит.

(А.Фет)

2. Шум далёкий водопада 1. Эпифора

Раздаётся через лес.

(В. Соловьёв) 2. Градация

3. Не станет нас, а миру хоть бы что.

Исчезнет след, а миру хоть бы что. 3. Анафора

Нас не было, а он сиял и будет.

Исчезнем мы, миру хоть бы что. 4. Инверсия

(О. Хайям)

  1. Вопли потекли без умолку, к ним

Прибавились рыдания, затем крики

О помощи: «Умираю!»

(И. Бунин)


Задание по теме «Тропы»

Найдите соответствия между первой и второй колонками.

  1. И золотеющая нива листвою

Плачет на песок. (С.Есенин)

  1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, 1. метафора

не более напёрстка. (А. Грибоедов) 2. олицетворение

  1. Как тополь киевских высот 3. сравнение

она стройна. (А.Пушкин) 4. литота

  1. Не спишь, земля? Летит она 5. гипербола

в невестином уборе… 6. эпитет

И дышит чуть заметно, нежно. (Л.Шибаев)

5. Уведи меня в ночь, где течёт Енисей

и сосна до звезды достаёт.

(О. Мандельштам)

Похожие:

Программа курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» iconСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Берегите дар бессмертный речь» (7 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Берегите дар бессмертный – речь» (7 класс)
Программа курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» iconОбразовательная программа «юнкор»
Но при всем этом нельзя забывать о живом общении между людьми. Лишь оно доставляет нам истинное удовольствие, поражает нас многообразием...
Программа курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» iconПрограмма курса по выбору для учащихся 9-10 классов общеобразовательных учреждений
Программа данного курса по выбору предусматривает подготовку к углубленному изучению математики в старших классах
Программа курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» iconМењрї раљабова рушди малакањои нутќї дар љарайни кор бо мутун дар машѓулиятњои фардии омўзиши забони инглисї
Натиљаи пажўњиши илмї дар соњаи педагогикаи истисноии пешдабистонї
Программа курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» iconПрограмма курса по выбору «процентные расчеты на каждый день» 9класс
Охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе,...
Программа курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» iconПрограмма курса по выбору «квадратный трехчлен и его приложения» 9класс
Охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе,...
Программа курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» iconПрограмма курса по выбору для учащихся 11-12 классов общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения
Программа курса по выбору «История китайской цивилизации» предназначена для 11 12 классов общеобразовательных учреждений
Программа курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» iconПрограмма курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку, может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов из расчета по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса.
...
Программа курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» iconПрограмма курса по выбору для 11-12 классов общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками
Данный курс по выбору посвящен рассмотрению представление о механизмах протекания органических реакций. Его основной задачей является...
Программа курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» iconПрограмма курса по выбору «Избранные вопросы математики» для учащихся 8 9 классов
Программа курса по выбору «Избранные вопросы математики» рассчитана на два года обучения. Предназначена она для предпрофильной подготовки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница