Децентрация как психологический механизм развития толерантности личности (на примере студентов вуза)




НазваниеДецентрация как психологический механизм развития толерантности личности (на примере студентов вуза)
страница1/3
Дата11.10.2012
Размер0.5 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи




Кавун Людмила Викторовна


Децентрация как психологический механизм

развития толерантности личности

(на примере студентов вуза)


Специальность: 19.00.01 – общая психология,

психология личности, история психологии


АВТОРФЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата психологических наук


Новосибирск – 2012

Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет».



Научный руководитель –

доктор психологических наук, профессор

Меньшикова Лариса Владимировна.



Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Алексеева Любовь Васильевна;


доктор психологических наук, профессор Большунова Наталья Яковлевна.



Ведущая организация –

ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский томский государственный университет».



Защита состоится 21 февраля 2012 года в 12:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.17 при ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) (454080, г. Челябинск, пр. им. В. И. Ленина, 76, ауд. 363).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ) (454080, г. Челябинск, пр. им. В. И. Ленина, 87, корпус 3д).


Автореферат разослан 14 января 2012 г.







Ученый секретарь

диссертационного совета Ю. В. Всемирнова


Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования. В условиях интеграции и быстрого развития коммуникационных процессов, с одной стороны, и увеличения количества агрессивных проявлений при разрешении разногласий, с другой, укоренение в нашей культуре идей толерантности, предполагающей принятие многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления индивидуальности, становится необходимостью.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена сложившейся к настоящему моменту противоречивой ситуацией. Выделение толерантности как обобщенной личностной характеристики, являющейся важным ресурсом личностного развития (Д. А. Леонтьев), одной из ключевых компетенций (С. Л. Братченко), определяющей способность человека жить и конструктивно действовать в многомерном мире, сочетается со слабой разработанностью вопроса о психологических механизмах, способствующих или препятствующих развитию толерантности личности.

Выделение в качестве одного из таких механизмов децентрации, являющейся универсальным психологическим свойством, обеспечивающим продуктивное поведение человека в ситуациях, связанных с построением межличностной коммуникации, позволяет продолжить традиции исследований, сложившихся в классических работах по изучению децентрации как необходимого условия развития личности, акцентируя при этом внимание на решающем значении механизма децентрации в развитии толерантности как личностного свойства.

Особенно актуальна проблема развития толерантности в молодежной среде. История дает много примеров того, как агрессивность и аморфные социальные установки этой наиболее подвижной части общества могут приводить к социальным конфликтам и дестабилизации общественной жизни. Образовательное пространство вуза – это не только обогащенная информационная среда, но и сфера активных межличностных контактов. Как указывают многие исследователи, одной из ярких особенностей студенческого возраста является высокая социальная сензитивность к новым моделям поведения. Кроме того, именно в этом возрасте оформляются жизненные ориентации, определяющие отношение к самому себе и другим, поэтому важно в этот переходный период, ведущий к зрелости, в рамках системы высшего образования создавать условия для развития у студентов установок ценностного толерантного отношения к другим людям и жизни вообще.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблемы толерантности является относительно новым направлением в отечественной психологии. Обсуждалось влияние социальных факторов на проявление толерантных и нетолерантных форм поведения в социуме (М. Мацковский, Б. Э. Риэрдон, И. Дзялошинский); рассматривались разнообразные аспекты этнической толерантности (Д. Берри, М. Плизент, Д. В. Ефимова, Н. М. Лебедева, Ф. М. Малхозова, Е. П. Непочатых, Е. И. Шлягина и др.). Ряд работ посвящён психолого-педагогическим вопросам толерантности (И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, С. Л. Братченко, Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, и др.). Исследовалась проблема толерантности и в рамках анализа процесса межличностного общения (Г. А. Асмолов, С. Л. Братченко, Г. С. Кожухарь, В. А. Лекторский, Г. У. Солдатова). Большое количество работ посвящено анализу толерантности как устойчивости к стрессам, ситуациям неопределённости, конфликтам (Г. А. Асмолов, Е. Р. Зетцель, Г. Кристал, Е. Г. Луковицкая, Г. У. Солдатова, С. С. Степанов, и др.). Подчёркивалась связь толерантности с ценностно-смысловым ядром личности (А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, Д. В. Зиновьев, Г. С. Кожухарь, Л. И. Рюмшина и др.). Ряд исследований посвящен обсуждению психологических механизмов, способствующих и препятствующих формированию толерантных установок в сознании (Д. Бродский, Е. Г. Виноградова, И. Б. Гриншпун, А. А. Деркач, Г. С. Кожухарь, Д. А. Леонтьев, Е. В. Магомедова, Г. Олпорт, Е. В. Селезнёва).

Вместе с тем следует отметить, что до сих пор нет единого, универсального определения толерантности, чётких классификаций её видов и уровней. Проблема анализа психологических механизмов развития, изучения толерантности как целостного феномена недостаточно разработана, а существующие теоретические модели нуждаются в подтверждении на основе эмпирических исследований.

Таким образом, противоречие между требованиями общества к сформированности у современного человека толерантных моделей поведения, способствующих реализации эффективных стратегий социального взаимодействия в новых социально-экономических условиях, и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса о механизмах развития толерантного сознания определяет проблему исследования. Она заключается в необходимости изучения психологических механизмов развития толерантности личности в контексте понимания толерантности как комплексного явления.

В данной работе изучается межличностная толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с Другим. Межличностная толерантность детерминирует готовность вос­принимать и понимать другого человека как уникальную личность. С нашей точки зрения, это невозможно без умения понять точку зрения другого человека и соотнести ее со своей позицией. Отсюда следует предположение о том, что толерантность неразрывно связана с децентрацией – способностью к мысленно-адекватному перемещению на точку зрения, отличную от собственной.

Децентрация является классической для общей психологии категорией, используемой для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Большое количество работ посвящено исследованию децентрации как механизма преодоления познавательного эгоцентризма ребенка, что необходимо для перехода к более объективной умственной позиции (М. Вертгеймер, М. Доналдсон, В. А. Недоспасова, Л. Ф. Обухова, Ж. Пиаже, Л. М. Фридман и др.). Ряд исследований связан с изучением особенностей личности при несформированном умении децентрироваться, когда эгоцентризм становится свойством личности (С. В. Зайцев, Т. И. Пашукова, Н. А. Славская, В. В. Столин и др.). В контексте нашей работы важно то, что децентрация напрямую связана с установкой на восприятие иных, отличных от собственной точек зрения (Е. Н. Емельянов). Именно при такой установке возможно принятие других ценностей, взглядов, обычаев, вне зависимости от степени согласия с ними, то есть проявление подлинной толерантности.

Выделяя децентрацию в качестве одного из ведущих факторов, влияющих на развитие толерантности, мы считаем, что картина изучения психологических механизмов развития толерантности будет неполной без исследования всесторонних взаимосвязей децентрации, толерантности и других психологических особенностей личности, которые могут влиять на формирование толерантности. В качестве таких особенностей могут выступать эмпатия, знание о себе и отношение к себе, локус контроля, особенности поведения в ситуациях социальной фрустрации.

Объект исследования: толерантность как одна из психологических характеристик личности.

Предмет исследования: связь психологического механизма децентрации с толерантностью личности.

Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи толерантности личности и психологического механизма децентрации.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить состояние проблемы толерантности в психологии; определить место понятия «толерантность» в предметном пространстве психологической науки;

  2. проанализировать имеющиеся в отечественной и зарубежной психологии представления о феномене децентрации для обоснования роли механизма децентрации в развитии толерантности личности;

  3. разработать и апробировать методику психологической диагностики уровня толерантности студентов;

  4. определив уровень развития толерантности и степень сформированности механизма децентрации у студентов, изучить характер связей толерантности и децентрации с такими личностными характеристиками, как: особенности поведения личности в ситуациях социальной фрустрации, уровень эмпатии, локус контроля над разнообразными жизненными ситуациями, самоотношение;

  5. разработать программу психологической коррекции, направленной на преодоление эгоцентрических установок и развитие механизма децентрации у студентов, и исследовать ее влияние на формирование личностной толерантности.

Общая гипотеза исследования заключается в предположении того, что психологическим механизмом развития толерантности личности является механизм децентрации.

Общая гипотеза была конкретизирована в следующих частных гипотезах эмпирической части исследования:

  1. Между уровнем развития способности к децентрации и уровнем личностной толерантности существует прямая связь: чем выше способность к децентрации, тем выше уровень толерантности.

  2. Способность к децентрации у студентов развита недостаточно, что приводит к проявлению эгоцентрических установок, затрудняющих процесс продуктивного решения проблемных жизненных ситуаций.

  3. Программа психологической коррекции в виде психологического практикума, направленного на развитие способности к децентрации, может способствовать развитию толерантности как личностного свойства.

  4. Учитывая внутреннюю связь механизма децентрации и уровня толерантности личности, можно предполагать наличие схожей структуры взаимосвязи этих психологических характеристик с такими личностными особенностями, как: эмпатия, локус контроля, самоотношение, способы поведения в ситуации социальной фрустрации.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой работы являются принципы системного подхода как общенаучной исследовательской парадигмы (Б. Ф. Ломов, П. К. Анохин, В. А. Ганзен, В. Е. Клочко). Теоретической основой исследования послужили: представления о толерантности как целостном феномене (А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, Д. А. Леонтьев, Г. У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др.), идеи М. Вертгеймера, Ж. Пиаже, Т. И. Пашуковой, Э. Эриксона, Э. Элкинда и др. о развитии децентрации как необходимом условии преодоления эгоцентризма, концепция о диалогичной природе личности (М. М. Бахтин) и понимании диалогичного взаимодействия как основы толерантного отношения (Г. С. Кожухарь, П. Ф. Комогоров, В. А. Лабунская, В. А. Лекторский, Т.  Н. Скрипкина и др.), положения субъектного подхода и представление о субъектности как способности (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Л. В. Алексеева, О. А. Конопкин, В. А. Петровский, А. К. Осницкий), подходы к изучению развития индивидуальности с позиции разрешения противоречий внутри динамической системы «переживания – значения – смыслы» (Б. Г. Ананьев, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Л. В. Меньшикова, В. С. Мерлин и др.).

Методы исследования. На этапе теоретического обоснования проблемы применялись методы теоретического и сравнительного анализа, обобщения и систематизации. В соответствии с целью и задачами эмпирического исследования использовались: комплекс психодиагностических методик, количественный и качественный анализ эмпирических данных, метод эксперимента, методы математической статистики.

При статистической обработке данных рассчитывались: коэффициент ранговой корреляции Спирмена и критерий хи-квадрат Пирсона для определения связи между исследуемыми показателями, критерий Манна-Уитни для оценки достоверности различий, G-критерий знаков и критерий Вилкоксона для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака; применялся факторный анализ для структурной классификации переменных. Обработка результатов экспериментального исследования осуществлялась с помощью программы статистической обработки в среде Windows “Statistica -6”.

Методики исследования. В психодиагностической части исследования применялись: разработанный нами опросник «Уровень толерантности студентов»; варианты модификаций методик Е. Н. Емельянова «Неизвестный предмет» и В. Л. Назаренко «Использование стимульного материала методики Розенцвейга» для исследования разных составляющих децентрации; методика для определения уровня субъективного контроля (Е. Ф. Бажин, С. А. Голынкина, А. М. Эткинд), тест-опросник самоотношения В. В. Столина, опросник А. А. Меграбяна и методика В. В. Бойко для определения уровня эмпатии, проективная методика для определения способов поведения в ситуации фрустрации (С. Розенцвейг). Для проведения экспериментальной части исследования была разработана специальная программа психологического практикума, направленного на развитие децентрации у студентов.

Этапы исследования:

1999–2004 гг. – анализ основных теоретических подходов к изучению феномена толерантности и механизма децентрации; формулировка темы, цели, задач, гипотез исследования; подбор методик для проведения психодиагностического исследования; разработка и стандартизация методики психологической диагностики уровня толерантности у студентов вуза, подбор и модификация упражнений для психологического практикума, направленного на развитие способности к децентрации.

2004–2005 гг. – сбор, обработка и интерпретация эмпирических данных.

2006–2008 гг. – подведение итогов эмпирического исследования, уточнение отдельных теоретических положений.

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 263 человека – студенты 1–4 курсов гуманитарного факультета Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) (203 чел.), студенты 1-го курса факультета бизнеса (60 чел.). При апробации методики психологической диагностики уровня толерантности у студентов объем выборки стандартизации составил 1043 человека (студенты 1–3 курсов НГТУ).

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась теоретико-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса надёжных и апробированных в психологии методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; корректным применением методов математической обработки результатов; планированием эксперимента; сопоставимостью основных данных эмпирического исследования с результатами других авторов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Обосновано и подтверждено положение о том, что важным механизмом развития толерантности как личностной характеристики и толерантных моделей поведения является механизм децентрации.

  2. Разработана и апробирована методика оценки уровня личностной толерантности в студенческой среде (в соавторстве).

  3. Эмпирически подтверждены взаимосвязи децентрации и толерантности с особенностями поведения в ситуациях социальной фрустрации: высокий уровень толерантности и выраженная способность к децентрации более характерны для людей, демонстрирующих более эффективное поведение в ситуациях социальной фрустрации.

  4. Впервые в процессе комплексного исследования толерантности была обнаружена однородная структура корреляций толерантности и децентрации с рядом личностных особенностей (характеристиками эмпатии, локусом контроля, способами поведения в ситуации социальной фрустрации), что подтверждает наличие их внутренней взаимосвязи.

  5. Впервые на основе теоретических представлений о роли децентрации в развитии толерантности как свойства личности в образовательном пространстве вуза был разработан и внедрен психологический практикум, направленный на развитие у студентов механизмов личностной и когнитивной децентрации. Развитие способности к децентрации имело следствием повышение уровня толерантности у студентов, относящихся к группе низкотолерантных, что подтвердило исходную гипотезу.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. Проведенный анализ позволяет рассматривать природу толерантности с позиции выделенных в исследовании психологических механизмов личностной и когнитивной децентрации, что дает возможность целенаправленно формировать толерантность в рамках развивающих процедур, ориентированных на это теоретическое представление.

  2. Доказано наличие прямой корреляции между уровнем толерантности студентов и степенью развития у них психологического механизма децентрации.

  3. Получены данные, раскрывающие характер связи толерантности и децентрации с рядом личностных особенностей (характеристиками эмпатии, локусом контроля, способами поведения в ситуации социальной фрустрации), что расширяет теоретические представления об особенностях их интеграции с другими психологическими характеристиками в целостной структуре личности.

Практическая значимость исследования.

  1. Разработан и внедрен психологический практикум, направленный на развитие механизма децентрации и повышение уровня толерантности студентов. Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности программы, что открывает возможность для ее широкого внедрения в образовательном пространстве вуза.

  2. Разработана и апробирована методика психологической диагностики уровня толерантности у студентов, которая может применяться при изучении особенностей проявления и развития толерантности в молодежной среде.

  3. Практические разработки исследования могут быть включены в программу учебных курсов для студентов психологических специальностей по дисциплинам «Психология личности», «Общий психологический практикум», «Психология общения», «Социально-психологический тренинг», «Социальная психология».

Положения, выносимые на защиту.

  1. Между способностью человека к децентрации и уровнем его толерантности как личностной характеристики существует прямая связь: чем выше способность к децентрации, тем выше уровень толерантности.

  2. Схожая структура взаимосвязи децентрации и уровня толерантности личности с рядом личностных особенностей (характеристиками эмпатии, локусом контроля, параметрами самоотношения, способами поведения в ситуации социальной фрустрации) подтверждает наличие их внутреннего единства.

  3. Децентрация, направленная на изменение позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной, является психологическим механизмом развития толерантности личности.

  4. У студентов вуза способность к децентрации развита недостаточно: в значимых ситуациях у них часто проявляются эгоцентрические реакции, поэтому проблема создания необходимых условий для преодоления эгоцентризма и развития способности к децентрации является актуальной не только для детского и подросткового возрастов, но и для периода студенчества.

  5. Развитие механизма децентрации у студентов с помощью специально разработанной программы, включающей элементы психологического тренинга, может способствовать развитию толерантных установок и моделей поведения.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отражённые в диссертации научные положения соответствуют формуле специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: индивид, личность, индивидуальность; структура личности, духовно-нравственная сфера личности, движущие силы развития личности. Соответствие подтверждается содержанием цели, предмета, объекта исследования.

Апробация результатов исследования. Материалы обсуждались в рамках конференций разного уровня (Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург и др.), а также на методических семинарах и заседаниях кафедры психологии и педагогики НГТУ. Программа психологического практикума применяется в работе центра «Толерантность» при социально-психологической лаборатории НГТУ. Основные результаты исследования отражены в 14 научных публикациях, три из которых – в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений, включающих 4 таблицы. Основной текст диссертации содержит 187 страниц, 6 таблиц, 27 рисунков. Библиографический список включает 265 наименований работ (из них 31– на иностранных языках).
  1   2   3

Похожие:

Децентрация как психологический механизм развития толерантности личности (на примере студентов вуза) iconПлан: Введение 5 Теоретическая часть 8 Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности 8 Понятие коммуникации 11
Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности 8
Децентрация как психологический механизм развития толерантности личности (на примере студентов вуза) iconШкольные сми как фактор развития толерантности личности
Сложные социально-поли­тические условия совре­менной российской дей­ствительности, в том числе об­разовательной среды с ее внут­ренним...
Децентрация как психологический механизм развития толерантности личности (на примере студентов вуза) iconМеждисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины иностранный язык )
Охватывают всей многообразной тематики мдс на базе дисциплины иностранный язык на современном этапе, их необходимо продолжить в полном...
Децентрация как психологический механизм развития толерантности личности (на примере студентов вуза) iconМодуль Информационно-компьютерных технологии как механизм профессионального развития
Интернет мы рассматриваем не только как базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент....
Децентрация как психологический механизм развития толерантности личности (на примере студентов вуза) iconСоциальная психология толерантности
Охватывает три круга проблем: социальная психология толерантности личности, социальная психология толерантности социальных групп,...
Децентрация как психологический механизм развития толерантности личности (на примере студентов вуза) iconМодульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» модульный курс III
Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – Спб.: "Социально-психологический центр", 1996. – 380 с
Децентрация как психологический механизм развития толерантности личности (на примере студентов вуза) iconИсследование проблемы толерантности в произведениях русских
Толерантность часть эстетического воспитания человека, она открывает большие перспективы для нравственного совершенствования личности...
Децентрация как психологический механизм развития толерантности личности (на примере студентов вуза) iconОрганизационно-методическая работа как механизм совершенствования управления в дерматовенерологии (на примере самарской области)
Организационно-методическая работа как механизм совершенствования управления в дерматовенерологии
Децентрация как психологический механизм развития толерантности личности (на примере студентов вуза) iconПрограмма по курсу «Деловое общение» для студентов заочников юридического и финансового факультетов
Понятие о личности. Сложность феномена личности и множественность её научных определений. Понятие о формировании и развитии личности....
Децентрация как психологический механизм развития толерантности личности (на примере студентов вуза) iconМодульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» лекция №7
А значит сделать точную копию, повторить «тютелька в тютельку» придуманный кем-то сценарий всего тренинга или даже одного занятия...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница