Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием




Скачать 182.28 Kb.
НазваниеКонспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием
Дата30.08.2012
Размер182.28 Kb.
ТипКонспект

е

Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием.

Тема: «Технология токарных работ по металлу. Изготовление болтов.»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обеспечение

  1. Организа-ционный момент




- Здравствуйте, ребята, садитесь! Дежурный, кто отсутствует на уроке? Сегодня у нас много гостей. Они пришли посмотреть, как мы умеем работать.


- Что вам было задано на дом?

Приветствуют учителя. Дежурный сообщает об отсутствующих.


- Нам задано повторить «Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6», «Нарезание наружной резьбы» и «Технику безопасности при работе на станках и оборудовании»

Создание атмосферы доброжелательности. Настрой учащихся на урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Спасибо. Так как мы сегодня будем работать с металлом, вспомним, что мы знаем о металлах


- Хорошо. Чтобы из стали что- нибудь получилось, ее надо обработать с помощью инструментов вручную или на станке. Какие станки по обработке металлов вы знаете?


- Скажите, какие станки применяются в школьных мастерских?


- Расскажите об их предназначении и устройстве.


- Составным элементом станка являются резцы.

Что вы можете сказать о резцах?


- Мы с вами повторили необходимый к уроку теоретический материал, можем ли мы теперь приступить к работе?


- Правильно. Какие правила надо соблюдать при работе на станке?


- Сегодня на занятии мы будем изготавливать болты для крепления стульев.

Что такое болт?


- А что такое резьба?


- Какую резьбу мы будем нарезать на болтах?


-Как нарезать наружную резьбу?


- Какие правила безопасности нужно соблюдать при нарезании резьбы?


- А теперь приступаем к работе.

- Термин «металл» происходит от греческого слова «металлон», которое в свою очередь родилось из латинского металлум». В переводе означает «шахта, руда, рудник». Металлы – это непрозрачные вещества, обладающие специфическим металлическим блеском, пластичностью, теплопроводностью и электропроводностью.

Металлы в чистом виде практически не встречаются, поэтому их следует рассматривать как сплавы. Все металлы и образованные из них сплавы делятся на черные и цветные. На долю черных металлов приходится 95% всей производимой в мире металлопродукции. К черным металлам относится железо и сплавы на его основе. Наиболее часто используются сплавы железа с углеродом. В зависимости от содержания углерода такие сплавы делятся на чугуны и стали.

Мы на уроках работаем со сталью. Одно из значений термина «сталь» в немецком языке переводится как «резец». Это говорит об использовании стали для резания материалов.

По химическому составу стали делятся на углеродистые и легированные.

Углерод повышает твердость стали, но увеличивает ее хрупкость и снижает пластичность. В углеродистой стали содержится от 0,4 до 2% углерода. Углеродистая сталь делится на конструкционную и инструментальную.

- Конструкционная бывает обыкновенного качества и качественная. Сталь обыкновенного качества обозначается буквами СТ и цифрой от 0 до 7. Цифра показывает порядковый номер марки стали. Чем больше цифра, тем выше содержание углерода и прочность стали. Чаще всего мы имеем дело со сталью обыкновенного качества. Из нее изготовляют строительные конструкции, гайки, болты, заклепки, трубы, листовой прокат.

Качественная сталь обладает повышенной прочностью. Она обозначается цифрами: 05, 08, 10, 20, 30 и т.д. Цифры показывают содержание углерода в сотых долях процента. Из этой стали изготавливают зубчатые колеса, валы, оси, шкивы и др.

Инструментальная углеродистая сталь обладает большей твердостью и прочностью и применяется для изготовления молотков, зубил, ножниц по металлу, ножовочных полотен, напильников. Она обозначается У10, У11,У12 и т.д. Цифры показывают содержание углерода в десятых долях процента.

При добавлении в сталь во время плавки других элементов (хрома, марганца и др.) получают легированную сталь. Она применяется для изготовления рессор, пружин, шестерен, а также режущих инструментов: фрез, зенкеров, плашек, метчиков.


- В зависимости от вида обработки металлорежущие станки делятся на на: токарные, сверлильные и расточные;. шлифовальные, полировальные, доводочные и заточные; специальные; зубо- и резьбообрабатывающие; фрезерные; строгальные, долбежные, протяжные.


- Токарно-винторезные станки


- Токарно-винторезные станки предназначены для обработки тел вращения (колец, валов, дисков), нарезания резьбы и сверления осевых отверстий.

В токарно-винторезном станке есть электродвигатель, передаточный механизм, рабочий орган (шпиндель) и система управления. В передаточном механизме станка применяются механические передачи: ременная, зубчатая, реечная. Детали передач, которые передают движение, называются ведущими.

Токарно-винторезный станок состоит из станины, установленной на двух тумбах, электродвигателя с пускателем. На станине крепятся передняя бабка, задняя бабка и суппорт. В передней бабке размещена коробка подач и коробка скоростей, которая изменяет частоту вращения ведомого вала - шпинделя. На одном конце шпинделя крепится патрон, на другом – шкив, который приводится в движение ременной передачей, защищенной металлическим кожухом.

Коробка подач – это механизм, позволяющий изменять скорость перемещения суппорта. Суппорт предназначен для закрепления и перемещения инструмента. Суппорт содержит трое салазок и резцедержатель и фартук. Продольные салазки прикреплены к фартуку суппорта и двигаются по направляющим станины механически и вручную с помощью рукоятки. Поперечные салазки перемещаются вручную рукояткой. Верхние салазки закреплены на поворотной плите и могут поворачиваться на угол до 40º. для точения конических поверхностей; перемещаются рукояткой. На верхних салазках крепится резцедержатель, который закрепляется рукояткой. Для отсчета перемещений предусмотрены специальные устройства – лимбы.

Задняя бабка служит для поддержания конца длинных заготовок при помощи центра, а также для закрепления и подачи сверл и зенковок. Задняя бабка состоит из корпуса, прижимной плиты, пиноли, центра, зажима пиноли и рукоятки ручной подачи пиноли.

Под станиной находится поддон для стружек.

На суппорте крепится защитный экран, электролампа местного освещения.

Заземление и подставка с резиновым ковриком.


- Токарный резец – состоит из двух основных частей – державки и режущей части. Державкой называют часть резца, которая устанавливается в резцедержатель, режущей частью – часть резца, которая осуществляет резание металла.

Токарные резцы бывают цельные, изготовленные из одного куска металла, и составные, у которых режущая часть в виде пластины твердого сплава или быстрорежущей стали приваривается, припаивается или крепится механически (винтом) к державке. Резец крепится в держателе двумя винтами. Вылет резца из резцедержателя не должен превышать 1,5 высоты его державки. Вершину резца устанавливают по высоте центров станка с помощью металлических подкладок, которых должно быть не более трех. В зависимости от характера работы токарные резцы делятся на проходные, служащие для обтачивания наружных цилиндрических и конических поверхностей; подрезные, служащие для подрезания торцов и уступов, и отрезные, служащие для отрезания деталей и вытачивания канавок


- Нет. Надо повторить технику безопасности при работе на станках.


- Прежде чем приступить к работе, надо надеть защитные очки, берет, застегнуть спецодежду, убрать со станка все лишние предметы.

Включать станок только с разрешения учителя.

Проверить работу станка на холостом ходу.

Надежно закрепить заготовку, резец.

Работать исправным, хорошо заточенным инструментом, не отвлекаясь. После первых двух-трех минут работы выключить станок, проверить надежность крепления заготовки.

Плавно подводить резец к обрабатываемой поверхности, не наклоняться близко к вращающимся частям станка, заготовке.

Не останавливать патрон станка и не тормозить заготовку руками.

Не определять размеры заготовки при работающем станке.

При внезапном отключении станка немедленно нажать кнопку «стоп» и сообщить учителю.

Убирать станок, используя щетку-сметку, крючок.


- Болт – это крепежная деталь, имеющая форму цилиндрического стержня, на одном конце которого имеется головка, преимущественно шестигранная, на другом резьба.


- Резьба – это канавка, нанесенная по винтовой линии на внутреннюю или наружную цилиндрическую (или коническую) поверхность. Различают правую и левую резьбу; с правой резьбой при навинчивании гайки или винта их вращают по часовой стрелке, с левой резьбой – против часовой стрелки.

Резьба различается по профилям: треугольная, прямоугольная, трапецеидальная, круглая.


- Наружную треугольную или метрическую.


- Нарезание резьбы можно осуществить вручную, механизированным инструментом или на металлорежущих станках. Для нарезания наружной резьбы используются плашки. Плашка имеет вид гайки из закаленной стали. Резьбу плашки пересекают сквозные продольные отверстия. Режущие кромки, образованные этими отверстиями в местах пересечения с профилем резьбы, имеют форму клина и обеспечивают резание заготовки. Стружка выходит в отверстия.

Мы будем нарезать резьбу плашкой вручную. Разметим на стержне длину нарезаемой резьбы. Закрепим стержень в тисках вертикально и напильником снимем на конце фаску, она нужна для того, чтобы плашка в начальной стадии нарезания резьбы легче захватывала металл. Длина выступающей над плоскостью губок части стержня должна быть больше длины нарезаемой резьбы на 20..25 мм. Плашку для нарезания требуемой резьбы (диаметр резьбы и ее шаг обозначены на поверхности плашки) закрепляем в плашкодержателе, накладываем на верхний торец стержня. Слегка надавливая правой рукой на плашку, вращать ее левой рукой до надежного врезания в металл. Смазав стержень маслом, продолжить нарезание резьбы, вращая плашкодержатель за ручки. При нарезании плашку поворачивать на один-два оборота вправо, а затем на пол-оборота влево для ломания стружки. Завершив работу, свернуть плашку со стержня.

Нарезанную резьбу проверить Эталонной (стандартной) гайкой. Диаметр стержня для нарезания наружной резьбы определяют по справочным таблицам. Чтобы получить диаметр резьбы 6 мм надо взять диаметр стержня 5,9 мм, а диаметр резьбы 8мм – стержень диметром 7,9мм


- При нарезании резьбы тщательно следить, чтобы не было перекоса плашки, надо проверять ее положение угольником.

Для получения качественной резьбы е предотвращения поломки применять смазку.

Прочно и надежно закреплять заготовку в тисках.

Не работать неисправным инструментом.

Не допускать чрезмерных усилий при вращении инструментов

Не очищать инструменты и заготовки от стружки рукой, использовать для этого щетку-сметку.

Оберегать руки от повреждений острыми кромками режущих инструментов.


Проверка готовности к уроку, решение вопроса допуска к работе на станке


Развитие навыка обязательной необходимости соблюдения техники безопасности при выполнении любых работ в мастерской.

3. Основная часть урока

Учитель осуществляет контроль и дает необходимую консультацию по ходу работ

Учащиеся приступают к работе к самостоятельной работе.

Выработка навыков самостоятельной работы по обработке металлов

4. Подведение итогов урока.

- Итак, вы самостоятельно изготовили болты для ремонта ученической мебели.

Скажите, эти болты уже готовы к практическому потреблению?


- Что такое закалка?


- Как провести закалку в условиях мастерской?


- Ребята, скажите, с какими рабочими профессиями связан наш сегодняшний урок?


- Какими качествами должны обладать рабочие этих профессий?


-Хорошо. Вы славно поработали. Теперь у нас есть болты, чтоб стулья ремонтировать. Оценки за работу:

( если осталось время) ТЕСТ на знание правил техники безопасности (ответы – да,нет):

1. Стружку со стола можно сдувать.

2. Перед работой на станке нет необходимости надевать очки

3. При сверлении металла вручную сверло должно быть надежно закреплено в патроне

4. При временной остановке токарного станка выключать электродвигатель не обязательно

5. Нельзя тормозить руками вращающийся патрон

6. Во время сверления деталь держат рукой

7. Работающий станок останавливают рукой

8. Относятся ли к спецодежде фартук, халат, берет?

9. При аварийной ситуации немедленно отключить станок

10. Во время работы на токарном станке можно не пользоваться защитными очками или предохранительным экраном




- Чтобы болты были прочнее и дольше служили, их подвергают закалке.


Закалка стали – это вид термической обработки, увеличивающей ее твердость. Для закалки сталь нагревают до температуры 750-790º, а затем после выдержки быстро охлаждают в воде или в масле. Закаленная сталь становится хрупкой. Для уменьшения хрупкости закаленные изделия подвергают отпуску. Отпуск – это вид термической обработки, снижающий хрупкость закаленных стальных изделий. Отпускаемую углеродистую закаленную сталь нагревают до температуры 200-700, после чего охлаждают. После отпуска сталь становится менее хрупкой и мягче.


-Закалку можно произвести в муфельной печи.


- Мы познакомились с профессией станочник, слесарь, токарь, фрезеровщик.


- Внимание, сосредоточенность, крепкое физическое здоровье, особенно здоровые ноги, т.к. работа постоянно на ногах, крепкие руки, хорошую реакцию.


- нет


- нет


- да


- нет


- да


- нет


- нет


- да


- да


нет




Расширение профессиональ-ных знаний и умений.

Воспитание уважения к профессиям станочников.



5. Уборка рабочих мест

А теперь приведем в порядок рабочие места

Учащиеся убираются в мастерской


Приучение к соблюдению чистоты и порядка на рабочих местах



Управление образования и молодежной политики администрации Арзамасского района



МОУ «Казаковская основная общеобразовательная школа»


Конспект

урока по технологии в 7 классе.


Тема: «Технология токарных работ по металлу. Изготовление болта».


Учитель: Аверин Александр Борисович,

первая квалификационная категория,

стаж педагогической работы 15 лет


Тип урока: урок развития практических навыков



Программа: В.Д Симоненко. Технология Трудовое обучение М.: Просвещение, 2006


2008 год

Тема урока: «Технология токарных работ по металлу. Изготовление болта».


Цели урока:

Обучающие:

1. Формирование первичных навыков работы на токарно-винторезном станке ТВ-6.

2. Обучение приемам нарезания наружной резьбы.

3. Знакомство с технологией закалки металла.

4. Формирование привычки слушать и слышать учителя, строго следовать инструкции при работе на станке, соблюдать технику безопасности.

Развивающие:

1. Развитие познавательной активности.

2. Формирование технического мышления.

Воспитывающие:

1. Воспитание любви к труду.

2. Воспитание желания овладеть определенными техническими навыками.

3. Воспитание технического внимания, аккуратности в труде.

4. Воспитание умения и желания доводить начатое дело до конца.

5. Воспитание сознания общественной значимости труда.

Профориентационные:

  1. В процессе освоения приемов и навыков обработки металла формировать представление о рабочих профессиях станочников: токаря, фрезеровщика по металлу.

  2. Формирование сознания общественной значимости труда.


Методы обучения:

  1. По источникам знаний: словесный, практический.

  2. По степени взаимодействия учителя с учащимися: беседа, консультация

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Предварительная подготовка учащихся

Формы обучения:

  1. Фронтальная

  2. Индивидуальная

Оборудование урока:


  1. Токарно-винторезные станки

  2. Наборы резцов

  3. Тиски

  4. Наборы метчиков и плашек

  5. Мерительный инструмент

  6. Заготовки металлов и болванок


Психолого-педагогическая характеристика класса.


В классе 6 человек- 2 девочки и 4 мальчика.

Всем по 13 лет, в таком составе учатся с 1 сентября 2007 годы: в патронатную семью переехал 1 мальчик из Пошатовской школы. В учебе класс – средний. По уровню способностей класс можно разделить на 2 группы. Высокий уровень способностей отсутствует. Средний уровень у 4 учащихся: у девочек и двух мальчиков, но оценки «4», «5» стабильны только у девочек - они отличаются усидчивостью. Один мальчик из этой группы холерик, ему трудно усидеть целый урок, внимательно слушая и активно работая. Второй мальчик из группы – с замедленной реакцией: долго собирается что-то делать, легко отвлекается на посторонние раздражители.

Вторая группа учащихся со средне-низким уровнем способностей.

Мышление словесно-образное. На уроке работают, дома - нет.

По технологии у 5 учащихся «5», у одного – «4». Учащихся привлекает результативность труда и личная успешность. Школа основная, поэтому учащиеся 7 класса считаются достаточно взрослыми, чтобы им поручать серьезную работу в рамках школы. Осознание значимости труда повышает серьезность отношения к делу. По психолого-физиологическим особенностям развития одному мальчику нельзя поручать самостоятельную работу на станке, т.к. это требует внимания и сосредоточенности. Основная цель учителя на уроках: заставить мыслить, сосредоточиться, выполнять строго по инструкции технические операции, вырабатывать сознание необходимости строго соблюдать технику безопасности при работе в технической мастерской, чтобы не нанести ущерб здоровью не только себе, но и другим.


Самоанализ урока

Урок прошел успешно. Поставленные цели выполнены. Учащиеся повторили пройденный теоретический материал по теме «Технология токарных работ по металлу»: что такое металл и свойства стали, устройство станка и технику безопасности, правила нарезания наружной резьбы. Практическая часть отрабатывалась по группам с учетом личностных качеств учащихся. Использовались различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа. Методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся (получение конечного результата труда).

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, осуществлялся личностно-ориентированный подход.

Вспомнили, какие профессии связаны с сегодняшним уроком и какими качествами должны обладать люди этих профессий.

Выполняли тесты на знание правил техники безопасности.






Похожие:

Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием iconСвоеобразие природы урала
Методическая разработка содержит конспект урока географии в 8 классе и компьютерную презентацию, которая используется на всех этапах...
Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием iconКонспект урока русского языка в 8 классе
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению»
Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием iconКонспект урока технологии в 6 классе
Обучающая: Ознакомить обучающихся с устройством и назначением штангенциркуля с точностью измерений 0,1 мм. Обучить приемам работы...
Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием iconКонспект урока по технологии в 7 классе «Технология изготовления швейных изделий»
Тип урока: урок приобретения новых знаний и умений, урок закрепления знаний и умений
Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием iconУрока – дебаты. Цели урока: Обучающие
Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Проблемы выбора жизненного пути сельской молодёжи в рассказе Виктора Потанина «На...
Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием iconКонспект открытого урока по литературе в 7 классе
Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: Меркин Г. С., конспект урока, диагностическая таблица, стенд...
Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием iconКонспект урока алгебры в 8 классе
Содействие воспитанию: Самореализации в процессе подготовки и проведения урока
Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием iconПлан-конспект открытого урока по биологии в 8 классе
Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Анализаторы»
Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием iconКонспект урока по изо в 8 классе на тему: «Ландшафтный дизайн»
Цель урока: познакомить с историей возникновения и развития ландшафтного дизайна
Конспект урока по технологии в 7 классе с теоретическим обоснованием iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе зачёт по теме «Имя числительное»
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница