Лекция чтение Комбинированный урок Народный театр. Драма «Как француз Москву брал»




Скачать 212.89 Kb.
НазваниеЛекция чтение Комбинированный урок Народный театр. Драма «Как француз Москву брал»
Дата11.10.2012
Размер212.89 Kb.
ТипЛекция


Дата

Основное содержание программного материала

Кол-во

часов


Основные знания, умения, навыки

Основные понятия

Методические приёмы

Вид урока

1 четверть

Введение.

Литература и время.

История на страницах произведений различных жанров

1

Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано







Урок - лекция




История в произведениях фольклора. Русская историческая песня.

2

Познакомить с жанровым своеобразием русской исторической песни, основной тематикой песен и главными героями;


Истории-ческая песня

Лекция

чтение

Комбинированный урок




Народный театр. Драма «Как француз Москву брал»


1

Народный театр как жанр фольклора;

Раскрыть особенности содержания и художественной формы народного театра

Народная драма

Работа с учебни-ком

беседа

Комбинированный урок




История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись.

«Начальная летопись»

1

Дать понятие о древнерусской литературе;

Помочь учащимся осмыслить закономерности её развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы;

Духовная литература

Канонизация(причисление к лику святых)

Рассказ учителя с элементами беседы

Урок-лекция




«Повесть временных лет»: образ Олега в летописи. Рассказ о смерти Олега

1

Познакомить с одним из памятников ДРЛ




Работа с текстом, беседа

Урок-практикум




Русская воинская летопись.

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

1

Дать понятие воинской летописи;

Раскрыть историческую основу воинской повесть;

Работа над особенностями воинской повесть

Воинская повесть


Междуусо-бицы

Работа с текстом

беседа

Комбинированный урок




Жития святых как исторические повествования

«Преподобные Сергий Радонежский» и его художественные особенности.

1

Дать понятие о жанре жития;

Раскрыть историческую основу ;

Работа над особенностями «Жития»

Духовная литература

Житийная литература

святые

Беседа

Работа над картиной М.В.Нес-терова «Видение отроку Варфоломею»

Урок-практикум




История на страницах произведений XVIII века.

Жанры исторических произведений.

1

Познакомить с этапами жизни Карамзина;

Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении




Сообще-ние учащихся

беседа

Урок-лекция




Историческое прошлое в литературе XIX века. Былины и их герои в произведениях XIX века как демонстрация связи веков и прочности традиций русской литературы

1

Расширить имеющиеся знания об историческом прошлом. Дать понятие о былинах;

Раскрыть связь былина с русской историей;

Вызвать желание учащихся изучать историю Отечества

былина

Чтение былины с элементами беседы

Комбинированный урок.




Идейно-художественное своеобразие былины и баллады.

1

Умение отличать былину от баллады

Баллада

Чтение с элементами беседы

Урок-практикум




УНТ как источник поэзии Л.Д. Дрожжина

1

Знакомство с поэзией басни

Басни на историческую тему

Чтение с элементами беседы

Комбинированный урок




Исторические басни И.А.Крылова . («Волк на псарне»)

1

Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях;

Повторить знание терминов

Аллегория

Басня

Иносказание

Эзопов язык


Чтение басни

беседа

Урок-прктикум




Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» -

Интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.

Сюжет и герои «Песни…»

2

Познакомить с жизнью и творчеством Г.У.Лонгфелло;

Дать представление о романтическом герое и мире;


Трубка мира

Беседа

Комбинированный урок




Жизнь и творчество В.Скотта «Айвенго».

В.Скотт – создатель исторического романа


1

Познакомить с творчеством В.Скотта;

Помочь ученикам понять, каковы особенности исторического романа;








Комбинированный урок




Ричард Львиное сердце и Робин Гуд как исторические персонажи романа.

1

Характеризация персонажей романа.




Беседа

Урок-практикум


2 четверть

А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина.

«Песнь о вещем Олеге»

Сопоставление с историческим источником

1

Познакомить с сюжетом летописного сказания «Смерть…»

Обратить внимание учащихся на таинственность и мрачность колорита, употреблением торжественной лексики;


Хазары

Перун

Цареград

Пращ

Сеча

Комментированное чтение

беседа

Комбинированный урок




«Полтава»

Общий обзор произведений Петра I автором

1

Познакомить с многоплановостью героической поэмы;

Раскрыть историческую значимость двух монархов – полководцев – Петра I и Карла, на примере контраста эти образы рассмотреть;


Паладин

Комментированное чтение







Проблемы власти в «Медном всаднике» А.С. Пушкина. Композиция поэмы.

1

Знакомство с поэмой «Медный всадник»




Аналитическая беседа

Комбинированный урок




Создание «Капитанской дочки». Сюжет истроической повести и его важнейшего события.

1

Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»

Роман

Семейные записи

Хроника

Прототип

Прообраз

Мятеж

восстание

Сообщение уч-ся

Аналитическая беседа

Сжатый пересказ статей учебника

Комбинированный урок




Тема народного восстания в повести. Лирический сюжет произведения

1

Познакомить с особенностями, принципами и идеей народного восстания;






беседа

Урок-практикум




Роль Пугачева в развитии сюжета

1

Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева и Пугачева позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами;

Продолжить работу над художественными особенностями повести

Благородство

Великоду-шие

безразличие

Аналитическая беседа

Чтение эпизодов

Урок-практикум




Герой повести и рассказчик. Петр Гринев и Маша Миронова

1

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой;

Продолжить работу над смыслом названия повести;

Обобщить и систематизировать знания по образу Петра Гринёва;

Входе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя.




Сообщение

Аналитическая беседа

Урок-практикум




Историческая повесть и исторический труд.

Пейзаж, интерьер, манера повествования. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведения.

2

Обобщение и систематизация материала;





Беседа

Урок-практикум




Р.Р. Сочинение на одну из тем

1

Развитие связной речи учащихся;

Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения







Урок развития речи




Историческая повесть и исторический труд. Автор в историческом прозведении.

1

Проследить образ автора в историческом произведении.

Сюжет, фабула, историческая повесть

Беседа.

Урок-практикум




М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте и его судьбе. Исторический сюжет «Песни…»

1

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта;

Знакомство с произведением.

опричник

Рассказ учителя

Урок-лекция




Неправый суд Ивана Грозного. Благородство купца Калашникова. Связь поэмы с фольклором

2

Обобщение и систематизация материала;








Комбинированный урок

3 четверть

Н.В.Гоголь. Слово о творчестве Н.В.Гоголя.

Сюжет повести «Тарас Бульба»

1

Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе;

Дать понятие о романтической повести;

Раскрыть сюжет и идейный замысел повести

Романтичес-кая повесть

История

Сюжет пейзаж

Сообщение

Лекция

беседа

Урок-лекция




Сопоставительная характеристика образов и судеб двух братьев

1

Дать сравнительную характеристику Остапу и Андрию: учеба, Запорожская сечь, бой, погибель;






беседа

Урок-практикум




Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер)

1

Показать роль художественной детали;

Помочь увидеть учащимся, как с помощью деталей интерьера автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя

гипербола

героическая личность

Беседа

Комментирован-ноечтение

Урок-практикум




Контрольная работа по повести «Тарас Бульба»

1

Контроль ЗУНов







Урок контроля




Творчество Александра Дюма. «Три мушкетёра».

Сюжет. Герои.

1

Дать общую характеристику произведению;

Выяснить причину популярности и авторскую позицию




Пересказ

Беседа


Комбинированный урок




Кодекс чести и правила поведения героев. Причина популярности романов Дюма.

1

Выяснить причину популярности романов Дюма




Беседа

Урок-практикум




А.К.Толстой

.Слово о писателе.

Баллада «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои.


1

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»;

Представить Василия Шибанова как лицо историческое и показать его значимость в истории и балладе



Баллада


Беседа

чтение

Комбинированный урок




Роман «Князь Серебряный»

Сюжет и герои романа

1

Помочь учащимся раскрыть особенности романа и писательский замысел;

Познакомить с историческими лицами на страницах романа

Реализм

Романтическое повествова-ние

Аналитическая беседа

Урок-практикум




Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой

2

Помочь увидеть, как автор старается показать соответствие внутренних и внешних качеств человека или, наоборот, контраст;

Раскрыть значение событий, которые стремительно приближаются к развязке;

фольклор

Аналитическая беседа

Урок-практикум




Сатира «Истроия государства Российского от Гостомысла до Тимашева»

1

Познакомить со стихотворной сатирой

Стихотворная сатира

Рассказ учителя, беседа по тексту

Комбинированный урок




Л.Н.Толстой. Сюжет и композиция «После бала»

1

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел




Аналитическая беседа с чтением эпизодов

Урок-практикум




Роль контраста при создании образа героя

1

Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни




Элементы диспута

тест

Урок-практикум




Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему «Полковник на балу и после бала»

1

Развивать связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения







Урок развития речи




История на станицах художественной литературы XX века.

Былины и их герои в произведениях И. А. Бунина

1

Выявить исторические особенности литературы XX века;

Сформировать первоначальное представление о взгляде писателей на родную историю через судьбы людей эпохи;

Раскрыть проблему исторической личности, зримые черты живого облика известного человека;






Лекция

беседа

Урок-лекция




Былины и их герои на страницах поэзии XX века (Бальмонт К.Д)

1

Познакомить учащихся с творчеством Бальмонт К.Д, его обращением к истории и русскому фольклору (былинному эпосу)




Чтение

Анализ


Комбинированный урок




Ю.Н.Тынянов. Тема истории на страницах произведений Тынянова

«Подпоручик Киже» и тема деспотизма

2

Познакомить с творчеством Ю.Н.Тынянова;

Помочь увидеть анекдотичную основу исторического рассказа;

Раскрыть трагическое одиночество Петра 1





Чтение беседа

Комбинированный урок




Образ Петра и его окружения на страницах исторического повествования

1

Показать своеобразие рассказа «Восковая персона;

Выявить авторскую позицию





Аналитическая беседа

Урок-практикум

4 четверть

Марк Алданов. Тема героического прошлого России. Тетралогия «Мыслитель».

«Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия.

2

Познакомить с творчеством М.Алданова;

Увидеть в авторе человека, который сопереживает события и беды сегодняшнего дня;

Обратиться к его философским позициям, понять, как он воспринимает ход истории;

тетралогия

Лекция

Аналитическая беседа

Сообще-ние

Комбинированный урок




С.Цвейг. События и герои исторических миниатюр.

«Невозвратимое мгновение»

Роль мгновение в судьбе человека и исторического события.

1

Помочь учащимся увидеть в творчестве С.Цвейга обращение к судьбам известных исторических лиц (Бальзак, Диккенс, Ницше, Стендаль, Толстой);

Раскрыть тему человеческой разобщенности;

Познакомить с теорией «животного магнетизма». Определить понимание проблемы;

Вдохновиться пафосом веры в силы человека;

Помочь увидеть более широкий и полный взгляд на проблему роли человека в истории.







Комбинированный урок




Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали…» как роман о судьбах властителей и простых людей на страницах истории

2

Познакомить учащихся творчеством Б.Васильева;

Показать взаимоотношение власти и народа;

Выявить роль автора, его отношение к событиям прошлого




Лекция

беседа

Комбинированный урок




Сюжет и герои повести: семья Олексиных и главная героиня повести Наденька Олексина, Иван Каляев

2

Продолжить знакомство с героями романа;

Выявить своеобразие повествования







Урок-практикум




Великая Отечественная война в русской лирике.


2

Познакомить учащихся с героическими страницами Руссой поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей







Урок-концерт




Л.М.Леонов. Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии

1

Познакомить учащихся с творчеством Л.Леонова;

Провести обзор содержания рассказа;

Определить «внутренний, скрытый рисунок жизни»;

Обучение учащихся аналитическому пересказу




Комментированное чтение

Комбинированный урок




Судьбы героев пьесы и их идеалы

1

Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни»;

Научить видеть позицию автора в пьесе;

Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации;







Урок-практикум




История на страницах поэзии XX века.

Интерес к темам прошлого в лирике. Гиппиус З, Гумилев Н., Кузмин Н.А, Цветаева М.

3

Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских потов;

Помочь осмыслить прочитанное

Звукопись

Аллитерация

Ассонанс


Чтение, анализ, беседа.

Комбинированный урок




Итоги. Контрольный тест Рекомендации по самостоятельному чтению на лето.

1

Контроль ЗУНов







Урок контроля.




Резервный урок

1















Пояснительная записка

к календарно-тематическому планированию.


Обучение в 8 классе по литературе ведётся в соответствии с типовой программой, Рекомендованной Министерством образования.

Преподавание осуществляется по учебнику Т.Ф. Курдюмовой «Литература 8 класс» изд. «Дрофа» М. 2001 год

Для реализации рабочей учебной программы выбран УМК по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (Волгоград, 2002), рассчитанный на 2 часа в неделю, реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по литературе. Методическое обеспечение включает в себя : Программно- методические материалы по литературе изд. «Дрофа» 2000г.,Учебник «Литература 8 класс» изд. «Дрофа» ,2002г., Поурочные планы по литературе 8 класс Скориной Н.М. 2002г ,изд. «Учитель - АСТ», Уроки литературы в 8 классе Савиной Л.Н изд. «Учитель» 2003г.., методическое пособие И.В.Золотаревой изд. « Вако»2004г., «Тесты 5-9класс» Е.Ю.Липиной изд. «Дрофа» 2004г., Читаем, думаем, спорим. «Просвещение» 1999г.

На изучение литературы по рабочему учебному плану выделяется 68 часов в год, 2 часа в неделю. Количество часов на изучение тем соответствует типовой программе.

Цели и задачи:

-сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных худ. произведений;

-овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке Худ. произведений и их выбору для самостоятельного чтения; воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; -использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования устной и письменной речи.

В 8 классе ученики обращаются к проблеме времени на страницах произведений искусства, следовательно, к истории в произведениях искусства слова. Особенность реализации программы состоит в том, что в каждом разделе предусмотрены вводные уроки, уроки закрепления знаний , уроки обобщения и систематизации и уроки проверки ЗУНов.

Доминируют диалогические и деятельные формы обучения.


Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс V111 класса.


В результате обучения учащиеся должны знать:

  • содержание текстов программных произведений;

  • определение основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

  • основные этапы стадиального развития литературы, отражение истории в каждом этапе. Должны уметь:

  • определить творческий метод писателя, авторскую позицию в произведении, литературное направление и эпоху, к которым относиться его творчество;


уметь:

  • дать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано произведение;

  • указать особенности национальной традиции и новаторство творчества писателя;

  • охарактеризовать место писателя и литературного произведения в литературном процессе;

  • сделать самостоятельный устный доклад на заданную тему;

  • написать развернутый план сочинения на заданную тему, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения, объяснить смысл заданной темы и способы ее раскрытия в сочинении;

  • написать сочинение на заданную тему.

Похожие:

Лекция чтение Комбинированный урок Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» iconПрограмма элективного курса по литературе «Драма как род литературы. Русский драматический театр»
Моу «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина» г. Йошкар-Олы, отличник народного просвещения, Заслуженный учитель рмэ
Лекция чтение Комбинированный урок Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» iconКалендарно-тематическое планирование «Технология модернизации электронно-вычислительных машин» 2010-2011 уч год Группа №17 Профессия «Оператор электронно-вычислительных машин»
Урок изучения нового материала (комбинированный урок с применением средств мультимедиа, лекция). Цель изучение и первичное закрепление...
Лекция чтение Комбинированный урок Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» iconУрок на тему: Русский народный костюм
Воспитание интернационализма. Охарактеризовать типы женского костюма конца. Описать и проанализировать значение деталей народного...
Лекция чтение Комбинированный урок Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» iconУрок по информатике и икт на тему
Тип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений
Лекция чтение Комбинированный урок Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» iconУрок по общей биологии, 9 класс с использованием компьютера
Форма урока: Комбинированный урок с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения и лекции
Лекция чтение Комбинированный урок Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» iconУрок химии в 9-м классе с использованием презентации по теме "Алюминий"
Тип урока: комбинированный урок с демонстрационными и лабораторными опытами, направлен на объяснение нового материала. (Презентация....
Лекция чтение Комбинированный урок Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» iconСправка для анализа деятельности преподавателя при проверке предметно цикловой комиссии
Типы уроков (урок – овладение новыми материалом, повторение и закрепление, контрольный, комбинированный, урок обобщения и систематизации...
Лекция чтение Комбинированный урок Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» iconКраткое содержание : Курс «Театр как система: понятия и вещи»
Краткое содержание: Курс «Театр как система: понятия и вещи» имеет трехчастную структуру («История театра», «Теория театра», «Театр...
Лекция чтение Комбинированный урок Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» iconУрок комбинированный
...
Лекция чтение Комбинированный урок Народный театр. Драма «Как француз Москву брал» iconЗадача оптимальной упаковки; комбинированный алгоритм; волновой алгоритм; ресурсная эффективность
Комбинированный и волновой алгоритмы решения задачи упаковки: принципы построения и особенности
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница