Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение»




НазваниеИсследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение»
страница1/5
Дата11.10.2012
Размер0.78 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4   5
Социальный проект – исследование

«Влияние самооценки старшего школьника

на его профессиональное самоопределение»



Содержание

Стр.

Введение

3

Глава 1. Рассмотрение проблемы влияния самооценки в старшем школьном возрасте на профессиональное самоопределение старшеклассника в психолого-педагогической литературе.

6

1.1. Возрастные особенности учащегося старшего школьного возраста.

6

1.2. Самооценка старшего школьника как психолого-педагогический феномен.


12

1.3. Деятельность педагога, направленная на профессиональное самоопределение старшеклассника.

23

Выводы по главе 1.

31

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению влияния самооценки старшеклассника на его профессиональное самоопределение.


33

2.1. Цели и задачи эксперимента. Практическая работа педагога.

33

2.2. Используемые диагностические методики.

41

2.3. Результаты эксперимента по выявлению влияния самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение.

51

Выводы по главе 2.

62

Заключение.

64

Список литературы.

66



Введение.

Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Интенсивное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Согласно закону РФ «Об образовании» содержание образования должно обеспечивать «…формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…»[43].

Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть особенности формирования самосознания в юношеском возрасте, как важном периоде личностного и профессионального самоопределения.

Теоретической основой нашей работы по изучению влияния самооценки старших подростков на их профессиональное определение послужили исследования как отечественных авторов – Л.И.Божович [2], И.И.Чесноковой [41], А.Г.Спиркина [37], В.В.Столина [38], М.И.Лисиной [18] и др., так и зарубежных – У.Джемса [40], Э.Эриксона [40], К.Роджерса [40], Р.Бернса [1] и др.

В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.

Проблема профессионального определения в истории культуры также не нова. Еще в работах К.А. Гельвеция, И.Ф. Гербарта, Р. Оуэна, И.Г. Песталоцци закладывались моральные основы не только образования, но и профессиональной подготовки молодежи к труду. Еще больший акцент на активной, преобразовательной позиции вступающего в жизнь молодого человека делают К. Маркс и Ф. Энгельс. В работах Н. К. Крупской нашел отражение «политехнический подход в профориентации». В середине 80-х годов были сделаны попытки перейти от чисто профдиагностической к развивающей помощи самоопределяющимся подросткам. Эта идея прослеживается в работах А.А. Вайсбург [3], Е.А. Климова [9], Н.С. Пряжникова [27], Т.В. Снегиревой [36] и др.

База исследования - 30 учащихся 9 класса и 30 учащихся 11 класса МОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением английского языка» г. Озерска Челябинской области в возрасте 15-17 лет.

Объект исследования – профессиональное самоопределение старших школьников.

Предмет исследования – взаимосвязь самооценки старшеклассника и его профессионального самоопределения.

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что такие личностные образования в структуре самосознания как самооценка и самоотношение влияют на процесс формирования профессионального самосознания.

Задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самосознания в юношеском возрасте.

2) Выявить возрастные особенности старшего школьника.

3) Рассмотреть формы и методы работы педагога по формированию профессионального определения старшего школьника.

4) Выяснить влияние самооценки в старшем школьном возрасте на выбор профессии.

Для решения поставленных задач были использованы следующие диагностические методики:

  1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. [26].

  2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева [33].

  3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [33].

  4. Методика оценки уровня притязаний В.К. Гербачевского [24].

  5. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова [33].

  6. Сочинение «Я в профессии через 10 лет».

Исследование проводилось в период 2007-2009 учебных годов на базе МОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением английского языка» г. Озерска Челябинской области.

Этапы исследования:

1. На первом этапе (сентябрь 2007 – декабрь 2007 года) изучалась литература и исследования по нашей проблеме.

2. На втором этапе (январь 2007 года – июль 2009 года) проводился сбор информации, осуществлялось наблюдение за группой учащихся, использовались диагностические методики.

3. На третьем этапе (август – сентябрь 2009 года) обрабатывались, систематизировались и оформлялись полученные результаты.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов.


Глава 1. Рассмотрение проблемы влияния самооценки в старшем школьном возрасте на профессиональное самоопределение старшеклассника в психолого-педагогической литературе.

1.1. Возрастные особенности учащегося старшего школьного возраста.

Подростковый возраст имеет социально-историческую природу. Этот возраст выделяется исследователями как этап развития относительно поздно - до ХVIII в. завершение детства связывалось с половым созреванием, сразу по его окончанию следовал период вступления во взрослость. Впервые на проблемы подросткового возраста обратил внимание Ж.-Ж. Руссо, охарактеризовав его как «второе рождение» и связывая этот период жизни с ростом самосознания. Идея Ж.-Ж. Руссо была воспринята и творчески развита Г. С. Холлом, которого называют «отцом» психологии переходного возраста. Заслуга исследователя - в разработке первой психологической концепции подросткового возраста. Холл выделял в качестве основного содержания возраста кризис самосознания, с преодолением которого приходит «чувство индивидуальности». Подростковый возраст был определен им как период «бури и натиска», обусловленный разрывом между наступлением социальной и сексуальной зрелости.

Основная характеристика подросткового возраста - его противоречивость. Противоречивость находит выражение в следующих особенностях возраста:

1. Промежуточный, переходный между детством и взрослостью возраст, совмещающий характеристики того и другого возраста, определяя маргинальность личности в этот период. Включенность и в мир взрослых, и в мир детства обусловливает тревожность, эмоциональную неустойчивость, конфликтность, максимализм, застенчивость подростка. Открытие феномена «подростковой субкультуры» свидетельствует о маргинальности и переходности этого периода. Отрочество (подростничество и юность) представляют собой социокультурный феномен, продолжительность которого определяется особенностями социальной и технологической организации общества. Возрастание периода отрочества - тенденция индустриального и постиндустриального общества.

2. Гетерохронность развития отражена в несовпадении точек достижения морфофизиологической, половой, интеллектуальной и социальной зрелости; Л. С. Выготский указывал, что половое созревание начинается и завершается раньше, чем подросток достигает зрелости социокультурного развития [4].

3. Подростничество является одновременно возрастом социализации и индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания и это идентичности).

Противоречивость подросткового возраста обусловливает ряд проблем. Во-первых, является ли этот возраст стабильным или критическим? Перечисленные особенности возраста дают основания ряду исследователей рассматривать подростковый возраст как непрерывный кризис (Ш. Бюлер, Л. И. Божович). Другая, более обоснованная, на наш взгляд, позиция рассматривает подростковый возраст как стабильный, отделенный кризисами от других возрастов (Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон).

Другая проблема, связанная с противоречивостью подросткового возраста, - различия в определении его хронологических границ. Ш. Бюлер определяла подростковый возраст по критерию пубертатности (полового созревания). Психологические симптомы переходного возраста появляются уже в 11-12 лет, затем следует пубертатная стадия (12-17 лет) и юность (18 – 21-23 года). Бюлер выделяла негативную и позитивную фазы подросткового возраста. Негативная

фаза продолжается с 11 до 13 лет у девочек и с 14 до 16 лет у мальчиков. В юношеском возрасте происходит относительная стабилизация характера и проявляются черты зрелости. Э. Шпрангер включал подростковый возраст в юношеский, границы которого он определял 13-19 годами у девушек, 14-22 - у юношей. Подростковая фаза (14-17 лет) характеризуется кризисом, связанным с освобождением от детской зависимости. Шпрангер также выделял в качестве основных новообразований этого возраста открытие Я, возникновение юношеской рефлексии, осознание своей индивидуальности.

Д. Б. Эльконин [4] выделяет эпоху подростничества, включающую два периода: младший подростковый возраст (12-14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, и старший подростковый возраст или раннюю юность (15-17 лет), где учебно-профессиональная деятельность выступает в качестве ведущей. Период юности (18-21 год) традиционно рассматривается, начиная с работ Л. С. Выготского, как начальная фаза вступления во взрослость.

Р. Хевигхерст [7] считает центральной задачей развития подросткового возраста самоопределение в системе ценностей, общения и отношений между людьми. Данная задача определяет следующие направления развития:

• освоение «новой телесности», связанной с процессами полового созревания, формирование полоролевой идентичности и телесного образа Я;

• развитие абстрактного мышления;

• приобретение навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного полов, вхождение в группу сверстников;

• становление новых отношений в семье на основе освобождения от родительской опеки, автономии и независимости (преодоление эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке);

• выработка жизненной философии и системы ценностей;

• постановка задач будущего в области карьеры и образования;

• подготовка к семейной жизни.

Проблема формирования эго-идентичности в юности разрабатывалась в концепции Э. Эриксона и теории статусов идентичности Д. Марсиа, закономерности формирования эмоциональной независимости от семьи в психоанализе, формирования абстрактного мышления и формально-логических операций - в концепции Ж. Пиаже.

Формирование самосознания на основе самопознания, обусловленного развитием интеллекта и рефлексии, приводит к формированию в подростковом возрасте новой формы эгоцентризма. Д. Элкинд так характеризует подростковый эгоцентризм: феномен воображаемой аудитории и миф о собственной исключительности. Феномен воображаемой аудитории заключается в убежденности подростка, что он постоянно находится в центре внимания окружающих людей, достаточно критично к нему настроенных. Отсюда тревожность и неуверенность, обусловленные переживанием чувства «как на сцене», чрезмерная чувствительность к чужим мнениям, уязвимость, сосредоточенность на мысли, как его оценивают окружающие, демонстративное поведение «на публику». Миф о собственной исключительности состоит в убежденности подростка в уникальности внутренних переживаний, собственной неуязвимости («с другими может что-то случиться, со мной - никогда»). Подростковый эгоцентризм рождает чувство одиночества («никто меня не понимает»), саркастическое и критичное отношение к другим людям как защиту от оценок «воображаемой аудитории», высокую эмоциональную напряженность, нередко склонность к самолюбованию. Преодоление подросткового эгоцентризма связано, по мнению Ф. Райса, с развитием общения со сверстниками и формированием эго-идентичности [14].

В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное психологическое новообразование подросткового возраста. Л. С. Выготский считал, что самосознание подростка есть социальное сознание, перенесенное внутрь [4]. Д. Б. Эльконин в качестве центрального новообразования младшего подросткового возраста рассматривал чувство взрослости, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, строит свои отношения и трансформирует свою деятельность [4]. Чувство взрослости - особая форма самосознания. Ее «особость» состоит в том, что самосознание выступает в аффективной форме переживания. Кроме того, это есть форма осознания своих социальных, а не индивидуальных качеств. Подростковый возраст предполагает постепенное развитие взрослости как готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как равноценного и равноправного участника. Следует различать объективную взрослость как объективную готовность принять права и обязанности взрослого члена общества и субъективную готовность как часто неосознанное отношение к себе как к взрослому (чувство взрослости) и тенденцию взрослости. Возникновение чувства взрослости напрямую не связано с половым созреванием, а определяется тем, какое значение придает ему сам подросток.

Старший подростковый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития - подросток стоит на пороге взрослой жизни и общество ставит перед ним задачу самоопределения в профессиональной сфере. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Выбор профессии предполагает формирование намерений через фазы предварительного выбора и практического принятия решения с определением уровня квалификации и формы профессиональной подготовки. Основной целью самоопределения в старшем подростковом возрасте, по мнению Н. С. Пряжникова [28] является формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального, жизненного, личного развития, готовности к рассмотрению себя во временной перспективе и способности самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение требует определенного самоограничения и критичного соотнесения собственных возможностей, интересов, способностей с возможностями и ограничениями профессии.

Самоопределение становится важнейшим новообразованием возраста, являясь выбором будущего пути, определением цели и смысла будущей жизни; формирование целостной смысловой системы «Я и общество» предполагает выбор профессии, но к нему не сводится. Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и предполагает активное определение подростком своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и смысла своего существования. Важными новообразованиями ранней юности являются ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе. Воля обеспечивает выбор жизненных целей в условиях конкуренции мотивов, осуществление нравственного выбора в ситуации моральных дилемм, способность прилагать усилия в достижении целей.

Важными новообразованиями когнитивной сферы являются становление формально-логического интеллекта, гипотетико-дедуктивного мышления, когнитивного стиля, дивергентного мышления, рефлексии, основанной на формальном интеллекте. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconПряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика (Учебно-методическое пособие)
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconИнструкция старшего лаборанта
На должность старшего лаборанта назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не...
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-11 классов «Деловая речь на английском языке»
Как известно, личностно-ориентированная парадигма образования представляет собой исходный концептуальный подход к образованию и воспитанию,...
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconАвторской работы
Предпрофильное, профильное, дистанционное образование; профессиональное самоопределение
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconУрок: Профессиональное самоопределение
Познакомить с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconСодержание профессиональное самоопределение и латеральная организация мозга
Литвинова Т. Н., Выскубова Н. К., Овчинникова С. А., Кириллова Е. Г., Слинькова Т. А
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» icon«Профессиональное самоопределение учащихся», на базе Федоровской средней школы
Должность, преподаваемый предмет: учитель технологии, изобразительного искусства
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconПриглашает пройти обучение на 72-часовых дистанционных курсах по темам
Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconАкмеологическая концепция развития духовного потенциала старшего школьника
Работа выполнена на кафедре социальной психологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина
Исследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение» iconСказка как средство педагогического воздействия на школьника. Классификация народных сказок. Методика и формы работы над сказкой > 5 Педагогическое исследование по проблеме «Роль сказки в воспитании младшего школьника»
Выполнила студентка 5 курса 502 группы Синькова В. А., специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница