Образовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы экологи»




Скачать 250.44 Kb.
НазваниеОбразовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы экологи»
Дата02.09.2012
Размер250.44 Kb.
ТипОбразовательная программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ «БОРУС»

г. САЯНОГОРСКА


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

туристско-краеведческой направленности

специальности «Туристы – экологи»


Саяногорск, 20___



Принято

Методическим Советом

МОУ ДОД СДЮТ

«Борус» г. Саяногорска

от «_____» ___________ 20 _____ г.

Методист

_________________Э.А. Кумицкая

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ ДОД СДЮТ

«Борус» г. Саяногорска

____________ В.Н. Злобов

«___»____________20___ г.


Автор: Черноусова Н.Ф. педагог дополнительного образования МОУ ДОД СДЮТ «Борус» г. Саяногорск I I квалификационной категории


Пояснительная записка


Туристско-краеведческая деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом. Умственное, морально-этическое, физическое, экологическое, патриотическое, эстетическое воспитание находят в ней место. Туризм открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности.

Программа «Туристы-экологи» создана на основе программы «Юные туристы-экологи» (И.А. Самарина).

Программа адаптирована для учащихся 2-4 классов начальной школы. Время, отведенное на обучение, составляет 324 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Цель программы - создание оптимальных условий для развития и са­мореализации школьников, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой и экологической дея­тельности.

Основные задачи программы:

Обучающие:

- обучение основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях;

- обучение приемам мониторинга окружающей среды.

Развивающие:

- развитие творческой, познавательной и созидательной активности;

- расширение знаний об окружающем мире;

-укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием.

Воспитательные:

- воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспроизведению;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- коррекция отклоняющегося поведения.

Основные формы деятельности:

- организация экскурсий, походов, эколого-краеведческих экспеди­ций;

- выявление случаев негативного воздействия человека на окружаю­щую среду, участие в их ликвидации;

- изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края;

- оказание посильной помощи особо охраняемым природным терри­ториям (ООПТ);

- тренировки и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию и пешеходному туристскому многоборью;

- соревнования, полевые лагеря и лагерные сборы;

- игры, конкурсы и другие массовые мероприятия.

Ожидаемые результаты:

- приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре род­ного края;

- использование эколого-краеведческого материала в образователь­ном процессе;

- пропаганда эколого-краеведческих знаний;

- позитивное общение с окружающими;

- овладение техникой и тактикой туризма, приобретение навыков ориентирования на местности, оказания первой доврачебной помощи;

- рост мастерства учащихся от элементарных навыков самообслужива­ния и организации туристского быта до выполнения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью и спортивному ориентированию.

Для подведения итогов реализации программы после каждого года обучения планируется участие в экологических акциях совместно с Национальным парком «Шушенский бор», в соревнованиях по спортивному ориентированию «Сибириада», «Азия», первенстве города Саяногорска по личной технике пешеходного туризма, проведение зачетного похода.

На первом году обучения основное внимание уделяется техническим приемам и бытовым навыкам пешеходного туризма, а также обеспече­нию безопасности, без которых нельзя организовать поход, исследова­тельскую экспедицию, провести занятия, тренировки.

Занятия по ориентированию необходимо проводить на местности, ис­пользуя контрольные пункты (КП).

Для овладения техникой пешеходного туризма - участие в различных соревнованиях и тренировках на зимних и летних сборах.

Отличительной особенностью программы является то, что члены детского объединения приобретают начальное экологическое образование. На основе изученного материала, формируется понятие о природе как о целостной динамической системе, которое является опорным для формирования понятия об охране природы.

Итогом 1-го года обучения является подготовка и проведение многодневного похода, участие в простейших экологических исследованиях.

На втором году обучения программа предусматривает углубление и расширение экологических знаний, формирование навыков исследова­тельской работы и практическое участие в природоохранных мероприятиях, отработку навыков пешеходного туризма, ориентирования. Боль­шое место также отводится обеспечению безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций.

Итогом 2-го года обучения является подготовка и проведение многодневного похода на значок «Юный турист России».

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Время, отведенное на обучение в первый, второй год, составляет 324 часа в год, из расчета 9 часов в неделю на одну группу (из них не более 1,5 часов в неделю – теория, согласно нормам СанПиН). Время практических занятий(тренировок) на местности, экскурсий в своем населенном пункте, устанавливается в количестве 4 часов; за проведение одного дня похода, соревнований, загородной экскурсии, любого другого туристского мероприятия - 8 часов. Месячная нагрузка преподавателя составляет 36 часов, годовая - 324 часа.

Распределение недельной нагрузки изменяется в каникулярное время и выходные дни, в соответствии с организацией учебно-тренировочных походов, сборов, профильных лагерей с круглосуточным пребыванием и проведением всех видов соревнований и массовых мероприятий.

Реализация программы предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями «Инструкции по организации и проведе­нию туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с уча­щимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Пра­вилами организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ», Письмом Министерства образования РФ №15-Т от 30.08.96.

Минимальный состав группы первого года обучения – 15 человек, второго года – не менее 10 человек.

Данная программа разработана с учетом требований СанПиН 2.4.4.1251-03: Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования.





Распределение учебной нагрузки по годам обучения

№РазделыКоличество часов 1 год2 годвсеготеорияпрактикавсеготеорияпрактика1Подведение итогов летнего полевого сезона---131122Основы туристской подготовки17520155144161283Краеведение 236175311424Топография и ориентирование 37235448365Обеспечение безопасности34430315266Организация экологической работы. Наблюдение за природой.5564939534Общее количество часов (неделя/год)9

3241

388

2869

3241,2

467,8

278


Учебный план 1-го года обучения

Наименование тем и разделов Количество часов

всего теория практика


Основы туристской подготовки



Туристские путешествия,

4

2

2

история развития туризма



Туристское снаряжение

11

2

9

Организация туристского быта.

26

5

21

Привалы и ночлеги



Питание в походе

11

1

10

Подготовка и организация путешест. 232

21

Физическая подготовка туриста

36

2

34

Туристские слеты и соревнования

64

6

58

17520155

Краеведение



Географическое положение,

4

1

3

природные условия и ресурсы края



История и культура края

13

3

10

Туристские возможности края

6

2

4


23

6

17

Топография и ориентирование



Топографическая и спортивная карты

13

1

12

Ориентирование

24

1

23


37

2

35

Обеспечение безопасности



Техника безопасности при проведении

15

1

14

занятий, походов, экспедиций



Правила санитарии и гигиены

14

2

12

Основные приемы оказания

5

1

4

первой доврачебной помощи




34

4

30

Организация экологической работы. Наблюдения за природой

Наша планета - Земля

3

1

2

Биосфера

2

1

1

Изучение отдельных компонентов

9

1

8

природного комплекса



Наблюдения в природе

21

1

20

Туризм и охрана природы

16

1

15

Основы исследовательской работы

4

1

3


55

6

49

ИТОГО за период обучения

324

38

286



Содержание образовательной программы 1-й год обучения


1. Основы туристской подготовки


1.1. Туристские путешествия, история развития туризма

Туризм - средство познания своего края, физического и духовного раз­вития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения тру­довых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России.

Практические занятия

Анкетирование членов кружка.

1.2. Туристское снаряжение

Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Сна­ряжение для зимних походов. Подготовка личного снаряжения к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назна­чение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, полов­ник. Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе. Ремонт­ный набор, аптечка.

Практические занятия

Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением, его ремонт.

1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Бивак дневной и ночной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусор­ной ямы), заготовка дров. Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение пала­ток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в па­латке. Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры. Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хране­ния и переноски колюще-режущих предметов. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт) Организация ночлегов в помещении. Игры в пути и на привале. Туристская песня. Нормы поведения туристов в населенных пунктах.

Практические занятия

Организация бивака в полевых условиях (определение места, пригод­ного для привала и ночлега, развертывание лагеря, разжигание костра). Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инстру­ментом. Игры в пути и на привале. Разучивание и исполнение туристских песен.

1.4. Питание в походе

Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации пи­тания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горя­чих блюд.

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов для 1-2 дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

1.5. Подготовка и организация путешествия

Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Должности в группе постоянные и временные. Рас­пределение обязанностей в группе. Определение цели и района похода. Подбор литературы и картогра­фического материала. Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник. Отчетная документация. Требования к отчету. Систематика и оформ­ление собранного материала. Написание отчета.

Практические занятия

Работа с краеведческой литературой.

Работа с собранным материалом, его определение, систематика, оформление. Подготовка и чтение докладов по итогам похода.

1.6. Физическая подготовка туриста

Краткие сведения о строении, функциях организма и влиянии физи­ческих упражнений на организм. Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально-волевая подготовка. Закаливание. Ут­ренняя зарядка.

Практические занятия

Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале, лыжная подготовка. Обучение плаванию, скалолазанию.

1.7. Туристские слеты и соревнования

Правила организации и проведения туристских соревнований учащих­ся Российской Федерации. Задачи туристских слетов и соревнований. Классификация соревнований. Спортивная и конкурсная программа. Права и обязанности участников, представителей, тренеров. Положе­ние и условия проведения соревнований. Порядок проведения, подведе­ние итогов и награждение победителей. Охрана природы Соревнования по спортивному ориентированию. Виды соревнований по спортивному ориентированию (по выбору, в заданном направлении). Подведение итогов соревнований. Соревнования по туристскому многоборью. Личное и командное сна­ряжение участников. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Туристский слет. Положение и условия проведения слета. Виды со­ревнований в программе слета. Конкурсная программа: приветствие, ту­ристская песня, газета.

Практические занятия

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, турист­скому многоборью, в туристском слете.

2. Краеведение

2. История и культура края. Туристские возможности края.

Сведения о прошлом своего населенного пункта. Памятники истории и культуры. Наиболее интересные места походов и экскурсий. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Практические занятия

Экскурсия по своему населенному пункту.

3. Топография и ориентирование

3.1. Топографическая и спортивная карты

Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление.. Условные знаки топографических карт. Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической кар­ты. Условные знаки спортивной карты: населенные пункты, гидрогра­фия, дорожная сеть, сооружения, растительный покров, местные пред­меты. Изображение рельефа на топографической и спортивной картах.

Практические занятия

Определение масштаба карты. Изучение форм рельефа на карте и на местности. «Путешествие» по карте. Упражнения на запоминание условных знаков.

3.2. Ориентирование

Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движе­ния по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежу­точные ориентиры. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям мест­ных предметов. Действия при потере ориентировки.

Практические занятия

Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков. Участие в соревнованиях по спортивному и туристскому ориентированию школьного и городского (районного) масштабов.

4. Обеспечение безопасности в походе

4.1. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспе­диций

Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры без­опасности при проведении занятий в помещении и на улице. Правила поведения при движении группы (пешком и на транспорте). Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Ор­ганизация самостраховки. Использование простейших узлов и техника их вязания. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотно­шения с местным населением. Правила поведения в условиях полевого лагеря. Правила купания.

Практические занятия

Обучение технике вязания узлов. Отработка техники преодоления ес­тественных препятствий: склонов, подъемов. Организация переправы по бревну с самостраховкой.

4.2. Правила санитарии и гигиены

Гигиенические требования в походе. Гигиена обуви и одежды. Умы­вание, купание, закаливание в походе. Защита окружающей среды от за­грязнения (умывание, мытье посуды, утилизация бытовых отходов). Дикорастущие лекарственные растения, правила их сбора и примене­ние. Ядовитые растения и грибы.

Практические занятия

Сбор лекарственных растений, сушка и хранение, применение. Изучение ядовитых растений и грибов по картинкам и нахождение их в природе.

4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Медицинская аптечка. Ее комплектование, хранение, транспорти­ровка. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Личная ап­течка туриста.

Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечения), тепловом и солнечном ударе, ожо­гах, укусах насекомых и пресмыкающихся.

Правила переноски пострадавшего.

Практические занятия

Комплектование медицинской аптечки. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему: опреде­ление травмы, практическое оказание помощи. Переноска пострадавшего.

5. Основы экологии. Организация экологической работы

5.1. Биосфера

Понятие о биосфере. Биосфера - «живая» оболочка Земли. Границы биосферы.

Практические занятия

Экологические игры.

5.2. Изучение отдельных компонентов природного комплекса

Рельеф, почва, растения, животные. Природные комплексы леса, лу­га, поля, водоема. Экология - наука о взаимосвязях в природе.

Практические занятия

Изучение растений леса, луга, поля, водоема по фотографиям и герба­риям.

5.3. Наблюдения в природе

Значение наблюдательности и умения вести наблюдения. Метеонаблюдения в лесу, на открытом месте. Признаки изменения погоды. Предсказание погоды по растениям и поведению животных. Гербаризация растений. Зарисовка, фото- и кино­съемка наблюдений. Сбор природного материала и его оформление. Краеведческие наблюдения. Встречи, беседы с местным населением.

Практические занятия

Наблюдения за признаками изменения погоды в природе. Сбор, засушивание растений и оформление гербария. Экскурсии с целью развития наблюдательности на маршруте, по эко­логической тропе.

5.4. Туризм и охрана природы

Закон об охране природы. Участие туристов в охране и преобразова­нии природы. Виды природоохранной деятельности школьников.

Практические занятия

Участие в экологических акциях.

Изготовление и развешивание кормушек.


Учебный план 2-го года обучения


№Наименование тем и разделовКоличество часовВсегоТеорияПрактика1. Подведение итогов летнего полевого сезона 131122. Основы туристской подготовки2.1 История развития туризма. Туристские путешествия222.2 Туристское снаряжения122102.3 Туристский быт122 102.4 Питание в походе 1 6 2 142.5 Туристская группа10282.6 Подготовка и проведение туристского
путешествия282262.7Физическая подготовка30-302.8 Туристские слеты и соревнования34430144161283.Топография и ориентирование3.1Топографическая и спортивная карты. Измерение расстояний144103.2Ориентирование30426448364. Основы безопасности4.1 Техника безопасности при проведении
занятий, походов, экспедиций162144.2 Правила санитарии и гигиены3124.3Основные приемы оказания доврачебной помощи12210315265. Краеведение5.1Краеведческие объекты родного края164125.2 Рельеф 2 115.3Климат3125.4 Гидрография4135.5Растительный мир142125.6Животный мир142125311426.Основы экологии. Организация экологической работы. Наблюдения в природе6.1 Охрана окружающей среды. Природоохранная деятельность151146.2Фенологические наблюдения81 76.3Природный комплекс и его компоненты6156.4Исследовательская работа1028395 34Итого за период обучения:32446278


Содержание образовательной программы 2-й год обучения


1. Подведение итогов летнего полевого сезона

Обработка собранного материала. Отчет о проделанной работе.

Практические занятия

Работа с гербарием. Оформление коллекций, газеты, стендов.

2. Основы туристской подготовки

2.1. История развития туризма. Туристские путешествия

Роль туристских походов, путешествий и экскурсий в формировании характера человека, воспитании патриотизма и углублении знаний по­лученных в школе, приобретении трудовых навыков и воспитании само­стоятельности, чувства коллективизма. История освоения России, знаменитые русские путешественники и исследователи. Книги о путешествиях и их авторы: Обручев, Арсеньев, Федосеев и др. Туристские традиции своего коллектива. Знакомство с туристами-земляками. Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипед­ный, спелеотуризм. Туризм самодеятельный, экскурсионный, международный. Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориен­тированию, туристскому многоборью.

2.2. Туристское снаряжение

Личное и групповое снаряжение, основные требования к нему: лег­кость, прочность, безопасность эксплуатации, удобство использования, гигиеничность, эстетичность. Правила упаковки снаряжения в рюкзаке и размещения в палатке. Обувь и уход за ней. Сушка обуви и одежды в походе. Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток. Кухонное оборудование для летних и зимних походов. Хранение и пе­реноска режуще-колющих инструментов. Оборудование для исследовательской работы.

Практические занятия

Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона года и ус­ловий похода. Подготовка специального снаряжения и оборудования для исследовательских работ.

2.3. Туристский быт

Привалы и ночлеги, требования к местам привалов и ночлегов:

- жизнеобеспечение (наличие воды и дров);

- безопасность (удаленность от населенных пунктов, отсутствие су­хих и гнилых деревьев, расположение на высоких берегах рек);

- комфортность (освещенность, продуваемость, эстетичность поляны). Типы костров и их назначение. Костровое оборудование.

Практические занятия

Работа группы на привале. Разведение костра при неблагоприятных условиях (сырая погода, сильный ветер, туман). Заготовка растопки.

2.4. Питание в походе

Особенности питания в одно-трехдневном походе. Режим питания. Нор­мы дневного рациона. Способы уменьшения веса продуктов (использова­ние сублимированных продуктов, возможности заброски и пополнения продуктов на маршруте). Использование дикорастущих растения, ягод, грибов.

Практические занятия

Составление меню по норме закладки продуктов и списку продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре. Приготовление блюд из дикорастущих растений, ягод, грибов.

2.5. Туристская группа

Обязанности членов туристской группы.

Практические занятия

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, про­ведения и подведения итогов похода.

2.6. Подготовка и проведение туристского путешествия

Формирование туристской группы. Распределение обязанностей в группе. Походная документация. Подведение итогов похода, путешествия. Разбор действий группы. Требования к отчету. Обработка собранных материалов.

Практические занятия

Комплектование личного и группового снаряжений. Составление плана подготовки похода. Составление сметы расходов. Самостоятельная работа по развертыванию лагеря. Установка пала­ток. Заготовка дров. Устройство костра. Подготовка отчета о походе. Оформление газеты. Работа с собранным материалом. Сушка и ремонт походного снаряжения и инвентаря.

2.7. Физическая подготовка

Подвижные игры на воздухе и в спортивном зале. Лыжная подготов­ка, плавание.

2.8. Туристские слеты и соревнования

Правила организации и проведения туристских соревнований учащих­ся Российской Федерации. Задачи туристских слетов и соревнований. Классификация соревнований. Спортивная и конкурсная программа.

Права и обязанности участников, представителей, тренеров. Положе­ние и условия проведения соревнований. Порядок проведения, подведе­ние итогов и награждение победителей. Охрана природы. Соревнования по спортивному ориентированию. Виды соревнований по спортивному ориентированию (по выбору, в заданном направлении). Подведение итогов соревнований.

Соревнования по туристскому многоборью. Личное и командное сна­ряжение участников. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников.

Туристский слет. Положение и условия проведения слета. Виды со­ревнований в программе слета. Конкурсная программа: приветствие, ту­ристская песня, газета.

Практические занятия

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, турист­скому многоборью, в туристском слете.

3. Топография и ориентирование

3.1. Топографическая и спортивная карты. Измерение расстояний

Топографическая и спортивная карты. Их отличия. Условные знаки топографической и спортивной карты. Изображение рельефа на топогра­фической и спортивной карте. Влияние рельефа на выбор пути движения. Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки. Глазо­мерный способ определения расстояний. Необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение расстояния шагами. Определение пройденного расстояния по времени движения. Способы определения расстояния до недоступного предмета, опреде­ления высоты предмета.

Практические занятия

Упражнения на запоминание условных знаков. Измерение расстояний на карте с помощью линейки, курвиметра, нитки. Измерение длины шага, перевод числа шагов в метры. Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага. Определение высоты предмета.

3.2. Ориентирование

Ориентирование при помощи компаса и карты. Снятие азимута с кар­ты. Определение азимута на предмет. Движение по азимуту. Приемы об­хода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры.

Соревнования по спортивному ориентированию. Правила соревнований.

Практические занятия

Движение по азимуту по пересеченной местности. Упражнения в различных видах спортивного ориентирования. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

4. Обеспечение безопасности

4.1. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспе­диций

Безопасность - основное и обязательное требование при проведении походов и занятий. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности.

Правила дорожного движения для пешеходов. Порядок движения группы в населенном пункте, вдоль дорог, при пересечении дорог.

Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута. Использование специального снаряжения: страховочная сис­тема, веревки, карабины и т.д. Узлы в туризме, их применение.

Практические занятия

Преодоление препятствий (бревно, параллельные перила, склон) с применением страховочных систем.

Освоение техники вязания узлов.

4.2. Правила санитарии и гигиены

Личная гигиена туриста. Одежда и обувь для тренировок, походов и экспедиций. Средства личной гигиены на тренировках, в походах, экс­педициях.

Практические занятия

Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Походная аптечка. Показания к применению лекарственных препа­ратов. Хранение, транспортировка и пополнение походной аптечки. Ле­карственные растения, возможности их использования в походных усло­виях.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Приемы транспортировки пострадавшего.

Практические занятия

Комплектование походной аптечки. Изучение лекарственных растений по гербариям и справочникам. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, перело­мах, утоплении, ожогах. Применение повязок. Обучение приемам транспортировки пострадавшего. Экскурсия в природу для сбора и изучения лекарственных растений.

5. Краеведение

5.1. Краеведческие объекты родного края

Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитек­турные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объ­екты. История и культура своего населенного пункта. Экскурсионная работа. Требования к организации экскурсии. Работа экскурсовода.

Практические занятия

«Путешествие» по карте. Составление паспорта на краеведческий объект. Походы и экскурсии к наиболее интересным экскурсионным объек­там родного края.

5.2. Рельеф области (края)

Главные черты рельефа области, его влияние на формирование микроклимата, гидро­графии края, растительного и животного мира. Формирование совре­менного рельефа.

5.3. Климат области (края)

Атмосфера. Проблемы охраны атмосферы. Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влияние на распространение растений и животных, хозяйственную деятельность че­ловека. Характеристика климата края. Фенологические наблюдения. Знакомство с картой погоды. Учет характера господствующих ветров и других климатических факторов при размещении промышленных пред­приятий.

Практические занятия

Организация фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.

5.4. Гидрография области (края)

Понятие о гидросфере планеты. Вода - основа жизни. Вода как полез­ное ископаемое. Охрана и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов.

5.5. Растительный мир области (края)

Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Зна­чение растений в природе и жизни человека. Растительный мир родного края. Редкие и исчезающие растения и их охрана. «Красная книга» рас­тений. Лекарственные растения края и их использование.

Практические занятия

Определение растений луга, леса, поля, водоема, болота. Подготовка и проведение бесед учащихся о редких и исчезающих рас­тениях родного края.

5.6. Животный мир области (края)

Обзор животного мира края. Редкие и исчезающие животные края. «Красная книга» животных.

Практические занятия

Определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности. Подготовка и проведение беседы учащихся об охраняемых животных родного края. Экскурсии в краеведческий музей, в природу.

6. Основы экологии. Организация экологической работы. Наблюдения в природе

6.1. Охрана окружающей среды Природоохранная деятельность

Охрана природы в России. Основные документы по охране природы. Закон об охране природы. Задачи особо охраняемых природных террито­рий (ООПТ): памятников природы, заповедников, заказников, нацио­нальных парков. Понятие об антропогенных факторах среды. Рацио­нальное природопользование. Ту­ризм и охрана природы.

Практические занятия

Участие в благоустройстве лесных территорий, мест и зон отдыха. Заготовка кормов для зверей и птиц.

6.2. Фенологические наблюдения

Использование фенологических наблюдений при изучении родного края и в народном хозяйстве. Значение фенологических наблюдений для человека. Народный календарь природы. Организация наблюдений и изучение сезонных явлений природы.

Практические занятия

Составление календаря погоды. Экскурсия «Осень в природе»

6.3. Природный комплекс и его компоненты

Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа - общество - человек». Общая характеристика при­родных комплексов родного края.

Практические занятия

Экскурсия в лес, на луг, на водоем по изучению природного комплекса.

6.4. Исследовательская работа

Использование специального оборудования и приборов при проведе­нии исследовательской деятельности. Определители растений, насекомых. Правила сбора и засушивания растений.

Практические занятия

Использование определи­телей при определении растений, насекомых.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

1-го года обучения:

- формирование элементарных эколого-туристских знаний, умений, навыков: техники туризма и ориентирования, умения вести себя в при­роде, производить анализ проделанной работы.

2-го года обучения:

- умение учащихся пользоваться полученными эколого-туристскими знаниями, умениями, навыками;

- выполнение разрядных норм по спортивному ориентированию, тех­нике туризма, спортивным походам;

- участие в конкурсах и соревнованиях по туризму, биологии, эколо­гии;

- участие в экологических акциях.


Литература


Программа дополнительного образования детей. Юные туристы – экологи. М. 2007.

И. А. Самарина. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. М. 2007.

Ф. Г. Багаутдинова. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. М. 2002.

Э. А. Макаревич. Туристские походы выходного дня. Минск 1985.

В. М. Куликов, Л. М. Ротштейн. Школа туристских вожаков. М. 1997.

Словарь юного туриста. М. 2003.












Похожие:

Образовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы экологи» iconОбразовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы проводники»
Учреждение дополнительного образования детей станция детского и юношеского туризма и экскурсий «борус»
Образовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы экологи» iconОбразовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы многоборцы»
Учреждение дополнительного образования детей станция детского и юношеского туризма и экскурсий «борус»
Образовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы экологи» iconОбразовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Спортивное ориентирование»
Учреждение дополнительного образования детей станция детского и юношеского туризма и экскурсий «борус»
Образовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы экологи» iconОбразовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Основы начальной туристской подготовки»
Учреждение дополнительного образования детей станция детского и юношеского туризма и экскурсий «борус»
Образовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы экологи» iconОбразовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Инструкторы туризма»
Учреждение дополнительного образования детей станция детского и юношеского туризма и экскурсий «борус»
Образовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы экологи» iconПояснительная записка Образовательная программа «Школа Робинзонов»
Туризм и краеведение. (М: Просвещение, 1976 год). Данная программа относится к туристско-краеведческой направленности, так как её...
Образовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы экологи» iconДополнительная образовательная программа кружка «Туристы экологи» для учащихся VI – VII классов
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Тутаева Ярославской области
Образовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы экологи» iconТуристско-краеведческой деятельности учащихся
А. А. Остапец. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. – М., Рмат, 2001....
Образовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы экологи» iconУправление образования и науки Липецкой области Детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и туризма) организация туристско-краеведческой работы в школе (методические рекомендации)
Методические рекомендации по организации туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении 2008. – 48 с
Образовательная программа туристско-краеведческой направленности специальности «Туристы экологи» iconПрограмма дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности (модульная) «Моя малая Родина»
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Красноярский краевой детско-юношеский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница