Вопросы к вступительным экзаменам




Скачать 302.86 Kb.
НазваниеВопросы к вступительным экзаменам
страница1/3
Дата11.10.2012
Размер302.86 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. Шолохова

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

ВОПРОСЫ

К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(иностранный язык)

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Методика обучения иностранным языкам как педагогическая наука

1. Роль и место методики в системе профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка. Объект и предмет методики, её задачи. Основные закономерности методики обучения иностранным языкам: закономерности смежных наук, преобразуемые в методике; своеобразно выраженные закономерности дидактики; специфические закономерности методики. Общие и частные методики обучения иностранным языкам.

2.Основные и вспомогательные методы исследования, используемые в методике обучения иностранным языкам. Главные базисные методические категории: прием, метод и система обучения, а также средство обучения, принцип обучения и подход к обучению иностранным языкам.

Связь методики обучения иностранным языкам с другими научными дисциплинами

3. Лингвистические основы обучения иностранным языкам. Понятие языка и речи. Единицы языка: фонемы, морфемы, слова, предложения. Единицы речи. Вопросы моделирования: нестатистические (или базисные) лингвистические модели и статистические (или стохастические). Понятия: «модель», «типовые предложения» или «речевые образцы». Явления переноса и интерференции при овладении иностранным языком.

4.Психологические основы обучения иностранным языкам. Психология речи: устная и письменная речь; внешняя и внутренняя речь, рецептивная и репродуктивная (продуктивная) речь. Процессы мышления при изучении иностранных языков. Процессы памяти и восприятия в овладении иностранным языком. Понятия: «знание», «умение» и «навыки» и пути их формирования.

5. Дидактические основы обучения иностранным языкам. Специфика учебного предмета «иностранный язык» и его место среди других общеобразовательных предметов, изучаемых в средней общеобразо­вательной школе. Специфика осуществления общедидактических принципов (воспитывающий характер обучения, научность, сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность, или посильность, и прочность) при обучении иностранным языкам.

Цели, задачи, содержание и средства обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе

б.Понятие «цель обучения». Виды целей обучения. Практические, общеобразовательные, воспитательные и развивающие цели обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. 7.Понятие «содержание обучения». Принципы отбора содержания обучения. Содержание обучения в зависимости от объекта обучения (усвоения) языка. Коммуникативная компетенция как результат обучения. Предметная сторона содержания обучения.

8.Понятие «средства обучения». Система средств обучения. Средства обучения для учителя:

  • образовательный стандарт;

  • программа по иностранному языку;

  • книга для учителя;

  • справочная и научная литература;

  • методическая литература.

9.Средства обучения для учащихся:

  • учебник (книга для учащихся);

  • книга для чтения (хрестоматия);

  • пособие по развитию речи;

  • сборник упражнений;

  • справочник по иностранному языку;

  • словарь.

10.Аудиовизуальные средства обучения (фонограммы, видеограммы, видеофонограммы) и технические средства обучения (звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические, средства программиро­ванного обучения).

11.Место иностранного языка в учебном плане общеобразовательных школ. Значение программы по иностранному языку как основного документа, определяющего цель, задачи и содержание обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.

12.Требования к уровню развития знаний, умений и навыков в V, VI, VII, VIII, IX, X и XI классах средних общеобразовательных школ.

Типология упражнений и последовательность их выполнения

13.Упражнение как структурная единица методической организации языкового материала,

функционирующая при обучении иностранным языкам, обеспечивающая предметные действия с этим

материалом и формирование на их основе умственных действий учащихся.

14.Различные подходы в определении исходных критериев типологии упражнений. Типы и виды

упражнений для обучения видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму .Типы и

виды упражнений для освоения различных аспектов языка и речи (для формирования языковых и речевых

навыков).

15.Понятие «система упражнений». Компоненты системы упражнений: подсистема, комплекс, серия,

цикл, группа упражнений. Проблема взаимодействия навыков и умений и её отражение в системе

упражнений.

Основные этапы развития методики обучения иностранным языкам в России и за рубежом

16.Из истории методики обучения иностранным языкам в России и за рубежом в XIX и XX вв.

Грамматико-переводный и текстуально-переводный методы. (Основные представители, цели, содержание,

принципы и методические приемы обучения). Критический анализ переводных методов.

17.Натуральные и прямые методы. Прямые методы в России. (Основные представители, цели,

содержание, принципы и методические приемы обучения периода Реформы (классический вариант).

Критический анализ прямых методов.

18.Неопрямые методы (модификация прямого метода). Устный метод Г. Палмера. Методы обучения

рецептивному владению языком (Метод М.Уэста).

19.Смешанные методы. (Основные представители, цели, содержание, принципы и методические приемы

обучения). Критический анализ смешанных методов.

20.Основные этапы развития советской методики обучения иностранным языкам:

I этап развития советской методики;

II этап развития советской методики;

  1. этап развития советской методики;

  2. этап развития советской методики;

V этап истории советской методики.

21. Анализ действующих учебников и учебных пособий.

Литература

  1. Андреевская - Левенстерн Л.С. Методика обучения французскому языку (на французском). - М., 1973.

  2. Атремов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М., 1969.

  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

  4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М., 1965.

  5. Бердичевский А.Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности. // Иностранные языки в школе. - 2004. № 2.

  6. Бим И.Л. Место иностранного языка в системе общего среднего образования. // В кн.: Глядя в будущее. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков. 17-21. X. 89. - М.: Рема, МГЛУ, 1992. - С. 9-18.

  7. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.

  8. Бим.И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. - М.: Высш. шк., 1995. - 127 с.

  9. Бим И.Л. Перестроечные процессы в обучении иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. - 1991. №5. -С.11-13.

  10. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. -255 с.

  11. Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Сахарова Т.Е. и др. Аттестационные требования к владению иностранным языком учащимися к концу базового курса обучения // Иностранные языки в школе. -1995. №5.- С. 2-8.

  12. Бим И.Л., Каменецкая Н.П., Миролюбов А.А. и др. О преподавании иностранных языков на современном этапе // Иностранные языки в школе. - 1995. № 3. - С. 6-11.

  13. Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н., Вахрушев А.А., Горячев А.В., Данилов Д.Д., Ладыженская Т.А., Леонтьев А.А. (руководитель авторского коллектива), Раутина А.С., - Обновление содержания и организации образования в средней школе (материалы к концепции) // Школа 2100. Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа. / Под ред. А.А. Леонтьева. - Вып. 5. - М.: Баласс, 2001. - С. 6-22.

  14. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. - М.: МО РФ, ИОШ РАО, 1993. - 35 с.

  15. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы языкознания. - 1977. № 4. - С. 95-101.

  16. Гальскова Н.Д. И лингводидактика, и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1997. № 5-6. - С. 12-18.

  17. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2004. № 1. - С. 3-8.

  18. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Немецкий язык для детей. - М.: Аквариум, 1996. - 463 с.

  19. Гальскова Н.Д., Соловцова Э.И. К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы. // Иностранные языки в школе. - 1991. № 3. - С. 31-35.

  20. Гурвич П.Б. О четырех общеметодических принципах организации обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. - 2004. № 1.

  21. Журналы: «Иностранные языки в школе», 1963-2004.

  22. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1992. - 60 с.

  23. Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение. 1991.-221 с.

  24. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам: Монография. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986.-176с.

  25. Концепция 12-летней школы по иностранным языкам. / В.В.Сафонова, Е.Н.Соловова, М.З.Биболетова и др. - М.: Иностранные языки в школе. - 2000. № 6.

  26. Концепция обучения предметам языкового цикла / Материалы для обсуждения. - М.: ВНИК «Школа», 1989.-31 с.

  27. Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету «Иностранный язык» // ИЯШ. -2000. № 6.

  28. Концепция структуры и содержания общего и среднего образования в 12-летней школе. Проект. -

Москва, 2000.

  1. Кузовлев В.П., Коростелев B.C., Пассов Е.И. Иностранный язык как предмет на современном этапе развития общества // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. -М.: Русс, яз., 1991. - 360 с.

  2. Курс обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. проф. Цетлин B.C. - М., 1971.

  3. Лапидус Б.А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений. // Иностранные языки в школе. - 1970. № 1. - С. 58-68.

  4. Леонтьев А.А. Основные линии развития методики преподавания иностранных языков в СССР (40-80-е годы) // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А.: -М., Рус. яз., 1991.-360 с.

  5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл. - 1997. - 287 с.

  6. Леонтьев А.А. Преподавание иностранного языка в школе: мнение о путях перестройки // Иностранные языки в школе. - 1988. № 4. - С. 19-22.

  7. Леонтьев А.А. Преподавание иностранного языка в школе: мнение о путях перестройки // Иностранные языки в школе. - 1988. № 5. - С. 19-23.

  8. Леонтьев А.А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам // Русс. яз. за рубежом. - 1982. № 4. — С. 48-53.

  9. Леонтьев А.А. Школа 2100. - М.: Баласс. - Вып. 6. - 2003.

  10. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - Москва -Воронеж: Российская академия образования - Московский психолого-социальный институт, 2001.

  11. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. - М., Рус. яз., 1991. - 360 с.

  12. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. - 1995, №5.- С. 13-18;-С. 36.

  13. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика? // Иностранные языки в школе. - 1996. № 1. - С. 2-5; - С. 36.

  14. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. - М.: Просвещение, 1990.

  15. Миньяр-Белоручев Р.К. О принципах обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. - М., Рус. яз., 1991. - 360 с.

  16. Миролюбов А.А. Обучение иностранным языкам в системе реформы школы. // Иностранные языки в школе.- 1986. №2. -С. 3-7.

  17. О преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях. // Иностранные языки в школе.- 1994. №4. -С. 4-6.

  18. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. Миролюбова А.А., Рахманова И.В., Цетлин B.C. - М., 1967.

  19. Программа средней общеобразовательной школы, 1-11 классы. Иностранные языки. - М., 1992. - 67 с.

  20. Программы. Иностранные языки. 1-4 классы начальной школы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1994. - С. 3-132.

  21. Рахманов И.В. и др. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв.- М., 1972.

  22. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку. - Л., 1975.

  23. Рогова Г.В. Цели и задачи обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. - М., Рус. яз., 1991. - 360 с.

  24. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. -М.: Просвещение, 1991.

  25. Сафонова В.В. Культуроведение и социология в языковой педагогике. - Воронеж: Истоки, 1992. - 430 с.

  26. Сафонова В.В. Обучение языкам международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.

  27. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе: Учеб. пособие. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. - 174 с.

  28. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. - М.: Высш. шк., Амскорт интернэшнл, 1991.-305 с.

  29. Смирнов А.А. Проблема психологии памяти. - М., 1966.

  30. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. - М., 1978.

  31. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» -2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.

  1. Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования. - Воронеж, 1976.

  2. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1972. -351с.

  3. Щерба Л.В. Методика преподавания иностранных языков как наука. В кн.: Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. - М.: АПН РСФСР, 1947. - С. 7-14.

  4. Щерба Л.В. Практическое, общеобразовательное и воспитательное значение изучения иностранных языков. В кн.: Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. - М.: АПН РСФСР, 1947. - С. 35-53.

  5. Юсселер М. Социолингвистика. Язык как социальное явление. - Киев: Вища школа, 1987.

  6. Candlin С. N. (Ed). The Communicative Teaching of English. Principles and an Exercise Typology. -Longman, 1981.

  7. Doff A. Teach English. (A Training Course for Teachers). Teacher's Workbook. - Cambridge: CUP, 1988.

  8. Neuner G. The Role of Sociocultural Competence in Foreign Language Teaching and Learning. - Strasbourg : Council of Europe / Council for Cultural Cooperation (Educational Committee), CC-LANG (94) 2. - 88 p.

  9. Parrott M. Tasks for Language Teachers. - Cambridge: CUP, 1993.

  10. Stern H.H. Fundamental Concepts of Language Teaching. - Oxford: Oxf. Univ. Press, 1983.

  11. Ter-Minasova S. Language, Linguistics and Life (A view from Russia). - M.: Humanitarian Knowledge, TEIS, 1996.-156 p.

  12. Ur P.A Course in Language Teaching. (Practice and Theory). - Cambridge: CUP, 1996.

  13. Widdowson H.G. Explorations in Applied Linguistics. - Oxf: Oxf. Univ. Press, 1979.

  1   2   3

Похожие:

Вопросы к вступительным экзаменам iconДанная программа предназначена для подготовки детей к выпускным школьным экзаменам и вступительным экзаменам в вузы по биологии. Репетитор по биологии кирилла и мефодия помогает при: подготовке к уроку, контрольному занятию, экзамену
Программа предназначена для подготовки детей к выпускным школьным экзаменам и вступительным экзаменам в вузы по биологии
Вопросы к вступительным экзаменам iconВопросы к вступительным экзаменам по специальности 06. 02. 07 «разведение, селекция и генетика сельскохозяйственных животных»

Вопросы к вступительным экзаменам iconВопросы к вступительным экзаменам
Основные вопросы систематизации документов в свете госта 59-2003 «Индексирование документов»
Вопросы к вступительным экзаменам iconВопросы к вступительным экзаменам
Методы статистической обработки полученных результатов при клинических исследованиях
Вопросы к вступительным экзаменам iconВопросы для подготовки к вступительным экзаменам в магистратуру кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства по направлению 100700 Торговое дело

Вопросы к вступительным экзаменам iconВопросы для подготовки к вступительным экзаменам в магистратуру кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства по направлению 100700 Торговое дело

Вопросы к вступительным экзаменам iconВопросы к вступительным экзаменам по философии
Особенности русской философии эпохи Просвещения (М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев и т д.)
Вопросы к вступительным экзаменам iconВопросы к вступительным экзаменам в аспирантуру по специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык)
Место лингводидактики в классификации лингвистических дисциплин И. А. Бодуэна де Куртене
Вопросы к вступительным экзаменам iconВопросы для подготовки к вступительным экзаменам в магистратуру по специальности 040100 «социология»
Особенности организации социальной работы на разных уровнях социальной реальности
Вопросы к вступительным экзаменам iconВопросы к вступительным экзаменам по специальности 05. 13. 18 – «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»
Алгоритмы линейной свертки (алс). Определение разрешимости (неразрешимости) с помощью алс
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница