Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр)




НазваниеНазвание работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр)
страница1/13
Дата11.10.2012
Размер1.98 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Автор: Зайнуллина Вера Викторовна


Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр)


Предмет преподавания Математика


Должность Учитель математики


Название учреждения образования МОУ СОШ с УИОП п.Богородское Богородского района Кировской области


Адрес учреждения: 612470 Кировская область, Богородский район, Богородское, ул.1 Мая, д.7


Телефон учреждения образования: (83333) 2-11-52


Адрес автора 612470 Кировская область, Богородский район, Богородское, ул.1 Мая, д.4, кв.6 e-mail: zvv.79@mail.ru


Домашний телефон (83333) 2-17-67


Стр.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 3 – 4


Глава I. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА МЕРОПРИЯ-

ТИЯ

§ 1. План проведения Олимпийских игр …………………………………………. 5


§ 2. Подготовительная работа …………………………………………………….. 5


Глава II. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР


§ 1. Открытие Олимпиады: зажжение олимпийского огня, представление

спортсменов, знакомство с видами борьбы и планом проведения Олимпиады.. 6 - 8


§ 2. Проведение второго дня соревнований: кросс, первый вид троеборья.. 8 - 26


§ 3. Проведение третьего дня соревнований: тяжелая атлетика, эстафеты,

второй вид троеборья ……………………………………………………………………. 26 - 33


§ 4. Проведение четвертого дня соревнований: стрельба, эстафеты, тре-

тий вид троеборья ………………………………………………………………………… 34 - 39


§ 5. Проведение пятого дня соревнований: боулинг, барьеры ……………… 39 - 42


§ 6. Закрытие Олимпиады: награждение и поздравление победителей,

праздничный концерт ……………………………………………………………………. 43 - 45


ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….. 45


БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………….. 46


ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………. 47 - 67


ВВЕДЕНИЕ.

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!


В процессе обучения школьников математике большое значение имеет хорошо организованная внеклассная работа. Она является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе, углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор. Известно много интересных ее форм, в том числе и математические вечера.

Математические вечера можно условно разделить на следующие группы:

  1. вечера исторического содержания (рассматриваются некоторые моменты из истории развития математики );

  2. вечера, посвящённые знаменитым математикам;

  3. вечера, отражающие применение математики.

Возможно деление вечеров и по форме проведения:

  1. вечер-путешествие;

  2. вечер-турнир;

  3. вечер-инсценировка;

  4. вечер-КВН;

  5. вечер-соревнование;

  6. комбинированный вечер.

Особое место среди математических вечеров занимают вечера-соревнования, одним из видов которых являются математические олимпийские игры.

Данная работа предназначена для того, чтобы не только привить любовь к математике, но и пробудить интерес у школьников к правилам проведения спортивных Олимпийских игр, провести параллели между математикой и Олимпиадой, развить любознательность у учащихся, создать максимум хорошего настроения школьников и преподавателей.

Актуальность работы видна в том, что каждые два года в мире проводится спортивная Олимпиада, и беда в том, что большинство современных школьников совсем не интересуются достижениями российских спортсменов. Важно привить интерес к российскому спорту, гордость за успехи наших спортсменов. Немаловажное значение имеет и формирование интереса к математике посредством облачения ее в нестандартные и привлекательные формы внеклассной работы.

Новизна работы неявная. Суть заключается в том, что проводить такие массовые мероприятия в школе учителя математики не могут решиться. Главная причина – нехватка материалов. Точнее, в периодических изданиях (например, в газете «Математика») печатается достаточно много материала, который мог бы использоваться для проведения подобных мероприятий, но обобщить весь этот материал и заставить работать его на олимпийские игры никто не ещё не решался. Данная работа предназначена для того, чтобы помочь с разработкой школьных Олимпийских игр. Ведь внеклассные занятия по математике в настоящее время требуют обновления, нуждаются в тесных связях с другими областями научной и практической деятельности. Кроме того, подобные состязания вызывают большой интерес у школьников.

В отличие от традиционной олимпиады по математике, математические олимпийские игры проводятся в форме математических вечеров, а не сводятся к решению определённого количества задач в течение ограниченного времени. Поэтому данные соревнования нельзя назвать математической олимпиадой. Почему же тогда – малые олимпийские игры? По сравнению со спортивными олимпийскими играми эти соревнования включают в себя не такое огромное количество видов спортивных состязаний и проводятся в течение недели.

В данной работе ставились следующие задачи исследования:

  • изучить математическую литературу, включающую в себя сборники математических загадок, занимательных задач, ребусов, кроссвордов и т.д.

  • изучить спортивную литературу, включающую в себя историю олимпийских игр, правила спортивных состязаний.

  • составить подробную содержательную разработку малых математических олимпийских игр;

  • оценить эффективность проведения математических вечеров-соревнований в школе.

Методами исследования послужили следующие:

  • работа с литературой,

  • собственная разработка.

  • анализ проведения математических соревнований в средней школе.

Проблема исследования состоит в том, чтобы систематизировать отдельные виды вечеров-соревнований и разработать методику проведения соревнований по программе малых олимпийских игр.

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлеченные игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, развивают творческое воображение. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру с огромным желанием.

Математические игры объединяют учение и игру, труд и отдых. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память.

Использование программного материала вызывает у школьников активизацию умственной деятельности, способствует возникновению личных мотивов учения. А включение заданий, которые содержат новые для учащихся сведения из различных областей математики, развивает интерес и любознательность.

Формы проведения внеклассных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть разнообразными, выбираться с учетом возрастных особенностей учащихся, должны быть рассчитаны на различные категории учащихся: на интересующихся математикой и одаренных учащихся и на учащихся, не проявляющих еще интерес к предмету. Они должны во многом отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий. Последнее необходимо не только потому, что внеклассная работа строится на добровольных началах, но еще и потому, что она, как правило, проводится после уроков или в вечернее время после выполнения домашних заданий, после шестичасового, и иногда и восьмичасового умственного труда. При организации внеклассных занятий важно не только серьезно задуматься над их содержанием, но обязательно над методикой их проведения, формой. Надо использовать такие приемы, которые отвечали бы потребностям всех учащихся.

К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по математике (особенно в 5 – 8-х классах), относятся игровые формы занятий – занятия с элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.

Игры нужны не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель их введения состоит в том, чтобы удачно соединить игровые и учебные мотивы и постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным. Для этого нужно так разрабатывать методику игровых занятий, чтобы деятельность учащихся была игровой по форме, т.е. вызывала те же эмоции, переживания, что и игра, и в то же время давала возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы в знаниях, способствовала бы воспитанию познавательных интересов.

Игра должна разрабатываться таким образом, чтобы к участникам были предъявлены определенные требования в отношении знаний.

Чтобы играть, нужно знать – вот первое требование, которое придает игре познавательный характер и оправдывает наличие игровых моментов и ситуаций.

Правила игр, игровые ситуации должны быть действенными, т.е. такими, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре. Поэтому игры должны составляться с учетом интересов и знаний учащихся данного возраста. Так, для младших школьников можно составлять игры с включением ролей, сюжетов, привлекающих учеников. Кроме того, полезно включать элементы соревнований.

Правила и организация игр должны составляться и разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, т.е. с учетом различных групп (слабых и сильных, активных и пассивных и т.д.). Они по возможности должны быть такими, чтобы для каждой категории учеников были созданы условия для проявления самостоятельности, настойчивости, смекалки, возможности проявления чувства удовлетворенности, успеха.

Игры должны быть разнообразными и разрабатываться с учетом особенностей предмета и его материала. Все многообразие игр должно составлять продуманную систему. Это может повысить эффективность внеклассной работы, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.


ГЛАВА I


§ 1. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР


1-Й ДЕНЬ: Регистрация спортсменов, открытие Олимпиады, зажжение олимпийского огня, знакомство с планом проведения Олимпиады

2-Й ДЕНЬ: Кросс (5 – 8 классы).

Троеборье (9 – 11 классы) – логические задачи.

3-Й ДЕНЬ: Тяжелая атлетика (5 – 6 классы).

Эстафеты (7 – 8 классы).

Троеборье (9 – 11 классы) - софизмы.

4-Й ДЕНЬ: Стрельба (7 – 8 классы).

Эстафеты (5 – 6 классы).

Троеборье (9 – 11 классы) – комбинаторные задачи.

5-Й ДЕНЬ: Боулинг (6 – 8 классы).

Барьеры (5 класс).

Итоги троеборья (9 – 11 классы).

6-Й ДЕНЬ: Награждение олимпийских чемпионов, закрытие Олимпиады.


§2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА


  1. За неделю до начала проведения математической Олимпиады вывесить объявление о её проведении, указав при этом сколько «спортсменов» и из каких классов могут принять участие в этом мероприятии. Остальные, не задействованные в игре учащиеся, могут принять активное участие в подготовке и проведении олимпийских игр. В приведенной ниже разработке необходимо выбрать на роль спортсменов в том или ином виде математических соревнований:

    • Кросс – до 40 учеников из 5 – 8 классов (лучше желающие) – индивидуальная игра.

    • Троеборье – все желающие из 9 – 11 классов – индивидуальный характер.

    • Тяжелая атлетика – 7 человек из 5 – 6 классов – индивидуальный характер.

    • Эстафеты-1 – 15 человек из 7 класса и 15 человек из 8 класса – командная игра.

    • Стрельба – 12 человек из 7 класса и 12 человек из 8 класса – командная игра.

    • Эстафеты-2 – 15 человек из 5 класса и 15 человек из 6 класса – командная игра.

    • Боулинг – 6 человек из 6 класса, 6 человек из 7 и 6 человек из 8 – командная игра.

    • Барьеры – все желающие из 5-го класса – индивидуальный характер.




  1. Приготовить для награждения комплекты медалей (золотая, серебряная и бронзовая) :

    • Кросс – 1 комплект.

    • Троеборье – 1 комплект.

    • Тяжелая атлетика – 1 комплект.

    • Эстафеты-1 – 10 комплектов.

    • Стрельба – 8 комплектов.




    • Эстафеты-2 – 10 комплектов.

    • Боулинг – 6 комплектов.

    • Барьеры – 1 комплект.






3. Приготовить дипломы 1, 2 и 3 степеней. Например, можно воспользоваться таким образцом:






4. Необходимо подобрать помощников для проведения игр.

5. Приготовить заранее необходимое для каждого дня соревнований оборудование.


ГЛАВА II


§1. ОТКРЫТИЕ ОЛИМПИАДЫ


Оборудование: два плаката с таблицами к 1-му конкурсу; два конверта с карточками ко 2-му конкурсу; круг с секторами для математической стрельбы; два плаката с двузначными числами для 5-го конкурса; вырезанные рыбки с прикреплёнными к ним шарадами для 6-го конкурса; 8 ключей; два зашифрованных слова; олимпийский огонь (нарисованный на плакате).

Двум командам предлагается посоревноваться друг с другом за право зажечь олимпийский огонь. Для этого команды должны пройти ряд испытаний, в которых необходимо показать свои знания по математике. За каждый успешно пройденный этап команда получает ключи. Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв она сможет открыть в записанных здесь словах, и отгадать само слово. Итак, прежде чем отправиться в путь за ключами, нам нужно познакомиться с нашими командами, которые еще пока не набраны. Для этого требуются по два желающих от каждого класса от 5-го до 11-го. Итак, в каждой команде у нас получилось по 7 человек.

  1. 1-й этап: математическая эстафета. Для каждой команды приготовлен свой плакат. Кто-то один указывает все числа от 1 до 25. Кто быстрее справиться, тот зарабатывает ключ при этом испытании.




6

20

3

12

9




25

2

20

13

22

15

1

21

11

22

14

18

6

3

1

18

24

5

8

2

5

9

15

24

12

23

14

17

19

25

10

23

4

17

7

16

7

13

4

10

19

11

21

8

16




  1. 2-й этап: лабиринт. Каждой команде надо как можно быстрее составить высказывание на математическую тему. Кто первый составит, дает знать об этом жюри.

Карточки: ЦА, НАУ, А, ЕМ, К, А, МАТ, -, АТИК, РИЦ.

(высказывание: Математика – царица наук.)

Команде-победителю вручается ключ.

  1. 3-й этап: в гостях у Пифагора.

Ведущий: Пифагор Самосский – великий греческий учёный. Его имя знакомо каждому школьнику. Про жизнь Пифагора известно очень мало, с его именем связано большое число легенд. Пифагор – один из самых известных учёных, но и самая загадочная личность, человек-символ, философ и пророк. Он был властителем дум и проповедником созданной им религии. Его обожествляли и ненавидели.… Так кто же ты, Пифагор?

Учащиеся сообщают о жизни и деятельности Пифагора (см. Приложение 1).

После этого проводится мини-викторина «Пифагор» для команд и для зрителей (см. Приложение 2). Ключ вручается той команде, которая была самой внимательной и ответила на большее количество вопросов.

5. 4-й этап: в тире. Нужно метнуть дротик, попасть в один из секторов и получить задачу (круг с секторами можно использовать тот же, что приготовлен для математической стрельбы). Время на решение задач – 5 минут. Ключ получит та команда, которая правильно решит задачу.

Задачи для команд ([5], стр.20):

  • Однажды на привале после удачной охоты ирландский ученый Алкуин в шутку предложил Карлу Великому задачу. Ответ короля показал, что он был не только искусный охотник, но и знал толк в арифметике. «За сколько прыжков гончая догонит зайца, если первоначально их разделяет 150 футов; заяц с каждым прыжком удаляется от собаки на 7 футов, а собака бежит быстрее зайца и с каждым прыжком приближается к нему на 9 футов?» (75)

  • Пять братьев делили наследство – три дома. Чтобы все получили поровну в денежном выражении, братья поступили так: три старших брата взяли себе по дому, а младшим они заплатили деньги. Каждый из трех братьев заплатил 800р. Много ли стоил один дом? (200 р.)

  • Летела стая гусей, а навстречу им летит еще один гусь и говорит:

    • Здравствуйте, сто гусей!

    • Нас не сто гусей, - отвечает ему вожак стаи, - если бы нас было столько, сколько теперь, да еще столько, да еще полстолько, да еще четверть столько, да еще ты, гусь, с нами, тогда нас было бы сто гусей.

Сколько гусей было в стае? (36)

  1. 5-й этап: самый внимательный. На этом этапе ключ получает та команда, чей представитель будет более внимательным. Участникам показывают плакат, на котором написаны 12 двузначных чисел смешанно. Представители команд внимательно смотрят на плакат в течение 30 секунд и стараются запомнить написанные числа. Затем выносят другой плакат, на котором написаны те же самые числа, но не хватает какого-то одного. Задача команд – как можно быстрее найти недостающее число и назвать его жюри.

1-й плакат: 34 45 78 37 95 23 57 61 83 99 16 72

2-й плакат: 78 57 61 45 34 72 16 83 37 99 23 (78)

  1. 6-й этап: рыбалка. По одному человеку от команды выступят в роли рыбаков. На рыбках написаны шарады, которые будет разгадывать вся команда. Ключ получает та команда, которая выловит и отгадает больше шарад.



Шарады([5], стр.22)

  • Какая мера длины определяется двумя нотами? (Миля.)

  • Какие ноты при соединении обозначают только часть чего-либо? (Доля.)

  • Какая ягода образуется при попадании твердых атмосферных осадков в праздничный напиток для взрослых? (Виноград.)

  • Что может вырасти на лице, если в сосновом лесу читать хвалебное стихотворение? (Борода.)

  • Какое получится ядовитое вещество, если длиннохвостая грызунья встретит длинношерстного быка? (Мышьяк.)

  • Какое появится кусачее насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 м2? (Комар.)

  • Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева? (Пудель.)

  • Какой струнный инструмент получится, если на участке в 100 м2 звучит одна и та же нота? (Арфа.)

  • И 100 рия. (История.)

  • Ро 100 к. (Росток.)

  • О 3 цание. (Отрицание.)

  • Ин 3 га. (Интрига.)

  1. Последний, седьмой ключ получают обе команды за хорошую игру.

  2. А сейчас, когда команды заработали свои ключи, они этими ключами будут открывать буквы в зашифрованных здесь словах. Сначала открывает буквы та команда, у которой больше ключей.

Зашифрованное слово – фамилия великого ученого (Паскаль и Галилей), которому принадлежат слова:

Паскаль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным».

Галилей: «Великая книга природы написана математическими символами».

Побеждает та команда, которая первой откроет свое слово. Ей и предоставляется право зажечь олимпийский огонь.

  1. Вносится знамя Олимпийских игр под торжественную музыку, зажигается олимпийский огонь (большой плакат с нарисованным пламенем, на котором пишется, кто зажег данный огонь.)

  2. Очередные олимпийские математические игры объявляются открытыми, и оглашается план их проведения.

  3. От всех классов предоставляются списки «спортсменов», которые примут участие в играх.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр) iconНазвание работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр)
Название учреждения образования моу сош с уиоп п. Богородское Богородского района Кировской области
Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр) iconМетодология реабилитации переселяемых растений, животных, подвергшихся опасности непосредственного негативного воздействия в горной и равнинной части территории проведения XXII олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр
Целью методологии является научное сопровождение проведения работ по переселению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов...
Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр) icon«Утверждаю» Заместитель Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» (далее Президентские состязания) в 2010 – 2011 учебном...
Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр) iconРаботы Лаборатории экономико-математических методов в контроллинге
...
Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр) iconЗакономерности
Случайных посетителей, не познавших подлинной ценности математических сокровищ, страшит сухая схема математических абстракций, сквозь...
Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр) iconО проведении муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников
Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» (далее Президентские состязания) в 2011 – 2012 учебном...
Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр) iconКрутецкий В. А. Психология математических способностей школьников
Развитие математических способностей учащихся начальных классов в процессе решения текстовых задач
Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр) iconСтавропольский институт экономики и управления
Целью изучения дисциплины является получение навыков математических рассуждений, математических доказательств и формирование умений...
Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр) iconСтавропольский институт экономики и управления
Целью изучения дисциплины является получение навыков математических рассуждений, математических доказательств и формирование умений...
Название работы: Методика проведения математических вечеров (на примере математических олимпийских игр) iconУтверждаю Заведующий кафедрой высшей математики и физики Профессор доктор физико-математических наук Соловьёв И. А
Численные методы анализа математических моделей, описываемых уравнениями с одним неизвестным
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница