Программа дополнительного образования




Скачать 270.71 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования
Дата30.08.2012
Размер270.71 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА


ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ «ООШ с.Ивановка»


ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 5 ЛЕТ.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК


ПРОГРАММА ЯВЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКСНОЙ, ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ, РАЗНОУРОВНЕВОЙ, РАСЧИТАНННОЙ НА ВОЗРАСТ


ДЕТЕЙ ОТ 11 ДО 16 ЛЕТ.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КАЖДОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ, С УЧЁТОМ НАКОПЛЕННОГО ОПЫТА УЧЕБНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ, ВОЗРАСТА КРУЖКОВЦЕВ.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК.


ЦЕЛЬ.


НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ, УЛУЧШАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. СОБЛЮДАТЬ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО, НАХОЖДЕНИЯ В ПРИРОДЕ: НЕ НАВРЕДИ!


•- ЗАДАЧИ. Воспитание экологически грамотного человека.


•- Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.


•- Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».


•- Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.


•- Научить учащихся пользоваться научной литературой.


•- Научить любить природу, правильно её использовать.


•- Составить экологическую карту села Ивановка.


•- Написать историю развития села Ивановка.


•- Описать население села Ивановка, демографическое состояние села.


•- Изучать растительный и животный мир родного края.


•- Оформить стенды: «Край наш», « Грибы – друзья и враги».


•- Изготовление поделок из природного материала.


•- Изготовление раздаточного материала для уроков биологии.


•- Выполнение учебно-исследовательских работ.


•- Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

Пояснительная записка.


Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка. Цель экологического кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!


Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 5 – 11 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.


Содержание программы делится на три части: «Общая экология», «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы», построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.


В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки Ивановки и изменения здоровья школьников за период обучения в школе.


Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.


На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.


Кружковцы изучают историю родного края, историю школы, демографическую обстановку села. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем своего села и о своём будущем.


Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.


1. Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.


2. В связи с тем, что многие учащиеся в городах, в деревнях знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые вечера помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.


3. Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (в КВН – взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.)


•1. Данная работа связывает биологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)


•2. При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.


•3. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.


Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить его поверить в свои силы, а в дальнейшем убедить всех в одарённости ребёнка. Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.


Самое главное в общении с детьми – это их доверие, только в этом случае ребёнок раскроется, и вы поймёте: перед вами одарённый ребёнок. Работа в кружке позволяет сотрудничать не только детям, но и взрослым, учителям-предметникам (литературы, истории…)


В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Так как кружок посещают учащиеся разного возраста, каждый год состав обновляется, то программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и тех же проблем.


Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков биологии, выполнение исследовательских работ, по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Снегири». Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.


В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.


Основными задачами кружка являются.


•- Воспитание экологически грамотного человека.


•- Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.


•- Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».


•- Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.


•- Научить учащихся пользоваться научной литературой.


•- Научить любить природу, правильно её использовать.


•- Всемерно использовать интегрированный подход в экологической работе.


•- Учить школьников комплексному применению знаний по разным предметам.


•- Изучать растительный и животный мир родного края.


•- Научить учащихся использовать свои знания и умения для практического использования.


•- Изготовление поделок из природного материала.


•- Изготовление раздаточного материала для уроков биологии.


•- Максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных занятий и на этой основе развивать их способности.


•- Научить выполнению учебно-исследовательских работ.


•- Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.


Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, химии, физики.


Режим занятий: (35 часов - двухчасовые занятия раз в две недели;,). Занятия осуществляются как в кабинете химии и биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.


Ожидаемый результат.


В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:


•· познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека;


•· бережное отношение к природе;


•· творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!


•· самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;


•· духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.


Учащиеся должны знать:


•§ что такое природа;


•§ правила поведения в природе;


•§ что такое охрана природы;


•§ основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;


•§ глобальные экологические проблемы;


•§ экологическую ситуацию Ивановки и его окрестностей;


•§ демографическую обстановку Ивановки;


•§ историю села Ивановки;


•§ свою родословную;


•§ разнообразие растений и животных;


•§ разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;


•§ съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;


•§ особенности растительного и животного мира Саратовской области, Балаковского района;


•§ редкие и охраняемые растения и животные родного края;


•§ основы здорового образа жизни;


•§ влияние вредных факторов на здоровье человека;


•§ основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;


•§ физиологические основы закаливания;


•§ способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.


Учащиеся должны уметь:


•· оценивать экологическую ситуацию;


•· выполнять правила поведения в природе;


•· ухаживать за животными живого уголка;


•· ухаживать за комнатными растениями;


•· наблюдать за погодой, явлениями природы;


•· составлять температурные графики;


•· составлять карту местности;


•· составлять родословную;


•· оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;


•· правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;


•· участвовать в природоохранных акциях;


•· изготовлять поделки из природных материалов;


•· работать с научной литературой;


•· выполнять учебные рефераты, презентации;


•· самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.


Формы подведения итогов реализации программы:


•§ выставки поделок из природных материалов;


•§ фотовыставки;


•§ учебно-исследовательские конференции;


•§ соревнования, КВН;


•§ выставки планшетов;


•§ демонстрация презентаций, экологических представлений;


•§ участие в областных конкурсах.


ПРОГРАММА.


•1. Раздел «Общая экология». Познаю родной край. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Популяции. Динамика численности популяций. Биоценоз и его устойчивость. Глобальные экологические проблемы. Биоценоз и его устойчивость. Видовой состав биоценозов. Изучение природы родного края. Изучение животного и растительного мира Саратовской области. Редкие и охраняемые животные и растения области. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию.


Практические работы. Изучение растений-красителей. Изучение грибов родного края. Изучение флоры родного края. Изучение животных родного края. Изучение комнатных растений. Изготовление поделок – фитодизайн. Изготовление пособий для уроков биологии. Решение экологических задач.


Экскурсии.


Лесной биоценоз. Изучение развития биоценозов родного края.


Игры: Поле чудес. Биоценоз.


Составление рефератов, выполнение исследовательских работ.


•2. Раздел «Социальная экология». Человек – биосоциальный вид. Современные отношения человечества и природы. Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа - человек». Изучение промышленности Тульской области. Изучение комнатных растений. Экологическая демография. История села Нарышкино: экологическое состояние, демографическая обстановка. Генеалогические связи. Изучение родословной.


Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных воздействий на природу родного края. Экология человека. Здоровье человека. Строение человека. Факторы здоровья. Физкультура, спорт, физиологические основы закаливания, правила закаливания. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на человека. Влияние шума на организм человека. Школа безопасности жизни. Что мы едим. Правильное питание. Первая помощь при ушибах, переломах, кровотечениях. Дети в городе, правила поведения на дороге.


Написание рефератов, создание презентаций, выполнение исследовательских работ, проведение конференций.


Практические работы. Изучение загрязнённости поваренной соли. Изучение запылённости окружающей среды. Определение кислотности дождей. Изучение парникового эффекта. Оказание первой помощи при ушибах, переломах, кровотечениях. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты Решение экологических задач.


Экскурсия. Составление экологической тропы, плана-карты родного села.


Конференции. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека.


•3. Раздел «Практическая экология, или охрана природы». Общие вопросы охраны природы. Современные проблемы охраны природы. Правила поведения в природе. Природа и общество. Памятники природы Тульского края. Вода, свойства, значение, охрана.Балаковка – река нашей местности. Воздух, свойство, значение, охрана. Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы. Изучение запылённости окружающей среды. Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ


Практические работы. Операция «Чистое село», «Снегири». Изучение и моделирование глобальных проблем.


Экскурсия. Изучаем влияние человека на природу родного края.


Родники. Источники. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Охрана окружающей среды.


Решение экологических задач.


ЛИТЕРАТУРА.


Информационная.


1. Авилова, К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы (Текст): кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

2. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

3. Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983.

4. Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 1980.

5. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии (Текст): пособие для учителя/ И.Д. Зверева, А.М. Мягкова, Е. П. Брусновт/ под ред. И. Д. Зверева. – М.: Просвещение, 1984.

6. Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 1989.

7. Герд, С. Мой живой уголок (Текст) – Л.: Государственное издательство Детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1965.

8. Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

9. Игонин, А.Л. Об алкоголизме в диалогах (Текст) - М.: Медицина, 1989.

10. Книга для чтения по охране природы (Текст): для учащихся9- 10 кл. сред. шк. / сост. А.Н. Захлебный. – М.: просвещение, 1986.

11. Колесов, Д. В., Маш, Р.Д. Основы гигиены и санитарии (Текст): учеб. Пособие для 9-10 кл. сред. шк.: Факультат. Курс. – М. Просвещение, 1989.

12. Кочетов, А. М. Экзотические рыбы (Текст). – М.: Лесн. Пром-сть, 1888.

13. Крикунов, Е.А. Экология(Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.

14. Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.

15. Мясников, Ю.А., Овчинников, Ю.И. Щуки, Лягушки, Ужи и так далее…(Текст): Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Тульской области. – Тула: Приокское книжное издательство, 1994.

16. Основы медицинских знаний учащихся (Текст): проб. Учеб. Для сред. учеб. Заведений/ М.И. Гоголев, Б.А. Гайко, В. А. Шкуратов, В. И. Ушакова/ под. Ред. М. И. Гоголева. – М.: Просвещение, 1991.

17. Покровский, В.И., Покровский, В.В. СПИД, Синдром приобретённого иммунодефицита. – М.: Медицина, 1988.

18. Протасов, В.Ф., Молчанов, А.В. Экология, здоровье и природопользование в России (Текст).- М.: Финансы и статистика, 1995г.

19. Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.

20. Ураков, И.Г. Алкоголь: личность и здоровье (Текст). – М.: Медицина, 1987.

21. Чернова, Н.М.и др. Основы экологии (Текст): учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.М. Чернова, В. М. Галушин, В.М. Константинов. 3-е изд. дораб. - М.: Дрофа, 1999г.

22. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: кн. для учащихся ( Текст) – М.: Просвещение, 1985.


Практика, внеклассная работа.


•1. Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.


•2. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы (Текст)/ Т. А. Дмитриева, С. И. Гуленков, С. В. Суматохин и др. – М.: Дрофа, 1999.


•3. Касаткина, Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. (Текст). - Волгоград: Учитель, 2003.


•4. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К»,2006


•5. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.


•6. Пугал, Н.А., Розенштейн, А.М. Кабинет биологии (Текст): пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.


•7. Сорокина, Л.В.Тематические игры и праздники по биологии (Текст): методическое пособие. - М.: Сфера, 2003г.


•8. Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 1999.


•9. Трайтак, Д.И. Кабинет биологии (Текст): пособие для учителей. (из опыта работы). – М.: Просвещение, 1976.русновт/ под ред. ихся в процессе обучения биологии (Текст): пособие для учителя/ И.Д. зверева,В.Орл


Определители, справочники.


•1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых (Текст/ художники М.В. Душин, В.Н.Куров.). – Ярославль: «Академия развития», 1997.


•2. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).


•3. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).


•4. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития» «Академия К», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).


•5. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей)


•6. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).


•7. Биология в таблицах.6-11 классы (Текст): справочное пособие/ авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. -4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002.


•8. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.


•9. Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Животные луга (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель). - М.: Дрофа, 2007.


•10. Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Животные леса (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-пределитель). - М.: Дрофа, 2007.


•11. Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Птицы леса (Текст). (Твой первый атлас-определитель). - М.: Дрофа, 2006.


•12. Бровкина, Е.Т., Сивоглазов, В.И. Рыбы наших водоёмов. (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас-определитель). - М.: Дрофа, 2007.


•13. Булухто, Н.П. Очерки по энтомологии(Текст): Руководство к полевым практикам и экскурсиям. – Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им Л.Н. Толстого, 1997.


•14. Воинов, В.Н. Знаешь ли биологию? (Текст): практикум. – Тула: изд. Тульского пединститута, 1992.


•15. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир человека (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 8кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.


•16. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.


•17. Демьянков, Е. Н., Никишов, А.И. Биология. Мир животных (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 7кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.


•18. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2007.


•19. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2007.


•20. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса (Текст). – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2007.


•21. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе (Текст): кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986.


•22. Корнелио, М.П. Школьный атлас-определитель бабочек (Текст). – М.: Просвещение, 1986.


•23. Куклина, А.Г., Якушина, Э.И. Красивоцветущие кустарники(Текст). – М.: Росагропромиздат, 1991.


•24. Мамаев, Б.М.Школьный атлас-определитель насекомых (Текст): кн. Для учащихся. -М.: Просвещение, 1985.Козлов М.А., Олигер, И. М. Школьный атлас определитель беспозвоночных (Текст). – М.: Просвещение, 1991.


•25. Мамаев, Б. М., Бордукова, Е.А. Энтомология для учителя. – М.: Просвещение, 1985.


•26. Миллер И. Д. Птицы лесов, полей и водоёмов Тульской области. Ч.II. (Текст). –Тула: Тул. Гос. Пед. ин-т им. Л. Н. Толстого, 1993.


•27. Михеев, А.В. Определитель птичьих гнёзд. (Текст): учеб. Пособие для студентов биол. Специальностей пед. ин-тов. Изд. 3-е, перераб. – М.: «Просвещение», 1975.


•28. Новиков, В.С., Губанов, И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения (Текст). – 3-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2006.


•29. Охраняемые растения Тульской области. – Тула: изд. «Коммунар» Тульского ОК КПСС, 1989.


•30. Растения и животные(Текст): руководство для натуралиста: пер. с нем./ К. Нидон, д-р И. Петерман, П. Шеффель, Б. Шайба. – М.: Мир, 1991.


•31. Экология в таблицах. 9 класс (Текст): справочное пособие/ Е. И. Хабарова, С.А. Панова – М.:Дрофа, 1999.


Изготовление поделок.


•32. Горичева, В.С., Нагибина, М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина (Текст): Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития» «Академия К», 1998. (Серия: «Вместе учимся мастерить»).


•33. Перевертень, Г.И. Аппликация из соломки (Текст). – М.: АСТ: Донецк: Сталкер, 2005. (Поделки своими руками)


•34. Перевертень, Г.И. Поделки из соломки (Текст). – М.: ООО «Издателство АСТ» Сталкер, 2004. (Поделки своими руками)


Краткая аннотация программы

«Пусть радостью наполнится душа твоя, Земля»


Воздействие антропогенного фактора на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Изменения биосферы в результате человеческой деятельности стали стремительными. Человек выступает в качестве геологической силы, преобразующей лик Земли, на что еще в своих ранних работах указывал В.И.Вернадский. В связи с этим с середины 20века обострились проблемы, которые принято считать экологическими.


Проблемам глобального характера на Земле, которые должны быть осознаны как первоочередные, в основном и посвящается данная программа.


Экологическая направленность обучения в школе потребовала не только повышения качества биологической подготовки учащихся, но и поднятия значимости фенологических наблюдений, проведения натуралистических экскурсий, экспедиций, недель биологии и экологии, биоэкологических мониторингов, предметных признаков.


Данная программа создана по рекомендации МУ «Информационно – методического центра»

Программа разрабатывалась метод.объединением учителей естественного цикла.


Цели программы


Организовать экологическую работу в школе по принципу «природосообразности», суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу.


Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека.


Формировать у детей чувства прекрасного, расширять представление учащихся о природных явлениях, показать взаимосвязь изменений в жизни растений, животных и неживой природы.


Воспитание любви к родной природе.

Задачи программы

Включение учащихся в природоохранную деятельность, через реализацию следующих задач:


Прививать чувство ответственности за красоту и чистоту природы(воздуха, воды. почвы).


Воспитывать наблюдательность у учащихся, интерес к природе и бережное отношение к живой и не живой природе на планете природным богатствам страны, дарам лесов, озер, рек.


Познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды. которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях.


Комплекс мероприятий

по программе экологического образования и воспитания


№ Название мероприятия класс дата

1. Мир глазами эколога 2-5 08.09

2. Охрана воздуха и воды 2-3 17.09

3. Красная книга 2-3 25.09

4. Сокровища земли под охраной человека 4 29 .09

5. Жизнь животных осенью 2-3 03.10

6. Экологический праздник

«Радоваться вместе с Землей» 6-8 05.10

7. Природа в опасности. Охрана природы.

Будь другом природы 2-3 10.10

8. Жизнь под угрозой 4-5 20.10

9. Антропогенное воздействие на биосферу 8-9 26.10

10. Возьми под защиту 2-3 27.10

11. Охрана растительного мира 6 03.11

12. Водоёмы нашего края 2-3 06.11

13. Лес - богатство нашей Родины. Лес и человек 4 12.11

14. Суд над микробами. Урок–игра 8-9 16.11

15. Животные живого уголка 2-3 20.11

16. Устный журнал "Слово о лесе" 4-7 27.11

17. Экологическое равновесие 3-5 30.11

18. Экологический урок – игра "По природным зонам России " 4 01.12

19. Бушующая непогода. Жизнь птиц зимой 2-3 06.12

20. Как человек изменил Землю 5-6 11.12

21. Экономика и экология 3-4 21.12

22. Законы России об охране животного мира. Системы мониторинга 7 18.01

23. Урок – игра "Я знаю родной край" 3-6 05.02

24. Основные экологические факторы и их влияние на растения 6 12.02

25. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир 6-7 19.02

26. Устный журнал « Наши пернатые друзья»

Страница первая – « Кто они такие?»

Страница вторая - «Удивительное рядом»

Страница третья – «Легендарные птицы»

Страница четвертая – «Все о воробьях»

Страница пятая - Птицы – загадки»

Страница шестая – «Птицы и будущее»

Страница седьмая – «Давайте поиграем» 4-7 08.03 –

15.03


27. Пора вить гнезда 2-3 20.03

28. Здравствуйте пернатые, друзья! 2-4 25.03

29. Охрана животных. 3-4 06.04

30. Ток–шоу «Есть или не есть, пить или не пить». Экология питания человека. 7-9 12.04

31. Мир вокруг нас. Интегрированный урок. Окружающий мир + математика 2-3 20.04

32. Земля–кормилица 4-5 27.04

33. Суд над вредными привычками. Урок–игра 8-9 11.05

34. Экологическая безопасность 3-5 14.05

35. Глобальные изменения в биосфере. Урок-конференция «Человек и природа: сегодня и завтра» 8-9 22.05

Ожидаемые конечные результаты


Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.


Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности


Привить понимание необходимости бережного отношения к младшим «братьям».


Воспитать чувство ответственности за красоту и чистоту природы.


В школе есть отдел природы. Он оборудован стендами, знакомящими учащихся с флорой и фауной Тамбовского края, жизнью растений и животных в разное время года. Календарь природы является здесь прекрасным дополнением. В живом уголке содержатся попугай, есть аквариумные рыбки, много комнатных растений. В живом уголке хорошо растут традесканции, бегонии, хризантемы, различные папоротники, кактусы, плющи, алоэ, фиалки и другие зеленые растения. Работа в отделе природы пробуждает интерес к биологии, расширяет кругозор и знания о природе, развивает творческую активность и целеустремленность учит относиться с любовью ко всему живому на планете, убеждают в необходимости бережного отношения к «братьям нашим меньшим».


В школе ведется экологическая работа среди учащихся, родителей, учителей и остального населения. Проблемы экологического воспитания решаются на классных часах, экологических праздниках и конференциях, родительских собраниях, педагогических советах, на уроках и во внеурочное время.

На уроках природоведения, биологии, географии, химии физики учащиеся знакомятся с основными законами экологии, с целью понимания принципов сбалансированного существования природы и общества.


Для освещения экологической проблемы среди родителей и учителей читались доклады на педагогических советах, заседаниях классных руководителей и учителей – предметников, родительских собраниях; проводились экологические праздники с приглашением родителей и родственников учащихся.


Темы педагогических и родительских собраний, заседаний классных руководителей, методических объединений:


1. Совершенствование эколого – профессиональной грамотности и компетенции педагогических кадров.

2. природоохранительная деятельность школьников.

3. Программа непрерывного воспитания учащихся на уроках и во внеурочное время.

4 Экологическое воспитание в семье.

5. Экологические проблемы нашего села.


В целях экологического воспитания и образования среди учащихся проводилась большая работа на классных часах и во внеурочное время.


Мероприятия на экологическую тему:


1. Мы с природою друзья. (2 -3 класс..)

2. Экологическая сказка « Колобок». (2 -3 класс..)

3. Путешествие по экологической тропе. (2 -3 класс..)

4. Экологическая игра «Царь природы».(4 класс.

5. Сочинение « Природа родного края». (4 класс. Проскурина Л.В.)

6. Экологический праздник «Радоваться вместе с Землей». (6 – 9 кл.

7. Конференция « колокол тревоги». (6 – 9 кл. Швиндт О.В.)

8. Глобальные изменения в биосфере. Урок - конференция «Человек и природа: сегодня и завтра». (8 – 9класс.)


. В данном направлении необходимо, чтобы практически все натуралистические экскурсии носили комплексный характер, с целью раскрытия осознанности у учащихся процессов в системе человек – природа – общество.


1. Жизнь животных осенью. (2–5 кл.)

2. Весенние явления в жизни растений. (2–3 кл.)

3. Приспособленность растений к местам обитания. (4-6 кл.)

4. Зимние явления в жизни растений и животных. (5–7кл.)

5. Многообразие царств живой природы. (5-7 кл.)

6. Природные биоценозы. (9 кл.)

7. Биогеоценоз «Водоем». (8-9 кл.)


На протяжении 6 лет на заседаниях депутатов говорилось о проблемах самопроизвольного сброса мусора в окрестностях села, вопрос до сих пор не решен, на карьер для мусора денег не нашлось, похоже эту проблему «решили»…карьерами для будущих помоек мы теперь обеспечены на десятки лет вперед.


Может прав ученый – зколог, сказавший, что мы не унаследовали свою землю у родителей, а взяли взаймы у своих детей.


№ занятия Тема занятия Дата проведения


1. Что такое экология?

2. Путешествие в этот загадочный и прекрасный мир растений

3. Природа вокруг нас

4. Они могут исчезнуть

5. Как охраняют природу

6. Заповедники нашей страны

7. Тепло, свет и жизнь

8. Воздух и жизнь

9. Вода и жизнь

10. Великая тайна воды – просмотр фильма

11. Полюбуйтесь: лишайники

12. Это все о животных

13. Животные должны жить

14. По ботаническим садам и зоопаркам

15. Вот какие растения

16. Удивительное в мире животных

17. Невидимая сеть

18. Невидимая пирамида

19. По грибы без лукошка

20. Устный журнал «Путешествие в мир растений»

21. Страница первая – «Вестники весны»

22. Страница вторая – «Любимые цветы»>

23. Страница третья – «Цветы, которые нас удивили»

24. Страница четвертая – «Охраняйте растения»

25. Вечер «Птицы и будущее»

26. Устный журнал «Экология и здоровье»

27. Страница первая – «Зеленая аптека»

28. Страница вторая – «Профилактика здоровья»

29. Страница третья – «Вредные привычки» 18.04

30. Страница четвертая – «Экологические катастрофы» 25.04

31. Страница пятая – «Что будет если…» 05.05

32 - 33. Натуралистические экскурсии «Водоем», «Лес» 12.05 - 17.05

34. Итоги нашей работы 24.05

Похожие:

Программа дополнительного образования iconПрограмма дополнительного образования Студия изобразительного творчества «мозайка»
Взаимодействие основного и дополнительного образования может возникнуть на любом этапе развития дополнительного образования и осуществляться...
Программа дополнительного образования iconПрограмма развития системы дополнительного
Сборник предназначен для педагогов дополнительного образования и руководителей структурных подразделений образовательных учреждений...
Программа дополнительного образования iconПрограмма дополнительного образования «основы гигиенического массажа и самомассажа»
Программа предназначена для учебно-методического обеспечения процесса дополнительного образования учащихся основной школы
Программа дополнительного образования iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования...
Программа дополнительного образования iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей "Ровесник"
Программа дополнительного образования iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела»
Программа имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для дополнительного образования школьников, интересующихся...
Программа дополнительного образования iconПрограмма межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования детей системы образования, культуры, спорта
Комлева Елена Валентиновна- педагог дополнительного образования моу дод центр Детского Творчества
Программа дополнительного образования iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Уникум» городского округа город Буй
Программа предназначена для изучения растительности участка центра дополнительного образования «Уникум». Для лучшего усвоения программного...
Программа дополнительного образования iconОбразовательная программа центра дополнительного образования детей «Малая академия»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Малая академия»...
Программа дополнительного образования iconПрограмма по математике Программу составила: Постол Н. В., педагог дополнительного образования
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дистанционного обучения школьников»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница