Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления




НазваниеРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления
страница1/4
Дата11.10.2012
Размер0.64 Mb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3   4


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет государственного и

муниципального управления


Программа дисциплины

«Правительственно-политическая система России»


для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста


Авторы: Д.Б. Цыганков (datsygankov@hse.ru), С.С. Бойко (sboiko@mail.ru)


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Гос. и муниципальное управление» Теории и практики гос. управления

Председатель Зав. кафедрой


_______________ проф. М.А. Розов _____________ проф. А.В. Клименко

«_____» __________________ 200 г. «01» марта 2006 г


Утверждена УС факультета

Гос. и муниципального управления

Ученый секретарь

____________ Л.М. Симонова

« ____» ___________________200 г.


Москва, 2006
I. Тематический план учебной дисциплины
Дисциплина входит в перечень дисциплин вузовского компонента (Индекс ГСЭ.Р.00).






Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Сем. и практ. занятия






Представление курса Основная логика и понятия курса.

10

2

2

6



Политогенез у славян Восточной Европы. Древнерусская государственность (IX - первая половина XIII в.). Политическая система ордынско-удельной Руси (вторая половина XIII – первая половина XV в.)

10

2

2

6



Политическая система Московского Русского государства (середина XV – XVII в.).

10

2

2

6



Политическая система неограниченного самодержавия в России (XVIII – начало XX в.).

10

2

2

6



Эволюция государственного строя России в начале ХХ в.: от самодержавия к республике

10

2

2

6



Советская политическая система. Перестройка и крах советской системы.

10

2

2

6



Генезис современной российской государственности

10

2

2

6



Институциональный дизайн власти в Российской Федерации

14

4

2

8



Политический режим в современной России

10

2

2

6



Российский федерализм, региональная политика и МСУ

10

2

2

6



Избирательный процесс и избирательная система  в современной России

10

2

2

6



Партийная система и политические идеологии в современной России

14

2

4

8



Развитие «правящего класса» в России

12

2

2

8



Взаимодействие бизнеса и власти в современной России

12

2

2

8



Гражданское общество в России

12

2

2

8




Итого

162

32

32

98



II. Формы контроля знаний студентов


Программа рассчитана на специалистов 1-го курса факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ. Предполагается знакомство слушателей с политико-исторической проблематикой в рамках данного учебного курса. Студенты, приступая к изучению данной дисциплины, должны овладеть навыками работы с источниками и рекомендуемой литературой как на русском, так и на иностранных языках, четко формулировать свою собственную точку зрения и отстаивать ее во время дискуссий, готовить презентации на семинарах в формате MS Power Point.

После успешного окончания курса студенты должны обладать знаниями:

  • о политической, партийной системах, политическом процессе в предметном поле политической науки, иметь представление о принципах их функционирования;

  • об основных составляющих и специфике политической и партийной систем современной России, их генезисе и эволюции;

  • о закономерностях и тенденциях развития политического процесса России на современном этапе, его взаимосвязи с экономическими и социальными изменениями в стране.

Освоение данного курса необходимо для практической работы:

  • на различных должностях государственной и муниципальной службы РФ;

  • в аппаратах политических партий и общественно-политических организаций РФ;

  • в аналитических и консалтинговых центрах, специализирующихся на политических процессах.


Учебная задача дисциплины

Данная программа, рассчитанная на 32 часов лекций и 32 часов семинарских занятий (1 модуль: 24+6 часов, 2 модуль: 8+26 часов; вариант – разбивка на 1-3 модули), предполагает, во-первых, разбор на лекциях базовых понятий политического процесса в рамках исторического подхода. Во-вторых, начиная со конца 1-го модуля, лекционные часы чередуются с семинарскими, на которых студенты выступают с докладами, которые представляют из себя групповые работы по темам курса (логический подход). После докладов предполагается дискуссия и вопросы докладчикам, которые должны продемонстрировать умение последних защищать свою позицию. В-третьих, доклады оформляются в виде письменных рефератов. В-четвертых, итогом изучения данной дисциплины является эссе, где студенты должны проявить индивидуальные способности, опирающиеся на способность работать с источниками не только на русском, но и на иностранных языках.


Формы контроля

- текущий контроль – вопросы для проверки усвоения материала;

- промежуточный контроль – доклады, реферат, эссе.

- итоговый контроль – экзамен (в 3-м модуле), оценка за который выставляется с учетом промежуточного контроля, исходя из следующих критериев суммирования баллов по десятибалльной шкале:

Элемент

Вес

Посещаемость семинаров

0.15

Доклад (групповой) в форме PowerPoint-презентации

0.25

Реферат (индивидуально оформленная часть доклада)

0.35

Контрольная

0.25

Экзамен в форме собеседования по письменным работам (может влиять на оценку за письменные работы)

0.00

Итого

Σ = 1.00


Посещаемость

Явка на семинары удостоверяется собственноручной подписью. Оценка за посещаемость семинаров вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении всех семинарских занятий (= 10) мультипликатор составляет 10, при пропуске одного без уважительной причины  –  9, двух занятий  – 8, трех занятий  –  7, четырех занятий  – 6, пяти занятий  –  5, шести занятий  – 4. При пропуске 7 занятий и более без уважительной причины мультипликатор равен 0.


Доклад/реферат

Тема доклада соответствует темам 1-8 программы данного курса и должна быть заранее конкретизирована по соглашению с преподавателем (на консультации или по эл. почте). Deadline для выбора темы – за неделю до первого семинара.; после этого оставшиеся темы распределяются автоматически среди тех, кто не сделал выбора.


За надлежащий вклад в доклад студент получает максимально 10 баллов, при этом:

  • Устная часть (доклад) оценивается максимально в 10 баллов (3 - содержательная полнота и структурная четкость, 2 - логика, 5 - презентация и ответы на вопросы аудитории);

  • Доклад готовится в MS Power Point;

  • Образец оформления тезисов доклада скачать можно на сайте;

  • Примерная продолжительность доклада – 35-40 минут (два докладчика) или 45-50 минут (три докладчика);

  • Реферат (письменное оформление доклада) оценивается максимально в 10 баллов (4 - содержание, 4 - структурная четкость и логика, 2 - оформление);

  • Примерный объем реферата - 2-3 тыс. слов. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Кегель – Times New Roman, № 12. Список использованной литературы – в конце реферата.

  • Реферат должен быть не позднее чем через 7 календарных дней после доклада (а) прислан преподавателю по электронной почте в формате MS Word (рекомендуется использование архиватора ZIP) и (б) передан в печатном виде. Проверяться будет только версия, представленная в печатном виде (образец оформления эссе можно скачать на сайте).

  • Начиная со следующего после deadline календарного дня за каждый начавшийся календарный день просрочки сдачи работы "снимается" 1 балл - вплоть до 0-й оценки. "Льгота" для докладчиков действует только в том случае, если доклады будут фактически сделаны. В противном случае (независимо от причины), отсчет deadline  будет вестись от общего последнего срока.

  • На печатной версии студент/ка собственноручной подписью удостоверяет, что данный реферат выполнено им/ею самостоятельно, не содержит «раскавыченного» переложения чужих текстов, банального перевода иностранных источников, а все цитаты приведены корректно и с указанием источников (печатных и/или электронных). Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат (любого объема), то работа автоматически приравнивается к несданной, то есть проставляется оценка "0".


Контрольная работа

Проводится по подгруппам,: как минимум два различных варианта Х три вопроса различной сложности, которые требуют развернутых ответов.


Экзамен

Итоговая экзаменационная оценка формируется путем умножения начисленных баллов на веса, причем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц, так что если ...


  • Оср = 8, 9, 10, то – «отлично» (пятерка)

  • Оср = 6, 7, то – «хорошо» (четверка)

  • Оср = 4, 5, то – «удовлетворительно» (тройка)

  • Оср = 1, 2, 3, то - «неудовлетворительно» (двойка)


Экзамен и первая пересдача экзамена проводятся в форме собеседования по письменным работам. Комиссия (т.е вторая и последняя пересдача экзамена) проводится по билетам, состоящим из двух вопросов, соответствующим темам данного курса. "Попадание" на комиссию не освобождает студента/ку от обязанности представить письменные работы не менее чем за 24 часа до ее начала, если это не было сделано до того.

III. Базовые учебники


В связи с отсутствием единого учебника, который покрывал бы содержание данной программы, будет использоваться ряд пособий:


1) Курукин И.В. Волкова И.В. Леонов С.В. История Отечества. М., 2003.

2) Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2000.

3) Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / пер. с нем., М., ИНИОН, 2002.

IV. Содержание программы

Тема 1: Представление курса. Основная логика и понятия курса.

Место курса в структуре политологических, исторических и юридических дисциплин. Логика курса, задачи и специфика. Характеристика источников и литературы по курсу. Анализ категорий «политика» как «politics», «polity» и «policy», а также «политическая система», «политический процесс», «субъект политического процесса». Типы политических процессов. Структура политического процесса. Субъекты политического процесса. Государство, гражданское общество и человек в политическом процессе. Неокорпоративизм, плюрализм и сетевой подходы. Модель «поля политики» Пьера Бурдье. Институты государственной власти и институты гражданского общества (общественно-политические организации, средства массовой информации, бизнес-ассоциации и т.д.) Специфика партийной системы как политического «посредника» между государственной властью и гражданским обществом. Факторы политического процесса.

Основные исследовательские школы и подходы к исследованию российского политического процесса и политических отношений на Западе. Концепции тоталитаризма, модернизации, демократического транзита, неоинституционализма в анализе политических процессов России. Уровни политического процесса: федеральный (общероссийский), региональный, местный. Основные методы анализа политических систем и политических процессов в России. Информационная база курса.


Тема 2: Политогенез у славян Восточной Европы. Древнерусская государственность. Политическая система ордынско-удельной Руси.

Родоплеменная организация и ее эволюция. Становление военно-иерархических систем. Союзы племен и суперсоюзы как формы политогенеза. Институт вождества. Восточные славяне и их соседи. Норманская теория в отечественной историографии. Проблема двух центров государственности Древней Руси. Проблема «варварского государства». Рюриковичи и образование Киевской Руси. Политическое значение христианизации Руси. Эволюция функций и форм взаимодействия государственных институтов: князь, княжеский совет, старцы градские, вече. Дворцово-вотчинная система управления. Формы собственности в Древней Руси. Социальные движения в древнерусском государстве. Развитие древнерусского права. «Русская Правда». Политическая борьба в Киевской Руси. Княжеские междоусобицы. Политическая раздробленность в русских землях. Институт князя в системе государственного устройства Владимиро-Суздальского княжества, Галицко-Волынского княжества и Великого Новгорода. Особенности политического развития Новгорода. Монгольское нашествие на русские земли. «Запад и Восток» в политике Александра Невского. Золотая Орда и эволюция древнерусской государственности. Княжеский удел. Кризис общинных институтов самоуправления. Становление «вотчинного государства». Князья Московского дома и их политика. Роль Дмитрия Донского в становлении монархии. Альтернативы развития русской государственности: Московское и Великое Литовское княжества. Православная церковь в системе ордынско-удельной Руси.

 

Тема 3: Политическая система Московского Русского государства

Политика Ивана III по отношению к удельной системе. Укрепление института великокняжеской власти. Государственная символика и титулатура: византийское и ордынское наследие. Становление идеологии и практики «самодержавства». Политика Ивана IV: от «Избранной рады» к опричнине.

Становление государственного управления как системы. Высшие органы управления: царь, Боярская дума, Земские соборы. Приказы – органы центрального управления. Местное управление: воеводы. Государственная (государева) служба и формирование отечественной бюрократии. Институты местничества и кормлений. Эволюция русского права. Судебники 1497 и 1550 гг. 

«Смутное время». Династический кризис и феномен самозванства. Земский Собор 1613 г. и избрание Михаила Романова на царский трон. Политические последствия Смуты.

Дискуссии о характере монархии в XVII в. Государственные институты и эволюция форм взаимодействия: царь, Боярская дума, Земские Соборы. Социальные движения в XVII в. Соборное Уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Политическая роль патриархии в XVII в. Церковный раскол. Политическая борьба в Московском Русском государстве в конце XVII в.

  1   2   3   4

Похожие:

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления iconРоссийской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления
Государственного и муниципального управления. Он ориентирован на потребности и специфику подготовки специалистов в области государственного...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления iconРоссийской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления
Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления
Классическая школа в социологии организаций. Ф. У. Тейлор о социальной философии управления Ф. Тейлора и ее проекции на менеджмент...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления
Теория организаций как базовая управленческая дисциплина: ее предмет, проблематика и становление
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления iconРоссийской Федерации Государственный Университет высшая школа экономики факультет государственного и муниципального управления
Цель курса – отразить основные теоретические концепции и актуальные прикладные вопросы, возникающие в общественном секторе
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Программа предназначена для магистров факультета государственного и муниципального управления
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет экономики Программа дисциплины
Магистерские программы «Экономическая моделирование и экономическая политика» и «Математические методы анализа экономики»
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики
«Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая Школа Экономики Факультет социологии
Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: Гу-вшэ, 2003
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница