Факультет гуманитарного образования кафедра социальной работы




Скачать 490.03 Kb.
НазваниеФакультет гуманитарного образования кафедра социальной работы
страница1/3
Дата10.10.2012
Размер490.03 Kb.
ТипКонтрольная работа
  1   2   3
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


«УТВЕРЖДАЮ»


Декан факультета гуманитарного образования

______________________Ромм М.В.

«___» ____________ 2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ


ООП: – специальность 040102 (350100) социальная антропология

Факультет гуманитарного образования

Курс 2, семестр 3

Лекции – 34 ч.

Семинаров – 34 ч.

Контрольная работа 3 семестр

Самостоятельная работа 57 ч.

Экзамен

Всего часов по учебному плану 140 ч.


Новосибирск

2010


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 040102 (350100) социальная антропология


Регистрационный номер 307 мжд/сп от 17.03.2000 г.


В учебном плане НГТУ – ГСЭ 1.2. (дисциплина национально-регионального (вузовского) компонента – 11.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной работы, протокол № 6 от 18 января 2010 г.


Программу разработала:

к.ф.н.,

доцент кафедры

социальной работы

и социальной антропологии Чуркина Н.А.

к.ф.н.,

доцент кафедры

социальной работы

и социальной антропологии Дегтярева В. В.


Заведующий кафедрой:

д.соц.н., профессор кафедры социальной работы

и социальной антропологии Осьмук Л.А.


Ответственный за основную

образовательную программу

к.и.н., доцент кафедры Социальной работы Скалабан И.А.


1. Внешние требования

1. Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

по специальности 350100 - СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

степень (квалификация) –

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Социальный антрополог

должен быть подготовлен:

к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях;

  • к профессиональной работе в органах управления государственного, федерального и муниципального уровня, требующей базового высшего образования;

  • к деятельности в общественных и политических организациях;

  • к работе в коммерческих структурах в целях научно-информационного обеспечения их деятельности;

  • к деятельности по социокультурному просвещению общества;


должен знать:


  • знать теоретические основы социальной антропологии как науки;

  • уметь квалифицированно анализировать понятия цивилизации и культуры, архетипы культуры, ментальность, проблемы общественного мнения;

  • знать парадигмы социоантропологического познания , семиотические системы как “кладовые” опыта жизнедеятельности людей;

  • уметь определять показатели социокультурного процесса;

  • уметь исследовать поведение и жизнедеятельность человека в условиях социокультурных перемещений;


2. ОСОБЕННОСТИ (ПРИНЦИПЫ) ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

Таблица 2

Название компонента

Краткая характеристика компонента

Основания для введения дисциплины в учебный план подготовки специалиста

Дисциплина вузовского компонента цикла специальных дисциплин по специальности 350100 «Социальная антропология»

Адресат курса

Студенты 2 курса дневного отделения факультета гуманитарного образования специальности 350100 «Социальная антропология»

Основная идея курса

История человечества представляет собой последовательную смену уникальных самобытных цивилизаций, каждая из которых внесла неоценимый вклад в развитие единой человеческой истории.

Основные цели курса

  • Получить целостное представление о понятии и сущности цивилизации.

  • ознакомиться с теоретическими подходами к феномену цивилизация.

  • рассмотреть понятие и теоретические аспекты цивилизационного кризиса.

  • иметь представление о процессе сапиентации и зарождении человеческого общества.

  • познакомиться с материальной хронологией первобытной эпохи человеческой истории.

  • знать хронологию и основные цивилизации человеческой истории.

Характер курса

  • Курс носит преимущественно теоретический характер.

Ядро дисциплины

Составляет представление о цивилизации как материально-духовном феномене.

Связи с дисциплинами основной образовательной программы, предшествующими данному курсу

курс опирается на знания студентов полученные ими в курсах:

ГСЭ.Ф.03 Отечественная история

ГСЭ.Ф.04. Культурология


Связи с дисциплинами основной образовательной программы, следующими за данным курсом

ОПД.Ф.06 История материальной культуры и хозяйства

ОПД.Ф.12 Этносоциология

ДС.05 Антропогеография

ДС.07 Основы религиоведения

Основные понятия курса

цивилизация, культура, кризис, материальная культура, общество, человек, природа, мировоззрение, религия, картина мира, эстетика, искусство, хозяйственная культура.

Практическая часть курса

написание реферата, экзамен.

Описание основных «точек» контроля

Реферат, контрольные недели, рейтинг, выполнение итогового тестового задания.


Используемые технологии организации учебного процесса по курсу

В рамках курса используется лекция-диалог. Организуется рейтинговая система учета знаний студентов.


3. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель семинарских занятий по курсу История мировых цивилизаций - глубокое усвоение основных достижений мировых цивилизаций, пополнивших генотип человеческого общества.


Таблица 3

После изучения дисциплины студент будет

Номерцели

Содержание цели

иметь представление:



о сущности понятия цивилизация.



об эволюции представлений о сущности цивилизации.



об индивидуальном облике мировых цивилизаций



о проблеме происхождения человека.



о эволюции доцивилизационного генезиса человечества



социальной структуре древних цивилизаций



о религиозных верованиях древних цивилизаций



о природных условиях и географическом положении древних цивилизаций



о хозяйственной деятельности в рамках цивилизации



о значении цивилизации и ее влиянии на развитие других цивилизаций



о религиозно-философских учениях древних цивилизаций



об особенностях прединдустриальной цивилизации



об основных характеристиках индустриальной цивилизации.



о конфликте цивилизаций.

знать:



основные понятия, категории, событийный аспект истории мировых цивилизаций



предпосылки перехода человечества на ступеньки цивилизации.



хронологические рамки цивилизации.



религиозно-философские основы ислама.



духовные ценности и эстетические идеалы Западноевропейской средневековой цивилизации.



основы христианского вероучения



особенности перехода от Средневековой к Прединдустриальной цивилизации



последствия Великих географических открытий.



основные тенденции развития духовной культуры конца XIX в.



глобальные проблемы современности:



основные характеристики постиндустриальной цивилизации

4. Содержание и структура учебной дисциплины


Таблица 4

Описание лекционных занятий


Тема

Часы

Ссылки

на цели

Семестр 3

Тема 1. Понятие цивилизация. Теории цивилизаций

Экспликация понятия цивилизация. Мировые и локальные цивилизации. Фазы цивилизаций. Структура цивилизаций.

Формирование и эволюция понятия цивилизация. Линейная и циклическая история в концепциях М. Кондорсе, А. Фергюсона, И. Гердера, Д. Вико. Телеологический принцип в теории цивилизации Ф. Гизо и Г. Гегеля. Цивилизации в позитивистской теории О. Конта, Г. Спенсера и Г. Бокля. Понятие цивилизация и культурно-исторический тип в концепции Н.Я. Данилевского. Пять законов исторического развития. Понятие цивилизация в концепции Э. Тейлора. Триада дикость варварство цивилизация в концепции Л.Г. Моргана. Культурно-историческая концепция О. Шпенглера. Теория осевого времени К. Ясперса. Цивилизационная теория А. Тойнби. Концепция культурных суперсистем П. Сорокина. Ментальная методология Анналов. Теория цивилизаций Ф. Броделя. Постмодернизм и новые координаты развития теории цивилизаций.


4

1,2, 15

Тема 2. Предыстория человеческого общества

Становление человеческого общества. Формирование Гомо сапиенс. Развитие мышления. Членораздельная речь первая информационная революция. Образ жизни человека эпохи палеолита: прямохождение, использование усложняющихся орудий труда, освоение огня. Неандертальский человек. Комплексное хозяйство: охота, рыболовство, собирательство. Зарождение домостроительства и искусства. Женские статуэтки. Наскальная живопись. Формирование парной семьи и родовой общины. Культ женщины и матриархат. Экзогамия и эндогамия. Кочевание. Правила социальной жизни. Половозрастное разделение труда. Первичная кооперация.

Мезолит рубеж истории человечества. Переход от ледникового к современному климату. Изобретения эпохи мезолита: лук и стрелы, челны и сети. Поиски новых форм хозяйства. Духовный мир человека мезолита.

Неолитическая цивилизация. Переход от присваивающего хозяйства к производящему неолитическая революция. Развитие оседлости. Изобретения эпохи неолитической цивилизации: гончарный круг и колесо. Общественное разделение труда: выделение земледелия и скотоводства, ремесел, строительства, вождей жрецов и воинов. Возникновение территориальной общины. Неолитические города: Иерихон, Чатал-Хююк. Социальное расслоение общины.

Духовный мир человека неолита. Формирование зачатков наук. Система верований и мифов. Живопись, ритуальная музыка и танцы. Энеолит эпоха перехода к цивилизации. Освоение металлов. Серп и меч символы цивилизации. Расписная керамика. Орошаемое земледелие. Переход к частной собственности. Патриархат.


4

4,5, 16

Тема 3.Цивилизации речных долин

Месопотамская цивилизация. Древнее Двуречье. Истоки Месопотамской цивилизации. Шумерская цивилизация. Развитие ирригационного земледелия, ремесел, транспорта, торговли. Изобретение письменности. Клинопись. Глиняные книги. Формирование многоступенчатого храма-зиккурата. Образование городов-государств. Правители (энси) и цари (лугали). Сакрализация правителей.

Вавилонская цивилизация эпохи Хаммурапи. Законы Хаммурапи первый секуляризованный свод законов. Бронза в ремесле и сельском хозяйстве.

Египетская цивилизация. Природные условия и формирование ранней государственности в Египте. Образование номовых государств. Обожествление фараона. Строительство классических пирамид.

Рост храмовых владений и возвышение жречества. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) и его реформа.

Основные достижения Египетской цивилизации. Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества. Египетская мифология. Важнейшие культы. Египетская письменность: иероглифика, иератика, демотика. Художественная литература: сказки, поучения, лирика.

Научно-практические знания египтян: математика, астрономия, медицина. Система образования. Египетская архитектура. Скульптура и живопись.

Наследие Египта в отношении современников к древнейшим цивилизациям.


2

6,7,8,9,

10, 11, 17

Тема 4. Индийская цивилизация

Возникновение цивилизации в Индии. Природные условия и климат.. Культурно-хозяйственные зоны. Этническая и языковая характеристика Индии.

Городские центры Мохеджо-Даро и Хараппа. Экономическое развитие: сельское хозяйство, ремесла, торговля. Градостроительная культура и особенности планировки. Недешифрованная письменность. Упадок цивилизации и его причины.

Цивилизация Ведийской эпохи. Переселение индоариев. Сословное деление общества. Варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Государство и власть в долине Ганга. Ведическая религия и культура.

Держава Маурьев. Ашока и объединение Индии. Превращение буддизма в государственную религию. Образ жизни и обязанности индийцев. Исполнение нравственного закона и поведения (дхарма).

Основные достижения Древнеиндийской цивилизации. Религия в духовной жизни индийцев. Ведизм. Религиозно-философская мысль. Буддизм. Джайнизм. Оформление индуизма. Энциклопедии индийской жизни: Махабхарата и Рамаяна. Религиозная и светская архитектура. Достижения древних индийцев в математике, медицине, астрономии и лингвистике. Аюрведа наука о долголетии. Индийская цивилизация компонент мировой цивилизации.


2

6,7,8,9,

10, 11, 17

Тема 5. Китайская цивилизация

Особенности формирования Китайской цивилизации. Древнейший период Китайской цивилизации. Первое государство Китая. Формирование деспотической государственности. Учение о божественном происхождении царственности. Небесный мандат. Правитель сын Неба. Специфика китайской общины. Аристократическое чиновничество: начальник множества, начальник лошадей, начальник общественных работ.

Идеологическая борьба в Китае. Конфуцианство школа служилых людей. Социальный идеал и порядок. Конфуцианство как регулятор жизни. Даосизм. Недеяние как высшее мастерство жизни.

Первое централизованное государство Китая. Строительство Великой Китайской стены. Достижения Китайской цивилизации. Иероглифическая письменность. Изобретение бумаги. Китайская литература. Знания древних китайцев: основы статистики, математики, календарная система, медицина. Религиозно-философская мысль. Архитектура, скульптура, музыка. Китайские шелка и художественная керамика.


2

6,7,8,9,

10, 11, 17

Тема 6. Городские цивилизации Восточного Средиземноморья

Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития.

Древняя Сирия первые шаги цивилизации.

Цивилизация Древней Палестины.

Древнееврейская культура и религия.

Библейские сказания о богах.

Библейские предания о героях. Ветхий завет.


2

6,7,8,9,

10, 11, 17

Тема 7. Древнегреческая цивилизация

Географическое положение и природа Греции. Переходный период к Античной цивилизации. Ахейская (Микенская) цивилизация..

Гомеровский период темные века в истории Греции. Поэмы Гомера Иллиада и Одиссея. Мир греческой мифологии. Крито-микенские религиозные представления.

Архаическая эпоха начало второй попытки создания цивилизации..

Великая греческая колонизация: причины, основные направления, характер. Архаический полис. Афины демократический полис. Спарта тип греческого полиса. Духовный мир греков архаического периода.

Расцвет полисной системы ценностей. Подъем и расцвет греческой культуры. Система воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях. Ученые и философы. Ораторское искусство. Олимпийские игры. Архитекторы, скульпторы, поэты Эллады. В театре Диониса. Образ жизни древних греков. Эллинский быт: нравы, обычаи, мебель, посуда, еда, одежда.

Цивилизация эпохи эллинизма рождение нового мира. Роль эллинистической культуры в цивилизационном развитии человечества.


2

6,7,8,9,

10, 11, 17

Тема 8. Древнеримская цивилизация

Древнеримская цивилизация морская цивилизация. Влияние Этрусской цивилизации.

Римская идеология, система ценностей, ментальность. Письменность и язык. Пантеон римских богов.

Древнеримская цивилизация эпохи республики.

Раннее римское право. Военная экспансия отличительная черта Древнеримской цивилизации. Гражданские войны кризис Древнеримской цивилизации. Обострение социальных противоречий в римском обществе. Великая война Спартака. Личность Спартака.

Основные ценности римского гражданина. Древнеримская цивилизация эпохи Империи. Золотой век Римской империи. Образ жизни римлян в период расцвета Империи. Кризис цивилизационного развития.

Закат Древнеримской цивилизации. Христианство господствующая государственная религия.Варварские королевства проявление регенерации погибающей цивилизации.

Основные достижения Античной цивилизации. Приоритет духовной сферы. Расцвет человеческой личности. Отделение умственного труда от физического. Рождение первосистемы абстрактных наук. Оформление системы образования. Возникновение мировых религий.


2

6,7,8,9,

10, 11, 17

Тема 9. Средневековые цивилизации

Византийская цивилизация.

Арабская исламская цивилизация

Ислам основа арабской цивилизации. Коран священная книга мусульман. Арабский халифат государство мусульман.

Арабская культура в развитии мировой цивилизации. Система этико-правовых предписаний. Учение о предопределении. Наука и образование. Арабская литература. Архитектура арабских городов. Взаимодействие арабской и европейской культур.

Западноевропейская средневековая цивилизация

Переход от Античной к Средневековой цивилизации. Средневековая духовность и патриархализм. Становление единства Западноевропейской средневековой цивилизации. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации.

Корпоративизм западноевропейского общества отличительная черта Западноевропейской средневековой цивилизации. Третья городская революция - оживление городской жизни в X - XI вв.

Кризис Западноевропейской средневековой цивилизации..

Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации.


4

9, 10,

17, 18,

19, 20

Тема 10. Прединдустриальная цивилизация

Вступление Европы в Новое время. Европейская Прединдустриальная цивилизация: границы, структура, факторы развития, природа и люди.

Встреча цивилизаций. Великие географические открытия.

Общество, ориентированное на успех в земных делах. Протестантская этика.

Города, как центры мануфактурного производства и заокеанской торговли. Общетехническая и Великая научная революции. XVII век золотой век европейского абсолютизма.

Возрождение и Реформация этапы цивилизационного развития.

Ренессанс, как тип цивилизационного развития. Выдающиеся деятели эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, Ганс Гольбейн, Питер Брейгель Старший. Становление светской ренессансной литературы. Франсуа Рабле, Сервантес, Лопе де Вега, Шекспир.

Реформация, как этап цивилизационного развития. Первые буржуазные революции начало процесса общеевропейской модернизации.

Век Разума, век Просвещения.

Просвещение третий духовный переворот. Англия родина Просвещения. Французское Просвещение XVIII в. Традиции европейского Просвещения и немецкая общественная мысль.

Американская и Французская буржуазные революции завершающий этап модернизации Великая Французская революция XVIII в. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации. Особенности повседневной жизни и быта человека Прединдустриальной цивилизации.


4

9, 12,

15, 17, 21, 22

Тема 11. Индустриальная цивилизация

Раннеиндустриальная цивилизация. Свободный труд и предпринимательство. Раннеиндустриальное общество и власть в странах атлантической общности. Модернизация американской промышленности. Либерализм и демократия в США. Человек Запада становление национального характера. Раннеиндустриальное общество и власть в странах континентальной общности.

Особенности развития духовной культуры раннеиндустриальной цивилизации. Ментальная структура раннеиндустриального общества: развитие массового сознания и общественной психологии.

Эпоха Индустриальной цивилизации

Вторая промышленная революция и становление мировой индустриальной цивилизации. Изменения в организации производства. Укрепление класса буржуазии. Появление класса промышленного пролетариата. Завершение формирования наций и рост национального самосознания. Духовный мир человека модернизирующегося общества.

Развитие образования. Переход ко всеобщей грамотности. Рождение феномена массовой культуры. Развитие литературы и искусства. Кризис гуманизма: на пути к культу насилия. Закат индустриальной цивилизации.

Субъективизм и иррационализм в массовом сознании. Новый стиль жизни. Индустрия досуга.

Вторая мировая война кризис цивилизационного развития. Особенности политики холодной войны. Локальные конфликты: Партнерство и соперничество сверхдержав. Развитие военно-промышленного комплекса.

4

9, 10, 13, 17, 23

Тема 12.Постиндустриальная цивилизация

Третья научно-техническая революция переход к Постиндустриальной цивилизации. Изменение социальной структуры общества. Новое индустриальное общество. Модернизация экономики на базе новейших технологий. Интеграционные процессы. Создание Европейского Экономического Союза. Становление Постиндустриальной цивилизации. Преодоление вульгарно-материалистических взглядов на природу и общество. Традиции и новые направления в культуре и искусстве. Роль средств массовой информации.

Глобальные проблемы современности: угрозы термоядерной войны, истощение ресурсов планеты, экологический кризис, демографический хаос, новое измерение международного разделения труда, международный терроризм, предвидение отрицательных последствий НТР.

Этнический ренессанс и структура нового миропорядка. Конфликт цивилизаций. Поступательное развитие мировой цивилизации. Рост факторов риска в мировой развитии.


2

9, 10, 14, 24, 25
  1   2   3

Похожие:

Факультет гуманитарного образования кафедра социальной работы iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарский государственный университет» Социологический факультет Кафедра теории и технологии социальной работы
В сборнике представлены доклады участников международной заочной научно-практической конференции «Социальные реформы и социальная...
Факультет гуманитарного образования кафедра социальной работы iconФакультет социально-культурной деятельности кафедра социальной работы и психолого-педагогических наук
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет гуманитарного образования кафедра социальной работы iconВысшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» Кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рягин С. Н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д п н., Почетный работник образования РФ
Факультет гуманитарного образования кафедра социальной работы iconВысшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» Кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рягин С. Н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д п н., Почетный работник образования РФ
Факультет гуманитарного образования кафедра социальной работы iconСетевые структуры в модернизации общества и системы
Ромм Марк Валериевич – доктор философских наук, профессор кафедры социальной работы и социальной антропологии, декан факультета гуманитарного...
Факультет гуманитарного образования кафедра социальной работы iconКафедра Теоретической и социальной философии рабочая программа по дисциплине Методология гуманитарного познания

Факультет гуманитарного образования кафедра социальной работы iconПрограмма курса Цели: изучение содержания и методики педагогической деятельности в системе социальной работы, ознакомление с основами социальной педагогики. Задачи
Формирование теоретических представлений о социальной педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предмете, основных...
Факультет гуманитарного образования кафедра социальной работы iconКафедра педагогики (социальной)
Рекомендовано к изданию Ученым советом Гуманитарного факультета Военно-технического университета при Федеральной службе специального...
Факультет гуманитарного образования кафедра социальной работы iconРасписание занятий 3 курса
Примечание: занятия по физической культуре, педагогике, социальной политике, правовому обеспечению социальной работы, теории социальной...
Факультет гуманитарного образования кафедра социальной работы iconПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра психофизиологии и естественных наук
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры психофизиологии и естественных наук
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница