Программа спецкурса по алгебре




Скачать 171.26 Kb.
НазваниеПрограмма спецкурса по алгебре
Дата02.09.2012
Размер171.26 Kb.
ТипПрограмма спецкурса



Утверждено: Согласовано :

_____________________

Методический совет школы

(Зязина В.И.)

Дата:

____________


МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа

Малоярославецкого района

Калужской области


Программа спецкурса по алгебре


«Электронная математика»


7 класс


Авторы программы:

Бобурова Татьяна Викторовна,

Учитель математики

Кондратенко Елена Борисовна,

учитель математики,

Зам. директора по УВР


п. Детчино


2009-2010 уч.г.

Пояснительная записка.

Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся по теме «Функции и графики» (Класс линейных функций), способствует более осознанному освоению базового курса алгебры, носит интегративный, междисциплинарный характер и предназначен для учащихся 7 классов.



Компьютерная поддержка курса математики позволяет обогатить содержание и обеспечить новые активные формы и способы овладения этим содержанием.


Дидактические функции курса

Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами;

Отработка в интерактивном режиме элементарных базовых умений;

Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся.


Отличительные особенности спецкурса

В программе заложены возможности активного использования автоматизированных рабочих мест преподавателя и учеников, что позволит:

Оптимизировать процесс преподавания предмета (за счет использования вычислительных, изобразительных и информативных возможностей компьютера и увеличения скорости восприятия материала);

Осуществить развивающий характер обучения (за счет познавательной активности учащихся, использования разных видов деятельности: учебной и исследовательской, причем в разнообразных формах; и в теории, и в задачах учителю и ученику предоставлено широкое поле деятельности, позволяющее им выбирать и разнообразные фрагменты теории, и разные типы задач, находить свои способы их решения);

Реализовать межпредметные связи математики с информатикой;

Реализовать «деятельностный» подход в учебном процессе (ученик из объекта педагогического воздействия преобразуется в субъект познавательной деятельности, то есть из обучаемого в обучающегося; меняется психология взаимоотношений между учащимся и педагогом, развивается педагогика сотрудничества, включающая в себя совместную деятельность реальных или потенциальных единомышленников);

Реализовать личностно-ориентированный подход  в учебном процессе (раскрывается субъективный опыт каждого ученика, появляется возможность гибко приспособить изучаемый материал к возможностям конкретной личности с учетом возрастных и психологических особенностей, динамике ее развития под влиянием обучения, что будет способствовать социализации учащегося, адаптации его в нестандартных ситуациях реальной жизни).


Цели решаемые курсом:

  • Расширение знаний, умений и навыков учащихся по теме «Функции и графики» (Класс линейных функций), систематизация знаний, умений и навыков по построению и преобразованию графиков.


Задачи решаемые курсом:


  • Индивидуализация и дифференциация обучения;

  • Стимулирование разнообразной творческой деятельности учащихся и познавательной активности;

  • Воспитание навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;

  • Изменение роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя на основе применения ЦОР;

  • Формирование и совершенствование ИКТ- компетентности учащихся.


Спецкурс рассчитан на 34 учебных занятия.


Формы и методы организации учебной деятельности учащихся.


Организация занятий спецкурса предполагает использование учебного кабинета, оснащенного персональными компьютерами соответственно числу учащихся (или групп учащихся), содержащими основные пользовательские программы и программное обеспечение курса, АРМ учителя с устройством для просмотра CD-ROM, мультимедийным проектором (1 на класс) и экраном для осуществления самостоятельной работы учащихся, проверки и самопроверки усвоения, проецирования материалов на экран при подробном и развернутом изучении учебного материала. Наличие интерактивной доски является не обязательным, но желательным условием.


Мультимедийная среда используемых программных продуктов позволяет использование следующих методов: наблюдение, эксперимент, математическое моделирование, конструирование.

Основный тип занятий – практикум.


Требования к ИКТ-компетентности педагога:

    • обладание компьютерной грамотностью,

    • умение пользоваться стандартными офисными приложениями.


Этапы и формы работы

Оборудование

Подготовка учителя к занятию

Рабочее место с компьютером, снабженным прикладными программами семейства MS Office + принтер + аудиоколонки.

Проведение занятия

Изучение учебного материала

Возможны следующие варианты:

1) Компьютер + мультимедиа проектор с экраном + аудиоколонки;

2) Компьютерный класс;

3) Мультимедиа проектор с экраном + места учеников, оборудованные компьютерами (является наиболее эффективным)

Групповая и индивидуальная самостоятельная работа

Компьютерный класс, снабженный прикладными программами семейства MS Office и необходимыми ЦОР









Ожидаемые результаты:


По окончании спецкурса учащиеся должны приобрести расширенные и прочные знания, умения и навыки по теме «Функции и графики» (Класс линейных функций), уметь строить и преобразовывать графики линейных функций. Учащиеся повысят свой уровень информационной культуры и познавательной активности к изучаемому предмету, приобретут навыки самоконтроля и рефлексии.

Итоговый контроль предусматривает следующие варианты на выбор: контрольная работа, тестирование, презентация и защита курсовой работы.


Учебно-тематический план

.



п/п

Тема

Кол-во часов

ЦОР

1.

Инструктаж по ТБ. Знакомство с компьютером.

2 ч




2.

Работа с готовыми программными продуктами.

2 ч







Линейные уравнения с одной переменной (10ч)







3.

Общие сведения, относящиеся к решению уравнений.

1 ч

ИИСС «Математика на компьютерах»

4.

Линейное уравнение с одной переменной.

2 ч

УЭИ «Математика 5-11», ИИСС «Математика на компьютерах»

5.

Решение текстовых задач.

3 ч

УЭИ «Математика 5-11»

6.

Уравнения, содержащие модуль.

4 ч

УМК «Открытая математика» (Алгебра),




Линейная функция и ее график (8ч)







7.

Линейная функция и ее график.

2 ч

программа AGrapher, УМК «Живая математика», 1С:Образование («Математика 5-11. Практикум»

8.

Уравнение прямой в явном виде

2 ч

УЭИ «Математика 5-11», программа AGrapher

9.

Кусочно-линейная функция

2 ч

УМК «Открытая математика» (интерактивный курс «Функции и графики»

10.

Функция, содержащая модуль.

2 ч

УМК «Открытая математика» (Алгебра), программа AGrapher, УМК «Живая математика»













11.

Линейное уравнение с параметром.

4 ч

Система организации и поддержки образовательного процесса (ЦОР Методы решения алгебраических задач с параметром»)




Линейное уравнение с двумя переменными (6ч)







12.

Линейное уравнение с двумя переменными.

2 ч

УЭИ «Математика 5-11»

13.

Системы линейных уравнений с двумя переменными.



УЭИ «Математика 5-11»

14.

Графическое исследование уравнений.


2 ч

УЭИ «Математика 5-11», программа AGrapher













15.

Итоговый контроль

2 ч.






Содержание изучаемого курса


  1. ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ. ЗНАКОМСТВО С КОМПЬЮТЕРОМ (2 часа)


Персональный компьютер. Общая схема и основные возможности персонального компьютера (ПК). Назначение и функции основных устройств ПК. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности. Знакомство с клавиатурой и дисплеем.

Учащиеся должны знать: названия и назначение основных устройств ЭВМ; правила техники безопасности при работе на ЭВМ.

Учащиеся должны уметь: пользоваться клавиатурой (русские, латинские, строчные, заглавные буквы, цифры и специальные символы), набирать текст и исправлять ошибки ввода.


  1. РАБОТА С ГОТОВЫМИ ПРОГРАММНЫМИ ПРОДУКТАМИ (2 часа)


Понятие операционной системы и прикладного программного обеспечения. Понятие текстового и графического редакторов. Знакомство с программным обеспечением курса: ИИСС «Математика на компьютерах», УЭИ «Математика 5-11», Система организации и поддержки образовательного процесса (ЦОР «Методы решения алгебраических задач с параметром»), УМК «Живая математика», УМК «Открытая математика» (1. Интерактивный курс «Функции и графики», 2. «Алгебра»), 1С:Образование («Математика 5-11. Практикум»), программа Agrapher.

Учащиеся должны знать: понятие операционной системы; понятие и назначение прикладных программ; назначение и основные возможности текстовых и графических редакторов; основные операции графического редактора.

Учащиеся должны уметь: включать и выключать ПК; найти, запустить и использовать в работе необходимую программу.


3 ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ (10часов)

Преобразование выражений: раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений и уравнений с модулем.

Демонстрация алгоритма решения линейного уравнения.

Работа по данной теме с использованием программных модулей.

Учащиеся должны знать: общие приемы решения линейных уравнений.

Учащиеся должны уметь: преобразовывать выражения путем раскрытия скобок и приведения подобных членов; решать линейные уравнения с одним неизвестным; решать линейные уравнения с модулем, решать текстовые задачи.


  1. ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЕ ГРАФИК (8часов)


Знакомство с общими функциональными понятиями (график функции и ее свойства). Нахождение значения у по заданному значению х и решать обратную задачу. Построение графика линейной функции, кусочно-линейной функции, функции, содержащей знак модуля, графиков прямой пропорциональности.

Учащиеся должны знать: алгоритм построения графиков вышеперечисленных функций

Учащиеся должны уметь: строить графики вышеперечисленных функций.

5. ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ В УРАВНЕНИЯХ С ПАРАМЕТРОМ (4 часа)

Алгоритм решения линейного уравнения с параметром.

Учащиеся должны знать: алгоритм решения линейного уравнения с параметром.

Учащиеся должны уметь: решать линейные уравнения с параметром.


6. ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (6 часов)

Уравнения прямой общего вида. Работа по распознаванию уравнения данного вида и частных случаев. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Алгоритмы решения систем линейных уравнений с двумя переменными. Графическое исследование уравнений.


Учащиеся должны знать: алгоритм решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными.

Учащиеся должны уметь: распознавать уравнения данного вида и частных случаев, решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.


Информационное обеспечение программы.


А) Список литературы:

1. «Математика»(газета), №14 (2007), №25-28 (2004)

2. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. «Сборник задач по алгебре 8-9», М., Просвещение, 2001

3. Математика в школе, 2001, №8, 2002 №8

4. Костикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов». – М., Просвещение, 2000


Б) ЦОР: ИИСС «Математика на компьютерах», УЭИ «Математика 5-11», Система организации и поддержки образовательного процесса (ЦОР Методы решения алгебраических задач с параметром»), УМК «Живая математика», УМК «Открытая математика» (интерактивный курс «Функции и графики», «Алгебра»), 1С:Образование («Математика 5-11. Практикум»), программа Agrapher.


Методические рекомендации

ИИСС «Математика на компьютерах».

Содержит:

1. Интерактивную обучающую программу по теме «Решение линейных уравнений» с мультимедийным персонажем в роли учителя


У
читывая психологические особенности учащихся 7 классов, данная обучающая программа снабжена гибкой настройкой по выбору виртуального Агента-помощника (покорного «слуги-джина» для активных, уверенных в себе учеников с качествами лидера или «волшебника-повелителя» для застенчивых, меланхоличных и не уверенных в себе школьников).

Присутствие звуковых и анимационных эффектов позволяет в наглядной и игровой форме отработать алгоритм решения линейного уравнения. При организации работы на целый класс вариант с Магом также целесообразно использовать для объяснения материала, а вариант с Джином – для отработки практических навыков.


2. Программу-тренажер с функцией контроля, способствующий отработке практических навыков решения линейных уравнений



Тестирующая программа, с помощью которой учащиеся получают практические навыки по механизму переноса известных и неизвестных членов уравнения из одной части в другую и приведению подобных членов; в программе случайным образом формируются линейные уравнения и за определенное количество примеров ученику выставляется оценка. Присутствует комментарий к каждому примеру (верно / неверно), и в случае неверного ответа указывается верный. Возможна настройка количества примеров, диапазона чисел и количества слагаемых в уравнении.

Система организации и поддержки образовательного процесса (ЦОР Методы решения алгебраических задач с параметром»

При решении уравнений с параметрами нужно следить за полным перебором различных способов нахождения корней уравнения в зависимости от значений параметров. При использовании стандартных формул важно проверять выполнение всех ограничений на входящие в них параметры. Формальное их применение приводит к ошибкам.

При решении линейных уравнений с параметром следует выделить три возможных случая:

  1. основной случай, когда имеется единственное решение;

  2. особый случай, когда нет решений;

  3. особый случай, когда решениями являются все вещественные числа.

В разборе решений задач из примеров 1–4 обращать внимание на реализацию этих случаев в зависимости от значений параметров. Следует внимательно следить за операцией деления на выражения, содержащие параметры. При делении часто возникают ограничения на допустимые значения параметров.

При разборе примера 1 обратить внимание, что реализуются случаи (1), (2) и не реализуется случай (3). При разборе примера 2 обратить внимание, что реализуются случаи (1), (3) и не реализуется случай (2). При разборе примеров 3, 4 обратить внимание, что реализуются все три случая.

После изучения свойств линейной функции и приобретения учащимися набора основных навыков, необходимых для решения основанных на применении соответствующей функции уравнений с числовыми коэффициентами, учитель приступает к наработке навыков решения аналогичных задач с буквенными коэффициентами (параметрами). Первые 1-4 примера преподаватель разбирает сам, подробно поясняя их решение всей аудитории. Количество разбираемых примеров зависит от уровня подготовки учащихся. Для разбора 2 задач из пошаговых тренажеров может быть вызван тот или иной способный ученик, который проделает их подробное решение с демонстрацией всех его шагов остальным учащимся под руководством педагога.

При демонстрации решений важно отчетливо разделять последовательные этапы работы, пояснять причины появления различных случаев для значений коэффициентов, связывая их с необходимостью выполнимости тех или иных  алгебраических операций. Важно также добиться понимания учащимися возможности вырождения уравнений при обнулении коэффициентов перед некоторыми их членами и умения правильно записывать ответ в уравнениях с параметрами, который, в отличие от ответа в уравнениях с числовыми коэффициентами, является функцией параметров.

После разбора примеров решения задач и подведения первых логических итогов урока, необходимо закрепить полученные учащимися знания. Для этого в каждом уроке предлагается список упражнений и задач для самостоятельного выполнения их учащимися. Не вызывает сомнения, что при самостоятельном решении этих задач часть учащихся будет испытывать трудности, и у них возникнут вопросы. Поэтому в программе обучения необходимо запланировать дополнительное время для последующего разбора в аудитории наиболее трудных задач из набора задач, предназначенных для самостоятельного решения. Предусмотрен обязательный контроль из контрольных задач, предложенных к каждой теме. Учитель может менять набор этих задач, сообразуясь с уровнем навыков учащихся и глубиной проникновения в преподаваемый материал.

Рекомендации по использованию ЦОР на занятии:

Теоретический слайд


Описание. Слайд с краткой теоретической информацией.


Назначение. Может выступать как в качестве напоминания изученного теоретического материала, так и в качестве краткого резюме нового материала. В первом случае слайд представляется в начале занятия, во втором – в момент объяснения нового материала. При необходимости и в зависимости от уровня аудитории можно демонстрировать слайд на протяжении всего занятия.

Использование. Данный ЦОР можно показывать через проектор, на экране монитора, а также его можно распечатать и раздать учащимся.

Разборы примеров

Описание. Гипертекстовое пошаговое изложение решений примеров.


Назначение. Просмотр в классе под руководством учителя или индивидуальный при самоподготовке для разъяснения основных методов решения задач.

Использование. Данный ЦОР предназначен для показа через проектор или на экране монитора. Изложение решения разбито на отдельные случаи, которое нужно открывать, щелкая по соответствующим ссылкам. При работе в классе можно не открывать один из случаев, а предложить ученикам разобрать его самостоятельно. Также пример можно распечатать.
Пошаговые тренажеры

Описание. Пошаговые задачи-тренажеры, снабженные вопросами в форме ввода ответа, при ответе на которые открывается очередной шаг решения.


Назначение. Использование в классе под руководством учителя или индивидуальный при самоподготовке.Использование. Данный ЦОР предназначен для показа через проектор или на экране монитора. Для открытия следующего шага решения необходимо закончить предыдущий шаг решения, набрав отсутствующую формулу в окно ввода ответа и нажав на кнопку "Подтвердить ответ". Тренажер можно распечатать с любого шага решения.

Упражнения


Описание Задачи-упражнения с набором указаний и системой проверки ответа.

Назначение. Упражнения применяются для отработки и закрепления изученного материала. Предлагаются для использования в классе под руководством учителя или для самостоятельного решения учеником.

Использование. Данный ЦОР предназначен для показа через проектор или на экране монитора ученика. Также пример можно распечатать. При работе с упражнением необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа и нажать на кнопку "Подтвердить ответ". Если необходимо, то можно воспользоваться указанием, которое появится по нажатию на кнопку "Подсказка". Указания зависят от числа попыток.

Задачи для самопроверки


Описание. Задачи для самопроверки с вариантами ответов и системой проверки, снабженные счетчиком времени и попыток.




Назначение. Задачи предлагаются для индивидуальной работы на уроке и дома.

Использование. Данный ЦОР предназначен для показа на экране монитора ученика. Также задачу можно распечатать. При работе с задачами необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа и нажать на кнопку "Подтвердить ответ". Во время решения следите за временем и числом попыток, чтобы подготовиться к контрольной работе, где время и число попыток будет ограничено.

Контрольные задачи


Описание. Задачи для контроля и самоконтроля с вводом ответа и системой проверки с ограничением числа попыток и времени ответа.


Назначение. Задачи предназначены для контроля и самоконтроля. Из предложенных задач учитель может формировать контрольную работу после нескольких занятий.


Похожие:

Программа спецкурса по алгебре iconПрограмма спецкурса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение»
Программа спецкурса «Международная переписка» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму...
Программа спецкурса по алгебре iconСоциология молодёжи программа спецкурса и
Программа спецкурса и планы семинарских занятий для студентов философско-социологического факультета специальности «Социология»
Программа спецкурса по алгебре iconКалендарно-тематическое планирование по алгебре
Программа по алгебре Авторы Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. К. И. Нешков, С. Б. Суворова, М., Просвещение, 2010
Программа спецкурса по алгебре iconРабочая программа по алгебре в 7 классе педагога Сергеевой Анны Михайловны
Данная программа по алгебре для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Программа спецкурса по алгебре iconРабочая программа по алгебре. 11 класс
Рабочая программа по алгебре в 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Программа спецкурса по алгебре iconРабочая учебная программа по алгебре для 7 б класса на 2011-2012 учебный год
Программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по алгебре для 7-9 классов
Программа спецкурса по алгебре iconРабочая программа спецкурса «Математические основы информатики» 8-9 классы
Рабочая программа спецкурса «Математические основы информатики» для 8-9 классов разработана на основе примерной программа основного...
Программа спецкурса по алгебре iconПрограмма спецкурса Красноярск сфу 2007 удк 361. 3 Составитель Т. Г. Спиглазова
Защита экологических прав граждан: программа спецкурса / сост. Т. Г. Спиглазова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, Ин-т естественых...
Программа спецкурса по алгебре iconРабочая программа по алгебре 7 класс базовый уровень
...
Программа спецкурса по алгебре iconПрограмма спецкурса «Теневая экономика» Приложение Программа спецкурса «Экономическая теория преступлений и наказаний»
История экономического анализа преступности — от Мандевиля до наших дней Экономические теории преступной деятельности: рациональные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница