Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург




НазваниеМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург
страница1/11
Дата10.10.2012
Размер1.54 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет)


Кафедра истории Отечества, науки и культуры


П.А. Гостенков, А.Б. Гуркин, Ю.М. Зубиков,

И.П. Потехина, К.Н. Скворцов


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Методические указания

по подготовке к семинарским занятиям

для студентов дневной формы обучения

всех специальностей


Санкт-Петербург

2010


УДК 947


Гостенков, П.А. Отечественная история: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей / П.А. Гостенков, А.Б. Гуркин, Ю.М. Зубиков, И.П. Потехина, К.Н. Скворцов. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2010. – 96 с.


Методические указания предназначены для студентов I курса всех специальностей дневной формы обучения, изучающих дисциплину «Отечественная история».

В методических указаниях содержатся материалы по подготовке к семинарским занятиям.

Указания разработаны в соответствии с требованиями федерального компонента по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и соответствуют рабочей программе дисциплины «Отечественная история».



Рецензенты:


Северо-Западная академия государственной службы, доктор исторических наук, профессор М.М. Шумилов


Е.А. Ростовцев, кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский Государственный университет




Утверждены на заседании методической комиссии гуманитарного отделения 1 июля 2010 г.


Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания предназначены для студентов дневного отделения всех факультетов СПбГТИ (ТУ), изучающих курс «Отечественная история». Изучение этой дисциплины в СПбГТИ (ТУ) осуществляется в соответствии с новым государственным стандартом. Курс рассчитан на углубленное и подробное рассмотрение всех основных аспектов российской истории. Часть из них целесообразно вынести для изучения на семинарских занятиях. Это касается, прежде всего, тех вопросов, которые вызывают наибольшие трудности у студентов, а также проблем, которые, будучи дискуссионными, неоднозначно трактуются в исторической литературе.

Лекции, прослушанные студентами, являются базой их теоретической подготовки, так как дают систематизированные основы научных знаний. Знания, полученные на лекциях, должны закрепляться и углубляться в ходе самостоятельного дополнительного изучения. Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе. При этом ее значимость имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к специалисту, все больший удельный вес приобретает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации и накопленных знаниях. Семинарские занятия – это одна из основных форм изучения истории в вузе. Целью их проведения является углубленное рассмотрение и закрепление материала, полученного на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой.

Данные методические указания носят комплексный характер. Они включают в себя темы и планы семинарских занятий, вопросы, выносимые на обсуждение, тематику докладов, а также список основной и дополнительной литературы к каждому семинару. Кроме того, они содержат словарь исторических терминов, хронологию исторических событий и ряд информативных приложений.

Готовясь к семинару, студент должен прежде всего ознакомиться с общим планом семинарского занятия. Следует внимательно прочесть свой конспект лекции по изучаемой теме и рекомендуемую к теме семинара литературу. При этом важно научиться выделять в рассматриваемой проблеме самое главное и сосредотачивать на нем основное внимание при подготовке. С незнакомыми терминами и понятиями следует ознакомиться в предлагаемом глоссарии, историческом словаре или энциклопедии.

Ответ на каждый вопрос из плана семинарского занятия должен быть доказательным и аргументированным, студенту нужно уметь отстаивать свою точку зрения. Для этого следует использовать исторические документы, монографическую, учебную и справочную литературу. Активно участвуя в обсуждении исторических проблем на семинарах, студенты учатся последовательно мыслить, логически рассуждать, внимательно слушать своих товарищей, принимать участие в спорах и дискуссиях.

Для успешной подготовки к семинарскому занятию, студент должен законспектировать рекомендуемую литературу, внимательно осмыслить фактический материал и сделать выводы. Особенно это касается такой формы работы на семинаре, как выступление с индивидуальным докладом, который студент избирает из рекомендованного списка. Студенту надлежит хорошо подготовиться к докладу, чтобы иметь возможность грамотно и полно ответить на заданные ему вопросы, суметь сделать выводы и показать значимость данной проблемы для изучаемого курса. Студенту необходимо также дать анализ той литературы, которой он воспользовался при работе над докладом.

Большую помощь в подготовке к семинарским занятиям студентам окажет библиотека института, в которой имеется обширная учебная, научная и справочная литература.

Все методические материалы, выпущенные кафедрой истории Отечества, науки и культуры, можно найти на сайте СПбГТИ (ТУ) по адресу: http://technolog.edu.ru/kaf/ionk/DocLib1/Forms/AllItems.aspx.

1 СЕМИНАР (МЕТОДИЧЕСКИЙ)

  1. История как наука. Предмет изучения курса

  2. Понятие об историческом источнике

  3. Историография отечественной истории

  4. История России как часть всемирной истории

Рекомендуемые доклады

    1. Место истории в жизни человека и общества

    2. Выдающиеся русские историки: В.Н. Татищев (1686–1750), Н.М. Карамзин (1766–1826), С.М. Соловьев (1820–1879), В.О. Ключевский (1841–1911), С.Ф. Платонов (1860–1933), А.С. Лаппо-Данилевский (1863–1919) – по выбору студентов

Методические советы

При изучении первого вопроса следует учитывать, что термин «история» имеет несколько разных значений. В рамках настоящего курса он используется в основном для обозначения одной из важнейших гуманитарных дисциплин, предметом изучения которой является человеческое общество во всем его многообразии, а главной задачей – познание прошлого человечества, необходимое для понимания его настоящего и предвидения будущего.

Следует знать, что предметом исторического познания может быть как история мира в целом (всемирная и всеобщая история), так и история отдельных континентов (например, Азии и Африки), регионов (балканистика), стран (китаистика) и народов (славяноведение). Студент должен четко представлять, что является предметом изучения дисциплины «Отечественная история», и какие функции она выполняет. В ходе дальнейшего ответа на данный вопрос следует вкратце перечислить этапы становления исторической науки, при этом обратить особое внимание на то, что процесс ее развития был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и методов, в рамках которого осуществляется историческое исследование. Необходимо также назвать основные отрасли исторической науки и наиболее важные вспомогательные исторические дисциплины, указав значение каждой из них.

При подготовке ко второму вопросу следует, прежде всего, уяснить, что изучение истории невозможно без тщательного рассмотрения и исследования различных источников. Исторический источник, будучи основным носителем информации о человеческом прошлом, представляет собой главное и непременное условие для познания этого прошлого. Поэтому нужно дать определение того, что такое исторический источник, и продемонстрировать знакомство с основными системами классификации источников, принятыми в российской научной литературе.

Приступая к изучению третьего вопроса, важно понимать, что термин «историография» употребляется для обозначения совокупности научных трудов по какой-либо исторической проблеме, а также используется как название особой отрасли исторической науки, изучающей ее собственную историю. В ходе дальнейшей подготовки студент должен составить представление об основных этапах становления исторического знания в России. Обращаясь к конкретным аспектам развития исторической науки в нашей стране, студент также должен продемонстрировать знакомство с именами и основными научными сочинениями наиболее известных российских историков.

Готовясь к четвертому вопросу, нужно обратить внимание на то, что полноценное изучение любой национальной истории возможно только в контексте мирового исторического процесса. Закономерности и движущие силы этого процесса всегда интересовали историков. В научной литературе существует множество суждений на этот счет, но все они в той или иной степени уязвимы и несовершенны. Вместе с тем, если обобщить данные суждения, то можно свести их к двум основным подходам.

Первый подход можно охарактеризовать как универсалистский или линейный. Он исходит из того, что существует единый культурно-исторический процесс и все развитие человечества – это последовательная смена определенных этапов. Эти этапы везде одинаковы, хотя и допускается, что разные регионы и народы не проходят их одновременно, некоторые отстают в своем развитии. Наиболее яркими примерами такого подхода являются марксистская теория последовательной смены общественно-экономических формаций (формационный подход), а среди немарксистских концепций – европоцентризм.

Суть второго подхода заключается в отрицании единства исторического процесса и сходных этапов развития человечества. Этот подход можно охарактеризовать как цивилизационный, многовариантный (плюралистический). Согласно ему, человечество представляет собой совокупность локальных культур, непроницаемых друг для друга и имеющих свои собственные стадии развития. Таким образом, всемирная история является суммой историй самостоятельных, неповторимых цивилизаций. Одним из основоположников этой концепции стал русский историк и социолог Н.Я. Данилевский; ее наиболее яркими зарубежными представителями считаются О. Шпенглер и А. Тойнби. Студент должен знать основное содержание вышеназванных концепций и дать им свою оценку.

В процессе дальнейшей подготовки по данному вопросу следует уяснить, что история России является частью всемирной истории, и что взгляды на русскую историю, а также на роль и место России в мировом историческом процессе, весьма различны. Эти проблемы относятся к числу дискуссионных и неоднозначно трактуются в отечественной и зарубежной исторической литературе. Поэтому студент должен знать основные точки зрения русских и зарубежных исследователей, ориентироваться в важнейших направлениях дискуссии о месте и роли России в мировой истории и особенностях ее исторического пути.

Литература

Основная

  1. Ведерников, В.В. Отечественная история: учебное пособие / В.В. Ведерников, А.Б. Гуркин. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2007.

  2. Гуркин, А.Б. Отечественная история: учебное пособие / А.Б. Гуркин.– СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2008.

  3. Деревянко, А.П. История России с древнейших времен до конца XX века / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – 3-е изд. – М.: Проспект, 2009.

  4. История России / под ред. И.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2009.




  1. История России. В 2-х т.: учебное пособие / под ред. М.М. Шумилова, С.П. Рябикина. – СПб.: Олма-Пресс, 2000.

  2. История России с древнейших времен до 1861 г. / под ред. Н.И. Павленко. –
    4-e изд. – М.: Высшая школа, 2007.

  3. Отечественная история / под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – М.: Гардарика, 2004.

  4. Потатуров, В.А. История России / В.А. Потатуров, Г.В. Тугусова, М.Г. Гурина. – М.: Академический проект, 2004.

  5. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков. – М.: Проспект, 2010.

  6. Филюшкин, А.И. История России с древнейших времен до 1801 года / А.И. Филюшкин. – М.: Дрофа, 2004.

Дополнительная

  1. Алексушин, Г.В. История как наука / Г.В. Алексушин. – Самара: СГПУ, 2002.

  2. Блок, М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок; пер.с фр. – М.: Наука, 1973.

  3. Голиков, А.В. Источниковедение отечественной истории / А.В. Голиков, Т.А. Круглова. – М.: МГУ, 2000.

  4. Гумилев, Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории / Л.Н. Гумилев. – СПб.: Лениздат, 2008.

  5. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – СПб.: Глаголъ, 1995.

  6. Историки России XVIII – начала XX века. – М.: Скрипторий, 1996.

  7. Историография истории России до 1917 года: В 2-х т. – М.: Владос, 2003.

  8. Источниковедение / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская. – М.: РГГУ, 1998.

  9. Мельникова, Е. Ренессанс Средневековья. Размышления о мифотворчестве в современной исторической науке / Е. Мельникова // Родина. – 2009. – №3.

  10. Орлов, А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009.

  11. Ростовцев, Е.А. Методология истории: учебно-методическое пособие. Ч. 1: Общая методология / Е.А. Ростовцев. – СПб.: СПбГПУ, 1998.

  12. Румянцева, М.Ф. Теория истории. Учебное пособие / М.Ф. Румянцева. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

2 СЕМИНАР

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

  1. Восточные славяне и их соседи в древности: этногенез славян; возникновение восточной ветви славянства; социально-экономический и общественно-политический строй восточных славян

  2. Образование Киевской Руси. Принятие христианства

  3. Русские земли в XII – первой трети XIII в.

  4. Борьба русского народа за свою независимость в первой половине XIII в.

Рекомендуемые доклады

    1. Новгородская земля

    2. Галицко-Волынская земля

Методические советы

Приступая к изучению первого вопроса о происхождении и ранней истории восточных славян, студенту необходимо уяснить, что данный вопрос относится к числу дискуссионных и связан с общей проблемой этногенеза (т.е. зарождения и развития) славян. В исторической литературе существует множество различных точек зрения относительно данной проблемы, но, пожалуй, наиболее обоснованным можно считать утверждение, согласно которому история славянства начинается с VI в. н. э. Что касается высказываний некоторых ученых, относящих начало истории славянства к более раннему периоду, то все они вызывают серьезные и весьма аргументированные сомнения.

Затем следует обратить внимание на выделение трех ветвей славянства: западной, южной и восточной, на их расселение в Восточной Европе и на этногенез непосредственно восточных славян. Важно также учесть, что этногенез славян протекал во взаимодействии с соседями – прежде всего балтскими, финно-угорскими, а также некоторыми тюрко-язычными народами.

При дальнейшей подготовке данного вопроса необходимо сосредоточить внимание на социально-экономических отношениях, сложившихся у восточных славян, – у них в этот период происходил переход от родовой общины к соседской, а хозяйство носило комплексный характер (земледелие, скотоводство, различные промыслы). Следует также рассмотреть общественно-политический строй восточных славян – они находились на стадии военной демократии, и в их обществе отчетливо прослеживалась триада: князь, совет старейшин и народное собрание.

Религией восточных славян было язычество на этапе политеизма, хотя отчетливо прослеживались и более ранние формы языческих религиозных верований – фетишизм, тотемизм, полидемонизм.

При изучении второго вопроса нужно уяснить, что в конце IX в. государственность восточных славян вступила в новый этап своего развития, возникла Киевская Русь. Вопрос о социально-политическом строе Киевской Руси является дискуссионным. Большинство историков считает Киевскую Русь раннефеодальным государством, т.е. государством, в котором феодальные отношения еще не достигли своей зрелости и поэтому соседствуют с дофеодальными, характерными для родоплеменного строя (Б.Д. Греков, В.Б. Кобрин, Б.А. Рыбаков и др.). В современной исторической литературе также существует гипотеза, выдвинутая И.Я. Фрояновым и поддержанная рядом ученых, согласно которой классовое общество в Киевской Руси еще только зарождалось, в социально-экономическом строе страны сочетались элементы патриархального, рабовладельческого и феодального укладов, а в политическом плане Киевская Русь представляла собой своеобразное предгосударственное образование, которое можно охарактеризовать как «союз союзов племен», «суперсоюз».

При освещении второго вопроса следует также обратить внимание на так называемую «норманнскую теорию», на политику первых киевских князей, на взаимоотношения Киевской Руси с ее соседями.

Огромное значение для дальнейшей судьбы восточных славян имело принятие Русью христианства. Речь шла о выборе исторического пути развития, в связи с чем необходимо уяснить, какие именно долгосрочные последствия имел этот шаг.

При рассмотрении третьего вопроса студенту следует понять причины распада Киевской Руси на ряд самостоятельных государственных образований. Нужно учесть, что по поводу социально-политического строя этих государственных образований в исторической науке до сих пор идут оживленные дискуссии. Большинство историков полагает, что Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности (Б.Д. Греков, В.Б. Кобрин, В.В. Мавродин и др.). Некоторые же ученые (И.Я. Фроянов) считают, что на основе предгосударственных структур восточных славян (суперсоюзов) в XI–XII вв. складывается новая форма территориальных образований – «города-государства».

Следует также рассмотреть развитие в XII – первой половине XIII в. наиболее значимых древнерусских земель: Киевской, Владимиро-Суздальской, Новгородской и Галицко-Волынской.

Подготавливая ответ на четвертый вопрос, необходимо понять, что XIII в. принес тяжелейшие испытания русскому народу. Опасность угрожала и с Запада, и с Востока. Экспансию орденских и шведских рыцарей в XIII в. удалось сдержать, и в этой связи следует упомянуть о роли князя Александра Невского, о Невской битве (1240 г.) и «Ледовом побоище» (1242 г.). Однако натиск с Востока, несмотря на героическое сопротивление, остановить не удалось. Уже первое столкновение объединенного русско-половецкого войска с монголо-татарами на реке Калке (31 мая 1223 г.) закончилось тяжелым поражением. Не удалось отразить и вторжение Батыя в 1237–1240 гг. Последствия монгольского нашествия были ужасны, и студент должен знать, в чем конкретно это выражалось.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения экономических специальностей
Методические указания предназначены для студентов I курса факультета экономики и менеджмента дневной формы обучения, изучающих культурологию,...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов вечерней формы обучения экономических специальностей
Методические указания предназначены для студентов I курса экономических специальностей вечерней формы обучения, изучающих курс Отечественной...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания к семинарским занятиям по философии для студентов очной формы обучения всех специальностей Екатеринбург
Поэтому необходимо серьезно и правильно организовать свою подготовку к семинарским занятиям. Это поможет закрепить знания и существенно...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине "Технология программирования" для студентов специальности 230200 дневной формы обучения
Методические указания предназначены для студентов специальностей 230200 и 230201 “Информационные системы” естественно-гуманитарного...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания к выполнению
Экология. Расчет рассеивания техногенных токсикантов в приземном слое атмосферы: методические указания к выполнению практической...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов Омск Издательство Омгту 2008 Составитель Н. Ю. Кликушина, старший преподаватель кафедры «Философия и социальные коммуникации»
Методические указания предназначены для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью» дистанционной формы обучения
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания по их выполнению для студентов всех специальностей 3 и 4-го курсов заочной формы обучения
Информационные системы в экономике : программа, варианты контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические указания предназначены для студентов всех специальностей, дневной и вечерней форм обучения, изучающих дисциплину «Культурология»
...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Теория социальной работы» для студентов 3 курса специальность «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения всех специальностей Санкт-Петербург iconМетодические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история»
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «Отечественная история» для...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница