Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа




Скачать 259.75 Kb.
НазваниеВестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа
страница1/2
Дата10.10.2012
Размер259.75 Kb.
ТипДокументы
  1   2
ВЕСТН. САМАР. ГОС. ТЕХН. УН-ТА. СЕР. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2011. № 3 (31)


Добыча, транспорт и переработка нефти и газа


УДК 622.276

«Самопроизвольная» остановка «горячих» нефтепроводов

В.Н. Дегтярев, А.В. Пименов

Самарский государственный технический университет

443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

В статье дается описание механизма снижения производительности нефтепроводов со станциями подогрева нефти (т.н. «горячие» трубопроводы), транспортирующих парафиновые застывающие нефти. Временное отключение нагрева нефти может привести не только к повышению вязкости нефти, но и к созданию условий для возникновения и тиксотропного упрочнения структурной решетки парафина в нефти. Это приводит к интенсивному росту вязкости в зоне неньютоновского течения нефти, сбросу производительности центробежных насосов, что способствует еще большему росту вязкости и т.д., до полной остановки перекачки нефти. Приведены примеры «самопроизвольной» остановки реальных нефтепроводов.

Ключевые слова: парафиновые застывающие нефти, остановка трубопровода, горячая перекачка, структурная решетка парафина, самопроизвольная остановка горячего нефтепровода.

Застывающие парафиновые нефти, как правило, транспортируются по трубопроводам с путевым подогревом, по так называемым «горячим» трубопроводам.

Температура нефти в начале трубопровода с использованием огневых печей поддерживается на уровне 65-45 °С, при котором парафин практически растворен в нефти и нефть является ньютоновской жидкостью.

По мере снижения температуры нефти в процессе ее перекачки парафин начинается выделяться в объеме нефти в виде твердых кристаллов. При незначительном количестве кристаллов парафина нефть является гетерофазной системой, остается ньютоновской жидкостью с повышенной вязкостью.

При достижении определенной температуры, условно называемой температурой массовой кристаллизацией парафина Ткр, начинается создание объемной решетки парафина в нефти.

Механизм образования структурной решетки парафина – сложный, зависящий от химического состава нефти, количества в ней парафинов и асфальтосмолистых веществ, а также от условий нагрева и последующего охлаждения нефти.

При образовании структурной решетки кристаллы парафина могут взаимодействовать между собой непосредственно, срастаясь и образуя дендритную конфигурацию, но в большей степени они взаимодействуют между собой через сольватные оболочки образованием коагуляционных структур.

Этим объясняется тот факт, что относительно небольшое количество твердых кристаллов парафина (10-20%) может создать прочную объемную решетку, в ячейках которой иммобилизируется жидкая часть нефти. В определенной степени аналогом такой объемной структурной решетки можно считать пчелиные соты.

Образование структурной решетки парафина даже невысокой прочности превращает нефть в неньютоновскую систему, вязкость которой при постоянной температуре зависит от градиента скорости ее течения (от интенсивности ее деформации).

Если при перекачке парафиновой нефти в области проявления ею неньютоновских свойств снижается ее скорость течения, то происходит тиксотропное упрочнение ранее разрушенных связей в структурной решетке и вязкость ее возрастает. Рост вязкости может быть еще более интенсивным при одновременном снижении и температуры перекачиваемой нефти.

Ниже нами дается описание малоизученного механизма «самопроизвольной» остановки «горячего» нефтепровода, транспортирующего парафиновые застывающие нефти.

На рис. 1 графически представлен процесс «самопроизвольной» остановки «горячего» нефтепровода с насосно-перекачивающей станцией (НПС), оснащенной центробежными насосами.




Рис. 1. Графическая интерпретация процесса «самопроизвольной»
остановки нефтепровода:

1, 2, … – H-Q нефтепровода; I, II, … – H-Q насосной станции

Римскими цифрами обозначены гидравлические характеристики Q=H трубопровода, арабскими – гидравлические характеристики центробежной НПС.

Точка А характеризует стационарную совместную работу НПС и нефтепровода. Соответственно QА – производительность нефтепровода, НА – напор НПС, обеспечивающий эту производительность.

В какой-то момент происходит незапланированное отключение печей нагрева нефти, что приводит к следующим явлениям:

1) из-за снижения температуры нефти, поступающей на прием насосов, возрастает ее вязкость, что приводит к изменению характеристики H-Q насосов (кривая 2);

2) происходит рост гидравлических сопротивлений (кривая II).

Рабочая точка переместится в т. В, соответственно, снизится и производительность трубопровода QB.

Следует отметить, что скорость снижения производительности зависит от условий охлаждения трубопровода и реологических свойств перекачиваемой нефти.

Отрезок А-В на рис. 1 представлен в виде прямой, тогда как он может иметь более сложную конфигурацию.

С какого-то момента температура нефти на конечном участке нефтепровода может снизиться до температуры проявления нефтью неньютоновских свойств. В этом случае снижение производительности будет проходить еще интенсивнее, т. к. рост вязкости нефти связан не только со снижением ее температуры, но и со снижением градиента скорости потока.

Дальнейший рост вязкости нефти на приеме насосов будет снижать их производительность, тем самым снижая градиент скорости в трубе, и соответственно вязкость нефти в линейной части трубопровода за счет тиксотропии будет возрастать, что вызовет дополнительный сброс производительности НПС (т.т. С, D, E).

Производительность трубопровода будет последовательно снижаться. Расходы QC, QD, QE отвечают промежуточным положениям гидравлических характеристик трубопровода (III, IV,V) и НПС (3, 4, 5).

Описанный процесс автоматического самопроизвольного сброса производительности приведет к остановке перекачки. Это происходит в случае роста гидравлических сопротивлений в трубопроводе до величины Ho, при которой Q=0.

Реальное проявление эффекта самопроизвольной остановки нефтепроводов иллюстрируются следующими примерами.

Пуск нефтепровода длиной 134 км и диаметром 500 мм (Ю. Мангышлак)

Нефтепровод перед пуском был заполнен высокопарафиновой нефтью с температурой застывания 23 0С. Температура нефти в нефтепроводе составляла 20 0С.

Пуск осуществляется подачей в трубопровод нефти, нагретой до 56-74 0С, с помощью центробежного насоса 8 М.С.

Динамика производительности трубопровода и изменения вязкости вытесняемой нефти представлена на рис. 2.



Рис. 2. Самопроизвольная остановка нефтепровода D=500 мм

В первые трое суток по мере замещения нефти, находящейся в трубе, нагретой нефтью, производительность трубопровода постепенно возрастала. Возрастал градиент скорости течения нефти и, соответственно, снижалась ее вязкость.

За трое суток работы нефтепровода более половины находящейся в нем нефти было замещено нагретой нефтью, после чего 10 августа нагревательные печи были отключены и начался процесс самопроизвольной остановки нефтепровода по описанной выше схеме.

Производительность начала снижаться, эффективная вязкость невытесненной из трубы нефти с температурой 20 0С за счет тиксотропии стала резко возрастать, что привело к росту гидравлических сопротивлений в трубе и еще более снизило производительность насоса. В течение последующих трех суток вязкость возросла до 55 стокс, и после 13 августа производительность снизилась до нуля.

Перекачка по нефтепроводу прекратилась.

Остановка нефтепровода диаметром 300 мм и длиной более 100 км

«Горячий» нефтепровод с насосной станцией, оснащенной центробежными насосами, транспортирует парафиновую застывающую нефть.

Конечный участок нефтепровода проходит по заболоченной местности и пересекает несколько ручьев и мелких рек.

Коэффициент теплопередачи от трубопровода на этом участке очень велик, температура нефти на нем в зимнее время близка к температуре ее застывания, нефть при этом является неньютоновской жидкостью, вязкость которой зависит от градиента скорости.



Рис. 3. Самопроизвольная остановка нефтепровода D = 300 мм


Ниже дается описание процесса самопроизвольной остановки нефтепровода в результате отключения печей подогрева нефти на несколько суток.

При прекращении нагрева нефти началось снижение температуры нефти на основной длине горячего нефтепровода и в приемных коллекторах НПС привело к определенному росту вязкости нефти и снижению производительности насосов. Это, в свою очередь, вызвало рост вязкости нефти на «холодном» конце трубопровода.

Основную роль в увеличении гидравлических сопротивлений в трубопроводе сыграло резкое повышение вязкости нефти на «холодном» участке трубопровода, связанное с тиксотропным упрочнением структурной решетки практически при неизменяющейся температуре.

Рис. 3 иллюстрирует зависимость производительности нефтепровода от величины эффективной вязкости нефти на концевом «холодном» участке нефтепровода.

В течение примерно трех суток повышение вязкости вело к росту гидравлических сопротивлений, снижению производительности перекачки (снижению градиента скорости), что автоматически привело к дальнейшему росту вязкости нефти, в первую очередь на «холодном» участке трубопровода, и соответственному росту гидравлических сопротивлений и т. д. по схеме, представленной на рис. 1.

При вязкости нефти порядка 80 стокс нефтепровод останавливается.

Таким образом, нами показано, что одной из проблем обеспечения эксплуатационной надежности «горячих» нефтепроводов является недопущение процесса самопроизвольной их остановки.

Это может быть достигнуто как конструктивными решениями на этапе проектирования (теплоизоляция, резервирование мест оперативного подключения передвижных насосных установок по трассе нефтепровода и т. д.), так и расчетом времени безопасной остановки таких нефтепроводов и разработкой комплекса мероприятий, обеспечивающих их пуск за период времени, меньшем времени безопасной остановки.

Статья поступила в редакцию 4 мая 2011 г.


Spontaneous stop of «hot» pipelines

V.N. Degtyarev, A.V. Pemenov

Samara State Technical University

244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

The article describes a mechanism to reduce the performance of pipelines with oil heating stations (so-called «hot» piping), that transport solidifying paraffin oil.

Temporary disconnection of oil heating may not only lead to an increase in oil viscosity, but also can create conditions for the emergence and strengthening of thixotropic structural lattice in paraffin oil.

This leads to an intense increase in the viscosity in the area of Newtonian flow
of  the oil. Decreasing performance of centrifugal pumps contributes to even greater increase in viscosity and finally to a complete stop of oil flow.Examples of the «spontaneous» stop of real «hot» pipelines are listed.


Keywords: waxy oil, “hot” pipelines, “hot” transfer, lattice structure of wax.


УДК 662.21


Детонационный способ и технология изготовления многослойных облицовок зарядов кумулятивных перфораторов1

В.В. Калашников, Д.А. Деморецкий, М.В. Ненашев, О.В. Трохин,
П.В. Рогожин, И.В. Нечаев, С.Ю. Ганигин, А.А. Андреев


Самарский государственный технический университет

443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Предложен новый способ и технология изготовления многослойных облицовок кумулятивных зарядов с использованием порошковых материалов, основанный на нанесении покрытия из высокоплотного материала детонационным способом на металлическую заготовку. Приведены результаты испытаний зарядов кумулятивных перфораторов с облицовками, изготовленными с применением предложенной технологии, по пробитию стальных мишеней. Показано, что применение предлагаемой технологии позволяет повысить эффективность действия кумулятивных зарядов до 26 %.

Ключевые слова: кумулятивный заряд, кумулятивная облицовка, кумулятивная струя, детонационное покрытие.

Введение

В настоящее время для перфорации нефте- и газодобывающих скважин в подавляющем большинстве случаев применяются кумулятивные заряды (КЗ). Прострелочно-взрывные работы имеют важное, часто решающее значение для достижения максимально возможной отдачи пластов, сокращения сроков освоения, капитальных ремонтов и восстановления скважин. Одним из основных элементов КЗ, определяющим пробивную способность изделий, является кумулятивная облицовка (КО). В настоящее время основными направлениями совершенствования КО являются улучшение физико-механических, технологических и эксплуатационных свойств и структуры материала облицовки, оптимизация геометрической формы и размеров облицовки, разработка различных вариантов многослойных и комбинированных облицовок [1]. Возрастание пробивной способности также связывается с использованием КО из тугоплавких высокоплотных материалов (сплавы вольфрама, обедненный уран). Известны также разработки КЗ [2], у которых внутренний слой КО изготовлен из порошкового псевдосплава вольфрам-медь, полученного методом механического легирования и др.

Детонационный способ изготовления многослойных
кумулятивных облицовок


Для повышения пробивной способности КЗ в СамГТУ предложен принципиально новый способ изготовления многослойных КО, основанный на нанесении покрытия из высокоплотного порошкового материала детонационным способом на металлическую заготовку (облицовку) [3]. Покрытие наносится детонационной пушкой, в которой продукты взрыва газообразной детонирующей смеси и конденсированного ВВ имеют температуру до 4000С и начальную скорость (на выходе из ствола) более 1 км/с [4]. Газовый поток разогревает и расплавляет (полностью или частично) частицы введенного в ствол порошка и метает их с высокой скоростью на поверхность КО (заготовки), установленную перед стволом пушки. При этом происходит микросварка частиц метаемого материала с поверхностью подложки.

Во время детонационного напыления облицовка устанавливается в специальном держателе, закрепленном в патроне системы позиционирования, которая обеспечивает равномерное возвратно-поступательное и вращательное движение относительно ствола установки. Параметры движения облицовки синхронизированы в соответствие с частотой выстрелов высокоплотным порошком. Количество выстрелов составляет 1...8 выстрелов в секунду. Для нанесения детонационного покрытия применяется управляющая программа, что обеспечивает требуемую равномерность покрытия при нанесении нескольких последовательных слоев.

Одним из главных факторов, влияющих на прочностные свойства облицовки, получаемой методом детонационного напыления, является скорость частиц напыляемого порошка. Для получения необходимого сцепления напыляемые частицы должны иметь достаточную скорость при соударении с основой.

С целью определения скорости частиц при помощи электронно-оптической стробируемой цифровой камеры фиксировалось движение газопорошкового потока на выходе из ствола детонационной установки. Эксперименты проводились при различных коэффициентах заполнения ствола детонирующей смесью: 50, 60, 70, 80, 90 %. В экспериментах использовался порошок 88 WC/Co 12. Фотосъёмка проводилась через определённое время от момента инициирования (Т = 299 мкс) с одинаковым для всех экспериментов временем экспозиции (tэ = 20 мкс) (см. рис.1).




а б

Рис. 1. Процесс детонационного напыления при коэффициенте заполнения
ствола газовой смесью: а – 50 %, б – 60 %


На основе полученных результатов построена зависимость массы газовой детонирующей смеси от скорости частиц порошка (см. рис. 2).

Установлено, что при увеличении массы детонирующей газовой смеси происходит возрастание скорости частиц напыляемого порошка. Во всем диапазоне изменения массы смеси скорость частиц превышает скорость звука в воздухе.




Рис. 2. Зависимость скорости истечения частиц порошка
от массы детонирующей смеси




Рис. 3. Зависимость прочности сцепления покрытия с подложкой
от массы детонирующей смеси

Результаты экспериментов определению величины адгезии покрытия из карбида вольфрама к медной подложке (см. рис. 3) показали, что при коэффициенте заполнения ствола детонационной установки 60 % (соответствует массе газовой смеси 0,12 г) прочность сцепления покрытия с подложкой составляет 25 МПа.

Достоинствами предлагаемого способа являются: низкая пористость формируемого покрытия, высокая адгезия с материалом подложки, незначительное термическое воздействие, позволяющее избегать нежелательных термонапряжений и коробления тонкостенных облицовок за счет импульсного характера процесса, быстрота процесса (напыляемый слой формируется за несколько секунд).

Многослойная облицовка может изготовляться либо равномерной по толщине, либо с переменной толщиной порошковых слоев и с изменением плотности по толщине облицовки для управления процессом формирования струи и градиентом скорости КС. Возможно удаление первичного слоя из листового материала механическим или другим способом.

Для формирования многослойной облицовки методом детонационного напыления могут использоваться различные порошки металлов, сплавы порошков со связующими добавками, а также различные порошковые смеси, в том числе медь, молибден, тантал, вольфрам, кобальт, ниобий и карбид вольфрама, плакированный кобальтом и др.

Известно, что глубина пробития преград кумулятивной струей возрастает с увеличением плотности и длины струи [1]. В результате того, что облицовка имеет многослойное исполнение, обеспечивается возможность увеличения плотности материала кумулятивной струи при сохранении оптимальной массы КО. Это достигается за счет использования для изготовления внутреннего слоя, из которого формируется струя, высокоплотного материала, а для изготовления внешнего слоя – материала, обладающего более низкой плотностью, например алюминия, меди и др.

Предлагается исполнение кумулятивной облицовки как с прогрессивно уменьшающейся, так и с прогрессивно увеличивающейся толщиной напыленного слоя от основания к вершине облицовки. Это позволяет регулировать скорость элементов кумулятивной струи, ее градиент и выход металла облицовки в струю. При использовании двух и более дозаторов реализуется изменение плотности по толщине облицовки за счет одновременного использования различных порошковых материалов и их смесей. Возможно создание нескольких слоев, как на внутренней, так и на наружной поверхности исходной заготовки.

Выполненное математическое моделирование [3] показало возможность увеличения глубины пробития зарядов ЗПКС-80 на 20…25 % при нанесении покрытия на внутреннюю поверхность КО, при этом максимальная эффективность изделий наблюдается при толщине покрытия 0,2…0,3 мм.

С применением предлагаемой технологии изготовлены опытные образцы КО с толщиной покрытия 0,1…0,5 мм и заряды ЗПКС-80 на их основе, применяемые для перфорации нефте- и газодобывающих скважин.

Изготовленные опытные образцы взрывных устройств подверглись сравнительным испытаниям совместно со штатными изделиями. Испытания проводились совместно с ФКП «Чапаевский механический завод» по пробитию пакета стальных пластин (толщина каждой пластины в пакете – 10 мм). Результаты проведенных испытаний представлены на рис. 4 в виде зависимостей глубины пробития мишени от толщины покрытия внутренней поверхности КО.

Из рис. 4 видно, что максимальная глубина пробития стальной мишени зарядом ЗПКС-80 (95 мм) соответствует толщине покрытия из карбида вольфрама толщиной 0,4 мм, нанесенного на конусную заготовку из алюминия толщиной 0,5 мм, при этом эффективность действия взрывных устройств увеличивается до 26 %, по сравнению со штатными изделиями (средняя глубина пробития штатных зарядов ЗПКС-80 составляет 75 мм).



Рис. 4. Зависимость глубины пробития стальной мишени от толщины покрытия КО:
1 – заготовка из меди толщиной 0,8 мм, 2 – заготовка из меди толщиной 0,5 мм,
3 – заготовка из алюминия толщиной 0,5 мм


Теоретические исследования показывают возможность дальнейшего повышения пробивной способности КЗ. Дальнейшее совершенствование конструкции кумулятивной облицовки может быть связано с оптимизацией толщины и материала подложки, вида напыляемого материала, а также изготовлением КО с переменной толщиной покрытия по сечению.

Заключение

1. Предложен новый способ изготовления многослойных КО, основанный на нанесении покрытия из высокоплотного порошкового материала детонационным способом на металлическую облицовку.

2. С применением предложенной технологии изготовлены опытные образцы КО с толщиной покрытия 0,1…0,5 мм и заряды ЗПКС-80 на их основе. Сравнительные испытания изделий по пробитию пакета стальных пластин показали, что эффективность действия взрывных устройств увеличивается до 26 %, по сравнению со штатными образцами.

3. Дальнейшее повышение пробивной способности КЗ возможно путем оптимизации толщины и материала подложки, вида напыляемого материала, а также изготовлением КО с переменной толщиной покрытия по сечению.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Физика взрыва / под ред. Л.П. Орленко. – изд. 3-е, переработанное. – в 2т., т.1. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002, - 832с.

  2. Пат. 2151362. Российская Федерация, МПК7 F 42 B 1/036. Кумулятивный заряд с биметаллической облицовкой и способ её изготовления / В.Г. Смеликов, В.М. Базилевич и др.; заявитель и патентообладатель ГНПП "Базальт". № 99109200/02; заявл. 23.04.99; опубл. 20.06.2000.

  3. Калашников В.В. Технология изготовления облицовок кумулятивных зарядов, обладающих повышенной пробивной способностью / В.В. Калашников, Д.А. Деморецкий, О.В. Трохин и др. // Известия СНЦ РАН. – 2011. – т. 13. - № 1(2). – С. 373-376.

  4. Калашников В.В. Технология создания наноструктурированных покрытий детонационным методом с применением конденсированных взрывчатых веществ и газовых смесей / В.В. Калашников, М.В. Ненашев, Д.А. Деморецкий и др. // Известия СНЦ РАН, 2009. – Спецвыпуск. – С.57-60.


Статья поступила в редакцию 10 июня 2011 г.

  1   2

Похожие:

Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа iconВестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №4 (32) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа
Н. В. Жаворонкова1, В. В. Коновалов2, П. П. Минаев2, А. А. Пимерзин2, В. В. Самсонов 1
Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа iconВестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №1 (29) Энергетика
Рассмотрено влияние техногенных выбросов со2 на состояние атмосферы Земли, их доли в кругообороте углекислого газа в природе и роль...
Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа iconВестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №4 (32) Краткие сообщения
Рассмотрен упрощенный способ решения тепловой задачи нагрева контактной системы выключателя с учетом фазового перехода
Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа iconВестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2021. №1 (33) Электротехника
Применение скользящего смещения средней температуры при прогнозировании электропотребления
Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа iconВестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2012. №1 (33) Энергетика
Комплексный анализ эффективности использования капитальных, трудовых, топливных и водных ресурсов генерирующего предприятия
Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа iconВестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2010. №2 (26) Машиностроение
...
Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа iconВестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2012. №2 (34) Машиностроение
Представлен анализ вибрационных характеристик подшипниковых опор шпиндельного узла. На основании результатов выполненных экспериментов...
Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа iconВестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2008. №1 (21) Машиностроение
Рассмотрен способ общей сборки опор скольжения буровых шарошечных долот с использованием кластерного анализа для оценки стабильности...
Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа iconВестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Материаловедение
Ом на их физико-механические свойства и структуру. Показана сильная зависимость свойств и структуры от температурно-временных параметров,...
Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №3 (31) Добыча, транспорт и переработка нефти и газа iconВестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Технические науки. 2011. №4 (32)
Иван Сергеевич в течение 7 лет находился на посту ректора одного из крупнейших технических вузов Поволжского региона. За этот период...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница