Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки




Скачать 259.82 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки
страница1/3
Дата02.09.2012
Размер259.82 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации

к планированию работы школьной библиотеки


План работы и отчет библиотеки - одни из основных документов, характеризующих деятельность библиотеки образовательного учреждения.

Единой и обязательной формы плана и отчета, отраженной в каком-либо регламентирующем документе, на сегодняшний день не существует. Зачастую библиотекари подстраиваются под схемы планов и отчетов, которые приняты в конкретном образовательном учреждении.

Цель данного материала – помочь школьному библиотекарю четко и грамотно спланировать свою деятельность, а затем убедительно отчитаться, потому что план работы на год и отчет о работе обычно составляются по единой структуре.

При составлении плана (отчета) библиотекари не всегда отражают все виды работ. Как правило, основное внимание уделяется информационной и воспитательной работе, а внутренняя библиотечная работа и ведение финансовой документации остаются неучтенными.

План (отчет), составленный без должного отражения всех необходимых составляющих, негативно влияет на всю работу библиотекаря и на ее оценку со стороны администрации школы.

Работа с библиотечным фондом учебников является дополнительной нагрузкой, и за нее положена дополнительная оплата. Поэтому, этот вид деятельности школьного библиотекаря может быть отражен в отдельном разделе общего плана (отчета) библиотеки, либо в самостоятельном плане работы (см. Приложение 1), либо в разных отделах годового плана (см. Приложение 2).

Приступая к работе, библиотекарь должен знать основные направления учебно-воспитательной работы школы. Какие задачи стоят перед вашим учреждением на следующий год? Необходимо обдумать, чем библиотека может помочь в их выполнении, какие формы и методы лучше использовать в помощь педагогам и школе.

План работы библиотеки должен быть неразрывно связан с жизнью школы и не может носить отвлеченный характер.

Если ваше учебное заведение имеет свои особенности (в режиме, в изучении каких-то дисциплин), это должно найти свое отражение в плане. Например, в школе с пришкольным интернатом учитывается режимный, временной момент при планировании работы.

Перед составлением плана вам необходимо побеседовать с заместителем директора школы по воспитательной работе, с председателями методических объединений и обговорить основные направления работы и крупные мероприятия на учебный год. Необходимо заранее заручиться поддержкой учителей-предметников и классных руководителей, чтобы знать, на кого можно опереться при подготовке мероприятия. Желательно, чтобы в планах работы классных руководителей запланированные вами мероприятия тоже были обозначены.

Следующий момент при составлении плана – определение главных тем года, отражение их в основных задачах и конкретизация в плане работы (через какие мероприятия эти задачи будут реализованы).

План составляется с учетом литературных и памятных дат года. Познакомившись с таким календарем, отметьте те даты, которые будут определяющими в учебном году, и подумайте о том, какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть для ребят эти темы. Против выбранных тем нужно указать формы работы (книжная выставка, обзор, праздник, игра и пр.) и категорию читателей (учащиеся ___ классов, педагоги, родители).

Хорошо, если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий учебный год со своим библиотечным активом и заручиться его поддержкой.

Загляните в свой прошлогодний план: что осталось невыполненным, что не удалось. Подумайте, что из этого следовала бы обязательно сделать в предстоящем учебном году.

По ведущим и очень значимым темам года составляется отдельный план, например, по проблеме детского чтения.

Для удобства планирования на предварительном (дотекстовом) этапе можно составить план-сетку.

Ниже приводятся схема плана (отчета) и пример годового плана работы школьной библиотеки, которые отражают основные направления и виды работ школьной библиотеки. Они носят рекомендательный характер, поэтому вовсе необязательно вносить в план и выполнять все виды работ. Среди перечисленных видов работ библиотекарь может выбрать те, которые он выполняет в своей школе в соответствии с должностными инструкциями, с учетом особенностей школьной программы и учебного плана.

Однако, обязательными требованиями к составлению плана работы являются следующие:

  1. План должен быть конкретным, т.е. каждый вид работы должен иметь

    • название,

    • обозначенную форму работы (лекторий, беседа, рекомендательный список литературы, литературный вечер и т.д.),

    • читательское назначение (для какой категории читателей проводится мероприятие – для определенного класса, педагогов, родителей),

    • сроки исполнения,

    • фамилии или должности лиц, ответственных за исполнение.

Например,

№№

п/п

Содержание работы

Ответственные

Сроки исполнения

1.

«Уроки Памяти». Цикл уроков внеклассного чтения.

7 «А», «Б»

8 «А», «Б

Библ-рь, учитель лит-ры

(Ф.И.О.)


февраль

март

2.

«За край родной». Вечер фронтовой песни. 10-11 кл.

Библ-рь,

кл. рук.

апрель




  1. План (отчет) начинается анализа деятельности библиотеки за прошедший период т.е., с того, какие задачи были поставлены перед библиотекой, и какими средствами (формами и видами работ) они достигались, конечный результат деятельности. В анализе библиотекарь указывает количество читателей, книговыдач, посещений. Наглядной иллюстрацией показателей работы и достижений библиотеки являются диаграммы, графики и таблицы.

Исходя из анализа работы и общешкольного плана, формируются задачи на будущий учебный год.

  1. В плане работы должны быть отражены виды работ и мероприятия, направленные на реализацию задач, поставленных перед библиотекой на год.

  2. Библиотекарь, по возможности, должен охватывать библиотечным обслуживанием все категории читателей ( учащихся 1-4, 5-8 и 9-11 классов, педагогов, родителей).

  3. План работы (отчет) также должен отражать деятельность библиотекаря по его личной методической теме, а также по единой теме районного методического объединения.

  4. План (отчет) должен быть утвержден руководителем образовательного учреждения.

  5. На основании годового плана работы составляется план на четверть или на месяц, в котором указываются конкретные даты проведения видов работ.


Дорогие коллеги! Успехов вам при организации планирования работы библиотеки!

Приложение 1.


I. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ГОДОВОГО ПЛАНА (ОТЧЕТА)

РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ


I. Задачи библиотеки

- Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.

- Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.

- Совершенствование традиционных и освоение новых технологий библиотечной работы.


II. Основные функции библиотеки

    • Образовательная.

    • Информационная.

    • Культурная.

III. Общие сведения

    • Количество учащихся ______, из них читателей.

    • Количество учителей _____, из них читателей.

    • Другие работники школы и родители _______.

    • Объем библиотечного фонда _______.

    • Книгообеспеченность (для отчета) ______.

    • Обращаемость (для отчета) ______.

    • Объем учебного фонда ______.


IV. Работа с библиотечным фондом

    • Изучение состава фонда и анализ его использования.

    • Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.

    • Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа).

    • Комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.

    • Оформление подписки на периодику, контроль доставки.

    • Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (в том числе периодики).

    • Учет библиотечного фонда.

    • Прием и оформление документов, полученных в дар, прием и обработка.

    • Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.

    • Выдача документов пользователям библиотеки.

    • Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.

    • Оформление фонда (организация и изготовление по необходимости полочных, буквенных разделителей, индексов).

    • Проверка правильности расстановки фонда.

    • Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.

    • Работа по сохранности фонда:

 организация особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;

 систематический контроль за своевременным возвращением в библиотеку выданных изданий;

 обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;

 организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;

 обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.

    • Инвентаризация.

    • Обеспечение работы читального зала (при его наличии).

    • Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).


V. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа.

  1. Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (систематический, алфавитный и иллюстрированный каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).

  2. Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.

  3. Проведение уроков, кружковых и факультативных занятий по пропаганде библиотечно-библиографических знаний (график проведения ББУ).


VI. Воспитательная работа

  1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию различными носителями информации, поиску, отбору, критической оценке и переработке информации.

  2. Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:

    • беседы;

    • диспуты;

    • литературные игры;

    • читательские конференции;

    • утренники;

    • викторины;

    • литературно-музыкальные композиции;

    • громкие чтения;

    • обсуждения книг;

    • библиотечные занятия и др.;

  1. Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов, проведение культурно-массовой работы.

  2. Создание актива библиотеки и работа с ним.

  3. Работа с библиотеками других министерств и ведомств.


VII. Информационная работа

  1. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:

    • совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы на печатных и электронных носителях;

    • обзоры новых поступлений;

    • Дни информации;

    • Дни специалиста;

    • подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;

    • оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;

    • помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;

    • помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и кафедр и т.д.

  1. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:

    • на абонементе;

    • в читальном зале;

    • по предварительному заказу через МБА;

    • подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т.д.

    • помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;

    • проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.

  1. Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:

    • информирование о пользовании библиотекой их детьми;

    • оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;

    • индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы;

    • выступления на родительских собраниях о новых поступлениях в фонд библиотеки.


VIII. Работа с учебниками:

- формирование заказа на учебники федерального перечня, согласование с заместителем директора по учебно-воспитательной работе;

- прием фонда учебников на хранение;

- учет учебного фонда ( суммарный, индивидуальный, учет выдачи учебников);

- инвентаризация учебного фонда, исключение морально устаревших и ветхих учебников;

- организация работы по сохранности учебного фонда (меры по возмещению ущерба при утере или порче учебников по вине пользователей или в связи с недостачей, ремонт учебников, организация рейдов по сохранности, выпуск «молний» или листков информации и т.д.);

- анализ учебного фонда, определение потребности в учебниках к новому учебному году;

- выдача учебников;

- информирование родителей и педагогов о покупке учебных пособий, рабочих тетрадей (по необходимости), в соответствии со списком, утвержденным директором школы и советом школы;

- организация связи с магазинами, продающими учебники;

- осуществление обмена учебниками между школами района;


IX. Повышение квалификации

  1. Работа по самообразованию:

    • освоение информации из профессиональных изданий;

    • использование опыта лучших библиотекарей Нижневартовского района, России, зарубежных коллег;

    • посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.

  1. Регулярное повышение квалификации.

  2. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

  3. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.



  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconСистема в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации)
Заканчивается учебный год. Подводятся итоги проделанной работы. Есть время привести в систему работу школьной библиотеки по основным...
Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconМетодические рекомендации по тематическому планированию
...
Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconМетодические рекомендации по составлению плана работы библиотеки
Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План любой библиотеки определяет
Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconПроект реорганизации школьной библиотеки
Реорганизация школьной библиотеки муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» в библиотечно-информационный...
Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconАнализ работы школьной библиотеки за I полугод
Исходя из особенностей организации деятельности учебного процесса и программы развития школы, основными задачами работы библиотеки...
Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconНа 20 11-2012 учебный год. I. Задачи школьной библиотеки
Школьной библиотеки моу «исаковская средняя общеобразовательная школа буинского района рт»
Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconКниги
Организация работы школьной аттестационной комиссии. Методические рекомендации для руководителей, методистов
Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconПлан работы библиотеки на 2010 2011 учебный год I. Задачи библиотеки
Поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и школьной программе
Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconПлан работы школьной библиотеки на 2011-2012 учебный год
В истекшем учебном году была продолжена работа библиотеки в рамках комплексной программы «Воспитание»
Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconМетодические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так же мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов Москва 2003 г
Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница