«омский колледж профессиональных технологий» Сборник материалов




Название«омский колледж профессиональных технологий» Сборник материалов
страница1/7
Дата10.10.2012
Размер1 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»





Сборник материалов

«Формирование и развитие профессиональной компетентности

студентов на занятиях по дисциплине

«Базовые и физкультурно - спортивные виды

с методикой преподавания: спортивные игры

(волейбол, баскетбол, футбол)»


Омск – 2009

РЕЦЕНЗЕНТЫ:


Аверьянов И.В., и.о. доцента кафедры Теории и методики футбола и хоккея ФГОУ ВПО «СибГУФК», кандидат педагогических наук;

Лихачев В.И., руководитель физического воспитания, преподаватель высшей квалификационной категории ФГОУ СПО «ОмКПТ»


Сборник материалов «Формирование и развитие профессиональной компетентности студентов на занятиях по дисциплине «Базовые и физкультурно- спортивные виды с методикой преподавания: спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)». - Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2009. - 62с.


АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ:

Угрюмов С.В., директор ФГОУ СПО «ОмКПТ»

Чибисова А.Н., преподаватель высшей квалификационной категории

ФГОУ СПО «ОмКПТ»

Горшков Н.И., преподаватель второй квалификационной категории

ФГОУ СПО «ОмКПТ»

Бутов Д.А., преподаватель второй квалификационной категории

ФГОУ СПО «ОмКПТ»


Авторы-составители сборника материалов выражают благодарность начальнику отдела по Научно-методической работе Курманбаковой С.И., менеджеру информационного центра Щербининой О.А. за оказание организационной, методической и технической помощи в создании сборника.


Сборник материалов носит практико-ориентированный характер, включает в себя учебные материалы, разработанные с целью формирования и развития профессиональной компетентности обучающихся на педагогическом отделении. В сборнике представлены материалы, разработанные преподавателями – практиками, осваивающими технологии контекстно - компетентностного подхода. Сборник содержит рабочие программы по дисциплинам «Волейбол», «Футбол», «Баскетбол», картотеку заданий с описанием, направленных на формирование профессиональных умений обучающихся, требования к обучающимся по освоению курса «Спортивные игры». Данный сборник рекомендуется преподавателям физической культуры учреждений среднего профессионального образования.

Введение

Настоящий сборник материалов разработан с целью формирования и развития профессиональной компетентности обучающихся на примере спортивных игр. Учебная дисциплина «Спортивные игры» входит в перечень базовых физкультурно-спортивных видов деятельности и включает в себя разделы: волейбол, баскетбол, футбол. При прохождении курса обучающиеся знакомятся с историей возникновения и развития спортивных игр, изучают теорию и методику проведения основных видов спортивных игр, овладевают практическим материалом, приобретают педагогические и организаторские навыки, необходимые для работы учителя физической культуры, педагога дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности.


В результате изучения дисциплины обучающийся должен:


знать:

- историю возникновения и развития спортивных игр;

- основные понятия игр и значение игр в системе физического воспитания;

- основы техники и методики обучения основным видам спортивных игр;

- правила соревнований по спортивным играм;

- содержание программного материала по спортивным играм в школе;


уметь:

- выполнять основные технические и тактические элементы спортивных игр;

- организовывать и проводить занятия по спортивным играм в школе, спортивной секции;

- планировать и контролировать образовательную деятельность по разделу «Спортивные игры»;

- организовывать, проводить и судить соревнования по спортивным играм;

- проводить урок по спортивным играм в учебной группе;

- планировать работу по разделу спортивные игры;

- анализировать собственную деятельность по проведению спортивных игр на уроках ФК.

Особое внимание уделяется рефлексии обучающихся при проведении фрагментов занятий со спортивными играми.

По окончанию изучения дисциплины обучающийся должен быть готов к выполнению следующих видов деятельности:

  • организация внеучебной воспитательной работы;

  • планирование образовательно-воспитательной работы (урочная и внеурочная форма с использованием спортивных игр);

  • создание условий и проведение мероприятий в режиме учебного дня, направленных на улучшение здоровья и физического развития занимающихся;

  • организация активного отдыха.

Итоговой формой контроля по дисциплине является комплексный экзамен. Для допуска к комплексному экзамену обучающемуся необходимо:

  • сдать контрольные нормативы по спортивным играм;

  • написать план-конспект и провести фрагмент занятия по спортивным играм;

  • сделать письменный анализ занятия по спортивным играм.

Экзамен предполагает комплексную проверку теоретических знаний обучающихся по курсу «Базовые и физкультурно-спортивные виды с методикой преподавания: спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)».


Сборник материалов содержит:

  • рабочие программы по дисциплинам «Базовые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой преподавания: спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)»;

  • учебные карты в помощь обучающемуся в организации групповой деятельности согласно выданному заданию по волейболу, баскетболу, футболу;

  • примерный план занятия по волейболу, баскетболу с элементами лидерства.


Данный сборник материалов может использоваться при организации образовательного процесса для обучающихся по программам педагогического профиля.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Базовые физкультурно- спортивные

виды с методикой преподавания: волейбол»

для специальностей

050720 «Физическая культура»,

050710 «Педагогика дополнительного образования»

на базе среднего (полного) общего образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе требований Государственного образовательного стан­дарта по специальностям 050720 «Физическая культура», 050710 «Педагогика дополнительного образования»

Настоящая программа предусматривает содействие формированию у обучающихся целостного представления о профессиональной деятельности в сфере физиче­ской культуры и спорта на предметной основе спортивной игры /волейбол/.

Изучение вопросов теории и методики преподавания волейбола, овладение основами обучения технике, тактике, игровой деятельности. Приобретение необ­ходимых знаний и умений по организации учебного процесса по волейболу, про­ведению и судейству соревнований по волейболу.

Программа курса «Базовые физкультурно – спортивные виды с методикой преподавания: волейбол» предусматривает проведе­ние занятий в форме лекций, семинаров, методических, практических занятий и учебной практики.

На лекциях обучающимся сообщаются основные сведения по основам техники, тактики, методики преподавания, правилам игры.

На практических занятиях обучающиеся овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства, методикой обучения техническим приёмам.

На методических занятиях углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, методика их применения, организации группы для занятий.

Учебная практика проводится в целях формирования у обучающихся профессио­нально-педагогических навыков показа, объяснения упражнений, овладения на­выками обучения приёмам игры, навыками судейства, проведения анализа и разбора проведенных занятий.

На семинарских занятиях закрепляются и расширяются знания, полученные на лекционных, практических и методических занятиях. Проводится контроль и проверка усвоения знаний.

Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение программного материала по учебникам, учебным пособиям, выполнения домашних заданий.

Программа предусматривает изучение курса по следующим разделам:

  1. Основы техники и тактики игры.

  2. Методика обучения технике игры.

  3. Организация и методика проведения уроков по волейболу.

  4. Правила соревнований и судейская практика.


В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- историю и основные этапы развития волейбола;

- содержание раздела «Волейбол» в школьной программе физического воспитания;

- организацию и методику проведения занятий по волейболу в школе;

- правила соревнований по волейболу;


уметь:

- выполнять основные технические и тактические приемы игры: передачу двумя руками сверху, прием снизу, прямой нападающий удар, подачу нижнюю или верхнюю прямую, вести двустороннюю игру в волейбол с соблюдением правил;

- организовывать и проводить занятия по волейболу;

- планировать и контролировать образовательную деятельность по разделу «Волейбол» школе;

- организовывать, проводить и судить соревнования по волейболу.

- эффективно использовать знания теории и методики обучения основным видам физических упражнений;

В ходе освоения дисциплины «Базовые физкультурно – спортивные виды с методикой преподавания: волейбол» у обучающихся формируются следующие ключевые компетенции:

  • умение анализировать ситуации и применять имеющиеся знания для принятия необходимых решений;

  • умение действовать на основе полученных знаний;

  • умение работать в группе и принимать коллективное решение;

  • умение проектировать и анализировать;

- умение работать с документами планирования;

  • ответственность.

Итоговой формой контроля является комплексный экзамен. Для допуска к экзамену обучающиеся должны:

- пройти контрольные испытания по технико-тактической подготовленности;

  • провести урок по методике обучения техническому приёму;

  • разработать план-конспект урока по волейболу;

  • провести фрагмент урока по ресурсной карте.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для специальности 050720 «Физическая культура»)


№ п\п

Наименование разделов и тем

Мах

уч-ная

нагруз-ка


Количество аудит. часов

Сам. раб. сту-ден-тов

Всего

Теоре-тич.

Прак-тич

1

2

3

4

5

6

7

Раздел №1

Теоретико - методические основы спортивных игр (волейбол)

37

16

10

6

21

1.1

Введение в предмет. Терминология. Определение и содержание игры в волейбол. Правила соревнований

4

4

2

2




срс

Принципы построения и проведения соревнований. Виды соревнований.

5










5

1.2

Основы техники игры. Классификация технических приёмов. Обучение технике игры.

4

4

2

2




срс

История развития волейбола.

4










4

срс

Оборудование и инвентарь на занятиях по волейболу.

2










2

1.3

Основы тактики игры. Классификация тактики игры

Обучение тактики игры.

4

4

2

2




срс

Классификация тактики игры

4










4

1.4

Общепринятая структура урока физической культуры. Типы уроков по признаку решаемых задач

4

4

4







срс

Конструирование плана - конспекта

4










4

срс

Организация и особенности методики занятий по волейболу в школе.

2










2

Раздел II

Практический

48

44

-

44

4

2.1

Методика обучения технике стоек и перемещений в защите и нападении. "Школа мяча". Упражнения на чувство владения мячом.

2

2




2




2.2

Методика обучения технике передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещения.

2

2




2




2.3

Методика обучения технике передачи мяча сверху двумя руками над собой, назад за голову на месте и после перемещения.

4

4




4




2.4

Техника подачи. Обучение технике нижней прямой подачи. Методика обучения технике верхней прямой подачи.

4

4




4




2.5

Закрепление техники передачи мяча сверху и снизу двумя руками после перемещения.

2

2




2




2.6

Методика обучения технике нападающего удара. Овладение ритмом разбега.

6

6




6




2.7

Закрепление техники верхней прямой подачи. Повторение техники нападающего удара с места и с разбега. Упражнения в парах, тройках, четверках.

4

4




4




2.8

Совершенствование техники передачи мяча сверху и снизу двумя руками после перемещения, нападающего удара, верхней прямой подачи.

4

4




4




2.9

Методика обучения технике блокирования. Имитационные упражнения. Упражнения в парах через сетку. Учебная игра.

4

4




4




2.10

Совершенствование элементов техники. Ознакомление с системой игры в защите «углом назад», «углом вперед»

2

2




2




2.11

Обучение групповым тактическим действиям в нападении и защите. Специальные упражнения.

6

6




6




срс

Оценка уровня подготовленности учащихся по волейболу.

4










4

2.12

Определение технической подготовленности. Учебная игра.

4

4




4







Всего часов:

85

60

10

50

25



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(для специальности 050710 «Педагогика дополнительного образования»)


№ п\п

Наименование разделов и тем

Мах

учебная

нагрузка


Количество аудит. часов

Сам. раб. студентов

Всего

Теоре-тич.

Практич

1

2

3

4

5

6

7

Раздел №1

Теоретико - методические основы спортивных игр (волейбол)

18

8

4

4

10

1.1

Введение в предмет. Терминология. Определение и содержание игры в волейбол. Правила соревнований

2

2

1

1




1.2

Основы техники игры. Классификация технических приёмов. Обучение технике игры.

2

2

1

1




1.3

Основы тактики игры. Классификация тактики игры

Обучение тактики игры.

2

2

1

1




1.4

Общепринятая структура урока физической культуры. Типы уроков по признаку решаемых задач

4

2

1

1

2

СРС

История развития волейбола.

2










2

СРС

Организация и особенности методики занятий по волейболу в школе.

2










2

СРС

Оборудование и инвентарь на занятиях по волейболу.

2










2

CРC

Оценка уровня подготовленности учащихся по волейболу

2










2

Раздел II

Практический

34

34

-

34

-

2.1

Методика обучения технике стоек и перемещений в защите и нападении. "Школа мяча". Упражнения на чувство владения мячом.

2

2




2




2.2

Методика обучения технике передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещения.

2

2




2




2.3

Методика обучения технике передачи мяча сверху двумя руками над собой, назад за голову на месте и после перемещения.

4

4




4




2.4

Техника подачи. Обучение технике нижней прямой и нижней боковой подачи. Методика обучения технике верхней прямой подачи.

2

2




2




2.5

Закрепление техники передачи мяча сверху и снизу двумя руками после перемещения.

2

2




2




2.6

Методика обучения технике нападающего удара. Овладение ритмом разбега. Обучение технике нападающего удара в безопорном положении

6

6




6




2.7

Закрепление техники верхней прямой подачи. Повторение техники нападающего удара с места и с разбега. Упражнения в парах, тройках, четверках.

2

2




2




2.8

Совершенствование техники передачи мяча сверху и снизу двумя руками после перемещения, нападающего удара, верхней прямой подачи.

4

4




4




2.9

Методика обучения технике блокирования. Имитационные упражнения. Упражнения в парах через сетку. Учебная игра.

2

2




2




2.10

Обучение групповым тактическим действиям в нападении и защите. Специальные упражнения.

4

4




4




2.11

Определение технической подготовленности. Учебная игра.

4

4




4







Всего часов:

52

42

4

38

10



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел I. Теоретико-методические основы спортивных игр (волейбол)


1.1 Введение в предмет. Терминология. Правила соревнований.


Требования к знаниям и умениям. Обучающиеся должны:

знать:

  • знать характеристику игры;

  • знать правила ведения игры;

  • знать способы проведения соревнований;

  • знать обязанности судейской коллегии;

  • знать документы соревнований

уметь:

- уметь составлять положение о соревновании по волейболу;

- уметь составлять календарь игр, таблицу учета результатов;


Содержание учебного материала


Характеристика игры. Задачи изучения дисциплины. Основные понятия и терминология. Правила игры. Организация и проведение соревнований. Судейская терминология и жестикуляция. Ведение документации соревнований.


Самостоятельная работа студента №1.

Принципы построения и проведение соревнований. Виды соревнований.


1.2 Основы техники игры.

Требования к знаниям и умениям. Обучающиеся должны:

знать:

- знать основы техники игры;

- знать этапы обучения технике приёмов игры;

- классификацию технических приемов.

уметь:

- описывать технику элементов;

- демонстрировать технику двигательного действия.


Содержание учебного материала

Основные понятия техники игры. Характеристика техники. Классификация технических приёмов. Этапы обучения элементам техники. Техника нападения: техника перемещений, техника владения мячом (передача,

подача, нападающий удар). Техника защиты: техника перемещений, техника противодействия (приём мяча, блокирование – одиночное и групповое).
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«омский колледж профессиональных технологий» Сборник материалов iconОмский колледж профессиональных технологий отче т

«омский колледж профессиональных технологий» Сборник материалов icon«омский государственный колледж профессиональных технологий» попова о. В., Василенко г. В., Моисеева г. А
Преподаватель математики и информатики филиала фгоу впо «нгавт» окру, кандидат педагогических наук О. О. Князева
«омский колледж профессиональных технологий» Сборник материалов iconО. В. Коленникова Краткий курс лекций по основам безопасности жизнедеятельности для студентов 1, 2 курсов
...
«омский колледж профессиональных технологий» Сборник материалов iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов специальности 100106 «Организация обслуживания в общественном питании»
...
«омский колледж профессиональных технологий» Сборник материалов iconАвторы: Лебедкова Наталья Васильевна Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта)
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Омский государственный колледж управления и профессиональных...
«омский колледж профессиональных технологий» Сборник материалов iconГосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «омский государственный колледж профессиональных технологий» Охрана труда и окружающей среды
В. В. Горев, государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда по Омской области
«омский колледж профессиональных технологий» Сборник материалов iconРекомендации авторы: Охотникова Елена Витольдовна, Новик Елена Павловна
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Бюджетное образовательное учреждение Омской...
«омский колледж профессиональных технологий» Сборник материалов iconБоу оо спо «Омский авиационный колледж им. Н. Е. Жуковского»
Боу оо спо «Омский авиационный колледж им. Н. Е. Жуковского», некоторых высших учебных заведениях. Помимо образовательных учреждений...
«омский колледж профессиональных технологий» Сборник материалов iconУчебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования Омск 2009 Рецензенты: Субботина И. В., преподаватель высшей квалификационной категории фгоу спо «Омский автотранспортный колледж»
Субботина И. В., преподаватель высшей квалификационной категории фгоу спо «Омский автотранспортный колледж»
«омский колледж профессиональных технологий» Сборник материалов iconМетодические рекомендации по организации и выполнению курсовых и дипломных проектов по специальности
Федеральное государсвенное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Астраханский государственный колледж...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница