Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история»




Скачать 441.45 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история»
страница1/3
Дата01.09.2012
Размер441.45 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра «История»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ

по курсу «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

для студентов заочной формы обучения

неисторических специальностей


Составители:

к.и.н., доцент Рогожникова Н.Е.,

к.и.н., доцент Тимохова Е.А.


Тольятти 2006

УДК

ББК 63.3

М


Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «Отечественная история» для студентов заочной формы обучения неисторических специальностей / Сост. к.и.н., доцент Н.Е. Рогожникова, к.и.н., доцент Тимохова Е.А. Тольятти. ТГУ. 2006. с.


Методические рекомендации содержат краткую программу теоретического курса с вопросами для самопроверки и списком литературы, планы семинарских занятий, темы контрольных работ и общие методические рекомендации по их выполнению, а также вопросы к экзамену. Рекомендации составлены в соответствии с государственным стандартом по дисциплине «Отечественная история», отражают авторский курс и предназначены для студентов неисторических специальностей заочной формы обучения.


Составители: к.и.н., доцент Н.Е. Рогожникова, к.и.н., доцент Е.А. Тимохова


Утверждено научно – методическим советом университета.


УДК

ББК 63.3

СОДЕРЖАНИЕ


Введение _______________________________________________________ 4


  1. Краткая программа теоретического курса с вопросами

для самопроверки и списком литературы ___________________________ 5



  1. Планы семинарских занятий ___________________________________ 17




  1. Темы контрольных работ и общие

методические рекомендации по их выполнению ____________________ 24


IV. Экзаменационные вопросы ___________________________________ 30


ВВЕДЕНИЕ.

Данные методические рекомендации по курсу «Отечественная история» предназначены для студентов заочной формы обучения по неисторическим специальностям. Курс отечественной истории изучается в течение одного семестра. Учебный план предусматривает 6 часов лекций и 6 часов практических семинарских занятий. По отдельным специальностям предусматриваются контрольные работы. В конце семестра студенты сдают экзамен по курсу отечественной истории.

Методические рекомендации содержат краткую программу теоретического курса с вопросами для самопроверки и списком дополнительной литературы, тематику семинарских занятий с рекомендациями по их подготовке, экзаменационные вопросы, темы контрольных работ и указания по их выполнению.

При выборе учебной литературы необходимо учитывать, что студент может использовать любое учебное пособие по курсу отечественной истории для студентов высших учебных заведений, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее образовательной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания федеральным экспертным советом по учебным изданиям Федерального агентства по образованию. Например: История России с древнейших времен до наших дней. /Под редакцией Орлова А.С. Любое издание.

Дополнительная литература не является обязательной. Она может быть использована при подготовке к семинару и при выполнении контрольной работы. Методические рекомендации к экзаменационным вопросам помогут студентам самостоятельно подготовиться к сдаче экзамена по курсу.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Студент, прослушавший курс, должен иметь:

  • знания основных фактов, дат, событий отечественной истории;

  • научное представление об основных эпохах в истории, их хронологии;

  • цельное представление об историческом пути России в контексте общемирового исторического развития.

Студент должен уметь:

  • выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

  • владеть основами исторического мышления;

  • самостоятельно работать со специальной научной и учебной литературой.


I. КРАТКАЯ ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

С ВОПРОСАМИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

И СПИСКОМ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Русь феодальная, IX- XVII вв.


Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Норманнская теория и антинорманизм. Особенности социального строя Древней Руси. Правление Владимира Святого. Принятие христианства. Славянская государственность в XI-XII вв. Правление Ярослава Мудрого. «Русская правда.» Древняя Русь в XII – XIII вв. Русь и Орда: проблема взаимовлияния. Русь и внешний мир. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Правление Ивана III. Укрепление централизованной власти в XVI в. Правление Ивана Грозного. Реформы Избранной Рады. Опричнина. Внешняя политика России в XVI в. Смутное время. Правление Бориса Годунова. Лжедмитрий I. Василий Шуйский. Польская и шведская интервенция. Итоги и последствия Смуты. Избрание династии Романовых.


Вопросы для самопроверки:

  1. Из каких элементов складывалась древнерусская народность?

  2. Какие факторы сыграли определяющую роль при формировании Древнерусского государства?

  3. Какие очаги государственности формируются у славян в 1Х веке?

  4. В чем сущность легенды о призвании варягов?

  5. Сравните положения норманнской и антинорманнской теорий.

  6. С именами каких князей связано собирание русских земель в государство Киевская Русь?

  7. Что составляло основу экономики Киевской Руси?

  8. Охарактеризуйте политическое устройство Киевской Руси.

  9. Что такое даннические отношения? Полюдье? Институт кормления?

  10. Каковы причины обращения к христианству?

  11. В чем значение христианства?

  12. Каковы предпосылки и причины феодальной раздробленности?

  13. Почему монголо-татары покорили русские земли?

  14. Дайте характеристику основных периодов нашествия монголо-татар на Русь.

  15. Какими были результаты нашествия?

  16. Какие экономические, политические, социальные и духовные предпосылки привели к образованию Российского централизованного государства?

  17. Какие причины привели к возвышению Москвы?

  18. Какую роль сыграла церковь в возвышении Московского княжества?

  19. Охарактеризуйте основные направления деятельности Ивана Калиты.

  20. Каковы исторические заслуги Дмитрия Донского?

  21. Какое значение имела Куликовская битва? Почему победа в этом сражении не принесла русским освобождения от монголо-татарского ига?

  22. Перечислите результаты деятельности Ивана Ш.

  23. Как вы расцениваете факт появления Земских Соборов? Какую роль они сыграли в истории России?

  24. Каковы общие результаты реформ Избранной Рады?

  25. Что такое опричнина? К каким результатам она привела?

  26. Что такое «смута»? Назовите причины смуты. Какие этапы ее развития можно выделить?

  27. Что помогло россиянам преодолеть смуту и возродить государственность?

  28. Какой путь развития выбрала Россия после смуты и почему?


Дополнительная литература:


    1. Горский А.А. Москва и Орда. М. 2000.

    2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков.IX–XII вв. Курс лекций. М. 1999.

    3. Иловайский Д. Начало Руси. М.2003.

    4. Казаков Р.Б. Судебник 1497 г. // Вопросы истории. 2000. №3.

    5. Кобрин В.Б. Иван Грозный, Избранная Рада или опричнина. // История Отечества: люди, идеи, решения. М.1991.

    6. Морозова Л.Е. Борис Федорович Годунов. // Вопросы истории. 1998. №1.

    7. Морозова Л.Е. Василий Иванович Шуйский. // Вопросы истории. 2000. №10.

    8. Морозова Л.Е. Смутное время в России. М.1990.

    9. Морозова Л.Е. Федор Иванович // Вопросы истории. 1997. №2.

    10. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве. XYI-XYII вв. М.1995.

    11. Рапов О.М. Русская церковь в IХ–первой половине ХII веков. Принятие христианства. М.1988.

    12. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХП-ХШ вв. М.1993.

    13. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М. 1994.

    14. Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 томах. Смоленск. 1996.

    15. Скрынников Ф.Г. Русь IХ-ХYII вв. СПб. 1999.

    16. Филюшкин А.И. Термины «царь» и «царство» на Руси. // Вопросы истории. 1997. №8.

    17. Фроянов И.Я. Древняя Русь: опыт исследования истории социальной и политической борьбы. СПб.1997.

    18. Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. М.1989.

    19. Шишов А. От царства к империи. 1462 – 1725. М.1998.

    20. Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и создание русского государства. М.2000.

    21. Юрганов А.Л. История России XYI-XYIII вв. М.1994.


2. Россия в XVII – XVIII вв.

Россия в начале XVII в. Восстановление страны после Смуты. Правление Михаила Романова. Правление Алексея Михайловича. Соборное Уложение 1649 г. Реформы Никона. Раскол русской церкви. Народные движения. Восстание под предводительством С.Т. Разина. Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией. Переход России к абсолютной монархии. Воцарение Петра I. Реформы Петра I: особенности модернизации России. Проблемы модернизации и традиционализма. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина II. Просвещенный абсолютизм в России. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Правление Павла I.


Вопросы для самопроверки:


  1. На какой базе шло восстановление страны после смуты? Каковы основные социальные тенденции развития страны?

  2. Какие новые моменты в социально-экономическом развитии страны появились после смуты? С чем они были связаны?

  3. Что свидетельствует о формировании абсолютизма в России в ХУП веке? Чем этот процесс отличался от аналогичного процесса в Западной Европе?

  4. Дайте характеристику причин принятия и основных положений Соборного Уложения 1649 г.

  5. Почему ХУП век называют «бунташным»? Каковы причины активного социального протеста? Перечислите основные массовые социальные движения ХУП в.

  6. В чем причины проведения церковной реформы? Дайте характеристику основных направлений реформы. Почему она привела к расколу общества?

  7. Как складывались отношения между церковной и светской властью после реформ?

  8. По каким направлениям развивалась внешняя политика в ХУП веке?

  9. Каковы предпосылки петровских реформ?

  10. Охарактеризуйте основные направления реформ государственного аппарата.

  11. Каковы причины военной реформы, в чем ее смысл? К какому результату она привела?

  12. Как складывались отношения с церковью? Почему Петр1 пошел фактически на ликвидацию патриаршества?

  13. Охарактеризуйте основные направления экономической политики Петра. К каким противоречивым результатам она привела?

  14. Как изменилось положение крестьянства?

  15. Как изменилось положение дворянства?

  16. Какие изменения произошли во внешней политике Петра 1? В чем проявились имперские амбиции России?

  17. К каким результатам привели реформы?

  18. Что такое дворцовые перевороты и почему они сыграли большую роль в истории России ХУШ в.?

  19. Какие направления можно выделить в социально-экономической политике России в период с 1725 по 1762 гг.?

  20. Что такое просвещенный абсолютизм? Как оценивают эту политику историки?

  21. Дайте характеристику реформ Екатерины П: в сфере государственного управления, в социальной сфере, в экономической сфере и в области образования.

  22. Какие мероприятия были проведены Павлом 1?


Дополнительная литература:


  1. Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М. 2003.

  2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XYIII века. СПб. 1997.

  3. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. М.1998.

  4. Брикнер А.Г. История Екатерины II. В.3 т. М.1996.

  5. Брикнер А.Г. История Петра Великого. В 2 т. М.1996.

  6. Буганов В.И. Екатерина II. // Вопросы истории. 1994. № 11. С.39-49.

  7. Волкова И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической жизни России XYIII-XIX вв. // Вопросы истории. 1995. № 5,6.

  8. Каменский А.Б. Екатерина П. // Вопросы истории. 1989. №3.

  9. Каменский А.Б. Российская империя в XYIII веке: традиции и модернизация. М. 1999.

  10. Лобачев С.В. У истоков церковного раскола. // Отечественная история. 2001. №2.

  11. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительно-историческое исследование. М.1994.

  12. Мизун Ю.В. Тайны русского раскола. М.2002.

  13. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины П: просвещенный абсолютизм в России. М. 1993.

  14. Павленко Н.И. Петр Великий М. 1994.

  15. Павленко Н.И. Страсти у трона. История дворцовых переворотов. М. 1996.

  16. Песков А.М. Павел I. М. 1999.

  17. Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1992. №4,5.

  18. Торке Х. Так называемые земские соборы в России. // Вопросы истории. 1990. №5.


3. Отечественная история в ХIХ – начале ХХ вв.

Социально – экономическое развитие России в первой половине ХIХ в. Правление Александра I: внутренняя и внешняя политика. Противостояние либеральных и консервативных тенденций. Правление Николая I: внутренняя и внешняя политика. Крымская война. Общественная мысль и особенности общественного движения России в первой половине XIX века. Россия в эпоху "великих реформ". Александр II. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г. Земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Социально – экономическое развитие России в пореформенный период. Эпоха Контрреформ. Правление Александра III: внутренняя и внешняя политика. Русское общество во второй половине ХIХ в. Народничество. Марксизм. Земский либерализм. Консерватизм. Основные тенденции развития мирового сообщества и России на рубеже XIX-XX веков. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформаторы: С.Ю. Витте, П.А. Столыпин. Революция 1905 – 1907 гг. Изменение политической системы России в 1905–1906 гг. Политические партии России: создание, классификация, программы, тактика. Россия в 1907 – 1917 гг.: нарастание нового кризиса. Участие России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 г.: причины, ход, итоги.


Вопросы для самопроверки:


  1. В чем противоречивость социально-экономического развития России первой половины Х1Хв.?

  2. Какие реформы осуществил Александр 1 в системе управления государством?

  3. Какие мероприятия периода правления Николая 1 связаны с именами М.Сперанского, Киселева, Канкрина?

  4. Какие объективные предпосылки требовали проведения аграрной реформы?

  5. Как был решен вопрос о личном освобождении крестьян?

  6. Как решился вопрос о наделении крестьян землей, на каких условиях?

  7. Сравните основные положения земской и городской реформ. Чем объясняется разное социальное представительство в выборных органах?

  8. Как была проведена судебная реформа 1864 г.?

  9. По каким направлениям была проведена военной реформы? Как изменился принцип комплектования армии и сроки службы?

  10. Когда и почему возникло общественное движение в России в Х1Х веке, каковы его особенности ?

  11. Что такое консерватизм? Раскройте основные идеи теории официальной народности.

  12. Что такое либерализм? Сравните взгляды западников и славянофилов.

  13. В чем основные идеи теории «общинного социализма» Герцена?

  14. Дайте характеристику основных этапов развития народничества.

  15. Почему на смену идеям народничества пришли марксистские идеи?

  16. Назовите первые социал-демократические организации. В чем коренное отличие их программных установок по сравнению с идеями народников?

  17. Каковы особенности пореформенного развития экономики России?

  18. По каким направлениям осуществлялись реформы С.Ю. Витте, какие положительные и отрицательные последствия они имели?

  19. Чем отличалось экономическое развитие России в начале ХХ века?

  20. Какие «контрреформы» были проведены Александром Ш?.

  21. Каким было государственное устройство Росси в начале ХХ века?

  22. Чем отличалась социально-классовая структура российского общества на рубеже веков?

  23. Объясните особенности формирования политических партий в России.

  24. Выделите особенности правоконсервативных партий.

  25. В чем сходства и отличия партии кадетов и партии октябристов?

  26. Дайте характеристику партии большевиков? Была ли у них своя аграрная программа?

  27. Какие основные причины привели к первой русской революции ?

  28. Можно ли говорить о поражении первой революции? Какие позитивные результаты были?

  29. В чем основная идея Манифеста 17 октября 1905 г. и его историческое значение?

  30. Дайте сравнительную характеристику четырех Государственных Дум.

  31. Выделите основные цели, составные части и результаты аграрной реформы П.А.Столыпина.

  32. Какие мероприятия были проведены Временным правительством? Дайте им оценку.

  33. Как развивались политические процессы в период от февраля до октября 1917 г.? Можно ли говорить о двоевластии?

  34. К каким последствиям привели политические кризисы?


Дополнительная литература:


  1. Абалкин Л.И. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. М. 1999.

  2. Аврех А.Я. Столыпин и судьба реформ в России. М.1991

  3. Бокарев Ю.П. Еще раз о темпах роста промышленного производства России в конце Х1Х – начале ХХ века. // Отечественная история. 2006. №1.

  4. Боханов А.В. Император Александр III. М. 1998.

  5. Великие реформы в России. 1856-1874 гг. М.1992.

  6. Виттекер У.Х. Граф С.С. Уваров и его время. М. 1999.

  7. Волобуев П.В. Февральская революция: ее противоречия, альтернативы и историческое место. // Наука и жизнь. 1992. №10.

  8. Выскочков Л. Николай I. М. 2003.

  9. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г.: реформы и революция. СПб. 1991.

  10. Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 г. // Отечественная история. 1997. №1. С.60-76.

  11. Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М. 1993.

  12. Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917 гг.). Механизм функционирования. М. 1996.

  13. Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. М.1994.

  14. История политических партий России. Под ред. Зевелева А.И. М. 1994.

  15. Ковальченко И.Д. Столыпинская аграрная реформа (мифы и реальность). // Отечественная история. 1991. №2.

  16. Леонов С.В. Партийная система России (конец ХIХ-1917 гг.) // Вопросы истории. 1999. №11,12.

  17. Леонтович В.В. История либерализма в России. М. 1995.

  18. Ляшенко Л.М. Александр П. М. 2002.

  19. Морозов С.Д. Население России на рубеже Х1Х-ХХ веков.// Отечественная история. 1999. №4.

  20. Пирумова Н.М. Александр Герцен – революционер, мыслитель, человек. М. 1989.

  21. Российские консерваторы. М. 1997.

  22. Сахаров А.Н. Александр I. М. 1998.

  23. Соловьева А.М. Промышленная революция в России. М. 1990.

  24. Труайя А. Николай I. М. 2003.

  25. Федоров В.А. Декабристы и их время. М. 1992.

  26. Чернуха В.Г. Александр Ш. // Вопросы истории. 1992. №11.12.

  27. Шацилло К.Ф. Николай П: реформы и революция. // История Отечества: люди, идеи, решения. М.1991.


4. Отечественная история в 1917 – 1953 гг.

Россия после Февральской революции 1917 г. Формирование новых органов власти. Противостояние демократических и авторитарных тенденций. Октябрьская революция 1917 г. Приход к власти большевиков. Первые мероприятия советской власти. Формирование новой государственности. Роспуск Учредительного собрания. Брест – Литовский мир. Конституция РСФСР. Начало национализации предприятий и введение продовольственной диктатуры. Гражданская война и интервенция: причины, ход, последствия. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Образование СССР. Формирование однопартийного политического режима. Культурная жизнь страны. Социально – экономические преобразования в 30 – е годы. Индустриализация и коллективизация. Политическая система СССР в 1920–30–е годы. Истоки и сущность тоталитаризма. Оформление режима личной власти И. Сталина. Внутрипартийная борьба и политические репрессии в СССР. Внешняя политика СССР в 20 – 30 – е годы. СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы войны. СССР и союзники. Итоги и последствия Второй мировой и Великой Отечественной войны. СССР в первые послевоенные годы. Восстановление экономики страны. Противоречия в развитии политической системы и общества. Начало "холодной войны".

Вопросы для самопроверки:


  1. Каковы причины прихода к власти большевиков в октябре 1917 г.?

  2. Перечислите первые экономические мероприятия Советской власти и дайте им оценку.

  3. Как формировалась политическая система Советского государства?

  4. Как был решен вопрос об Учредительном собрании?

  5. Что такое «военный коммунизм»? В чем он проявился на практике?

  6. Определите итоги и значение октябрьской революции и гражданской войны.

  7. Перечислите основные причины перехода к НЭПу. Можно ли было продолжать политику «военного коммунизма»?

  8. Какие мероприятия свидетельствуют о проведении НЭПа? К каким результатам привел НЭП?

  9. Как был создан СССР?

  10. Каковы причины проведения индустриализации в СССР?

  11. Перечислите этапы индустриализации. Дайте всестороннюю оценку итогов индустриализации.

  12. Каковы причины форсированной коллективизации?

  13. Выделите основные этапы проведения коллективизации.

  14. К каким последствиям привела коллективизация?

  15. Докажите на примерах, что в СССР в 1930-е гг. было создано тоталитарное общество.

  16. По каким направлениям осуществлялась внешняя политика СССР в 1930-е годы?

  17. Какие договоры были подписаны с Германией накануне Великой Отечественной войны?

  18. Выделите цели, основные периоды и события, итоги Великой Отечественной войны.

  19. В чем заключается всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне?

  20. Какие итоги и последствия войны вам известны?

  21. Чем характеризуется экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.?

  22. Какие политические процессы идут в этот период?


Дополнительная литература:



  1. Байбаков С.А. История образования СССР: итоги и перспективы изучения. М. 1997.

  2. Барсуков Н. На переломе. Советское общество в послевоенные десятилетия. // Свободная мысль. 1994. №6.

  3. Бойцов М., Хромова И. Послевоенное десятилетие. 1945-1955 гг. М. 1998.

  4. Бровкин В.Н. Россия в Гражданской войне: власть и общественные силы. // Вопросы истории. 1994. №5.

  5. Васильев А.Ф. Был ли в 1941 году Советский Союз готов к войне? // Вопросы истории. 2005. № 1.

  6. Великая Отечественная война 1941-1945: военно-исторические очерки. В 4 кн. М. 1998-1999.

  7. Власть и общество в условиях гражданской войны. // Отечественная история. 1998. №3.

  8. Волобуев П.В. Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению. // Вопросы истории. 1996. №5,6.

  9. Гросул В. Истоки трех революций. // Отечественная история. 1997. №6

  10. Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны. // Отечественная история. 1995. № 3.

  11. Драма российской истории: большевики и революция. М. 2002.

  12. Журавлев В.В., Симонов Н.С. Причины и последствия разгона Учредительного собрания. // Вопросы истории. 1992. №1.

  13. Зеленин И.Е. Крестьянство и власть в СССР после «революции сверху». // Вопросы истории. 1996. №7. С.14-31.

  14. Зеленин И.Е. Революция «сверху»: завершение и трагические последствия. // Вопросы истории. 1994. №10

  15. Искандеров А.Л. Первые шаги Советской власти. // Вопросы истории. 2003. №2.

  16. Кара-Мурза С. Гражданская война (1918-1921). Урок для ХХ1 века. М.2003.

  17. Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е гг. // Вопросы истории. 2001. №10.

  18. Пережогин В.А. Партизаны и население (1941-1945 гг.). // Отечественная история. 1997. №6.

  19. Плеханов И.П., Шаронов П.М. 1917 год и гражданская война в России. Самара 2001.

  20. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация. // Отечественная история. 1992. №6.

  21. Попов В.П. Сталин и советская экономика в послевоенные годы. // Отечественная история. 2001. № 3.

  22. Случ С.З. Советско-германские отношения в сентябре-декабре 1939 г. и вопрос о вступлении СССР во Вторую мировую войну. // Отечественная история. 2000. № 5,6

  23. Трукан Г. Была ли демократическая альтернатива большевикам? // Свободная мысль. 1999. №11.

  24. Фроянов И.Я. Октябрь семнадцатого. М. 2002.

  25. Цветков В.Ж. Белое движение в России 1917-1922 годы. // Вопросы истории. 2000. №7.

  26. Шишкин В.А. Власть, политика, экономика: послереволюционная Россия (1917 – 1928 гг.) СПб. 1997.



5. Отечественная история1953 -2005 гг.

Смерть Сталина. Приход к власти коллективного руководства. Борьба за власть. Начало реабилитации политических заключенных. ХХ съезд партии. Критика культа личности Сталина. Выступление антипартийной группы и установление единоличного руководства Н.С.Хрущева. Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 50 –х – начале 60 – х годов. Реформы Хрущева. Общественно-политическая жизнь, культура. "Оттепель". Внешняя политика. Холодная война. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Социально-экономическое развитие страны во второй половине 60 –х - 70 – х годах: от попыток модернизации к кризису системы. Л. Брежнев: исторический портрет. Диссидентское движение. Духовная жизнь. Внешняя политика СССР во второй половине 60 –х - 70 – х годах. "Перестройка" в СССР: причины, задачи, этапы, итоги. М.С. Горбачев. Внешняя политика СССР в период "перестройки". Распад СССР: причины и последствия. Россия в 90 – е годы. Радикальные социально – экономические преобразования. Формирование новой системы государственности. Октябрьские события 1993 г. Конституция 1993 г. – переход к новой модели общественного развития. Российская многопартийность. Проблемы сохранения территориальной целостности РФ. Национальные интересы России в современном мире. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Столкновение тенденции интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Формирование нового мирового порядка. Россия в годы президентства В.В. Путина.

Вопросы для самопроверки:

  1. Кто был реальным претендентом на власть после смерти Сталина?

  2. Какое влияние на общественное сознание оказало разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС?

  3. Дайте характеристику реформы управления 1957г. В чем проявились ее результаты?

  4. Какие меры по поддержанию колхозов были проведены Хрущевым?

  5. В чем смысл целинной эпопеи? Дайте ей оценку.

  6. Каковы были основные достижения и ошибки Н.С.Хрущева? В чем причины смещения Хрущева в октябре 1964г.?

  7. В чем основная идея и направления экономической реформы 1965 г. в промышленности? Дайте оценку результатов.

  8. Какие мероприятия были проведены по реформе 1965 г. в сельском хозяйстве?

  9. Выделите основные характеристики состояния СССР в период 1982-85 гг.

  10. Что такое «перестройка»? Что означал курс на ускорение социально-экономического развития страны? Почему он потерпел крах?

  11. Какую роль в перестройке сыграла гласность? Какую позицию занимала КПСС по вопросу о гласности?

  12. Раскройте изменения в положении государственных предприятий в годы перестройки. К каким негативным последствиям привел полный хозрасчет?

  13. Как шел процесс расширения сферы деятельности частного предпринимательства? Какие трудности существовали?

  14. Как изменилась политическая система по конституционной реформе? Насколько оправданными были подобные изменения?

  15. Как шел процесс формирования политических партий и общественных движений?

  16. Какие политические силы выступили в августе 1991 г.? Дайте оценку этим событиям.

  17. Был ли распад СССР объективно неизбежен или его можно было сохранить? Что ускорило его распад?

  18. Перечислите основные направления экономических реформ Гайдара.

  19. В силу каких причин возникло противостояние осенью 1993 г. между Ельциным и Верховным Советом? Чем закончились эти события? Дайте им оценку.

  20. Когда была принята Конституция современной России? Как по ней изменилась политическая система государства?

  21. Чем отличалось второе президентское правление Ельцина?

  22. Какие главные итоги экономического и политического развития Росси в 1990-е гг. вы можете выделить?

  23. Почему Путин одержал победу на выборах в марте 2000г.? Что привлекает в Путине?

  24. Дайте оценку первого срока Президента Путина? Какие проблемы остались нерешенными?



Дополнительная литература:


  1. Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР. М. 2004.

  2. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. ХХ съезд КПСС: новации и догмы. М. 1991.

  3. Вяземский В.В., Елисеева Н.В. СССР – Россия: от М.С. Горбачева до В.В. Путина. М. 2003.

  4. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2-х кн. М.1995.

  5. Ельцин Б.Н. Записки президента. М. 1994.

  6. Жуков В.И. Реформы в России 1985-1995 годы. М.1997.

  7. Жуков Ю.Н. Борьба за власть в партийно-государственных верхах СССР весной 1953г. // Вопросы истории. 1996. №6.

  8. Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С.Хрущева и сельское хозяйство страны. // Отечественная история. 2000. №1.

  9. Зеленин И.Е. Целинная эпопея: разработка, принятие и осуществление первой хрущевской «сверхпрограммы». // Отечественная история. 1998. №4.

  10. Кушнерева Ю., Черникова Т. 1960-е годы: иллюзии и разочарования. Мир и СССР в 60-е годы. М. 1998.

  11. Млечин Л.М. Формула власти: от Ельцина к Путину. М. 2000.

  12. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М. 1990.

  13. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 г.: хроника событий и комментарии историка. // Отечественная история. 2002. №4.

  14. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. М. 1998.

  15. Пыжиков А.В. Опыт модернизации советского общества в 1953-1964 гг. М. 1998.

  16. Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». М. 2002.

  17. Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР. // Отечественная история. 2002. №6

  18. Советская внешняя политика в годы холодной войны (1945-1985 гг.). Новое прочтение. М. 1995.

  19. Согрин В.В. 1985 – 2005 годы: три превращения современной России. // Отечественная история. 2005. №3.

  20. СССР и холодная война. М. 1995.

  21. Уроки реформы 1965 г. М. 1992.

  22. Фроянов И.Я. Погружение в бездну. М.2002.

  23. Яковлев А. Омут памяти. От Столыпина до Путина. Кн. 1, 2. М. 2001.



II. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.


Готовя выступление на семинаре необходимо учитывать следующие требования: во-первых, выступление должно строго соответствовать поставленному вопросу; во-вторых, заканчивать выступление необходимо четко сформулированным выводом, в котором должна прозвучать главная идея выступления; в-третьих, время выступления не должно превышать трех-пяти минут. Выполнение этих требований позволит рассмотреть поставленные вопросы в полном объеме и даст возможность всем желающим высказаться по проблеме.


  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история» iconС некоторыми методическими указаниями. Предлагаются варианты таблиц для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам и примерные темы рефератов и контрольных работ
И 20 История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. Великий Новгород: Новгу...
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история» iconМетодические указания для выполнения контрольных работ По дисциплине «Отечественная история»
Методические указания для выполнения контрольных работ по дисциплине «Отечественная история» для студентов заочной формы обучения...
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история» iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям. Комплекты заданий для проведения контрольных работ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история» iconЛитература для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история»
Аксёнов В. Б. Краткий курс лекций по Отечественной истории. Ч. От складывания древнерусского суперэтноса до поиска путей обновления...
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история» iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям, написанию контрольных работ и решению задач
Предмет криминалистики: закономерности возникновения, собирания и использования следов преступления, отражение механизма преступления,...
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история» iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Теория социальной работы» для студентов 3 курса специальность «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история» iconМетодические рекомендации по написанию контрольных работ по курсу «Римское право»
...
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история» iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям. Фонд тестовых и контрольных заданий для
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история» iconМетодические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям циклов опд. Гос впо по специальностям 030501 юриспруденция
Методические рекомендации предназначены для курсантов и преподавателей Санкт-Петербургского университета мвд россии
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ по курсу «отечественная история» iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ
Настоящие рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам заочной формы обучения в организации внеаудиторной учебной деятельности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница