Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора




Скачать 420.57 Kb.
НазваниеДинамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора
страница1/3
Дата10.10.2012
Размер420.57 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3

На правах рукописи










НОВОСЕЛОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА




Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений

в России (конец XIX – начало XXI века):

социологический анализ фольклора


Специальность 22.00.04 – социальная структура,

социальные институты и процессы


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Москва 2008

Диссертация выполнена на кафедре социологии семьи и демографии социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.



Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

Антонов Анатолий Иванович


Официальные оппоненты:


доктор философских наук, профессор Даниленко Игнат Семенович

Центр информационной безопасности академии Генерального штаба


кандидат социологических наук, доцент Вдовина Маргарита Владимировна

Московский гуманитарный университет


Ведущая организация:


ГОУ ВПО Тольяттинский государственный университет



Защита состоится «____» __________ 2008 года в 14.00 на заседании Диссертационного совета Д 501.001.01 по социологическим наукам при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119991, Москва, ГСП – 1, Ленинские горы, МГУ, социологический факультет, 3-й учебный корпус, аудитория № 408


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций в Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова по адресу: Ломоносовский проспект, д.27 (сектор «А», 8 этаж, к.812).


Автореферат размещен на сайте социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.socio.msu.ru «___»_____________2008 г.


Автореферат разослан «____»______________2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат социологических наук, доцент Е.Е. Микеладзе ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблемы низкой рождаемости, семьи, материнства и детства все чаще становятся предметом дискуссий в правительственных кругах, на телевидении и в прессе. Острота демографической ситуации в стране заставила приступить к разработке конкретных программ, направленных на устранение убыли населения России. «Повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений,…пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей»1 возведены в ранг приоритетных задач государства.

Научный интерес к изучению семьи и семейных отношений всегда был достаточно высок: «издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманием семейно-ролевой организации»2. До середины XIX в. философы и историки рассматривали общество как разросшуюся семью, как общество в миниатюре. Современное состояние института семьи характеризуется резким снижением значимости семейного образа жизни в общественном мнении, падением уровня брачности и рождаемости, ростом сожительств и разводов, ослаблением социального и воспитательного потенциала семьи. Как свидетельствует целый ряд социологических исследований3, многие из наблюдающихся в настоящее время кризисных процессов в семье являются продолжением тенденций, образовавшихся в те годы, когда семья как уникальный посредник между личностью и обществом стала объектом для идеологических экспериментов. В связи с этим изучение характера и особенностей развития семьи как социального института и малой группы в контексте социально-политических и экономических изменений, имевших место в истории России и происходящих сейчас, представляют особый интерес.

Фольклорные произведения, в частности частушки, являются удобным материалом для социологического анализа, т.к. обеспечивают социологов дополнительными данными, отсутствующими в статистике или представленными лишь фрагментарно в других источниках. Как и другие формы массовой народной культуры, частушка создается и существует вне целей любого исследования, что значительно уменьшает при анализе деформацию данных. В этом «первоисточнике народной души»4 отражается динамика брачно-семейных процессов и регулирующих социокультурных норм, что особенно значимо для социологического изучения трансформации института семьи в России.

Степень разработанности темы. Интерес к проблеме семейных изменений зародился в социальной науке во второй половине XIX века. Значительный вклад в изучение семьи как института внесли: швейцарский историк И.Я. Бахофен, шотландский юрист Дж. Ф. Мак-Леннан, американский этнограф Л.Г. Морган, стараниями которых закладываются основы эволюционного подхода к анализу рода, семьи и смены поколений, разрабатываются идеи изменчивости форм брака и семьи5. В социологическую проблематику тема семейных изменений вошла благодаря, прежде всего, таким ярким представителям науки как Ф. Энгельс6 и Ф. Ле-Пле7. Ф. Энгельс одним из первых исследовал влияние экономического развития общества на семейные трансформации. Ф. Ле-Пле, напротив, обратив внимание на то, что семейная динамика влияет на социально-экономические процессы. Касаясь разработки темы институциональных изменений семьи в отечественной социологии, следует упомянуть, прежде всего М.М. Ковалевского, доказавшего значимость изучения происхождения социальных институтов для осмысления развития общества и П.А. Сорокина, который собственно и ввел в научный оборот категорию «кризис семьи»8.

В советский период огромный вклад в социологию семьи внес А.Г. Харчев9, основной заслугой которого является комплексный анализ состояния институтов брака и семьи в советском обществе второй половины XX в., максимальное использование структурно-функционального подхода к анализу брачно-семейных отношений.

На сегодняшний день среди ученых существуют разногласия относительно причин и последствий нынешнего состояния института семьи. В отечественной социологии семьи выделились две основные концепции – «кризисная» и «прогрессистская». Сторонники кризисного подхода - А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, А.Б. Синельников и др.10 считают, что глубокий упадок, в котором находится семья, результат характерных для всех индустриально развитых стран длительных процессов, дестабилизирующих и разрушающих семью, а также следствие антисемейной политики государства.

Противоположную точку зрения отстаивают А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, С.И. Голод, Л.Е. Дарский и др.11, рассматривающие современные изменения семьи как позитивные процессы, связанные с модернизацией и демократизацией общественных отношений.

Приверженцы феминистской теории в своем стремлении максимально «освободить» и эмансипировать женщину, резко критикуют традиционные семейные ценности, считая замужество и материнство серьезной помехой для самореализации женщины как личности12.

В условиях существования в научной литературе противоположных оценок семейных изменений за последнее столетие и неполноты объективных данных, на основании которых можно проанализировать динамику семейных процессов, важным источником информации для социологического исследования становится фольклор.

Изучение произведений народного творчества дает нам возможность лучше понять, как воспринимали семейно-брачные отношения люди, жившие во все более отдаляющиеся от нас исторические эпохи, и как воспринимают эти отношения наши современники.

Частушки содержат в себе не зависящие от исследователя данные о конкретных событиях, явлениях, дают оценки поведения человека в определенных ситуациях, отображают действовавшие в то или иное время социальные нормы и демонстрируют отклонения от них. Можно согласиться с мнением О.Л. Лебедь, что: «для социологического исследования важно выбрать те продукты культуры, которые, с одной стороны, отражали бы многообразие жизни, а с другой были бы доступны и информативны для изучения»13. К тому же «частушка – единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого началось почти одновременно с его возникновением»14.

Как элемент культуры частушка является средством коммуникации людей и тем материалом, который при условии большого количества подвергнутых обработке частушек, становится надежным источником информации. Как точно заметил Ю. Буртин, «сила частушек - в их количестве. Когда у нас в руках десяток частушек, они значат немного: это десяток разрозненных штришков и фактиков, ничего или почти ничего не доказывающих. Но когда их, скажем, сотня, становится уже возможным как-то сгруппировать их по темам… Тысяча, две, три тысячи…частушек - это уже довольно солидный…материал, позволяющий с большой степенью обоснованности судить о тех или иных явлениях и тенденциях…жизни»15.

Задача исследования динамики семьи в контексте социальной политики и ключевых общественных событий определяет подход к выбору конкретных источников-носителей частушек. Массив текстов должен обеспечивать репрезентативность, включать достаточное количество документов, отражающих все этапы жизненного цикла семьи. В соответствии с историко-социологическим характером исследования необходимо, чтобы частушки были «привязаны» к конкретному периоду их создания. Вышеуказанным критериям отвечают, в полной мере, следующие найденные нами источники: «Сборник деревенских частушек», «Частушки в записях советского времени», «Частушка», «Русская частушка», «Заветные частушки из собрания А.Д. Волкова», материалы программы «Печки-лавочки!» Костромской гостелерадиокомпании, материалы программы «Эх, Семеновна!» телеканала ОРТ, частушки с сайта www.chastushki.ru16. В целом, генеральная совокупность составила 27016 частушек собранных в различных областях России17, что свидетельствует о репрезентативности материала.

В связи с особенностями частушек как источника информации в рамках социологического исследования используется междисциплинарный подход, учитывающий данные тех областей знания, где затрагиваются проблемы, близкие к изучаемой. Например, к таковым можно отнести этнографическое исследование «Общественный и семейный быт русского сельского населения среднего Поволжья», а также работы фольклористов, филологов и этнографов, в которых рассматриваются особенности различных фольклорных жанров, их специфика, характер возникновения и распространения, в том числе научные публикации, посвященные анализу произведений народного творчества18. Мысль о том, что частушку можно рассматривать как материал для исследования еще в 1889 г. высказал Г.И. Успенский, а В.И. Симаков на частушечном материале смог дать довольно полное представление о жизни и быте крестьянской девушки-северянки19. Также нельзя не отметить статьи И.Е. Плотникова «О политических настроениях масс в конце 1920-х - начале 1930-х гг.», Т.И. Славко «Общественное сознание населения Урала в 20-х гг.», А. Недвига «Ты, Германия и Англия, давайте делать мир!», Г.А. Ташпекова «Жизнь крестьянства 30-х годов в свете деревенских частушек». В данных работах авторы обращаются к частушке как к своеобразному историческому свидетельству о прошлом20.

При использовании частушки в качестве материала для социологического анализа нельзя забывать о ее смеховой стихии. История разработки проблемы смеха насчитывает, по меньшей мере, две с половиной тысячи лет, если начинать ее с Платона и Аристотеля21. Человек не существует без смеха, который сопровождает его всю жизнь и меняется вместе с ним: «смех - это включенность человека в конкретно-историческую систему ценностей, причастность к текущим событиям, к другим «Я», способность оценки ситуации и адекватной реакции на нее. Смех – выражение полноты бытия личности»22. Еще В. Соловьев считал, что если заменить homo sapiens на homo ridens, «человека разумного» на «человека смеющегося», то суть дела от этого не изменится23. Над проблемой комизма и смеха задумывались многие философы, филологи, писатели: Т. Гоббс, И. Кант, Г. Спенсер, А. Бергсон, З. Фрейд, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Л.В. Луначарский, К.И. Чуковский, Л.В. Карасев и т.д. Особенности юмористических жанров фольклора и его функций специально анализировали А.С. Ахиезер, А.В. Дмитриев, Н.А. Монахов, В.Я. Пропп и др24.

В последние годы исследователи всё чаще стали обращаться к изучению содержащихся в фольклоре традиционных эротических элементов. Крупнейшие ученые хорошо понимают историческую и эстетическую ценность запретного, «заветного» пласта русского фольклора. Прежде всего, стоит упомянуть работы Б.А. Успенского, П.В. Шейна, В.И. Жельвиса, А.Ю. Плуцер-Сарно, А.Л. Топоркова, К.К. Логинова, С.Б. Борисова, О.Ю. Трыковой, О. Щербиной25. Появление этих работ, вероятно, связано с повышенным интересом в обществе в последние годы к сфере интимных отношений. Сквернословие в России всегда подвергалось моральным санкциям, однако нельзя эти оценки распространять на фольклорные тексты и препятствовать их анализу. Как справедливо отмечает А.Ю. Плуцер-Сарно, «если мы запретим изучение непристойного…то это все равно как если бы в рамках борьбы с наркотиками запретили специалистам изучать саму проблему наркомании…»26. О необходимости внимательного изучения «озорных», «похабных» частушек, их исторических корней рассуждали многие фольклористы и филологи27. Здесь следует отметить публикации А.В. Кулагиной «Эротика в русской частушке», «Ох и фольклорненько!», А.Л. Топоркова «Эротика в русском фольклоре»28.

Среди социологических исследований, использовавших фольклор как материал анализа, следует отметить работы А.В. Дмитриева «Социология юмора», «Социология политического юмора»; В.И. Верховина «Модели экономического поведения и их вербализация в русском фольклоре», «Опыт интерпретации монетарных стереотипов в русском фольклоре»29.

Однако перечисленные работы затрагивают семейную проблематику фрагментарно, в них не выясняются истинные причины происходящих с семьей и браком изменений. В целом необходимо признать, что до настоящего времени исследование частушек в интересах и с позиций глубокого фамилистического анализа практически не проводилось. Ближе всего к нашему исследованию по содержанию и подходу к методам стоят работы О.Л. Лебедь «О чем расскажет частушка» и «Социологический портрет современной семьи»30. Изучению проблем семьи и семейных отношений на базе обработки фольклора также посвящено исследование А.П. Щербаковой31. Вместе с тем социологи еще недостаточно, особенно с позиций фамилистики, используют в исследовательской работе фольклорный материал.

В связи с этим частушка представляет особый интерес для социолога. В ней присутствует острота восприятия действительности, критический подход к оценке общественных явлений, прослеживается связь времен и преемственность семейных поколений. В четырех строках частушки спрессованы сведения, способные конкурировать по своей объективности с официальными статистическими отчетами.

Цель исследования: на основе анализа текстов частушек показать тенденции изменений института семьи, динамики норм и ценностей брачно-семейного поведения в России с конца XIX века до настоящего времени.

Задачи исследования:

  • определить специфику частушки как фольклорного жанра не зависящего от идеологии и официальных взглядов;

  • оценить валидность использования этой фольклорной формы для социологического исследованиях брачно-семейных норм и ценностей;

  • показать в рамках фамилистического подхода особенности работы с фольклорным материалом как источником информации о семье и брачно-семейных отношениях;

  • проанализировать основные тенденции институциональных изменений семьи, норм и ценностей брачно-семейных отношений;

  • раскрыть на материале устного народного творчества магистральные изменения внутрисемейных взаимодействий супругов, родителей и детей, братьев и сестер;

  • выявить степень и характер влияния социально-экономических и политических процессов в России на социальные стереотипы и брачно-семейное поведение.

Объект исследования - российская семья как социальный институт в период с конца XIX века до настоящего времени.

Предмет исследования - изменения социокультурных норм и ценностей, регулирующих отношения внутри семьи, а также между семьей и обществом, зафиксированные в частушках.

Теоретическая база и методологические основы исследования.

Основополагающей теоретической базой диссертационного исследования послужили теория институционального кризиса семьи, представленная в трудах отечественных и зарубежных социологов А.И Антонова, В.Н. Архангельского, В.А. Борисова, В.М. Медкова, А.Б. Синельникова, П. Сорокина, Ф. Ле-Пле, К. Циммермана и др., а также труды классиков философской, филологической, исторической и социологической науки (Т. Гоббса, И. Канта, Г. Спенсера, А. Бергсона, З. Фрейда, Л.В. Луначарского, В.Я. Проппа и др.) и исследования современных отечественных и зарубежных социологов, филологов, философов, фольклористов, этнографов (А.С. Ахиезера, В.И. Жельвиса, Л.В. Касарева, А.В. Дмитриева, В.Т. Лисовского, М.В. Вдовиной, А.Н. Мартыновой, А.В. Кулагиной, А.Ю. Плуцер-Сарно, А.Л. Топоркова, Б.А. Успенского, А. Дандеса и др.).

Методологическую основу диссертации составляют общесоциологические принципы научного исследования; в работе используется комплексный подход, применяются методы системного, междисциплинарного, сравнительно-исторического, структурно-функционального, институционального подходов.

Научная новизна диссертационной работы состоит в выборе специфического объекта для социологического анализа, а именно малой формы народного творчества – частушки. В диссертации подтверждена способность частушки как продукта массовой народной культуры с достаточной степенью надежности отражать действительность, давать дополнительную информацию не только о фамилистических ценностях, но и о той части общественного мнения, которая выражает подлинное отношение масс к социальным изменениям.

Новизна настоящей работы заключается в комплексном применении различных методов исследования (количественного, качественного, сравнительно-исторического) для изучения обыденных (фольклорных) интерпретаций семейных норм и ценностей прошлого и настоящего.

В диссертационном исследовании обосновано применение междисциплинарного подхода и используются отдельные достижения филологии, истории и психологии для социолого-фамилистического анализа частушек.

Выявлены на основе анализа фольклорного материала основные тенденции изменения норм и ценностей брачно-семейных отношений в России на протяжении более чем столетия (конец XIX - начало XXI века).

Проанализированы характер и степень влияния социально-экономических и политических процессов на брачно-семейное поведение в России конца XIX – начала XXI века.

Научная новизна исследования также состоит в оригинальном приложении теории кризиса семьи к анализу представленных в фольклоре взглядов на семью, брак, семейные отношения и роли.

Положения, выносимые на защиту:

  • социологическое исследование произведений фольклора, особенно малых форм народного творчества (частушка, анекдот, пословица) позволяют выявить их тесную связь с исторической эпохой, оперативность реагирования на злобу дня, а также возможность использования в качестве не зависящего от исследователя источника информации, менее всего подверженного влиянию официальных взглядов и норм;

  • частотный анализ текстов частушек как тезауруса социокультурных норм и санкций позволяет определить (благодаря публичности их исполнения) наиболее конфликтные зоны семейных взаимоотношений и показать кризисный характер изменений брачно-семейных ролей;

  • социологический анализ частушек показывает, что в первой трети XX в. в массовом сознании приоритет частной сферы жизни по отношению к внесемейным сферам начинает ослабевать, такие блага, как семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость, доминирование авторитета родителей, постепенно становятся менее устойчивыми, начинают формироваться иные ценности - индивидуализм, независимость, личные достижения;

  • изучение тематики частушек позволяет сделать вывод, что во второй половине XX в. в России активно продолжается процесс ослабления значимости брачно-семейных отношений: потребность в семье и браке снижается, брак перестает быть пожизненным и легитимным, происходит полное отмирание многодетности как социально значимого феномена; на фоне сохраняющихся отголосков старых, отмирающих социокультурных норм, идет формирование новых норм малодетного образа жизни;

  • исследование частушек демонстрирует, что в конце XX столетия в обществе внесемейные ценности приобретают доминирующую роль, семья перестает эффективно выполнять свои функции по рождению и воспитанию детей; разводы, неполные семьи и матери одиночки становятся обыденной моделью поведения; не возникает новых социальных норм и стимулов к вступлению в брак, к его укреплению, к обзаведению несколькими детьми, система семьецентризма уступает место системе эгоцентризма.

Научно-практическая значимость диссертации. В научный оборот вводится новый источник информации и доказывается возможность использования любого фольклорного жанра в качестве материала для социологического анализа.

В практическом плане материалы диссертационного исследования могут применяться при чтении курсов по социальной психологии, социологии семьи, социологическим методам исследования, а также могут служить основой для дальнейших научных разработок.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены на заседании кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, отражены в публикациях автора (общий объем 3,75 п.л.), докладывались на II Всероссийском социологическом конгрессе (2003), на Ломоносовских чтениях в МГУ в 2003 и 2004 гг., «Сорокинских чтениях» (2004), обсуждались на круглом столе «Семейные роли и ориентации в контексте демографического кризиса» (МГУ, 2008). В 2005 г. в серии «Классический университетский учебник» вышло второе издание учебника «Социология семьи» под редакцией профессора А.И. Антонова, автором одного из параграфов данной книги является диссертант (Глава 14. Особенности качественного исследования, §2 Практикум качественного исследования). По материалам диссертационного исследования прочитан спецсеминар «Фамилистический анализ массового сознания». Диссертант - Лауреат III Всероссийского конкурса работ студентов, аспирантов и молодых ученых по социологии «Кареев 2006».

Структура диссертационной работы Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дается общая характеристика диссертационного исследования, обосновывается его актуальность, анализируется степень разработанности темы, выделяются объект и предмет исследования, определяются цель и задачи работы, раскрывается теоретико-методологическая и практическая значимость, излагается научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретико-методологические основы фамилистического анализа массового сознания» посвящена определению понятия «частушка», объяснению причин выбора данного источника информации для социологического анализа трансформации института семьи в России, разъяснению методологических аспектов фамилистического анализа фольклора, в частности частушек.

В первом параграфе «Специфика частушки как народного жанра в социологическом исследовании семьи» дается подробное описание преимуществ использования фольклора, как источника получения информации в социологическом исследовании. Характеризуются этапы исторического развития частушки как жанра, приводятся существующие в науке взгляды на происхождение любовной припевки.

Народная культура или фольклор – «совокупность различных видов и форм художественного массового словесного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа»32. Как часть культуры фольклор весьма точно отражает действительность, в том числе и потому, что мало зависит от идеологии, от официальных взглядов и норм, «это своеобразный накопитель народной мудрости, кристаллизующийся в течение столетий и отражающий различные аспекты обыденной жизни многих поколений»33.

Выделяя особенности частушек как источника получения информации о социальных явлениях, исследователи отмечают, что наиболее ценными качествами данного жанра являются: лаконичность, актуальность, относительная независимость от влияния официальной идеологии, широкий спектр рассматриваемых проблем, простота и понятность изложения материала, критика несовершенств и отклонений от норм, проницательность, быстрота реагирования на изменение отношений между людьми, связь с исторической эпохой, сатира и юмор.

В науке существуют две противоположные точки зрения на происхождение частушки34. Одни исследователи считают ее вполне традиционным жанром, бытовавшим издавна и прошедшим долгий исторический путь развития, другие придерживаются версии, что частушка – новый жанр фольклора возникший сравнительно недавно, во второй половине XIX века.

Из общего количества проанализированных нами частушек (27016) 71,9% относятся к семейной проблематике и только 28,1% касаются всех остальных тем вместе взятых. Таким образом, семейная тематика является наиболее социально значимой для массового сознания и сохраняет на протяжении всего периода существования этого жанра ценное качество - непредвзятое отношение к оценке действительности. Семья в частушке выступает и как социальный институт и как малая группа. Частушка отражает основные и важные сферы жизни человека и общества, описывает ход семейного цикла во всех его проявлениях, фиксирует нормы и правила совместного проживания, обличает и высмеивает их нарушения. Семейная тематика частушек чрезвычайно разнообразна: освещены практически все вопросы отношения полов и семейные процессы, начиная от периода формирования семьи через внутрисемейные взаимодействия к распаду семьи и отношениям между бывшими супругами.

Необходимо учитывать, что специфика жанра требует от частушки обострения проблемы, изображения конфликта ценностей в юмористической форме, зачастую преувеличивающей отклонения и пороки. Однако, большой массив материала позволяет определить не только само нарушение нормы, но зоны или сферы этих нарушений. Важным свойством частушки является её стремление рассматривать жизненные и семейные процессы изнутри, «с изнанки».

Используя фольклор как материал для изучения характера и особенностей развития семьи в России нельзя оставить без внимания произведения народной культуры эротического характера и инвективного содержания, т.к. «русский фольклор…невозможно представить без пласта текстов эротического и обсценного (непристойного) содержания»35. Специалисты выделяют следующие функции употребления мата в речи: повышение эмоциональности речи; снятие психологического напряжения; оскорбление адресата речи; демонстрация агрессии; демонстрация раскованности, независимости говорящего; демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов и отсутствия страха; демонстрация принадлежности говорящего к своим и др. Все эти функции, так или иначе, выполняются «первоисточником народной души»36 - частушкой.

В нашем исследовании анализу были подвергнуты частушки, досоветского, советского (революции, 1920-х гг., 1930-х гг., Великой Отечественной войны, 1950-60-х гг. и 1970-80-х гг.) и постсоветского периодов. Такая периодизация частушек даёт возможность проследить динамику процессов в семье, определить их зависимость от конкретной социально-экономической ситуации и от правового регулирования семейных отношений на каждом из указанных этапов.

Во втором параграфе «Особенности социологического анализа частушки» – раскрыты особенности социологического анализа массового народного творчества в рамках фамилистического подхода. Характерной чертой такого анализа является изучение «приоритета ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями»37 или ослабление его. В рамках -социологического исследования фольклор – это важный и иногда единственный источник информации, в т.ч. и потому, что из-за удаленности событий во времени, неприменимы другие методы (опрос, анкетирование). В связи с этим контент-анализ позволяет выявить характерные оценки тех или иных явлений семейной жизни, сгруппировать их по категориям и на этой основе определить значимость отдельных этапов семейного цикла. Данный метод дает возможность нащупать то, «что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении…осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни» к тому же «в большинстве случаев метод контент-анализа используется в компаративных, т.е. историко-сравнительных целях. Он силен, когда раскрывает не одномоментные срезы, а динамику изменений»38. Социологический анализ частушек позволяет проследить качество осуществления семьей своих специфических функций (репродуктивной, экзистенциальной, социализационной) и особенно неспецифических (накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, забота о здоровье и благополучии членов семьи).

Анализ семейных отношений, представленных в частушках, позволяет учесть их юмористический характер и продемонстрировать отношение граждан к мерам семейной политики властей и к проблемам семьи. Юмористическая форма частушек, благодаря публичности исполнения, обнаруживает несуразность несоответствия между декларируемыми социокультурными нормами и реализацией их в повседневной жизни. Диссонанс истинных народных представлений о жизни и насаждаемых норм-идеалов в тоталитарных системах проявляется в смеховой культуре, выступающей альтернативой, противовесом официальной культуре. Массовое устное народное творчество в период социалистического строительства выражало истинное отношение народа к социальному строю и уродливым формам повседневной жизни простых советских семей. В качестве примера можно привести частушки, критикующие падение нравов колхозной администрации, где председатели транжирят колхозные деньги на любовниц, в то время как «ударники ходят без порток» их «дети пухнут с голоду» и едят «суп из крапивы», и где самым эффективным способом «выбиться в люди» и прокормить себя является связь с парторгом. Сами же партийные начальники, произнося с трибун множество красивых и громких слов, пропагандируя семью и семейный образ жизни, на деле изменяют женам и приписывают, «пишут трудодни» любовницам, посылают их делегатками на съезды.

При использовании частушек как материала для исследования сочетание количественного и качественного анализа углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить то, что ускользает при традиционном анализе, но что имеет важный социальный смысл. При этом за единицу анализа, имея ввиду лаконичность текста, целесообразно принять частушку как таковую. В большинстве случаев она же будет выступать как единица счета, однако в некоторых частушках можно выделить две и более темы – тогда каждая из тем становится единицей счета.

Социологический анализ в рамках фамилистического подхода позволяет составить социальный портрет семьи, описать основные характеристики семьи (структурно-функциональные, ролевые, эволюционные), выявить нормы семейной жизни и наиболее распространённые отклонения от них, а также определить систему ключевых семейных ценностей в их динамике на различных исторических этапах в зависимости от социально-экономических условий и семейно-демографической политики государства.
  1   2   3

Похожие:

Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора iconКалендарно-тематическое планирование по интегрированному курсу «История России. XX начало XXI века» и«Новейшая история XX начало XXI века». (68 часов) Учитель : Терентьева Галина Аркадьевна Класс
«История России. XX начало XXI века» и «Новейшая история XX начало XXI века». (68 часов)
Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора iconКонкурс мультимедийных уроков
Умк: Н. В. Загладин «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века». М.: Русское слово, 2008
Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора iconК. А. Соловьев C;lb a2obke >@8A0 8 ;510 во властных отношениях древней Руси XI нача­ла XII века
От Северной войны до войн Рос­сии против Наполеона. (II); Первая половина XIX века. (От войн России против Наполеона до Парижского...
Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора iconФормирование системы правового регулирования брачно-семейных отношений в дагестане в XIX веке
Охватывает время с момента распада СССР (1991 г.) и по настоящее время, когда вопросы взаимодействия и сосуществования европейской...
Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора iconБ. И. Колоницкий идентификации российской интеллигенции и интеллигентофобия (конец XIX начало XX века)
Идентификации российской интеллигенции и интеллигентофобия (конец XIX — начало XX века)
Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. Истории Нового времени XIX – начало XX века, Истории России. XIX века,...
Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора iconЖелезнодорожное строительство на Дальнем Востоке в конце XIX начале XX века
Охватывают конец XIX – начало XX в. (1916 г.). Именно тогда завершался процесс строительства Транссиба на Востоке России. С постройкой...
Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора iconПланирование и методические рекомендации к учебнику а. А. Левандовского, > Ю. А. Щетинова «история россии. XX начало XXI века»
Тематическое планирование курса «История России. XX — начало XXI века» к учебнику А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова
Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора iconИстория и традиции фирмы фаберже в камнерезном искусстве россии (конец XIX начало XXI вв.)
Защита состоится: «25» мая 2012 года в 16. 30 часов на заседании диссертационного совета д 602. 004. 02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница