«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов»




Скачать 180.44 Kb.
Название«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов»
Дата01.09.2012
Размер180.44 Kb.
ТипНаучно-образовательный материал


Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Всероссийский заочный финансово-экономический институт»


н4.5.1.5.3 Научно-образовательный материал


«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов»


Состав научно-образовательного коллектива:


Скворцова Е.М., доцент кафедры истории, экономики, политики и культуры, к.и.н.


Москва – 2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящем научно-образовательном материале представлена авторская хронологическо-тематическая подборка тестовых заданий на нахождение причинно-следственных связей исторических событий для проведения педагогами мониторинга знаний и умений учащихся в рамках углубленного изучения предмета «История России». Охватываются следующие исторические периоды: 1900-1940, 1941-1945, 1945-1991.

Мониторинг знаний учащихся предусматривает развитие у школьников автоматизированного навыка работы с заданиями на понимание исторической обусловленности. Задания на анализ причинно-следственных связей ставят перед учащимися задачу обучения навыку четкого и быстрого разграничения двух рядов понятий:

  1. причина, предпосылка, обстоятельство, условие, повод, стремление;

  2. итог, результат, значение, следствие, влияние.

В результате обучения должна быть усвоена разница парных понятий: причина-следствие, условие-право, влияние-результат, стремление-решение и т.д. Учащиеся овладевают алгоритмом противопоставления парных характеристик, которые в традиционном сознании нередко подменяют одна другую.

Подавляющее большинство тестов этого вида строятся по четкой схеме «причина-результат».


Знание и понимание исторической обусловленности 1900-1940


1. В результате проведения денежной реформы С. Ю. Витте (1897)

1) основой денежной системы стал золотой рубль

2) основой денежной системы стал серебряный рубль

3) из обращения были изъяты бумажные деньги

4) было восстановлено обращение бумажных денег


2. Что из названного относится к последствиям установления совет­ской власти в 1917 году?

1) начало Гражданской войны

2) усиление позиций союзников в войне против Германии

3) укрепление денежной системы

4) восстановление разрушенного войной хозяйства


3. Что из названного относилось к последствиям мятежа ле­вых эсеров в июле 1918 году?

1) срыв мирных переговоров с Германией в Брест-Литовске

2) изгнание представителей этой партии из всех совет­ских органов

3) свертывание новой экономической политики

4) принятие ВЦИКом Декрета о роспуске Учредительного собрания


4. Одной из причин разрыва блока большевиков с левыми эсерами и выхода эсеров из советского правительства летом 1918 года было стремление эсеров

1) отмежеваться от политики большевиков в деревне и от Брестского мира

2) сформировать однородное эсеровское правительство

3) ввести в правительство представителей партии каде­тов 4) передать часть полномочий из Центра местным властям


5. Что из перечисленного ниже относится к причинам ост­рого кризиса 1920 — начала 1921 года?

1) недовольство крестьян введением продналога

2) наступление А. И. Деникина на Москву

3) проведение денежной реформы

4) негативные последствия продразверстки


6. Одной из причин установления дипломатических отноше­ний стран Запада с Советской Россией в середине 1920-х гг. являлось

1) стремление завоевать советский рынок

2) стремление прекратить деятельность Коминтерна

3) требование русской эмиграции снять блокаду Советской России

4) стремление вернуть долги царского правительства


7. Что из названного послужило причиной массовых вы­ступлений верующих против действий Советской власти в 1922 году?

1) издание Декрета об отделении церкви от государства

2) упразднение патриаршества правительственным дек­ретом

3) принятие Декрета о конфискации церковных ценностей

4) расстрел царской семьи


8. Отметьте причину создания Союза Советских Социалистических Республик.

1) экономическая взаимозависимость республик друг от друга

2) необходимость установления религиозного союза

3) стремление усилить политику русификации на националь­ных окраинах бывшей Российской империи

4) усиление политической зависимости республик от РСФСР


9. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость

1) преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран Европы и Северной Америки

2) восстановить довоенный уровень промышленного про­изводства

3) провести обобществление крестьянских хозяйств

4) ограничить приток иностранного капитала


10. Что из названного относилось к последствиям индустриализации в 1930-е гг.?

1) ликвидация безработицы

2) рост производства товаров широкого потребления

3) полная механизация сельского хозяйства

4) автоматизация производства


11. Одна из причин массового голода на Украине и на Кубани в 1932-1933 годах, унесшего жизни нескольких миллионов человек, — это

1) массовые диверсии кулаков, приведшие к резким поте­рям урожая зерна

2) отсутствие техники в колхозах

3) масштабное изъятие хлеба у колхозов

4) медленные темпы коллективизации


12. Осуществление политики коллективизации привело к

1) созданию крупной кооперативной собственности в де­ревне

2) прекращению» продажи зерна за границу по низким ценам

3) переходу на денежную оплату труда колхозников

4) передаче МТС бесплатно колхозам


13. К последствиям национальной политики СССР в 1930-е гг. относится

1) расширение политической самостоятельности союзных республик

2) расширение экономической независимости республик

3) укрепление унитарного характера государства

4) запрет на русификацию культуры в национальных ре­гионах


14. Какое из названных событий послужило одним из офи­циальных обоснований волны массовых репрессий в се­редине 1930-х гг.?

1) убийство СМ. Кирова

2) Кронштадтский мятеж

3) покушение на В.И. Ленина

4) крестьянское восстание под руководством А.С. Антонова


15. Культ личности Сталина в 1930-е гг. привел к

1) обеспечению безопасности границ государства

2) массовому возвращению эмигрантов в СССР

3) уничтожению многих гражданских свобод населения

4) повышению сплоченности всех слоев общества


16. В связи с угрозой войны с Германией советским правитель­ством в конце 1930-х — начале 1940-х гг. было предпринято

1) расторжение торгового договора с Германией

2) строительство новых заводов в западных районах

3) приведение приграничных военных округов в полную боевую готовность

4) создание новых образцов военной техники


17. Что из названного являлось причиной внутрипартийной борьбы в 20-е гг. XX века?

1) идейные расхождения среди лидеров партии по вопросу о путях строительства социализма в СССР

2) увеличение количества противников построения социализма среди высшего руководства

3) стремление ряда руководителей создать правительственную коалицию из нескольких социалистических партий

4) разногласия среди руководителей по вопросу о необходимо­сти подготовки мировой революции


18. Что из названного явилось причиной индустриализации в СССР?

1) техническое отставание страны

2) недовольство крестьян политикой «военного коммунизма»

3) успехи нэпа

4) успешно проведенная коллективизация


19. Что из перечисленного является итогом революции 1905 г.?

1) ликвидация помещичьего землевладения

2) появление многопартийности

3) принятие закона о создании полковых комитетов солдатских депутатов в армии

4) созыв Учредительного собрания


20. Что из названного является последствием политических репрессий в СССР?

1) построение социализма в СССР

2) укрепление международного авторитета СССР

3) снижение боеспособности Красной Армии

4) увеличение количества «врагов народа»


21. Что из названного относится к последствиям победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе?

1) утверждение внутрипартийной демократии

2) критика со стороны руководства ленинского наследия

3) раскол партии на большевиков и меньшевиков

4) установление в партии и стране культа личности


22. Что из названного является одной из причин перехода к нэпу?

1) социально-экономический кризис, нараставший в стране

2) успехи политики «военного коммунизма»

3) необходимость перехода к следующему этапу построения со­циализма

4) необходимость экономического объединения союзных рес­публик


23. Что из названного является одной из причин заключения пакта Мо-лотова — Риббентропа в 1939 году?

1) стремление СССР создать систему коллективной безопасно­сти в Европе

2) необходимость пресечь агрессию Германии в Европе

3) желание обезопасить страну от вторжения немецко-фашистских войск на ближайшее время

4) стремление СССР укрепить свой авторитет на международ­ной арене


24. Отметьте причину Февральской революции 1917 года

1) нарастание напряженности между сословиями

2) нарастание конфронтации между армией и правительством

3) активная деятельность партии большевиков

4) усиление противоречий между крестьянами и помещиками из-за земли


25. Укажите одну из причин поражения «белых» в Гражданской войне

1) слабое финансовое обеспечение войск

2) низкий профессиональный уровень солдат и офицеров

3) требование восстановить «единую и неделимую» территорию Российской империи

4) политика «военного коммунизма»


Знание и понимание исторической обусловленности 1941-1945


26. Последствием Московской битвы было то, что

1) был открыт Второй фронт в Европе

2) был сорван немецкий план «молниеносной войны»

3) произошел коренной перелом в войне

4) Германия начала терять своих союзников в войне


27. Издание И. Сталиным приказа № 227 «Ни шагу назад!» от 28 июля 1942 года было вызвано угрозой

1) захвата немцами Крыма

2) нового прорыва немцев под Москвой

3) выхода немцев к Уралу с юга

4) выхода немецких армий к Волге


28. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг. был достигнут в результате разгрома фа­шистских войск

1) под Сталинградом и на Курской дуге

2) под Москвой

3) в Восточной Пруссии

4) на Висле и Одере

29. Одной из причин срыва плана немецкого наступления под Курском был(о)

1) упреждающий удар советской артиллерии

2) вступление в бой сибирских резервных дивизий

3) окружение в «котел» основной массы немецких войск на Курской дуге

4) удар партизанских соединений в тыл немцев


30. К причинам, обусловившим быструю перестройку совет­ской экономики на военный лад в 1941-1942 гг., отно­сится

1) использование труда немецких и других военнопленных

2) разрешение частной собственности в деревне

3) помощь союзников армейскими подразделениями

4) плановый характер управления хозяйством


31. В результате капитуляции Японии в сентябре 1945 года СССР получил

1) остров Хоккайдо

2) Алеутские острова

3) Южный Сахалин и Курильские острова

4) остров Кюсю


Знание и понимание исторической обусловленности 1945-1991


32. Что было одной из причин перехода СССР и стран Запада от союз­нических отношений к «холодной войне»?

1) отказ СССР от сокращения армии после окончания Второй мировой войны

2) расхождение интересов бывших союзников в борьбе за уси­ление влияния в мире

3) создание Организации Варшавского договора

4) начало Корейской войны


33. Что из названного было одним из последствий победы СССР в Великой Отечественной войне и во Второй миро­вой войне?

1) создание советских военных баз в Средиземном море

2) присоединение к СССР части территории Турции

3) вхождение СССР в число ведущих стран мира

4) укрепление партнёрских связей СССР со странами За­пада


34. Что было одним из внешнеполитических результатов ра­зоблачения в СССР культа личности Сталина?

1) укрепление «социалистического лагеря»

2) ухудшение отношений СССР с Китаем

3) вступление некоторых восточноевропейских стран в НАТО

4) разрыв отношений между СССР и Югославией


35. Что из названного стало результатом социальной политики Н.С. Хрущева?

1) массовое бегство крестьян из деревни в город

2) увеличение поставок зерновых за границу

3) увеличение объемов жилищного строительства

4) введение платы за школьное образование


36. Что было одной из причин ограничения критики культа личности Сталина в период оттепели?

1) обострение социальной напряженности в обществе в середине 1950-х гг.

2) опасения партаппарата, что преобразования в общест­ве будут угрожать его власти

3) массовые выступления заключенных ГУЛАГа

4) недовольство всего общества разоблачением культа личности Сталина


37. Что было одной из причин неудачи экономической ре­формы второй половины 1960-х гг.?

1) отказ от государственного планирования экономиче­ского развития

2) сопротивление партийно-государственной бюрократии

3) децентрализация управления экономикой

4) попытки изменить основы советской экономической системы


38. Что из названного относится к итогам проведения полити­ки разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?

1) принятие Организацией Объединенных Наций резолю­ции об уничтожении ракетно-ядерного оружия

2) прекращение вооруженных конфликтов в мире

3) установление сотрудничества блоков ОВД и НАТО

4) принятие Заключительного акта Совещания по без­опасности и сотрудничеству в Европе


39. Что было одним из последствий подписания СССР За­ключительного акта Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе в 1975 г.?

1) улучшение климата международных отношений

2) соблюдение прав человека в СССР

3) оказание СССР помощи Северной Корее в борьбе с аме­риканской агрессией

4) принятие «доктрины Брежнева»


40. Что было одной из причин перехода руководства СССР в середине 1980-х гг. к политике перестройки?

1) массовые митинги и демонстрации населения страны с требованиями перемен

2) требования международных банков о выплате совет­ским государством внешних долгов

3) усиление кризисных явлений во многих сферах жизни общества

4) резкое обострение международной обстановки


41. Что из названного относилось к причинам массового за­бастовочного движения в СССР в конце 1980-х гг.?

1) принятие закона о государственном предприятии

2) проведение радикальных экономических реформ

3) тяжелые условия и низкая оплата труда

4) невозможность открыто изложить свои требования в печати


42. Последствием Второй мировой войны было

1) заключение советско-американского договора о взаимо­помощи

2) расширение политического и военного влияния СССР

3) укрепление связей СССР с союзниками по антигитле­ровской коалиции

4) образование Лиги Наций


43. К причинам кризисных явлений в экономике СССР в 1970-е — первой половине 1980-х гг. относилось

1) господство командно-административной системы

2) материальное стимулирование труда

3) введение частной собственности

4) проведение экономических реформ середины 1960-х гг.


44. Причиной перехода СССР и США на рубеже 1960-1970-х гг. к политике разрядки был(о)

1) отказ СССР от влияния на страны Восточной Европы

2) достижение военно-стратегического паритета СССР и США

3) выдвижение в СССР концепции мирного сосущество­вания 4) установление отношений дружбы и партнерства между СССР и США


45. Что послужило причиной отказа СССР от принятия «пла­на Маршалла» после окончания Второй мировой войны?

1) надежда на помощь стран Восточной Европы

2) ожидание помощи от стран «третьего мира»

3) нежелание оказаться в экономической и политической зависимости от США

4) расчет на восстановление экономики с помощью Анг­лии и Франции


46. Что было одной из причин ухудшения положения в сель­ском хозяйстве СССР к началу 1960-х гг.?

1) введение рыночных отношений

2) принудительная скупка скота у колхозников

3) развитие фермерских хозяйств

4) сокращение посевных площадей


47. Что было причиной возникновения забастовочного движения СССР в конце 1980-х годов?

1) переход к радикальной экономической реформе

2) введение уголовного наказания за опоздания на работу

3) тяжелые условия жизни и труда рабочих в период пере­стройки 4) создание системы территориальных совнархозов


48. Укажите причину перехода в СССР в середине 1980-х гг. к политике перестройки

1) распад социалистической системы

2) необходимость освоения территорий Сибири и Дальне­го Востока

3) затяжной экономический и политический кризис в стране

4) массовые демонстрации населения


49. К последствиям политики перестройки в СССР относится

1) обострение межнациональных отношений

2) укрепление отношений центральной и республикан­ских властей

3) милитаризация страны

4) подъем промышленного производства


50. Одной из причин возникшего в СССР в конце 1980-х гг. массового забастовочного движения было

1) принятие закона о государственном предприятии

2) резкое ухудшение условий труда и его оплаты

3) поспешное проведение экономических реформ

4) отсутствие возможности выразить претензии в печати


51. Одной из причин неудачи реформ А.Н. Косыгина было

1)возвращение к территориальному принципу управле­ния промышленностью

2) недостаточное снабжение предприятий сырьем

3) отсутствие поддержки реформ высшим партийным руководством

4) прекращение государственного планирования разви­тия экономики


52. Что было одним из результатов проведения экономиче­ской реформы в СССР во второй половине 1960-х гг.?

1) падение национального дохода

2) временное увеличение валового общественного продукта

3) ликвидация ряда промышленных министерств

4) понижение производительности труда на предпри­ятиях


53. Что из названного было одной из причин проведения в СССР с середины 1980-х гг. политики перестройки?

1) усиление угрозы национальной безопасности страны со стороны НАТО

2) необходимость укрепления содружества социалисти­ческих стран

3) нарастание кризисных явлений во многих сферах общественной жизни

4) необходимость укрепления национальных отношений в стране


54. Что было одним из последствий реформы политической системы СССР в период перестройки?

1) учреждение нового органа власти — Государственного совета

2) обострение проблем межнациональных отношений

3) укрепление КПСС

4) принятие новой Конституции


55. Результатом принятия административных мер по подъе­му производства в СССР в первые годы перестройки было

1) повышение в экспорте доли продукций машинострое­ния

2) увеличение потерь от брака на производстве,

3) повышение производительности труда

4) повышение качества продукции


56. Что из названного было одной из причин усиления сепа­ратистских тенденций в национальных регионах СССР в конце 1980-х — начале 1990-х гг.?

1) неэффективность реформ, проводимых в период пере­стройки

2) нарастающее усиление центральной власти

3) стремление руководства национальных регионов изме­нить Конституцию СССР

4) отсутствие экономической поддержки Россией союз­ных республик


57. Укажите причину создания «коллективного руководства» в 1953 г.

1) стремление не допустить возвышение одного государственно­го деятеля

2) стремление демократизировать государственный аппарат

3) желание реализовать принцип разделения властей

4) необходимость усилить контроль общества за властью


58. Укажите результат денежной реформы 1947 г. в СССР

1) увеличение заработной платы рабочим в промышленности

2) снижение уровня жизни основной части населения

3) снижение объемов внешней торговли

4) увеличение ассигнований в сельское хозяйство


59. Что из названного стало результатом реформы 1965 г.?

1) демонстрация эффективности материальных стимулов к труду

2) создание эффективного механизма саморазвития советской экономики

3) увеличение темпов роста заработной платы в сельском хо­зяйстве

4) увеличение поставок промышленной продукции за границу


60. Что из названного стало следствием «холодной войны»?

1) расширение НАТО на восток

2) увеличение производительности труда в СССР

3) усиление идеологического противостояния между капитали­стическими и социалистическими государствами

4) введение моратория на испытания ядерного оружия


61. Укажите результат внешнеполитического курса Л.И. Брежнева

1) ухудшение отношений с Югославией

2) роспуск Совета экономической взаимопомощи

3) подписание партнерской программы с НАТО

4) подписание Хельсинкских соглашений по безопасности в Ев­ропе


62. Укажите позитивный результат развития сельского хозяйства в пе­риод пребывания у власти Н.С. Хрущева.

1) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную про­дукцию

2) насаждение кукурузы

3) увеличение капиталовложений в Нечерноземье

4) ликвидация МТС и передача машин колхозам


63. Укажите одну из причин неудач экономической политики во второй половине 1980-х гг.

1) приоритетное развитие легкой промышленности в ущерб тяжелой

2) увеличение зависимости от иностранных инвестиций

3) сохранение командно-административных основ социалисти­ческой экономики

4) антиалкогольная кампания


64. Одной из целей участников ГКЧП было

1) укрепление суверенитета РСФСР

2) укрепление положения КПСС в государстве и обществе

3) введение принципа разделения властей в государственное устройство СССР

4) ускорение развития рыночных отношений в СССР


65. Что было одной из причин разработки программы «500 дней»?

1) необходимость ликвидировать диспропорций в экономике

2) стремление сохранить плановую систему хозяйствования

3) желание привлечь иностранные инвестиции

4) необходимость ликвидации последствий дефолта


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2009. История. Сборник заданий / Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, Л.И.Ларина. – М.: Эксмо, 2009.

  2. Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2010. Типовые тестовые задания / Е.А.Гевуркова, Я.В.Соловьев. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – (Серия «ЕГЭ 2010. Типовые тестовые задания).

  3. ЕГЭ 2008. История России. Методические материалы / Авт.-сост. Я.В.Соловьев. – М.: Эксмо, 2008.

  4. Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени. Учебное пособие. – М., 2007.

  5. Жукова Л.В. История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Изд-во «Экзамен», 2008.

  6. История России, 1945-2008 гг. 11 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений: с вкладышем / (А.И.Уткин, А.В.Филиппов, С.В.Алексеев и др.); под ред. А.А.Данилова (и др.) – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2008.

  7. История России XX – начала XXI века / А.С.Барсенков, А.И.Вдовин, С.В.Воронкова; под ред. Л.В.Милова. – М.: Эксмо, 2007.

  8. История России: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп./А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2010.

  9. История Отечества: Учебник для вузов./Под. ред. Акад. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. – М., 2010.

  10. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2010.

  11. Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

  12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: История / авт.-сост. Я.В. Соловьев, Е.А.Гевуркова, Л.И.Ларина, В.И.Егорова – М.: АСТ: Астрель, 2009. – (Федеральный институт педагогических измерений).

  13. Саяпин В.В. История России. Тематические тесты. ЕГЭ-2009. Базовый уровень. А1-А29: учебно-методическое пособие / В.В.Саяпин. – Ростов н/Д: Легион, 2008. – (Готовимся к ЕГЭ).

  14. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. – М., 2010.

  15. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: Учебник для вузов. – М., 2008.

  16. Стрелова О.Ю. История. Выполнение заданий части 3 (С): учебно-методическое пособие / О.Ю.Стрелова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – (Серия «ЕГЭ, 100 баллов»).

  17. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С) / Э.В.Уткина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – (Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ).

  18. Официальный сайт ФИПИ.


Похожие:

«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов» iconVii освітні програми удк: 616. 89+616-056. 7-008. 9 Психиатрические нарушения и наследственные метаболические болезни причинно-следственные связи (Лекция)
Психиатрические нарушения и наследственные метаболические болезни – причинно-следственные связи
«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов» icon«Движение воды в океане. Волны»
...
«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов» iconЗадачах, обнаруживать причинно-следственные связи. Занятие по теме «Аномалия и норма»

«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов» iconИстория кубани (17 часов)
Устанавливать причинно-следственные связи, классифицирвать и систематизировать информацию
«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов» iconУрока: Образовательные
Развивающие: развивать географическое мышление, развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов» iconСовременный урок географии
Продолжить развитие умений работать с картографическим материалом, сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи,...
«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов» iconМетодика развития деятельностной компоненты медиакомпетентности учащихся старших классов средствами информационных технологий
Одним из важнейших факторов, способствующих успешной социализации выпускника средней школы в новом информационном обществе, мы рассматриваем...
«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов» iconСборник программ элективных курсов для профильного обучения биологии и химии учащихся старших классов
Использование элективных курсов как новое направление естественнонаучной подготовки учащихся старших классов
«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов» iconМетодические рекомендации для самостоятельной и аудиторной работы учащихся старших классов моу «Лицей №21»
Ными на формирование и совершенствование соответствующих навыков, и развитие речевых умений. Фонетические упражнения позволяют развить...
«Причинно-следственные связи исторических событий. Мониторинг знаний учащихся старших классов» iconПлан работы на март 2012 года №
Цель: формирование дружеских предложений и привязанностей, воспитание уважения к интересам и чувствам друзей, формирование представлений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница