Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика»




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика»
страница1/3
Дата09.10.2012
Размер312 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3



Авторы-составители:


Капранов Игорь Вячеславович, к. т. н., профессор

Шумейко Галина Семеновна, к. т. н., доцент


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Теоретическая механика»_________________


составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности/направлению

____190701.65 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном транспорте)


Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Рабочая программа ………………………………………………..4

2. Методические указания для студентов………………………….10

3. Методические рекомендации (материалы) преподавателей…...15

4.Материалы текущего и промежуточного контроля

знаний студентов…………………………………………………….19





1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Теоретическая механика занимает особое место среди фундаментальных наук. Эта общенаучная дисциплина наряду с физикой и математикой составляет основу физико-математического образования. Она играет роль связующего звена между физикой, математикой и общеинженерными дисциплинами, к которым относятся сопротивление материалов, строительная механика, теория механизмов и машин, детали машин, гидравлика и др.

Теоретическая механика является первым потребителем физических законов и математических алгоритмов, и в тоже время одной из первых дисциплин, в которой студенты встречаются с объектами реального мира.

Целью данной дисциплины является изучение общих законов движения и равновесия материальных тел, отражающих взаимодействие между этими телами.

Теоретическая механика наряду с математикой имеет огромное общеобразовательное значение. Изучение этой дисциплины развивает логическое и техническое мышление, вводит в понимание широкого круга явлений, относящихся к механическому движению.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Изучив дисциплину, студент должен:

2.1. Иметь представление об основных понятиях, определениях, законах и принципах механики.

2.2. Знать и уметь составлять и использовать расчетные схемы (модули) механизмов и машин, элементов конструкций подвижного состава железных дорог и строительного железнодорожного транспорта.

2.3. Иметь опыт применения уравнений, законов и принципов механики для анализа механических процессов взаимодействия и движения указанных выше материальных систем.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.


Вид учебной работы

Всего часов

2 курс заочной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплин

72

72

Аудиторные занятия

12

12

Лекции

4

4

Практические занятия

8

8

Самостоятельная работа

60

60

Контрольная работа




1

Вид итогового контроля

Зачет*

Зачет* – 1



4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ.





п/п

Раздел дисциплин

Лекции, час

Практич. занятия, час

1

Раздел 1. Статика

1

2

2

Раздел 2. Кинематика

1

2

3

Раздел 3. Динамика

2

4



4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


4.2.1. РАЗДЕЛ 1. СТАТИКА

Предмет статики. Скалярные и векторные величины в теоретической механике. Типы векторов. Связи и реакции связей. Принцип освобождаемости от связей. Простейшие типы связей и их реакции. Проекция силы на ось и на плоскость. Векторный момент силы относительно точки. Алгебраический момент силы относительно точки и оси. Главный вектор и главный момент произвольной системы сил. Условия равновесия произвольной пространственной и плоской систем сил. Уравнения равновесия произвольной плоской системы сил в аналитической форме.


4.2.2. РАЗДЕЛ 2. КИНЕМАТИКА

Предмет кинематики. Система отсчета. Задачи кинематики. Кинематика точки. Способы задания движения точки. Вектор скорости точки. Вектор ускорения точки. Определение скорости и ускорения точки при координатном способе задания ее движения. Определение скорости и ускорения точки при естественном способе задания ее движения; касательное и нормальное ускорения точки. Равномерное и равнопеременное движения точки. Поступательное движение тела. Вращательное движение тела; угловая скорость и угловое ускорение. Определение скоростей точек тела при вращательном движении. Плоско-параллельное движение твердого тела; уравнения этого движения. Определение скоростей точек тела при плоскопараллельном движении. Составные части сложного движения точки. Теорема о сложении скоростей и теорема о сложении ускорений точки в сложном движении.


4.2.3. РАЗДЕЛ 3. ДИНАМИКА


Предмет динамики. Аксиомы (законы) динамики. Дифференциальные уравнения движения точки в различных системах координат. Две основные задачи динамики точки. Введение в динамику материальной системы. Дифференциальные уравнения движения системы. Масса системы и ее центр масс. Моменты инерции. Принцип Даламбера для точки и системы. Следствия из принципа Даламбера для системы. Главный вектор и главный момент сил инерции точек системы относительного центра. Силы инерции точек при поступательном, вращательном и плоскопараллельном движении тела Принцип возможных перемещений. Общее уравнение динамики. Теория удара.


4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ.

Лабораторный практикум не предусмотрен.


4.4. ПРАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.




п\п

раздела дисциплин

Наименование практических занятий.

1

Раздел 1. Статика

Связи и реакции связей. Принцип освобождаемости от связей. Равновесие плоской системы сил










2

Раздел 2. Кинематика

Кинематика точки. Определение скоростей точек при плоскопараллельном движении твердого тела. Определение скорости точки в сложном движении










3

Раздел 3. Динамика

Принцип Даламбера для материальной точки и материальной системы



5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


5.1. Самостоятельное изучение некоторых тем

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Раздел 1. Статика




Векторный момент силы относительно точки, момент силы относительно оси. Уравнения равновесия пространственной системы сил

Конспектирование и проработка материала. Решение задач.




Раздел 2. Кинематика

Поступательное и вращательное движения твердого тела. Скорости и ускорения точек тела при вращательном движении. Теорема о сложении ускорений точки в сложном движении

Раздел 3. Динамика

Принцип возможных перемещений. Общее уравнение динамики. Теория удара



5.2 Контрольная работа


После проработки учебного материала (лекции, вопросы для самоконтроля, тесты) студент может приступить к выполнению контрольной работы с использованием методических указаний:

Капранов И.В., Федоринин Н.И., Шумейко Г.С. Теоретическая механика. Задание на контрольную работу и методические указания по ее выполнению для студентов заочн. 2 курса. Специальности АТС, ЭНС, Д

– М.: РГОТУПС, 2004.


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

6.1. Основная литература

1. Цывильский В.Л. Теоретическая механика. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. – М.: Наука, 2007.

3. Бутенин Н.В., Лунц Я.Л., Меркин Д.Р. Курс теоретической механики. – М., «Лань», 2010.

4. Павлов В.Е. Теоретическая механика: учебное пособие/В.Е. Павлов; Рекомендовано УМО. - М.: АКАДЕМИЯ, 2009.

6.2. Дополнительная литература.

1. Яблонский А.А., Никифорова В.М. Курс теоретической механики. - М.: КНОРУС, 2010.

2. Яблонский А.А., Никифорова В.М. Сборник заданий по теоретической механике. - М.: КНОРУС, 2010

3. Капранов И.В., Федоринин Н.И., Шумейко Г.С. Лекции по теоретической механике. Часть 1. Статика. Часть 2. Кинематика. – М.: РГОТУПС, 2005.

4. Капранов И.В. Лекции по теоретической механике. Часть 3. Динамика. – М.: РГОТУПС, 2006.

5. Капранов И.В., Ким Ю.В., Доль Д.В., Приказчиков Д.А. Теоретическая механика. Уравнения Лагранжа 2-го рода. – М.: РГОТУПС, 2007.

6.Аркуша А. И. Техническая механика. Теоретическая механика и сопротивление материалов: учебник / И.А. Аркуша; Мин –во образования РФ - 7-е изд. стереотипное. - М.: Изд-во "Высшая школа", 2008. - 353с.

7.Митюшов Е.А. Теоретическая механика: учебник/ Е.А. Митюшов, С.А. Берестова; Мин- во образования и науки РФ. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. -320с.

8.Эрдети А.А. Теоретическая механика: Учебное пособие / А. А. Эрдети Мин- во высшего и среднего специального образования -8-е изд. М.: Образовательно-издательский центр «Академия». 2007


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)


РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАСПОРТА

(РОАТ МИИТ)


Кафедра «Теоретическая и прикладная механика»


Авторы: Капранов Игорь Вячеславович, к.т.н., профессор

Шумейко Галина Семеновна, к.т.н., доцент

(ф.и.о., ученая степень, ученое звание)


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


по реализации учебной дисциплины


«Теоретическая механика»


Москва 2011 г.


1. Цель изучения учебной дисциплины.

Основная цель изучения дисциплины «Теоретическая механика» - создание у студента научного мировоззрения, получение навыков применения законов и принципов механики, что формирует будущего инженера как специалиста, вносящего основной творческий вклад в создание материальных ценностей.

Дисциплина базируется на общенаучных и общетехнических дисциплинах – высшая математика, физика, черчение, начертательная геометрия.

Изучив дисциплину, студент должен:

- иметь представление о применении законов и принципов механики при проведении расчетов в процессе разработки разнообразных машин, механизмов и сооружений;

- знать и уметь использовать:

а) общие принципы и законы механики;

б) правильно составлять расчетные схемы механизмов с соблюдением правил черчения;

в) правильно записывать уравнения равновесия или движения тел и уметь их решать с использованием математических методов;

- иметь опыт применения ЭВМ при решении задач механики.

2. Общие положения и практические рекомендации.

Прежде чем приступить к освоению курса студент должен внимательно изучить следующие документы:

  1. Теоретическая механика. Рабочая программа.

  2. Теоретическая механика. Задания на контрольные работы с методическими указаниями.

Это позволит оценить объем предстоящей работы по изучению курса, рационально распределить время, ознакомиться с информационно-методическим обеспечением дисциплины и приобрести необходимые учебники и учебные пособия.

Обращаем внимание студента, что основными видами учебных занятий являются лекции и практические занятия, посещение которых является обязательным. Тематика лекций указана в Рабочей программе, что позволит предварительно ознакомиться с содержанием материала.

Лекции имеют цель:

- дать систематизированные основы научных знаний по курсу

- сконцентрировать внимание на наиболее сложных узловых проблемных вопросах.

В процессе лекции целесообразно вести свой конспект, который позволит лучше усвоить курс и подготовиться к промежуточной и итоговой аттестации.

Практические занятия имеет цель:

- закрепить полученные теоретические знания при помощи решения простых задач;

- дать возможность на практике проверить отдельные вопросы теории, глубже вникнуть в физическую сущность изучаемых явлений и получить навыки самостоятельной подготовки.

Цель самостоятельной работы – освоить те разделы дисциплины, которые не были затронуты в процессе очных занятий, но предусмотрены рабочей программой.

На основе изучения теоретических разделов курса, студент, в рамках самостоятельных занятий, приступает к выполнению контрольной работы по одному из вариантов задания.

Цель контрольной работы – закрепить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, а также предшествующих дисциплин.

Для выполнения контрольной работы можно использовать как имеющиеся методические указания, так и любую другую учебно-методическую литературу по этой тематике. Выполнение контрольной работы завершается ее зачетом.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Текущий контроль результатов обучения, как правило, осуществляется в процессе лекционных и практических занятий, а также при защите контрольной работы. Он может проводиться как в виде персонального опроса, так и тестирования.

Тестовый контроль знаний и умений студентов отличается объективностью, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений.

Изучение учебной дисциплины завершается сдачей экзамена.

Экзамен представляет собой заключительный этап контроля усвоения учебного материала. Он определяет качество полученных знаний и умение их использовать в будущей практической деятельности.

  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» (федеральный компонент) составлен в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалиста
Теоретическая механика (Учебная и рабочая программы, методические материалы). Направление 110300 – Агроинженерия. Основная образовательная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика»
Целью данной дисциплины является изучение общих законов движения и равновесия материальных тел, отражающих взаимодействие между этими...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта
Направление 190200 – «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» iconОсновная образовательная программа 050501. 01 Профессиональное обучение (агроинженерия) Челябинск 2006 у чебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» iconРабочая программа учебной дисциплины «Теоретическая механика»
Теоретическая механика является составной частью модуля «Механика» и входит в базовую часть фгос впо (цикл Б. 2)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Механика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 “Экологическая анатомия растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия». Таганрог: Изд-во трту, 2006. 80 с. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия».
Составители: М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко, В. С. Поликарпов, О. В. Шипелик
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница