Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда
страница1/5
Дата09.10.2012
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Учебно-методическое управление

Кафедра теоретической механики и ТММ






Учебно-методический комплекс




ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ

И МАШИН


(Учебная и рабочая программы, методические материалы)


Основная образовательная программа

110300 Агроинженерия


2006

Учебно-методический комплекс: Теория механизмов и машин (Учебная и рабочая программы, методические материалы). Направление 110300 – Агроинженерия. Основная образовательная программа по специальности:


110304–Технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе.


Составитель: старший преподаватель Г. С. Абдулин.


Ответственные за выпуск:


зав. кафедрой ТМ и ТММ

кандидат технических наук, доцент Ю.Б.Курочкин;


методист УМУ Г.П.Лещенко.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Учебно-методическое управление


Кафедра теоретической механики и ТММ



УТВЕРЖДАЮ


Проректор по УР_________ А.А. Патрушев


«____» _______ 2006 г.



ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН


(Учебная и рабочая программы, методические материалы)


Основная образоательная программа 110300 – Агроинженерия (подготовка дипломированного специалиста) по специальности

110304 –Технология обсуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе


2006

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ 05.04.2000 г. № 312 с/дс, на основании примерной программы дисциплины «Теория механизмов и машин» от 23.01.2001 г., рекомендованной Министерством образования РФ, и с учетом рабочей программы учебной дисциплины «Теория механизмов и машин», утвержденной в ЧГАУ, для направления «Агроинженерия»


Составитель – старший преподаватель Г. С. Абдулин.


Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Теоретическая механика и ТММ» «____» ___________ 2006 г. (протокол № ____ ).


Зав. кафедрой ТМ и ТММ,

кандидат технических наук, доцент






Ю.Б.Курочкин



Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета ТС в АПК «_____» _____________ 2006 г. (протокол № ____ ).


Председатель методической комиссии, кандидат педагоги-ческих наук, доцент






В.В.Ушакова



Учебно-методический комплекс утвержден ученым советом факультета ТС в АПК «____» __________ 2006 г. (протокол № _____ ).


Председатель ученого совета,

кандидат технических наук, профессор






А.В.Егоров



СОДЕРЖАНИЕ



1.

Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму

содержания основной образовательной программы

подготовки специалиста ……………………………………………...

стр


6

2.

Учебная программа…………………………………………………….

7




2.1.

Цель и задачи……………………………………………………

7




2.2.

Содержание учебной дисциплины…………………………...

8




2.3.

Рекомендуемая литература…………………………………..

11

3.

Рабочая программа…………………………………………………….

12




3.1.

Объем дисциплины и виды учебной работы……………….

12




3.2.

Распределение учебного времени по модулям……………

12




3.3.

Содержание модулей программы……………………………

13




3.4.

Содержание и методическое обеспечение курсового проектирования………………………………………………….


22

4.

Методические материалы…………………………………………….

23




4.1.

Учебно-методические разработки……………………………

23




4.2.

Терминологический минимум…………………………………

24




4.3.

Требования к экзамену…………………………………………

24




4.4.

Вопросы для подготовки к зачету…………………………….

25




4.5.

Вопросы для подготовки к защите курсового проекта……

27




4.6.

Вопросы для подготовки к экзамену…………………………

29




4.7.

Тестовые задания……………………………………………….

31




4.8.

Справочные материалы……………………………………….

34

5.

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………...

36



1. Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму

содержания основной образовательной программы

подготовки специалиста

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) направления 110300 Агроинженерия по специальности 110303 – Механизация переработки сельскохозяйственной продукции от 27.03.2000 г. № 237 пед/сп приведено следующее содержание дисциплины:


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

Ф.04.2

Теория механизмов и машин: кинематические характеристики механизмов, динамические расчеты быстроходных машин, энергетический баланс, регулирование хода машин, виброзащита.

110

2. Учебная программа


2.1. Цель и задачи


2.1.1. Место учебной дисциплины в учебном процессе

и ее значение в формировании инженера


Дисциплина «Теория механизмов и машин» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин. Курс теории механизмов и машин является составной частью цикла дисциплин отраслевой подготовки и опирается на естественнонаучные дисциплины: физику, математику, теоретическую механику. Его основное назначение состоит в формировании базы научных знаний специалиста, познавательной активности, творческой деятельности, готовит студента к изучению специальных дисциплин: почвообрабатывающих и посевных машин, зерноуборочных и зерноочистительных машин, тракторов и автомобилей, надежность и ремонт.


2.1.2. Цель учебной дисциплины


Сформировать у студентов систему профессиональных знаний, умений и навыков по общим методам исследования и проектирования механизмов и машин.


2.1.3. Задачи учебной дисциплины


Освоение основ структурного и кинематического анализа различных механизмов, динамического расчета быстроходных машин, энергетического баланса, регулирования хода машин, подготовка студентов по основам проектирования машин, включающим знания методов оценки функциональных возможностей типовых механизмов и машин, критериев качества передачи движения, постановку задачи с обязательными и желательными условиями синтеза структурной и кинематической схемы механизма, построение целевой функции при оптимизационном синтезе, получение математических моделей для задач проектирования механизмов и машин.


2.1.4. Требования к уровню подготовки студентов


В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть:


знаниями:

  • историю науки о механизмах и вклад в ее развитие русских ученых;

  • основы строения механизмов;

  • общие методы анализа механизмов с низшими парами;

  • методы кинематического анализа зубчатых и кулачковых механизмов;

  • основы теории зубчатого зацепления;

  • кинематические свойства универсального шарнира;

  • методы уравновешивания механизмов и балансировки роторов;

  • основы теории трения и расчета КПД простых и составных механизмов;

  • методы ограничения неравномерности хода машин;

  • методы гашения колебаний в механизмах;

  • кинематику планетарных и дифференциальных механизмов.



умениями и навыками:

  • производить структурный анализ механизма,

  • выполнять кинематический и силовой анализ плоского механизма,

  • определять момент инерции маховых масс,

  • определять среднюю мощность двигателя,

  • производить анализ движения толкателя кулачкового механизма и синтез схемы кулачкового механизма по заданному движению толкателя,

  • определять передаточное отношение комбинированных зубчатых редукторов,

  • проектировать зубчатые зацепления прямозубных цилиндрических колес,

  • производить расчет противовесов для уравновешивания роторов,

  • определять КПД составных механизмов,

  • методически правильно излагать основы теории механизмов.



2.2. Содержание учебной дисциплины


2.2.1. Анализ механизмов и машин.


Введение.

Связь науки о проектировании машин и механизмов с другими областями знаний, с общетеоретическими и специальными дисциплинами. История развития науки о механизмах и машинах. Роль отечественных ученых в создании научных школ. Основные задачи учебной дисциплины. Основные понятия: машина, механизм, кинематическая цепь, звено, кинематическая пара. Механизм как кинематическая основа технологических, энергетических, транспортных, информационных и других машин.


Структурный анализ механизмов.

Классификация кинематических пар. Число степеней свободы механизма. Обобщенные координаты и начальные звенья механизма. Избыточные локальные и структурные связи. Местные и групповые подвижности в механизмах. Проектирование механизмов с оптимальной структурой путем устранения избыточных связей или введением тождественных связей. Формула П.Л.Чебышева. Структурные группы Л.В.Ассура; образование механизмов путем наслоения структурных групп; виды структурных групп II класса; порядок кинематического анализа механизма.


Кинематический анализ механизмов.

Виды кинематического анализа механизмов: аналитический метод, графические методы: метод диаграмм, метод планов скоростей и ускорений. Порядок проведения кинематического анализа методом диаграмм. Порядок проведения кинематического анализа методом планов скоростей и ускорений.


Силовой анализ механизмов.

Задачи силового анализа; характеристика сил, действующих на звенья механизмов; силы инерции. Условие статической определимости плоской кинематической цепи. Кинетостатический анализ механизмов: определение реакций в кинематических парах групп II класса; силовой расчет механизма; определение уравновешивающей силы методом Н.Е.Жуковского.


Динамический анализ механизмов.

Основы динамического анализа механизмов: модель механизма для динамического анализа; приведение сил и масс в плоских механизмах; уравнение движения механизма; интегрирование уравнений движения механизма. Режимы движения механизмов; коэффициент неравномерности хода механизма; зависимость между приведенными моментом инерции, приведенными силами и коэффициентом неравномерности хода механизма. Основы динамического анализа механизмов: построение диаграммы энергомасс; определение момента инерции маховика по диаграмме энергомасс.


2.2.2. Синтез механизмов и машин.


Кулачковые механизмы.

Виды кулачковых механизмов и их особенности; анализ движения кулачковых механизмов при заданном профиле кулачка; угол давления и его влияние на работу кулачкового механизма; зависимость между углом давления, кинематическими параметрами толкателя и размерами кулачка. Кулачковые механизмы: выбор закона движения толкателя; определение минимального радиуса профиля кулачка; построение профиля кулачка по заданному закону движения толкателя.


Механизмы, составленные из зубчатых колес.

Передаточное отношение для пары зубчатых колес с неподвижными осями; передаточное отношение для многозвенной зубчатой передачи с неподвижными осями колес (ступенчатый ряд, паразитный ряд); применение эпициклических передач. Механизмы, составленные из зубчатых колес: аналитический способ расчета эпициклических передач; кинематический расчет планетарных передач; автомобильный дифференциал; замкнутые эпициклические передачи.


Синтез эвольвентного зацепления.

Геометрические элементы зубчатых колес; основная теорема зацепления; эвольвента и ее свойства; эвольвентное зацепление. Синтез эвольвентного зацепления: линия зацепления, угол зацепления, полюс зацепления; реечное зацепление; исходный производящий контур эвольвентного реечного инструмента; способы изготовления зубчатых колес; подрезание и заострение зуба. Качественные показатели зацепления: коэффициент перекрытия, коэффициент скольжения профилей, коэффициент удельного давления, выбор коэффициентов смещения для передач внешнего зацепления с применением блокирующих контуров.


Универсальный шарнир.

Шарнир Гука. Анализ сферического шарнирного четырехзвенника. Двойной универсальный шарнир.


Учет трения в механизмах машин.

Взаимодействие элементов кинематических пар при относительном движении. Природа и законы трения скольжения. Жидкостное трение, полужидкостное трение, трение на горизонтальной и наклонной плоскостях; трение в винтах, трение в кинематической паре шип-подшипник; трение в кинематической паре пята-подпятник; трение гибких звеньев. Учет трения в кинематических парах при силовом расчете механизмов. Угол трения и круг трения в кинематических парах. Самоторможение в механизмах. КПД механизма и системы механизмов при их параллельном, последовательном соединении. КПД основных механизмов.


Уравновешивание сил инерции механизмов.

Статическая и динамическая неуравновешенности ротора; теорема об уравновешивании роторов двумя противовесами; расчет противовесов при проектировании ротора; статистическая и динамическая балансировка изготовленных роторов. Уравновешивание сил инерции механизмов: определение центра масс механизма; статическое уравновешивание механизмов; силы инерции различных порядков. Уравновешивание сил инерции механизмов: уравновешивание сил и моментов сил инерции; уравновешивание сил инерции группировкой механизмов; уравновешивание механизмов многоцилиндровых двигателей.


Синтез рычажных механизмов.

Угол давления в механизмах с низшими парами; коэффициент изменения средней скорости ведомого звена; синтез четырехзвенных механизмов по допускаемым углу давления и коэффициенту изменения средней скорости ведомого звена.


Колебания и вибрации в механизмах.

Источники колебаний и объекты виброзащиты; влияние механических колебаний на технические объекты и на человека; анализ действия вибраций. Колебания и вибрация в механизмах: демпфирование колебаний; динамическое гашение колебаний; поглотители колебаний с вязким и сухим трением; ударные гасители колебаний.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта
Направление 190200 – «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
Направление 190600 Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
«Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по циклу общепрофессиональных дисциплин. Умк предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с
«Безопасность жизнедеятельности» от «08» декабря 2000 г., рекомендованной Министерством образования рф, и с учетом рабочей программы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Документирование управленческой деятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного обра
Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии (агропромышленного комплекса)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
«Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по циклу общепрофессиональных дисциплин. Умк предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
«Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по циклу общепрофессиональных дисциплин. Умк предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Гидравлика и гидропневмопривод» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с
Чгау для направления 190200 Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы по циклу общепрофессиональных дисциплин....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
РФ, и с учетом рабочей программы учебной дисциплины «Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Гидравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего про
РФ, и с учетом рабочей программы учебной дисциплины «Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница