Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 «Регионоведение»




Скачать 436.2 Kb.
НазваниеПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 «Регионоведение»
страница1/5
Дата09.10.2012
Размер436.2 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ




«Утверждаю»


29”декабря 2011 г.

Декан факультета

международных отношений

профессор И. Н. Новикова


__________________________


ПРОГРАММА


ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

по направлению 032300 - «Регионоведение» для студентов бакалавриата

(профили «Европейские исследования», «Североамериканские исследования»)


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011


Одобрено решением Ученого совета факультета международных отношений от 29 декабря 2011 г., протокол № 9




Основание: рекомендация Учебно-методической комиссии факультета от 22 декабря 2011 г., протокол № 5




Председатель Учебно-методической комиссии Д. Н. Барышников____________________


I. Организационно-методический раздел


  1. Общие требования к бакалавру-выпускнику по направлению 032300 - «Регионоведние» (выпускающие кафедры: Европейских исследований, Аамериканских исследований).


Степень бакалавра присуждается выпускнику высшего учебного заведения РФ, успешно завершившего курс обучения в рамках соответствующего направления. Степень бакалавра подтверждает наличие высшего образования и обеспечивает право на работу в соответствии с Кодексом о Труде РФ.

В связи с этим выпускник кафедр Европейских исследований и Американских исследований, осуществляющих подготовку в рамках направления «Регионоведение» должен знать:

  • Историю возникновения и современное состояние регионоведения как научной дисциплины;

  • Основные этапы формирования и развития, а также принципиально значимые черты и характеристики изучаемого региона, роль Европы/Северной Америки в системе современных международных отношений;

  • этногенез, современный национально-этнический, конфессиональный состав и социальную структуру населения региона, причины, содержание и формы проявления этноконфессиональных, культурологических, цивилизационных и иных противоречий в рамках региона и в контексте развития мирового сообщества;

  • Основные характеристики политической, экономической и культурной истории стран Европы/Северной Америки, основные этапы истории внешней политики стран региона и факторы смены стратегических внешнеполитических установок;

  • Важнейшие элементы политических систем стран Европы/Северной Америки, механизмы взаимодействия между ними; основные процедуры, регламентирующие их работу; содержание и динамику главных процессов смены политических систем и режимов, особенности развития политической культуры и идеологии Европейского /Североамериканского региона, сопоставлять формальный статус и фактическое положение различных элементов политической системы в двух и более государствах;

  • Тенденции развития мировой и региональной экономики, проблемы современной экономической интеграции в Европе/Северной Америки, соотношение глобализации и регионализации как связанных между собой явлений;

  • Основные этапы политической истории Российской Федерации, факторы определяющие формирование ее внешней политики на разных исторических отрезках развития;

  • Научное и культурное наследие Европы/Северной Америки, их место и роль в мировой культуре, проблемы культурной идентичности и взаимодействия национальных культур;

  • Основные положения Концепции устойчивого развития и «Повестки Дня на XXI век» как документов, определяющих новые направления и формы международного сотрудничества в условиях глобализации.

Выпускник должен овладеть:

  • Основными методами научных исследований в специализированных областях регионоведения;

  • Основными методами информационно-аналитической работы, в том числе работы с документами, источниками международного права, отчетной документации и т. д.

  • методами планиpования внешнеполитических, пpопагандистских, инфоpмационных кампаний, владеть навыками социального и политического маpкетинга уметь оpганизовать пpотокольно-деловые меpопpиятия; свободно владеть pитоpикой, пpиемами и методами публичного выступления;

  • Не менее чем двумя языками, соответствующими навыками речевой деятельности в повседневно-обиходной, профессиональной, общественно-политической, административно-правовой и социально-культурной сферах общения;

  • Методами комплексного исследования социально-экономического развития стран европейского/североамериканского регионов с учетом их этноконфессиональной и лингвистической специфики;

  • Категориальным, понятийным аппаратом современных политических наук, умением пользоваться современными политическими теориями и концепциями при обязательном условии применения основы этих знаний при анализе и прогнозе развития внутриполитических и внешнеполитических процессов, международных отношений;

  • Методами и техникой конкретных исторических и политических исследований, в том числе, сравнительных и ретроспективных.

  • Коммуникационными навыками, навыками поиска и анализа информации, навыками коллективной работы.


2.Структура государственного междисциплинарного экзамена

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Регионоведение» проводится в письменной форме в день, назначенный Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Экзамен состоит из письменного развернутого ответа на два вопроса по следующим разделам:

  • История международных отношений

  • Регионоведение (профили: Европейские исследования/Североамериканские исследования)

Экзамен состоит из двух частей. Перед началом первой части студенты получают первый вопрос «История международных отношений» (два варианта). Ответ на первый вопрос экзаменуемые пишут в течение 90 минут, после чего работы студентов сдаются членам ГЭК. Затем следует перерыв 30 минут. После этого экзаменуемые возвращаются в аудитории на свои места и получают второй вопрос Регионоведение (Европейские исследования/Североамериканские исследования). Ответ на второй вопрос экзаменуемые также пишут в течение 90 минут, ответы сдаются для проверки членам ГЭК.

Подведение итогов государственного экзамена и выставление оценок производится ГЭК в день проведения экзамена.

3. Критерии оценки ответа:

Правила проведения экзамена должны соответствовать положениям и требованиям, принятым в Санкт-Петербургском государственном университете и на факультете международных отношений. При ответе на вопросы билета следует учитывать ниже перечисленные положения:

  • знание терминологии

  • знание фактического материала по вопросу;

  • знание историографии вопроса;

  • умение использовать документы по данной проблематике;

  • умение излагать информацию в письменной форме;

  • умение увязать теоретические и эмпирические аспекты проблемы применительно к социально-экономическим, политическим и культурным реалиям современного мира;

  • умение аргументировано объяснять международно-политические процессы, затронутые в вопросе;

  • умение делать выводы.




  1. Методические указания по подготовке к экзамену и к ответам на вопросы

В ходе предварительной подготовки к государственному экзамену следует:

  • обратить внимание на необходимость использования современной научной монографической российской и зарубежной литературы, находящейся в библиотеке ФМО, РНБ и БАН;

  • обратить внимание на то, что другим важным направлением подготовки к государственному экзамену является работа с периодическими изданиями (российскими и зарубежными);

  • учесть, что большое значение при подготовке к государственному экзамену имеет изучение источников и документов, что можно сделать в Ресурсном центре ФМО;

  • обратиться к Интернет-ресурсам, и печатным СМИ, учитывая, что именно в них можно найти наиболее актуальную и «свежую» информацию.


При подготовке к ответу на вопрос в экзаменационном билете следует:

  • осмыслить содержание экзаменационного вопроса, уточнить круг проблем, требующих раскрытия;

  • разработать план ответа на вопрос, способствующий его наиболее полному и логичному освещению;

  • обратить внимание на логическое обоснование ответа на поставленный вопрос, основанное на знании фактов, событий, процессов в их хронологической последовательности;

  • определить, на какие документы и/или работы российских и зарубежных исследователей необходимо сослаться при ответе на данный вопрос;

  • найти (если таковые имеются) дискуссионные проблемы в рамках изучаемого вопроса, определить основных участников дискуссий, особенности их теоретико-методологических подходов к интерпретации данного вопроса, характер аргументации;

  • использовать все известные материалы для подготовки ответа, не ограничиваясь курсами лекций и учебными пособиями, привлекать данные из справочной, монографической литературы, научной периодики и специализированных СМИ.

  • учесть, что письменный экзамен требует аккуратного обращения с известным материалом, логического его расположения соответственно составленному плану-конспекту, четких и полных ответов на каждый его пункт;

  • внимательно прочитать написанный ответ, проверить наличие возможных ошибок и исправить их.



II. Содержание экзамена и основные рекомендации к подготовке


Студентам следует обратить внимание на то, что в ходе государственного экзамена знания студентов могут быть проверены по любому из вопросов, включенных в настоящую программу. Список экзаменационных заданий будет составлен и утвержден Государственной Экзаменационной Комиссией.

Для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену необходимо использовать указанную в тематическом списке литературу, а также ознакомиться с документами и источниками, связанными с соответствующими темами. Это даст возможность глубже изучить экзаменационный материал, определить взаимосвязь между теоретической и практической значимостью знаний в области истории международных отношений и регионоведения и, таким образом, избежать узости и ограниченности ответа на экзаменационные вопросы.

Темы представлены по трем частям отдельными разделами программы и соответствуют объему знаний, полученных в соответствии с Государственный стандартом и Учебным планом бакалавриата по направлению 032300 - «Регионоведение».


Часть I. История международных отношений


Раздел 1.Тридцатилетняя война и Вестфальская система международных отношений

Политическая ситуация в Европе в начале XVII века. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир и его последствия, формирование Вестфальской системы международных отношений. Европейский баланс сил в XVIII веке. Война за Испанское наследство, Утрехтский мир. Северная война. Варианты баланса сил, идеи баланса во внешней политике государств. Роль Великобритании в поддержании европейского баланса.

Войны за Польское и Австрийское наследства, усложнение европейской системы. Семилетняя война, ее последствия. Внешняя политика России при Екатерине II. Формирование Восточного вопроса. Разделы Польши. Американская революция и отношения между великими державами. Система международных отношений накануне Великой французской революции.


Рекомендуемая литература:

  1. Алексеев М. В. Тридцатилетняя война. Л., 1961.

  2. Вайнштейн О. Л. Россия и Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. М., 1947.

  3. Борисов Ю. В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991.

  4. Поршнев Б. Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. М., 1976.

  5. Бобылев В. С. Внешняя политика России эпохи Петра I. М., 1990.

  6. Тарле Е. В. Екатерина II и ее дипломатия. ч. 1-2. М., 1945.

  7. Акимов Ю.Г. От папских булл к первому «разделу мира». // Исследования международных отношений. СПб., 2004

  8. Kennedy P. The Rise and Fall of the Great Powers: Economic Change and Military Conflict from 1500 to 2000/ P.Kennedy. -New York: Vintage Books, 1989

  9. Anderson M. S. The rise of modern diplomacy, 1450-1919./ M. S.Anderson. -London ;New York : Longman, 1993.


Раздел 2. Эпоха Великой французской революции и империи Наполеона. Венская система международных отношений

Основные причины и события Великой французской революции, ее воздействие на систему международных отношений. Политические портреты действующих лиц Великой французской революции. Складывание антифранцузской коалиции. Идеологический фактор в европейской политике и его значение. Революционные войны во Франции конца XIX в., внешняя политика революционных правительств.

Основные идеи внешней политики Наполеона Бонапарта. Англо-французское противостояние. Войны Наполеона против Второй и Третьей коалиций. Территориальные изменения в Европе. Континентальная блокада. Тильзитский мир. Русско-французские отношения, Отечественная война 1812 г. Четвертая коалиция. Отречение Наполеона. Трансформация внешнеполитических концепций великих держав в течение наполеоновского периода.

Решения Венского конгресса 1815 г. Создание “Священного союза”, его задачи. Причины формирования, суть и периодизация системы Европейского концерта. Основные конгрессы “Священного союза”. Трансформация позиции Великобритании по отношению к “Священному союзу”. Влияние революций в Европе на систему международных отношений. Германская проблема.

«Американская загадка» – становление нового государства в Новом Свете – первые итоги и новые проблемы для Европы.


Рекомендуемая литература:

  1. Айрапетов О. Внешняя политика Российской империи 1801-1914. М., 2006.

  2. Манфред А. З. Великая французская революция. М., 1983.

  3. Манфред А. З. Наполеон Бонапарт. М., 1989.

  4. Наполеон: воспоминания и военно-исторические произведения. СПб., 1994.

  5. Нарочницкий А. Л. Международные отношения европейских государств с 1794 по 1830 г. М., 1946.

  6. Нарочницкий А. Л. Международные отношения европейских государств с 1794 по 1830 г.

  7. Тарле Е. В. Наполеон. М., 1991.

  8. Сироткин В. Г. Наполеон и Россия. М., 2000.

  9. Сироткин В. Г. Дуэль двух дипломатий. Россия и Франция в 1801-1812 гг. М., 1966.

  10. Хобсбаум Э. Век революции: 1789 – 1848. Ростов н/Д, 1999.

  11. Концерт трех черных орлов. М., 1990.

  12. Documents in the political history of the European continent: 1815-1939/ Ed. G. A. Kertesz. -London;New York;Oxford: Oxford University Press, 1968.


Раздел 3. Особенности международных отношений в Европе во второй половине XIX века

Внешняя политика Николая I. Восточный вопрос, отношения великих держав в рамках Восточного вопроса. Крымская война 1853-1856 гг. и ее последствия. Парижская мирная конференция. Распад системы Европейского концерта. Крымская война как фактор формирования внешней политики России в отношении европейских держав. Изменения в системе международных отношений в Европе после Крымской войны. Идеологический фактор в международной политике в Европе во второй половине XIX в. Франко-итало-австрийская война 1859 г.. Внешняя политика Наполеона III. Внешняя политика Пруссии при О. фон Бисмарке, войны Пруссии с Данией (1848-1850) и Австрией (1866).

Франко-прусская война 1870-1871 гг., образование Германской империи. Объединение Италии. Германский фактор в международных отношениях конца XIX века. Внешняя политика Германии в отношении России и других европейских стран.

Политика великих держав по отношению к Турции после Крымской войны. Проблема объединения Молдавии и Валахии. Суэцкий канал. Формирование первых «узлов» современного ближневосточного конфликта.

Отказ России от нейтрализации Черного моря. Борьба христианских народов против турецкого господства. Кризис 1875-1877 годов. Подготовка Россией войны с Турцией. Константинопольская конференция. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. мир в Сан-Стефано, Берлинский конгресс. Российская внешнеполитическая реакция на решения Берлинского конгресса.


Рекомендуемая литература:

  1. Айрапетов О. Внешняя политика Российской империи 1801-1914. М., 2006.

  2. Хобсбаум Э.Хобсбаум Э. Век империи:1875 – 1914. Ростов н/Д,1999.

  3. Чубинский В.В. Бисмарк: Политическая биография. М., 1988.

  4. Сергеев В. В. Англия и объединение Германии в 1848-1871 гг. Л., 1986

  5. Россия и Черноморские проливы. М., 1999.

  6. Международные отношения на Балканах. 1830-1856 гг. М., 1990.

  7. Восточный вопрос во внешней политике России. М., 1978.

  8. Richardson J. L. Crisis Diplomacy: The Great Powers Since the Mid-Nineteenth Century/ J. L.Richardson. -Cambridge : Cambridge University Press, 1994


  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 «Регионоведение» iconПрограмма вступительного междисциплинарного экзамена по направлению 521300 (032300)
Общие требования для поступающих в магистратуру по направлению 521300 (032300) – Регионоведение, по магистерской программе «Исследования...
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 «Регионоведение» iconПрограмма итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 552800 «информатика и вычислительная техника» Степень (квалификация) выпускника
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 «Регионоведение» iconПрограмма итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 «Регионоведение» iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 230401. 65. «Прикладная математика»
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена рассмотрена и утверждена на заседании умс мфюа «17» января 2011...
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 «Регионоведение» iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080801 «прикладная информатика в экономике»
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена рекомендована кафедрой «Информационные технологии». Протокол заседания...
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 «Регионоведение» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена «Социология и методика ее преподавания»
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена «Социология и методика ее преподавания» по направлению «050400-Социально-экономическое...
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 «Регионоведение» iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 032401 «Реклама»
Программа предназначена для оказания помощи студентам и сдачи государственного (выпускного) междисциплинарного экзамена
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 «Регионоведение» iconА. Г. Барабашев Программа итогового междисциплинарного экзамена «Менеджмент»
Критерии оценивания результатов итогового междисциплинарного экзамена (по пятибалльной и десятибалльной системам оценивания)
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 «Регионоведение» iconВопросы итогового междисциплинарного государственного экзамена (гак) по направлению 031600 «Искусство и гуманитарные науки»

Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 «Регионоведение» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»: Для студентов экономического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница