«Основы теории коммуникации»




Название«Основы теории коммуникации»
страница1/4
Дата09.10.2012
Размер0.49 Mb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ


декан филологического факультета

_________________Н.А. Кузнецова

«____» __________________2007 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Основы теории коммуникации»


для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации»)

Филологический факультет

Кафедра современного русского языка и речевой коммуникации

курс 2

Семестр 1-2

Лекции 36 часов

Семинарские занятия 20 часов

Всего 56 часов

Самостоятельная работа 46 часов


Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС 102 часов


2009 г.


Рабочая программа составлена на основании типовой программы.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры современного русского языка и речевой коммуникации __08 мая 2009 г.____________(протокол № 3)


И.О.Заведующего кафедрой ________________А.А. Чувакин

Одобрено методической комиссией филологического факультета

«____»____________________2009 г.


Председатель комиссии ____________________


Рабочая программа

курса «Основы теории коммуникации»

Введение

Курс «Основы теории коммуникации» предназначен для студентов магистатуры по специализации «Теория и практика речевой коммуникации». Курс входи в число дисциплин национально-регионального компонента.

Формы контроля: учет текущей успеваемости по участию в семинарских занятиях, в 1-м семестре – зачет, во 2-м семестре – итоговый экзамен.

Цели и задачи дисциплины

Коммуникация является необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. По этой причине коммуникация выступает предметом исследовательского интереса самых разных научных направлений гуманитарного, естественнонаучного и технического профиля. Поскольку коммуникативная проблематика весьма разнообразна и широка, в конце ХХ в. возникла необходимость в формировании общей теории коммуникации и, в ее рамках, теории социальной коммуникации. Как отмечают авторы учебника «Основы теории коммуникации» под редакцией проф. М.А. Василика (М., 2005), «теория коммуникация –сравнительно молодая область научного знания, которая стала обретать статус самостоятельной академической дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие» (с.9).

В качестве вузовской дисциплины «Основы теории коммуникации» (также под номинациями «Теория социальной коммуникации», «Коммуникативистика», «Коммуникология», «Введение в теорию коммуникации») существует лишь несколько лет, т.е. не входит в число традиционных и устоявшихся, в отличие от университетов Европы и США, где уже сложились определенные традиции ее преподавания.

Однако, несмотря на свою молодость, курс «Основы теории коммуникации», в силу своей фундаментальности и многоаспектности, претендует на прочные методологические и междисциплинарные позиции в современных образовательных программах. Сегодня, в информационном обществе, коммуникативная компетентность личности чрезвычайно востребована – в системе профессиональной подготовки специалиста она выступает одним из приоритетов. Специальность «Связи с общественностью» характеризуется как коммуникативно ориентированная профессия, профессия с высокой речевой ответственностью: это означает, что будущий специалист в области социальных технологий обязательно должен хорошо ориентироваться в основных подходах к пониманию сущности, функций, сфер коммуникации в обществе, а также уметь правильно общаться и взаимодействовать с людьми. Авторы монографии «Психологические основы «паблик рилейшнз»» Е.Н. Богданов и В. Г. Зазыкин (2-е издание, СПб., 2003) в системе профессиональной компетентности PR-специалиста одной из важнейших составляющих называют именно коммуникативную компетентность, проявляющуюся «в знании факторов эффективности делового общения, умении осуществлять различные виды коммуникаций и психологического воздействия» (с.179). Коммуникативная компетентность находится в одном ряду с психологической (человековедческой), конфликтологической и управленческой компетентностью.

Цель курса – всесторонне рассмотреть феномен социальной коммуникации.

Задачи курса:

1.Систематизированное изложение основ теории коммуникации в широком научном контексте, включающем методологические, философские, социопсихологические, семиотические, лингвистические аспекты;

2.Освоение студентами базового научного аппарата современной коммуникативистики, методов исследования коммуникации;

3.Знакомство с основными уровнями социальной коммуникации, спецификой коммуникаций в различных сферах социальной жизни;

4.Акцентирование прагматических аспектов вербальной (устной и письменной) и невербальной коммуникации;

5.Выработка у студентов умений и навыков эффективного взаимодействия, определяющих высокий уровень коммуникативной компетентности в сферах профессионально ориентированной и бытовой коммуникации.

Краткое содержание дисциплины*

Теория коммуникации как научная и учебная дисциплина. Объект и предмет теории коммуникации. Междисциплинарный характер теории коммуникации.

Информация и информационная деятельность. Социальная информация.

Антропогенез и социальная коммуникация. Исторические этапы в развитии коммуникаций. Формирование информационного общества.

Теоретические концепции и модели коммуникации.

Коммуникация как процесс и структура.

Семиотика коммуникации.

Виды коммуникации: вербальная и невербальная коммуникация.

Субъекты коммуникации: адресат и адресант. Языковая и коммуникативная личность.

Уровни коммуникации.

Динамика коммуникативных процессов в современной России. Новые коммуникативные технологии и профессии.

*Краткая программа дисциплины составлена в соответствии с образовательным стандартом.

Распределение материала по лекционным занятиям

Тема 1 (2 часа)

Теория коммуникации как научная и учебная дисциплина

Диверсификация понятия коммуникация: универсальное, техническое, биологическое, социальное определения.

Коммуникативные аспекты различных научных дисциплин: гуманитарных (философия, психология, социология, лингвистика, семиотика, культурология), естественных (биология) и технических (кибернетика) наук. Интегративный характер теории коммуникации.

Аспекты теории социальной коммуникации: онтологический (связанный с сущностью объекта, факторами формирования объекта), гносеологический (связанный с обоснованием предмета исследования и формулировкой проблематики дисциплины), методологический (связанный со способами исследования объекта) и функциональный (связанный с использованием результатов исследования объекта).

Объект и предмет теории социальной коммуникации.

Законы коммуникации: закон возрастания коммуникативных потребностей людей; закон ускорения и увеличения объема информационного обмена; закон системной организации и упорядочения структур посредством коммуникации; закон устойчивого воспроизводства сложившихся коммуникативных связей в природе и закон расширенного воспроизводства коммуникативных связей в обществе.

Условия («законы») коммуникации: наличие не менее 2-х сторон-участников взаимодействия («закон двусторонности процесса»), знаковый характер взаимодействия («закон семиотичности»), наличие обратной связи («закон обратной связи»), наличие общего основания кодирования/декодирования («закон общности кода»), несовпадение информационных потенциалов взаимодействующих систем («закон гетерогенности коммуникативных систем»), наличие локуса функционирования («закон локализации»).

Категориальный аппарат теории социальной коммуникации: коммуникативная/речевая деятельность, коммуникация/общение, функции коммуникации, общение: коммуникация, интеракция, перцепция; информация, коммуникативное пространство, коммуникативное время.

Методы теории коммуникации: общенаучные (моделирование, системно-структурный подход, сравнительно-исторический метод) и частнонаучные (контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ, метод социометрии и др.) методы.

Функции теории коммуникации: познавательная, методологическая, прогностическая, инструментальная.

@ Информационная поддержка:

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. С. 9-62.

Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997. Глава I. Основы теории социальной коммуникации. С. 18-38. Глава XIII. Методология и методы. С. 273-300.

Макаров М. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. С. 15-33.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. М.: Экзамен, 2005. 528 с.


Тема 2 (4 часа)

Информация и информационная деятельность

Информация, различные подходы к толкованию: философский, физико-биологический, формально-математический, социологический. Виды информации: физическая, биологическая, социальная.

Социальная (социокультурная) информация. Семантическая (фактуальная и концептуальная) и эстетическая информация. Фундаментальная, структурная и оперативная информация. Классификация информации по степени мультиплицированности: индивидуальная, специальная, массовая. Социальный факт и социальный процесс как источники социальной информации. Способы передачи и использования социальной информации.

Понятие информационной деятельности. Избыточность и селективность информации. Асимметричные и симметричные способы оперирования информацией.

Усложнение информационного обмена в обществе. Традиционные и дистанционные способы информационной трансляции. Информационные факторы в современном обществе. Информационный бум. Определение информационного общества как определенной стадии развития цивилизации (Е. Масуда, Д. Белл, Э. Тоффлер).

Проблема информационной безопасности общества. Информационная война, ее технологии. Основные направления и методы обеспечения информационной безопасности общества и личности на современном этапе (информационной экологии).

@ Информационная поддержка:

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 336 с.

Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С., Черный А.И. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. М.: ВИНИТИ, 1996. 489 с.

Афанасьев Г.В. Социальная информация. М., 1994.

Ващекин Н.П. Философские аспекты информатизации общества // Философские науки. 1986. № 7. С. 14-22.

Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности. М., 1998.

Коган В.З. Качество информации и мир инфологем (фрагменты теории) // Проблемы инфовзаимодействия. Новосибирск, 1993. С. 10-39.

Костин Н.А. Теория информационной борьбы. М., 1996.

Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 2000.

Панарин И.Н. Информационная война и выборы. М.: Издательский Дом «Городец», 2003. 416 с.

Проблемы информациологии и мирового информационного сообщества. М., 1997.

Расторгуев С.П. Информационная война. М., 1998.

Соколов А.В., Манкевич А.И. Информатика в перспективе (К вопросу о классификации видов информации в системе наук коммуникационного цикла) // НТИ. Сер. 2. № 10. М., 1971. С. 5-9.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. М.: Издательский дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива». 2002. Теория «информационного общества». С. 30-32; Глава 7. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах. С. 128-154.

Цымбал Л.А. Синергетика информационных процессов. М., 1995.

Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. М., 1996. 226 с.

Юзвишин И.И. Основы информациологии. М.: Международное издательство «Информациология»; Высшая школа, 2000. 517 с.

Юзвишин И.И. Энциклопедия информациологии. М.: Информациология, 2000. 467 с.

Юзвишин И.И., Евреинов Э.В., Харитон А.Г., Салик М. Современное информациологическое мировоззрение и информациогенно-вакуумная картина мироздания. М., 1998.

Тема 3 (2 часа)

Концепции и модели коммуникации

Проблемы коммуникации в науке XX-ХХ1 века. «Дискурсивный поворот» в исследовании коммуникации. Коммуникация и язык в механистической (технократической) и деятельностной (интеракционистской) научной парадигме. Информационно-кодовые (Г. Лассуэлл, К. Шеннон-У. Уиверр, Н. Винер) и интеракционные модели коммуникации (Т. Ньюкомб, Э. Гоффман, Д. Шиффрин).

@ Информационная поддержка:

Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце ХХ века // Язык и наука конца 20 века / Под ред. Ю.С. Степанова. М., 1995. С. 239-320.

Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Лекция 1. Происхождение коммуникативной деятельности. Лекция 2. Модели коммуникации и коммуникативного акта.

Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века / Под ред. Ю.С. Степанова. М., 1995. С. 144-238.

Макаров М. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. Глава 1. Философско-методологические основания дискурс-анализа. С. 15-49.

Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX- XX вв. М., 1993.

Степанов Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке ХХ века // Язык и наука конца 20 века / Под ред. Ю.С. Степанова. М., 1995. С. 7-33.


Тема 4 (4 часа)

Коммуникация как процесс и структура

Коммуникативный процесс: проблемы производства, кодирования, распространения, приема, декодирования и использования информации. Рациональная (волевая, произвольная) и импульсивная (спонтанная, непроизвольная, помимовольная) коммуникация. Коммуникативная деятельность и поведение.

Основные элементы коммуникативной структуры: источник сообщения (адресант, отправитель, коммуникатор), получатель сообщения (адресат, респондент, аудитория), мотив (цель) взаимодействия, сообщение, канал, код (язык), контекст (коммуникативная ситуация), обратная связь, шум (барьер).

@ Информационная поддержка:

Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. М.: ИД «Форум», ИНФРА-М, 2006. 2.1. Общение как обмен информацией (коммуникация). С. 25-42.

Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Лекция 3. Типология коммуникации.

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. Глава 3. Коммуникационный процесс. С.126-162.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. М.: Издательский дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива». 2002. Глава 3. Коммуникативные процессы. С. 30-32; Глава 6. Аудитория коммуникации. 6.2. Барьеры коммуникации и искажение информации. С. 117-127.


  1   2   3   4

Похожие:

«Основы теории коммуникации» iconОсновы теории коммуникации
Володина Л. В. Основы теории коммуникации (спец. 30602. 65 (350400) /ивэсэп. – Спб., 2006
«Основы теории коммуникации» iconУчебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы теории межкультурной коммуникации». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003....
«Основы теории коммуникации» iconОсновы теории коммуникации
Функции социальной коммуникации. Типы, уровни и виды коммуникации (линейная, интерактивная, трансакционная коммуникация; интраперсональная,...
«Основы теории коммуникации» iconСпециализированная магистерская программа : «медиариторика» аннотации курсов современные теории массовой коммуникации предмет дисциплины: современные теории массовой коммуникации, место и роль средств массовой информации в системе массовой коммуникации.
Цель дисциплины: сформировать у студентов понимание высокой социальной значимости журналистики как части системы массовой коммуникации...
«Основы теории коммуникации» iconМетодические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине основы теории коммуникации
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
«Основы теории коммуникации» iconРиторика в пространстве теории коммуникации 1
Чувакин 2008, с. 369-371]. В настоящей статье эта проблема рассматривается сквозь призму содержания высшего профессионального образования...
«Основы теории коммуникации» iconПрограмма учебной дисциплины «Введение в теорию межкультурной коммуникации» (опд. Ф. 03) Направление подготовки дипломированных специалистов 620100
Основная цель курса формирование базовых понятий теории межкультурной коммуникации, как основы современной концепции лингвистического...
«Основы теории коммуникации» icon1. Основы коммуникации в современной западной рекламе и пр структура традиционных полей коммуникации. Массовые коммуникации и новая социальная философия французской школы Жак Деррида, М. Фуко, Жан Бодрийяр. Комплекс базовых по
Сборник методических материалов по курсу «Основы современной зарубежной рекламы и паблик рилейшнз». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова,...
«Основы теории коммуникации» iconЭкзаменационные билеты дисциплина Современные теории массовой коммуникации
Хорольский В. Современные теории массовой коммуникации на Западе. Пособие по спецкурсу. Воронеж; 2011
«Основы теории коммуникации» icon«Основы теории коммуникации»
Факультете экономики, управления и права фгоу впо «нгу им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница