Психология гендерных отношений




НазваниеПсихология гендерных отношений
страница1/5
Дата08.10.2012
Размер0.72 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5

УДК 316.37

На правах рукописи




Клецина Ирина Сергеевна




ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ


19.00.05 – социальная психология

(психологические науки)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук


Санкт-Петербург


2004

Диссертация выполнена на кафедре психологии человека

Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена


Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

ГОРЬКОВАЯ ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА


доктор психологических наук, профессор

ЗАВЬЯЛОВА ЕЛЕНА КИРИЛЛОВНА


доктор психологических наук, профессор

СИТНИКОВ ВАЛЕРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ


Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный

университет


Защита состоится 10 февраля 2005 г. в 15 часов 30 мин. на заседании диссертационного совета Д. 212.199.25 по присуждению ученой степени доктора психологических наук в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена, по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, корп. 11, психолого-педагогический факультет РГПУ.


С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

Автореферат разослан «10 » ноября 2004 года.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент Семенова З.Ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность

Происходящие в российском обществе изменения затрагивают все сферы общественной жизни: общественно-политическую, социально-экономическую, научно-образовательную. Интенсификация научных контактов с зарубежными учеными способствует распространению и развитию в нашей стране нового научного направления – гендерные исследования1, в рамках которого изучаются вопросы не только взаимодействия мужчин и женщин на уровне общества, но и в семье, и в личной жизни. До недавнего времени гендерные исследования развивались в отечественной науке как междисциплинарная сфера знания. В последние годы гендерная проблематика начинает концентрироваться и развиваться в отдельных научных дисциплинах: социологии, истории, культурологи, лингвистике и психологии.

Современные общественные трансформации затрагивают не только разные сферы социальных отношений, но и существенно влияют на психологию субъектов этих отношений. Трансформация традиционных ролей мужчин и женщин влечет за собой перестройку нормативных эталонов «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», что побуждает к корректировке индивидуально-психологических характеристик современных мужчин и женщин. Новые или «обновленные» мужчины и женщины демонстрируют новые типы и модели отношений не только друг с другом, но и с обществом, и с собой. Указанные изменения требуют научного анализа и углубленного исследования. А психологическая составляющая приобретает в гендерных исследованиях особую значимость и актуальность, как в сфере теоретических изысканий, так и в сфере практик повседневной жизни.


Степень научной разработанности

В различных областях научного знания созданы научные предпосылки для психологического исследования гендерных отношений. Наибольший вклад в развитие направления «психология гендерных отношений» внесли работы, выполненные в рамках психологии пола, социологии пола, в области гендерных исследований, как междисциплинарной сферы научного знания.

В рамках психологии пола изучались психологические различия между людьми разного пола, социальная полоролевая дифференциация и стратификация, культурные стереотипы маскулинности и фемининности, особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин, психологическая идентификация личности как представителя определенного пола.

В социологии пола исследовательские работы были направлены на изучение проблем женщин и, в меньшей степени, проблем мужчин в зависимости от социально-экономических условий развития страны в определенный исторический период, от типа политического устройства общества, от уровня развития демократии, от господствующих у политической элиты представлений о роли и статусе мужчин и женщин в обществе.

Предметом гендерных исследований являются гендерные отношения, различия и сходство полов. Первые работы в области гендерных исследований проводились в русле полоролевого подхода. Основной теорией, на которой базируются современные гендерные исследования, является теория социального конструирования гендера.


В системе социально-психологического знания были созданы наиболее весомые (по сравнению с другими психологическими дисциплинами) научные предпосылки изучения психологической составляющей гендерных отношений. Это объясняется следующим:

Во-первых, в социальной психологии в предметное поле науки давно включена и активно разрабатывается категория «отношения», которая является базовой в системе гендерного знания.

Во-вторых, в таких традиционных разделах социальной психологии, как «психология больших групп», «психология межгрупповых отношений, «психология общения и межличностных отношений» накоплен определенный объем эмпирических и концептуальных знаний и концептуализаций, который продуктивно может быть использован для анализа проблем гендерных отношений.

В-третьих, в социальной психологии реализуется целостный интегрированный подход к изучению трех основных элементов социально-психологической реальности - внутреннего мира индивида, межличностного взаимодействия в конкретной ситуации и социальной структуры общества, которые являются ключевыми для гендерных исследований и гендерных отношений.


Таким образом, предметное поле социальной психологии оказывается той базой, на основе которой гендерная проблематика может развиваться более интенсивно по сравнению с другими психологическими отраслями знаний. Социальная психология – это та удобная «дверь», через которую гендерная тематика достаточно легко может войти в систему психологической науки.


Цель работы состояла в обосновании возможности и целесообразности выделения нового научного направления «психология гендерных отношений», имеющего свой предмет изучения, собственные границы и области исследования, специфические понятия, методологические основы и методические приемы. Указанное направление должно не только опираться на систему социально-психологического знания, но и быть «встроено», в предметную область современной отечественной социальной психологии.


Задачи исследования:

  1. Проанализировать и обобщить разрозненную литературу по психологическим аспектам гендерных отношений и определить границы распространения гендерной проблематики в психологии.

  2. Конкретизировать и систематизировать научные предпосылки возникновения области знания «психология гендерных отношений».

  3. Разработать теоретические основания выделения психологии гендерных отношений, как нового направления в системе социально-психологического знания.

  4. Предложить концептуальную модель исследования гендерных отношений.

  5. Выделить основные параметры анализа гендерных отношений.

  6. Обосновать и апробировать технологию конкретных социально-психологических исследований гендерных отношений

  7. Выявить специфику гендерных отношений (типов гендерных характеристик и моделей взаимодействия), проявляющихся на разных уровнях социальной реальности и на уровне отдельной личности.

  8. Конкретизировать и описать основные феномены проявления гендерных отношений на разных уровнях социальной реальности и на уровне отдельной личности.


Объект исследования: мужчины и женщины как субъекты гендерных отношений.


Предмет исследования: соотношение гендерных характеристик личности и групп (гендерных представлений, гендерных стереотипов, гендерных установок, гендерной идентичности) и моделей гендерных отношений, реализуемых на различных уровнях социальной реальности субъектами гендерных отношений.


Теоретико-методологическая основа работы:

  • теоретические разработки о межполовых взаимоотношениях, представленные в трудах классиков психологической науки: А.Адлера, К.Хорни, З.Фрейда, К.Юнга;

  • психология отношений В.Н.Мясищева, работы по теории социально-психологических отношений В.Н.Панферова, В.Н.Куницыной;

  • принципы и идеи социального конструкционизма, представленные в работах К.Гергена и адаптированные к отечественной социальной психологии в работах Г.М.Андреевой;

  • социально-психологические концепции: теория социальных представлений С.Московиси, теория социальной идентичности А.Тэджфела, теория самокатегоризации Дж.Тернера;

  • подходы к исследованию идентичности личности и социальных отношений, разрабатываемые в рамках гендерного подхода (К.Уэст, Д.Зиммерман; R.Unger);

  • теоретические модели маскулинности и фемининности, как психологического и социокультурного феномена (S.Bem, И.С.Кон, Р.Коннел, J.H.Pleck).


Психология гендерных отношений опирается на:

  • теоретические разработки социальных психологов по проблемам психологии больших групп, межгруппового взаимодействия и межличностного общения: В.С. Агеева, Г.М.Андреевой, Г.Г.Дилигенского;

  • исследования в области психологии половых различий: C.Gilligan, J.Hyde, M. Horner, E.Maccoby, C.Jacklin, В.В.Абраменковой, И.С.Кона, В.Е.Кагана, Т.А.Репиной, И.И.Лунина, Г.В.Турецкой, Т.И.Юферевой;

  • работы в области гендерной психологии: S.Bem, K.Deaux, B.Lott, R.Unger, Ш.Берн;

  • работы психологов феминистской ориентации (N.Chodorow , R.J.Hare-Mustin, Marecek, R.Unger).


Методы и методики исследования

В исследовании были использованы как количественные, так и качественные методы исследования. Методиками исследования были выбраны: полуструктурированное интервью «Гендерные отношения в России»; авторские анкеты «Гендерные характеристики» и «Качества мужчин и женщин»; авторский вариант методики неоконченных предложений «Гендерное поведение в конфликте» и «Мужчины и женщины»; анкета «Распределение семейных обязанностей», опросник Т.Лири, опросник Томаса, опросник «Кто Я?», Калифорнийский личностный опросник.

Из приведенного перечня использованных методик группу качественных методов составили методики неоконченных предложений и полуструктурированное интервью, а группу количественных методов - стандартизированные психологические опросники и анкеты.


Всего в исследовании приняли участие 1560 человек (647 мужчин и 913 женщин). В основном социально-психологическом исследовании в 2001-2003 году участвовали 807 человек (283 мужчины и 524 женщины).


Основная гипотеза

Выделенные основные параметры анализа гендерных отношений (дифференцированность ролей и иерархичность статусов субъектов гендерных отношений) позволяют предположить, что базовой моделью гендерных отношений, типичной для разных уровней социальной реальности, будет доминантно-зависимая модель отношений. Данную модель гендерных отношений будут реализовывать субъекты с традиционными гендерными представлениями, стереотипами и установками. Субъекты с нетрадиционными гендерными представлениями, стереотипами и установками склонны демонстрировать партнерскую модель гендерных отношений.


Научная новизна

  1. Сформулирована концептуальная модель исследования гендерных отношений, включающая:

  • уровни проявления гендерных отношений и параметры их изучения;

  • схему анализа гендерных отношений на каждом из уровней (характеристики субъектов отношений и феномены гендерного содержания);

  • типичные модели гендерных отношений в привязке к уровням их проявления и гендерным характеристикам субъектов отношений.

  1. Раскрыто содержание таких новых для системы социально-психологического знания понятий, как: гендерные группы, гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки, гендерная идентичность.

  2. Показана специфика проявления гендерных отношений на разных уровнях анализа благодаря описанию феноменов гендерного содержания, а именно: «гендерный контракт», «профессиональная гендерная сегрегация», «полоролевая дифференциация», «кризис гендерной идентичности», «гендерный конфликт».

  3. Разработан комплекс методических средств для изучения гендерных отношений.

  4. Получены новые эмпирические факты, раскрывающие специфику гендерных отношений на разных уровнях социальной реальности и на уровне отдельной личности.

  5. Представлены новые эмпирические факты, раскрывающие типологию гендерных представлений, гендерных стереотипов, гендерных установок.


Теоретическая значимость

  1. Представлено теоретическое и эмпирическое обоснование нового научного направления в социальной психологии – психология гендерных отношений, имеющего свой предмет изучения, структуру и систему понятий, собственные границы и области исследования, методологические основы и методические средства исследования.

  2. Проблема межполовых отношений рассмотрена и проанализирована с позиций социально-конструктивистской ориентации, идей гендерного подхода и с привлечением релевантного междисциплинарного знания.

  3. Обоснованно расширен спектр исследования межполовых отношений от традиционного микроуровня до макро-, мезо- и внутриличностного уровня.


Практическая значимость

1. Теоретический и эмпирический материал работы может составить основу содержания учебных курсов по гендерной тематике для студентов психологических, социологических и других факультетов разных вузов.

2. Анализ гендерных отношений, как социально-психологического феномена, позволяет выявить в психологической практике новые аспекты функционирования личности как субъекта межполовых отношений.

3. Разработанные и апробированные методики исследования гендерных отношений могут быть включены в арсенал методов практической психологии.

4. Теоретический и эмпирический материал работы может быть использован в практике психологического консультирования по проблемам межполовых отношений, а также личностных проблем гендерного содержания (например, «кризис маскулинности», «ролевой конфликт работающей женщины», «кризис двойной идентичности» и др.).


Надежность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными теоретическими и методологическими позициями, эмпирической проверкой теоретических положений, разработкой и использованием валидного и надежного социально-психологического инструментария, применением современных методов математической статистики


Положения, выносимые на защиту

На защиту выносится теоретическое и эмпирическое обоснование нового научного направления в социальной психологии – психология гендерных отношений.



  1. Психология гендерных отношений – новое направление в социальной психологии, имеющее свой предмет изучения, структуру и систему понятий, собственные границы и области исследования, методологические основы и методические средства исследования.




  1. Концептуальная модель исследования гендерных отношений раскрывается в следующих основных положениях:

  • Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей, как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности.

  • В каждом из выделенных видов отношений присутствуют два слоя отношений или два аспекта: объективный и субъективный.

  • На макросоциальном уровне, где гендерные отношения анализируются в системе: "группа мужчин или женщин – общество (государство)", социально-психологическими дериватами и детерминантами гендерных отношений являются гендерные представления как разновидность социальных представлений.

  • На уровне межгрупповового взаимодействия, где анализ гендерных отношений осуществляется в системе "группа мужчин – группа женщин", детерминирующими социально-психологическими факторами межполовых отношений выступают гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов.

  • На уровне отношений между мужчинами и женщинами (межличностные отношения) объектом анализа являются системы "личность – личность", где взаимодействующие личности имеют противоположный пол. Гендерные отношения этого уровня обусловлены гендерными установками как одним из видов социальных установок.

  • На внутриличностном уровне объектом анализа становится самоотношение личности как субъекта определенного пола, а гендерная идентичность, которая является составляющей социальной идентичности, выступает как детерминанта этого самоотношения личности.

  • Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, соотносимые с гендерными представлениями, стереотипами, установками и отраженными в сознании субъектов. Через эти корреляты изучаемые отношения описываются и анализируются, что и позволяет раскрыть их специфику. Основными параметрами исследования гендерных отношений являются дифференциация и иерархичность ролей и статусов мужчин и женщин, как субъектов гендерных отношений.


3. Специфика гендерных отношений проявляется в социально-психологических феноменах гендерного содержания, которые возникают в процессе взаимодействия субъектов гендерных отношений. На макросоциальном уровне анализа гендерных отношений – это феномен «гендерного контракта», на мезоуровне – феномен гендерного неравенства в профессиональной сфере («профессиональная сегрегация»), на микроуровне – феномен «полоролевой дифференциации», на внутриличностном – феномены «кризис гендерной идентичности» и «гендерный конфликт».


4. Доминантно-зависимая модель отношений является базовой моделью гендерных отношений на разных уровнях социальной реальности, однако практики межличностных гендерных отношений отличаются более разнообразными моделями, чем практики межгрупповых гендерных отношений и отношений макроуровня. Гендерные представления и стереотипы в большей мере изменяются в направлении маскулинизации женщин, чем в направлении феминизации мужчин.

Апробация работы. Автором были разработаны и внедрены в программу подготовки психологов в РГПУ им. А.И.Герцена курс «Психология гендерных отношений», в программу подготовки магистрантов в РГПУ им. А.И.Герцена курс «Социально-психологическое исследование гендерных отношений».

Материалы диссертации были представлены и апробированы в виде докладов на научных и научно-практических конференциях, в том числе на Международном научно-практическом симпозиуме «Права человека и проблемы идентичности в современном мире» (Санкт-Петербург, 2004); на Международной конференции «Женщина третьего тысячелетия: гражданская и политическая ответственность российских женщин» (Москва, 2004); на Международной конференции «Лидерство. Гендерные перспективы» (Санкт-Петербург, 2003); на Научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2003» (Санкт-Петербург, 2003); на Международной научно-практической конференции «Гендерное образование в системе высшей школы: состояние и перспективы» (Иваново, 2003); на Научно-практической конференции «Пол и гендер в науках о человеке и обществе» (Тверь, 2003); на Международной конференции «Исследование и преподавание гендера в Центральной Азии: проблемы высшего образования» (Ташкент, 2002); на Международной научной конференции «Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе» (Иваново, 2002); на Международной научной конференции «Российские женщины и европейская культура» (Санкт-Петербург, 2001); на Межрегиональной научно-практической конференции «Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции» (Мурманск, 2001); на Научно-практической конференции «Образование и психология». Ананьевские чтения-2001, (Санкт-Петербург, 2001); на Международной конференции «Социально-психологические проекты для женщин в гендерной перспективе» (Санкт-Петербург, 2001); на Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Женщина. Образование. Демократия» (Минск, 2000); на Российской научно-практической конференции «Интеграция гендерного подхода в преподавание социальных и гуманитарных наук» (Тверь, 2000); на Международной конференции «Роль фундаментальных социологических исследований в преподавании гуманитарных дисциплин и становлении в России гражданского общества» (Санкт-Петербург, 1999); на Международном научно-практическом семинаре «Гуманистическая психология и женские проблемы» (Самара, 1998) и др.


Материалы диссертации отражены в 61 публикации по теме исследования общим объемом 62,7 п.л./61,25 п.л.


Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации, включающий 49 таблиц и 15 рисунков, составляет 399 страниц. Общий объем – 460 страниц. Список литературы состоит из 386 наименований, в том числе 34 источника на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность, определяется объект и предмет диссертационного исследования, формулируются цель, задачи и гипотеза, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также определяются положения, выносимые на защиту.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Психология гендерных отношений iconПрограмма дисциплины Социология семьи и гендерных отношений для направления/ специальности 040100. 68 Социология подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Психология гендерных отношений iconПсихология и этика деловых отношений
Психология и этика деловых отношений : конспект лекций / сост. О. Ф. Гаврилов; Кузбас ин-т экон и права. – Кемерово, 2011. – 170...
Психология гендерных отношений iconЛитература по дисциплине «Историческая психология»
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный...
Психология гендерных отношений iconПсихология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
Особое место отводится методам социально-психологической помощи семье при дестабилизации семейных отношений
Психология гендерных отношений iconПрограмма дисциплины «Социология семьи и гендерных отношений»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Психология гендерных отношений iconПрограмма дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300. 68 Психология подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Психология гендерных отношений iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки;
Основные школы: бихевиоризм, гештальт, гуманистическая, трансперсональная, психоанализ. Отечественные школы: культурно-историческая...
Психология гендерных отношений iconСодержание 1 Предисловие 2
Московского Университета (см. «Психология памяти», М.: 1998; «Психология ощущений и восприятия», М.: 1999; «Психология индивидуальных...
Психология гендерных отношений iconПрограмма дисциплины «Социология семьи и гендерных отношений»  для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Психология гендерных отношений icon“роль интернета в формировании гендерных стереотипов у молодежи” 4
Реферат на тему “роль интернета в формировании гендерных стереотипов у молодежи” 4
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница