Урок Тема: биология




НазваниеУрок Тема: биология
Дата30.08.2012
Размер69.3 Kb.
ТипУрок
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

Урок 1. Тема: БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИЗНИ

Задачи: показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биоло­гических знаний.

Элементы содержания: биология, биотехнология, биофи­зика, биохимия, микробиология.

  1. Краткое знакомство с новым курсом, обоснование роли и места «Общей биологии» в системе биологических наук. Изучение мето­дического аппарата учебника, разъяснение требо­ваний, предъявляемых к подготовке домашних заданий, к ведению тетрадей.

II. Изучение нового материала.

Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во вре­мени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биолгия относится к естественным наукам.

Термин «биология» впервые был предложен немецким про­фессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.

Например:

1. Ботаника - исследует строение, способ существования,
распространение растений и историю их происхождения. Вклю­чает в себя подразделы:

  • микология - наука о грибах;

  • бриология - наука о мхах;

  • геоботаника - изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;

  • палеоботаника - изучает ископаемые останки древних рас­тений

и др. науки.

2. Зоология - изучает строение, распространение и историю развития животных.

Подразделы:

  • ихтиология - наука о рыбах;

  • орнитология - наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;

этология - наука о поведении животных.

3. Морфология - изучает особенности внешнего строения
живых организмов.

4. Физиология - изучает особенности жизнедеятельности
живых организмов.

  1. Анатомия - изучает внутреннее строение живых орга­низмов.

  2. Цитология - наука о клетке.

  3. Гистология - наука о тканях.

  4. Генетика - наука, изучающая закономерности наследст­венности и изменчивости живых организмов.

9. Микробиология — изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.

10. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.

И др. науки.

Возрастающий темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия между различными естественными науками. В ходе такого развития на стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных и иных наук:

1) биофизика - исследует биологические структуры и функ­ции организмов физическими методами;

  1. биохимия - исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;

  2. биотехнология - изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых crohctb в производстве.

Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не зна­комого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к сте­не. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человече­скому взгляду».

Помимо познавательной и эстетической стороны, биологи­ческие знания имеют и чисто практическое применение во мно­гих областях человеческой деятельности.

Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народ­ного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высоко­продуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота.

Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, пси­хология социолога и др.

Урок 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОЛОГИИ.

Элементы содержания: научное исследование, научный факт, наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, теория.

I. Задание. Рассказать о значении и роли биологии:

- в медицине (изучение и борьба с инфекциями, паразитическими заболеваниями);

- в биотехнологии (биосинтез белков, синтез антибиотиков, витаминов, гормонов);

- в сельском хозяйстве (селекция высокопродуктивных пород животных и сортов растений);

- в селекции микроорганизмов;

- в охране природы (разработка и внедрение методов рационального и рачительного природопользования).

II. Изучение нового материала.

Наука один из способов изучения и познания окружающего мира.

Научный методэто совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

В биологии применяются различные научные методы. К наи­более часто используемым относятся: наблюдение, сравнение, эксперимент, сравнительный метод, описательный и историче­ский методы.

МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
1. Наблюдение 2. Эксперимент

I I

Проверенные результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов

I

Научный факт

  1. Описательный метод - заключается в описании объек­тов и явлений.

  2. Исторический метод - сопоставление результатов на­блюдений с ранее полученными результатами.

  3. Инструментальный метод - использование для изуче­ния природных объектов инструментов и оборудования


НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Проводится наблюдение над объектом или явлением

I

на основе полученных данных выдвигается гипотеза

I

проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)

J

проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Этапы работы

Осуществление

Постановка проблемы

Выработка четкой постановки проблемы

Предполагаемое реше­ние, формулировка гипотезы

Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже извест­ные данные

Планирование

Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)

Проведение опыта

Подбор необходимых биологических объек­тов, приборов и реактивов. Проведение опы­та. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов

Обсуждение

Сравнение полученных результатов с гипо­тезой, научное объяснение результатов


III. Закрепление изученного материала.

Ответить на вопросы:

  1. Что такое научный метод?

  2. Что такое научный эксперимент?

  3. Чем гипотеза отличается от закона или теории?

  4. Какой метод исследования в биологии является наиболее древним? А какой - самым современным?

Домашнее задание: § 2. Опишите поэтапно проведение биологического опыта (постройте модель предполагаемого опыта) на одну из следующих тем:

  1. Влияние загрязнения водоема на численность животных растений.

  2. Влияние различных видов и доз удобрений на определен­ие сорта культурных растений.

3. Влияние питания на рост и развитие грызунов.
И др. темы.

Похожие:

Урок Тема: биология icon«Белки органические биополимеры» ( интегрированный урок биология-химия)
Тема урока: «Белки органические биополимеры» (интегрированный урок биология-химия)
Урок Тема: биология iconТема: «глаз человека как оптическая система»
Тип урока: интегрированный (физика – биология – информационные технологии) урок изучения нового материала с элементами самостоятельной...
Урок Тема: биология iconУрок «Образец исследования» (начальный уровень) Тема: «Строение вещества и его свойства»
Аннотация: урок является частью раздела «Соединения химических элементов» (умк габриелян. О. С.). По дидактической цели – обобщающий...
Урок Тема: биология iconУрок с поддержкой икт
Предмет, тип урока – природоведение (биология), урок-объяснение нового материала
Урок Тема: биология iconТема, раздел
«Биология как наука. Методы научного познания 3 3 Тема 1 Краткая история биологии 1 1 Тема 2 Сущность и свойства живого 2 2 Раздел...
Урок Тема: биология icon«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань
Тема урока: «Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина...
Урок Тема: биология iconКонспект урока по биологии в 7 классе Тема: «Размножение и происхождение земноводных»
Урок на тему: «Размножение и происхождение земноводных» из раздела «Животные» предмета «Биология»
Урок Тема: биология iconУрок презентация по биологии в 8 классе на тему
Урок «Пищеварение в ротовой полости» — это третий урок в теме пищеварение изучается в 8 классе. Учебник: Биология. 8 кл. Человек:...
Урок Тема: биология iconКонспект модульного урока с использованием икт
С репетитор «Биология» часть4, тема 01, раздел 2 и альбом «Общая биология» → Возникновение и развитие жизни на земле → рудименты...
Урок Тема: биология iconЗаболевания органов пищеварения
Тема урока: Заболевания органов пищеварения. Урок биологии в 8 классе по теме «. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница