Проектная методика в школьном курсе технологии




Скачать 115.04 Kb.
НазваниеПроектная методика в школьном курсе технологии
Дата08.10.2012
Размер115.04 Kb.
ТипДокументы
Проектная методика в школьном курсе технологии

Учитель технологии высшей квалификационной

категории Мортовской средней (полной)

общеобразовательной школы Елабужского района

Республики Татарстан

Губайдуллин Фарид Габдельнурович

Программой школьного курса "технология" предусматривается создание условий для формирования и развития у учащихся творческих способностей. В связи с этим учащиеся в каждом классе, начиная со второго, выполняют про­ект - самостоятельную работу, результат выполнения которой должен показать степень усвоения учащимися программного материала, а также степень сформированности у учащихся творческих качеств, наличие способностей приме­нять на практике имеющиеся интеллектуальные и практические умения, полу­ченные в процессе прохождения различных разделов курса "Технология".

Проект - это обоснованный план действий, направленный на формирова­ние у учащихся определенной системы интеллектуальных практических уме­ний, необходимых для осознанной самостоятельной деятельности, включаю­щей в себя выбор цели деятельности (что и почему надо сделать), разработку или выбор рациональной технологии, изготовление и реализацию изделия, продукта; здесь же осуществляется экономическая и экологическая оценка вы­полненной работы, проводится работа по маркетингу (изучению опроса и предложения на производственную продукцию и возможности ее реализации). Результаты деятельности учащихся по выполнению проекта должны поэтапно материализовываться, т.е. фиксироваться в виде описания и обоснования выбо­ра цели деятельности, выполнения эскизов, чертежей, технологических карт, изготовления каких-либо изделий. Совокупность всех рабочих материалов и готовых изделий и составляет осуществленный проект, по которому оценива­ется уровень общетрудовой подготовки школьников.

Проект начинает разрабатываться учащимися под руководством учителя в первой половине учебного года, а завершается к концу учебного года. Проект может носить комплексный харак­тер, т.е. при его выполнении могут использоваться знания и умения по не­скольким разделам программы (например, по обработке материалов, культуре дома, электрорадиотехнологии и др.), но не исключаются и такие методы проек­тов, и другие - новые технологии обучения. Вопрос о методе проектов широко дискутировался в педагогической печати. Метод применялся многими учите­лями. Трансформация его на нашей почве дала комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий и многие другие вариации.

1. История возникновения метода проектов.

В проекте концепции структуры и содержания общего среднего образова­ния указано, что «основы курса технологии составляет самостоятельную про­ектную деятельность учащихся». Эта идея, направленная на развитие способно­стей ребенка проявить себя в жизни, возникла вдалеке от реалий российской школы. Но для наших детей она не менее важна чем для их сверстников за ру­бежом.

Обратимся к истории возникновения метода проектов. В методе проектов о педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Дж. Дьюи (1859-1952). Дьюи и его коллеги утверждали примерно следующее: «Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь». Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальное жизни. Всякая деятельность с детьми (в т.ч. и обучение) должна строиться на их интересах, потребностях, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми) спланировать, выполнить, проанали­зировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

1.2 Задачи метода проектов.

Сегодня, говоря «метод проектов», мы понимаем под этим словосочетани­ем и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую тех­нологию и конкретную практику работы педагогов. И поскольку идеи. реализо­вать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми (осо­бенно в курсе технологии), то учет исторического опыта тех лет просто необхо­дим.

Возрождая метод проектов, перед учителями технологии ставятся те же за­дачи, что были провозглашены его основоположниками. По мнению профессо­ра В. Кильпатрика, она заключается «в воспитании человека, умеющего ра­ботать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить».

1.3 Проблемы, возникающие при внедрении метода проектов.

Одновременно перед нами встают те же трудности, с которыми встрети­лись педагоги американских школ того времени:

- необходимость наличия специальных мастерских и материалов;

- разносторонней под готовки учителя;

- непроработанность вопросов о способах организации работы и контроля,

НЕ­ОСНОВНОЙ трудностью при внедрении проектов в школе, как справедливо отмечал профессор Кильпатрик, «является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащим­ся».

Рассмотрим данные проблемы подробнее.

1.4 Оснащенность мастерских.

По сравнению с развитыми странами, например с Англией, где метод про­ектов применяется, начиная с 1988 года наши мастер­ские, особенно сельские, выглядят бледно. Вот отрывок из статьи «Занятия но технологии в школах Англии» в журнале «Школа производства»: «Тема урока в 5 классе «Создание электронной игрушки на основе готовых электросхем». Под руководством учителя учащиеся разрабатывают форму и дизайн фонарика, ис­пользуя для этого компьютер. Потом они выполняют образцы с твердого пенопласта на подключенном к ЭВМ токарном станке и оформляют изделие».

Я считаю, что не стоит расстраиваться из-за отсутствия компьютера, про­граммируемых токарных станков. При необходимости научиться работе на ПК никогда не поздно, а мастерству можно научиться только у мастера в процессе совместной кропотливой работы. Поэтому полезно, когда учащиеся наблюдают за работой учителя над тем или иным изделием, от стадии разработки до ко­нечного результата. Заменить ручной труд работы на ПК и лишить детей радо­сти творить полезные вещи своими руками было бы большой ошибкой.

2. Выбор темы.

Хочу отметить важность правильного выбора темы проекта. Учитель с од­ной стороны должен поощрять инициативу школьника, а с другой — объективно оценивать его возможности, наличие соответствующей материальной базы мас­терских и свои возможности в том числе. Для этого необходимо ясно предста­вить себе , какие требования предъявляются к школьному проекту. Его тема должна быть интересна ученику, она должна открывать возможности для само­стоятельного выдвижения и реализации им новых идей, развитие имеющихся у него знаний и умений, учитывать безопасность труда, время, отводимое на вы­полнение работы, обеспечивать в конечном счете создание красивой и полезной вещи.

В этой связи очень полезно иметь «Банк проектов», где проекты распреде­лены по классам и определено время выполнения. «Банк» постоянно пополня­ется новыми проектами, придуманными учениками, опубликованными в раз­личных журналах и из других источников.

3. Организация работы над проектом. Контроль.

Часто учителю бывает достаточно трудно осуществлять индивидуальный подход в обучении при выполнении проектов: не хватает времени для работы индивидуально с каждым учеником, и в результате часть ребят выполняют про­ект с большой долей самостоятельности, но качество усвоения материала по разделу и степень сформированности умений (как практических, так и конст­рукторских) при этом не достигают желаемого уровня. Чтобы смягчить эту проблему, я рекомендую следующее:

а) использовать коллективное (но 2-3 человека) выполнение проекта. Но при этом неизбежно возникают вопросы, как обеспечить активное участие в общей работе каждого ученика и оценить его личный вклад в общее дело. По­этому при образовании бригад нужно учесть совместимость, общность интере­сов и чтобы был лидер, способный организовать, загрузить работой всю группу;

б) обратить внимание на идею использования проектов для расширения связей между семьей и школой. К сожалению, необходимость толкает родите­лей тратить очень много времени на добывание средств к существованию. В этой ситуации практическое задание, которое ученик выполняет совместно с родителями дома, так называемый домашний проект, может стать связующим звеном между семьей и школой. Это снизит нагрузку на учителя. Например, вместе с отцом школьник может изготовить что-либо из мебели для дома, а с матерью -сшить костюм к новому году;

в) с целью экономии времени, наряду с защитой проектов, использовать различные контрольные мероприятия, связанные с проверкой уровня знаний и уме­ний учащихся в результате выполнения проекта:

-устный опрос;

- контрольная работа;

-тесты;

- использование в качестве ассистентов наиболее подготовленных учеников, в т.ч. и из других классов.

4. Подготовка учителя к работе над проектом.

Определенная часть учителей по различным причинам не применяют (или применяют формально, только на бумаге) метод проектов. Одна из причин заключается в том, что как мне кажется, метод проектов очень сложный, ни на что не похожий. Нельзя выдавать метод проектов да и современную «технологию» за нечто совершенно новое, отрицать пользу преемственности и начисто отвергать прошлый опыт. Проектная работа учащихся — это не только продолжение практических работ, но и творческое, поисковое, исследовательское, интеллектуаль­ное начало. Идеальный учитель технологии должен быть универсалом, знаю­щим материал но любой теме: от отработки материалов до электроники. Кроме того он должен знать рыночную экономику и многое, многое другое. Безусловно, к этому нужно стремиться. Да, хорошим педагогом можно считать того, кто ответит на все вопросы учащихся, но еще лучше того учителя, который научит добывать знания, находит ответы на вопросы самих учащихся, а также научить

учащихся анализировать, синтезировать, систематизировать добытые через средства массовой информации знания. Это является одной из главных задач учителя технологии.

5. Из опыта работы.

В нашей школе практика выполнения творческих проектов учащимися на уроках технологии применяется с 1996 года. Темы проектов выбирали исходя из нужд мастерских, в том числе мастерской обслуживающего труда. Например, «Гладильная доска» - 7 класс, «Вешалка» - б класс, «Разделочная доска» - 5 класс. Работы выполнялись как индивидуально, так и группами по 2-3 челове­ка. В работе над проектами использовал методические рекомендации для учите­лей технологии «Проекты по технологии» (автор-составитель зав. кафедрой ТММ технико-экономического факультета ЕГПИ Капустин В.С.).

Организация проектной деятельности включала в себя следующие этапы:

1) подготовительный этап:

- выбор темы проекта учащимися, его обоснование и формирование моти­вации к деятельности по выполнению проекта;

- определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для вы­полнения проекта в соответствии с требованиями программы;

- составление плана работы по проекту;

- обучение учащихся умению работать с литературой и другой информа­цией по теме проекта.

2) конструкторский этап (полностью отражает содержание выполненного проекта).

В качестве примера последовательности выполнения проекта приведу творческий проект «Курай», выполненного учеником 8 класса нашей школы Тихомировым Олегом Евгеньевичем.

Мотивация выбора проекта

В нашей школе уже много лет работает детский ансамбль «Курайчы» под руководством учителя музыки Хидиятуллиной Р.М.

Ребята с удовольствием играют на татарских народных музыкальных инструментах. Но есть одна проблема – инструмент курай сделан из хрупкой пластмассы и часто ломается. Рамзия Миннехановна жалуется, что скоро не на чем будет играть.

Я решил помочь ребятам из ансамбля.

История возникновения инструмента.

В далекие времена люди верили, что человек после смерти продолжает жить в другом мире, где ему нужны и его посуда, и одежда, и другие необходимые при жизни вещи. А потому все это складывали в курган, когда человек уходил из жизни земной.

И вот ученые, раскопав один из курганов, обнаружили в нем восемь костяных трубочек, словно выстроившихся по росту и с ровными срезами. Похожие музыкальные инструменты есть у всех народов мира.

И можно подумать, что музыка началась со случайностей. Услышал человек, как свистит ветер в обломанном стебле тростника. Сорвал человек такой стебель и вместо ветра подул в него сам. Получилась свистулька, похожая на флейту. Услышал человек пение птицы и решил: хочу, чтобы моя свистулька пела на разные голоса. Рассказывают, что древний китайский ученый Линь-Люнь насыпал в бамбуковые трубки зерна маиса – побольше, поменьше. И вот что он открыл. Чем больше в трубках зерна и чем меньше воздуха, тем тоньше получается звук. Так он узнал, что воздушная струна внутри трубки звучит высоким голосом, если она коротенькая и звучит более низким голосом, если она длиннее.

Физические основы работы инструмента.

Теперь становится понятно, как с помощью дырочек в трубке меняется длина этой струны… Все дырочки закрыты – звучит вся воздушная струна целиком… Вот один палец поднят, воздух протекает в эту дырочку, воздушная струна стала короче – звук повыше… Вот два пальца подняты – еще короче стала наша струна, еще выше звук. Можно взять десять дудочек разной длины, можно на одной единственной сыграть те же десять звуков разной высоты.

Особенности устройства татарского курая.

Из инструментов, которые сохранились до наших дней, подлинно национальными можно назвать только два из них – курай и кубыз. Татарский курай в отличие от башкирского оснащен пробкой. Когда-то инструмент имел только два отверстия. На сегодняшний день курай имеет шесть или семь клапанов-отверстий. Звуковой ряд включает в себя две октавы (переключение на вторую октаву происходит путем увеличения скорости потока воздуха). Тембр татарского курая мягкий и чистый. В нем, в отличие от башкирского курая нет вибрации и жужжащих звуков.

Технологическая карта на изготовление татарского курая



Последователь-

ность операции

Эскиз

Инструменты

приспособления

1.

Разметка дюралевой трубки по длине. Отрезание




Линейка, чертилка, тиски, ножовка.

2.

Разметка отверстий. Сверление, обработка отверстий.




Линейка, кернер, молоток, сверла:

7,5,6,5,4

сверлильный станок, полукруглый надфиль

3.

Разметка и отрезание звукового окна,

Обработка фаски звукового окна.




Линейка, чертилка, ножовка по металлу, зубило,надфиль плоский.

4.

Изготовление детали пробка из пластмассы




Токарный станок ТВ-4, штангенциркуль



5.

Изготовление хомутика из дюралевой трубки




Линейка, чертилка, ножовка по металлу.

6.

Сборка изделия




Киянка



7.

Отрезание по линии скоса, отделка изделия, наладка инструмента




Ножовка, шкурка, надфиль,

Камертон.




Экономические расчеты.


Чтобы определить себестоимость инструмента нужно вычислить стоимость материалов, затраченной электроэнергии, амортизации станков, инструментов и затраты на заработную плату.

Масса дюралевой трубки (бывшей в употреблении лыжной палки) 200 грамм. Стоимость одного килограмма дюралюминия в приемных пунктах цветного металла примерно 25 рублей. Для изготовления одного инструмента необходимо около 40 граммов металлической трубы.

Стоимость электроэнергии подсчитаем исходя из расчета, что 1 кВт энергии стоит 4 рубля, а затраты времени на сверление 6 минут, т. е. 0,1 часов. Мощность электродвигателя сверлильного станка 0.4 кВт.

Амортизацию учитывать не будем. Заработная плата слесаря 1-го разряда за 1 час составляет 6 рублей. Всего затрачено 5 часов. Итого 30 рублей. Стоимость изделия составит:

Цена подобного инструмента на рынке от 100 до 150 рублей. Неплохая экономия получается!

Экспертная оценка проекта.

Инструмент выполнен на высоком уровне, звук чистый, мягкий, в тональности ре- минор. Звуковой ряд включает в себя более двух октав. Инструмент позволяет исполнять лирические и плясовые мотивы. Курай сделан эстетично, удобен в обращении. Выполнение этого проекта оказалось очень полезным и своевременным для нашего ансамбля.

Преподаватель музыки, руководитель ансамбля «Курайче» Хидиатуллина Р.М.

Похожие:

Проектная методика в школьном курсе технологии iconМетодика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5
Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов»
Проектная методика в школьном курсе технологии iconАнжела Олеговна Мельник
Методика организации диалогического изучения «слова о полку игореве» в школьном курсе «литература»
Проектная методика в школьном курсе технологии iconПрограмма элективного курса заняла 1 место в окружном конкурсе педагогического мастерства (г. Салехард)
Ожно назвать основной из функций, изучаемых в школьном курсе математики. Если не считать самой простой функции – линейной, то это...
Проектная методика в школьном курсе технологии icon«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии»
«Методика постановки физического эксперимента в 8 классе», «Новые образовательные технологии на уроках физики»
Проектная методика в школьном курсе технологии iconТике для учащихся 9-го класса
Они вызывают трудности у многих учащихся. Отчасти это происходит от недостаточного внимания, уделяемого такого сорта задачам в школьном...
Проектная методика в школьном курсе технологии iconКомпьютерное моделирование в школьном курсе информатики. Цели и задачи моделирования
Компьютерное моделирование в школьном курсе информатики. Цели и задачи моделирования. 1
Проектная методика в школьном курсе технологии iconРекомендуемые темы вкр для программы «Преподаватель» Использование научных понятий в школьном курсе ( ). Актуализация понятий химии (физики, математики+) в курсе биологии (ботаники, зоологии, физиологии+)
Актуализация понятий химии (физики, математики+) в курсе биологии (ботаники, зоологии, физиологии+)
Проектная методика в школьном курсе технологии iconТворческая работа тема: Проектная деятельность в начальной школе
Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего...
Проектная методика в школьном курсе технологии iconМетодика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе школьной программы. Система изучения теории литературы в 5 классе
Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе школьной программы. 1
Проектная методика в школьном курсе технологии iconМетодические рекомендации по проведению уроков 13 Приложения 48 Информационные ресурсы 56
Тема «Технология обработки числовой информации на пк в школьном курсе информатики и икт» 5
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница