Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины




Скачать 420.87 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины
страница1/3
Дата07.10.2012
Размер420.87 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации






Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Программа дисциплины



Психология развития и возрастная психологии



для направления 030300 «Психология»

подготовки бакалавра (030300.62)


Автор программы: Молчанова О.Н.

(olmol@list.ru)



Рекомендовано

Одобрено на заседании

секцией УМС «Психология»

кафедры Общей и экспериментальной психологии

Председатель


Зав. кафедрой

В.А. Штроо

А.К. Болотова




«____» _____________ 2008 г.


«____» _____________ 2008 г.




Утверждено УС

Факультета психологии

Учёный секретарь


­­­­­­­­­­­_____________________ Е.Б. Старовойтенко


«____» _____________ 2008 г.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­


Москва 2008

Пояснительная записка


Требования к студентам: Дисциплина «Психологии развития и возрастная психология» рассчитана на студентов второго курса факультета психологии уже имеющих определенные знания по философским и гуманитарным наукам, а также по общей психологии.


Аннотация.


«Психологии развития и возрастная психология» предполагает полное, широкое и систематическое освещение проблем развития человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. Дисциплина ориентирована на освоение фундаментальных понятий психологии развития, основных подходов и теорий развития, представленных в зарубежной и отечественной психологии, на решение проблемы условий, факторов, движущих сил, источников и стадий психического развития, раскрытие закономерностей когнитивного и личностного развития на разных этапах онтогенеза.


Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов

Аудиторные

часы

Самостоятельная работа










Лекции

Семинар.

занятия




1.

Предмет психологии развития и возрастной психологии. История становления психологии развития.

4

1

1

2

2.

Стратегии и методы возрастной психологии

8

1

1

6

3.

Теории психического развития: биологический подход

8

2

2

4

4

Теории психического развития: поведенческий подход

8

2

2

4

5

Теории психического развития: психодинамический подход

12

2

2

8

6.

Теории психического развития: когнитивно-генетический подход

13

3

2

8

7.

Проблемы развития, возраста и возрастной периодизации в отечественной психологии

17

3

4

10

8.

Проблемы пренатального развития

8

2

2

4

9.

Новорожденность. Период младенчества

10

2

2

6

10.

Раннее детство

10

2

2

6

11.

Дошкольный возраст

10

2

2

6

12.

Младший школьный возраст

10

2

2

6

13.

Подростковый возраст

12

2

2

8

14.

Период юности

10

2

2

6

15.

Общие вопросы психологии взрослости. Ранняя взрослость

6

1

1

4

16.

Средняя взрослость

6

1

1

4

17.

Поздняя взрослость

10

2

2

6

ИТОГО




162

32

32

98



Базовые учебники



  1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001.

  2. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000.

  3. Психология развития. Хрестоматия / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой – М.: ЧеРо, 2005.



Формы контроля:


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

- работа на семинарских занятиях (выступления, доклады, обсуждение),

- коллоквиум (5-7 печатных страниц),

- реферат (15-20 печатных страниц),

- устный экзамен.


Оср=ОWсем. зан.+ ОWколл. + ОWреферат + ОWэкзамен


Wработа на сем. занятиях=0,1 Wколл. =0,2 Wреферат=0,2, Wэкзамен =0,5


Содержание программы.


ТЕМА 1. Предмет психологии развития и возрастной психологии. История становления психологии развития.

Предмет и объект возрастной психологии и психологии развития: общее и различное. Связь возрастной психологии и психологии развития с другими науками. Возрастная психология в системе психологической науки. Разделы возрастной психологии. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.

Основные категории психологии развития и возрастной психологии: онтогенез, развитие, возраст. Сравнительный анализ понятий: рост, созревание, научение, инволюция, развитие. Особенности процесса развития. Общее представление о возрасте и периодизации психического развития. Понятие сензитивного и критического периода.

Исторические и социальные предпосылки становления психологии развития. Социально-историческая природа детства. Работы Ф.Арьеса. Ранние теории развития: преформизм, взгляды на развитие Дж. Локка, теория развития Ж.-Ж. Руссо. Работы Д.Тидемана. Исследования В.Прейера.

Центральные проблемы онтогенеза: факторы развития (природа или воспитание), характер развития (непрерывность или прерывность), природа объекта развития (активность или пассивность человека).


ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Предмет и основные понятия психологии развития // Психология развития. Хрестоматия / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой – М.: ЧеРо, 2005. С. 106-114.

  2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 15-35.

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2001. С. 7-25.


Дополнительная:

  1. Анцыферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. – М., 1988. С. 22-56.

  2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2000.

  3. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002. С. 22-30.

  4. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: прайм-Еврознак, 2002.

  5. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998.



ТЕМА 2. Стратегии и методы возрастной психологии.

Стратегии исследования психического развития человека: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, комбинированный (когортно-последовательный) план исследования. Кросс-культурные исследования..

Требования к методам возрастной психологии. Особенности диагностики психического развития людей разного возраста.

Актуальные проблемы детской психодиагностики.

Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации. Виды наблюдения.

Эксперимент и его виды. Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе.

Метод беседы в возрастной психологии. Виды и формы беседы. Технология психологического контакта: вербальный и невербальный способы взаимодействия. Интервью, анкетирование. Клиническая беседа Ж. Пиаже.

Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с людьми разного возраста.

Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в возрастной психологии.

Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка.

Этика научного исследования в возрастной психологии.


ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 35-56.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2001. С. 25-31.


Дополнительная:

  1. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996, С. 124-133.
  1   2   3

Похожие:

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет экономики Программа дисциплины
Магистерские программы «Экономическая моделирование и экономическая политика» и «Математические методы анализа экономики»
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления
Тематический план учебной дисциплины Дисциплина входит в перечень дисциплин вузовского компонента (Индекс гсэ. Р. 00)
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики
«Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая Школа Экономики Факультет социологии
Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: Гу-вшэ, 2003
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая Школа Экономики Факультет социологии
Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: Гу-вшэ, 2003
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Курс «Социологические методы в маркетинговых исследованиях» состоит из следующих элементов
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики
Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии», «Психология личности», «Психология творчества», «Современные...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии», «Психология личности», «Психология творчества», «Современные...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления
Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница