Международная научно-практическая конференция "Первые шаги в науку"




Скачать 130.69 Kb.
НазваниеМеждународная научно-практическая конференция "Первые шаги в науку"
Дата07.10.2012
Размер130.69 Kb.
ТипРеферат
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

"Центр внешкольной работы" г. Брянска


Международная научно-практическая конференция

"Первые шаги в науку"


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ПРИРОДЫ"


Предметная область - педагогика

(дополнительное образование)


Выполнила: Боброва Мария Ивановна,

педагог дополнительного образования


Брянск 2012

Содержание


1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Основное содержание:

2.1. Объект и предмет исследования……………………………………..3

2.2. Цель, задачи и методы исследования………………………………..4

2.3. Обзор литературы по выбранной теме…………………………….4-7

2.4. Методика исследования…………………………………………….7-8

3. Выводы………………………………………………………………………9

4. Список литературы………………………………………………………….9

5. Приложения……………………………………………………………..10-16


1. Введение

В настоящее время дополнительное образование нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого ребенка, внедрение различных технологий, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и привлечь детей к занятиям.

Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно.

Игра есть практика развития.  Ребенок  играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. А.С.Макаренко подчеркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности.

Я работаю педагогом дополнительного образования в объединении "Загадочный мир природы", в котором занимаются дети 6-7 лет. И для меня, как для молодого специалиста вначале трудно было организовать деятельность детей. Проанализировав литературу по психологии, а также опираясь на опыт моих коллег, я решила совместить на своих занятиях стандартные методы обучения и игровые технологии.

2. Основное содержание

2.1. Объект и предмет исследования

Объект исследования: процесс развития детей младшего школьного возраста с применением на занятиях игровых технологий обучения.

Предмет исследования: игровые технологии развития личности детей младшего школьного возраста.

Гипотезой исследования является предположение о том, что использование игровых технологий обучения является наиболее эффективным методом работы с детьми младшего школьного возраста и способствует повышению активности ребенка, а также влияет на развитие творческих способностей, личностных качеств.

2.2. Цель, задачи и методы исследования

Цель работы заключается в апробации и доказательстве эффективности использования методики игровых технологий как одной из форм развития детей младшего школьного возраста на занятиях в объединениях эколого-биологической направленности.

Задачи работы:

1) изучение специальной литературы по данной проблеме;

2) разработка комплекса обучающих игровых методик для детей младшего школьного возраста;

3) проведение педагогического эксперимента по данному исследованию;

4) обобщение результатов исследования.

Методы исследования:

- анализ методической литературы;

- педагогический эксперимент;

- наблюдение.

2.3. Обзор литературы по выбранной теме

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

На занятиях при помощи игровых приемов создается ситуация, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. 

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по основным направлениям: 

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 
- учебная деятельность подчиняется правилам игры; 
- учебный материал используется в качестве её средства; 
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют

переходу дидактических задач в разряд игровых; 
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры, применяемые на занятиях эколого-биологической направленности, многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных групп:

1)   настольные игры;

2)   дидактические игры;

3)   подвижные игры;

4)   деловые игры;

5)   интеллектуальные игры.

1)  Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития способностей детей, расширения их кругозора.

2) Дидактические игры эколого-биологического содержания.

Важным средством активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на занятии для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования конкретных элементарных понятий о природе.

3)  Подвижные игры.

Современная практика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста располагает довольно разнообразным игровым материалом, заполняющим досуг детей и направленным на переключение ребенка от одного вида деятельности к другому. Проведение подвижных речевых игр не требует специальной подготовки. Их можно проводить как в закрытом помещении, так и на открытой площадке.

 4)  Деловые игры.

Примером таких являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.

5)  Интеллектуальные игры.

Еще большую активность у детей можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют активной познавательной деятельности. К этой категории относятся так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для детей. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки. Отгадывание загадок детей младшего школьного возраста можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что целью игровых технологий является решение ряда задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

2.4. Методика исследования

Базой моего исследования явились ребята, занимающиеся в объединении "Загадочный мир природы".

При изучении темы "Природа родного края" я проводила все занятие в форме викторины "Природа вокруг нас", которая состояла из следующих станций :

- "Что было бы, если из леса исчезли . . ."

- Игра "Угадай, с какого дерева листок"

- Игра в слова

- Игра "Земля, вода, огонь, воздух" (Приложение 1)

При изучении темы "Царства живой природы" я использовала следующие виды игр:

1. Игра "Четвертый лишний"

2. Кроссворд "Живая природа".

3. Дидактическая игра «Царства природы" (Приложение 2)

При изучении темы "Разнообразие растений сада, огорода, поля" мы с ребятами отправились в удивительное путешествие в страну культурных растений, побывали в городе Огороде, Фруктовой саду, а также в широком русском поле. При этом я использовала следующие игровые моменты: игры "Угадай овощ", "Четвертый лишний", "Магазин", "Две корзины" (Приложение 3) и т. д.

Для того чтобы подвести итог в работе, как наиболее эффективно использовать игровые технологии на занятиях, мною был проведен опрос среди ребят, занимающихся в объединении «Загадочный мир природы». В нем содержались следующие вопросы:

1. Нравится ли тебе, когда педагог использует на занятии игру?

2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на занятии?

3. Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную,

групповую или парную?

4. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?

5. Что тебе больше всего нравится в игре? (Приложение 4)

3. Выводы

При проведении данного исследования были получены следующие результаты:

- Игра для детей младшего школьного возраста – любимая форма деятельности.

- Игра формирует у детей познавательную активность, позволяет развивать

внимание и память, создает условия для становления абстрактного

мышления.

- Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала.

- Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается детьми в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась.

Таким образом, я могу сделать вывод, что выдвинутая мною гипотеза оказалась верна, и игра для детей младшего школьного возраста является неотъемлемой частью педагогического процесса. Поэтому в своей дальнейшей работе я обязательно буду использовать игровые технологии, как один из эффективных методов обучения.

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для дополнительного образования.

4. Литература

1. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.

2. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993. – 336с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

4. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. - Новокузнецк: изд. НПК, 1998

5. http://psylist.net/pedagogika/ipt.htm


Приложение 1

"Что было бы, если из леса исчезли . . ."

Педагог предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Игра "Угадай, с какого дерева листок"

Каждая команда получит листок с дерева. Чья команда быстрее определит, с какого дерева листок, подберет картинку этого дерева, получит жетон.

Игра в слова

Педагог читает слова детям, они в свою очередь выбирают, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану). Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Игра "Земля, вода, огонь, воздух"

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

Приложение 2

1. Игра "Четвертый лишний"

Найдите в каждом ряду одно «лишнее слово.

А) Лисица, медведь, береза , заяц

Б) Растения, животные, воздух, грибы

В) сосна, пшеница, белый гриб, лиственница и т. д.

2. Кроссворд "Живая природа".( По ходу работы заполняют кроссворд у доски, а учитель прикрепляет картинки с изображением живой природы)

Загадки к кроссворду:

1. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

2. Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит, упадет, землю роет. (жук)

3. Нам в дождь и зной

Поможет друг

Зелёный и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (дерево)

4. Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают, медом угощают. ( Цветы)

5. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножки есть, но нет сапожек.

Шляпка есть, нет головы. (гриб)

6. Кто в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит.

Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

7. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (ёлка)

8. Кудри в речку опустила.

И о чём–то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (ива)

9. Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд. (рак)

10. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту – зовусь я ….(подосиновик)

11. Наткёт, наплетёт, сядет и добычу ждёт ( жук)

12. К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи. ( арбуз)

3. Дидактическая игра «Царства природы"

Правило игры: Четверо ведущих получают вывески «грибы», « бактерии», «растения» и « животные» и расходятся в разные стороны.

Дети получают карточки с названием существ из разных царств (змея, тигр, ромашка, и т. д.). По команде педагога каждый в течение 20 секунд должен найти «своё царство». ( Можно поменяться карточками и провести несколько раз, если позволяет время).

Приложение 3

"Угадай овощ"

Педагог показывает муляжи овощей или картинки с овощами, а ребенок должен угадать овощ и рассказать о его пользе.

"Четвертый лишний"

Ребенок выбирает лишнее слово и объясняет, почему он его выбрал

а) яблоко, груша, лук, слива

б) огурец, малина, картофель, свекла и т. д.


"Магазин"

Дети работают в группах. У каждой группы разные виды зерновых культур. Их задача изучить зерновую культуру и выбрать в "магазине" продукты питания, полученные из этого растения и рассказать о нем.

"Две корзины"

Перед детьми карточки с изображением фруктов и овощей, ребята по очереди подходят к столу, педагог дает им по одной карточке и они определяют в какую корзину фруктов или овощей они ее положат.

Приложение 4

Анализ ответов учащихся дал следующие результаты:

1. Нравится ли тебе, когда педагог использует на занятии игру?



Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключений.

2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на занятии?



Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.

3. Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную,

групповую или парную?





Дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.


4. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?





Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются их интересы, содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.

5. Что тебе больше всего нравится в игре?

.



Большинству учеников нравится в игре побеждать. Это стремление свойственно для любой личности, оно повышает социальный статус ребенка среди сверстников


Похожие:

Международная научно-практическая конференция \"Первые шаги в науку\" iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» качество пищевых продуктов: микробиологический и химический анализ
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция \"Первые шаги в науку\" iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Часто науку математику характеризуют как «сухую» логическую дисциплину, развивающую интеллект, но не душу
Международная научно-практическая конференция \"Первые шаги в науку\" iconНазвание работы
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция \"Первые шаги в науку\" iconКомплексный анализ качества питьевой воды в
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция \"Первые шаги в науку\" iconОценка экологической составляющей туристско-рекреационного потенциала брянской области
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция \"Первые шаги в науку\" iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Брянска
Международная научно-практическая конференция \"Первые шаги в науку\" iconНаучно-исследовательская работа по теме «Исследование коэффициента трения подошв школьной сменной обуви о различные поверхности»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция \"Первые шаги в науку\" iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Руководители проекта: учитель биологии Бородуля А. А., учитель биологии и географии Данченко Л. С
Международная научно-практическая конференция \"Первые шаги в науку\" iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Эта любовь постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране к ее истории, ее прошло­му и настоящему, а затем ко всему чело­вечеству,...
Международная научно-практическая конференция \"Первые шаги в науку\" iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница