Учебно-тематический план курса информатики




Скачать 269.28 Kb.
НазваниеУчебно-тематический план курса информатики
Дата07.10.2012
Размер269.28 Kb.
ТипУчебно-тематический план





Учебно-тематический план курса информатики





п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Формы контроля

Практическая часть программы

Раздел: Простые механизмы.


1.

Основы построения конструкций.



Самостоятельная творческая работа учащихся.




2.

Простые механизмы.

10ч



3.

Ременные и зубчатые передачи.





4.

Энергия.





Раздел: Управляемые машины.

5.

Основы электричества. Понятие программирования.



Самостоятельная творческая работа учащихся.




6.

Червячная передача и ее свойства.





7.

Программно управляемые модели.

10ч


Раздел: Производство.





8.

Модульный принцип в производстве. Передаточные механизмы. Разновидности ременных и зубчатых передач.



Самостоятельная творческая работа учащихся.




9.

Движение со смещенным центром: эксцентрики. Понятие кривошипно-шатунного механизма.





10.

Дифференциальная передача.





11.

Резерв






12.

Всего:

68ч




57ч



Программа данного курса составлена на основе программы учебного курса учителя Гимназия 56 г. Санкт-Петербурга Мельничук А.П.

Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO  и аппаратно-программного обеспечения как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на уроках Лего-конструирования.

 

Основными задачами курса являются:

  • ознакомление с основными принципами механики;

  • ознакомление с основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO;

  • развитие умения работать по предложенным инструкциям;

  • развитие умения творчески подходить к решению задачи;

  • развитие умения довести решение задачи до работающей модели;

  • развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Обоснование курса

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Курс «Лего-конструирования» условно разделен на две части:

  • основы механики и конструирования («Простые машины и механизмы», «Управляемые машины» и «Производство»);

  • основы автоматического управления («Малый пневматический набор», «Большой пневматический набор» и «ЛЕГО-лаборатория»).

Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Цель первой части курса заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой «на ты», познакомить с профессией инженера: изучение понятий конструкции и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), элементов черчения.

Вторая часть курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Цель второй половины курса состоит в том, чтобы научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.


I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНОЙ ГРУППЕ.

Возраст учащихся: 9-15 (лет)

Количество часов в неделю: 2ч (всего 68ч)


II. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: компьютерный класс, дистанционно с использованием Интернет и коммуникационных возможностей;


III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Для реализации программы в кабинете имеются наборы конструктора LEGO, базовые детали, компьютеры, принтер, сканер, видео оборудование.


IV. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ СОСТАВЛЕНА ПРОГРАММА:

1) Закон об образовании от 1992 г.

2) Решение Коллегии Министерства образования РСФСР, май
1992г.

3) Положение об учреждении дополнительного образования
1995г.

4) Должностная инструкция педагога i-Школы.

5) Инструкция по технике безопасности.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

ЦЕЛЬ:

Овладение навыками начального технического конструирования.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать образное, техническое .

2. Развивать мелкую моторику.

3. Развивать творческие способности и логическое мышление
детей.

4. Развивать межпредметные связи:

- физика;

- информатика;

- технология.

5. Формировать умение работать с конструктором ЛЕГО;

6. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей (планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт в конструировании и т.д.).

7. Стимулировать смекалку детей, находчивость, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ



УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:


  • правила безопасной работы;

  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

  • компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

- основные приемы конструирования роботов;

- конструктивные особенности различных роботов;

- как передавать программы в RCX;

- как использовать созданные программы;

- самостоятельно решать технические задачи в процессе
конструирования роботов (планирование предстоящих
действий, самоконтроль, применять полученные знания,
приемы и опыт конструирования с использованием
специальных элементов, и других объектов и т.д.);

- создавать реально действующие модели роботов при помощи
специальных элементов по разработанной схеме, по
собственному замыслу;

- создавать программы на компьютере для различных роботов;

- корректировать программы при необходимости;

- демонстрировать технические возможности роботов;


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:


- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете

(изучать и обрабатывать информацию);

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования
роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);

- создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;

- создавать программы на компьютере на основе компьютерной
программы Robolab;

- передавать (загружать) программы в RСX;

- корректировать программы при необходимости;

- демонстрировать технические возможности роботов


В соответствии с санитарными нормами и правилами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 практические занятия проводятся по 20-25 мин на каждом уроке и составляют 50% учебного времени.


Литература:

1.    ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М., ИНТ, 1998. –150 стр.

2.    ЛЕГО-лаборатория (Control Lab).Эксперименты с моделью вентилятора: Учебно- методическое пособие, - М., ИНТ, 1998. - 46 с.

3.    Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001,  - 59 с.

4.    LEGO Dacta: The educational division of Lego Group. 1998. – 39 pag.

5.    LEGO Technic 1. Activity Centre. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1990. – 143 pag.

6.    LEGO Technic 1. Activity Centre. Useful Information. – LEGO Group, 1990.-  23 pag.

7.    LEGO DACTA. Early Control Activities. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. -  43 pag.

8.    LEGO Motorised Systems. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1993. - 55 pag.

9.    LEGO Pneumatics Guide. – LEGO Group, 1997. -  35 pag.

10.  LEGO TECHNIC PNEUMATIC. Teacher’s Guide. – LEGO Group, 1992. -  23 pag.

11. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.

12. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.

13. Витезслав Гоушка «Дайте мне точку опоры…», - «Альбатрос», Изд-во литературы для детей и юношества, Прага, 1971. – 191 с.

14. www.school.edu.ru/int





п/п

Раз

дел

Тема

Тема урока

Кол-во

часов

Знания, умения и компетенции

Вид

контроля

ПО

Практическая

часть

1.

I. Раздел: Простые механизмы.


  1. Тема: Основы построения конструкций.(8ч)




Введение в предмет «Лего-конструирование». Основы построения конструкций.




Должны знать:

  • что такое «Лего-конструирование»;

  • название и назначение деталей конструктора, типовые соединения деталей;

  • основные свойства конструкции при ее построении;

  • условные обозначения деталей конструктора.

Должны уметь:

  • отличать детали и типовые соединения конструктора;

  • различать условные обозначения деталей;

  • выбирать наиболее рациональные способы описания деталей;

  • создавать не сложные конструкции из деталей «Лего- Robolab 2.5.4.»




Самостоятельная творческая работа учащихся.

Программа Robolab 2.5.4.




2.

Демонстрация моделей и возможности среды Robolab. Основы построения конструкций.




П/р №1 «Основы построения конструкций».


3

Знакомство с конструктором Lego. Правила работы с конструктором.






4

Спецификация конструктора. Основные детали Lego.







5

Сбор непрограммируемой модели.



П/р №2, 3 «Сбор непрограммируемой модели».

6

Язык программирования LAB View. Виртуальные языки программирования.




П/р №4, 5 « Язык программирования LAB View».

7.

Разделы программы. Уровни сложности.






8.

Свободный урок по теме «Конструкция». Самостоятельная творческая работа учащихся.



П/р №6 «Самостоятельная творческая работа учащихся».

9.

  1. Раздел: Простые механизмы.




  1. Тема: Простые механизмы и их применение. (10ч)




Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Рычаг и его применение.




Должны знать:

  • понятие о простых механизмах и их разновидностях, рычагах и его применении;

  • правило равновесия рычага;

  • определять виды рычагов;

  • понятие блоков;

  • виды блоков.

Должны уметь:

  • конструировать рычажные механизмы;

  • строить сложные модели по теме «Рычаги»;

  • применять блоки в технике.




Самостоятельная творческая работа учащихся.

Программа Robolab 2.5.4.

П/р №7 « Рычаг и его применение».


10.

Конструирование рычажных механизмов.




П/р № 8 «Конструирование рычажных механизмов».


11.

Рычаги: правило равновесия рычага. Основные определения. Правило равновесия рычага.



П/р №9 « Правило равновесия рычага».

12.

Построение сложных моделей по теме «Рычаги».



П/р №10 «Построение сложных моделей по теме «Рычаги».

13.

Блоки, их виды. Применение блоков в технике.



П/р №11 «Блоки, их виды».

14.

Построение сложных моделей по теме «Блоки».



П/р №12 «Построение сложных моделей по теме «Блоки».

15, 16

Проверочная работа по теме «Простые механизмы».






17, 18

Свободный урок по теме «Простые механизмы». Самостоятельная творческая работа учащихся.




П/р №13, 14 «Самостоятельная творческая работа учащихся».


19, 20

  1. Раздел: Простые механизмы.




  1. Тема: Ременные и зубчатые передачи.(8ч)




Виды ременных передач; сопутствующая терминология. Применение и построение ременных передач в технике.




Должны знать:

  • виды ременных передач; сопутствующую терминологию;

  • зубчатые передачи, их виды;

  • различные виды зубчатых колес;

  • зубчатые передачи под углом 90°;

  • реечные передачи.


Должны уметь:

  • Применять и строить ременные, зубчатые, зубчатые передачи под углом 90° , реечные передачи в технике;




Самостоятельная творческая работа учащихся.

Программа Robolab 2.5.4.

П/р №15 «Виды ременных передач; сопутствующая терминология».

П/р №16 «Применение и построение ременных передач в технике».


21, 22

Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике.





П/р №17 «Зубчатые передачи, их виды».

П/р №18 «Применение зубчатых передач в технике».



23.

Зубчатые передачи.

Различные виды зубчатых колес.





П/р №19 «Зубчатые передачи.

Различные виды зубчатых колес».



24.

Зубчатые передачи под углом 90. Реечная передача.





П/р №20 «Зубчатые передачи под углом 90°. Реечная передача».



25.

Проверочная работа по теме «Ременные и зубчатые передачи».







26.

Свободный урок по теме «Ременные и зубчатые передачи». Самостоятельная творческая работа учащихся. 




П/р №21 «Самостоятельная творческая работа учащихся».


27.

  1. Раздел: Простые механизмы.




  1. Тема: Энергия. (8ч)




Понятие об энергии и ее формах. Примеры. Экономия энергии.





Должны знать:

  • что такое энергия, виды энергии;

  • знать о преобразовании и накоплении энергии.

Должны уметь:

  • экономить, преобразовывать и накапливать энергию;

  • строить сложные модели по теме «Энергия».

Самостоятельная творческая работа учащихся, проверочная работа.

Программа Robolab 2.5.4.

П/р №22 «Понятие об энергии и ее формах. Примеры. Экономия энергии.»



28.

Построение конструкций на тему «Энергия».





П/р №23 «Построение конструкций на тему «Энергия».



29.

Преобразование и накопление энергии.





П/р №24 «Преобразование и накопление энергии».



30.

Построение сложных моделей по теме «Энергия.





П/р №25 «Построение сложных моделей по теме «Энергия».



31,32

Проверочная работа по теме «Энергия».








33, 34.

Свободный урок по разделу «Простые механизмы». Самостоятельная творческая работа учащихся.





П/р №26, 27 «Самостоятельная творческая работа учащихся».



35.

  1. Раздел: Управляемые машины.




  1. Тема: Основы электричества. Понятие программирования. (4ч)




Ознакомление с блоком «RCX». Названия и назначения эл. деталей конструктора.



Должны знать:

  • названия и назначения эл. деталей конструктора;

  • виды соединений эл.деталей;

  • основы электричества, понятия напряжения, полярности, электрической цепи, техника безопасности;

  • понятие команды, программы и программирования.

Должны уметь:

  • соединять эл. детали, создавать программы для «RCX».

Фронтальный опрос, тестирование.

Программа Robolab 2.5.4.

П/р №28 «Ознакомление с набором « RCX».

36.

Виды соединений эл.деталей. Изучение типовых соединений деталей.



П/р №29 «Виды соединений деталей».

37.

Основы электричества. Понятия напряжения, полярности, электрической цепи. Техника безопасности.




П/р №30 «Основы электричества. Понятия напряжения, полярности, электрической цепи».

38

Понятие команды, программы и программирования.




П/р № 31 «Понятие команды, программы и программирования».



39.

  1. Тема: Червячная передача и ее свойства.(2ч)




Зубчатые передачи: передаточное число, его расчет. Изучение червячной передачи, ее свойств.




Должны знать:

  • что такое зубчатые передачи, передаточное число, его расчет, её свойства.

Должны уметь:

  • создавать запрограммированную вращающуюся модель.




Самостоятельная творческая работа учащихся.

П/р №32 «Зубчатые передачи: передаточное число, его расчет. Изучение червячной передачи, ее свойств».


40.

Модель «Вращающаяся сцена». Построение и простейшее программирование работы модели.




П/р №33 « Построение и простейшее программирование работы модели.»


41.

  1. Раздел: Управляемые машины.

  1. Тема: Программно управляемые модели. (10ч)




Повторение и закрепление знаний о блоках, ременной передаче и их свойствах.



Должны знать:

  • понятие о простых механизмах и их разновидностях, рычагах и его применении;

  • правило равновесия рычага;

  • определять виды рычагов;

  • понятие блоков;

  • виды блоков;

  • виды ременных передач; сопутствующую терминологию;

  • зубчатые передачи, их виды;

  • различные виды зубчатых колес;

  • зубчатые передачи под углом 90°;

  • реечные передачи;

  • что такое энергия, виды энергии;

  • знать о преобразовании и накоплении энергии.

  • названия и назначения эл. деталей конструктора;

  • виды соединений эл.деталей;

  • основы электричества, понятия напряжения, полярности, электрической цепи, техника безопасности;

  • понятие команды, программы и программирования.

что такое зубчатые передачи, передаточное число, его расчет, её свойства

Должны уметь:

  • создавать «Управляемые машины».

Самостоятельная творческая работа учащихся, проверочная работа

Программа Robolab 2.5.4.

П/р № 34 «Повторение и закрепление знаний о блоках, ременной передаче и их свойствах».

42.

Построение и программирование модели «Лифт».




П/р №35 «Построение и программирование модели «Лифт».


43.

Проверочная работа по темам «Червячная передача» и «Основы электричества».







44.

Свободный урок по разделу «Управляемые машины». Самостоятельная творческая работа учащихся.




П/р № 36 « Самостоятельная творческая работа учащихся».


45.

Изучение способов передачи движения под углом 90 градусов (зубчатые передачи). Анализ принципа управления машиной



П/р № 37 «Изучение способов передачи движения под углом 90 градусов».

46.

Построение и программирование модели «Машина для разметки дорог».



П/р №38 «Построение и программирование модели «Машина для разметки дорог».

47.

Применение нескольких видов передач движения в одной модели.




П/р №39 «Применение нескольких видов передач движения в одной модели».


48.

Построение и программирование модели «Динозавр».




П/р №40 «Построение и программирование модели «Динозавр».


49, 50

Свободный урок по разделу «Управляемые машины». Самостоятельная творческая работа учащихся



П/р №41, 42 « Самостоятельная творческая работа учащихся».

51.
  1. Раздел: Производство.





  1. Тема: Модульный принцип в производстве. Передаточные механизмы. Разновидности ременных и зубчатых передач. (8ч)




Модульный принцип в производстве.



Должны уметь:

  • что такое модульный принцип в производстве;

  • передаточные механизмы;

  • анализировать схемы передачи движения в различных механизмах и устройствах;


Должны уметь:

  • строить передаточные механизмы на основе различных видов зубчатых передач.




Самостоятельная творческая работа учащихся.

Программа Robolab 2.5.4.

П/р № 43 «Модульный принцип в производстве».

52.

Передаточные механизмы. Анализ схемы передачи движения в различных механизмах и устройствах.



П/р №44 «Передаточные механизмы».

53, 54

Построение передаточных механизмов на основе различных видов ременных передач.



П/р №45, 46 «Построение передаточных механизмов на основе различных видов ременных передач».

55, 56, 57

Построение передаточных механизмов на основе различных видов зубчатых передач.




П/р № 47-49 «Построение передаточных механизмов на основе различных видов зубчатых передач».


58.

Свободный урок по теме «Передаточные механизмы». Самостоятельная творческая работа учащихся.



П/р №50 «Самостоятельная творческая работа учащихся».

59, 60.

  1. Тема: Движение со смещенным центром: эксцентрики. Понятие кривошипно-шатунного механизма.




Понятия кулачков и эксцентриков, их различия. Понятие кривошипно-шатунного механизма. Механизмы на основе эксцентриков.



Должны знать:

  • понятия кулачков и эксцентриков, их различия;

  • понятия кривошипно-шатунного механизма, механизмы на основе эксцентриков.

Должны уметь:

  • создавать механизмы с использованием полученных знаний.

П/р №51, 52 «Понятия кулачков и эксцентриков, их различия. Понятие кривошипно-шатунного механизма. Механизмы на основе эксцентриков».

61, 62.

Свободный урок по теме «Эксцентрики». Самостоятельная творческая работа учащихся.



П/р №53 « Самостоятельная творческая работа учащихся».

63.
  1. Раздел: Производство.





  1. Тема: Дифференциальная передача.(2ч)




Принцип работы и назначение дифференциала. Дифференциальная передача.



Должны знать:

  • принцип работы и назначение дифференциала, дифференциальную передачу.

Должны уметь:

  • строитьконструкции с использованием дифференциальной передачи.

Фронтальный опрос.

Программа Robolab 2.5.4.

П/р №54 «Принцип работы и назначение дифференциала. Дифференциальная передача».

64.

Построение конструкции с использованием дифференциальной передачи.



П/р №55 «Построение конструкции с использованием дифференциальной передачи».

65, 66

  1. Тема: Комплексное применение знаний по построению конструкций и механизмов. (4ч)




Итоговая проверочная работа по разделам «Простые механизмы», «Управляемые машины» и «Производство». Демонстрация умения самостоятельно разработать конструкцию или механизм с применением полученных знаний, умений и навыков.




Должны знать:

  • разделы «Простые механизмы», «Управляемые машины» и «Производство».

Должны уметь:

  • создавать движущиеся конструкции по разделам «Простые механизмы», «Управляемые машины» и «Производство».




Самостоятельная творческая работа учащихся, проверочная работа.




67, 68.

Свободный урок по разделам «Простые механизмы», «Управляемые машины» и «Производство». Самостоятельная творческая работа учащихся.



П/р №56, 57

«Самостоятельная творческая работа учащихся».




Похожие:

Учебно-тематический план курса информатики iconТематическое планирование по 5 классу пояснительная записка Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класс
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного...
Учебно-тематический план курса информатики iconУчебно-тематический план Цель обучения : Познакомить учителей информатики с концептуальными основами, учебно-методическими материалами курса информатики «Информатика и икт»
Гоу дпо «Калужский областной институт повышения квалификации работников образования»
Учебно-тематический план курса информатики iconУчебно-тематический план Раздел программы
Структура, место и роль школьного курса информатики, директивные и нормативные документы
Учебно-тематический план курса информатики iconКласса пояснительная записка учебно
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного...
Учебно-тематический план курса информатики iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 17 5 учебно-тематический план семинарских занятий 23
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-тематический план курса информатики iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 26 5 учебно-тематический план семинарских занятий 33
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-тематический план курса информатики iconУчебно-тематический план изучения базового курса информатики для 9 класса
План составлен в соответствии с региональным Базисным учебным планом, разработанным группой специалистов пгу (Семакиным и др.), а...
Учебно-тематический план курса информатики iconПрограмма по информатике для 5 класса
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного...
Учебно-тематический план курса информатики iconУчебно-тематический план Учебно-тематический план написан на основе программы для общеобразовательных школ. М:, Дрофа, 2000г
Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к ученым, их открытиям, стремление к познанию нового, любовь к предмету математики...
Учебно-тематический план курса информатики iconУчебно-тематический план курса «Конфликтология»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница