Министерство образования российской федерации




Скачать 70.94 Kb.
НазваниеМинистерство образования российской федерации
Дата07.10.2012
Размер70.94 Kb.
ТипПримерная программа




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_______________________________________________________________________________________________



РЕКОМЕНДОВАНО

Научно-методическим советом

по направлению

522700-Конфликтология УМО на

базе СПбГУ

Председатель Ю.Н. Солонин

12.02.2001 г.

УТВЕРЖДАЮ”

Начальник Управления образова-тельных программ и стандартов высшего и среднего профессиональ-ного образования

Г.К. Шестаков

26.11 2000 г.



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В КОНФЛИКТОЛОГИИ”


Примерная программа дисциплины составлена

в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению

522700 конфликтология

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Цель курса: изучение математических структур и функциональных пространств описания конфликтов, учитывающих многомерность и размерность процессов, нелинейность, большее число степеней свободы.


2. Задачи учебного курса: главный акцент в рамках курса делается на формализацию и построение математических моделей конфликта и иссле-дование их свойств. Программа предполагает изучение следующих проблем:

  1. Системное исследование конфликта.

  2. Классификация конфликтных процессов.

  3. Социальные конфликты.

  4. Конфликты и теория игр.

  5. Оптимизация процессов в конфликтных ситуациях.

  6. Пример теоретико-игрового подхода к анализу конфликтной проблемы.

  7. Модели нарушения соглашений.


3. Место курса в системе гуманитарного знания: наряду с социологией, политологией, культурологией и другими учебными дисциплинами, математические методы в конфликтологии являются важнейшим элементом в системе подготовки конфликтологов. Математические методы в конфликтологии позволяют внести ясность в постановку задачи, ее решение, интерпретацию получаемых результатов. В курсе рассматривается критериальная, функциональная и информационная классификация конфликтов, позволяющая целенаправленно ориентировать и упрощать математическую модель применительно к конкретным ситуациям. Страти-фицируется и анализируется понятие риска, определяется область применения вероятностного, ситуационного и оперативного рисков. Исследуется влияние на ход и исход конфликтов синхронизации, адаптации и внешнего воздействия. Показывается, что конфликты могут стимулировать как самоорганизацию, целенаправленность и развитие систем, объединение конфликтующих систем в единую надсистему, так и неопределенность, квазистохастизм и дезорганизацию, деградацию и разрушение единства, разделение системы на несколько самостоятельных систем с противоречи-выми целями. Приводятся некоторые математические модели оценки взаимного контроля конфликтующих сторон. Формализуется процедура формирования соглашений в конфликтных ситуациях. Развитые методы решения конфликтов позволят студентам определять целенаправленность систем, их истинные критерии эффективности, оптимизировать поведение в соответствии с этими критериями. Для иллюстрации исследованы типовые конфликты в некоторых системах обслуживания.


4. Требования к уровню освоения содержания курса:

  1. Математические методы в конфликтологии предполагают знакомство студентов с основными понятиями высшей математики.

  2. Во время изучения курса студенты должны научиться оптимизировать процессы, протекающие в конфликтной ситуации, сводить математи-ческое описание конфликта к перечислению всех действующих в ней субъектов, указанию для каждого субъекта всех его стратегий, а также численного выигрыша, который он получит после того, как субъекты выберут свои стратегии.

  3. В ходе изучения учебного процесса студенты должны научиться искусству выбора принципов оптимального поведения в условиях конфликта, выбора рациональных стратегий поведения в условиях дефицита информации; а также уметь прогнозировать возможное развитие конфликта и описывать процедуры формирования соглашений в конфликтных ситуациях.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1. Разделы курса:

  1. Математические основы конфликтологии

  2. Математические методы в конфликтологии

  3. Приложения теоретико-игрового подхода к анализу конфликтных процессов


2. Темы и их краткое содержание

2.1 Математические основы конфликтологии

2.1.1 Системное исследование конфликта. Возможна ли математическая теория конфликта? Историческая справка. Основная концепция теории. Классификация задач. Функциональные пространства и переменные.

2.1.2 Классификация конфликтных процессов. Абстрактный конфликт. Классификация. Реальный конфликт. Причины конфликта. Неопределенность и самоорганизация. Синхронизация.

2.1.3 Социальные конфликты. Обобщенная модель. Модель бюрократизма. Бюрократизм функционеров. Бюрократизм интел-лектуалов. Бюрократизм руководителей

2.2 Математические основы конфликтологии.

2.2.1 Оптимизация процессов в конфликтных ситуациях. Методы описания процессов в конфликтной ситуации. Критерии эффектив-ности и ограничивающие условия. Формулировка задач оптимизации процессов в конфликтной ситуации. Основные соотношения теории минимаксов.

2.2.2 Конфликты и теория игр. Игры двух лиц с нулевой суммой. Игры с ненулевой суммой. Кооперативные игры двух лиц. Метаигры: политики и санкции. Некоторые применения теории метаигр.

2.2.3 Модели нарушения соглашений. Две элементарные модели. Модель, основанная на теореме Байеса. Модель, основанная на теореме решений. Соблюдение договора, проверки и “черные ящики”. Модель Ричардсона. Динамическая модель ракетной войны.

2.3 Приложения теоретико-игрового подхода к анализу конфликтных процессов.

2.3.1 Примеры теоретико-игрового подхода к анализу конфликтной проблемы. Простейшая двусторонняя модель проблемы (НАТО-РОССИЯ, две альтернативы). Двусторонняя модель конфликта (три альтернативы). Трехсторонняя модель конфликта (три альтернати-вы). Кубинский ракетный кризис.


3. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Система исследования конфликта.

  2. Классификация конфликтных процессов.

  3. Абстрактные и реальные конфликты.

  4. Виды бюрократизма.

  5. Оптимизация процессов в конфликтной ситуации.

  6. Конфликты и теория игр.

  7. Элементарные модели нарушения соглашений.

  8. Двусторонняя модель конфликта.

  9. Трехсторонняя модель конфликта.


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ




п/п


Наименование тем и

разделов


ВСЕГО

Аудиторные занятия

(час.)

В том числе

Самостоятельная работа







(часов)

Лекции

Семинары




1.

Математические основы конфликтологии
















ИТОГО:

68

34




34


IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ЗАЧЕТ (С ОЦЕНКОЙ)


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Рекомендуемая литература (основная):

  1. Гаврилов В.М. Оптимальные процессы в конфликтных ситуациях. М.: Сов. радио, 1969, 160 с.

  2. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы систематологии. М.: Сов. радио, 1976, 296 с.

  3. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М.: Радио и связь, 1989, 288 с.

  4. Крапивин В.Ф. Теоретико-игровые методы синтеза сложных систем в конфликтных ситуациях. М.: Сов. радио, 1972, 127 с.

  5. Кини Р.Л. Райфа Г. Принятие решений при многих критериях предпочтения и запрещения. М.: Сов. радио, 1972, 117 с.

  6. Саости Томас Л. Математические модели конфликтных ситуаций. М.: Сов. Радио, 1977, 302 с.



Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. М.: Наука, 1981, 206 с.


Авторы программы: Петросян Леон Аганесович, доктор физическо-математических наук, профессор; Зенкевич Николай Анатольевич, кандидат математических наук, доцент; Алферов Геннадий Виторович, кандидат математических наук, доцент


Рецензенты: Захаров Виктор Васильевич, доктор математических наук, профессор, СПбГУ; Стребков Александр Иавнович, доктор политических наук, зав. кафедрой конфликтологии СПбГУ.


Похожие:

Министерство образования российской федерации iconРоссийской федерации министерство образования российской федерации постановление
О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Собрание законодательства Российской...
Министерство образования российской федерации iconРоссийской федерации министерство образования российской федерации постановление
О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Собрание законодательства Российской...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации
Требования к студентам: Приступая к изучению политической истории, студент должен
Министерство образования российской федерации iconПорядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций
О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Собрание законодательства Российской...
Министерство образования российской федерации iconПорядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций
О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (Собрание законодательства Российской...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство экономического Министерство образования развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации Государственный университет
К по 10-балльной шкале проставляется по результатам зачета. Перевод в 5-балльную шкалу осуществляется по правилу
Министерство образования российской федерации iconМинистерство Министерство Экономики образования Российской Федерации Российской Федерации
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с современными автоматизированными технологиями создания информационных...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...
Министерство образования российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница