Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300.




НазваниеУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300.
страница1/10
Дата01.09.2012
Размер1.28 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ сервиса (ПВГУС)"


Кафедра "Информационный и электронный сервис"


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол УМС № __________

от "___"______________201__г.

Проректор по УМР Проректор по УРиКО

________________С.П. Ермишин ________________О.Н. Наумова


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по выполнению выпускной квалификационной работы

для студентов направления 210300.62 ''Радиотехника''

и специальностей: 210303.65 «Бытовая радиоэлектронная аппаратура»,

210312.65 «Аудиовизуальная техника»


Одобрено

Учебно-методическим

Советом университета


Составитель: к.т.н., доцент Скобелева С.Н.

ст. преподаватель Устинова Е.С.


Тольятти 2011

Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300.62 «Радиотехника» и специальностям: 210303.65 «Бытовая радиоэлектронная аппаратура», 210312.65 «Аудиовизуальная техника», утвержденных Министерством образования РФ 17 марта 2000г.


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры "Информационный и электронный сервис".

Протокол № _____ от _____ _______________ 2011 г.

Зав. кафедрой, к.т.н., доц. _________________ В.И.Воловач


УТВЕРЖДЕНО

на заседании Научно-методическим советом по специальностям 100101.65 «Сервис», 210303.65 «Бытовая радиоэлектронная аппаратура», 210312.65 «Аудиовизуальная техника», направлениям подготовки 210400.62 «Телекоммуникации», 230100.62 «Информатика и вычислительная техника», 230100.68 «Информатика и вычислительная техника», 230200.62 «Информационные системы», 210100.62 «Электроника и микроэлектроника», 210300.62 «Радиотехника», специальностям СПО 230106.51 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», 210308.51 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)».


Протокол № _____ от _____ _______________ 2011 г.

Председатель НМС, к.т.н., доц. ______________ В.И.Воловач


Рецензент: д.т.н., профессор Иванов В.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1.3. Требования Государственного образовательного стандарта к ВКР 8

1.6. Требования к структуре ВКР 13

Приложения……………………………...…………………………………………………..…….. 52

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие может быть полезным на завершающем этапе обучения студентов, поскольку в нем описываются цели, задачи и тематика выпускных квалификационных работ (ВКР) бакалавров по направлению 210300.62 «Радиотехника» и инженеров по специальностям 210303.65«Бытовая радиоэлектронная аппаратура», 210312.65 «Аудиовизуальная техника», а также все этапы и содержание ВКР, правила оформления выпускной работы.

ВКР по направлению 210300.62 «Радиотехника» высшего профессионального образования выполняется в виде дипломной работы (ДР).

ВКР по специальностям 210303.65 «Бытовая радиоэлектронная аппаратура» и 210312.65 «Аудиовизуальная техника» высшего профессионального образования выполняется в виде дипломного проекта (ДП).

Пособие содержит все необходимые сведения, касающиеся различных этапов дипломного проектирования.

Выполнение ВКР можно условно разделить на следующие составляющие:

– организационную;

– содержательную;

– оформительную.

К первой составляющей относятся преддипломная практика, работа над ВКР, предварительная, а затем и публичная защита ДР или ДП. В настоящем пособии обозначены цели преддипломной практики, место ее проведения и содержание, тематика ВКР, а также описывается, что необходимо выполнить во время преддипломной практики и какие ее результаты представить, описывается деятельность дипломанта над ДР или ДП с указанием основных обязанностей руководителя ВКР и дипломанта. Отмечается, что после завершения выполнения ВКР проводится ее предварительная защита и описывается процесс публичной защиты выпускной работы.

Второй, содержательной, составляющей выполнения ВКР посвящена большая часть пособия.

Структурно ДР включает в себя конструкторский раздел, технологический раздел и раздел безопасности жизнедеятельности.

Структурно ДП включает в себя конструкторский раздел, технологический раздел, экономический раздел и раздел безопасности жизнедеятельности.

Требования и содержательная часть раздела по безопасности жизнедеятельности приводится в учебно-методических разработках соответствующей кафедры: [7], [14], [15], [16].

К третьей составляющей дипломного проектирования относится оформление пояснительной записки и графической части ВКР. Эти вопросы рассмотрены довольно подробно с необходимыми ссылками на используемые стандарты.

Авторы выражают искреннюю благодарность В.И. Воловачу за действенную помощь, оказанную при подготовке настоящего пособия.


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1.1. Итоговая государственная аттестация

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая аттестация (ИГА) выпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования является обязательной и сопровождается выдачей диплома государственного образца об уровне образования и квалификации.

ИГА выпускников университета направления 210300.62 «Радиотехника», специальности 210303.65 «Бытовая радиоэлектронная аппаратура», специальности 210312.65 «Аудиовизуальная техника» проводится в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1155 от 25.03.2003 г., а также «Стандартом процедуры подготовки и защиты выпускной квалификационной работы ПВГУС», утвержденный приказом № 54/14 от 24.05.2006 г.

ИГА выпускника в Поволжском государственном университете сервиса (ПВГУС) состоит из двух аттестационных испытаний:

а) для направления 210300.62 «Радиотехника»:

- государственный междисциплинарный экзамен по специальности,

- подготовка и защита выпускной квалификационной работы.

б) для специальностей: 210303.65 «Бытовая радиоэлектронная аппаратура», 210312.65 «Аудиовизуальная техника»:

- государственный экзамен по специальности,

- подготовка и защита выпускной квалификационной работы.

ИГА предназначена для определения теоретической и практической подготовленности: а) бакалавра техники и технологий к самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) направления подготовки 210300.62 (552500) «Радиотехника», утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 152 от 17.03.2000 г.;

б) инженера к самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) специальности 210303.65 «Бытовая радиоэлектронная аппаратура», специальности 210312.65 «Аудиовизуальная техника» - общего направления (654200) «Радиотехника», утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации № 151 от 17.03.2000 г.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав ИГА, допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение образовательной программы по направлению подготовки ВПО.

Государственный междисциплинарный экзамен (ГМЭ) или государственный экзамен по специальности (ГЭ) проводится в письменной форме в соответствии с программой, составленной на основе программ учебных дисциплин предметной подготовки по данному направлению. ГМЭ или ГЭ проводится в виде междисциплинарного экзамена по нескольким общепрофессиональным, специальным дисциплинам, включая дисциплины профиля.

Перечень конкретных дисциплин и вопросов, входящих в программу ГМЭ и ГЭ утверждаются приказом ректора университета, а форма и условия проведения ГМЭ устанавливаются соответствующими нормативными документами, в частности «Положением о проведении итоговой государственной аттестации выпускников» (утверждено приказом № 86/14 от 06.06.2006 г.)*).

_______________________________________________________________________________

*) В настоящее время в университете готовится новая редакция положения о проведении итоговой и государственной аттестации выпускников.

Дипломное проектирование – процесс, осуществляемый в вузе с целью ИГА студента, охватывающий период от ГМЭ до защиты ВКР. Дипломное проектирование является завершающим этапом высшего технического образования студента и одновременно проверкой его способности самостоятельно решать инженерно-технические задачи. В ходе дипломного проектирования продолжается самостоятельная работа студента над выбранной темой, начатая на преддипломной практике. При этом происходит дальнейшее углубление его теоретических знаний и их систематизация, развитие прикладных умений и практических навыков, повышение общей и профессиональной эрудиции.

Дипломная (бакалаврская) работа, дипломный (инженерный) проект – ВКР студента, предназначенная для объективного контроля сформированности знаний, умений и навыков решать задачи по видам профессиональной деятельности, установленным ГОС направления для данного уровня образования, и предусматривающая проведение всестороннего анализа или научных исследований по одному из вопросов теоретического или практического характера по профилю направления.

ВКР включает в себя текстовую часть (пояснительная записка) и графическую часть (плакаты и/или чертежи).

ДР и ДП можут содержать как результаты проектирования нового объекта профессиональной деятельности, так и результаты исследований, анализа, испытаний уже существующего объекта. При этом ВКР может потребовать проведения исследований, если они необходимы для обоснования принятых проектных решений.

ВКР студентов направления 210300.62 «Радиотехника» выполняются в форме дипломной работы (ДР). ДР является выпускной работой студента, на основе которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении ему квалификации бакалавра техники и технологий.

ВКР студентов специальностей 210303.65«Бытовая радиоэлектронная аппаратура» и 210312.65 «Аудиовизуальная техника» выполняются в форме дипломной проекта (ДП). ДП является выпускной работой студента, на основе которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении ему квалификации инженера.

ВКР должна представлять собой профессионально выполненную законченную разработку, посвящённую решению конкретных производственных, научных или учебных задач, оформленную в соответствии с действующими стандартами и настоящим пособием.

ВКР выполняется студентом в течение времени, отведенного учебным планом направления на преддипломную практику и дипломное проектирование.

Задание на ВКР составляется руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Тема ВКР должна соответствовать профилю направления и современному развитию науки и техники. Тематика и темы ВКР утверждаются приказами ректора университета.

Длительность итоговой аттестации, включая подготовку и защиту ВКР, составляет, согласно ГОС направления 210300.62 ''Радиотехника'' не менее шести недель, а для специальностей 210303.65 «Бытовая радиоэлектронная аппаратура» и 210312.65 «Аудиовизуальная техника» не менее шестнадцати недель.

Следует отметить, что результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в ИГА, определяются исходя из рейтинговой оценки в баллах с последующим переводом в четырехбалльную оценку; повторное прохождение этапов ИГА с целью повышения оценки не допускается.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из университета.

Обучающиеся, не подтвердившие соответствие подготовки требованиям ГОС ВПО при прохождении ГМЭ или ГЭ, преддипломной практики, защите ВКР отчисляются из университета или могут продлить обучение на условиях компенсации затрат на обучение на срок не более, чем до одного года.

При отчислении из вуза повторные испытания могут быть назначены не ранее, чем через год, но не позднее пяти лет после прохождения итогового испытания впервые.

Университет предоставляет право прохождения итоговых аттестационных испытаний повторно без отчисления из вуза обучающимся на условиях возмещения затрат за обучение.

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Обучающиеся обязаны выполнить все требования по прохождению этапов ИГА в соответствии с нормативными документами, действующими в вузе.

1.2. Цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы

Дипломное проектирование – завершающий этап учебы будущего бакалавра и инженера в высшем учебном заведении. Дипломная работа и дипломный проект – это ВКР, подводящая итоги обучения в университете, характеризующая приобретенные знания и навыки, необходимые для самостоятельной профессионально-ориентированной деятельности. При ее выполнении основными целями являются систематизация, закрепление и расширение знаний, полученных в вузе, выявление практической и теоретической подготовленности студента и способности самостоятельно применять полученные знания к решению конкретных научно-технических, производственных и организационных задач, установленных ГОС направления.

Подготовка и защита выпускной работы на квалификационную академическую степень бакалавра техники и технологий или инженера является завершающим этапом обучения студентов в образовательной программе базового высшего образования. Выпускная работа выполняется и защищается студентом-бакалавром в 8-ом семестре, а студентом-инженером в 10-ом семестре, в сроки, определенные действующими ГОС ВПО и учебным планом вуза.

Общими задачами дипломного проектирования являются:

– систематизация, закрепление и углубление теоретических и практических знаний, полученных студентом при обучении в университете, применение этих знаний при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач в соответствии с темой проекта;

– развитие навыков самостоятельной работы схематической разработки, расчета, конструирования радиоэлектронной аппаратуры;

– освоение методик технологии ремонта и его анализа с целью совершенствования, методами исследования и экспериментирования при решении инженерных вопросов;

– проявление творческой инициативности и изобретательности для получения результатов, имеющих практическую ценность, умение делать выводы и предложения;

– приобретение навыков оценки эффективности и целесообразности принимаемых решений относительно обеспечения безопасности жизнедеятельности;

– совершенствование навыков графического и текстового оформления результатов исследования в виде текста, чертежей, карт, схем, расчетов, проведенных экспериментов и других материалов, иллюстрирующих содержание работы;

– выявление степени подготовленности выпускника к самостоятельной работе в современных условиях.

ВКР является важнейшим итогом обучения, в связи с этим содержание дипломной работы и дипломного проекта, а также уровень защиты должны учитываться как основной критерий при оценке уровня подготовки выпускника и оценке качества реализации образовательной программы в вузе.

Общими требованиями к дипломной работе и дипломного проекта являются:

  • целевая направленность;

  • логическая последовательность изложения материала;

  • глубина исследования и полнота освещения вопросов;

  • убедительность аргументаций;

  • краткость и четкость формулировок;

  • конкретность изложения результатов работы;

  • доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

  • грамотное оформление.

В то же время работа студента над ВКР является первым этапом инженерной деятельности и, как правило, первой его инженерной разработкой. В связи с этим представляется целесообразной организация дипломного проектирования непосредственно на рабочих местах будущей деятельности выпускников. Это поможет молодому специалисту быстрее пройти период адаптации и освоиться в новом коллективе.

В процессе дипломного проектирования студент должен уметь:

– осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследований;

– составлять описания проводимых исследований, готовить данные для составления отчетов, обзоров и другой документации;

– проводить системный анализ решаемой задачи (системы, устройства или блока управления контроля, диагностики и т.п. для конкретного технологического процесса, объекта и т. п.) с использованием современной научно-технической литературы (отечественной и иностранной) и патентных источников;

– составлять математическое описание проектируемой системы (устройства, блока, объекта) и его общий алгоритм работы;

– выполнять математическое моделирование структур, приборов или технологических процессов с целью оптимизации их параметров;

– разрабатывать функциональные и принципиальные схемы отдельных блоков и узлов проектируемой системы (устройства);

– разрабатывать алгоритмическое и программное обеспечение;

– проводить конструкторско-техническую разработку проектируемой системы (устройств, объектов) с учетом новейших достижений технологии производства, в соответствии с назначением изделия, масштабностью его выпуска, используя достижения технической эстетики, технической психологии, а также государственных, отраслевых и ведомственных стандартов;

– разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;

– разрабатывать проектируемую систему (устройство) с учетом вопросов безопасности жизнедеятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300. iconУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению магистратуры 230100.
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300. iconУчебно-методическое пособие по дисциплине выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 230100.
Учебно-методическое пособие по дисциплине выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300. iconУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 100101.
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300. iconМетодическое пособие к выполнению выпускной квалификационной работы
Методические рекомендации к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) по специальности 040200 «Социология»....
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300. iconТ. В. Бревдо cтрахование учебно-методический комплекс
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300. iconВыпускной квалификационной работы 7 > Сроки подготовки выпускной квалификационной работы 8 > Структура выпускной квалификационной работы 9 > Оформление выпускной квалификационной работы 10 > Порядок защиты и оценивания выпускной квалификационной
Итоговая государственная аттестация: Учебное пособие для студентов специальности 010101. 65–математика/В. И. Заляпин. – Челябинск:...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300. iconУчебно-методическое пособие для самостоятельных занятий Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Агрономия»
Учебно-методическое пособие разработано на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300. iconМетодические указания к выполнению выпускной
Выполнение выпускных квалификационных работ предусмотрено «Положением об итоговой государственной аттестации». Цель защиты выпускной...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300. iconУчебно-методическое пособие по написанию и защите выпускной квалификационной работы
Структура квалификационной (дипломной) работы
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 210300. iconУчебно-методическое пособие по выполению выпускной квалификационной работы для студентов отделений и факультетов журналистики высших учебных заведений
Методическое пособие предназначено для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специальности 030601. 65 Журналистика....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница